Локализация затрат на обслуживающие подразделения
Таблица 6
Наименование
затрат |
Элемент
локализа
ции |
Стоим,
элем,
локализа
ции
накладных затрат, $ |
Стоим,
элем,
локализации зарплаты, $ |
Локализованная стоимость по подразделениям, $ |
отдел
голосовой
авторизации |
отдел
эквайринга |
отдел
клиентского
сервиса |
операционный
отдел |
Руководство
картподразделения |
штатная
единица |
84,97 |
225,81 |
2 797,01 |
2 797,01 |
1 864,67 |
2 175,45 |
Юридическая служба |
26,10 |
25,81 |
467,15 |
467,15 |
311,43 |
363,34 |
Планово-экономическая служба |
26,10 |
25,81 |
467,15 |
467,15 |
311,43 |
363,34 |
Бухгалтерская служба |
119,37 |
109,68 |
2 061,46 |
2 061,46 |
1 374,31 |
1 603,36 |
Служба экономической
безопасности |
73,85 |
77,42 |
1 361,41 |
1 361,41 |
907,61 |
1 058,88 |
|
|
Размер
накладных
затрат |
Размер
фонда
оплаты
труда |
|
|
|
|
Системно-технический
отдел |
согласно
таблице |
|
7 500,00 |
1 000,00 |
3 100,00 |
1 000,00 |
2 400,00 |
Системно-технический
отдел |
6 523,13 |
|
869,75 |
2 696,23 |
869,75 |
2 087,40 |
Итого: |
|
|
|
9 023,94 |
12 950,41 |
6 639,21 |
10 051,77 |
Накладные
общеадминистративные расходы (справочно) |
|
|
|
5 488,69 |
6 005,91 |
4 406,22 |
6 146,31 |
Общий итог |
|
|
|
14 512,62 |
18 956,32 |
11 045,43 |
16 198,08 |
Таблица 7
Основные издержки технологического характера (производственное оборудование и программное обеспечение)
Наименование |
Срок
эксплуатации,
лет |
Ориентировочная стоимость, $ |
Ежемесячная
амортизация |
Количество
единиц в
эксплуатации |
Размер
ежемесячных затрат, $ |
Локализация
по видам операций |
Эмбоссер |
10 |
25000 |
208,33 |
2 |
416,66 |
Эмиссия |
Программное обеспечение |
10 |
2000 |
16,67 |
1 |
16,67 |
Серверы баз данных |
5 |
20000 |
333,33 |
2 |
666,66 |
Эмиссия и эквайринг поровну |
Система управления базами данных |
5 |
15000 |
250 |
1 |
250 |
Программное обеспечение
Card management system |
5 |
40000 |
666,67 |
1 |
666,67 |
Сервисные платежи за
программное обеспечение |
5 |
50000
(10 000 в год) |
833,33 |
1 |
833,33 |
Банкоматы |
10 |
22000 |
183,33 |
20 |
3666,6 |
Эквайринг |
Программное обеспечение
банкомата |
5 |
100 |
1,67 |
20 |
33,33 |
POS-терминалы |
6 |
700 |
9,72 |
150 |
1458 |
Программное обеспечение
терминала |
6 |
20 |
0,28 |
150 |
41,67 |
Импринтеры |
4 |
30 |
0,63 |
500 |
315 |
Рекламные материалы
(ежегодный заказ) |
1 |
3000 |
250 |
1 |
250 |
Эмиссия |
Итого по эмиссии |
1891,15 |
Итого по эквайрингу |
6722,93 |
Таблица 8
Переменные издержки
Наименование |
Управляющий элемент |
Управляющее значение |
Размер
ежемесячных издержек, $ |
Локализация по видам операций |
Межбанковские комиссии
эмиссионные |
Количество операций по выдаче наличных |
1000 операций в месяц ($3 за операцию) |
3000 |
Эмиссия |
Стоимость пластика и
PIN-конвертов |
Количество выпускаемых карт |
1000 карт,
$2,5 за карту |
2500 |
Стоимость банкнот (против безналичных) |
Оборот по выдаче наличных, $ |
Оборот - $3 млн., ставка - 0,25% |
7500 |
Эквайринг |
Стоимость слипов, чековых
лент |
Количество торговых операций и операций по выдаче наличных |
7000,
стоимость слипа, чека - 0,04$ |
280 |
Стоимость передачи данных (тарификация по размеру траффика) |
Объем передаваемых данных, KB |
100 000 KB,
$0,04 за KB |
4000 |
Эквайринг и эмиссия поровну |
Итого по эмиссии |
7500 |
Итого по эквайрингу |
9780 |
Таблица 9
Затраты по видам операций |
Наименование затрат |
Эмиссия |
Эквайринг |
Затраты на отдел голосовой авторизации |
4837,54 |
9675,08 |
Затраты на отдел эквайринга |
- |
18 956,32 |
Затраты на отдел клиентского сервиса |
11 045,43 |
- |
Затраты на операционный отдел |
16 198,08 |
- |
Производственное оборудование и программное обеспечение |
1891,15 |
6722,93 |
Переменные издержки |
7500 |
9780 |
Итого: |
41 472,2 |
45 134,33 |
|
2. Стоимость ведения эквайринговых операций дороже, чем эмиссионных. Если взять относительное значение, то есть разделить абсолютные данные на количество операций, то указанная закономерность будет еще очевиднее. Интерпретируя эту информацию, можно сказать, что эквайринг -менее рентабельный бизнес. Здесь же отметим, что эквайринг также инвестиционно более емкий бизнес, а инвестиционный порог вхождения на рынок очень высок.
Работа с активами и пассивами
Рассматривая экономические вопросы ведения бизнеса с банковскими картами, мы уже неоднократно ссылались на так называемую экономику ресурсов. Доходы карточного портфеля у банков, ведущих операции на развитых, или, как говорят, зрелых*(94), рынках, более чем наполовину состоят из процентных доходов. Это прежде всего доходы, получаемые в виде процентов по кредитам (кредитным балансам), предоставленным держателям карт в рамках заранее установленных лимитов. Вторая, не менее важная часть процентного дохода формируется за счет использования средств, привлеченных на картсчета дебетных карт. На отечественном рынке доминирующая, более точно -подавляющая часть процентных доходов в картбизнесах - это косвенные доходы. То есть доход, получаемый в конечном итоге от размещения привлеченных на карт-счета средств, является по внутренней классификации банка доходом "вмененным" по отношению к картподразделению.
Рынок кредитных карт пока не развит. Долгое время считалось, что основное препятствие для его развития - отсутствие нормативной и законодательной базы. Сейчас постепенно становится очевидным, что на самом деле более серьезным сдерживающим фактором является неумение и зачастую нежелание банков серьезно заниматься оценкой кредитных рисков. Во многом это обусловлено объективными причинами - отсутствием опыта. Если обычное потребительское кредитование худо-бедно существовало и в советские времена, то карточного кредитования не было никогда. Опыт развитых рынков, несомненно, полезен, но полагаться на него в отечественных условиях было бы непростительной ошибкой.
