d9e5a92d

Как поделить власть и полномочия

Как вы понимаете, лично г-ну Пеняеву на сотую долю этого объема работы не хватило бы ни рук, ни времени. Он умел все это организовать.

И удивительно: что бы ни происходило, что бы его подчиненные ни делали или делали не так, я ни разу (а сотрудничали мы несколько лет) не видела, чтобы он повысил голос, или засуетился, или начал излишне много курить. Он был спокоен, выдержан и уже только своим видом действовал на озабоченных коллег как валерьянов корень.

Он прекрасно проводил пресс-конференции, так как знал практически всех журналистов, освещавших работу ярмарки. Свое сотрудничество с представителями СМИ г-н Пеняев организовал по принципу самообеспечения: давал возможность заработать. Есть событие, о котором может рассказывать СМИ любого уровня от республиканского до районного.

А если ты примешь участие в выпуске ярмарочной газеты еще заработаешь. Если принесешь в нее рекламу от своих же местных производителей еще один вид заработка. Поможешь в создании многостраничного буклета будет тебе гонорар.

И художники, фотографы, журналисты приходили, писали, анализировали, пропагандировали и зарабатывали.
У Ольги Стешенко была задача сложнее, так как организация, деятельность которой она должна была популяризировать, была, честно говоря, скучная ну что интересного писать про стандарты и ГОСТы?! Журналисты не владели ни терминологией, ни самой темой, да и не видели никаких перспектив на сенсации.
Мало того: ведущие специалисты ТЕСТа ворчали на Ольгу, когда она приходила к ним, чтобы побеседовать, прояснить для себя, чем они занимаются: Только время отнимаете. И зачем это начальству нужно? Мало на нашей шее дармоедов сидит, так еще и вас кормить!

Но тем не менее добросовестно отвечали на ее вопросы, так как знали, что генеральный директор организации был инициатором создания пресс-центра и неоднократно напоминал на производственных совещаниях, что руководителю пресс-службы надо помогать.
Года через два изменилось и отношение журналистов к ТЕСТу, а специалистов к роли пресс-центра. Журналисты почувствовали, что и здесь можно получить интересную информацию.

А специалисты поняли, что г-жа Стешенко значительно облегчает им работу, занимаясь популяризацией и разъяснением их деятельности населению.
Как она этого добилась? Она рассуждала исключительно по-женски. Зная по своему многолетнему опыту работы корреспондентом, что журналист может целый день бегать по городу и при этом не успевать поесть, она заранее, еще когда шла реставрация помещения для пресс-центра, попросила, чтобы в одной из комнат оборудовали небольшую кухоньку.

Редкий (поначалу) корреспондент, забредший к ней в поисках информации, всегда мог у нее попить чай-кофе и перехватить бутерброд. Она всегда заботилась о том, чтобы у нее это было.
Г-жа Стешенко сама писала пресс-релизы для СМИ в форме статей и не препятствовала тому, чтобы они подписывались корреспондентами. Она говорила: Если с моей помощью ребята могут заработать ради бога.

Зато придут еще. Уже через год существования пресс-центра для нее не составляло проблемы обеспечить присутствие корреспондентов из 1015 газет, радио и телевидения на пресс-конференции ведущих специалистов ТЕСТа, а главное, добиться публикации.

Ведь иной раз бывает, что журналисты приходят потусоваться, а материалы не пишут или пишут настолько невнятно, что их бракуют еще до газетной полосы.
Я видела, как она блестяще работала с представителями прессы на международной конференции, которая проводилась по инициативе ТЕСТа. Всех, кого радио и тележурналисты хотели пригласить к своим микрофоном и телекамерам, у кого они хотели получить эксклюзивные интервью, г-жа Стешенко предоставляла спокойно, незаметно, причем так, чтобы приглашенный мэтр потратил минимум времени на общение со СМИ и не пропустил ничего важного во время работы конференции.

