Как в ВТО принимаются решения
ВТО продолжает давнюю традицию ГАТТ и практику принятия решений на основе консенсуса. В тех случаях, когда достижение консенсуса невозможно, Соглашение об учреждении ВТО предусматривает процедуру голосования. В этих случаях решения принимаются большинством поданных голосов, которые учитываются по принципу "одна страна - один голос".
Конкретно, есть четыре ситуации, когда, согласно Соглашению об учреждении ВТО, используется процедура голосования. Во-первых, большинством в три четверти голосов своих членов ВТО может принять решение, в котором содержится толкование любого из многосторонних торговых соглашений. Во-вторых, также большинством в три четверти голосов Конференция министров может освободить конкретного участника какого-либо из этих соглашений от взятого им обязательства. В третьих, решение о внесении поправок в эти соглашения могут приниматься либо путем одобрения их всеми членами организации, либо большинством в две трети голосов в зависимости от характера положений, к которым предлагаются поправки. Однако такие поправки вступают в силу только для тех членов ВТО, которые их принимают. Наконец, решение о приеме новых членов принимается на Конференции министров большинством в две трети голосов.
Как в ВТО решаются торговые споры
"Система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли" - гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров.
Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям.
Генеральный совет ВТО созывается как Орган разрешения споров (ОРС) для урегулирования споров, возникающих в связи с любым соглашением, из числа тех, которые содержатся в Заключительном акте Уругвайского раунда. Таким образом, ОРС обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
В договоренности также подчеркивается, что быстрое разрешение споров является необходимым условием эффективного функционирования ВТО. Соответственно, в ней достаточно подробно определяются те процедуры и сроки, которые должны соблюдаться при разрешении споров.
Цель механизма урегулирования споров в рамках ВТО заключается в том, чтобы "обеспечить конструктивное решение споров". Таким образом, поощряется стремление сторон к поиску взаимоприемлемого решения проблем, возникающих в отношениях между членами организации, в соответствии с положениями ВТО. Достичь такого урегулирования можно также в процессе двусторонних консультаций между заинтересованными правительствами.
Так, на первом этапе урегулирования споров, проведение таких консультаций является обязательным условием. В случае неудачи, если обе стороны не имеют возражений, спор может быть вынесен на рассмотрение Генерального директора, который, выступая в своем официальном качестве (ex officio), предлагает сторонам свои добрые услуги и посредничество с целью их примирения и урегулирования спора.
Если консультации не дают желаемых результатов в течение 60 дней, истец может обратиться в ОРС с просьбой об образовании третейской группы для рассмотрения дела. Согласно действующим процедурам, ОРС обязан назначить третейскую группу не позднее даты, когда он рассматривает заявление об образовании такой группы во второй раз, если на основе консенсуса не будет принято решение против создания ее создания.
Определение полномочий третейского группы и назначение ее членов также осуществляется в соответствии с простой процедурой. В договоренности предусматриваются стандартные полномочия, в соответствии с которыми третейская группа разбирает жалобу в контексте того соглашения, на которое ссылается истец, а также делает свои выводы, которые должны помочь ОРС принять рекомендации или вынести свое определение согласно тексту соглашения. Третейская группа может наделяться различными полномочиями, если стороны согласны с таким подходом.
Процесс урегулирования споров третейской группой
Члены третейской группы назначаются в течение 30 дней с момента принятия решения о создании такой группы. Секретариат ВТО предлагает вниманию спорящих сторон имена трех потенциальных арбитров, выбор которых осуществляется из списка лиц, обладающих необходимой квалификацией. В случае серьезных затруднений с выбором арбитров, Генеральный директор может назначить их самостоятельно. Назначенные арбитры выступают в своем личном качестве и не вправе получать инструкции от правительств.
Заключительный доклад третейской группы, как правило, передается сторонам в споре в течение шести месяцев. В случае острой необходимости, когда речь идет о скоропортящихся товарах, сроки представления доклада сокращаются до трех месяцев.
Третейская группа руководствуется подробными процедурами, которые прописаны в Договоренности о процедуре разрешения споров. Основные этапы работы группы выглядят следующим образом:
- До начала первого заседания по рассмотрению спора по существу, каждая из сторон, участвующих в споре, представляет группе свое заявление, в котором излагаются факты и аргументы, касающиеся спора.
- На первом заседании группы по рассмотрению спора по существу истец излагает иск, а ответчик - позицию зашиты. Третьи стороны, которые сообщили группе о наличии у них интересов в споре, также могут представить свои соображения. Официальные ответные доказательства и возражения ответчика представляются на втором заседании третейской группы по рассмотрению дела по существу.
- В тех случаях, когда одна из сторон поднимает вопросы научного или технического характера, третейская группа может назначить группу экспертов для подготовки экспертного заключения.
- Третейская группа представляет сторонам описательный раздел своего доклада (фактологическая сторона дела и аргументация сторон) и дает им две недели для подготовки замечаний. Далее группа представляет сторонам промежуточный доклад, в котором содержатся ее выводы и заключения, и дает сторонам одну неделю для подачи заявления о пересмотре доклада. Сроки пересмотра не должны превышать две недели, в течение которых группа может проводить дополнительные заседания с участием сторон спора.
