d9e5a92d

Механизм разрешения любого конфликта

- прекращение противодействия;
- устранение травмирующих факторов;
- достижение цели одной из конфликтующих сторон;
- изменение позиции индивида;
- формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.
Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента [12]. Важно, чтобы при урегулировании конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник.

Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате ученического коллектива, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением учащимся, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы.

Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.
Механизм разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех блоков. Первый подготовительный это диагностика конфликта (см.

2.1.). Второй разработка стратегии разрешения, представленная ниже.

Третий непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта реализация комплекса методов и средств.
По нашему мнению, механизм разрешения конфликтов, должен:
- обеспечить стабилизацию и интеграцию внутригрупповых отношений, снизить социальное напряжение;
- создать благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе;
- дать базовую подготовку учащимся в оснащении их теоретическими знаниями и практическими умениями конструктивного разрешения конфликтов;
- помочь школьникам познать себя, изучить свои интересы, склонности, возможности, потребности и выработать умения управлять своим поведением;
- научить обретать, изменять и развивать собственное Я;
- стимулировать активность и актуализировать потребность учащихся в развитии личностных качеств, начинающихся с само, путем включения в общение и основные сферы жизнедеятельности: познания, практической деятельности, отношений, игры и творческой деятельности, физического развития и т. д.;
- инициировать педагогов и родителей и направлять их усилия на интеграцию воспитательной деятельности по формированию у учащихся опыта конструктивного урегулирования конфликтов.
Ниже приводится разработанный нами механизм конструктивного разрешения конфликтов.
Первоначальным этапом основой процесса конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе является прекращение конфликтного взаимодействия. До тех пор, пока с одной или другой стороны будут предприниматься какие-либо меры по усилению своих позиций или ослаблению позиций оппонента с помощью насилия, речи об урегулировании конфликта идти не может [13, 457].
Именно конфликтное взаимодействие наносит наибольший вред межличностным отношениям, даже очень сильные личности могут не вынести эмоционального напряжения, вызванного конфликтом. Кроме того, продолжительность конфликтного взаимодействия способствует сплочению группы против оппонента, если конфликт происходит между личностью и группой, что вредит полному разрешению конфликта.
На следующем этапе нужно сформировать у ученика готовность к разрешению конфликта. Следует заметить, что подготовка к разрешению конфликтов процесс длительный. Например, в ходе беседы можно убедить подростка в необходимости разрешить конфликт конструктивно, но следующий конфликт, который возникнет, разрешить будет гораздо сложней. Готовность к конструктивному разрешению конфликта означает наличие у подростков развитых способностей самостоятельно оценивать на основе полученных знаний свои индивидуальные особенности и возможности, уровень собственной конфликтности, степень проявления своих личностных качеств и умение взять на себя ответственность за разрешение конфликта.

Для этого, на наш взгляд, и нужен факультативный курс, разработанный в рамках данного исследования.
В предлагаемой нами методической системе готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликта учитывалась ее динамичность, что позволило рассматривать конечное состояние системы, как планируемый результат подготовки учащихся, т. е. расширение объема знаний о конфликте, развитие умений и навыков в конструктивном разрешении конфликта, прогнозирование системы сдвигов в них на основе программы коррекции и самокоррекции. При этом цель научить конструктивно разрешать конфликты мы рассматривали в качестве детерминирующего фактора.


Состав, внутренние и внешние связи системы формирования готовности к конструктивному разрешению конфликта и иерархию ее элементов отражены в таблице 1.
Как известно, любой педагогический процесс обусловлен четкостью определения его целей. Цель формирования системы готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликта заключается:
1. В формировании знаний о конфликте и его последствиях: уяснение понятия конфликта, причин возникновения, его сущности и структуры, видов конфликта, его функций, динамики развития, возможных путей выхода из конфликта и его предупреждении.
2. В формировании умений конструктивно разрешать и предупреждать конфликт: определять переход общения в предконфликтную или конфликтную стадии; понимать, выслушивать партнера, терпеть инакомыслие, объективно оценивать ситуацию. В формировании опыта по выработке индивидуального стиля поведения в конфликте: анализа реальных конфликтов для установления порядка урегулирования или разрешения; выделения задач и проблем, подлежащих первоначальному разрешению; устранения стереотипов и установок в восприятии и поведении.
Таблица 1
Система формирования готовности подростков к конструктивному
разрешению конфликта