Есть еще одна важная причина: банки совершенно не желают признавать плохие долги за объективную реальность, между тем как карточные "невозвраты" являются неизбежным сопутствующим явлением в картбизнесе. Карточные долги имеют природу, серьезно отличающуюся от просроченных целевых займов. Истребование долгов по картам обычными методами в подавляющем числе случаев невыгодно: издержки почти всегда оказываются больше самой суммы долга. Единственный эффективный механизм контроля над рисками кредитных невозвратов - система проверки и оценки заявлений на этапе принятия решения о выпуске карты. После того как случился невозврат и были опробованы простейшие меры воздействия на заемщика, задолженность лучше всего списать в убыток. Такая логика действий категорически противоречит уже сложившимся в отечественном банковском деле методам истребования задолженности.
Резюмируя сказанное, следует признать, что отечественный рынок, являясь "дебетным" сегодня, будет продолжать в основном таковым оставаться еще по меньшей мере года 3-4. Это обстоятельство оказывает решающее влияние на типичную отечественную структуру привлеченных и размещаемых картподразделением средств. В принципе идеальной, наиболее качественной структурой активов и пассивов является такая, при которой картбизнес внутренне сбалансирован: все используемые в активной части средства привлечены непосредственно на картсчета. Создание такой структуры не является чем-то запредельным - именно возможность поддержания "внутреннего равновесия" позволила образоваться и успешно развиваться специализированным карточным банкам. Правда, в большинстве случаев этот принцип нарушается: в отечественной практике картбизнесы в основном являются донорами привлекаемых средств для казначейства материнского банка, в то время как на развитых рынках картбизнесы в основном поглощают кредитные ресурсы.
Рассмотренное выше "дебетное" положение дел в отечественных банках представляет собой серьезное ограничение возможностей карт-подразделений зарабатывать самостоятельно. Активами, то есть в нашем случае кредитным карточным портфелем, управлять проще и легче, чем пассивами.
В самом деле, прямых рычагов влияния на интенсивность привлечения средств практически нет. Процентная ставка на остаток, введение всяческих неснижаемых остатков помогают очень слабо. Карта - все же расчетный инструмент, а не инструмент сбережения, для целей сбережения существуют депозитные счета. Некоторые банки продвигают на рынок депозитно-карточные конструкции, где карта выступает либо средством получения информации по депозитному счету, либо средством доступа к начисленным процентам, либо тем и другим одновременно. Такая конструкция, надо честно признать, является, скорее, продвинутым депозитом, чем нормальным картсчетом.
Из косвенных средств влияния на размер привлеченных средств можно лишь указать на правильный выбор целевой группы при формировании маркетинговой стратегии.
Как уже отмечалось, валютные карточные пассивы гораздо ценнее рублевых. Здесь наблюдается эффект "депозитного прилипания". Он выражается в том, что в клиентском восприятии остатки, предназначенные для расчетов и хранящиеся в валюте, в гораздо меньшей степени подвержены инфляции. Да и счета, ведущиеся в рублях, в первую очередь являются атрибутами зарплатных проектов, в которых карта чаще всего оказывается навязанной держателю, а поэтому не способствует накоплению на ней денег. Типичной для отечественного картбизнеса картиной является совокупный валютный остаток, в несколько раз превышающий рублевый (исчисленный, разумеется, в эквиваленте). Для иллюстрации приведем пример, отражающий колебания остатков за месяц (рис. 5).
Обратим внимание также на "зарплатный" характер поведения рублевого остатка: в течение месяца значение остатка изменяется в разы. Отметим еще, что динамика валютного остатка гораздо более стабильна и в отсутствие разного рода катаклизмов (типа кризиса 1998 года) является в годовом тренде устойчиво растущей кривой.
Балансовая модель активов и пассивов
Рассмотрим типичный для отечественного бизнеса баланс привлеченных и размещенных средств. Хотя складывающаяся в любом банке модель очень консервативна, все же управлять активами и пассивами возможно. По меньшей мере картина привлеченных/размещенных средств всегда должна оставаться в поле зрения карт-менеджера табл. 10). Дадим некоторые комментарии к пассивным и активным статьям.
Эффективные активы и пассивы
Под эффективными активами и пассивами понимаются ресурсы и вложения, непосредственно приносящие экономическую пользу, то есть собственно источник заработка (или убытка при определенных условиях). Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Привлеченные средства. На характеристиках привлеченных средств мы уже останавливались. Заметим еще несколько распространенных и общих моментов. Во-первых, особую ценность "золотых" карт с точки зрения привлечения ресурсов. Во-вторых, практически равную денежную наполненность валютных и рублевых зарплатных карт. В-третьих, небольшую ценность бизнес-карт - этот факт объясняется чрезмерной зарегулированностью операций с корпоративными картами.

"Рис. 5. Динамика остатков по картсчетам"
Пример распределения привлеченных и размещаемых средств
Таблица 10 |
Активы |
Пассивы |
Наименование |
% от размера
активов |
Наименование |
% от размера
пассивов |
Средства в
казначействе, из них: |
66 |
Привлеченные средства,
из них: |
91 |
до востребования |
25 |
средства в долларах,
из них: |
74 |
1 месяц |
21 |
на картсчетах Gold |
30 |
2 месяца |
9 |
на картсчетах Classic |
25 |
3 месяца |
7 |
на картсчетах Electron |
19 |
кредиты |
3 |
средства в рублях, из
них: |
17 |
несанкционированные
овердрафты |
1 |
на картсчетах Business |
2 |
средства на счетах в |
10 |
на картсчетах Electron |
15 |
|
расчетных банках |
|
|
|
страховые депозиты |
5 |
средства в расчетах |
5 |
средства в расчетах |
5 |
счета филиалов и
агентов |
3 |
средства в банкоматах |
5 |
|
|
фонд обязательного
резервирования |
8 |
|
|
прочие активы |
1 |
прочие обязательства |
1 |
Итого: |
100 |
Итого: |
100 |
Средства в казначействе. Эти средства составляют внутреннее размещение, и на них начисляется так называемый "вмененный доход", рассчитываемый по ставкам казначейства. Ставки устанавливаются в зависимости от "долготы" ресурсов. Распределение средств по интервалам срочности носит во многом субъективный характер, и в нашем примере отражены наиболее жесткие ограничения на возможности использования карточных средств. В наиболее мягком варианте вполне можно было бы не менее 30% средств размещать в полугодовые и даже годовые активы (опять же при условии отсутствия форсмажорных обстоятельств).