- Заключительный доклад затем представляется сторонам, а спустя три недели распространяется среди всех челнов ВТО.
- В случае, если третейская группа признает, что рассматриваемая мера противоречит условиям соответствующего соглашения ВТО, она рекомендует члену организации, который ввел эту меру, привести ее в соответствие с таким соглашением. Группа также может предложить члену организации пути выполнения предлагаемой рекомендации.
- Доклады третейской группы подлежат утверждению ОРС в течение 60 дней после их принятия группой, если при этом одна из сторон не заявит о своем намерении подать апелляцию или же на основе консенсуса не будет принято решение не утверждать доклад группы.
Возможность апелляции
Механизм разрешения споров в рамках ВТО предоставляет каждой из сторон при рассмотрении спора третейской группой возможность подать апелляцию. Однако такая апелляция должна ограничиваться вопросами права, которые затрагиваются в докладе группы, и той интерпретации правовых положений, которые она дает.
Апелляции рассматриваются постоянным апелляционным органом, который создается ОРС. В состав этого органа входят семь человек, назначение которых обеспечивает широкое представительство членского состава ВТО. Эти лица назначаются членами апелляционного органа на четыре года. Они должны обладать авторитетом в области права и международной торговли и не быть связаны с каким-либо правительством.
Три члена Апелляционного органа постоянно находятся при исполнении служебных обязанностей для рассмотрения апелляций. Они вправе подтвердить, изменить или аннулировать правовые заключения и выводы третейской группы. Как правило, срок, отводимый на рассмотрение апелляции, не должен превышать 60 дней и ни в коем случае не может быть больше, чем 90 дней.
Не позднее, чем тридцать дней после его опубликования ОРС принимает доклад апелляционного органа, который в безусловном порядке подлежит принятию сторонами спора, если нет консенсуса, что доклад не должен быть принят.
Выполнение решений по спорным вопросам
В Договоренности подчеркивается, что "безотлагательное выполнение рекомендаций или правовых определений ОРС является необходимым условием эффективного разрешения споров к взаимной выгоде всех членов".
На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней после утверждения доклада третейской группы или доклада апелляционного органа, затронутая сторона обязана изложить свои намерения в отношении выполнения рекомендаций. Если немедленное выполнение рекомендаций представляется невозможным по практическим соображениям, данный член организации получает "разумные сроки", которые устанавливаются ОРС, для их выполнения. В случае невыполнения им этих рекомендаций в установленные сроки, данный член организации обязан вступить в переговоры с истцом для определения взаимосогласованной компенсации, например, о снижении тарифов в секторах, представляющих особый интерес для истца.
Если спустя 20 дней с начала таких переговоров, стороны не смогут согласовать удовлетворительную для истца компенсацию, истец вправе обратиться в ОРС за санкцией на приостановление действия уступок или обязательств по отношению к ответчику. ОРС обязан выдать такую санкцию в течение 30 дней после истечения "разумного срока", если нет консенсуса о том, что запрос о санкции следует отклонить.
В принципе, действие уступок приостанавливается в том же секторе торговли, в отношении которого возник спор, вынесенный на рассмотрение третейского суда. Если эта мера почему-то является неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, действие уступок приостанавливается в отношении другого сектора торговли, но в рамках все того же соглашения. Если и эта мера представляется неэффективной, или не может быть реализована по практическим соображениям, или обстоятельства дела достаточно серьезны, действие уступок может быть приостановлено в рамках другого соглашения ВТО.
В любом случае, ОРС будет держать под контролем выполнение принятых рекомендаций или правовых определений, а любой нерешенный спор будет оставаться в его повестке дня до полного разрешения.
Принципы торговой системы ВТО
Торговля без дискриминации
На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры, иначе говоря, осуществлять дискриминацию.
В статье I содержатся несколько исключений из РНБ. Наиболее важное касается исключения в отношении таможенных союзов и зон свободной торговли. Другое исключение из режима наибольшего благоприятствования, в целом, обеспечивает развивающимся и другим странам с недостаточно развитой экономикой возможность пользоваться преференциальными пошлинами.
Второй важный принцип правовой системы ВТО известен как "национальный режим". Он подразумевает, что в отношении импортных товаров по отношению к ним на внутреннем рынке должен применяться режим, который будет не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении национальных товаров. Так гласит статья III ГАТТ.
