- какими методами и способами велась борьба;
- насколько велики потери сторон;
- насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
- удалось ли в результате снять эмоциональное напряжение сторон;
- какие методы выбраны педагогом в процессе конструктивного урегулирования конфликта.
- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
- навязан ли компромисс одной из сторон с третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;
- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
При любом варианте урегулирования конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда для снятия негативного взаимного восприятия требуются годы.
Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции ( 2). Исследования в этой области (первые из которых были проведены Л. Козером, Р. Дарендорфом) позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:
- установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;
- разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
- установление и поддержание относительно стабильной структуры взаимоотношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
- создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
- диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
- выявление нарушений функционирования коллектива. Именно конфликт позволяет определить, что в коллективе не все в порядке, выяснить какие требуются изменения;
- источник инноваций, стимул к изменению и развитию.
Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.
Основой деструктивных воздействий, прежде всех остальных составляющих, является чрезмерная напряженность (психическая или социальная), которая ведет к нарушению координации усилий целесообразной деятельности человека, а также к тому, что эмоциональное возбуждение, сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет когнитивные процессы, отключает саморегуляцию и контроль над ситуацией. Существует порог уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, это толерантность к фрустрации.
При нормальном уровне напряжения человек может испытывать фрустрацию значительной выраженности и длительности, при этом не проявляя никаких признаков дезорганизации поведения и деятельности по выходу из создавшейся ситуации, но при увеличении напряжения, выходящего за порог индивидуальной толерантности, он может быть выведен из душевного равновесия. Толерантность к фрустрации переменная величина, зависящая от уровня напряжения, индивидуальных особенностей человека и типа ситуации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта, которые проявляются:
- в стремлении наказать оппонента, нанести ему ущерб, что является следствием переживания гнева и других негативных явлений;
- в негативных изменениях представлений об оппоненте, когда он оценивается как ущербный в моральном плане; как представитель группы, но не индивидуальность;
- в самоподдержке и самовоспроизводстве образов конфликтного взаимодействия, посредством искажающего восприятия;
- в появлении самоосуществляющихся пророчеств, т. е. в ожидании негативного поведения от оппонента, подкрепляемого любым фактом его жизнедеятельности, и другие [66].
Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам.
Нельзя не отметить, что любому человеку трудно перенести негативные последствия конфликта, а подростку тем более. Научиться регулировать, прогнозировать, управлять конфликтами, для того, чтобы снизить влияние негативных последствий на психику подростка, одна из главных задач педагога.
2. Появление конфликтов в малой подростковой группе, со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.
3. Появление конфликтов в малой подростковой группе связано с особенностями подросткового возраста (по мнению некоторых исследователей (К. Юнг, В. А. Геодакян, К. Лоренс, Д. Майдерс, А. С. Кармин, О. В. Алахвердова), следует так же учитывать тендерные (различия, связанные с полом).
Рассмотрим их подробнее.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности и формирование нравственного сознания.
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с овладением морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы.
Кроме того, в этот период формируется мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении, одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя как личность.
Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности.
Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поведения [95].
Следует отметить, что личность развивается, параллельно в разных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в другой, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации.
Индивидуально-психологические качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможность успешного интегрирования в ней.
Все вышесказанное, на наш взгляд, дает основания полагать, что
возрастные психолого-педагогические особенности подростка такие, как импульсивность, вспыльчивость, критическое отношение к взрослым, чувствительность к критике, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям, избирательность в дружбе и т. д. играют важную роль в процессе разрешения конфликтов. И именно это будет отличительным фактором конфликтов в подростковых группах от конфликтов вообще.
Важно подчеркнуть индивидуальные особенности ученика, не задеть его самолюбия, иначе педагог может потерять доверие ребенка и конструктивно урегулировать конфликт будет очень сложно. У регулирующего конфликт педагога нет права на ошибку.
Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива важный путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.
Индивидуально психологические особенности личности, как правило, характеризуются степенью выраженности таких характеристик, как: тревожность, агрессивность, темперамент, интеллект, эмпатические способности, самооценка, уровень притязаний и т. д.
Знание возможной реакции индивида на происходящие события, исходя из его индивидуальных особенностей, может позволить опираясь на положительные черты преодолеть отрицательные, снизив таким образом угрозу возникновения конфликта.
Э. Берн выделяет в структуре человеческой личности три составляющих: Дитя (Д), Родитель (Р) и Взрослый (В).
У каждого человека в процессе общения актуализируется то одна, то другая из этих частей его личности в зависимости от ситуации и ее участников. В транзактной модели человеческих отношений возникновение конфликта связывается с тем, что в процессе общения у людей вступают во взаимодействие несоответствующие друг другу части их личностей.
