d9e5a92d

Глава 7. Расчеты пластиковыми картами: учет у продавца


7.1. Оформление кассовых документов при расчетах пластиковыми картами

Если покупатель расплачивается кредитной картой, то организация должна пробить кассовый чек. На этом настаивает п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Казалось бы, все ясно. Но тут есть один нюанс. Дело в том, что деньги за товары, оплаченные кредитками, в кассу не поступают. Они зачисляются сразу на расчетный счет организации. Между тем эти суммы фигурируют в итоговом чеке (Z-отчете), который кассир-операционист выбивает в конце каждого рабочего дня. Понятно, что в этом случае сумма наличности в кассе не совпадает с той, что отпечатана в итоговом чеке. А ведь по общему правилу на основании этого чека кассир составляет Справку-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6). Кстати, эта форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Отчет прикладывают к приходному ордеру, который выписывается на сумму дневной выручки, и вместе с деньгами сдают в кассу организации. В свою очередь, приходный кассовый ордер регистрируют в кассовой книге. На какую же сумму нужно выписать приходный кассовый ордер?

Здесь следует поступать следующим образом. Приходный ордер нужно выписать только на сумму, которая у вас фактически находится в кассе. Ведь п. 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации говорит о том, что в кассовой книге учитывают поступления только наличных денег. А сумму выручки за товары, оплаченные кредитками, нужно показать в графе 13 ("сдано/оплачено по документам") Журнала кассира-операциониста (форма N КМ-4). Кстати, такого порядка советуют придерживаться и налоговые органы (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 25 октября 2002 г. N 29-12/51251).

Пример. Организация продает продовольственные товары. 14 ноября 2005 г. организация продала продуктов на 563 000 руб. Причем 450 700 руб. было внесено покупателями в кассу наличными. 24 покупателя расплатились кредитками. Выручка от продажи продуктов, которые были оплачены пластиковыми картами, составила 112 300 руб. Эта сумма была зачислена на расчетный счет организации.

В конце дня кассир пробил итоговый чек (Z-отчет) на сумму 563 000 руб. В журнале кассира-операциониста кассиром Смирновой были сделаны следующие записи.




Журнал кассира-операциониста
Дата

(смена)
Номер

отдела

(секции)
Фамилия,

имя,

отчество

кассира
Сдано
Наличными, руб. коп. оплачено по

документам
всего, руб. коп.
количество сумма, руб. коп.
1 2 3 11 12 13 14
14.11.2005 1 Смирнова Т.А. 450 700 24 112 300 563 000
Других поступлений в кассу организации не было. Деньги из кассы также никому не выдавались. Остаток наличности в кассе организации на начало 1 сентября был равен 7000 руб. На основании записей в Журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4) и кассового отчета был выписан приходный кассовый ордер N 100 на сумму 450 700 руб. 440 000 руб. было сдано инкассаторам (расходный кассовый ордер N 254). То есть кассовая книга организации за 14 ноября 2005 г. будет выглядеть так:

Касса за 14 ноября 2005 г.
Номер

документа
От кого получено или кому выдано Номер

корреспондирующего счета, субсчета
Приход, руб. коп. Расход, руб. коп.
1 2 3 4 5
Остаток на начало дня 7 000 = x
100 От кассира-операциониста Смирновой Т.А. 90 450 700 =
254 Сдано

инкассаторам
51 440 000 =
Итого за день -
Остаток на конец дня 17 700 = x
В том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии - x
7.2. Особенности расчетов пластиковыми картами

В настоящее время существуют два варианта расчетов с помощью кредиток. Первый: когда кассовый аппарат подключен к компьютеру, который связан с терминалом процессингового центра. В этом случае деньги на счет магазина поступают в тот же день, что и происходит продажа товара. Второй: если кассовый аппарат никак не связан с электронной платежной системой. Тогда деньги на счет поступают на основании документов, сданных магазином в банк, спустя несколько дней. Рассмотрим подробнее.