Помимо ГАТТ ряд важных положений, касающихся "режима наибольшего благоприятствования" и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (см. ниже) содержит, с некоторыми исключениями, требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны интеллектуальной собственности членами ВТО.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (см. ниже) обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников. Однако это же соглашение допускает определенные исключения из этого обязательства. Речь идет о конкретных ситуациях, при наличии которых члены ВТО могут не предоставить такой режим изначально. В тех случаях, когда применяются такие исключения, они подлежат пересмотру через пять лет, а срок их действия не должен продолжаться более десяти лет. С другой стороны, национальный режим является обязательством по ГАТС только в том случае, если участники соглашения обязуются предоставлять такой режим в отношении конкретных услуг или деятельности, связанной с их оказанием. Это означает, что предоставление национального режима является результатом переговоров между участниками. В соответствии с ГАТС, член ГАТС должен следовать национальному режиму только в тех секторах экономики, по которым он взял на себя соответствующие обязательства. Члены ГАТС не обязаны применять национальных режимов в тех секторах экономики, по которым они не приняли на себя обязательств. Такой подход отличается от реализации национального режима в сфере торговли товарами.
Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам
Многосторонняя торговая система представляет собой попытку со стороны правительств создать для инвесторов, работодателей, работников и потребителей такую среду хозяйственной деятельности, которая поощряла бы торговлю, инвестиции и создание рабочих мест, а также способствовала существованию на рынке возможности выбора и низких цен. Такая среда должна быть стабильной и предсказуемой, в частности для увеличения инвестиций и процветания.
Наличие надежного и предсказуемого доступа к рынкам в большой степени определяется применением таможенных тарифов. Если квотирование торговли, как правило, запрещается, то тарифы считаются законным средством по правилам ВТО и достаточно широко используются правительствами для защиты внутренних производителей и увеличения бюджетных доходов. Использование тарифов регулируется правилами: в частности, таможенные пошлины не должны носить дискриминационного характера по отношению к разным источникам импорта и в основном должны быть "связанными". Связанность ставок таможенных пошлин означает, что уровень пошлины в отношении конкретного товара рассматривается как обязательство, которое берет на себя член ВТО. В этом случае ставку пошлины нельзя повысить в одностороннем порядке без проведения переговоров с основным поставщиком данного товара (статья XXVIII ГАТТ 1994 года).
Обязательства об обеспечении доступа к рынкам через снижение и связывания таможенных пошлин, которые в ходе Уругвайского раунда взяли на себя свыше 120 стран, зафиксированы в национальных тарифных списках общим объемом около 22500 страниц.
Аргументы в пользу открытой торговли
Философия лежащая в основе ВТО в пользу открытой системы торговли, базирующаяся на международных согласованных правилах, достаточно проста, а в её основе лежит главным образом коммерческий здравый смысл.
Все страны обладают ресурсами - людскими, промышленными, природными, финансовыми, которые они могут использовать для выпуска товаров и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с ними на международные рынки, вступая в конкуренцию с другими поставщиками. Термин "сравнительное преимущество" означает, что процветание стран зависит от того, как они воспользуются своими ресурсами для концентрации усилий на производстве тех товаров или услуг, которые они могут производить лучше других. Такая ситуация возникает естественным образом для фирм, действующих на внутреннем рынке, но это лишь часть общей картины. Есть еще и мировой рынок. Большинство фирм признают, что, чем обширней рынок, тем больше их потенциал с точки зрения достижения наиболее эффективных масштабов производства и получения доступа к наибольшему числу клиентов. Другими словами, меры по либерализации торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства приумножают те выгоды, которые они получают от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим ценам.
Однако успехи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, компании которых обладают определенными преимуществами, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность части своих товаров или услуг. При наличии открытой экономики, однако, они приобретают конкурентоспособность в других областях. Этот процесс, развивается постепенно. Компании нацеливают свои усилия на выпуске новой продукции, стараются найти новую "нишу" в той области, в которой они работают, или расширить производство за счет выпуска новых изделий. Мировой рынок эти возможности расширяет.
Альтернативный вариант, который заключается в защите от импорта или предоставлении правительственных субсидий, ведет к тому, что неэффективные и громоздкие компании заваливают потребителя устаревшими и непривлекательными изделиями. В конечном итоге заводы закрываются, а работники теряют свои рабочие места, несмотря на протекционизм и субсидии. Если правительства стремятся осуществлять такую же политику в своей внешней торговле, происходит сжатие рынка, а мировая экономическая активность сокращается. Одна из целей ВТО как раз и заключается в том, чтобы предотвратить такой бесперспективный и саморазрушительный дрейф в сторону протекционизма.
Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Секретариат ВТО, организует командирование специалистов, проводит различные семинары и оказывает практическую техническую помощь правительствам и их должностным лицам в проведении переговоров о присоединении, выполнении обязательств ВТО, а также содействует их эффективному участию в международных переговорах. Организуются различные курсы и программы индивидуальной помощи по конкретным направлениям деятельности ВТО, включая урегулирование споров и подготовку докладов о состоянии торговой политики. Более того, развивающиеся страны, прежде всего наименее развитые, получают помощь от организации, которая предоставляет им данные о торговле и тарифах, которые касаются их собственных экспортных интересов и участия в работе органов ВТО.