Цели 1. Формирование знаний о конфликте и его последствиях
2. Формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликт
3. Формирование опыта по выработке индивидуального стиля поведения в конфликте
4. Закрепление и дальнейшее развитие знаний, умений и опыта поведения в конфликте
Содержание 1. Теоретические основы конфликта и его конструктивного разрешения
2. Организация и осуществление психолого-педагогической помощи учащимся в разрешении конфликтов
3. Методика проведения факультативных занятий по конфликтологии
4. Практическое применение полученных знаний, умений и опыта
Методы 1. Организации и осуществления воспитательной деятельности
2. Стимулирования и мотивации конструктивного разрешения конфликтов
3. Контроль и самоконтроль в формировании разрешения конфликтов
Организационные формы 1. Личностно ориентированное воспитание
2. Индивидуальное воспитание
3. Коллективное воспитание
4. Самовоспитание
Средства 1. Программы по воспитанию личности
2. Теоретическая информация о проблеме конфликта, формах и методах его разрешения
3. База данных о практике разрешения и предупреждения конфликтов
Контроль 1. Предварительный
2. Текущий
3. Итоговый
Планируемые результаты 1. Расширение системы знаний, умений, навыков о конфликте и его разрешении
2. Повышение уровня овладения способами бесконфликтных взаимоотношений между учащимися
3. Совершенствование личностных качеств учащихся
4. Основы самовоспитания и саморегуляции в конфликте

3. В закреплении и дальнейшем развитии знаний, умений, опыта поведения в конфликте: формировании навыков самоанализа, самоконтроля, самокоррекции поведения; выработке стратегии поведения в конфликте на базе опыта и теоретических знаний.
Подготовка учащихся к конструктивному разрешению конфликта является новым направлением в педагогическом процессе, в связи с чем в рамках нашего исследования возникла необходимость в разработке требований к содержанию конфликтологического образования. Сюда нами отнесены:
1. Теоретические основы конфликта и его конструктивного разрешения.
2. Организация и осуществление психолого-педагогической помощи учащимся в разрешении конфликтов.
3. Методика проведения факультативных занятий по конфликтологии.
4. Применение на практике полученных знаний, умений, опыта.
5. Основополагающая роль в экспериментальной работе по формированию готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликтов в подростковом коллективе была отведена факультативным курсам: Теоретические основы конфликтологии, Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия, Теория и практика разрешения конфликта. В целом предлагаемые нами программы призваны обеспечить:
- адекватное понимание конфликта, его структуры, динамики, функций, а также путей выхода из него;
- активное усвоение учащимися знаний о конфликте;
- освоение методов его конструктивного разрешения;
- овладение навыками предупреждения и выхода из конфликтного взаимодействия.
Один из главных вопросов образования как учить побудил нас обратиться к категории методов обучения.
При отборе методов воспитания для формирующего эксперимента мы исходили из следующего [145]:
- ни один отдельно взятый метод воспитания не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме, поскольку каждый из методов позволяет получить лишь специфические результаты воспитания;
- ни один из методов воспитания не является универсальным, поэтому эффективных результатов в воспитании можно добиться только при использовании многообразия методов;
- наибольшего эффекта можно достичь лишь при использовании взаимодополняющих методов, ориентированных на единую цель, т. е. систем методов.
Если методы воспитания в эксперименте отражали внутреннюю сторону воспитательного процесса, то внешнюю сторону его организации отражали формы воспитания.
В результате подготовки учащихся к разрешению конфликта мы планировали получить:
1. Расширение теоретических знаний, умений, навыков о конфликте и его последствиях. Ребенок должен понимать, к чему может привести конфликт, насколько важно его своевременное разрешение, как можно выйти из конфликтной ситуации без сильного ущерба для себя и окружающих.

Для этой цели нами и были разработаны факультативные курсы.
2. Повышение уровня овладения способами бесконфликтных взаимоотношений. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.

Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личностных особенностях оппонента [178].
При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему.

Учащийся, чтобы приступить к разрешению конфликта, должен научиться смягчать это негативное отношение, снижать интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к нему. Среди приемов выделяют такие, как: положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критическое отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.
Одновременно целесообразно позаботиться, чтобы стороны перестали видеть в оппоненте врага, противника. Важно, чтобы они поняли, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.
Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий, выявление и признание ошибок, что снижает негативное восприятие. Во-вторых, необходимо постараться, чтобы стороны поняли интересы друг друга.

