Наконец, сотрудничество и решение проблемы может быть весьма нелегким делом, если доминирующая организационная культура не включает сотрудничество в перечень своих ценностей.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
- отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
- участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
- первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров.
- вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени.
Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.
Цели и результаты переговоров
В процессе переговоров необходимо учитывать две важные цели: одна имеет отношение к сути вопроса, вторая к взаимоотношениям. Существенные цели касаются результатов, имеющих отношение к вопросам содержания переговоров. Один из примеров это вопрос о величине заработной платы во время заключения коллективного договора.
Цели взаимоотношений касаются результатов, показывающих, насколько добросовестно люди участвуют в процессе переговоров, а также к любым последствиям, которые могут возникнуть при совместной работе после завершения процесса переговоров. В качестве примера можно привести способность членов профсоюза и представителей администрации эффективно работать после завершения споров по поводу заключения контракта.
К сожалению, многие переговоры ведут к разрушению отношений, поскольку участвующие в них стороны слишком озабочены задачами, связанными с сутью вопроса и личными интересами. Напротив, эффективные переговоры имеют место в тех случаях, когда удается решить задачи, связанные с сутью вопроса, и одновременно сохранить или даже улучшить отношения между людьми.
Они ведут к выявлению сферы общих интересов и выработке совместных решений во благо всех сторон.
Менеджеры и руководители групп должны быть готовы вести переговоры по меньшей мере, в трех основных ситуациях. При двусторонних переговорах менеджер договаривается непосредственно еще с одним человеком.
При групповых переговорах менеджер является членом группы, в которой ведутся переговоры с целью прийти к общему решению. При межгрупповых переговорах менеджер является членом группы, которая ведет переговоры с другой группой с целью прийти к решению проблемы, затрагивающей интересы обеих групп.
Стратегии и тактики ведения переговоров
Используемый метод, или стратегия, переговоров может определить их окончательный исход.
При дистрибутивных переговорах акцент делается на позициях, декларируемых конфликтующими сторонами. Каждая из сторон пытается заявить свои права на часть пирога.
При интегративных переговорах, которые иногда называют принципиальными, акцент делают на вопросах выгоды. Все участники пытаются увеличить размер имеющегося пирога, а не захватить от него кусок побольше.
Дистрибутивные переговоры
Используя дистрибутивный подход к переговорам, участники должны задать себе вопрос: Кому достанется этот ресурс? Этот вопрос и определяемое им поведение оказывают огромное влияние на процесс переговоров и их результаты. Дистрибутивные переговоры развиваются, как правило, в одном из двух направлений, при этом ни одно из них не дает оптимальных результатов.
Жесткие дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что каждая из сторон твердо придерживается своей позиции. Это ведет к конкуренции, в процессе которой каждая из сторон стремится к доминированию и пытается максимально удовлетворить собственные интересы. Жесткий подход может завершиться результатом типа выигрыш - проигрыш, при котором в выигрыше остается только одна из сторон.
В противном случае он может завести в тупик. Мягкие дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что одна из сторон готова идти на уступки, чтобы что-то приобрести взамен. В этом случае одна из сторон пытается найти способ, позволяющий удовлетворить желания другой стороны. Мягкий подход ведения переговоров ведет к аккомодации, при которой одна из сторон уступает другой, или компромиссу, при котором каждая из сторон жертвует чем-то в пользу другой ради достижения соглашения.
В любом случае остается некоторая скрытая неудовлетворенность. Даже если мягкие дистрибутивные переговоры заканчиваются достижением компромисса (т. е. сближением изначальных позиций), может возникнуть чувство неудовлетворенности, поскольку каждая из сторон не получила желаемого.
Интегративные переговоры
Пользуясь интегративным подходом к ведению переговоров, участники должны задать себе вопрос: Как лучше всего использовать имеющиеся ресурсы? Заметьте, что этот вопрос существенно отличается от того, который мы формулировали в случае дистрибутивного ведения переговоров.
Он подразумевает гораздо меньше конфронтации и позволяет рассмотреть более широкий спектр альтернатив. С самого начала он значительно сильнее ориентирован на тип выигрыш - выигрыш.