Секретариат ВТО также продолжает программу ГАТТ по организации и проведению учебных курсов. Эти курсы для должностных лиц из развивающихся стран проходят в Женеве дважды в год, один раз на английском, другой раз на французском языках, они были открыты в 1955 году. С тех пор, по конец 1994 года в них приняли участие почти 1400 специалистов по вопросам торговли из 125 стран и 10 региональных организаций. Начиная с 1991 года, в Женеве каждый год организуются специальные курсы для должностных лиц стран с переходной экономикой.
Специализированная помощь в развитии экспорта
Международный торговый центр был создан ГАТТ 1964 г. по просьбе развивающихся стран для оказания им помощи в развитии экспорта. Работой центра совместно руководят ВТО и Организация Объединенных Наций, которая действует через ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Центр строит свою работу в соответствии с запросами развивающихся стран об оказании им помощи в формулировании и реализации программ развития экспорта, а также импортных операций и методики их выполнения. Центр предоставляет информацию и оказывает консультации по экспортным рынкам и маркетинговым технологиям; помогает этим странам в создании и становлении служб, занимающихся развитием экспорта и маркетингом, а также в подготовке необходимых кадров. Наименее развитые страны получают помощь по линии Центра бесплатно.
Региональные торговые соглашения
Во многих уголках мира были заключены и действуют региональные торговые соглашения, в рамках которых группы стран договорились о ликвидации или снижении бартеров в отношении импортных операций между собой. В статье XXIV ГАТТ признается важность более тесной интеграции экономики отдельных стран в результате взаимной либерализации торговли. Поэтому допускается создание таких группировок в порядке исключения из общего правила о предоставлении режима наибольшего благоприятствования, при условии, однако, соблюдения определенных строгих критериев. Правила ВТО устанавливают, что заключаемые региональные соглашения должны облегчить торговые отношения между заинтересованными странами, и не вести к созданию дополнительных препятствий в их торговле с остальным миром. Таким образом, региональная интеграция будет дополнять международную систему торговли, а не угрожать ее существованию.
Региональные торговые группировки в соответствии со статьей XXIV могут принимать форму таможенных союзов или зоны свободной торговли. В обоих случаях таможенные пошлины и иные барьеры в отношении практически всей торговли между странами, которые входят в такую группировку, должны ликвидироваться. В зоне свободной торговли каждый ее член проводит свою собственную политику внешней торговли, включая тарифы, по отношению к тем странам, которые не входят в состав той же группировки. В каждом из обоих случаев пошлины или нормы, регулирующие торговлю членов группировки со странами, которые не являются ее членами, не должны быть более ограничительными сравнению с теми, что существовали до создания группы.
Наблюдение за национальной торговой политикой
Наблюдение за торговой политикой, проводимой странами, - одно из основных направлений всей деятельности ВТО. Центральным элементом этой работы является механизм по обзору за торговой политикой.
Цели, которые стоят перед организацией на этом направлении, заключаются в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в этой области, содействовать повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства.
Рассмотрение обзоров осуществляется на регулярной, периодической основе. Четыре крупнейших участника мировой торговли, а именно Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония и Канада, проходят процедуру рассмотрения обзоров их торговой политики примерно раз в два года. Еще шестнадцать стран, которые следуют за ними согласно их доле в мировой торговле, проходят процедуру рассмотрения каждые четыре года, а остальные страны - каждые шесть лет, при этом для наименее развитых стран предусматривается возможность проходить процедуру рассмотрения обзоров их торговой политики реже. Процедура обзора торговой политики регулируется приложением 3 к Соглашению об учреждении ВТО.
Рассмотрение обзоров проводится специальным Генеральным Советом, который созывается в этом случае в качестве Органа по проведению обзора торговой политики. Этому органу представляются два документа: официальный доклад Правительства, в котором излагаются основные положения торговой политики, и подробный доклад, который готовится отдельно Секретариатом ВТО. Оба документа, а также протоколы рассмотрения обзора торговой политики публикуются после окончания заседаний, на которых проходило рассмотрение торговой политики той или иной страны.
В дополнение к вышеизложенной процедуре соглашения ВТО содержат обязательства правительств государств-членов уведомлять Секретариат ВТО о новых или измененных торговых мерах (система нотификации). Например, детали вновь вводимых антидемпинговых мер, законодательство по компенсационным мерам, новые технические стандарты, изменения в нормативных актах, регулирующих торговлю услугами, а также информация о выполнении обязательств по сельскохозяйственной продукции, законах или нормативных актах, касающихся Соглашения по ТРИПС в обязательном порядке доводятся до сведения Секретариата ВТО.
Представительство в ВТО
Деятельность ВТО осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она восходит к повседневной хозяйственной и коммерческой активности. Политика в отношении торговли и позиции на переговорах формируются в столицах, но, частные фирмы, деловые организации, фермеры, ассоциации потребителей, и другие заинтересованные группы обычно играют в этом заметную консультирующую роль. Большинство стран имеют при штаб-квартире ВТО в Женеве свои дипломатические представительства. Во главе их стоит специальный представитель в ранге посла при ВТО. Сотрудники этих представительств участвуют в переговорах или решении административных вопросов в рамках различных органов в штаб-квартире ВТО. Иногда эксперты и специалисты приезжают непосредственно из столиц для того, чтобы представить позиции своих правительств по конкретным вопросам.