Понять не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп.

В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при урегулировании или разрешении конфликта [13].
Совершенствование личных качеств учащихся предполагает, что ребенок становится терпимее, внимательнее с остальными членами коллектива, менее агрессивным, более последовательным и т. д. Закладываются основы самовоспитания и саморегуляции.
Подготовка подростков к конструктивному разрешению конфликтов вопрос небыстрый, когда подростки готовы к разрешению конфликта, они могут разрешить или даже урегулировать его сами. В качестве выхода из ситуации, когда существует необходимость в немедленном разрешении конфликта, важно убедить подростка рядом педагогических методов (беседа, диалог, убеждение и т. д.) в целесообразности этого процесса.

Только после этого можно начать объективное обсуждение проблемы. Выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия.

Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Еще одно немаловажное условие выбор оптимальных стратегий разрешения, соответствующих данным обстоятельствам. Среди них выделяются стратегии:
- связанные с оказанием помощи в поиске решения проблемы конфликта;
- направленные на обеспечение взаимодействия сторон и поддержание между ними неконфликтных отношений;
- направленные на манипулирование поведением участников конфликта.
Следующим аспектом урегулирования конфликта является разработка правил взаимодействия сторон. Кроме того, педагог должен проследить выполнение достигнутых договоренностей.
Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (положения в ученическом коллективе) оппонентов. Участники конфликта должны осознавать пределы уступок, которые может себе позволить Другая сторона.

Радикальные требования могут спровоцировать другую сторону на возврат к конфликтному противоборству. Педагог должен обратить на это особое внимание.
Следует учитывать две основные группы проблем, которые могут возникнуть у педагога. Первая заключается в том, что разрешение конфликта требует значительного времени.

Конфликт же находится в постоянной динамике и иногда развивается быстрее, чем мы могли бы предположить. Второе педагог должен быть компетентным в вопросах урегулирования и разрешения конфликтов и иметь авторитет у всех участников конфликта.
Успешность завершения конфликтов зависит и от того, как педагог и конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся:
- наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;
- участие в завершении конфликта нейтральных лиц (третьей стороны), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В.

Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А.. Шипилов) подтверждает положительное влияние педагогов, в качестве посредников, на урегулирование конфликтов;
- стороны приступают к разрешению конфликта своевременно на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия меньше ущерба меньше обиды и претензий больше возможностей для того, чтобы договориться;
- высокий уровень общей культуры оппонентов;
- единство ценностей;
- опыт;
- хорошие отношения с оппонентами до конфликта.
Чтобы конструктивно урегулировать конфликт, нужно научиться им управлять.
Управление конфликтом, по нашему мнению, есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом это перевод его в рациональное русло деятельности подростков, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конфликтами включает в себя:
- прогнозирование конфликтов;
- предупреждение одной и вместе с тем стимулирование другой стороны;
- прекращение и подавление конфликтов;
- регулирование и урегулирование.
Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие [69].
Всю совокупность психолого-педагогических методов, обеспечивающих протекание механизма разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы. Первую, включающую в себя все виды борьбы, преследующую цель достижения победы одной стороны над другой, условно назовем группой негативных методов.

Термин негативные методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между сторонами конфликта.

Это, в первую очередь, разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.
Различие негативных и позитивных методов условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга.
Принимая во внимание все вышеизложенное, отметим, что для конструктивного разрешения или урегулирования конфликта в малой подростковой группе, в первую очередь, необходимы высокий уровень психолого-педагогической компетентности регулирующего этот процесс педагога и готовность учащихся к разрешению конфликта. Это во многом определяет исход конфликта.
Характеристика системы слагаемых элементов механизма, определение их функций и необходимых интегральных и ключевых воспитательных операций, с помощью которых эти функции реализуются, дает возможность увидеть целостную структуру процесса формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
Психологический климат является одной из важных составляющих не только механизма разрешения конфликта, но и процесса формирования у учащихся опыта конструктивного разрешения конфликтов, поскольку влияет на самочувствие всех членов коллектива, проявление своего Я и развитие личности. Основными функциями данного слагаемого является обеспечение защищенности, психологической свободы, инициативности каждого члена коллектива, создание мажорности, работоспособности и мобильности коллектива и каждого его члена в отдельности.

