d9e5a92d

Чичкин А. - Азербайджан отдаляется от МВФ


Азербайджан отдаляется от МВФ. В Азербайджане в минувшем году была девальвирована национальная валюта. ?го пришлось сделать не без давления со стороны Международного валютного фонда( заинтересованного в однотипной финансово-экономической ситуации в Закавказье).
Азербайджанский манат, деноминированный в пропорции 1:5000, введен в обращение с I января 2006 года. В результате девальвации маНаі оказался приравнен К евро И, соответственно, стал немного дороже доллара (в среднем за год 1:0.92).

Власти республики считают такое соотношение вполне обоснованным, ибо по темпам экономического роста Азербайджан с 2002 года занимает одно из первых мест в мире.
Говорят, азербайджанское руководство присматривается к валютно-финансовой политике Туркмении (где, между прочим, национальная валюта тоже именуется манатом) и Ирана Но совершенно очевидно, что создание общеманатного блока не входит в стратегические планы МВФ, США, Евросоюза, НАТО.
Потому, вероятно, возникли неожиданные проблемы с закупками азербайджанской нефти в Джейхане в июле-сентябре 2006 года, а некоторые британские и японские фирмы тогда же решили на 10-15% сократить нефте- и газодобычу в азербайджанском секторе Каспия. Но и сегодня почти 70% поступлений в азербайджанскую госказну и до 80% экспортных доходов дают добыча и экспорт местных нефти и газа.

Манаты и евро весьма схожи

Банкноты деноминированного маната выпускаются номиналами в I, 5, 10, 20, 50 и 100 (прежде было 10 манатных номиналов - вплоть до 5000-ной купюры), и монеты - 1, 3. 5. 10, 20 и 50 гяпик (копеек). На нынешних деньгах нет портретов и архитектурных па мятников. Купюра в 1 манат отражает идею культуры, 5 манатов - письменность и литературу, 10 мо-
ВАЛЮТНЫЙ СПЕКУЛЯНТ ¦ Ниийрь димОр Т006 - wwft.ivekulBHl.tu натов - историю, 20 манатов - напоминают о Нагорном Карабахе, 50 манатов - посвящена образованию, а самая дорогая купюра в 100 манатов - экономике.
На 2006-2007 гг. Национальный банк Азербайджана (НБА) заказал свыше 250 млн. новых банкнот в 6 номиналах и более 150 млн. разменных металлических монет. Старые денежные знаки будут в обращении до 1 января 2007 г. Дизайн новых денег был разработан австрийским дизайнером валют Р. Калиной, который, между прочим, работал и с евро.

Так что неудивительно, что манаты и евро весьма схожи.
По словам председателя правления НБА Э. Рустамова, новая национальная валюта не будет искусственно привязываться к доллару, но деноминация приблизит манат к ведущим мировым валютам. Новый манат имеет до 30 степеней защиты и в этом смысле не уступает европейской валюте.
Прежние многотысячные купюры были обусловлены постоянным ростом цен, тарифов и, соответственно, падением платежно-покупательной способности национальных денег. В 1990-х годах Азербайджан неукоснительно следовал рекомендациям Международного валютного фонда.

Эго был ответ на кредиты МВФ, но и они не смогли удержать на плаву платежно-покупательные возможности тогдашних азербайджанских денег.

МВФ недоволен



Сегодня Международный валютный фонд недоволен попытками НБА и азербайджанского Минфина сдерживать рост цен и тарифов в сочетании с дотирова кием национальной экономики и социальной сферы включая государственные субсидии на развитие окраинных регионов. МВФ удалось отговорить Азербайджан от снижения единого налога на прибыль с 29% до 27%.



Постоянный участник переговорного процесса МВФ с Азербайджаном эксперт Фонда Эмин Гусейнов заявил, что данный метод стимулирования экономики уже применялся ранее в некоторых странах мира. Но тогда попытки провалилась. А цель прекрасна: стимулировать экономическое развитие регионов и активизировать бизнес. Но налог - это, прежде всего, фи скальный инструмент.

Низкий уровень бизнеса в регионах сложился не из-за высоких налогов в Азербайджане. Наоборот, налоговые ставки соответствуют среднемировым. А инвесторы -внутренние или зарубежные - меньше всего думают о налогах. Им прекрасно известно налоговое законодательство. Первое, что их заботит, в каких условиях им предстоит работалъ.

Ни один зарубежный инвестор не станет заниматься бизнесом в регионе, например, с плохими дорогами и с перебоями в подаче электроэнергии.
Похоже, азербайджанское руководство раздражено требованиями МВФ Довести внутренние цены на энерго продукты до уровня мировых. Сейчас правительство не может повысить эти цены, ибо уровень жизни в Азербайджане пока значительно уступает аналогичному параметру развитых стран.