Роль ВТО в глобальной экономической политике
Важным аспектом мандата, предоставленного ВТО, является сотрудничество с Международным валютным фондом и Всемирным банком для достижения большего взаимодействия в глобальной экономической политике. На совещании министров, которое проходило в Марракеше в апреле 1994 г была принята отдельная Декларация министров, в которой подчеркивалась важность этой задачи.
Эта декларация признает взаимозависимость различных аспектов экономической политики и призывает ВТО развивать сотрудничество с международными организациями, которые занимаются валютными и финансовыми вопросами.
Декларация также признает тот вклад, который вносит либерализация торговли в дальнейший рост и развитие мировой экономики. При этом либерализация рассматривается как важный элемент, значение которого все возрастает, успешной реализации программ корректировки экономического развития, которые реализуют в настоящее время многие страны-члены ВТО, хотя проведение в жизнь таких программ зачастую сопряжено со значительными социальными затратами в переходный период.
Как страны становятся членами ВТО
Членами ВТО могут быть все страны мира и отдельные таможенные территории. В настоящее время членами ВТО являются 149 стран. Еще примерно 30 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО или ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации.
Большинство членов ВТО в прошлом были членами ГАТТ, которые подписали Заключительный акт Уругвайского раунда и завершили свои переговоры о доступе на рынки товаров и услуг к моменту проведения совещания в Марракеше в 1994 г.
Эти страны, которые образуют состав "учредителей" ВТО. Однако к организации может присоединиться любое государство или таможенная территория, обладающая полной автономией в проведении своей торговой политики. Вступление в организацию происходит на условиях, которые согласовываются между присоединяющимися государствами и членами ВТО.
На первом этапе процедуры присоединения правительство, которое подает заявку на вступление в организацию, обязано представить в ВТО меморандум, раскрывающий все аспекты его торговой и экономической политики, которые касаются соглашений ВТО. Этот меморандум становится основой для детального рассмотрения заявки о присоединении в рамках специальной рабочей группы.
Помимо рассмотрения заявки в рабочей группе правительство, подавшее заявку, проводит с заинтересованными правительствами из числа членов организации переговоры, в ходе которых определяются уступки и обязательства заявителя в отношении товаров, а также его обязательства в отношении услуг. В ходе двусторонних переговоров, помимо прочего, выявляются конкретные преимущества для членов ВТО, которые они получат от присоединения нового члена к организации. После того, как завершатся рассмотрение торгового режима заявителя и переговоры с ним о доступе на рынки, рабочая группа формулирует основные условия присоединения.
В заключение, выводы рабочей группы, представленные в виде ее доклада о проделанной работе, а также проект протокола о присоединении и согласованные списки уступок и обязательств, которые готовятся по итогам двусторонних переговоров, выносятся на рассмотрение Генерального совета или Конференции министров. Если две трети членов ВТО проголосуют "за", заявитель имеет право подписать протокол и присоединиться к организации после ратификации документа парламентом или законодательным органом страны, если это необходимо.
История переговоров по присоединению России к ВТО
В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ (предшественнике ВТО) и стал несколько позднее учредителем СЭВ- интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между странами социалистического лагеря. Однако эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС.
В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и получении СССР статуса наблюдателя в нем. Такой статус был предоставлен СССР только в 1990 г. после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и других ведущих западных стран. Россия унаследовала этот статус с 1992 г.
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения Всемирной торговой организации в РГ по присоединению России к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия Российской Федерации в этой организации. В рамках Рабочей группы ведутся переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО.
На данном этапе в состав РГ по присоединению России к ВТО входят 58 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг- свыше 30.
Роль и место внешней торговли в экономике России
В настоящее время через внешние рынки реализуется около одной трети ВВП России, и эта доля постоянно растет.
Доля экспортно-ориентированных отраслей в структуре российского производства также постоянно увеличивается. Эти отрасли обеспечили в 2002 году 2,3 процента экономического роста, тогда как внутреннее потребление- только 1,2 процента.
Российский экспорт вырос в 2003 г. почти в 1.8 раза по сравнению с 1999 г., при этом темпы его увеличения в реальном выражении заметно опережали среднемировую динамику и как результат доля России в мировом экспорте повысилась с 1.33% в 1999 году до 1.8% в 2003 году.

От конъюнктуры на мировых энергетических рынках непосредственно зависят базовые показатели российского бюджета, а от условий доступа на внешние рынки - перспективы развития крупнейших отраслей национальной экономики.
На экспорт в настоящее время идет около 60 процентов металлургического производства, 90 процентов производства удобрений, более 35 процентов производства химических товаров. Параллельно с увеличением экспорта идет рост объемов производства, занятости, а значит и рост доходов граждан, компаний, бюджета федерации и регионов.