Это была просто классная работа!
Ольга Стешенко скрупулезно собирала все публикации, касающиеся ТЕСТа, у нее был хороший архив, фотографии всех ведущих специалистов фирмы, чтобы, когда понадобится иллюстрация к тексту статьи или интервью, не бегать за ними и не искать в спешке фотографа. Помимо того, что она популяризировала скучные проблемы метрологии, стандартизации, лицензирования и сертификации, она еще собирала современную историю этой организации.

Когда ТЕСТ Санкт-Петербург собрался отмечать свой 100-летний юбилей и создавать музей, то публикации и документы, собранные Ольгой Николаевной, существенно обогатили музейную экспозицию.
Было бы несправедливо не назвать еще двух человек, способствовавших успешному развитию событий. Игорю Пеняеву помогала профессиональная журналистка, прекрасно владевшая пером и знавшая проблемы сельского хозяйства Татьяна Марьина.



Именно она редактировала, например, газету Российский фермер. А Ольге Стешенко помогал Игорь Исаев, главный специалист ТЕСТа, занимавший когда-то высокий пост в Госстандарте России.

Так что особенности мужского и женского ведения информационного хозяйства поддерживались знаниями и профессионализмом представителей противоположного пола для равновесия.
Если вернуться к теме женского парадокса, то я заметила, что чаще всего менеджерами по связям с общественностью и рекламе работают женщины. По всей вероятности, говорить о другом человеке легче, чем о себе. Иное дело, что одни из них были наделены достаточно большими полномочиями, а другие на все говорили согласую с начальством.

Мужчины-менеджеры по рекламе в моей практике встречались довольно редко, но либо умели держаться более уверенно, чем женщины, либо действительно были наделены большими полномочиями, что облегчало общение с ними и экономило время на обсуждения и согласования.
Для фирмы по производству продуктов из сои Виади наше агентство разрабатывало логотип, дизайн газеты и упаковки для линейки продуктов. Менеджер Валерий Зайцев был педантичен до бесконечности, но замечания делал по существу. Когда дизайнеры закончили работу над эскизами, Валерий назначил день презентации. С арт-директором мы приехали в фирму, расставили наши шедевры.

В переговорную вошел генеральный директор, поздоровался, постоял перед каждым эскизом, держа руки в карманах изучал все это минуты три, а потом сказал: Отлично! То, что надо. Попрощался и вышел.

Зайцев с арт-директором радостно пожали друг другу руки.
В чем секрет такой короткой, но успешной презентации? Во-первых, Валерий досконально изучил и особенности фирмы, в которой работал, и вкусы своего генерального директора. Во-вторых, генеральный директор Виади был действующим горнолыжником, а такое хобби отражается и на поведении, и на скорости принятия решения. К слову сказать, я читала в газете Деловой Петербург о том, что несколько владельцев фирм нашли общий язык на почве общего увлечения греблей на байдарках.

Говорят, что такое совместное передвижение по воде позволяет узнать о характере человека так же, как и в экстремальной ситуации.
На мой взгляд, не имеет значения, кто претворяет в жизнь рекламную политику фирмы мужчина или женщина. Каждый специалист все равно будет осуществлять это своими методами.

Главное, чтобы у него были четкие представления о специфике фирмы, о том, какую цель она решает на данном этапе своего существования. И, конечно, чтобы он ощущал доверие и поддержку первого лица.

Несколько советов вместо резюме


Я участвовала в выполнении проектов и в качестве представителя фирмы-заказчика, и в качестве менеджера проекта в рекламном агентстве, поэтому позвольте дать вам несколько советов. Если в рекламном агентстве вы имеете дело с женщиной-менеджером проекта, то имейте в виду, что вам обязательно перемоют косточки после вашего визита. В принципе это нормально: таким образом перерабатывается информация о фирме и о вас, ее представителе.

