Глава 3. Зарплатные пластиковые карты
Последнее время большую популярность приобрели зарплатные пластиковые карты. Это когда жалованье сотрудникам выдается не из кассы, а перечисляется на их пластиковые карточки. Если говорить более точно, деньги в таком случае перечисляются не на карточку, а на карточный лицевой счет в банке.
3.1. Достоинства и недостатки зарплатных карт
Преимущества зарплатных пластиковых карт очевидны как для предприятия, так и для его работников.
Для организации, прежде всего, удобство состоит в том, что не нужно иметь дело с наличностью и не требуется перевозить ее из банка, нанимать для этого охрану. Бухгалтеру не надо тратить рабочее время на выдачу денег сотрудникам из кассы и депонировать зарплату, если в день ее выдачи сотрудник отсутствовал на работе. Кассирам предприятий, у которых есть филиалы в других частях города, не придется ездить по разным местам. А если служащие компании по роду деятельности работают вне офиса, им не нужно для того, чтобы получить зарплату, специально приезжать туда в определенный день. Кроме того, нет необходимости оформлять большое количество расходных ордеров, которые приходилось выписывать вместо зарплатной ведомости (чтобы обеспечить конфиденциальность сведений о размере заработной платы каждого сотрудника). А уж если компания проводит расчеты с банком по системе "Клиент-Банк", то все операции, связанные с перечислением зарплаты на карты, бухгалтер может производить, вообще не выходя из кабинета. На карточные счета сотрудников можно перечислять премии, страховки, командировочные и т.д.
Зарплатные карты сулят преимущества не только для организации, но и для ее сотрудников. Причем главные достоинства пластиковой карты перед кошельком, набитым наличностью, отнюдь не в компактности или в приятных мелочах типа скидок. А вот в чем.
Во-первых, получая зарплату на карточку, люди приобретают дополнительные гарантии безопасности - если карточка будет утеряна или украдена, ее можно заблокировать - деньги останутся на счете. Если же украдут кошелек, то с деньгами можно попрощаться.
Во-вторых, банк начисляет на остаток проценты. Конечно, если это оговорено договором между предприятием и банком.
В-третьих, карточки действуют и за границей, поэтому с их помощью можно рассчитываться в командировке за рубежом или на отдыхе. Кроме того, выезжая за рубеж, деньги на карте не нужно декларировать на таможне. Даже если человек вывозит больше установленных ограничений.
В-четвертых, с помощью карт через банкоматы банков можно оплачивать некоторые услуги. В частности, услуги сотовой связи, кабельного телевидения, коммунальные услуги и т.д.
В-пятых, владельцы карт становятся полноправными клиентами банков и получают весь перечень услуг по "карточным" операциям. Держателям карт может быть предоставлен овердрафт. Более, того к "зарплатным" клиентам банки относятся более лояльно, чем к обычным. Ведь кредитные карты зачастую выдаются под поручительство фирмы.
В-шестых, банковские карты предусматривают возможность конвертации, то есть даже если они открыты в рублях, с них можно снять деньги в валюте.
Без ложки дегтя не обошлось и здесь. Основной недостаток для предприятия - это сумма комиссии, которую необходимо будет платить банку за перечисление заработной платы на счета пластиковых карт сотрудников. Сумма комиссии составляет обычно около одного процента от перечисляемой суммы.
Есть еще один недостаток. Если увольняется сотрудник фирмы, который получил по карте кредит под поручительство фирмы, нужно отследить, чтобы у него не было задолженности по этому кредиту. В противном случае, если сотрудник не погасит вовремя долг, деньги в безакцептном порядке будут списаны со счета фирмы.
Сотрудники, зарплата которых перечисляется на карты, также испытывают неудобства. Во-первых, снять наличные с карты можно только через банкоматы или кассу банка. Хорошо, если банкомат установлен в здании фирмы (для этого с банком-эмитентом заключают договор) или недалеко от офиса компании. А если его нет, то нужно специально ехать куда-то, чтобы снять деньги. Конечно, можно воспользоваться ближайшим банкоматом "чужого" банка, но тогда сотруднику придется платить за снятие наличных. Такая комиссия обычно составляет для международных пластиковых карт около одного процента, но не менее трех долларов США, по курсу на день списания. Недостатком является также и то, что не все торговые точки принимают к оплате пластиковые карты. Да и при краже, если не успеть заблокировать карты, ею могут воспользоваться мошенники. Конечно, снять наличные с нее, не зная ПИН-кода, навряд ли удастся, но заплатить за товары или услуги вполне реально.
3.2. Как получить пластиковые карты?
Для этого нужно заключить с банком договор. Выбор банка - за вами. Но перед тем как заключать договор, уместно будет посмотреть, какую же комиссию банк берет за свои услуги. О тарифах мы расскажем чуть ниже.
Банк выпускает в обращение пластиковые карты, а сотрудники становятся их держателями. Несколько слов о самих картах. Чаще всего зарплатные карты принадлежат международным платежным системам (таким, как VISA или MasterCard). Такими картами можно расплачиваться не только у нас в стране, но и за границей. Какие именно кредитки открыть для своих сотрудников, предприятие решает самостоятельно.
Получить зарплатные карточки сотрудники организации могут тремя способами.
Первый. Самый "неинтересный". Каждый сотрудник предприятия приезжает в отделение банка и самостоятельно заключает договор банковского счета с банком. Представляет анкетные данные, паспорт и другие документы в банк. Предприятие должно будет предоставить список работающих сотрудников в банк, чтобы те знали, что данное физическое лицо будет обслуживаться по зарплатному проекту. Минус здесь очевиден. Сотрудники предприятия должны будут тратить свое личное время на посещение банка. И потом сообщать номера открытых им счетов в банке предприятию.
Второй способ. Предприятие само собирает комплект необходимых документов на получение, и обслуживание зарплатных карточек оформляется через компанию, но за счет сотрудников. То есть все эти суммы банку либо уплачивает сама компания за счет своих средств, либо удерживаются из заработной платы сотрудников. То есть плату за изготовление карт и выдачу их держателям, комиссию за проведение операций по карточному счету уплачивает сама компания, а потом удерживает эти суммы из заработной платы сотрудников. Однако прежде нужно получить письменное согласие на это.
Если препятствий нет, организация собирает пакет документов. В каждом банке он свой. Чаще всего карточки выпускает тот банк, где у фирмы открыт расчетный счет. В этом случае вам потребуются:
- заявление от каждого сотрудника, заверенное руководителем организации (образец см. на
с. 52);
- список сотрудников организации (на электронном носителе и в бумажном виде, заверенный печатью и подписями ответственных лиц);
- ксерокопии паспортов сотрудников (например, при выдаче VISA или MasterCard);
- сведения о тех лицах организации, которым доверено решать вопросы, связанные с использованием карточек.