7.2.1. Организация связана с расчетной системой

Когда кассир "прогоняет" карточку покупателя, в центр передается информация о клиенте, номере его карточки и банке-эмитенте. Если карта расчетная, то проверяется еще и остаток по ней. Когда платежеспособность покупателя подтверждена, из центра дается команда на списание суммы покупки с карточки. После этого распечатывается так называемый слип (в двух экземплярах). Покупатель расписывается в нем, после чего ему возвращается карта. Одновременно кассир выбивает и кассовый чек, как при обычной продаже. Чек и первый экземпляр слипа остаются у покупателя, а второй экземпляр прикладывается к кассовому отчету.

Теперь о налогах. Прежде всего, речь идет об НДС. В какой момент нужно начислить этот налог? Вообще-то это зависит от того, каким способом организация определяет выручку в целях исчисления НДС. Те, кто работает "по отгрузке", должны это сделать в день продажи товаров.

А если фирма определяет выручку "по оплате", то НДС нужно отразить в момент оплаты товара. Таково требование п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ. В данном случае эти даты будут совпадать.

С 1 января 2006 г. обновленная ст. 167 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ) предписывает всем фирмам начислять НДС в тот момент, когда товар отгружен покупателю. Причем это касается даже тех случаев, когда право собственности на отгруженный товар до момента его оплаты сохраняется за продавцом. Для начисления НДС будет иметь значение только момент фактической передачи товара от продавца покупателю. Дело в том, что новая редакция п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ гласит: по итогам налогового периода надо начислить НДС по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым относится к данному периоду. А налоговую базу, повторимся, надо определять в момент отгрузки.

Организации, которые сейчас начисляют НДС "по оплате" по товарам, отгруженным, но не оплаченным к концу 2005 г., должны начислять НДС по мере того, как от покупателей будут поступать деньги или другое имущество в счет погашения их долга. То есть для товаров, работ, услуг, переданных покупателям, но не оплаченных до 2006 г., по-прежнему можно будет считать налог "по оплате". Но только до 1 января 2008 г. В первом же налоговом периоде 2008 г. весь НДС по неоплаченным товарам, которые были отгружены до 1 января 2006 г., придется начислить к уплате в бюджет.

Вернемся к пластиковым картам. За проведение расчетов эквайреру (кредитной организации, которая проводит расчеты с торговыми фирмами по операциям с пластиковыми картами) уплачивают комиссию. По сути это банковская комиссия за проведение расчетов. Она учитывается в составе операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Это в бухучете. Что касается налогового учета, то здесь расходы по оплате услуг эквайрера относят к внереализационным расходам (пп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Пример. Организация продала продуктов на 826 000 руб. (в том числе НДС 126 000 руб.). Причем 547 000 руб. было внесено покупателями в кассу наличными, а выручка от продажи продуктов, которые были оплачены пластиковыми картами, составила 279 000 руб. Эта сумма была зачислена на расчетный счет организации. В магазине установлен кассовый аппарат, который связан с процессинговым центром. И деньги, списанные с карточных счетов покупателей, поступили на расчетный счет фирмы в тот же день, когда совершена покупка. За проведение расчетов эквайреру была уплачена комиссия в размере 1 процента от суммы, зачисленной организацией с карточных счетов покупателей.

Выручка для целей исчисления НДС определяется "по отгрузке", а доходы и расходы считают методом начисления.

Предположим, что стоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете одинакова.

Бухгалтер организации сделал следующие записи:

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка от наличных продаж"

- 547 000 руб. - получены деньги от покупателей, которые расплачивались наличными;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка от безналичных продаж"

- 279 000 руб. - отражена выручка от продажи продуктов, оплаченных пластиковыми картами;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 126 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62

- 279 000 руб. - зачислены на расчетный счет фирмы деньги, списанные с карточных счетов покупателей за проданные цветы;

Дебет 60 Кредит 51

- 2790 руб. (279 000 руб. х 1%) - удержана комиссия банком-эквайрером;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60

- 2790 руб. - учтена в составе расходов сумма комиссии, уплаченная банку-эквайреру.

В налоговом учете доход от продажи продуктов будет равен 700 000 руб. (826 000 - 126 000).

7.2.2. Организация не связана с расчетной системой

Если в магазине установлен обычный кассовый аппарат, а не "навороченный" POS-терминал, то, скорей всего, с процессинговым центром связи нет. В этом случае к оплате принимают только кредитные карты. То есть такие, эмитент которых гарантирует оплату товара даже в том случае, если остаток по ним не покрывает стоимость покупки.