Вполне возможно, что у вас поменяется менеджер проекта по каким-либо внутренним мотивам (у вас слишком быстрая речь, и вашей собеседнице трудно усвоить ее содержание; возможно, ее раздражают какие-то особенности в вашей речи или поведении и т. д.) Правда, смена менеджера роскошь, позволительная только большим агентствам.
Как бы мила и гостеприимна ни была менеджер, помните, что это не ваша подруга, а официальный представитель фирмы-исполнителя. И все сказанное вами в пылу откровенности может быть использовано против вас.

Если она поймет, что вы человек нестойкий и у вас возникнут недоразумения по вине агентства (ошибки в тексте, неточности в дизайне), вам трудно будет настаивать на исправлении. Вас попытаются заговорить, усладить в общем, сэкономить на вашем проекте время для работы с более требовательным заказчиком.
Да, конечно, менеджер проекта по должности обязан отстаивать интересы клиента, но зарплату он получает все-таки в агентстве, а не в фирме.
То же самое касается и общения с журналистами. Каким бы откровенным он (журналист) вам ни казался, какие бы байки о себе ни рассказывал, провоцируя вас на ответные чувства, помните, что он сейчас работает, и не болтайте лишнего.
В начале моей журналисткой карьеры я общалась с известной, тогда еще в Ленинграде, очеркисткой. Она рассказала мне эпизод из своей практики. По заданию редакции она собирала материал для очередного очерка то ли об инженере, то ли об изобретателе.

А это достаточно сложный жанр и требует, естественно, более близкого знакомства с героем материала, чем написание официального текста. Нужно, чтобы человек был расположен к корреспонденту, чтобы захотел рассказать ему что-то интересное из своей биографии и т. д. Ей пришлось несколько раз встретиться с этим человеком на работе, познакомиться с его коллегами, он даже, кажется, провожал ее домой.

И вот наконец очерк опубликовали. Очень хороший, надо сказать, очерк.

А его герой позвонил журналистке и сказал, что будет подавать на нее в суд, так как она воспользовалась его откровенностью...
Можно, конечно, обвинить журналистку в использовании женских чар (помните, мы говорили с вами о том, что мужчины провоцируют, а женщины используют метод тождества) и т. д., но человек изначально знал, что имеет дело с представителем газеты, и знал для чего идет это общение. Так что учитывайте такие тонкости, общаясь с профессионалами, чья главная добыча информация.
Если вы сами по себе демократичны в общении и одежде, а представляете солидную фирму, старайтесь все-таки с самого начала внушать уважение к ней (и к себе) у рекламного агентства, с которым собираетесь сотрудничать.
У некоторых менеджеров есть привычка рассказывать при общении с рекламщиками о том, какие тупые и нерасторопные и т. д. их начальники. Лучше рассказывайте об этом вашим приятелям и подругам.

Иначе когда-нибудь сами наступите на эти грабли. Все-таки общение, как мы знаем, чуть ли не на 50 % идет на подсознательном уровне, а значит, при работе над проектом может сказаться такого рода негативная информация, незаметно для самих исполнителей.

А вы будете ломать голову, в чем дело.
Следите и за своим внешним видом, и за своей речью. Не стесняйтесь критиковать и высказывать свои четкие требования, когда работаете с дизайнерами.

Они хоть и творческие люди, но трудятся в рекламном бизнесе, а это сильно отличается от индивидуального полета фантазии за мольбертом.
Многие агентства клиентов к общению с дизайнерами не допускают. Для этого в качестве посредника выступает менеджер проекта, для этого есть отчеты о встрече и брифы.

Чтобы опосредованная всеми этими лицами и документами информация дошла в первозданном виде до непосредственного исполнителя, формулируйте свои предложения кратко, четко и ясно.
Если вы не умеете писать тексты, а стали менеджером по рекламе и PR; владеете небольшим бизнесом, и у вас нет возможности держать специалиста такого профиля постоянно, но вам нужно себя продвигать посредством PR, то попробуйте такой рецепт.
Просмотрите СМИ (включая электронные) вашего профиля, обратите внимание на стилистику публикаций и фамилии тех, чье перо вам ближе. Познакомьтесь с этими журналистами и постарайтесь заручиться их поддержкой.