Образец
ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВЫПУСК БАНКОВСКОЙ КАРТЫ Cirrus/Maestro "зарплатная''/VTSA Electron "зарплатная" ПРОШУ ВЫПУСТИТЬ БАНКОВСКУЮ КАРТУ И ОТКРЫТЬ СЧЕТА
VISA Electron
Карточный в рублях РФ Вид карты Cirrus/Maestro
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ |
Фамилия/Имя/Отчество I |
ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ I |
|
(заполняется печатными буквами) I |
|
Имя/Фамилия в латинской транскрипции в соответствии с загранпаспортом:
IVANOV IVAN
(заполняется печатными буквами)
11 января 1975 г. Дата рождения "--" --------------
I I мужской
I I женский
Пол
Россия, г. Москва
Страна и место рождения ---------
Российская Федерация Гражданство ---------------------
П I |
Е I |
Т I |
У I |
Х |
О I |
В I |
А I |
|
|
|
|
|
(заполняется печатными буквами на русском языке) |
Личный пароль
33 00 351478
-------N --------
7 мая 2001 г. когда выдан -------------
_ N _
когда выдан
Общегражданский паспорт серия ОВД Медведково
кем выдан -------------------
Заграничный паспорт серия ___ кем выдан
Срок действия загранпаспорта (лет)
777-77-77
Домашний телефон ---------------------------------------
127015
Адрес фактического проживания (индекс обязателен) г. Москва, Бутырская, 87 - 13
127015 г. Москва, Бутырская, Адрес регистрации (индекс обязателен)----------------------------
87 - 13
холост (не
женат (замужем)
Семейное
положение
замужем)
разведен(а)
Иванова Мария Ивановна
Ф.И.О. супруга ----------------------
ЗАО "Актион-Пресс"
Место работы ------------------
Москва, Б. Новодмитровская, Адрес, телефон ---------------------------
ИНФОРМАЦИЯ О МЕСТЕ РАБОТЫ
7, тел. 555-55-55
ЗАО "Индекс"
Наименование организации ------------
Москва, ул. Правды, 8 Адрес организации ---------------------
главный бухгалтер Должность -----------------
775-77-77 775-77-76,
Телефон --------- Факс (E-mail) ---------------------------
С действующими тарифами на выдачу и обслуживание карт, а также с Правилами пользования картой ознакомлен, согласен и обязуюсь их выполнять.
Я несу ответственность перед Банком за все операции, произведенные по карте, выпущенной на мое имя. Я обязуюсь решать все вопросы, связанные с уплатой налогов с получаемых мною сумм, самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Иванов 20 апреля 06
ЗАПОЛНЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ:
Настоящим подтверждаю, что вся указанная информация соответствует действительности.
ЗАПОЛНЯЕТСЯ БАНКОМ |
|
Ф.И.О. сотрудника |
Подпись |
Дата |
Проверка правильности заполнения заявления |
|
|
|
Руководитель
подразделения |
|
|
|
Управление
безопасности |
|
|
|
Заведение анкеты в базу данных |
|
|
|
Присвоен номер учетной записи N |
|
|
|
Открытие карточного счета N |
|
|
|
Открытие счета овердрафта N |
|
|
|
|
Впрочем, организация может выбрать и тот банк, в котором у нее нет расчетного счета.
В этом случае дополнительно к перечисленным выше документам могут понадобиться также копии нотариально заверенных учредительных документов предприятия, карточка с образцами подписей и т.д.
Все собранные данные передаются в банк. Далее на имя каждого сотрудника организации банк открывает карточный счет, на который и будут зачисляться деньги. Также можно открыть карточные счета и для внештатных работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, авторские договоры и т.д. На лицевой стороне карточки каждого сотрудника указываются фамилия, имя владельца, а на магнитной ленте записан его личный идентификационный номер (ПИН-код).
Третий способ аналогичен второму. Единственное отличие, что получение и обслуживание зарплатных карт оформляется через компанию и за ее счет.
Пример договора, который банк заключает с сотрудниками, приведен ниже на с. 60. В каждом договоре есть свои особенности. Скажем, в нашем примере есть раздел, посвященный терминам и определениям, но в некоторых договорах данный пункт может и отсутствовать.
После того как пластиковые карточки получены, остается ознакомить сотрудников с правилами пользования. Любая карта выдается на определенный срок. Кроме того, нужно ознакомить сотрудников с тем, какие операции они могут проводить с помощью карты. Скажем, по карточке VISA Electron нельзя будет расплатиться за покупки в Интернете. Также важно объяснить держателям, как действовать в случае утери или кражи карты. Как правило, большинство банков выдают памятки. В них указывают номера телефонов круглосуточных сервис-центров, адреса банка и его отделений.
Правила пользования картой желательно прочитать хотя бы раз. Следует также предупредить сотрудников, что чеки, которые они получают на руки после проведения той или иной операции по карте, желательно хранить 45 дней. И впоследствии сверить с ежемесячной выпиской, дабы избежать проблем. Ведь, возможно, какая-то операция проведена дважды или увидеть те транзакции, которые по ошибке приписали к вашей карте. Если вы не согласны с каким-нибудь списанием, необходимо обратиться в банк и написать соответствующее заявление.
Пример
Заявление о несогласии с транзакцией Иванов Иван Иванович (Ф.И.О.)
4627200056244512
Изучив выписку по карте N ----------------------------------
с 1 по 30 апреля 2006 г.
за период ------------------------- отклоняю следующую транзакцию:
дата совершения операции по выписке
место совершения операции по выписке
сумма в валюте платежа
сумма в валюте карты Причина (нужное отметить):
Траттория, Москва
2540 руб.
рубли
я не совершал вышеуказанную операцию.
вышеуказанная операция совершалась один раз.
сумма по вышеуказанной операции увеличена с
до
Прилагаю копию слипа, содержащую правильную сумму.
20 г.
II II
я вернул товар по вышеуказанной операции
вышеуказанная операция была кредитовой.
Прилагаю копию кредит-слипа, содержащую сумму, удержанную с моего счета.
услуга не оказана.
другое (приложить письменное заявление с изложением причины -отклонения операции)
Прошу Вас предоставить документ (копию слипа, подписанного мной), на основании которого вышеуказанная сумма была списана с моего счета, либо восстановить средства на счете.
Иванов 2 мая 06
Подпись -----------------------Дата "---"------------20--г.
Ответственный сотрудник Банка:
Ф.И.О. Подпись
Дата "_"_2 0_г.
Особое внимание следует уделить тарифам. Чтобы привлечь предприятие к зарплатному проекту, то есть к перечислению жалованья сотрудников на пластиковые карты, банки прибегают к различным уловкам. В частности, выпуск и годовое обслуживание пластиковых карт для сотрудников этого предприятия осуществляются бесплатно. Но не забудьте, когда вы перестанете работать на этом предприятии, вас могут лишить этой льготы.