Доля экспорта в производстве важнейших товаров (в процентах)
|
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Нефть сырая |
41 |
41,7 |
41,5 |
45,3 |
44,2 |
44,7 |
45,9 |
49,7 |
Нефтепродукты |
25,8 |
32,4 |
34,4 |
32,8 |
30,2 |
35,6 |
39,8 |
40,5 |
Газ природный |
32,2 |
33,1 |
35,2 |
34,5 |
34,6 |
34,9 |
32,8 |
33,1 |
Уголь каменный |
17,1 |
15,8 |
14,5 |
15,7 |
16,7 |
25,7 |
39,7 |
37,0 |
Минеральные удобрения |
74 |
75 |
80,6 |
86,5 |
83,2 |
82,9 |
81,8 |
75,2 |
Лесоматериалы необработанные |
22,3 |
23,2 |
29,3 |
34,1 |
40,1 |
42,4 |
53,4 |
50,8 |
Целлюлоза древесная |
74,8 |
85,7 |
82,8 |
77,6 |
79,1 |
82,4 |
83,7 |
84,9 |
Бумага газетная |
71,1 |
72,2 |
70,1 |
74,6 |
70,6 |
69,0 |
67,4 |
68,6 |
Фанера клееная |
71,4 |
63,2 |
67 |
67,2 |
69,2 |
65,8 |
64,5 |
64,1 |
Прокат плоский из железа и стали |
53,1 |
59,7 |
58,6 |
63,5 |
60,6 |
55,3 |
43,0 |
50,5 |
Автомобили легковые |
16,7 |
10,4 |
4,9 |
8,3 |
7,3 |
12,2 |
10,1 |
12,2 |
Автомобили грузовые |
25,4 |
17,4 |
10,7 |
9,6 |
8,3 |
7,0 |
12,3 |
20,8 |
Источник: Госкомстат РФ, таможенная статистика
Неотъемлемым условием реализации конкурентных преимуществ России на внешних рынках как важного фактора экономического роста является эффективное влияние на формирование и применение правил международной торговли. Прежде всего, речь идет о тех секторах, которые представляют интерес для российских поставщиков товаров и услуг.
Кроме того, принципиально важным является обеспечение свободного или как минимум недискриминационного доступа таких товаров и услуг на внешние рынки, а также формирование предсказуемых условий для импорта товаров и услуг, критически необходимых для развития отечественной экономики, а также для привлечения капиталовложений (см. приложение 2).
Сейчас за счет импорта формируется свыше 40% товарных ресурсов розничной торговли, и по многим товарам импорт является безальтернативным.

За счет импорта удовлетворяется более трети потребностей страны в шинах пневматических резиновых, подсолнечном масле и белом сахаре, 40% потребностей в бытовых холодильниках и сливочном масле, 50% потребностей в тракторах, 15-20% потребностей в легковых и грузовых автомобилях. По этим и другим товарам риски зависимости от поставщиков могут быть минимизированы за счет распространения на соответствующие страны единых правил торговли.
Вследствие чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов, особенно в страны дальнего зарубежья, все ярче проявляется высокая уязвимость страны перед изменениями мировой сырьевой и общехозяйственной конъюнктуры. Положение России как экспортера сырья становится все более сложным и неустойчивым в связи с растущей нестабильностью мирового рынка. В качестве примера можно отметить, что за последние 15 лет цены на нефть несколько раз резко снижались, в том числе в 1998 г. (более чем на треть к уровню 1997 г.), что нанесло стране ущерб, эквивалентный 1,5-2% ВВП, и послужило катализатором валютно-финансового кризиса.
В условиях изоляции от многосторонней торговой системы к началу ХХI века Россия вошла в число наиболее дискриминируемых торговых держав (второе место после Китая). Ущерб от мер, применяемых торговыми партнерами России против ее товаров и услуг, превысил 2,5 млрд.ам.долл. в год, что во многих случаях привело к адекватному сокращению отечественного производства и, как следствие - занятости и налоговых поступлений .
Кроме того, Россия, являясь де-факто частью мировой торговой системы, была лишена возможности участвовать в выработке правил мировой торговли.
Россия- в отличие от членов ВТО- не имела и до сих пор не имеет возможности добиваться от своих торговых партнеров устранения нетарифных барьеров в отношении перспективных товаров российского экспорта, компенсаций за ухудшение условий торговли в результате формирования или расширения таможенных союзов. Как следствие, российские поставщики несут существенные материальные потери.
Возможные последствия присоединения к ВТО
для отдельных отраслей Российской экономики
По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки РФ, отдельных экспертов присоединение к ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве секторов российской экономики (см. приложение 3, Перечень основных исследований в области анализа последствий присоединения России к ВТО).
Оценка последствий изменения таможенных тарифов
Анализ с учетом различных сценариев привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. Рост объема промышленного производства в период до 2010 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.
С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.
Более того, даже в случае гипотетического двукратного сокращения импортных пошлин, что не предусматривается никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в экономике в целом составит не более 1 процента. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).