Лучше все-таки, чтобы о вашем бизнесе писал один человек, который поймет его специфику, чем каждый раз вы будете злиться на некомпетентность новенького.
Кроме того, журналисты редко ограничиваются публикациями в одной газете, и если вы захотите, то сможете с помощью одного корреспондента получить публикации в разных СМИ.
Мне кажется, что существует некий стереотип, связанный со словом реклама. Я столкнулась с этим, когда обзванивала фирмы.

Стоило мне только сказать, что я представляю рекламное агентство, как мне тут же отвечали: Нам не нужна реклама в газетах. Приходилось срочно проводить ликбез по поводу того, что же является рекламой.

Это совсем не так, и вполне может быть, что вам вовсе не нужны ни газеты, ни журналы, ни телевидение, а всего лишь мобайлы, воблеры и другие POS-материалыв местах продажи. Но они тоже из группы рекламных ходов.

Глава 4 Как поделить власть и полномочия без ущерба для бизнеса

В этой главе речь пойдет о том, как владельцы бизнеса договариваются между собой о сферах влияния и какими полномочиями наделяют наемных топ-менеджеров. Кроме того, я попыталась обобщить опыт управления смешанными командами не только частным бизнесом, но и муниципальными и государственными структурами и выбрала наиболее яркие примеры и личности.

Может быть, не типичные, но говорят же, что исключение только подтверждает правило. Неустойчивый триумвират
В предыдущей главе я рассказала о владельце частной фирмы, который не признавал законов маркетинга. Продолжу рассказ о нем, поскольку его опыт управления бизнесом не был совсем плох.

В каждом из нас есть и мед, и деготь, и перец, и хрен; чем дольше мы живем и чем больше нас треплет жизнь, тем больше ингредиентов добавляется. Назову противника маркетинга Маратом. Он не был единственным хозяином фирмы. Его совладельцами были Юрист и Экономист. Профессия Марата мне неизвестна.

Возможно, бывший военный. Знаю только, что он успел испытать на себе стресс от массового увольнения по сокращению и хранил в памяти чувство пустоты и ненужности, которое ощутил, оказавшись за воротами предприятия с пустой котомкой и дыркой в таком же пустом кармане.
Когда фирма вставала на ноги, роли ее владельцев распределились так: Юрист, естественно, разрабатывал все учредительные документы, шаблоны договоров и контрактов, регистрировал, лоббировал и т. д. Когда этот этап успешно завершился, он стал хранителем печати, проверял юридическую сторону всех заключавшихся договоров и неотлучно находился в офисе.
Экономист отвечал за рост и чистоту финансов, за внешние связи и в офисе практически отсутствовал.
А Марат оставался на хозяйстве. Он формировал коллектив, следил за его работой, приходил в небольшую кухоньку обедать вместе со всеми сотрудниками и вел воспитательные беседы, организовывал вечеринки, где тоже вел воспитательные беседы. Не было ни одной мелочи, в которую бы не вникал Марат.

Он хотел знать все, чтобы поощрять добросовестных работников и избавляться от нерадивых. Он вывозил коллектив на пикники и следил, чтобы все его участники были запечатлены на фотографиях во всех своих проявлениях. При случае он напоминал о некоем эпизоде, чтобы сделать нужного фирме специалиста менее строптивым. (Заметьте разницу: женщина вывозит всю фирму на отдых, таким образом проявляя заботу о людях и свое извечное желание сделать так, чтобы всем было хорошо.)
Марат строил не бизнес, а государство со своими законами, традициями, системой защиты его граждан. И в этом государстве хорошо жилось тем, кто полностью подчинялся его законам.