Так как большинство банков осуществляют расчеты по пластиковым картам через другие банки, которые имеют процессинговые центры, то операции по зачислению наличных денег
происходят не в режиме online, а с некоторой задержкой. То есть при срочном пополнении счета наверняка необходимо будет платить комиссию. Но это только в том случае, если человек сам будет пополнять карточный счет.
За выдачу наличных с карточки в банкомате или в кассах банка, который выдал карту, комиссия не взимается. А вот если держатель захочет получить наличные в банкоматах других банков - членов платежной системы, то ему придется заплатить комиссию в размере 0,5 - 1,5 процента от суммы, которую он снимал, но минимум 3 долл. США. То есть, если снять 100 руб. в "чужом" банкомате, со счета спишут 100 руб., которые человек получит, и еще 90 руб. (минимум 3 долл. США) комиссии. Также следует учесть, что банкоматы других банков имеют ограничения по обслуживанию "чужих" карт. При оплате покупок или услуг дополнительная комиссия не взимается.
Чтобы узнать остаток средств на пластиковой карте, достаточно выбрать пункт меню в банкомате. Если под рукой его не оказалось, но надо узнать остаток, достаточно позвонить по телефону, указанному на карте, сообщить номер карты и секретный код, который обычно указывают при заполнении анкеты. В случае если вы запросите остаток в "чужом" банкомате, то за остаток с вас спишут комиссию до 0,5 долл. США.
Пластиковую карту желательно не терять, так как с ее потерей вы понесете расходы на восстановление карты. А до этого затраты на внесение карты в стоп-лист (до 100 долл. США). Заявление об утрате карты выглядит так:
Образец
ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УТРАТЕ КАРТЫ
Прошу Вас заблокировать нижеуказанную карту, выпущенную на мое имя
(Фамилия, Имя, Отчество) Дополнительно сообщаю следующие сведения: Номер карты:
N
Cirrus/Maestro
VISA Electron |
Причина |
|
потеряна |
|
украдена |
|
изъята |
|
блокировки: |
|
|
|
|
|
АТМ |
|
|
другое |
Утрачена с PIN кодом:
да |
Место утраты
Дата _
Обстоятельства
(страна,
Время
утраты
город)
Место последнего использования
Дата Время
Заявление в милицию (полицию):
Дата Номер
Дополнительная информация
(название торговой
точки)
да
нет
Место
Подпись клиента
Дата
Время
(московское)
Просим поставить карточку в бумажный стоп-лист:
Регион: Срок:
Россия
Европа
Азия
Северная Америка Южная Америка Африка Австралия По странам
Ответственный сотрудник Банка:
Ф.И.О. Подпись
Дата " " 20 г. Время
(московское)
Ниже мы приведем тарифы, которые взимают банки по зарплатным проектам. Расценки даны по самым дешевым и доступным картам VISA Electron и Cirrus/Maestro.
Банк |
Абсолют
Банк |
Межпромбанк
Плюс |
ОАО
"Собинбанк" |
Руссобанк |
Промсвязьбанк |
валюта в тарифах/ вид карты |
в
долларах США VISA Electron |
в рублях
VISA
Electron,
Cirrus/
Maestro |
в долларах
США
Maestro или VISA
Electron |
в рублях
VISA
Electron |
в долларах
США
Maestro/
Electron |
Выпуск Карты |
Без
комиссии |
Без
комиссии |
|
Без
комиссии |
Комиссия не
взимается |
Неснижаемый
остаток |
Нет |
Нет |
|
|
0 |
Первоначальный
взнос |
Нет |
Нет |
|
|
0 |
Годовое обслуживание основной Карты |
3 |
Без
комиссии |
3 |
Без
комиссии |
2 |
Годовое
обслуживание
дополнительной
Карты |
3 |
5 долл. США |
3 |
Без
комиссии |
2 |
Снятие
наличных в ПВН
и сети
банкоматов банка (за счет собственных средств |
Без
комиссии |
рубли РФ -0%
доллары
США - 0,3% евро - 0,5% |
в рублях -0%
в долларах США, евро -0,5% |
Без
комиссии |
Без комиссии |
Снятие
наличных в других банках |
1% от суммы,
но не
менее
3 долл.
США |
0,5%
минимум
70 руб.
0,5% +
2,75 долл.
США |
1%
(минимум
5 долл.
США) |
1%
минимум
90 руб. |
1% (минимум
3 долл. США/ минимум
72 руб.) + % другого банка |
Доставка sms-сообщений о проводимых операциях по
Карте |
Без
комиссии |
1 долл. США в месяц |
2 долл. США в месяц |
360 руб. за год |
|
Начисление
процентов
(годовых) |
0% |
0% |
в рублях -1%
в долларах
США - 0,5% |
|
в рублях - 1 % в долларах
США, евро -0,5% |
Многие банки, особенно крупные, предлагают предприятиям индивидуальные условия по зарплатным проектам. Поэтому не вывешивают данную информацию в Интернете на своих сайтах.
Надо сказать, что многие держатели "зарплатных" карт в основном используют их раз в месяц, для снятия наличных денег. Понятно, что банкам это невыгодно. Поэтому некоторые банки дополнительно стимулируют клиентов - на остаток средств по пластиковой карточке сотрудников начисляют проценты (в среднем 3,5 - 4,5% по рублевым счетам). Данное условие оговаривается с руководством предприятия в зависимости от объемов перечисляемой заработной платы и указывается в договоре с банком. Или предоставляют такую услугу: извещают клиента sms-сообщением о том, какие суммы списаны с его карты. Правда, чтобы ею воспользоваться, надо также написать заявление.
Образец В БАНК
от
Заявление
Прошу присылать sms-извещения о суммах транзакций, проведенных по Картам:




а также о доступном балансе на мобильный телефон БИЛАЙН
МТС ( )
МЕГАФОН
Стоимость услуги в соответствии с Тарифами банка прошу списать с соответствующего Картсчета.
/Подпись/
200 г.
Заполняется сотрудником Банка
Подпись
Комиссия удержана/установлена: |
1. |
Картсчет |
Сумма |
Валюта |
|
|
|
|
Картсчета |
Подпись |
2. |
Картсчет |
_________Сумма ____ |
Валюта |
|
|
|
|
Картсчета |
Подпись |
3. |
Картсчет |
_________Сумма ____ |
Валюта |
|
|
|
|
Картсчета |
Подпись |
4. |
Картсчет |
_________Сумма ____ |
Валюта |
|
|
|
|
Картсчета |
Подпись |
|
Услуга активизирована " " 200 г.
Ф.И.О. Подпись |
ФИО
Кроме того, банки устраивают промоакции в торгово-розничной сети, где можно воспользоваться кредиткой, розыгрыши с вручением призов, реализовывают дисконтные и роялти-программы с начислением бонус-очков.