Продажа товаров в этом случае тоже оформляется слипом. Его, правда, не печатают, а выписывают от руки либо получают с помощью специального устройства, которое снимает отпечаток с карточки. Всего заполняют три экземпляра. В слипе указывают наименование организации, имя держателя, номер карты, дату совершения операции, сумму и название фирмы-продавца. Все слипы покупатель должен удостоверить своей подписью. А кассир сверяет его подпись с подписью на пластиковой карте. Такое требование содержится в п. 2.2.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5). Первый экземпляр слипа выдают покупателю вместе с кассовым чеком. Второй передают в бухгалтерию вместе с кассовым отчетом. А третий прикладывают к реестру слипов.

Этот реестр составляют в двух экземплярах. Указывают число слипов, дату и общую сумму. Первый экземпляр сдается инкассатору, а второй с распиской инкассатора остается в организации. На основании реестра банк зачисляет деньги на счет продавца. Впрочем, в последнее время реестр передается в банк по электронной почте, скажем, если у вас установлена система "Клиент-Банк".

Обратите внимание: при этом способе расчетов деньги поступают не в тот день, когда произошла покупка. Поэтому, когда вы передали слипы инкассатору или в банк по электронной почте, но деньги еще не зачислены к вам на счет, выручка от продажи товаров учитывается на счете 57 "Денежные переводы в пути". А до момента передачи слипов, пока они находятся в кассе организации, они учитываются как дебиторская задолженность.

Считается, что покупатель оплатил товар в день покупки. Ведь когда покупатель подписывает слип, тем самым он дает свое согласие на списание средств со своего карточного счета.

А если их недостаточно, оплату гарантирует банк - эмитент карточки. Поэтому и кассовый чек выбивается одновременно. Ведь он подтверждает факт оплаты товара. На это указано в ст. 5 Закона N 54-ФЗ. И это делается несмотря на то, что деньги будут перечислены на счет продавца чуть позже. Остается рассказать, в какой момент начислять нДс. Здесь начислить налог нужно будет независимо от закрепленного в учетной политике метода определения выручки. Ведь, как мы сказали выше, день оплаты товара совпадает с датой его фактической продажи. Тогда же нужно и отразить сумму НДС в учете (пп. 2 п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: если организация определяет доходы и расходы кассовым методом, то доход от продажи товаров будет отражен в разные дни. Дело в том, что в бухгалтерском учете датой реализации будет день перехода права собственности на товар, то есть когда он будет передан покупателю. Что касается налогового учета, то здесь отразить доход нужно в момент поступления денег на расчетный счет. Именно такой порядок установлен п. 2 ст. 273 Налогового кодекса РФ.

Пример. У организации кафе с площадью зала обслуживания посетителей 170 кв. м. В регионе, где работает организация, услуги общественного питания в залах обслуживания посетителей не более 150 кв. м. переводятся на уплату единого налога на вмененный доход. Так как площадь зала выше указанного норматива, фирма уплачивает общие налоги.

Рассчитываться в кафе посетители могут как наличными, так и пластиковыми картами. Кассовый аппарат, который установлен в ресторане, не связан с процессинговым центром. А реестр слипов передается в банк по электронной почте в конце каждого рабочего дня.

14 ноября 2005 г. выручка кафе составила 546 000 руб. (в том числе НДС - 83 289 руб.). Причем из них 113 280 руб. приходится на безналичные продажи. Эта сумма была зачислена на счет организации 16 ноября 2005 г. А оставшаяся сумма поступила наличными в кассу.

В учетной политике организации записано, что выручка для целей исчисления НДС от безналичных продаж определяется "по оплате". А доходы и расходы организация определяет кассовым методом.

Бухгалтер организации сделал следующие записи:

14 ноября 2005 г.:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка от безналичных продаж"

- 113 280 руб. - отражена выручка от продажи блюд и напитков, оплаченных пластиковыми картами;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка от наличных продаж"

- 432 720 руб. (546 000 - 113 280) - получены деньги от посетителей кафе, которые расплачивались наличными;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 83 289 руб. - начислен НДС;

Дебет 57 Кредит 62

- 113 280 руб. - передан по электронной почте реестр слипов банку.