Кого же не устраивали кнут с пряником, здесь не задерживались.
Первым заскучал Юрист. Ему неинтересно стало заниматься только хранением печати. Он был молод, инициативен и хотел перспективной работы, а не только денег. Вторым выйти из бизнеса захотел Экономист, так как Марат начал вмешиваться в его епархию и заниматься незаконными сделками.

Экономист риск не любил, а Марат в риске нуждался, как в допинге. Юрист ушел один, забрав свою долю уставного капитала, и устроился наемным управляющим. Экономист забрал не только пай, но увел с собой несколько специалистов, с помощью которых открыл собственную фирму.

Марат остался единственным владельцем, но его ниша стала значительно уже.
Все трое по-прежнему на плаву.
Пожалуй, это единственный случай в моей копилке примеров сотрудничества втроем. Чаще всего все-таки выстраиваются парами.

Рулю один


Уже знакомый вам по моим рассказам владелец фирмы, занимающейся грузоперевозками, создавал предприятие вместе с приятелем, потом привлекал инвестиции своих знакомых, но постепенно пришел к выводу, что владельцем фирмы должен быть один человек. Если же этого не получается, то текущее руководство должен осуществлять один владелец или менеджер, чья манера управления полностью соответствует представлениям владельца бизнеса.

Виктору с такой согласованностью встретиться не пришлось. Его последней попыткой хоть чуть-чуть разгрузить себя от текущих дел было приглашение своим заместителем менеджера, которого он, как ему казалось, хорошо знал. Через месяц он пожалел о своем приглашении. У него не только не появилось свободного времени, но и те крохи, в которые он решал стратегические задачи, были отняты разборками, возникшими в связи с появлением нового сотрудника.

Водители стали приходить к хозяину либо с заявлениями об уходе, либо с жалобами на хамское отношение к ним управляющего. Такого у них раньше не бывало.
Фирма существовала уже 7 лет, ее основной костяк давно сформировался. Люди вместе пережили все: и отсутствие денег на начальном этапе, и покупку новых грузовых автомобилей, и переезд на новую территорию, что больше похоже на пожар, чем на новоселье.
Новый топ-менеджер имел опыт работы в транспортном цехе крупного предприятия с режимом жесткого контроля за водителями и придерживался авторитарных принципов руководства.
А здесь люди, которые прошли с фирмой нелегкий путь, такого отношения не принимали. Они хоть и не вложили в нее свой капитал, но в кризисных ситуациях неоднократно проявляли свою лояльность и преданность.
Виктор понял, что ошибку нужно исправлять. Понимаешь, фирма в 12 человек это семья, объяснил он своему приятелю-заму. Она создается долго, а разрушить ее можно быстро. На крупном предприятии волна от начальника дробится на маленькие и не так опасна.

А в небольшом бизнесе от нее лихорадит всех. Твое растопыривание пальцев здесь не катит.

Мужики прошли со мной самые тяжелые времена, а ты их, как щенят, воспитываешь. Так нельзя, объяснил свою позицию и уволил.
Разночтения в управлении ни к чему хорошему, по мнению Виктора, не приводят. Всякий приглашенный, каким бы опытным менеджером он ни был, остается чужим человеком.

Он ведь не создавал фирму с нуля, не тратил на нее нервы и здоровье. Для меня моя фирма это мое детище, а для него место для самоутверждения и зарабатывания денег, так определяет для себя роли владельца и управляющего Виктор.

Он расстался со всеми соучредителями своего бизнеса, выплатив им их доли, иногда даже в ущерб себе, сохранил с ними дружеские отношения, но допускать чужих к управлению своим бизнесом, который создавал долго и порой мучительно, больше не намерен.
Профессия журналиста научила меня прежде всего искать надежные источники информации. Профессия менеджера заставила искать еще одну составляющую успеха: человека, который принимает решение. Можно сколько угодно беседовать и восхищаться компетентностью и остроумием и другими эксклюзивными качествами собеседника, но если он не наделен полномочиями, то приятная беседа это просто трата времени.