В качестве примера можно привести один банк, который за пользование своей зарплатной картой для покупки в торговых предприятиях владельцу карты предоставляет бонус (доплата банка за произведенную покупку). Бонус составляет:
5000 руб. - 0,5% от суммы операции;
от 5000 руб. до 10 000 руб. - 1,0% от суммы операции;
от 10 000 руб. - 1,5% от суммы операции.
Правда, на момент написания книги данный банк не попал в систему страхования вкладов, поэтому не будем приводить его название.
Ниже мы приводим пример договора с банком.
ДОГОВОР N_
о порядке обслуживания международных банковских карт сотрудников организации (зарплатные)
г. Москва " " 200 г.
_БАНК, именуемый в дальнейшем "БАНК", в лице Председателя Правления
_, действующего на основании Устава, с одной стороны, и
_, именуемый в
дальнейшем "КЛИЕНТ", в лице _, действующего на
основании _, с другой стороны, именуемые вместе
"Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем.
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОГОВОРЕ
Банковская карта (КАРТА) - международная банковская карта_, предназначенная
для управления счетом Держателя, на который поступают суммы заработной платы, стипендий и других выплат, а также для совершения операций по оплате товаров, работ, услуг и получения наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных (ПВН) и банковских автоматах (банкоматах). КАРТА является собственностью БАНКА и выдается Держателю во временное пользование на срок, установленный БАНКОМ. Использование КАРТЫ регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, настоящим Договором и Договором о предоставлении в пользование и обслуживании банковских карт между БАНКОМ и Держателем КАРТЫ.
Держатель КАРТЫ (Держатель) - сотрудник КЛИЕНТА, на имя которого БАНКОМ выпущена КАРТА по поручению КЛИЕНТА и на основании соответствующего договора.
Счет - сводный счет в БАНКЕ, открытый в рамках настоящего Договора, с которого осуществляются расчеты по заработной плате и другим выплатам социального характера (премии, стипендии, материальная помощь), с сотрудниками КЛИЕНТА.
Карточный счет - лицевой счет, открываемый на имя Держателя в соответствии с договором, заключенным Держателем, в БАНКЕ для отражения операций по зачислению средств и операций Держателя с использованием КАРТЫ.
Тарифы БАНКА (Тарифы) - внутренние нормативные документы БАНКА, устанавливающие условия выдачи и размер платы за обслуживание КАРТ.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. БАНК на основании настоящего Договора открывает Счет N _в рублях РФ.
1.2. Платежными поручениями со своего расчетного счета КЛИЕНТ перечисляет БАНКУ на Счет денежные средства (суммы заработной платы, премий, стипендий, материальной помощи и других выплат своим сотрудникам) для целей последующего зачисления на личные Карточные счета Держателей, открытые в БАНКЕ в соответствии с заключенными с Держателями Договорами о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт. КЛИЕНТ обеспечивает надлежащее оформление платежных и иных документов согласно условиям настоящего Договора.
1.3. БАНК на основании Заказа-Поручения на предоставление в пользование КАРТ для сотрудников КЛИЕНТА и их письменных Заявлений изготавливает КАРТЫ и обеспечивает предоставление их Держателям в пользование. В пределах сумм, перечисленных на Счет, и на основании предоставленных Платежных ведомостей БАНК осуществляет зачисление денежных средств (заработной платы, премий, стипендий, материальной помощи и других выплат) со Счета на Карточные счета Держателей. БАНК обеспечивает обслуживание безналичных операций Держателей по КАРТАМ и получение ими наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных (ПВН) и банковских автоматах (банкоматах), а также выполняет другие действия, необходимые для обеспечения проведения безопасных и бесперебойных расчетов КЛИЕНТА и/или Держателей в установленном настоящим Договором Порядке.
1.4. Тарифы, установленные к настоящему Договору, применяются только в отношении КАРТ Держателей, указанных в Заказе-Поручении КЛИЕНТА. В случае увольнения с работы Держателя КАРТА закрывается либо на основании заявления Держателя переводится в режим международной банковской карты и обслуживается на условиях и по Тарифам Договора, заключенного с Держателем о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт.
2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. БАНК обязуется:
2.1.1. Для расчетов по КАРТАМ Держателей открыть для сотрудников КЛИЕНТА Карточные счета в валюте Российской Федерации согласно установленному настоящим Договором порядку и в соответствии с законодательством РФ.
2.1.2. Производить зачисление средств на Карточные счета Держателей в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Договором и законодательством Российской Федерации.
2.1.3. Осуществлять передачу выпущенных КАРТ представителям КЛИЕНТА после оплаты КЛИЕНТОМ услуг БАНКА в соответствии с п. 2.2.6 настоящего Договора.
2.1.4. Осуществлять зачисление денежных средств, перечисленных КЛИЕНТОМ БАНКУ, на Карточные счета Держателей.
2.1.5. Обеспечивать осуществление расчетов по операциям Держателей с использованием
КАРТ.
2.1.6. Своевременно обеспечивать КЛИЕНТА бланками Заявлений на предоставление в пользование КАРТ и Правилами пользования КАРТОЙ.
2.1.7. Письменно информировать КЛИЕНТА об изменениях Тарифов не позднее чем за 10 календарных дней до вступления в силу соответствующих изменений.
2.1.8. Блокировать действие КАРТ Держателей в следующих случаях:
- при получении БАНКОМ письменного заявления от Держателя о блокировке КАРТЫ;
- при получении БАНКОМ письменного уведомления КЛИЕНТА о прекращении трудового договора КЛИЕНТА с Держателем;
- при досрочном расторжении договора БАНКА с Держателем о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт;
- при досрочном расторжении настоящего Договора с письменным уведомлением КЛИЕНТА о блокировании действия КАРТ Держателей;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Договором.
2.2. КЛИЕНТ обязуется:
2.2.1. Предоставить помещение для оформления договоров о предоставлении в
пользование и обслуживании международных банковских карт _, замены Карт по
окончании срока действия и выдачи новых Карт, а также предоставления индивидуальных консалтинговых услуг сотрудникам КЛИЕНТА, находящимся на территориальных площадках КЛИЕНТА.
2.2.2. Назначить уполномоченных лиц для взаимодействия с БАНКОМ по вопросам передачи КАРТ Держателям, по организационным и финансовым вопросам в соответствии с Порядком и передать список уполномоченному лицу вместе с доверенностями в течение 2 рабочих дней с момента подписания настоящего Договора.
2.2.3. Обеспечить сохранность КАРТ и ПИН-конвертов и недопущение их несанкционированного использования, порчи и причинения другого ущерба с момента получения их в БАНКЕ до момента выдачи Держателям.
2.2.4. Передавать КАРТЫ Держателям в соответствии с Порядком.
2.2.5. Незамедлительно информировать БАНК по поручению Держателя вначале устно, а затем в течение 2 дней письменно по установленной форме о фактах утраты КАРТ начиная с даты подписания Акта о приеме-передаче КАРТ (ПИН-конвертов).