16 ноября 2005 г.:

Дебет 51 Кредит 57

- 113 280 руб. - зачислены на расчетный счет деньги, списанные с карточных счетов покупателей за проданные продукты;

Доход от продажи продуктов составит для целей исчисления налога на прибыль 462 711 руб.

7.3. Как учитывать выручку, полученную по пластиковым картам, организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения

Когда покупатели расплачиваются за товары с помощью пластиковых карт, деньги на расчетный счет продавца поступают не сразу, а, как правило, на следующий день. Причем порой банки зачисляют на счет предприятия не всю снятую с карточки сумму, а уже уменьшив ее на комиссию за авторизацию кредитных карт. В итоге в выписке банка отражен только сальдовый остаток по этой операции. Отдельно сумма, поступившая от покупателей, и комиссия банка в выписке не показаны. В связи с этим непонятно, как бухгалтеру фирмы отражать выручку:

- стоимостью, которую уплатил покупатель, или в сумме, поступившей на расчетный счет;

- когда покупатель расплачивается через карточку или только после того, как деньги будут зачислены на расчетный счет.

Проблема тут возникнет в тех случаях, когда день, в который деньги поступили на расчетный счет фирмы, относится уже к другому отчетному периоду или даже году.

Так вот, Минфин России в Письме от 14 октября 2004 г. N 03-03-02-04/1-30 считает, что доход нужно признавать в момент авторизации банковской карты и оформления кассового чека в сумме покупки. Это означает, что выручку от реализации товаров нужно включить в доходы, как только покупатель расплатится с помощью карты, то есть когда продавец оформил все необходимые документы - чек, слип. При этом показать в учете надо ту сумму, на которую выбит чек.

По нашему мнению, чиновники правы не во всем. Что касается размера выручки, то тут Минфин России высказывается верно: принимать во внимание надо суммы, указанные в чеках (а равно в реестре слипов).

А вот с позицией чиновников по поводу момента, в который следует учесть доход, мы не согласны. На наш взгляд, сделать это нужно, когда деньги поступят на расчетный счет. Ведь в случае с пластиковыми картами организация имеет дело с безналичной формой расчетов. Поэтому и признавать выручку за продажу по картам нужно в день, которым датирована выписка банка. Это следует из п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что такого же мнения придерживается УМНС России по г. Москве в своих Письмах от 3 июля 2003 г. N 21-09/35908 и от 15 декабря 2003 г. N 21-09/69433.

Что касается банковской комиссии, то в Письме Минфина России не сказано, можно ли "упрощенцам" включить ее в расходы. Однако пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ позволяет сделать это.

А вот на каком основании списывать комиссию на расходы, если в самой выписке эта сумма не показана? Здесь все зависит от того, расшифровывают выписку какие-либо документы или нет. Если к ней приложен документ, в котором указана сумма комиссии (например, квитанция, мемориальный ордер), то смело можно использовать эту бумагу. Если же подтверждающих документов нет, то, чтобы у проверяющих не возникло вопросов, стоит составить бухгалтерскую справку, в которой привести расчет комиссии за авторизацию пластиковых карт. Комиссия как раз будет равна разнице между итогом чеков (реестра слипов) и суммой, указанной в выписке банка.

Пример. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Организация платит единый налог с доходов, уменьшенных на величину расходов. 30 сентября 2005 г. выручка от продажи товаров, которые были оплачены с помощью пластиковых карт, составила 25 000 руб. (итоговая сумма по чекам).

За обслуживание банк удерживает комиссию - 3 процента от сумм, поступивших клиенту. Поэтому на расчетный счет организации 1 октября 2005 г. было зачислено 24 250 руб. (25 000 руб. - 25 000 руб. х 3%).

Выручка в сумме 5000 руб. была отражена в составе доходов уже в октябре 2005 г., так как именно в этом месяце деньги поступили на расчетный счет фирмы. Одновременно на основании квитанции были учтены затраты на банковское обслуживание - 750 руб. (25 000 руб. х 3%).

Содержание раздела