С одной стороны, интегративные переговоры могут включать в себя избирательное избегание, при котором обе стороны понимают, что существуют гораздо более важные вещи, которым стоит уделить и время и внимание. Можно не получить никакого вознаграждения за потраченные на переговоры время, энергию и усилия. Свою роль в интегративном подходе играет и компромисс, но он должен иметь прочную основу. Достижение компромисса наиболее вероятно в тех случаях, когда каждая из сторон отказывается от менее существенного для себя во имя приобретения чего-то более ценного.
Наконец, интегративные переговоры могут подразумевать настоящее сотрудничество.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
|
||||||||||||||||
Тактики ведения переговоров |
Определение забастовки
В настоящее время конфликтологами выделяется множество критериев по классификации социальных конфликтов. Смысл построения всякой типологии заключается в том, чтобы с учетом особенностей конкретного конфликта найти адекватные способы его разрешения.
Без понимания того, какой тип конфликта разворачивается в данный момент, невозможно эффективно участвовать в управлении им. Уже традиционной является типология, основанная на выделении сфер проявления конфликтов. В этой связи рассматривают сущность и проявления экономических, социальных и политических конфликтов.
Стоит обратить особое внимание на экономические конфликты суть и степень распространения которых в России в последнее время заметно изменяются.
Наиболее ярким и часто встречающимся типом экономического конфликта является открытый отказ от труда со стороны отдельной рабочей группы, то есть забастовка.
Краткий оксфордский словарь по социологии определяет забастовку как форму промышленной акции, включающую прекращение работы, что рассматривается как временное прекращение трудового контракта. Эффективная забастовка означает предотвращение использования альтернативной рабочей силы, как правило, посредством пикетирования рабочего места, что ведет к частичной или полной остановке производства вплоть до благополучного разрешения спора. Забастовки являются характерными санкциями профсоюзов и в этом виде часто рассматриваются как официальные. Неофициальные, или стихийные, забастовки вырастают из спонтанных, даже неорганизованных акций, возглавляемых непризнанными лидерами.
Несмотря на пространные объяснения, данные составителями словаря, такое определение не дает четкого понимания феномена забастовки. В литературе, посвященной исследованию забастовок, авторы нередко уходят от определения забастовки; при этом в ряде случаев вместо формулировки феномена дается перечисление его основных характеристик или приводятся формулировки других ученых. Наиболее часто встречается определение K. Кноулса: Забастовка в широком смысле - это коллективная остановка работы, предпринятая для того, чтобы оказать давление на того, кто зависит от продажи или использования продуктов труда. Описывая забастовку на заводе Форд, Ричард Хайман отмечает: Забастовка была определена как временная остановка работы группой работников для того, чтобы выразить жалобу или усилить требование.
Представляется, что это одно из наиболее кратких и удачных определений, каждое слово в котором отмечает очень важный аспект феномена забастовки.
Можно дать множество определений этому феномену исходя из тех целей, которые ставит перед собой исследователь. Вместо определения зачастую авторы дают перечень черт, которые обязательно включает в себя любая забастовка.
1) Наличие технологических последствий. Речь идет о прекращении трудового процесса, что проявляется в нарушении потока материалов на предприятие, а также потока товаров для потребителей;
2) Отказ подчиняться. Происходит подрыв социальной системы, особенно ее властных отношений;
3) Открытое выражение агрессии.
Выделение агрессии в качестве обязательного элемента забастовки, пожалуй, не совсем правомерно, так как относится лишь к характеристике спонтанных забастовок. В случае организованной забастовки возможен, напротив, уход от агрессии именно через форму организации коллективных действий. В качестве примера, характерного для России, можно взять развитие промышленного конфликта в одном из шахтерских городов, расположенных за Полярным кругом.
Лидеры горняцких профсоюзов, проводящие многодневную голодовку протеста, аргументировали свои действия тем, что их голодовка помимо выражения протеста против многомесячной задолженности зарплаты приостановила готовую начаться стихийную забастовку горняков. Таким образом, начав голодовку, лидеры профсоюзов сняли напряжение, готовое выплеснуться в стихийную остановку работы, и ввели ход событий в организованное русло.
Голодовка -это активное воздействие на работодателя, которым в данном случае выступало государство. Для рабочих важно, что это - действие.
И они готовы ждать результатов, так как что-то делается для решения проблемы.
Характеризуя забастовку, А.Корнхаузер выделяет такую ее характеристику, как зримость, зрелищность: забастовки - не только выражение производственного недовольства и, возможно, не самое опасное, но самое зрелищное.