Власти республики считают такое соотношение вполне обоснованным, ибо по темпам экономического роста Азербайджан с 2002 года занимает одно из первых мест в мире.
Говорят, азербайджанское руководство присматривается к валютно-финансовой политике Туркмении (где, между прочим, национальная валюта тоже именуется манатом) и Ирана Но совершенно очевидно, что создание общеманатного блока не входит в стратегические планы МВФ, США, Евросоюза, НАТО.
Потому, вероятно, возникли неожиданные проблемы с закупками азербайджанской нефти в Джейхане в июле-сентябре 2006 года, а некоторые британские и японские фирмы тогда же решили на 10-15% сократить нефте- и газодобычу в азербайджанском секторе Каспия. Но и сегодня почти 70% поступлений в азербайджанскую госказну и до 80% экспортных доходов дают добыча и экспорт местных нефти и газа.
Банкноты деноминированного маната выпускаются номиналами в I, 5, 10, 20, 50 и 100 (прежде было 10 манатных номиналов - вплоть до 5000-ной купюры), и монеты - 1, 3. 5. 10, 20 и 50 гяпик (копеек). На нынешних деньгах нет портретов и архитектурных па мятников. Купюра в 1 манат отражает идею культуры, 5 манатов - письменность и литературу, 10 мо-
ВАЛЮТНЫЙ СПЕКУЛЯНТ ¦ Ниийрь димОр Т006 - wwft.ivekulBHl.tu натов - историю, 20 манатов - напоминают о Нагорном Карабахе, 50 манатов - посвящена образованию, а самая дорогая купюра в 100 манатов - экономике.
На 2006-2007 гг. Национальный банк Азербайджана (НБА) заказал свыше 250 млн. новых банкнот в 6 номиналах и более 150 млн. разменных металлических монет. Старые денежные знаки будут в обращении до 1 января 2007 г. Дизайн новых денег был разработан австрийским дизайнером валют Р. Калиной, который, между прочим, работал и с евро.
Так что неудивительно, что манаты и евро весьма схожи.
По словам председателя правления НБА Э. Рустамова, новая национальная валюта не будет искусственно привязываться к доллару, но деноминация приблизит манат к ведущим мировым валютам. Новый манат имеет до 30 степеней защиты и в этом смысле не уступает европейской валюте.
Прежние многотысячные купюры были обусловлены постоянным ростом цен, тарифов и, соответственно, падением платежно-покупательной способности национальных денег. В 1990-х годах Азербайджан неукоснительно следовал рекомендациям Международного валютного фонда.
Эго был ответ на кредиты МВФ, но и они не смогли удержать на плаву платежно-покупательные возможности тогдашних азербайджанских денег.
Сегодня Международный валютный фонд недоволен попытками НБА и азербайджанского Минфина сдерживать рост цен и тарифов в сочетании с дотирова кием национальной экономики и социальной сферы включая государственные субсидии на развитие окраинных регионов. МВФ удалось отговорить Азербайджан от снижения единого налога на прибыль с 29% до 27%.
Низкий уровень бизнеса в регионах сложился не из-за высоких налогов в Азербайджане. Наоборот, налоговые ставки соответствуют среднемировым. А инвесторы -внутренние или зарубежные - меньше всего думают о налогах. Им прекрасно известно налоговое законодательство. Первое, что их заботит, в каких условиях им предстоит работалъ.
Ни один зарубежный инвестор не станет заниматься бизнесом в регионе, например, с плохими дорогами и с перебоями в подаче электроэнергии.
Похоже, азербайджанское руководство раздражено требованиями МВФ Довести внутренние цены на энерго продукты до уровня мировых. Сейчас правительство не может повысить эти цены, ибо уровень жизни в Азербайджане пока значительно уступает аналогичному параметру развитых стран.
С 2003 года национальный бюджет республики рассчитывается таким образом, что становятся более прозрачными, как и предлагает МВФ, бюджетные дотации на покрытие разницы между внешними и внутренними ценами на энергоносители. Но на процесс регулирования цен влияют определенные группы потребителей энергоносителей: так, производственные потребители платят минимальные тарифы.
