Вставка 11. Оценка фискальных результатов квазифискальны операций
Оценить фискальные результаты некоторых видов квазифискальной деятельности достаточно просто. Необходимая информация может содержаться в данных учета (например, издержки нефинансового государственного предприятия на предоставление социальных услуг). Однако количественная оценка воздействия других операций представляет собой более сложную задачу. Ниже рассматриваются примеры с целью иллюстрации количественного определения квазифискальных операций в двух сравнительно простых случаях.
Пример 1. Субсидированная ссуда, предоставленная государственным финансовым учреждением
Банк, находящийся в государственной собственности, предоставляет ссуду в размере 10 миллионов долларов по ставке 5 процентов. Коммерческие процентные ставки по аналогичным ссудам колеблются в пределах от 15 до 20 процентов в зависимости от конкретных факторов, влияющих на кредитный риск. Годовую субсидию следует оценить в диапазоне от 1 до 1,5 миллиона долларов. В отсутствие каких-либо существенных факторов, указывающих на необходимость альтернативного подхода, издержки данной квазифискальной операции следует отразить в отчетности на среднем уровне указанного диапазона, то есть в размере 1,25 миллиона долларов.
Пример 2. Множественные обменные курсы
Центральным банком установлен специальный завышенный обменный курс на уровне 2,75 единицы местной валюты за доллар для экспорта минерального сырья и 2 единицы за доллар для импорта основных продовольственных товаров. Центральный обменный курс составляет 3 единицы к доллару, что означает существование налога на экспорт минерального сырья и субсидии на импорт продуктов питания. Если совокупный экспорт минерального сырья составляет 3 миллиарда долларов США, а совокупный импорт продуктов питания — 300 миллионов долларов США, то результаты данной квазифискальной операции могут быть оценены и отражены в отчетности следующим образом.
Квазифискальный налог на экспорт минерального сырья:
(3-2,75)$ x ($3 000 000 000) = 750 000 000
Квазифискальная субсидия на импорт продуктов питания:
(3-2)$ x ($300 000 000) = 300 000 000
В данном примере чистый доход центрального банка составляет 450 миллионов единиц национальной валюты.
Долг и финансовые активы
2.1.4. Центральное правительство должно публиковать полную информацию об уровне и составе своих долговых обязательств и финансовых активов.
78. Это требование является основным для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Надежная информация об обязательствах и финансовых активах важна для оценки органами государственного управления имеющихся у них возможностей по финансированию своей деятельности и обслуживанию долга, а также объема будущих доходов, необходимых для выполнения всех имеющихся формальных обязательств. Она также создает основу для оценки устойчивости государственных финансов. Опти-
мальной практикой предоставления информации относительно долга и финансовых активов является публикация балансового отчета органов государственного управления в составе бюджетной документации. Как показано во вставке 12, при подготовке такого балансового отчета требуется решение ряда сложных проблем. Однако там, где он публикуется, балансовый отчет органов государственного управления в идеальном случае должен охватывать финансовые обязательства и активы, а также нефинансовые активы государства. В случае если нефинансовые активы не включаются в балансовый отчет, необходимо вести реестр нефинансовых активов, и перечень нефинансовых активов должен представляться в составе бюджетной документации.
Отчетность о долге
79. В отчетность должны включаться полные данные о долге центрального правительства, в том числе в форме ценных бумаг, займов и депозитов
70. Подлежит раскрытию информация об уровне долга на отчетную дату и предыдущую отчетную дату (с целью сравнения). Методы и практика стоимостной оценки (например, переоценки индексированного долга)
71, вместе с особыми характеристиками долговых инструментов или любых обязательств, не вошедших в отчетность, должны указываться в справочных статьях. Классификация и определение долга должны соответствовать принятой международной практике (например, СГФ или практике, изложенной в издании OECD, 1988). Следует также представлять информацию по любым фондам погашения, созданным для амортизации долга.
80. Долг должен представляться в разбивке по срокам, оставшимся до погашения, и классифицироваться по категориям: краткосрочный (менее 12 месяцев), среднесрочный или долгосрочный
72. Классификация долга — в применимых случаях — должна также проводиться по внутренним и иностранным компонентам на основании резидентской принадлежности держателей, по валюте выпуска (включая индексирование), держателям долговых обязательств и/или долговым инструментам. Должна также раскрываться информация о любых просроченных платежах по долговым обязательствам, при этом следует раздельно представлять просроченную задолженность по процентам и по основной сумме долга. Кроме того, следует раскрывать информацию о долговых свопах. Оптимальная практика в отношении представления отчетности о долге сформулирована в ССРД, который, помимо того, устанавливает требование о представлении данных по гарантированному долгу, а также призывает составлять отчетность по прогнозам платежей в счет обслуживания долга.
Отчетность о финансовых активах
81. Отчетность о финансовых активах должна охватывать все такие активы центрального правительства на отчетную дату, а также активы на предыдущую отчетную дату. Отчет должен включать ясное заявление о политике в области учета, на основании которой осуществлялась стоимостная оценка активов.
82. К финансовым активам относятся активы, находящиеся в распоряжении органов государственного управления для урегулирования обязательств или формальных обязательств, а также для финансирования будущей деятельности. Финансовые активы, подлежащие отражению в от-
70Изложенные здесь стандарты отчетности по долгу основаны на стандартах, содержащихся в ОСРД (. imf.org/#gdds). Обсуждение проблем отчетности по государственному долгу и финансовым активам см. в IFAC (2000a). Долг, гарантированный государством, должен представляться в отчете об условных обязательствах.
^Индексированный долг — это долг, выраженный в национальной валюте, но при этом его номинальная стоимость индексирована по отношению к иностранной валюте, уровню инфляции или цене какого-либо товара (например, цене на нефть или золото).
72Если информация о сроке, оставшемся до погашения, отсутствует, возможно представление данных о первоначальном сроке погашения.
Содержание раздела