2.2.6. Оплачивать БАНКУ комиссионное вознаграждение за операции зачисления денежных
средств на Карточные счета Держателей в размере _%
(___) от денежных сумм, указанных
в каждом платежном поручении КЛИЕНТА, за каждое зачисление денежных средств.
Комиссионное вознаграждение БАНКУ перечисляется платежным поручением с расчетного счета КЛИЕНТА одновременно с перечислением денежных средств на Счет.
2.2.7. Своевременно возмещать БАНКУ иные комиссии и платежи, предусмотренные условиями настоящего Договора и Тарифами.
2.2.8. Представлять в БАНК платежные поручения на перечисление денежных средств на Счет, платежные поручения на перечисление комиссионных вознаграждений БАНКУ, платежные ведомости, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и скрепленные печатью КЛИЕНТА.
2.2.9. Доводить до Держателей информацию об изменении Тарифов БАНКА и Правил пользования КАРТАМИ не позднее 3 рабочих дней с момента получения письменного уведомления от БАНКА.
2.2.10. Обеспечить возврат в БАНК выпущенных им по поручению КЛИЕНТА КАРТ в течение 10 календарных дней по истечении срока их действия или по требованию БАНКА.
2.2.11. Уведомлять Банк о прекращении трудового договора с Держателем в течение 2 (двух) рабочих дней с даты его прекращения. При этом Клиент обязан направить от Держателя следующие документы:
- заявление на закрытие КАРТЫ или перевод на индивидуальный Договор;
- саму КАРТУ;
- заявление на перевод денежных средств на вклад "До востребования";
- договор вклада "До востребования";
3. ПРАВА СТОРОН
3.1. БАНК имеет право:
3.1.1. Не принимать к исполнению Заказ-Поручение КЛИЕНТА и Заявления Держателей о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт без согласия Держателя и без предварительного уведомления КЛИЕНТА в случае нарушения КЛИЕНТОМ условий настоящего Договора.
3.1.2. Не принимать к исполнению Заявления Держателей, не производить продление срока действия КАРТ, приостановить или прекратить действие КАРТ без согласия Держателя и без предварительного уведомления КЛИЕНТА в случае нарушения Держателем условий заключенного с ним Договора об обслуживании международной банковской карты.
3.1.3. Без предварительного уведомления в безакцептном порядке произвести полное погашение всех сумм задолженности КЛИЕНТА перед БАНКОМ, возникших при исполнении настоящего Договора, с любых открытых КЛИЕНТОМ счетов в БАНКЕ.
3.1.4. Изменять в одностороннем порядке Тарифы, письменно уведомив об этом КЛИЕНТА не позднее чем за 10 календарных дней до вступления изменений в силу.
3.2. КЛИЕНТ имеет право:
3.2.1. Самостоятельно урегулировать вопросы по применению условий настоящего Договора и Тарифов БАНКА к Держателям КАРТ.
3.2.2. Требовать от БАНКА своевременного зачисления денежных средств на Карточные счета Держателей в соответствии с п. 2.1.4 настоящего Договора и порядком, установленным настоящим Договором.
3.2.3. Требовать от Банка своевременного предоставления КАРТ в соответствии с условиями настоящего Договора и порядком, установленным настоящим Договором.
3.2.4. Оформить и представить в БАНК доверенности на представителей КЛИЕНТА, уполномоченных на выполнение действий.
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
4.1. КЛИЕНТ обеспечивает в течение 30 дней после подписания настоящего Договора заключение Договоров о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт между БАНКОМ и Держателями КАРТ.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. БАНК не несет ответственности за неисполнение платежных поручений КЛИЕНТА о зачислении денежных средств на Карточные счета Держателей в следующих случаях:
- при отсутствии платежных поручений КЛИЕНТА на перечисление денежных средств в соответствии с п. 2.2.5 и п. 2.2.6 настоящего Договора;
- при ненадлежащим образом оформленных платежных поручениях и платежных ведомостях КЛИЕНТА.
5.2. БАНК не несет ответственности за задержку в выпуске КАРТ в случаях, если задержка вызвана неточностями в документах, представляемых КЛИЕНТОМ.
5.3. БАНК не несет ответственности по спорам и разногласиям между КЛИЕНТОМ и Держателями.
5.4. КЛИЕНТ несет ответственность за достоверность сведений, сообщаемых сотрудником КЛИЕНТА, при оформлении Заявления на предоставление в пользование КАРТ.
5.5. КЛИЕНТ несет ответственность за сохранность КАРТ и целостность ПИН-конвертов, выпущенных в соответствии с условиями настоящего Договора, с момента их получения в БАНКЕ и до момента передачи их Держателям.
5.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.7. Ответственность БАНКА перед Держателями КАРТ определяется условиями Договоров о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт, заключенных с Держателями (Приложение N 4).
6. АРБИТРАЖ
6.1. В случае возникновения споров и разногласий между БАНКОМ и КЛИЕНТОМ по вопросам реализации предмета настоящего Договора стороны примут все меры по их разрешению путем переговоров между собой.
6.2. Разногласия, по которым стороны не достигнут договоренности, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке в Арбитражном суде.
7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
7.1 Настоящий Договор подписан в двух экземплярах по одному для каждой стороны. Оба экземпляра имеют одинаковую силу.
7.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу только при условии их письменного оформления и подписания обеими сторонами.
7.3. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания и действует неопределенный
срок.
7.4. Если ни одна из сторон не заявит письменно о расторжении настоящего Договора, то действие Договора считается продленным еще на один год на тех же условиях.
7.5. Настоящий Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, либо в одностороннем порядке при неоднократном нарушении условий настоящего Договора или ненадлежащем его выполнении. В этом случае заинтересованная сторона должна в письменном виде уведомить другую сторону о своем намерении не позднее чем за 60 дней до предполагаемого срока расторжения настоящего Договора. Настоящий Договор считается расторгнутым после выполнения сторонами взаимных обязательств.
8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН ДОКУМЕНТООБОРОТ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ КАРТ
1. КЛИЕНТ оформляет и представляет в БАНК доверенности на представителей КЛИЕНТА, уполномоченных на выполнение действий, предусмотренных настоящим Порядком (далее по тексту - уполномоченные лица), и заверенный КЛИЕНТОМ список образцов их подписей в течение 2 рабочих дней с момента подписания Договора или изменений в списке.
2. БАНК передает КЛИЕНТУ бланки Договоров о предоставлении в пользование и обслуживании международных банковских карт "Зарплатная" (далее по тексту - Договоры), Заявлений на выпуск банковской КАРТЫ (далее по тексту - Заявления), Правила пользования международной банковской КАРТОЙ. Договоры и Заявления заполняются Держателями. При этом КЛИЕНТ обязан ознакомить сотрудников, оформляющих документы, с Правилами пользования международной банковской Картой, сверить данные, указанные в Заявлениях, с подтверждающими подлинность сведений документами.
3. Заполненные Договоры и Заявления передаются КЛИЕНТОМ в БАНК вместе с заполненным Заказом-Поручением на предоставление в пользование КАРТ в 2 экземплярах с указанием Ф.И.О. Держателей. Заказ-Поручение должен быть подписан уполномоченным лицом КЛИЕНТА. Первый экземпляр вместе с Заявлениями и Договорами остается в БАНКЕ, второй экземпляр с распиской сотрудника БАНКА о получении остается у представителя КЛИЕНТА.
По согласованию сторон Заказ-Поручение может представляться в БАНК в электронном виде в формате, согласованном Сторонами. Ответственность за соответствие данных на бумажном носителе, представленных в БАНК, данным, содержащимся в электронном виде, несет КЛИЕНТ.
4. В случае представления в БАНК неправильно оформленных Заявлений и Договоров такие документы возвращаются уполномоченному лицу КЛИЕНТА, о чем сотрудником БАНКА делается отметка на двух экземплярах заполненного бланка Заказа-Поручения.
5. В случае обнаружения неправильно оформленных документов после их принятия БАНК уведомляет об этом КЛИЕНТА и возвращает их уполномоченному лицу КЛИЕНТА с составлением соответствующей расписки.
6. Готовые КАРТЫ и ПИН-конверты передаются уполномоченному лицу КЛИЕНТА по Акту, составленному в двух экземплярах. При этом передача КАРТ и ПИН-конвертов одним курьером не допускается. ПИН-конверты к переданным ранее КАРТАМ передаются КЛИЕНТУ со следующей отправкой.
7. Уполномоченное лицо КЛИЕНТА в присутствии сотрудника БАНКА сверяет соответствие данных, указанных в Акте, количеству передаваемых КАРТ (ПИН-конвертов), Ф.И.О. держателей. Первый экземпляр Акта вместе с Заявлениями, КАРТАМИ и ПИН-конвертами передается уполномоченному лицу КЛИЕНТА, второй экземпляр Акта с распиской уполномоченного лица КЛИЕНТА в получении остается в БАНКЕ.
8. После подписания Акта о приеме-передаче КАРТ (ПИН-конвертов) БАНКОМ уполномоченному лицу КЛИЕНТ несет полную ответственность за сохранность полученных КАРТ (ПИН-конвертов) и проведения операций по ним до возврата КАРТ в БАНК или зафиксированного сторонами факта их утраты.
9. КАРТЫ (ПИН-конверты) выдаются Держателям уполномоченным лицом КЛИЕНТА вместе с экземпляром Договора Держателя под расписку. Держатель в подтверждение получения должен проставить на бланке Расписки свою подпись в специально отведенном для этого месте, а также поставить подпись на панели для подписи на карте. В момент выдачи КАРТЫ Держателю уполномоченное лицо КЛИЕНТА обязано поставить свою подпись на Расписке о выдаче КАРТЫ и ПИН-конверта, проверить проставление Держателем подписи на оборотной стороне КАРТЫ.
10. Не позднее 10 рабочих дней от даты передачи КАРТ и ПИН-конвертов КЛИЕНТУ Расписки в получении и выдаче КАРТ и ПИН-конвертов возвращаются КЛИЕНТОМ в БАНК. Сотрудник БАНКА проверяет Расписки на наличие необходимых отметок и сверяет соответствие количества и данных возвращаемых Расписок данным Акта, по которому КАРТЫ (ПИН-конверты) передавались КЛИЕНТУ. В случае каких-либо расхождений сотрудником БАНКА составляется Акт в произвольной форме, который подписывается сотрудником БАНКА и уполномоченным лицом КЛИЕНТА.
11. КАРТЫ и ПИН-конверты, не выданные КЛИЕНТОМ Держателям в течение 20 рабочих дней от даты их получения от БАНКА, передаются в БАНК вместе с соответствующими переданными ранее документами и с указанием причин невыдачи.
3.3. Как перечислить зарплату на пластиковые карты
Выплаты заработной платы с использованием пластиковых карточек происходят следующим образом. Предприятие перечисляет в банк деньги в сумме заработной платы, предназначенной к выплате.
Если у организации нет расчетного счета в банке, то деньги перечисляются на его корреспондентский счет. С этого счета банк перечислит деньги на карточные счета сотрудников. Если же у организации открыт расчетный счет в банке, то деньги перечисляются на счета сотрудников непосредственно с расчетного счета организации.
При этом необходимо отметить, что организация перечисляет банку сумму, необходимую для выплаты зарплаты всем сотрудникам, одним платежным поручением. Сколько денег нужно перечислить на карточный счет того или иного сотрудника, указано в специальной ведомости, которая составляется в бухгалтерии предприятия и передается в банк в согласованные сроки.
В ведомости указываются табельные номера, фамилии, имена, отчества работников и суммы зарплаты к выдаче.
Как правило, банк зачисляет деньги на карточные счета сотрудников только на следующий день после того, как от организации поступило платежное поручение. При этом обязательства предприятия по выплате заработной платы сотрудникам считаются погашенными в тот момент, когда банк списал деньги со счета организации. На дату списания, которая указана в выписке банка, бухгалтер должен сделать проводку:
Дебет 70 Кредит 51
- выплачена заработная плата.
Кроме того, с карточного счета каждого сотрудника банк представляет выписки. Обычно делается это раз в месяц.
3.4. Как отразить услуги банка
За то, что банк открывает и обслуживает счета сотрудников, предоставляет им пластиковые карточки, организации придется заплатить. Плата взимается за изготовление карт и годовое обслуживание. Кроме того, банк удерживает с предприятия суммы за перевод денег с расчетного счета на личные счета сотрудников. Тут, прежде всего, бухгалтера организации волнует вопрос: можно ли включить такие затраты в расходы при расчете налога на прибыль и нужно ли начислять "зарплатные" налоги. Рассмотрим подробнее.
3.4.1. Изготовление карт и комиссия за проведение операций
Затраты по изготовлению карт и комиссия за проведение операций при налогообложении прибыли не учитываются - так считают сотрудники министерства (Письмо Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/131). В своих разъяснениях чиновники упирают на то, что клиентом банка и держателем банковской карты является именно работник. Ведь с каждым из них заключается отдельное соглашение, которое является приложением к договору между банком и организацией. Следовательно, стоимость карточек и вознаграждение банка за операции по "кредиткам" следует рассматривать как расходы в пользу работников (п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ). А такие затраты доходы фирмы не уменьшают.
Пример. Организация перечисляет заработную плату работникам на пластиковые карты. По условиям договора с банком фирма заплатила банку 3000 руб. за изготовление карточных счетов сотрудникам. В бухгалтерском учете бухгалтером были сделаны проводки:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 51
- 3000 руб. - оплачены услуги банка за открытие карточных счетов работников.
3.4.2. Годовое обслуживание
Плата за годовое обслуживание может взиматься банком каждый месяц или единовременно, скажем, за год. Эти суммы впоследствии фирма может удержать из зарплаты сотрудников.
Еще совсем недавно чиновники Минфина России считали, что сумму, уплаченную предприятием за годовое обслуживание "зарплатных" карт своих сотрудников, можно учесть при налогообложении прибыли. Эта точка зрения высказана в Письме от 2 апреля 2003 г. N 04-0205/3/14. Чиновники утверждали, что это не что иное, как внереализационные расходы фирмы по пп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ. При этом в Письме уточняется: если организация платит за обслуживание один раз, то расходы признаются равномерно исходя из условий договора с банком.
Кроме того, чиновники министерства указали, что оплата организацией услуг банка за обслуживание карточных счетов не предполагает получение дохода работником. Следовательно, НДФЛ и ЕСН не облагается. Не нужно платить и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В 2005 г. мнение Минфина России изменилось. В Письме от 7 февраля 2005 г. N 03-05-0104/19 чиновники заявили, что из налогооблагаемых доходов организации нельзя исключать и расходы на годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников. Обосновали такую позицию минфиновцы п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ - ведь речь идет о расходах в пользу работников. В описанной ситуации держатели банковских карт (сотрудники) возмещали своему работодателю деньги, уплаченные за годовое обслуживание кредиток. Эту сумму, по логике Минфина, следует включить в доходы и заплатить с них налог.
Начислять ЕСН на стоимость годового обслуживания не нужно. Тут действует норма п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ - соцналог не начисляется на те выплаты, которые не уменьшают доходы при расчете налога на прибыль.
Что касается НДФЛ, оплата организацией - налоговым агентом услуг в интересах сотрудников признается доходом в натуральной форме. Следовательно, с этой суммы нужно удержать налог на доходы физических лиц в силу пп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ.
Надо сказать, что определенная логика в рассуждениях чиновников министерства есть. В февральском Письме Минфина России есть ссылка на действующее в то время Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием (утв. Центральным банком РФ 9 апреля 1998 г. N 23-П). Так вот, в п. 3.1 указанного Положения сказано, что пластиковые карты выдают в личное пользование держателям - физическим лицам. Да и договоры на обслуживание карт заключают с каждым работником. Так что если предприятие платит за годовое обслуживание карты, а потом удерживает эту сумму из зарплаты сотрудников, то в свои расходы включать оно ничего не должно.
Другой вопрос, что и доходов у него, вопреки мнению минфиновцев, не будет. В данном случае организация своего рода посредник в отношениях между банком-эмитентом карт и их работниками, которые одновременно выступают и их держателями. А обосновать свою точку зрения легко - в силу пп. 9 п. 1 ст. 251 имущество, полученное в рамках посреднических договоров, доходом не является.
Пример. Организация перечисляет зарплату работникам на пластиковые карты. За годовое обслуживание организация заплатила 150 000 руб. Эта сумма была удержана из заработной платы сотрудников.
За июнь 2005 г. сумма заработной платы составляет 1 500 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ составляет 195 000 руб. Для целей расчета налога на прибыль организация определяет доходы и расходы методом начисления. Для того чтобы упростить пример, рассматривать начисление ЕСН, пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не будем.
Указанные операции были отражены такими проводками:
Дебет 20 Кредит 70
- 1 500 000 руб. - начислена заработная плата за июнь 2005 г.;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 195 000 руб. - удержан налог на доходы физических лиц;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" Кредит 51
- 195 000 руб. - уплачен налог на доходы физических лиц;
Дебет 70 Кредит 76
- 150 000 руб. - удержана плата за годовое обслуживание;
Дебет 76 Кредит 51
- 150 000 руб. - перечислена плата за годовое обслуживание;
Дебет 70 Кредит 51
- 1 155 000 руб. (1 500 000 - 195 000 - 150 000) - перечислена заработная плата за июнь 2005 г. с расчетного счета организации.
В п. 1.12 Положения N 266-П говорится, что операции с использованием расчетных карт, кредитных карт по банковскому счету совершает владелец счета - клиент. В случае с зарплатными картами владельцем счета является сотрудник фирмы. А значит, говорить о том, что деньги, уплаченные банку организацией, являются ее расходами, нельзя.
Как видите, мнение чиновников Минфина изменилось. Между тем Письмо от 2003 г. все еще действует. Так что если кто-то воспользовался этим разъяснением, то у него есть все шансы избежать санкций в споре с налоговиками. Достаточно сослаться на п. 3 ст. 111 Налогового кодекса РФ. Выполнение письменных разъяснений чиновников является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Те, кто не захочет спорить с фискалами, могут поступить по-другому. Достаточно прописать в трудовых договорах, что предприятие обязуется перечислять на пластиковые карты зарплату сотрудников. А также оплачивать иные расходы, связанные с такой операцией, например, изготовление, годовое обслуживание, комиссию за совершение операций и т.п. В этом случае расходы можно будет списать в уменьшение налогооблагаемых доходов. Ведь в соответствии с п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда включаются любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Правда, в этом случае придется начислить и ЕСН, так как выплаты, предусмотренные условиями трудового договора, облагаются соцналогом (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ). Это же касается и пенсионных взносов.
Подводя итог сказанному, остается добавить, что организация вправе сама решить, как ей поступить в этой ситуации: спорить с налоговиками или следовать их подчас противоречивым разъяснениям.
3.4.3. Плата за перевод денег с расчетного счета фирмы на личные счета сотрудников
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг банка относят к операционным расходам. Это установлено п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, которое утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Делается это в день перечисления зарплаты с расчетного счета на карточные счета сотрудников.
Теперь поговорим об учете налоговом. Плата за перевод денег с расчетного счета фирмы на личные счета сотрудников - не что иное, как прочие расходы организации по оплате услуг банков (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). С этим согласен и Минфин России в Письме от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/131.
Пример. Организация перечисляет зарплату работникам на пластиковые карты. За перечисление денег с расчетного счета фирмы на карточные счета сотрудников банк взимает комиссию в размере 0,5 процента от общей суммы заработной платы всех сотрудников.
За июнь 2005 г. сумма заработной платы составляет 1 500 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ составляет 195 000 руб. Расходы по выплате комиссии банку - 6525 руб. ((1 500 000 руб. -195 000 руб.) х 0,5%). Для целей расчета налога на прибыль организация определяет доходы и расходы методом начисления. Для того чтобы упростить пример, рассматривать начисление ЕСН, пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не будем.
Указанные операции были отражены такими проводками:
Дебет 20 Кредит 70
- 1 500 000 руб. - начислена заработная плата за июнь 2005 г.;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 195 000 руб. - удержан налог на доходы физических лиц;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" Кредит 51
- 195 000 руб. - уплачен налог на доходы физических лиц;
Дебет 70 Кредит 51
- 1 305 000 руб. (1 500 000 - 195 000) - перечислена заработная плата за июнь 2005 г. с расчетного счета организации;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 51
- 6525 руб. - списана комиссия за перевод заработной платы на пластиковые карты работников.
В налоговом учете в июне 2005 г. организация отразит расходы по выплате банку комиссии в размере 6525 руб.
3.5. Безопасность
Пластиковая карта - вещь, безусловно, удобная. Но чтобы избежать проблем с ней, нужно выполнять несколько простых правил. Дело в том, что в последнее время участились случаи мошенничества с чужими пластиковыми картами. Нечистые на руку люди тоже идут в ногу с прогрессом. Поэтому неплохо бы знать, какими уловками пользуются мошенники и как вообще избежать лишних проблем.
1. Несколько слов об эксплуатации. Не допускайте соприкосновения карты с предметами, обладающими магнитным полем (телевизором, аудиосистемой и т.д.), так как это может привести к повреждению магнитной полосы и, как следствие этого, к ее выходу из строя. Понятно, что ни снять деньги, ни заплатить за покупку с помощью такой карты вы уже не сможете.
2. Когда вы расплачиваетесь картой или снимаете наличные в банке, кассир предъявляет слип и проверяет платежный (кредитный) лимит (авторизует ее). Вам необходимо проверить,
правильно ли указана сумма операции на чеке и слипе, и только после этого поставить на нем свою подпись.
Тут хотелось бы остановиться вот на каком моменте. Иногда при расчетах с помощью банковских карт кассиры просят удостоверение личности покупателя. Однако такое требование ни в российском законодательстве, ни в правилах международных платежных систем не закреплено. А является ли человек держателем предъявленной карты, определяют, сличая подписи на ее обороте и на чеке.
Другой вопрос, что ведь требуют документ ради вашей же безопасности. Согласитесь, мошеннику будет трудно расплатиться вашей карточкой, если он будет знать, что его ждет дополнительное препятствие - идентификация личности. Так что это не блажь кассира, а способ подстраховаться. Да и в своих рекомендациях магазинам торговой сети банкиры советуют потребовать документы только в том случае, если возникли сомнения в том, что карта предъявлена незаконным держателем. То есть кассир не вправе заявить, что документы -непременное условие для оплаты покупки картой. Но если у кассира вызвала сомнение ваша подпись или, скажем, когда расплачивается женщина, а на карте стоит мужская фамилия, не стоит нервничать - требование документов вполне логично. Береженого Бог бережет - гласит народная мудрость.
3. Не подписывайте чек/слип, если на нем не указана сумма покупки (снятия наличных) или если эта сумма указана неверно. Не забудьте взять копию чека/слипа. Обязательно сохраняйте копии чеков/слипов в течение 45 (Сорока пяти) дней от даты совершения операции.
4. Оплачивая покупку пластиковой картой, старайтесь, чтобы все операции с ней совершались в вашем присутствии. Не разрешайте продавцу уносить карту в другое помещение и не теряйте ее из виду. Особенно актуален этот пункт, если вы оплачиваете покупку за границей.
5. Если вы отказались от покупки, или если при оформлении чека/слипа были допущены ошибки, попросите, чтобы испорченный чек/слип уничтожили в вашем присутствии, а второй экземпляр заберите с собой и сохраняйте в течение месяца
Помните! После того как кассир авторизовал вашу карту, соответствующая сумма покупки (снимаемой наличности) блокируется на вашем карточном счете, а ее списание происходит в течение 30 дней.
6. В случае отказа в авторизации по пластиковой карте необходимо попросить кассира (продавца) повторить операцию через некоторое время (возможны сбои в связи).
7. ПИН - Персональный Идентификационный Номер - четырехзначное число, передаваемое Держателю карты при выдаче карты в специальном конверте. Он необходим для пользования банкоматами и электронными терминалами при оплате товаров и услуг.
ПИН необходимо хранить в секрете. Процесс создания и печати ПИН-конверта построен таким образом, что узнать его может только человек, вскрывший конверт. Ни при каких обстоятельствах ПИН не должен стать известным третьему лицу.
Во избежание использования карты другим лицом храните ПИН отдельно от карты. Не пишите ПИН на карте.
Помните! В случае трех неправильных последовательных попыток набора PIN-кода в банкомате карта изымается. В случае изъятия карты банкоматом необходимо по возможности быстро обратиться в банк, которому принадлежит банкомат. Если такой возможности нет, то необходимо связаться с банком, выдавшим карту.
8. Получая выписки по вашему карточному счету, обязательно проверьте соответствие указанных в выписке операций реально произведенным расходам. В случае обнаружения каких-либо расхождений известите банк в течение 45 дней от даты совершения операции в письменной форме.
9. В случае утраты/кражи пластиковой карты необходимо немедленно уведомить банк по телефону о факте и обстоятельствах утраты/кражи карты и заблокировать счет от неправомерного доступа.
И еще несколько советов. Лучше иметь несколько карточек, причем разных систем и банков: если одну украдут или с ней будут проблемы, то хотя бы будет возможность получить деньги по другой. То есть, образно выражаясь: никогда не храните яйца в одной корзине.
Снимать деньги с кредитки лучше в приличных отелях и известных банках. Избегайте банкоматов, расположенных в малолюдных местах, или поздно вечером. Не исключено, что там может быть наклеена невидимая пленка, которая не позволит вернуть вам карту. Другой вариант -установлено специальное устройство с блоком питания и антенной, с помощью которых можно получить информацию с карточки. Это все не шпионские рассказы, а реальные истории. Всегда стойте так, чтобы посторонним не был виден банкомат, в котором вы получаете деньги, особенно во время набора секретного PIN-кода.
В ресторанах и магазинах не стоит доверять карточку официанту или продавцу, тем более позволять ему удаляться с ней в неизвестном направлении. Известны случаи, когда вам приносят чек, подтверждающий транзакцию суммы счета, вы его подписываете, а через минуту вам сообщают, что чек испорчен (придумать тут можно все, что угодно - упал на мокрый пол и т.п.), вы наивно подписываете чек еще раз. В результате - деньги списываются дважды. Если это произошло за границей, разобраться будет очень сложно. Во многих ресторанах теперь есть переносные терминалы для оплаты с помощью пластиковой карты. Так что не стесняйтесь, попросите официанта его принести или не ленитесь, прогуляйтесь с ним до кассы.
В некоторых банках предусмотрена специальная услуга sms-уведомления. Как только вы расплатились в магазине или сняли деньги с карты, на ваш мобильник тут же приходит подтверждение транзакции. Понятно, что если sms пришло, когда вы ничего не оплачивали, стоит срочно связаться с банком и блокировать карту. И еще, отправляясь куда-то в поездку, возьмите с собой номер телефона круглосуточного центра поддержки своего банка. Конечно, он есть на карте с оборотной стороны, но если карту украдут или она останется в банкомате, то он вам вряд ли поможет. Так что продублируйте его где-то еще.
Содержание раздела