Это одна из наиболее известных и используемых в практике разрешения конфликтов система, разработанная в транзактном анализе.
Второй характеристикой личности является ее система потребностей, мотивов, интересов, т. е. то, что объясняет причины поведения личности,
помогает понять принимаемые решения, участие или неучастие в конфликте.
Следующей составляющей, которая характеризует поведение личности в конфликте, является внутреннее представление личности о себе, ее Я образ (Я концепция).
Суть данной концепции, применительно к конфликтологии наиболее полно раскрыла О. Н. Громова. Она по ее мнению, состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего Я, того, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем [50].
Стабильность Я образа является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится к установлению и постоянному поддержанию определенного набора свойств, характеризующих, то, как он думает, его сущность.
В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев люди могу игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют Я образу.
Например, если индивид объективно оценивает свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки он правильно отреагирует (при прочих равных условиях) и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано.
При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. Кратко остановимся на составляющих этой концепции, отмеченных О. Н. Громовой.
Я реальное это я в настоящем, оно является синтезом установок самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения себя.
Я идеальное некоторая совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя, Я идеальное может подменять Я-
реальное, тогда человек живет иллюзией самолюбования, самовлюбленности, общаться с ним крайне сложно, его надо все время хвалить, возражения против он не слышит. Противоречие между реальным и идеальным Я составляет одно из важных условий саморазвития личности.
Я конструктивное наше видение своего будущего, оно трансформирует элементы нашего идеального Я в цель деятельности: выучить иностранный язык, чтобы в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда, получить интересную работу.
Каждое из этих Я включает в себя несколько составляющих.
Я физическое фиксирует общее представление о телесных параметрах личности, ее привлекательности. Оно распространяется на наши вещи, дом, жилище и т. д.
Я социальное это отношение к себе в настоящем с точки зрения места в социальных отношениях.
Я эмоциональное и умственное насколько мы довольны собой, насколько мы считаем себя умными, развитыми. Сформировавшееся самовосприятие личности лежит в основе взаимоотношений этой личности с окружающими.
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального Я, они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического комфорта личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, например, критические замечания, так как они нарушают единство созданного внутреннего образа представления о себе.
Неадекватное представление d себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Каждый подросток вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, которые действуют иногда на бессознательном уровне (приложение 1).
Конфликт в малой подростковой группе провоцируется не только
личностными особенностями индивида, но и самой группой. Также как у разных людей различна реакция на одно и тоже действие, также различна реакция разных групп на одни и те же действия личности.
Появление конфликтов со стороны группы, как показывают наши исследования, связано со способом разрешение внутригрупповых противоречий.
Существует несколько типов внутригрупповых противоречий. Это противоречия: между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.
Конструктивное урегулирование противоречий между личностью и группой приводит к развитию группы, дает возможность избежать острого конфликта. Ф. Шамбо, основывающий свой анализ на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, считает, что развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения личности (лидера) с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями.
Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Урегулирование конфликта заканчивается наступлением фазы гармонии, характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между личностью (лидером) и другими членами группы.
В отличие от конструктивного деструктивное разрешение противоречий, приводит к острому конфликту, такое решение конфликта ведет:
- большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников. В нашем случае наиболее значимые последствия будут для личности;
- неблагополучно развивающийся конфликт может сопровождаться
психологическим и физическим насилием;
- конфликт, как трудная ситуация, всегда сопровождается стрессом;
- конфликт это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;
- конфликт формирует негативный образ другого образ врага, который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
- конфликт может негативно отражаться на индивидуальной и групповой деятельности сторон. Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблемы;
- конфликт зачастую отрицательно влияет на развитие личности и группы.
Идиосинкразический кредит (согласно Е. Холландеру) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле конформности) и величины статуса субъекта в группе. Такой кредит представляет своеобразное разрешение группы на отклоняющееся от групповых норм девиантное поведение.
Идиосинкразический кредит является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы различных инноваций.
Групповые нормы представляют собой совокупности правил и требований, вырабатываемых каждой группой, они являются своеобразной призмой преломления социальных норм [50, 133].
Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении ее поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Различают внешний (публичный) конформизм и внутренний (личный). Внешний конформизм представляет собой демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать порицания, наказания.
Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок личности в результате принятия позиции окружающих, оцениваемой в качестве более обоснованной.
