Кроме того, функционирование ЕВС осложняется внешними факторами, связанными с нестабильностью мировой валютной системы и доллара США. ЕВС продолжает испытывать влияние этой валюты, т.к. 60% международных расчетов в ЕС осуществляется в долларах.
Наконец, усиление Германии, которая занимает не только экономически, но и географически доминирующие позиции в Европе, вызывает у ее партнеров по ЕС сомнение относительно целесообразности политического объединения, которое практически неразрывно связано с предполагаемым переходом на единую валюту.
С другой стороны, уже создан единый внутренний рынок, который должен иметь если не единую валюту, то по меньшей мере валютную стабильность. Есть основания думать, что движение к валютному союзу не будет слишком разрушительным, т.к. французский франк, бельгийский франк и ирландский фунт уже вернулись в рамки прежней полосы отклонений от своего центрального курса по отношению к немецкой марке - 2, 25%. Приблизилась к прежним границам колебаний датская крона, а гульден никогда не выходил в широкую полосу колебаний. Но такая стабильность может быть гарантирована только посредством валютного союза.[10]
Наиболее серьезным является финансовое положение стран, и если оно не изменится, то это может помешать переходу к заключительной стадии создания валютного союза. Но Маастриктский договор предусматривает процедуру определения "чрезмерного дефицита" , допускающую разные подходы.
Комиссия выявляет " грубые отклонения", которыми считаются превышение 3% планки планируемого или имеющего дефицита, если только этот показатель не снижается существенно и постоянно и достигает уровня, близкого к справочной оценке; или, наоборот, -если превышение справочной оценки - это только исключительное и временное явление и показатель остается близким к справочной оценке. Грубым считается также превышение показателя государственного долга 60% , если только этот показатель " снижается в достаточной степени и приближается удовлетворительными темпами к справочной оценке"[11]
В 1996 г. Комиссии придется доказать, что большинство стран ЕС попадают под указанные критерии и может начаться третий этап валютной интеграции. Восемь членов - Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия и Великобритания - могут быть признаны. Но Великобритания и Дания имеют право не участвовать в третьей стадии и исключены договором из любого возможного большинства. Далее, новые страны -члены ЕС - Норвегия, Финляндия - удовлетворяют всем показателям, Австрия - почти всем ( хотя и не член механизма валютного регулирования, но с валютным курсом самым стабильным по отношению к немецкой марке).
И только Швеция не соответствует финансовым критериям. Таким образом, к 1997 1. 9 стран из 16 могут составить большинство и с 1999 г. начнет действовать валютный союз.
По расчетам КЕС переход к единой валюте позволит сэкономисть только на внутренних расчетах в ЕС от 13 до 19 млрд. ЭКЮ в год.[12]
Хотя сроки политического, экономического и валютного союза могут быть по разным причинам перенесены на первое десятилетие будущего века, объединение представляется абсолютно реальным, даже если учесть лишь факт престижа Европейского Союза, его сорокалетнего интеграционного развития.
СНОСКИ В ТЕКСТЕ:
1] "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения ", под рук. Л.Н.Красавиной.Москва, Финансы и статистика, 1994г.
2] В.В.Шмелев "Коллективные вал юты - от счетных единиц к международным деньгам" . Москва, Финансы и статистика, 1990 г.
[3,4]"МЭ и МО" N 3, 1995
5] МЭ и МО, N3, 1995
6] МЭИ МО, N 1, 94; N 11,93.
7] Компас N 23 10.02.94.
8] "МЭ и МО", N 10, 1994, стр. 154
9] МЭ и МО, N 10, 94 стр. 155.
10] Компас, N 132, 30.08.94.
11] Компас, N 132,30.08.94.
12] А.В.Цимайло" Платежный баланс и валютный курс", стр. 172.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" под редакцией Л.Н. Красавиной. Москва, Финансы и статистика, 1994 г.
2. В.В.Шмелев " Коллективные валюты -от счетных единиц к международным деньгам " - Москва, Финансы и статистика", 1990