Проблемы машиностроительного комплекса общеизвестны - это отсутствие по оценке многих экспертов:
-ясной промышленной политики;
-эффективных механизмов поддержки и развития инновационной деятельности;
-налоговой политики, стимулирующей развитие производства и повышение инвестиционной привлекательности.
-Системы кредитования с нормальной процентной ставкой по кредитам.
Эти и другие проблемы никак не связаны с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции в российском экспорте снизилась до 1%, а в мировом- до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО.
Эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Российский агропромышленный комплекс развивается в условиях минимальной поддержки со стороны государства. Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз.
Таким образом, речь идет об обеспечении равных условий конкуренции, а не о дальнейшей либерализации сельскохозяйственного производства.
Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).
Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеторговые связи крайне неравномерна. Присоединение к ВТО наиболее ощутимо коснется импортозависимых субъектов Федерации. По отношению к объему потребительского рынка у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов- 10%.
В части экспорта, присоединение к ВТО не приведет к его взрывному росту. Однако от улучшения внешних условий торговли могут выиграть экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к продукции предприятий которых применены антидемпинговые санкции.
Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций.
Серьезные проблемы могут возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась и в советский период.
Анализ социальных последствий присоединения России к ВТО
С точки зрения социальных аспектов, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что присоединение России к ВТО при любом из вариантов не оказывает какого-либо существенного воздействия на общий уровень занятости в промышленности.
Относительно влияния интенсификации внешнеэкономических связей в случае присоединения России к ВТО на качественные характеристики рабочей силы делается вывод о том, что этот фактор будет способствовать повышению спроса на рабочую силу более высокой квалификации. Основными каналами, по которым внешняя торговля окажет влияние на качественный состав работников, станут повышение технической и технологической базы производства и модернизация предприятий, в том числе на основе импортного оборудования. Не менее важным является фактор повышения конкуренции с зарубежными товарами и производителями, который сам по себе способен вынудить отечественные компании серьезно заняться реструктуризацией производства, внедрением новых технологических схем, перейти к применению более эффективных методов управления производственным процессом и персоналом.
Последствия в области доступа на рынок услуг
В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами.
Изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет только некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано прежде всего с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.
Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие.
Потенциальная опасность, связанная с возможностью вытеснения с рынка банковских услуг российского капитала, представляется преувеличенной. В целом роль иностранного капитала в банковском секторе России остается незначительной и пока имеет тенденцию к снижению.
Продолжение тенденции к сокращению числа отечественных операторов на российском рынке страхования, вероятно, приведет к расширению потенциального страхового поля для иностранных страховщиков. Однако компании с иностранным участием имеют свой сегмент рынка. При этом за национальными поставщиками остается сегмент обязательных видов страхования. Создание конкурентной среды в банковском и страховом секторах должно содействовать снижению стоимости и улучшению качества банковских и страховых услуг, что неизбежно скажется на общем оздоровлении экономического климата в РФ.
Расширение иностранного присутствия на российском транспортном рынке потребует развития соответствующей инфраструктуры, что должно вызвать приток дополнительных иностранных инвестиций. Присоединение России к ВТО также позволит расширить возможности выхода отечественных конкурентоспособных поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки и получить гарантированную защиту от применения другими странами дискриминационных мер.
Кроме того, присоединение к ВТО может способствовать развитию транзитных перевозок. Можно также ожидать притока иностранных инвестиций в сектор вспомогательных услуг.
Так как рынок телекоммуникаций в России достаточно либерализован, присоединение к ВТО с точки зрения количественных параметров доступа на рынок иностранных поставщиков не повлечет за собой каких-либо значительных изменений по сравнению с ныне действующей практикой.
Последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима
В отношении влияния принимаемых обязательств в области регулирования торгового режима в рамках исследования сделаны следующие выводы:
●применение принципа режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, обеспечивающих реализацию принципа недискриминации, имеет в основном положительное значение, в том числе и с точки зрения формирования системы регулирования внутреннего рынка. Эти принципы позволяют улучшить условия доступа на внешние рынки, с одной стороны, а с другой - поощряют развитие конкуренции на внутреннем рынке;
●транспарентность предполагает доступность информации о мерах государственного регулирования и применения любых мер регулирования только после опубликования; единообразное применение мер регулирования; возможности обжалования действий властей. Таким образом, обеспечение транспарентности будет способствовать улучшению условий предпринимательской деятельности, повышению авторитета властей и росту деловой и инвестиционной привлекательности экономики;
●совершенствование законодательства на основе принципов ВТО приведет к росту инвестиционных потоков, снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. Поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно превышает импорт, это приведет к определенному росту конкурентоспособности российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.
Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках
Эти проблемы связаны прежде всего с различными условиями присоединения государств-участников СНГ и Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) к системе многосторонних соглашений ВТО. Данный аспект создает дополнительные препятствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Кроме того, ряд обязательств, принятых Россией в рамках взаимодействия с государствами-участниками СНГ и ЕврАзЭС, необходимо привести в соответствие с требованиями ВТО.