С 2003 года национальный бюджет республики рассчитывается таким образом, что становятся более прозрачными, как и предлагает МВФ, бюджетные дотации на покрытие разницы между внешними и внутренними ценами на энергоносители. Но на процесс регулирования цен влияют определенные группы потребителей энергоносителей: так, производственные потребители платят минимальные тарифы.
В новом году сотрудничество Азербайджана с МВФ может оказаться проблематичным: Международный валютный фонд продолжает настаивать и на том, чтобы не вводилось региональное дифференцированное исчисление налогов, установленное национальным
Налоговым кодексом. Тогда некоторые регионы, где налог на прибыль почта на 15% ниже, чем в других, будут находиться е привилегированном положении.

И правительство Азербайджана на пересмотр Налогового кодекса идти пока не собирается, аргументируя это тем, что прогнозируемые налоговые поступления заносятся в государственный бюджет.
Задолженность Азербайджана перед МВФ ныне составляет $190 млн. За 13 лет сотрудничества с Фондом республика получила от МВФ $494 млн., но с каждым годом объем задолженности уменьшался. Уровень инфляции в стране, как и прежде, не превышает 5%, что отвечает и рекомендациям со стороны МВФ.

А рост денежных доходов населении в 2006 г. превысил уровень инфляции минимум вдвое.
Показатель, не имеющий аналога в мире
В новом году бюджет Азербайджана составит более $6 млрд. - таков прогноз президента Азербайджана
Азербайджанское руководство раздражено требованиями МВФ довести внутренние цены на энергопродукты до уровня мировых. Повысить эти цены нельзя, ибо уровень жизни в Азербайджане значительно уступает аналогичному параметру развитых стран.


Главными стимулами стремительного развития явились укрепление финансовой дисциплины, повышение строгого контроля со стороны государства за всеми отраслями экономики, успешные инвестиционные проекты, утверждение принципов рыночной экономики в стране, государственная поддержка частного сектора.
Президент И. Алиев заявил: За два истекших года экономический рост в стране составил 60%. Если такие темпы сохранятся в 2008 году, а я надеюсь на это, значит, за три года внутренний валовой продукт Азербайджана удвоится. Это показатель, не имеющий аналога в мире! А объем зарубежных инвестиций только за 2006 г. почти достиг $5 млрд.

Но требуется дальнейшая диверсификация экономики и внешней торговли: нужно побыстрее распрощаться с сырьевой моделью экономики и экспорта.
Что касается курсовой политики, то из-за падения курса доллара по отношению к азербайджанскому манату больше всего страдают сотрудники иностранных нефтяных компаний, получающие зарплату в американской валюте. Таково мнение председателя комитета защиты прав нефтяников М. Гахраманлы.
По официальному курсу $1 к началу декабря составил 0.86 азербайджанского маната (AZN). хотя В середине ноября SI был равен 0.95 AZN, а еще пол-года назад доллар почти соответствовал манату. Как прогнозируют многие местные аналитики, падение доллара продолжится до отметки 0.805.

Однако реальная платежно-покупательная способность американской валюты в республике на 20-25% (евро - почти на 35%) больше официальной.
Видный азербайджанский экономист К. Гафаров считает: Нынешнее положение маната зависит, прежде всего, от государственной политики. Сегодня с манатом не происходит ничего плохого: его стоимость укрепляется по отношению к российскому рублю и особенно к доллару США.

Но это намеренная политика Нацбанка Азербайджана.
Кстати, по данным азербайджанского Госсгата (2006 г.), в магазинах I литр молока не дороже 1.5 маната, килограмм мяса - 3-5, батон хлеба - 0.25 маната. Средневзвешенный курс маната к российскому рублю в минувшем году составил 30.3185.

Средняя зарплата по стране, после вычета налогов и других обязательных платежей, за год составила 135 1 маната, а средняя пенсия - 40 манатов.

Денежная специфика Нагорного Карабаха

Мятежные Деньги Нагорному Карабаху не дали ввести в обращение азербайджанские власти: по их требованию американская компания Эдукейши койн компани в конце 2005 г. прекратила печатание купюр для Нагорно-Карабахской республики (НКР) А уже напечатанные в Австрии деньги были переданы посольству Азербайджана В США. Тогда представители госдепартамента Соединенных Штатов заверили азербайджанских дипломатов, что считают Нагорный Карабах составной Частью Азербайджана и напечатанные деньги не воспринимают всерьез.
Внешне эти деньги были похожи не на армянские драмы, как можно было бы предположитъ, а на доллары США. Кстати, в 1990-х годах в Нагорном Карабахе ходили собственные нелегальные деньги - нагорно-карабахские купоны, внешне и номинально схожие с тогдашними российскими рублями.
Теперь в Карабахе используются денежные знаки Армении - драмы и разменные монеты. Но приграничная торговля с Азербайджаном и даже с Ираном ведется в азербайджанских манатах, которые обмениваются, к примеру, на драмы.



Содержание раздела