Всегда легче иметь дело с владельцами бизнеса. Во-первых, они все-таки стараются держать слово.

Во-вторых, они более конкретны, так как знают свои возможности. В-третьих, им не надо делать вид, что им дан карт-бланш. (Все это независимо от принадлежности полу.) Имея дело с менеджерами, я стараюсь стразу расставить точки над i, даже иногда в лоб ставлю вопрос: Кто принимает решение?

Женщины не обижаются.

Бабочка и муравей


У строительной фирмы два владельца Борис и Николай, связанные не только бизнесом, но и многолетней дружбой, чуть ли не со студенческой скамьи. Функции они распределили таким образом. Николай (у него треть уставного капитала) исполнительный директор, осуществляющий полностью текущее руководство.

Борис генеральный директор, лишь иногда присутствующий в офисе. У него прекрасные связи, и он заботится о том, чтобы у фирмы было много заказов.

Общение с чиновниками он тоже взял на себя. В остальное не вмешивается. Помимо этого Борис периодически становится инвестором небольших фирм своих знакомых и консультирует их на первых порах.

Ведет жизнь довольно свободную, увлекаясь то гонками на катерах, то на байдарках, то музицированием в составе струнного квартета, то виндсерфингом. Внешне производит впечатление легкомысленного, ветреного молодого человека, но за видимым легкомыслием холодный расчет, энергичность и молниеносная реакция на все.

Именно про таких американский миллионер Роберт Т. Киосаки написал, что они не трудятся сутками напролет, но зарабатывают миллионы.
Зато исполнительный директор фирмы трудоголик. Приходит рано утром, уходит поздно вечером.

Спокоен, немногословен, ответственен, умеет просчитывать последствия своих решений на несколько ходов вперед. Терпеть не может выходы в свет. Его интересует только дело. (При таком можно спокойно кататься на катерах и яхтах.)

Сладкоголосая птица и трудоголик


Генеральный директор Ирина, ее заместитель Олег (оба наемные менеджеры). Женщина самоуверенная, экзальтированная дама, с прекрасно поставленным голосом и речью.

Заговорит и уговорит любого. Очень любит проводить производственные собрания и планерки и там представительствовать, рассуждать, поучать, проявлять остроумие, блистать. Для нее фирма маленький театр, в котором она ведущая и единственная актриса. Она сама заботится и о рекламе, и о внешних связях, обеспечивая имидж фирме с определением блистательный.

Но лишь внешне директор несколько манерная актриса. На самом деле она боец, каких мало и среди мужчин, умеет держать удар и принимать ответственность на себя.

О неприятностях, которые она отвела от коллектива, коллектив иногда узнает после окончания событий, и довольно часто не от нее. Ее заместитель молчаливый трудоголик, который следит за тем, чтобы не выходило из строя оборудование, а сотрудники соблюдали график выполнения проектов. Если нужно что-то починить, он починит. Если нужно кого-то из заболевших сотрудников заменить, он заменит.

Если нужно срочно выполнить проект, он будет сидеть над ним ночь. Если у фирмы не хватает собственных сил, чтобы справиться с большим объемом работ, он найдет дополнительно людей.
Дама за нерадивость сотрудника может только пожурить, а заместитель выругать. Его боятся и относятся к нему неоднозначно.

Те, кто понимает, что на нем держится все, на его брюзжание не обижаются. Те, кому нравится участвовать в спектаклях-планерках, считают его чуть ли не идиотом.
Недавно он уехал работать за границу. Чтобы заменить его, директору пришлось нанять троих сотрудников.

Ее новый заместитель женщина, но по сути своей, стилистике поведения и отношению к работе копия того, предыдущего.
Я не берусь судить, на сознательном или на подсознательном уровне складываются такие пары, но они типичны.



Содержание раздела