Для решения указанных проблем необходима координация позиций на переговорах по присоединению к ВТО и корректировка договорных и правовых характеристик интеграционных группировок.
В заключение необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.
О переговорах по присоединению России к ВТО
Обязательства России при присоединении
1. России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные товары- то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Задача на этих переговорах- выйти на разумный уровень связывания, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного, конкурентного отечественного производства.
2. Обязательства по доступу на рынок услуг допускают сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг, в частности, в отношении масштабов присутствия иностранного капитала, физических лиц - поставщиков услуг, а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Объем и характер этих обязательств также является предметом переговоров, в ходе которых необходимо решить непростую задачу адекватной защиты “молодых” или находящихся на стадии реструктуризации секторов услуг и вместе с тем обеспечить интересы потребителей, так как без современных, конкурентных поставщиков банковских, страховых, аудиторских, транспортных услуг нельзя говорить о создании конкурентной экономики в целом.
3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень импортных пошлин (аналогично промышленным товарам). Кроме того, должны быть приняты обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий. В ходе переговоров по данной проблематике необходимо обеспечить уровни тарифной защиты и мер поддержки, которые позволят укрепить конкурентоспособность российского сельского хозяйства, и вместе с тем не приведут к неоправданным дополнительным расходам государства и потребителей.
4. России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь пойдет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений.
О ходе переговоров по присоединению России к ВТО
(по состоянию на июнь)
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г.- Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг- около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель- определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).
Осталось завершить переговоры с 2 странами-членами РГ: с США и Коста-Рикой.
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период- 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г.
Российская сторона выступила с предложением обсудить объемы внутренней поддержки и перейти к обсуждению обязательств. Была приведена развернутая аргументация о необходимости рассмотрения в качестве базового периода 1993-1995 гг. и объема обязательств в 9 млрд.долларов США. Реакции на данное заявление со стороны стран-членов ВТО не последовало, и дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.
Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США.
Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад)- ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО;
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.
Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:
●либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
●приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);
●присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
●приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
●отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;
●обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
●обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.
По вопросу «двойного ценообразования» на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.
В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.
26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.
27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также «подстройки» действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.
В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.
В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 («Транзит», «Транспарентность», «Прочие таможенные формальности при импорте товаров»).
В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО. Однако в целом результаты заседания можно оценить как неудовлетворительные. В ходе заседания РГ были рассмотрены 13 разделов проекта Доклада РГ и согласованы только три из них. Не удалось существенно продвинуться на переговорах по сельскому хозяйству, двусторонних консультациях с США и Грузией.
13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г.
В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы о завершении переговоров по присоединению с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).
23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве (Швейцария) состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.
22-25 января 2006 г. в Женеве (Швейцария) прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.
28 февраля по 09 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение 11 разделов доклада Рабочей группы, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с делегациями Колумбии и Австралии.
10-12 мая 2006 г. в Брюсселе прошли консультации по системным вопросам и вопросам нетарифного регулирования.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О. Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.
26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.
В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.
26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.
7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О. Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.
В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии- координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г. Президентом Российской Федерации был подписан проект дополнений к Таможенному кодексу Российской Федерации (в части таможенных сборов). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
19 октября 2005 г. в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (в части таможенной оценки товаров).
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно проводится сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами «четверки».
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В течение 2001 - начало 2006 годов проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и более, чем в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004- начало 2006 года Министерство провело обучение госслужащих в 26 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году- менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?
●Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно:
только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
●Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение*, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
●Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер
●Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
●Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям
●Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
●Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)
●Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС)
●Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
●Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары)
●Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
●Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС)
●Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе)
●Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям
●Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги
●Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением
●Таким образом, подавляющее число ограничений уже должно применяться Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства или де-факто.
Некоторые очевидные аргументы «за»
Современная ситуация |
Ситуация после присоединения |
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. Долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.
|
Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки-снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений |
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями
|
Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов |
Расширение ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов и получения компенсаций
|
ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС |
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений
|
Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций |
Субъекты Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам |
В соответствии с нормами ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России |
Лоббирование интересов отдельным компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива
|
Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования- Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам |
|
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза. |
Заключение
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Решение соответствующих проблем сдерживается изоляцией России от современных механизмов урегулирования торговых споров. Механизм, действующий в ВТО, в этом плане достаточно эффективен. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.
Среди “плюсов” присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых “правил игры” для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 149 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза. Правила ВТО позволяют сохранить преференциальные условия торговли со странами СНГ. Не секрет, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут крайне медленно, в том числе из-за различных подходов участников к формулированию своих интересов. ВТО более четко определяет параметры преференциальных соглашений, и участие в организации стран СНГ очевидно внесет своего рода “дисциплинирующий” элемент в наши торговые взаимоотношения с соседями.
Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) давно является частью нашей правовой системы. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, ратифицированное парламентом в 1996г., содержит прямые ссылки на несколько основополагающих статей (обязательств) ГАТТ - ВТО.
Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Эти предположения далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
Содержание раздела