Главные операции личный контакт, положительное подкрепление позволяет вызвать у подростков удовлетворение и закрепить у них позитивное отношение к ценностям. Одна из конечных целей положительного подкрепления закрепление психологических новообразований личности реализуется путем использования педагогом различных способов: признания достоинств учащегося, поощрения, предоставления новых прав, возложения новых обязанностей и т. п.
Исходным педагогическим элементом спроектированного нами механизма является педагогическое общение, которое предполагает овладение педагогом системой технологий оценки, требования, речевого воздействия, примера, поддержки, успеха, защиты, среды, групповой деятельности, конфликта, а также педагогической техникой и технологией психологического климата.
Возвышая, поощряя и одобряя действия своих питомцев, наставник реализует три функции педагогического общения: открытие, соучастие, возвышение [74, 106].
Особое место в системе слагаемых занимает педагогическая техника, которая является элементом-условием, позволяющим подготовить педагога, его психофизический аппарат, как инструмент воздействия (Н. Е. Щуркова). Нами сформулированы основные функции педагогической техники и выделены основные технологические операции. Владение педагогической техникой помогло выполнить ряд функций, основной из которых является содействие реализации всех остальных элементов механизма.

На наш взгляд, современного воспитателя должно отличать постоянное стремление вырабатывать у себя профессионально-педагогические, умения и навыки, личностные качества и технические умения для более эффективного взаимодействия и взаимопонимания с воспитанниками.
Кроме того, важнейшим условием эффективности данного механизма урегулирования, разрешения конфликтов в малой подростковой группе является личность самого педагога, который призван быть центральной фигурой этого процесса. Он, в конечном счете, учитель личность, увлекающий, заряжающий личным примером своих учеников, проводник ценностного отношения к жизни, создающий условия для конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов, развития личности каждого из воспитанников. Пример, как показывает практика работы, обладает исключительно важной воспитательной силой.

Он дает конкретные образцы Для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Заботясь о воспитании личности, способной конструктивно разрешать и урегулировать конфликты, мы считаем важным окружить воспитанников положительными примерами для подражания.
Личность воспитывается личностью. В воспитателе, с нашей точки зрения, должно ярко прослеживаться единство общей жизненной и профессиональной позиции, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. Если воспитатель авторитетный и уважаемый человек, то ему авансируется доверие, его мнение считается верным, за ним признается право на принятие ответственного решения, с него берут пример и т. п. В ходе опытно экспериментальной работы нами учитывалось, что подростки более дифференцированно подходят к личности учителя.

И если за педагогом-воспитателем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в ситуации внеучебной деятельности, то это можно расценивать как подлинный авторитет учителя.
Личный пример выполняет следующие функции: способствует совместному движению вперед к общим целям и стимулирует личностный рост воспитанников, ориентирует их на подлинные ценности. На практике данные функции воплощаются с помощью совокупности операций: самораскрытия воспитателя: Я не знаю лучшего способа приобщения к жизненной мудрости и интеграции, чем приобщение других к своему жизненному опыту... (Дж.

Энрайт); взаимного раскрытия Я воспитателя и Я воспитанника, взаимной трансакции Я; предложенного В. Леви педагогического приема свечения (тепло, радость, дружеское расположение, симпатия и т. п.) и целого ряда других.
Если воспитатель не просто источник информации, а человек обладающий широкой общей эрудицией, разносторонними знаниями, горящий стремлением охотно делиться ими с учащимися, увлеченный процессом познания, школьники видят в нем старшего товарища, что, как правило, порождает у них состояние одухотворенности, вдохновения, желания творчески обогащать и развивать себя интеллектуально. Как точно сказал Ю. В. Ирхин: Посредственный преподаватель излагает, хороший объясняет, выдающийся показывает, великий вдохновляет [75,9].
Нельзя не оценить и значения педагогической поддержки, которая выделяется нами как наиболее важный ключевой элемент воспитания личности способной конструктивно урегулировать и разрешать конфликты. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть данный элемент подробно.
Выделение педагогической поддержки в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено группой ученых под руководством О. С. Газмана. Под педагогической поддержкой исследователями понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем.
Педагогическая поддержка представляет собой процесс совместного определения со школьником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах [117, 4].



Содержание раздела