Согласно эмпирическим данным, на уровень конформизма влияют следующие факторы: характеристика индивида, подвергаемого групповому давлению (пол, возраст, интеллект, внушаемость); характеристики групп, оказывающих это давление (размер, сплоченность, наличие сильного лидера); содержание задачи и степень заинтересованности в выполнении этой задачи личности, ее компетентность; характер взаимоотношений индивида и группы (статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости группы и личности в получении вознаграждения).
Особой разновидностью рассмотренной зависимости является нонконформизм стремление во что бы то ни стало поступить вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
Если личность исчерпала свой кредит, конфликт неизбежен.
С личной заинтересованностью одного из членов группы в конфликте в силу личной неприязни, конкуренции, недоразумения, негативной установки и т. д.
При изучении конфликтов в группе важную роль играет стиль лидерства. Лидерство это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежат отношения доминирования и подчинения. Лидерство опирается на наличие власти и личностное влияние.
Оно характеризуется определенным стилем.
Стиль лидерства это своеобразный процесс осуществления влияния на поведение людей, проявляющийся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния. Понятие стиля лидерства впервые предложил К. Левин. Различают три типа стиля лидерства:
1. Демократический решение принимается группой. Указанный стиль лидерства наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях.
Более ориентирован на межличностные отношения и решение творческих задач.
2. Авторитарный решение принимает лидер.
3. Попустительский участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер.
При возникновении конфликта между лидером и одним из членов группы (межличностный конфликт) остальная группа обычно принимает позицию лидера. Однако это правило перестает действовать в случае доминантного поведения одного из членов группы претендующих на лидерство.
К признакам доминантного поведения личности относят: инициативность в ситуациях межличностного взаимодействия; приспособленность к общему, сиюминутному настроению; вкус и склонность к власти; обращение за помощью к обстоятельствам (умение использовать в своих целях возникающие в процессе взаимодействия ситуативные моменты).
Важную роль играет также эффективность групповой деятельности. Эффективность понимается нами как успешное решение группой всех имеющихся задач.
Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитой группы (коллектива) является сверхаддитивный эффект [125, 534]. Он представляет собой способность группы как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем может сделать такое же по численности количество людей работающих независимо друг от друга и не объединенных системой описанных отношений.
Группа, не выполняющая своих задач, может распасться или обвинить в невыполнении своей социальной роли одного из своих членов.
Социальные роли личности обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то оно нормально и не воспринимается. Если не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя личность, потребовав изменение поведения, либо возникнет конфликт.
В зависимости от характера межличностных отношений выделяют роли: межличностные (форма поведения которую ожидает от личности других личностных особенностей каждого учащегося, а не просто на бесконфликтный коллектив учащихся; сформированностью практических умений проектировать процесс конструктивного урегулирования конфликта на основе авторских и прогрессивных технологий; умением создавать благоприятную творческую атмосферу в подростковом коллективе; высоким уровнем развития рефлексии, способности к критическому анализу собственной воспитательной деятельности.
До сих пор нет однозначного ответа специалистов на вопрос о том, что понимать под управлением и разрешением конфликтов. В настоящее время признается, что разрешение конфликта это, прежде всего, его локализация или устранение, а управление не обязательно означает уменьшение величины конфликта, а скорее связано с его урегулированием и контролем, пресекающим враждебность, агрессию путем достижения взаимоприемлемых соглашений.
Понятно, что эти градации, учитывая специфику конкретных конфликтных ситуаций независимо от их масштаба и уровня, достаточно условны.
Подростки учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми, особенно с педагогами. Подражая, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта.
Занимаясь исследованием данной проблемы, мы неоднократно имели возможность убедиться в рассудительности и находчивости подростков в конфликтной ситуации.
И тем не менее существует необходимость в механизме, с помощью которого можно разрешить если не любой, то многие конфликты. Подготовка подростков к использованию данного механизма, на наш взгляд, должна осуществляется по нескольким направлениям:
1. Постоянная и неуклонная ориентация подростков на интересы окружающих.
2. Игровая деятельность, инициирующая активную работу учеников по осмыслению взаимоотношений людей, содействует лучшей подготовке подростка к столкновению его интересов с интересами другого человека.
3. Беседы о том, что между людьми возникают противоречия потому, что
внутренние миры людей непохожи, всегда плодотворен.
Нельзя не признать, что в профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что воспитание уже содержит в себе противоречие, а значит, педагогический конфликт развивается весьма противоречиво.
Обобщение результатов ряда исследований, в том числе и нашего, позволяет определить, что разрешение конфликта это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.
Разрешение конфликта предполагает, что участники полностью снимают существующие между ними противоречия и переводят свои отношения на качественно новый уровень.
Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. По мнению американского конфликтолога М. Дойча, основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В. М. Афонькова выделила следующие критерии разрешения конфликта: