d9e5a92d

Институциональные аспекты. Роль кредитных организаций


В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации безналичные расчеты производятся через кредитные организации.

Деятельность кредитных организаций признается законной лишь при наличии лицензии, выдаваемой Банком России. В лицензии указываются операции, которые вправе выполнять кредитная организация (банковские операции).

Существуют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации (НКО). Ключевой отличительной особенностью банков является то, что только банкам разрешено привлекать средства физических лиц и юридических лиц во вклады (до востребования и на неопределенный срок) (см. п. 2.1.1.). НКО могут осуществлять отдельные банковские операции, перечень которых определяется Банком России. Большая часть действующих в России небанковских кредитных организаций специализируется на проведении межбанковских расчетов: эти НКО определены Банком России как расчетные НКО (см. 2.1.2). Другие небанковские кредитные организации не участвуют в проведении расчетов и платежей.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности ”, все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, кроме того, при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

На начало 2002 года в России функционировало 1323 кредитные организации, в том числе 1280 банков и 43 НКО, из них 38 расчетных НКО. Банки имели 3433 филиала, из которых 1233 - это филиалы Сберегательного банка Российской Федерации, и один филиал банка-нерезидента . Банки также имели 6131 дополнительный офис.

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций - 261,0 млрд . рублей .



2.1.1 Банки

На основе лицензии, выдаваемой Банком России, получение которой обязательно для всех банков, банки наделяются полномочиями ведения банковских операций.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности ”, к операциям, которые требуют лицензии Банка России, в дополнение к указанной ранее операции привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) (см. п. 2.1), относятся следующие:

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

ООО «Банк Анелик» получил разрешение от 12.11.2002 г. на инкорпорирование филиала в дочерний банк.

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кроме этих операций, для которых требуется лицензия, как банки, так и НКО вправе осуществлять сделки, такие как доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществление других, кроме вышеперечисленных, операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг и другие сделки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Осуществление этих сделок не лицензируется Банком России.

Банки, предоставляя услуги по проведению платежей для своих клиентов, используют различные платежные инструменты (см. раздел 3).

На договорной основе банки осуществляют платежи через (1) платежную систему Банка России, (2) корреспондентские счета, открываемые друг у друга, (3) внутрибанковские платежные системы и (4) платежные системы расчетных НКО (см. раздел 4).

2.1.1.1 Сберегательный банк Российской Федерации

Особое место в российской банковской системе занимает Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России). Сбербанк России является кредитной организацией, имеющей наиболее разветвленную филиальную сеть на территории Российской Федерации. Ему принадлежит 40% от общего количества филиалов кредитных организаций в Российской Федерации.

Сбербанк России осуществляет привлечение денежных средств населения и предприятий и хранение их в депозитах, выплату пенсий, пособий, проведение расчетов граждан по их различного рода финансовым обязательствам (налоги, платежи в пользу торговых, коммунальных, транспортных, общественных и иных организаций и учреждений), а также расчетное обслуживание предприятий и организаций. Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла на начало 2002 года 82,5% по рублевым вкладам и 51,3% по валютным вкладам.

В соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит Банку России (на начало 2002 года - 63,8 %).

2.1.1.2 Банки с иностранным участием в капитале

В последние годы проводится политика включения России в мировое финансовое и экономическое сообщество, выражающаяся, в частности, в либерализации доступа иностранного капитала на внутренний рынок. Присутствие иностранного капитала в российской банковской системе важно для облегчения работы иностранным инвесторам.

В настоящее время иностранные инвесторы для работы на российском рынке банковских услуг создают дочерние компании в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые в России относятся к банкам-резидентам.

В списке банков, на долю которых приходится больше всего инвестиций в банковский сектор России, ведущее место занимают банки США и Германии.

На начало 2002 года в Российской Федерации действовало 126 банков, уставный капитал которых сформирован с участием иностранных инвестиций. Из этих банков у 12 доля нерезидентов в уставном капитале составляла от 50 до 100%, а у 23 уставный капитал на 1 00% был сформирован за счет средств нерезидентов.

В настоящее время 8 дочерних структур иностранных банков входит в число первых тридцати крупнейших банков России (в 1998 году их было 2). Однако, в последние годы темп роста совокупного зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций опережал темп роста суммы зарегистрированных долей (акций) нерезидентов в уставных капиталах действующих кредитных организаций, в результате доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале на 1 января 2002 года составила 5,3% против 7,5% на 1 января 2001 года и 10,7% на 1 января 2000 года.

2.1.2 Расчетные небанковские кредитные организации

Банком России в соответствии с законодательством определены принципы деятельности расчетных НКО.

Расчетные НКО наряду с клирингом платежей (как на валовой, так и на нетто-основе), осуществляют следующее банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте на основании лицензии Банка России:

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

- купля - продажа иностранной валюты в безналичной форме;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кроме банковских операций, для которых требуется лицензия Банка России, расчетные НКО (как и банки), могут также осуществлять определенные законодательством сделки, не требующее лицензии Банка России. Перечень таких сделок приведен в п. 2.1.1.

Банком России установлены ограничения на операции расчетных НКО, позволяющее практически исключить кредитный риск для активов расчетных НКО и средств клиентов, находящихся на счетах в расчетных НКО.

На основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций все расчетные НКО (на начало 2002 года их было 38) осуществляют по поручениям клиентов расчеты на валовой основе. Из них 15 в соответствии со специальным разрешением (приложением к лицензии) Банка России также осуществляют клиринг платежей на нетто-основе. Из 23 расчетных НКО, которые не осуществляют клиринг платежей на нетто-основе, 8 являются расчетными центрами Организованного рынка ценных бумаг и других финансовых активов (ОРЦБ) (см. раздел 6.2.), заключившими отдельные договоры с Банком России и осуществляющими расчетное обслуживание (переводы денежных средств) участников ОРЦБ, по сделкам купли-продажи государственных долговых обязательств, иностранной валюты и других финансовых активов (клиринг по указанным операциям проводится биржей).

2.2 Роль Центрального банка Российской Федерации

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из основных целей деятельности Банка России определено обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В связи с этим Банк России выполняет следующие функции: устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение. Банк России является также кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В систему Банка России входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Территориальные учреждения Банка России расположены в каждом регионе Российской Федерации.

В национальных республиках Российской Федерации территориальными учреждениями являются «национальные банки», а во всех остальных регионах - «главные управления».

Каждый национальный банк и главное управление имеют свои расчетно-кассовые центры (один из которых - головной) для проведения безналичных платежей, выдачи и приема наличных денег кредитных организаций и других клиентов.

На начало 2002 года в России действовало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно-кассовых центров и расчетно-кассовых центров (далее учреждения Банка России).

Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами и не имеют право принимать решения нормативного характера.

2.2.1 Организация безналичных платежей

Банк России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” является органом, координирующем, регулирующем и лицензирующим организацию платежных и расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, проводит мониторинг деятельности частных

платежных систем на основе статистической отчетности и осуществляет расчеты через свои учреждения.

Безналичные расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в национальной валюте (в рублях) и в иностранной валюте. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары, работы, услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Банк России предоставляет расчетные и платежные услуги кредитным организациям и другим юридическим лицам, принятым на обслуживание согласно законодательству.

В соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, наряду с кредитными организациями, Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации, после получения лицензии Банка России, в обязательном порядке открывает корреспондентский счет в учреждении Банка России по месту ее нахождения. Кредитная организация вправе также открыть в учреждении Банка России корреспондентский субсчет на имя филиала по месту его нахождения.

Другие клиенты открывают банковские счета в учреждениях Банка России, которые могут быть использованы для осуществления платежей.

У каждой кредитной организации и учреждения Банка России имеется банковский идентификационный код (БИК), который идентифицирует их как участников расчетов в платежной системе Банка России, и обязательно используется при составлении расчетного документа и осуществлении операции.

Кроме того, в целях поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении, часть средств кредитные организации депонируют в учреждениях Банка России на отдельных счетах в качестве обязательных резервов. Обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России на отдельном (не корреспондентском) счете, могут быть использованы кредитной организацией в целях краткосрочного регулирования ликвидности в отдельных случаях, устанавливаемых нормативными актами Банка России, при условии поддержания среднего остатка обязательных резервов на требуемом уровне.

На начало 2002 года клиентами Банка России являлись 1323 кредитные организации, 1817 филиалов кредитных организаций, а также более 70 тысяч организаций, не являющихся кредитными, из которых 1402 - органы Федерального казначейства.

Расчетные услуги оказываются Банком России на платной основе в соответствии с тарифами, которые устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от видов платежей, способов и времени передачи платежных документов (см. раздел 4.6).

2.2.2 Организация наличного денежного обращения

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.

Банк России принимает решение о выпуске банкнот и монеты нового образца и об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты;

- определение порядка ведения кассовых операций.

Банк России проводит мониторинг состояния наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, изменения его структуры, осуществляет анализ купюрного состава наличной денежной массы, находящейся в обращении, адекватности его потребности в платежном обороте. Банк России принимает меры для своевременного и полного удовлетворения потребностей экономики и населения в наличных деньгах, отслеживая срок службы наличных денежных знаков различных номиналов, производя расчеты потребности в наличных деньгах в разрезе купюр по регионам, составляя планы изготовления банкнот и монет, организовывая их производство на предприятиях “Гознака” и распределение по регионам .

Объединение “Гознак” Министерства финансов Российской Федерации - это объединение государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков - единственный в России комплекс предприятий по производству специальных видов бумаги, банкнот, бланков документов и ценных бумаг, акцизных, специальных и почтовых марок, монетно-орденской продукции, в состав которого входят четыре полиграфических предприятия, две бумажные фабрики, два монетных двора и научно-исследовательский институт. Таким образом, “Гознак ” является монопольным производителем денежных знаков.

Банк России ведет регулярный выпуск в обращение памятных монет. В 2001 году было выпущено в обращение 28 памятных монет, из них: 18 серебряных, 7 золотых и 3 из медноникелевых сплавов.

2.3 Роль других частных и государственных организаций

2.3.1 Федеральное казначейство

Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации (Федеральное казначейство) создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 1992 году с целью проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств.

Федеральное казначейство состоит из Главного управления и территориальных органов в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт -Петербурге, других городах, районах и районах в городах (по состоянию на начало 2002 года - 1399), которым открыты банковские счета в учреждениях Банка России по месту их нахождения, или в случае отсутствия учреждений Банка России - в кредитных организациях, уполномоченных Правительством.

Во исполнение Указа Президента от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О федеральном казначействе” осуществляется поэтапный переход к механизму, при котором расходы федерального бюджета финансируются через лицевые счета, которые распорядители бюджетных средств (предприятий, учреждений и организаций, получающих финансирование из федерального бюджета), открывают в органах федерального казначейства. В связи с этим, распорядители бюджетных средств закрывают счета в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Вместо этого, их средства аккумулируются на лицевых счетах, открываемых в органах федерального казначейства, с которых по поручениям распорядителей бюджетных средств федеральное казначейство производит платежи.

2.3.2 Почта

Почтовая связь на территории Российской Федерации представляет собой единую сеть, которая объединяет более 40 тыс. отделений федеральной почтовой связи. Функции управления подотраслью почтовой связи осуществляет Министерство Российской Федерации по связи и информации (Минсвязи России).

В отличие от кредитных организаций, организации федеральной почтовой связи не принимают вклады, не ведут счета, не осуществляют расчетов и не выполняют другие банковские операции.

Согласно Федеральному закону “О почтовой связи” от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ, организации федеральной почтовой связи оказывают физическим и юридическим лицам услуги, связанные с почтовыми переводами денежных средств (почтовый перевод): прием, обработка, перевозка (передача), доставка (вручение) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Денежные средства для почтового перевода принимаются в российских рублях наличными деньгами, или безналичным путем. Доставка (вручение) почтовых переводов также осуществляется наличными деньгами и путем перечисления на счета получателей в кредитных организациях.

Организации федеральной почтовой связи осуществляют доставку и выдачу наличными пенсий и пособий пенсионерам на основании договоров с соответствующими пенсионными фондами, в том числе Пенсионным фондом Российской Федерации.

Организации федеральной почтовой связи имеют банковские счета в кредитных организациях, которые используются для получения и перечисления денежных средств безналичным путем.

По данным за 2001 г. через сеть почтовых организаций было осуществлено 52,3 млн. почтовых переводов денежных средств на сумму 36,0 млрд. рублей.

2.3.3 Биржи

Биржевой рынок ценных бумаг Российской Федерации (см. раздел 6.1) образован фондовыми биржами, а также Секциями “Фондовый рынок” и “ГКО-ОФЗ-ОБР” межбанковских валютных бирж, которым выданы лицензии Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)* на право осуществления деятельности по организации торговли в качестве фондовых бирж. Далее по тексту оба вида этих организаций упоминаются как «биржи».

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” биржи, наряду с организацией торгов по ценным бумагам и другим финансовым активам, осуществляют клиринговую деятельность, т.е. ведут учет обязательств и требований участников торгов, возникающих в результате совершения сделок с ценными бумагами, осуществляют сбор, сверку и корректировку информации по сделкам с ценными бумагами, а также устанавливают порядок исполнения участниками торгов их обязательств - порядок уплаты денег и поставки бумаг по заключенным сделкам, определяют размер нетто-обязательств и нетто -требований участников торгов, а также обеспечивают расчеты по нетто-обязательствам и нетто-требованиям на условиях “поставка против платежа”.

Расчетными агентами бирж являются расчетные НКО, в которых участники торгов имеют счета. Как правило, для проведения расчетов биржи создают расчетные НКО в виде своих дочерних организаций.

2.3.4 Депозитарии

Депозитарии появились в России в связи с развитием фондового рынка.

Депозитарии осуществляют деятельность на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”.

Основной целью депозитариев является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации. Депозитарии выполняют следующие основные функции: учет и хранение (физически или электронным способом) ценных бумаг и информации о праве собственности на них, об объемах и ценах сделок на рынке ценных бумаг; сбор, государственную регистрацию и хранение информации, поступающей от эмитентов ценных бумаг.

Крупнейшими депозитариями по количеству совершаемых операций в Российской Федерации являются Национальный депозитарный центр (НДЦ) (см. раздел 6.4) и Депозитарно-Клиринговая Компания (см. раздел 6.3).

2.3.5 Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) создано в январе 1999 года в связи с кризисом, поразившим летом 1998 года финансовую систему России. В результате кризиса часть кредитных организаций прекратила предоставлять платежные услуги своим клиентам из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах. Таким образом, оказались “замороженными ” значительные объемы средств юридических и физических лиц.

В связи с этим, Правительством Российской Федерации и Банком России была принята Программа деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций,

ФКЦБ является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности.

направленная на осуществление комплекса мер по финансовому оздоровлению банковской системы страны, восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение базовых функций - осуществления расчетов и обеспечения сохранности денежных средств юридических и физических лиц.

Федеральным законом от 8 июля 1999 года №144-ФЗ “О реструктуризации кредитных организаций” были определены процедуры, применяемые Агентством, и их последовательность. Законом закреплена обязанность Банка России по подготовке предложения о переводе кредитных организаций, которые не соответствуют установленным критериям и требованиям, под управление Агентства. При принятии этого предложения Агентство проводит комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации.

При проведении мероприятий по реструктуризации, Агентство вправе открывать корреспондентские счета кредитным организациям, находящимся под его управлением, и проводить платежи по поручению этих кредитных организаций.

В соответствии с этим же федеральным законом Агентство имеет счет в Банке России.

В случае невозможности финансового оздоровления кредитной организации, находящейся под его управлением, Агентство инициирует рассмотрение вопроса о банкротстве кредитной организации, а также участвует в ликвидационных процедурах.

По состоянию на начало 2002 года под управлением АРКО находилось десять кредитных организаций.

2.3.6 Российские банковские ассоциации

2.3.6.1 Ассоциация региональных банков (Ассоциация Россия)

Ассоциация региональных банков России (Ассоциация Россия) создана в 1990 году и стала первым в истории страны банковским объединением, первоначально включавшим 44 банка. Сейчас членами Ассоциации “Россия” являются более 170 банков и других организаций, расположенных в различных регионах России. Эти банки-участники находятся в собственности и предоставляют банковские услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса и транспорта, связи, промышленностей черной и цветной металлургии, строительства.

Основными направлениями деятельности Ассоциации Россия являются развитие и укрепление банковского сообщества посредством увеличения капитализации банков, создания экономических и правовых условий для инвестирования в реальную экономику и осуществление эффективного банковского бизнеса.

Поддержка региональных банков является главным приоритетом для Ассоциации Россия, которая призвана разъяснять и претворять в жизнь позицию региональных банков по ключевым вопросам экономики и финансов, банковской деятельности.

Важнейшей функцией Ассоциации является согласование интересов региональных банков, федеральных и региональных органов власти, а также Банка России, в целях оптимальной реструктуризации банковской системы и совершенствования платежной системы России.

2.3.6.2 Ассоциация российских банков

Ассоциация российских банков создана в 1993 году и объединяет кредитные организации и другие финансовые институты.

Важнейшими задачами Ассоциации российских банков являются:

- развитие банковского дела в Российской Федерации;

- содействие кредитным организациям в консолидации их ресурсов для решения крупных народнохозяйственных программ;

- содействие развитию сотрудничества российских кредитных организаций с зарубежными банками, их союзами и ассоциациями, международными финансовыми организациями;

- представление и защита интересов кредитных организаций в законодательных и исполнительных органах власти и управления, судебных, правоохранительных, налоговых и других государственных органах.

В 1997 году Ассоциация российских банков принята в качестве члена-корреспондента в Банковскую Федерацию Европейского Союза.

Ассоциация российских банков в своей деятельности уделяет большое внимание вопросам функционирования и развития платежной системы, без чего невозможно кардинально укрепить банковскую систему. Проекты нормативных актов, регулирующих

деятельность платежной системы России, предварительно рассматриваются представителями Ассоциации российских банков и их мнение, предложения и замечания, по возможности, Банк России учитывает в своей работе. Таким образом, Банк России, проводя регулярные консультации с представителями Ассоциации российских банков по вопросам нормативных документов, касающихся частных платежных систем России и платежной системы Банка России, работает в тесном контакте с широким кругом кредитных организаций.

В составе Ассоциации российских банков функционирует Комитет по платежным системам и организации расчетов, в рамках которого проводятся регулярные заседания по вопросам платежной системы с участием представителей Банка России и кредитных организаций.

В 2001 году Ассоциация российских банков насчитывала среди своих членов 492 кредитные организации, в их число входит большинство крупнейших банков России, а также 15 банков со стопроцентным иностранным капиталом.

2.3.7 Российская Национальная Ассоциация SWIFT

Российская Национальная Ассоциация SWIFT создана в мае 1994 года и является негосударственной, некоммерческой организацией, объединяющей всех российских пользователей сети SWIFT, и действует от их имени и в их интересах.

Ассоциация оказывает российским пользователям SWIFT правовую, организационную, информационную, консультативную и другую помощь и защищает их права и интересы в государственных органах Российской Федерации. В частности, Ассоциация осуществляет ввоз на территорию Российской Федерации криптографического оборудования для подключения к сети SWIFT, формирует рабочие группы для решения конкретных задач. Ассоциация в интересах ее членов проводит собрания, конференции, семинары и организует обучение персонала и подготовку документации для работы в сети SWIFT.

SWIFT является системой передачи электронных платежных документов, используемой российскими коммерческими банками для межбанковских расчетов в частных платежных системах. По объему трафика Россия занимает сегодня 27-е место среди 192 стран, использующих SWIFT.

Стоимость передачи одного стандартного сообщения SWIFT внутри страны составляет 0,075 евро, то есть менее 2-х рублей.

Для предоставления кредитным организациям России и их корреспондентам возможности осуществления операций в российских рублях с использованием сети SWIFT, соблюдая обязательные требования Банка России по проведению платежей и расчетов, разработаны специальные правила формирования сообщений SWIFT-RUR 5 при операциях с российскими рублями. Это позволяет учитывать особенности осуществления расчетов кредитными организациями в России, и дает возможность использовать единые технологии для автоматизации обработки финансовых сообщений как в российских рублях, так и в иностранных валютах.

При совершении расчетов через расчетную сеть Банка России SWIFT не используется.

Содержание раздела