В новом году сотрудничество Азербайджана с МВФ может оказаться проблематичным: Международный валютный фонд продолжает настаивать и на том, чтобы не вводилось региональное дифференцированное исчисление налогов, установленное национальным
Налоговым кодексом. Тогда некоторые регионы, где налог на прибыль почта на 15% ниже, чем в других, будут находиться е привилегированном положении.
И правительство Азербайджана на пересмотр Налогового кодекса идти пока не собирается, аргументируя это тем, что прогнозируемые налоговые поступления заносятся в государственный бюджет.
Задолженность Азербайджана перед МВФ ныне составляет $190 млн. За 13 лет сотрудничества с Фондом республика получила от МВФ $494 млн., но с каждым годом объем задолженности уменьшался. Уровень инфляции в стране, как и прежде, не превышает 5%, что отвечает и рекомендациям со стороны МВФ.
А рост денежных доходов населении в 2006 г. превысил уровень инфляции минимум вдвое.
Показатель, не имеющий аналога в мире
В новом году бюджет Азербайджана составит более $6 млрд. - таков прогноз президента Азербайджана
Азербайджанское руководство раздражено требованиями МВФ довести внутренние цены на энергопродукты до уровня мировых. Повысить эти цены нельзя, ибо уровень жизни в Азербайджане значительно уступает аналогичному параметру развитых стран.
Но требуется дальнейшая диверсификация экономики и внешней торговли: нужно побыстрее распрощаться с сырьевой моделью экономики и экспорта.
Что касается курсовой политики, то из-за падения курса доллара по отношению к азербайджанскому манату больше всего страдают сотрудники иностранных нефтяных компаний, получающие зарплату в американской валюте. Таково мнение председателя комитета защиты прав нефтяников М. Гахраманлы.
По официальному курсу $1 к началу декабря составил 0.86 азербайджанского маната (AZN). хотя В середине ноября SI был равен 0.95 AZN, а еще пол-года назад доллар почти соответствовал манату. Как прогнозируют многие местные аналитики, падение доллара продолжится до отметки 0.805.
Однако реальная платежно-покупательная способность американской валюты в республике на 20-25% (евро - почти на 35%) больше официальной.
Видный азербайджанский экономист К. Гафаров считает: Нынешнее положение маната зависит, прежде всего, от государственной политики. Сегодня с манатом не происходит ничего плохого: его стоимость укрепляется по отношению к российскому рублю и особенно к доллару США.
Но это намеренная политика Нацбанка Азербайджана.
Кстати, по данным азербайджанского Госсгата (2006 г.), в магазинах I литр молока не дороже 1.5 маната, килограмм мяса - 3-5, батон хлеба - 0.25 маната. Средневзвешенный курс маната к российскому рублю в минувшем году составил 30.3185.
Средняя зарплата по стране, после вычета налогов и других обязательных платежей, за год составила 135 1 маната, а средняя пенсия - 40 манатов.
Мятежные Деньги Нагорному Карабаху не дали ввести в обращение азербайджанские власти: по их требованию американская компания Эдукейши койн компани в конце 2005 г. прекратила печатание купюр для Нагорно-Карабахской республики (НКР) А уже напечатанные в Австрии деньги были переданы посольству Азербайджана В США. Тогда представители госдепартамента Соединенных Штатов заверили азербайджанских дипломатов, что считают Нагорный Карабах составной Частью Азербайджана и напечатанные деньги не воспринимают всерьез.
Внешне эти деньги были похожи не на армянские драмы, как можно было бы предположитъ, а на доллары США. Кстати, в 1990-х годах в Нагорном Карабахе ходили собственные нелегальные деньги - нагорно-карабахские купоны, внешне и номинально схожие с тогдашними российскими рублями.
Теперь в Карабахе используются денежные знаки Армении - драмы и разменные монеты. Но приграничная торговля с Азербайджаном и даже с Ираном ведется в азербайджанских манатах, которые обмениваются, к примеру, на драмы.