Кредиты и несанкционированные овердрафты, управление кредитным портфелем. В хорошем "дебетном" портфеле несанкционированные овердрафты не должны превышать 3% от объема привлечения. Если это соотношение не выполняется, вполне возможно, что в политике контроля над рисками допущены значительные просчеты. Кредиты в рассматриваемом примере означают совокупный остаток на ссудных счетах, открытых в пользу картодержателей в соответствии с договором овердрафта или кредитной линии.
Указанное значение в 3% является неплохим показателем для банка, начинающего операции на кредитном карточном рынке. Отечественный потребитель еще не освоился с практикой совершать покупки, в том числе на текущие нужды, в кредит (разумеется, имеется в виду потребитель, в отношении которого нет сомнений в его платежеспособности и респектабельности). Поэтому для банков зачастую представляется проблематичным активизировать использование кредитов, и это является главной проблемой управления кредитными карточными активами на сегодняшний день.
Средства в расчетах и прочие ресурсы и вложения
Остановимся вкратце на вспомогательных активах и пассивах, то есть средствах и вложениях, непосредственно не участвующих в наработке дохода, но по тем или иным причинам являющихся неизбежным сопровождающим обстоятельством картбизнеса.
Средства в расчетах и банкоматах. Под средствами в расчетах понимаются остатки, отраженные на счетах "Прочие активы" и "Прочие обязательства" согласно действующему Плану счетов. Эти средства имеют природу задолженностей по осуществлению расчетов, где банк выступает как кредитор или дебитор. Например, это средства, выданные из кассы по чужим картам, но пока не возмещенные платежной системой. Это могут быть средства, внесенные держателем на картсчет, но по каким-либо причинам не зачисленные в течение операционного дня. Наконец, это может быть задолженность по возмещению торговым предприятиям или по расчетам с филиалами. Со средствами в расчетах необходимо вести постоянную борьбу с целью их минимизации. В качестве мер можно предложить совершенствование и ускорение расчетной технологии (например, замена слипов на электронные транзакции), проведение внутреннего клиринга по операциям "у нас" "день в день", сокращение времени, необходимого для выполнения процедуры "закрытия дня", максимальная синхронизация (поминутно) закрытия карточного "процессингового" дня и операционного дня банка.
Еще один непроизводительный актив подобного рода - средства, отраженные в бухгалтерском балансе по счетам кассы банкоматов.
Для борьбы с ним можно лишь рекомендовать оптимально подобранный инкассационный режим (частоту), то есть стоимость инкассации (расход) и стоимость средств (потенциальный доход) должны быть примерно равны.
Страховые депозиты и средства на счетах в расчетных банках. Назначением страховых депозитов является обеспечение исполнения банком-эмитентом платежей по погашению обязательств своих клиентов по покупкам или получению наличных. С другой стороны, эквайреры страхуют таким образом (по требованию платежной системы) обязательства по оплате требований по возмещению сумм операций сторонних эмитентов (chargeback). Такие меры применяются всеми платежными системами, и в этом случае средства размещаются в расчетном банке. Аналогичные подходы реализуются и банками, продвигающими разнообразные агентские схемы, правда, в отношении эквайринга и выдачи наличных депозит не практикуется. Иногда (редко) вместо депонирования денежных средств практикуется прием депозита в иной форме (например, в виде залога ликвидных ценных бумаг). В нашем примере показан достаточно мягкий вариант по размеру средств, отвлекаемых для поддержания текущих расчетов. В агентских схемах указанный процент, рассчитанный от суммарного размера расходных лимитов по картам, обычно фиксируется в тексте договора. То же касается и страхового депозита. В более продвинутых вариантах работы в платежных системах (на уровне ассоциированных или принципиальных членов) депозиты рассчитываются по достаточно сложной методике, которая к тому же не разглашается. Не вдаваясь в детали, отметим, что упомянутые методики увязывают размер депозита не с расходными лимитами, а с размером эмиссионного и/или эквайрингового оборота. При этом размер депозита время от времени пересчитывается. Система расчетов, устанавливаемая системными расчетными банками, обычно не нацелена на увеличение остатков на расчетных корреспондентских счетах участников расчетов. На остатки по депозитным и расчетным счетам иногда начисляются небольшие проценты, как правило, исходя из ставки "до востребования".
ФОР. Фонд обязательного резервирования является формой страховки Центральным банком обязательств, возникающих у коммерческого банка перед своими клиентами - юридическими или физическими лицами по остаткам на расчетных счетах и "до востребования". В настоящее время норма резервирования составляет 10% по счетам юридических лиц и счетам физических лиц, ведущихся в иностранной валюте. По счетам физических лиц, ведущихся в рублях, норма резервирования составляет 7%. В примере указана некоторая промежуточная ставка, складывающаяся в результате взвешивания объемов средств, размещенных на различных видах счетов. Зарезервированные средства размещаются на специальном счете в территориальном учреждении Центрального банка и, таким образом, исключаются из оборота.
Прочие активы и пассивы. К прочим активам и пассивам можно отнести неизбежно накапливающиеся в результате ведения карточных операций побочные суммы. Сюда же можно отнести, например, средства "до выяснения", ввиду множественности операций такие суммы могут быть весьма значительными. Также к этой категории относятся излишки/недостачи по банкоматам, задолженности по конверсионным операциям, наконец, разнообразные процессинговые ошибки, в том числе вычислительные. Указанные активы/пассивы не должны выходить за рамки 1% от суммы привлеченных на картсчета средств.
Планирование бизнеса
Картбизнес является хорошо прогнозируемой хозяйственной деятельностью и даже среди прочих видов банковских операций отличается высокой стабильностью. Под стабильностью понимаются легко вычисляемые тренды, видные практически невооруженным глазом. Это касается и привлеченных средств, и операционных и процентных доходов. При этом кривые усреднения по всем показателям имеют хороший, почти линейный вид. Доходы и объемы пассивов имеют по два ярко выраженных и опять-таки хорошо прогнозируемых сезонных всплеска, о которых мы уже говорили. Эти обстоятельства серьезно облегчают работу плановиков. В такой ситуации отчасти даже работает принцип "от достигнутого", популярный в советские времена.
Для характеристики объема привлеченных средств применяют так называемый медианный (серединный) остаток. Этот вид усреднения (отличающийся от среднеарифметического значения за период) хорошо подходит для оценки объемов средств, размещенных на большом количестве розничных счетов. Данный показатель "срезает" случайные и единовременные (нестатистические) всплески (например, дни выплаты зарплаты) и показывает на самую стабильную составляющую остатка, от которой можно отталкиваться в планах на следующий период.
Теперь о сроках. Для планирования доходов оптимальным считается месячный период. Меньший срок просто не имеет смысла, больший срок может дать ошибку до 20%. При этом многие организации планируют указанные доходы на квартал вперед. В отечественных условиях повлиять на размер доходов могут различные побочные факторы, такие, например, как перенос выходных, различные политические события, даты выплаты зарплаты и т.д. Медиана привлеченных средств относительно указанных факторов, да и факторов сезонности ведет себя гораздо консервативнее, поэтому и срок достоверного планирования выше. Привлеченные средства имеет смысл планировать на квартал, а то и на два квартала вперед. На более длительные сроки, например на год, доходы и пассивы можно оценить с погрешностью +30%. В планах, конечно, необходимо учитывать влияние всевозможных проектов, реализуемых банком. Это и маркетинговые проекты, и вывод на рынок новых продуктов, и технологические мероприятия, проводимые банком.
Расходы, как текущие, так и капитальные, вполне возможно планировать на квартал вперед. При этом всегда необходимо иметь некий резервный фонд расходов, необходимый для оплаты непредвиденных поломок и выхода из строя оборудования или программного обеспечения.
Экономические тенденции
Рассмотрим некоторые экономические тенденции, которые будут проявляться в ведении "карточных" дел в ближайшие два-три года. Первое, что практически не подлежит сомнению, - рынок будет расширяться, причем абсолютно во всех сегментах. Простор для такого расширения колоссальный, так как карту в кошельке имеет едва ли каждый десятый житель России трудоспособного возраста. Это означает и возможность проникновения на рынок новых игроков, и большой потенциал роста для существующих. Доходы по валу будут возрастать, причем приличными темпами - по 20% в год. Это, разумеется, справедливо лишь для тех банков, которые будут ставить целью извлечение доходов из своей карточной программы. При этом относительный доход, то есть в расчете на количество операций, будет падать, хотя и не такими высокими темпами (темп падения можно оценить в 5% в год).
Приоритетным направлением развития станет эмиссионная часть, в особенности это касается сегмента дебетных карт для физических лиц и собственно кредитных карт разнообразного толка. Доля процентных доходов будет увеличиваться, а операционных снижаться. Конкуренция между банками на карточном эмиссионном поле пока не особенно сильная, но ситуация может измениться буквально за год-два. Дело в том, что лавинообразно может трансформироваться сам рынок: из эксклюзивного и фрагментарного, основанного на административных решениях по способу выплаты зарплаты, он может превратиться в массовый. Это неизбежно приведет к сокращению доходности операций. В этой связи хотелось бы предостеречь уважаемых коллег от необдуманной ценовой конкуренции.
Что касается эквайринга, то на этом рынке в ближайшие годы вполне может разразиться самый настоящий кризис. Дело в том, что эквайринговый рынок, начавший развиваться раньше эмиссионного, находится на более высокой ступени "зрелости". Практически все прошедшее десятилетие рынок был в состоянии жесткой ценовой и маркетинговой конкуренции, что сильно уменьшило доходность операций. Многие банки специально проводили в жизнь и продолжают проводить демпинговую политику. Однако успеха они не добиваются, а рынок при этом все больше и больше концентрируется в руках одного-двух игроков. Сумеют ли макроэквайреры (такие, как DCS, Альфа-Банк) удержать рынок от "проседания" ниже порога рентабельности, либо придется снижать относительные издержки за счет экономии на объемах? Ответ на этот вопрос неочевиден, а подобные кризисы уже случались. В 80-х годах во Франции проведение эквайринговых операций оказалось под угрозой остановки по причине хронической убыточности эквайринговых компаний и банков, стремившихся избавиться от убыточных подразделений. Поправить ситуацию оказалось возможным только благодаря вмешательству со стороны платежных систем, которые снизили межбанковские комиссии, но одновременно и установили нижний предельный порог для размера MCS (Merchany Service Fee).
Что касается расходов, то на их динамику будут влиять в основном три фактора. Во-первых, совершенствование производства, экономия на объемах, концентрация процессинга, повышающаяся квалификация персонала при снижении ее цены. Этот фактор приведет и к абсолютному, и к относительному сокращению персонала, непосредственно занятого в "производстве", что, в свою очередь, повлечет за собой сокращение издержек. Во-вторых, будут неуклонно увеличиваться расходы на рекламу, развиваться все виды promotion. Возникнет необходимость финансировать смежные и дополняющие проекты и технологии для повышения конкурентоспособности основного продукта. Например, обеспечение интернет-доступа клиента к своей выписке, системное интегрирование с партнерами и клиентами. В-третьих, банкам предстоят огромные расходы по переводу операций на микропроцессорную технологию. Это означает приобретение нового, значительно более дорогого пластика, замену или модернизацию, доукомплектование и переоснащение всех периферийных устройств и эмбоссеров, замену или серьезную модернизацию процессингового программного обеспечения и средств криптографии. Оба последних фактора означают многомиллионные дополнительные расходы.
Итак, мы подошли к завершению обзора экономических вопросов, возникающих в процессе ведения банком операций с картами. Разумеется, изложенная точка зрения на рассматриваемые проблемы может быть в каких-то частях субъективна и небесспорна. Однако в основе данного анализа лежит многолетний опыт ведения реального бизнеса, и мы надеемся, что читатель сможет сделать собственные выводы и успешно применить их в своей практической работе.
Разработка и реализация зарплатного проекта
В настоящем разделе будут рассмотрены в хронологическом порядке все этапы, возникающие по ходу работы банка с зарплатным проектом, и дан пример расчета экономической эффективности проекта.
Определение и основные характеристики зарплатного проекта
Под зарплатным проектом для организации-клиента понимается организованная банком система расчетных взаимоотношений "банк - сотрудники организации - организация". Назначением такой системы является обслуживание расчетов организации и ее сотрудников по заработной плате и другим выплатам социального характера. Банк, обслуживая указанные расчеты, имеет целью получение доходов в виде:
- комиссионных за обслуживание счетов/операций сотрудников организации;
- комиссионных за обслуживание операций перечисления денежных средств организацией;
- доходов от конверсионных операций, поступающих на счета сотрудников средств в виде курсовой разницы;
- косвенных доходов, получаемых от размещения привлеченных на счета средств.
Возможно также получение банком доходов в виде комбинации всех или некоторых из перечисленных выше видов доходов.
В общем случае зарплатный проект может быть реализован как с использованием технологии банковских карт, так и без таковой - за счет использования счетов "до востребования". Мы здесь рассматриваем зарплатные проекты только на основе карточной технологии, но применяемая методология в более простом варианте может быть использована и для "некарточных" технологий. При этом следует отметить, что далеко не всегда применение карточной технологии является оправданным. Лучше избегать проектов, в которых карточная технология навязана или притянута за уши, так как в этом случае образуется неустойчивая бизнес-система, в конечном итоге неэффективная.
Целевая аудитория
В качестве потенциальных клиентов для зарплатных проектов могут рассматриваться любые предприятия любых форм собственности и любой географической расположенности (компактной, распределенной по населенному пункту или по регионам России и зарубежных стран). При этом наличие филиала банка в том или ином регионе необходимо, только если предприятие выдвигает требование создания элементов инфраструктуры, то есть пунктов выдачи наличных.
Одним из критериев эффективности зарплатного проекта может служить величина средних ежемесячных поступлений на картсчет. В качестве грубой оценочной величины можно считать, что зарплатные проекты с использованием карточной технологии эффективны, начиная со значения $200/картсчет/месяц.
Привлечение клиентов
Зарплатные проекты могут предлагаться клиентской службой банка как уже обслуживающимся в банке организациям, так и вновь привлекаемым клиентам. Для улучшения продуктивности к переговорам целесообразно привлекать сотрудников картцентра банка и его руководство. Возможно использование какой-либо специальной маркетинговой технологии.
Для убеждения клиента и раскрытия преимуществ использования зарплатной схемы можно использовать следующие аргументы.
Выплата заработной платы через карты является разновидностью безналичной выплаты заработной платы, таким образом, основной смысл схемы - минимизация налично-денежного оборота в организации. Это, в свою очередь, означает:
- сокращение труда бухгалтерской службы и кассиров;
- минимизацию рисков, связанных с хранением наличных в кассе;
- конфиденциальность при выплатах (меньше персонала осведомлено о размерах выплат);
- скорость (день в день) выплаты денег независимо от размера фонда оплаты труда, кассового плана организации, имеющегося запаса наличных в обслуживающем банке, количества сотрудников.
Использование различных финансовых схем может дать экономию на налогах.
Формирование имиджа компании как прогрессивной и западно-ориентированной (карта -составляющая имиджа компании).
Карта - инструмент дифференцированного отношения к персоналу и инструмент управления мотивацией. Тип выпущенной карты (Maestro, Standart, Gold) может подчеркнуть место сотрудника в служебной иерархии, степень доверия к сотруднику, срок службы в компании и т.д.
Банкомат на территории организации - удобство обслуживания сотрудников, выдача зарплаты в валюте по желанию и, опять же, имидж организации.
Остатки на картсчетах сотрудников и обороты по зачислению на картсчета - хороший вклад в репутацию организации перед банком, что является хорошей преамбулой для, например, услуг по корпоративному кредитованию.
Ведение картсчетов в валюте предоставляет сотрудникам инструмент накопления доходов. При этом, учитывая безналичный характер начислений, 1-процентный налог на покупку наличной иностранной валюты не взимается.
Дополнительные плюсы приносит зарплатная схема с элементами кредитования (овердрафтное кредитование картсчетов сотрудников).
Кредитная карта - это инструмент:
- "привязки" персонала к работодателю;
- поощрения персонала работодателем;
- наработки кредитной истории сотрудником;
- наработки кредитной истории организацией.
Возможность получения денег за счет овердрафта уменьшает чувствительность персонала к регулярности выплаты заработной платы организацией. То есть возможна своего рода "подкредитовка" для покрытия краткосрочного дефицита оборотных средств.
Возможность для организации краткосрочного кредитования сотрудника, не уменьшая собственных оборотных средств.
Несмотря на указанные выше преимущества, зарплатные схемы для организации и ее сотрудников (например, для менеджера банка по привлечению клиентов) в ряде случаев несут определенные сложности, которые следует иметь в виду.
1. Зарплатная схема стоит организации денег, причем живых, а не косвенных "расходов на обслуживание налично-денежного обращения", которых, как правило, никто не считает. Реальный экономический эффект для организации может проявиться, когда сотрудников не менее 200 чел.
2. Организация может занять позицию по принципу "все расходы - на сотрудников". Такое отношение в целом не мешает внедрению проекта. Однако это может вызвать неприятие и сопротивление персонала, выражающиеся в умышленной порче карт, надуманных препятствиях, жалобах и возражениях, направленных к возврату к наличным. Все это ведет к увеличению операционных и административных издержек.
3. Карточная технология может оказаться в новинку как для финансово-бухгалтерской службы, так и для сотрудников, особенно низкооплачиваемых или работающих по трудовым соглашениям. Это обстоятельство также может привести к последствиям, указанным в п. 2.
4. Перспектива перехода на любую безналичную форму выплат возбуждает синдром недоверия к банковской системе как таковой у сотрудников организации. Это зачастую парадоксально касается и руководства организации, когда дело доходит до их личных денег.
5. Безналичная форма выплат - намного более доступная форма денежного потока с точки зрения различных контролирующих органов. Поэтому для организации, выплачивающей зарплату "в конверте", переход на карты означает необходимость увеличить расходы на фонд оплаты труда (на сумму ранее минимизированных налогов)*(95).
Этапы и методы подготовки и заключения соглашения
Методика строится исходя из того, что зарплатный проект - относительно сложное коммерческое мероприятие, главными характерными чертами которого являются:
- долгосрочность взаимоотношений;
- длинный период внедрения и болезненный период отказа (в случае неудачи);
- необходимость целевых инвестиций со стороны банка и клиента (не всегда, но часто);
- необходимость решения коммуникационных и других технических проблем (в случае требований организации по установке банкомата или организации операционной кассы);
- необходимость проведения экономических расчетов и подбора тарифных параметров для формирования экономически оправданного предложения.
Таким образом, договоренность должна достигаться в несколько этапов (встреч, раундов переговоров). Указанные ниже этапы перечислены в их идеальной логической последовательности, но в реальности они могут перемешиваться, в том числе по времени.
Этап 1. Выяснение ключевых данных, необходимых для оценки целесообразности проекта для банка и формирования коммерческого предложения.
Наличие требования партнера по инфраструктуре (банкоматы, операционные кассы) и их привязка к местам географической сосредоточенности сотрудников организации.
Фонд заработной платы (иных выплат).
Количество сотрудников в распределении по местам географической сосредоточенности (с адресами).
Требования (пожелания) по типам (в разбивке по количеству) выпускаемых карт.
Выяснение вопроса о том, устраивает ли клиента обслуживание счетов его работников при существующем месторасположении филиала.
Предварительные сведения по наличию и качеству коммуникаций в зданиях/помещениях, в которых заказчик желает установить банкоматы или организовать операционные кассы. Специально необходимо поинтересоваться наличием некоммутируемых каналов передачи данных.
Этап 2. Экономический анализ проекта.
Полученная на первом этапе информация заносится в модель доходности для вычисления внутренней нормы доходности (ВНДОХ) по проекту (см. пример в конце раздела). Экономически эффективным по опыту считается проект с ВНДОХ < 15% (пороговая ставка может меняться). Указанный критерий означает, что зарплатный проект, будучи реализованным, приносит доход, эквивалентный доходу от размещения вложенных средств на депозит со ставкой 15% годовых. При этом расчетный срок проекта не должен быть меньше трех лет.
Термин ВНДОХ является дословным названием встроенной финансовой функции в программе
Excel.
В справочной системе эта функция называется внутренней скоростью оборота, что экономически безграмотно - переводчик дословно перевел английский термин Internal Rate of Return (IRR).
На самом деле более корректное русское название - внутренняя норма доходности, либо внутренняя норма рентабельности (совершенно адекватного русского термина просто нет). Этот термин означает в нормальном экономическом языке следующее. Пусть, например, мы являемся инвесторами некоторого проекта, растянутого на несколько периодов. Это могут быть годы, могут быть месяцы. В каждый такой период мы либо делаем чистую инвестицию (маржа по денежному потоку отрицательна), либо получаем чистый доход (маржа положительна). Проект имеет тенденцию к окупаемости, то есть вложенные деньги постепенно возвращаются. Логично задать вопрос: если бы мы не занимались инвестициями, а просто положили деньги на банковский депозит, то какая депозитная ставка была бы эквивалентна отдаче от нашего инвестиционного проекта? Эта виртуальная ставка и есть IRR. Приведем математическую формулу для определения IRR.
t
Пусть К - чистый денежный поток (маржа) t-го периода; N - количество периодов. Тогда:
t
K
IRR = сумма (t = 0 до n) (-)
t
(1 + IRR)
Как видно из формулы, это уравнение степени t относительно IRR, и аналитическое решение существует далеко не всегда. По этой причине IRR рассчитывается приближенно методом итераций для отыскания корней многочленов. В Excel применяется именно этот метод. Поэтому в большинстве случаев важно задавать прогнозное значение IRR для сходимости итерационного процесса.
В случае если соотношение не выполняется, проект должен быть подвергнут анализу:
а) на предмет сокращения затрат:
- сокращение элементов инфраструктуры (например, клиенту может быть предложено приобрести банкоматы за свой счет);
- упрощение типов карт;
- отсечение карт с наименьшим размером ежемесячных поступлений;
б) на предмет повышения доходов:
- увеличение ставок оборотных комиссий;
- увеличение комиссий за выпуск карт.
В результате выполнения указанных этапов должны быть подобраны оптимальные параметры проекта.
Ввиду того, что зарплатные проекты требуют от участников углубленного сотрудничества, зачастую не относящегося впрямую к банковскому обслуживанию, необходимо ограничивать использование ресурсов банка. В частности, банк должен во многих вопросах ограничиваться рекомендательными функциями и не должен брать на себя какие-либо обязательства (в том числе финансовые):
по созданию неотъемлемых улучшений или конструктивных изменений зданий, помещений или другой собственности организации-партнера, а именно:
- строительство или реконструкция помещения под операционную кассу;
- реконструкция помещения для установки банкомата;
- прокладка кабельных линий связи к зданиям/сооружениям от узлов связи, включая проектные и
другие сопроводительные работы и услуги;
- прокладка и разводка кабельных сетей (телефон, LAN, электропитание) по помещениям и/или территориям клиента;
- устройство специальных радиотрансляционных средств связи;
по оказанию услуг системного интегрирования;
по приобретению, установке и наладке оборудования, непосредственно не относящегося к ведению операций:
- оборудования связи;
- систем ограничения доступа в помещения;
- нештатных для банкоматов систем видеонаблюдения, сигнализации, электропитания и т.д.;
по оплате услуг связи, подаче электроэнергии;
по охране помещений (за исключением высполнения специальных требований, предписанных Центральным банком).
Ограничения, связанные с требованиями безопасности:
банкоматы и операционные кассы должны располагаться в охраняемых помещениях. Уровень охраны должен быть приемлемым для банка. Обеспечение безопасности является обязанностью клиента, в том числе оплата средств и/или услуг по охране;
банкоматы не могут предоставляться организации в безусловную аренду - в банкоматах находятся деньги, материальная ответственность за которые лежит на сотрудниках банка (кассирах). В случае если используются банкоматы клиента, соответствующий договор должен предусматривать эксклюзивный доступ банка к сейфовым и электронным системам банкомата;
в проекте не могут использоваться установленные ранее другими организациями банкоматы без надлежащей технической и юридической экспертизы. То же касается решения вопросов по приобретению банком указанных устройств;
не допускается выпуск карт типа Standart, Gold без приема организацией на себя обязательств по погашению овердрафтов, допущенных сотрудниками.
Этап 3. Техническая экспертиза и консультирование клиента.
Для квалифицированного проведения рассматриваемого этапа желательно привлечение специалиста из картцентра банка. В любом случае при проведении экспертизы необходимо четко представлять технические требования обслуживающего процессингового центра по двум параметрам:
- поддерживаемые модели банкоматов;
- возможности работы с провайдерами связи, представленными в регионе.
Силами банка (сотрудников филиала либо сотрудников картцентра) должны быть проведены следующие мероприятия.
1. Выяснение степени обеспеченности клиента средствами связи. Клиент должен обеспечить подводку к месту установки банкомата выделенного канала, имеющего доступ в сеть с транспортным протоколом Х.25 и бесперебойным электропитанием. В случае технической неготовности намечается план действий, оказываются консультации, клиентом намечаются сроки по обеспечению технической готовности. Банкоматы приобретаются банком не ранее чем за месяц до планируемого срока готовности средств связи в местах установки банкоматов.
2. Если рассматривается вопрос применения ранее установленных банкоматов, то назначается техническая экспертиза устройств силами официального дилера производителя и за счет клиента. Силами банка проводится юридическая экспертиза документов, устанавливающих право собственности на устройства. В случае решения о приобретении стоимость технической экспертизы возмещается банком или учитывается при определении цены покупки. В подобных ситуациях почти всегда решающим аргументом "за" или "против" становится заключение сервисной организации, ранее осуществлявшей техническое обслуживание устройств.
Этап 4. Уторговывание финансовых условий и сроков, заключение соглашений.
На этом этапе (после ознакомления клиента с письменно сформулированным и заранее переданным коммерческим предложением) стороны могут договориться о некоторых изменениях проекта, в том числе об изменении некоторых финансовых условий сотрудничества. Возможно, потребуется повторный экономический анализ договоренностей.
После достижения окончательной договоренности банком подписываются:
- договор о выпуске карт и об обслуживании расчетов;
- договор об установке и обслуживании банкоматов (в случае если указанная услуга предусмотрена договоренностью).
Картсчета для сотрудников открываются банком установленным порядком как для физических
лиц.
В случае если договоренностью предусмотрена конверсия рублевых средств, поступающих сотрудникам, то банк дополнительно оформляет на каждого сотрудника следующие документы:
- договор рублевого счета "до востребования";
- договор текущего валютного счета;
- заявление от клиента на конверсию всех поступлений на рублевый счет "до востребования" с
зачислением на текущий валютный и последующим перечислением на картсчет. В заявлении должен быть указан курс $/руб., предусмотренный договоренностью с организацией (например, ЦБ + 0,5%).
Указанные документы также подписываются банком.
Важно согласовать сроки внедрения проекта и при необходимости внести соответствующие положения в договорную базу или оформить дополнительное соглашение.
Внедрение зарплатного проекта
Процесс внедрения зарплатного проекта в значительной степени зависит от его объема, географической распределенности и требований по созданию инфраструктуры. Сроки могут варьироваться от 1 месяца (например, для организации из 50 человек без дополнительных требований, в т.ч. по инфраструктуре) до четырех лет (пример - внедрение Автогазбанком выплат зарплаты на Горьковском автозаводе для 100 тыс. работников).
В любом случае внедрение раскладывается на два параллельно выполняемых процесса:
1) выпуск карт сотрудникам и начало операций;
2) создание и начало работы инфраструктурных элементов:
- операционной кассы;
- банкомата.
Для "безынфраструктурного" проекта внедрение состоит только из первого мероприятия. Внедрение инфраструктурных элементов полезно фиксировать в письменном виде (например, в виде актов выполненных работ по договору).
Для организационной проработки этапа внедрения, особенно крупных проектов, полезно применять программное средство MS Project. На диаграмме (диаграмма Гента) показаны этапы внедрения с указанием примерных временных характеристик и распределением ролей участвующих подразделений (рис. 6).
Эксплуатационный период
В течение эксплуатационного периода деятельность банка по обслуживанию проекта складывается из следующих периодически выполняемых действий (мероприятий):
поддержки текущих операций (операционные действия):
- выпуска новых карт;
- перечисления средств для пополнения счетов, в том числе с конверсией;
- блокировки карт;
инкассационного обслуживания банкоматов или подкрепления операционных касс. Выполняется инкассационной службой банка либо внешней инкассационной службой по договору;
технической поддержки банкоматов. Инженерное обслуживание и текущий ремонт осуществляются либо сотрудниками картцентра, либо внешней сервисной организацией по договору. Сбои связи устраняются совместными усилиями картцентра, филиала, обслуживающей сервисной организацией, а в некоторых случаях также с участием клиента;
технической поддержки оснащения операционных касс. Выполняется силами филиала, за исключением вопросов функционирования POS-терминалов. Неисправности оборудования устраняются картцентром с одновременным предоставлением филиалу исправного "подменного" устройства. Сбои связи устраняются совместными усилиями филиала, картцентра и клиента.
Операционное взаимодействие и распределение обязанностей в банке показано на схеме (рис.
ID |
Task Name |
Duration |
Resource Names |
1 кв. 2 кв, 3 кв. |
4 ив, |
1 |
Переговоры и подписание соглашения с организациями |
4-0 дней |
Руководство филиала, клиентская служба филиала, руководство картцентра |
: |
|
2 |
Выпуск карт |
80 дней |
Администрация клиента, клиентская служба филиала, картцентр |
' |
|
3 |
Сбор и передача информации о сотрудниках для выпуска карт |
40 дней |
Администрация клиента |
|
|
4 |
Сбор и передача заявлений в банк |
70 дней |
Администрация клиента |
|
|
5 |
Выпуск карт |
15 дней |
Картцентр |
|
|
|
6 |
Передача карт организации и выдача на руки |
25 дней |
Клиентская служба филиала |
|
7 |
|
|
|
|
8 |
Запуск банкомата |
85 дней |
Инженерно-техническая служба клиента, филиала, картцентр |
|
|
|
9 |
Поставка и установка банкомата |
70 дней |
Картцентр |
|
м |
ID |
Обеспечение связи банкомата с ПЦ |
70 дней |
Техслужба клиента + картцентр |
|
и |
Тестирование банкомата |
15 дней |
Филиал, клиент, картцентр |
|
12 |
|
|
|
|
13 |
Выплата первой зарплаты |
15 дней |
Согласно действующей технологии |
Ш |
"Рис. 6. Внедрение зарплатного проекта"
Рис. 6. Внедрение зарплатного проекта |
 |
Рис. 7. Операционное взаимодействие картцентра и филиалов банка в рамках зарплатного проекта
"Рис. 7. Операционное взаимодействие картцентра и филиалов банка в рамках зарплатного проекта"
Поддержание и развитие взаимодействия
Зарплатный проект является долгосрочным (несколько лет) взаимодействием банка как с клиентом-организацией, так и с сотрудниками клиента. Это подразумевает особенно внимательное
отношение к организации и ее руководству со стороны курирующего менеджера. Зарплатный проект является перспективной ситуацией с точки зрения перекрестных продаж других банковских продуктов как самой организации, так и ее сотрудникам. Следует также иметь в виду, что любые недостатки в обслуживании становятся ощутимы большому количеству людей, что отражается на имидже банка, особенно в условиях сравнительно замкнутых региональных рынков.
По ходу обслуживания у клиента могут открываться новые или закрываться существующие подразделения, увеличиваться или уменьшаться численность работающих и/или фонд оплаты труда. В связи с каждым подобным изменением следует возвращаться к этапу оценки экономической целесообразности и, возможно, предлагать обновление тарифов или иных условий сотрудничества.
В случае если речь идет об обслуживании дополнительной территории, например с требованием установить банкомат, такой "кусок" целесообразно подвергнуть отдельной оценке по предложенной экономической модели (см. пример). В случае получения неудовлетворительных с точки зрения эффективности результатов необходимо переоценить весь проект в целом с учетом добавленного "куска" и, возможно, предложить клиенту скорректировать финансовые условия обслуживания.
Помимо изложенного выше необходимо проводить постоянный мониторинг конкурирующих предложений на региональном рынке.
Завершение зарплатного проекта
Под завершением зарплатного проекта понимается либо переход клиента на обслуживание в другой банк, либо прекращение работы по форсмажорным обстоятельствам.
Ниже приведены наиболее распространенные причины перехода организаций на обслуживание по зарплатным проектам из одного банка в другой.
Операционные:
- несвоевременный ("не к зарплате") выпуск карт;
- несвоевременное пополнение счетов;
- несвоевременная инкассация банкомата.
Технические:
- плохой пластик - размагничивание;
- сбои в работе банкоматов, в том числе по причинам связи.
Ценовые:
- цена годового обслуживания карты;
- стоимость выдачи наличных.
Связанные с другими видами обслуживания.
Политические.
В случае если воздействие негативных факторов не удается устранить по объективным причинам, банк должен предпринять меры, чтобы не допустить причинения ущерба.
В течение 7 дней с момента получения банком информации о завершении зарплатного проекта осуществить прямой контакт с держателями карт типа Standart и Gold и предложить перевести их карты на обслуживание по тарифу для физических лиц. В случае отказа добиться изъятия максимально возможного количества таких карт через администрацию организации. Карты, которые не удалось изъять в течение 14 календарных дней, подлежат блокировке и изъятию по процедурам платежной системы. В отношении лиц, согласившихся на перевод карт в обычную группу физических лиц, действуют обычные процедуры и правила.
Банкоматы и другое оборудование, принадлежащее банку, должны быть как можно быстрее вывезены с территории организации.
Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности)*(96)
1. Общее описание предприятия
Проект прорабатывается применительно к промышленному предприятию, расположенному в крупном городе и имеющему распределенную структуру из семи территорий. Все указанные места расположения подразделений отделены друг от друга расстояниями, требующими транспортного сообщения. Ни одна из занимаемых территорий не оснащена коммуникациями, удовлетворяющими техническим требованиям по установке банкоматов. Две территории имеют наиболее важное хозяйственное значение - центральный офис (70 работников) и головной завод (250 работников). Остальные 200 человек (всего на предприятии 520 работников) работают на 5 остальных объектах -складах, вспомогательных производствах, автопарке. Традиционно зарплата выдавалась всему коллективу в здании центрального офиса дважды в месяц.
2. Первичная информация от администрации
Общий фонд оплаты труда составляет 5 млн. руб. (для удобства расчетов принимаем $167 тыс., в среднем около $320 на человека). Выплаты производятся регулярно, общее финансовое состояние предприятия устойчивое. Предприятие предполагает выпуск 5 карт типа Gold, 10 карт типа Standart и остальные - Cirrus/Maestro. Также предприятие планирует установку двух банкоматов - в центральном офисе и на головном заводе. 70% поступающих на счета сотрудников средств выплаты будут конвертироваться в валюту, 30% будут зачисляться в рублях. Получение денежных средств в устанавливаемых банкоматах предполагается бесплатным.
3. Предварительные расчеты
3.1. Себестоимость и цена продажи карт (установлена предварительно).
|
Количество |
Себестоимость ед., $ |
Себестоимость,
$ |
Цена продажи ед., $ |
Цена
продажи,
$ |
Gold |
5 |
7 |
35 |
50 |
250 |
Standart |
10 |
5 |
50 |
15 |
150 |
Cirrus/Maestro |
505 |
3 |
1515 |
5 |
2525 |
Итого |
520 |
|
1600 |
|
2925 |
3.2. Операционные доходы.
Операционные и приравненные в смысле данного проекта к ним доходы (конверсионные доходы) рассчитываются исходя из устанавливаемых ставок по конверсионным операциям (в пределах 1%) и ставки комиссионных по операциям перечисления на картсчета (в пределах 0,5%). В рассматриваемом примере полагаем конверсионную ставку, равной 0,5%, ставку за расчеты - 0,1%.
Операционный доход за год =
= ((0,1% + 0,5%) х $167 000 х 70% + 0,1% х $167 000 х 30%) х 2 =
= $9018.
На практике также можно рассматривать доходы, получаемые за операции выдачи наличной иностранной валюты (до 0,5%), например в случае, если предприятие желает, чтобы банкоматы загружались валютой (в этом случае также надо учитывать себестоимость наличной валюты). В настоящем примере такие операции не рассматриваются.
Операционными доходами, получаемыми от прочих операций (например, за счет обслуживания держателей карт сторонними банками), в настоящем примере также пренебрегаем ввиду их малости.
3.3. Стоимость процессинга рассчитывается следующим образом. Пусть стоимость поддержания каждой карты в базе данных процессингового центра составляет $0,2 в месяц. В расчет имеет смысл также взять стоимость процессинга операций выдачи наличных - пусть это будет 0,1% с оборота (при этом полагаем для простоты, что все поступления на картсчета снимаются наличными).
Расходы на процессинг в год =
= (520 карт х $0,2 + $167 000 х 0,1%) х 2 = ($104 + $167) х 2 =
= $3252.
3.4. Стоимость банкоматов и инкассации.
Стоимость банкоматов рассчитывается исходя из цены $18 000 за устройство, с учетом таможенной очистки и доставки к месту установки. Дополнительные строительно-монтажные работы оплачиваются клиентом. Итого - $36 000.
Инкассация банкоматов производится 2 раза в месяц. Из расчета $50 за выезд имеем $1200 в год.
3.5. Оценка доходов от использования привлеченных средств.
Для оценки общего размера привлеченных средств в расчет следует принять некоторые соотношения (они должны быть получены опытным путем):
- средний остаток в банкоматах не превышает 20% от фонда оплаты труда;
- средний*(97) остаток на валютных картсчетах на третий месяц с начала работы достигает 47% ФОТ и далее продолжает расти невысокими темпами.
Таким образом, можно принять, что на картсчетах формируется средний остаток в размере 27% от ежемесячных поступлений.
Расходы по обслуживанию привлеченных средств - 1%, потенциальная доходность размещения -20% годовых.
Доход от использования привлеченных средств =
= (47% - 20%) х $167 000 х (20%) = $9018.
Расход по обслуживанию привлеченных средств =
= (47% - 20%) х $167 000 х (1%) = $450,9.
4. Сведение данных и расчет нормы внутренней доходности проекта (ВНДОХ)
Все данные, полученные в ходе предварительных расчетов, заносятся в таблицу (MS Excel) для расчета ежегодного денежного потока по расходам и доходам, генерируемого проектом (см. табл. 11). Далее применяется стандартная функция Excel. Даты в таблице являются условными.
Таблица 11 |
Доходы |
Инвестиции |
Периоды |
06.1999 -
06.2000 |
06.2000 -
06.2001 |
06.2001 -
06.2002 |
Доход от выдачи карт |
|
2925 |
2925 |
2925 |
Операционный доход от перечисления на картсчета (0,6% по валюте, 0,1% по рублям) |
|
9018 |
9018 |
9018 |
Доход от размещения привлеченных средств (ставка 20% годовых, 1,67% в месяц) |
|
9018 |
9018 |
9018 |
Итого доходов |
|
20961 |
20961 |
20961 |
Расходы |
|
|
|
|
Себестоимость пластика |
|
1600 |
1600 |
1600 |
Затраты на банкоматы, итого |
36 000 |
1200 |
1200 |
1200 |
в том числе: |
|
|
|
|
стоимость 2 устройств, программного обеспечения к ним, гарантия на 3 года |
36 000 |
|
|
|
затраты на инкассацию,
обслуживание банкоматов |
|
1200 |
1200 |
1200 |
затраты на процессинг |
|
3252 |
3252 |
3252 |
начисление процентов на остатки на картсчетах (4% годовых, 0,33% в месяц) |
|
451 |
451 |
451 |
Итого расходов |
36 000 |
6503 |
6503 |
6503 |
Маржа по денежному потоку |
-36 000 |
14458 |
14458 |
14458 |
ВНДОХ |
9,93% |
|
|
|
|
5. Вывод
ВНДОХ = 9,93% < 15%, следовательно, проект неприемлем для инвестирования.
6. Рекомендация
Провести повторный анализ для одного банкомата и/или для случая с увеличенными ставками комиссионных за расчетное обслуживание и/или за конверсию.
Содержание раздела