d9e5a92d

НЕМЕРКНУЩАЯ ЛАЗУРЬ БАДАХШАНА

Кристаллы топаза Мурзинских копей поражают своей чистотой и тоном. Цвет их обычно голубоватый, изредка с зеленоватым или желтоватым оттенком.
А. Е. Ферсман
Знакомство обычно начинается с имени, но бывают и исключения. Вспомните, например, рубин и всех его псевдо-тезок: рубин-балэ это шпинель; рубин цейлонский гранат альмандин; рубин капский, равно как и рубин колорадский, гранат пироп; рубин сибирский красный турмалин сибирит. Есть еще фалып-рубин красный флюорит, но тут хотя бы присутствует подсказка: раз фалып значит, не рубин. Впрочем, подсказку ювелиры оставляли себе, а в торговлю старались запустить камень под псевдонимом.

Вот восточный рубин это впрямь рубин, истинный благородный красный корунд. Зато восточный топаз, красивый ярко сверкающий золотистый камень тоже, как вы помните, корунд, а не топаз.

И вообще с названием топаз произошла одна из самых запутанных в минералогической номенклатуре историй.
В Эфиопии на берегу моря жило племя, которое греки называли троглодитами, что по-гречески означает: скрывающиеся, живущие в норах, в пещерах. И вот во владениях этого племени был небольшой, обычно окутанный туманом островок, который троглодиты называли Топазон туманный.

А дальше, по вине уже известного нам Плиния, случилось вот что. С туманного острова Топазона привезли самоцвет зеле-новато-золотого цвета.

В те времена известен был один юлотистый минерал, его так и называли золотой камень хризолит (мы теперь называем его золотистой разновидностью топаза: как это вышло, выяснится дальше). Плиний, не сомневаясь, относит новичка к этим златоцветным хризолитам. Авторитет его велик. Никто с ним не спорит. Но со временем ошибка выясняется.

Минерал, называвшийся тогда хризолитом, не имеет ничего общего с хризолитом Плиния. Однако именно хризолит Плиния прозрачный золотисто-зеленый оливин остался на века хризолитом, а вот первому, бывшему хризолиту дали в честь острова новое имя топаз18.
Но на этом история с названием камня не завершилась. Когда почти за 1000 лет все окончательно привыкли к слову топаз, на сцену выплыл еще один камень раухтопаз, дымчатый кварц. Темно-бурые, а после выпечки в хлебе золотисто-коричневые раухтопазы заполонили ювелирный рынок. Еще в прошлом веке, отбрасывая нежелательную приставку ра-ух дым, уральские торговцы обычно продавали эти камни просто под названием топаз или тумпаз. Эта ошибка бытует и по сей день.

Если в магазине вам предложат перстень, кулон, или брошь с коричневато-золотистым камнем под названием топаз, это скорее всего раухтопаз, дымчатый кварц.
Минерал топаз один из ярчайших представителей минерального мира. Впечатление при первом визуальном знакомстве с любым минералом зависит от него и от нас. Далеко не все свойства минерала мы улавливаем непосредственно на глаз, на осязание, на слух. Невелик перечень таких свойств, или, как их принято называть, диагностических признаков: форма, габитус и размер кристаллов, выделений минерала в породе, цвет, степень прозрачности, блеск, твердость, плотность, спайность, звук при разламывании, характер излома и цвет черты. И такие вспомогательные, далеко не у всех минералов присутствующие свойства, как магнитность или способность электризоваться.

Все диагностические свойства топаза проявляются четко и в сумме слагают однозначный, запоминающийся образ минерала.
Прежде всего топаз очень часто встречается в виде хорошо образованных, крупных полногранных кристаллов. Такие кристаллы вырастают в пустотах пегматитов или грейзенов. Пегматитовые кристаллы нередко достигают 16 20 кг.

И это далеко не предел. В пегматитах Норвегии найдены кристаллы в 60 80 кг.

Масса самых больших кристаллов топаза из Волынского месторождения Украины 100 и 150 кг, а самый тяжелый в мире кристалл топаза был найден в Бразилии в знаменитых пегматитах Минас-Жерайс 238,4 кг.
Но у всех кристаллов, и больших, и маленьких, есть общие характерные для них формы. Это прежде всего призма, причем ромбическая.

Это значит, что в поперечном сечении такого кристалла виден ромб, который выглядит несколько сплюснутым по короткой диагонали ромба. Тупые, да и острые углы ромбической приз мы притуплены узкими вертикальными гранями вто рой призмы.

Все вместе эти плоскости, образующие туловище кристалла, создают призматический пояс, определяющий весь его облик, габитус. На гранях призмы обычно нетрудно разглядеть тонкие вертикальные штрихи.
Двуглавые кристаллы среди топазов редки. Обычно кристалл увенчан одной головкой, но весьма характерной. Как и головка берилла, она формируется гранями пирамиды и плоской крышечкой гранью базопина-коида. Но на этом сходство с бериллом кончается.

Неповторимый облик кристаллам топаза придает не только несколько сплюснутая вертикальная ромбическая призма, но и своеобразно, домиком, спадающие скаты грани второй, наклонной ромбической призмы. Кристалл, увенчанный домиком, смотрится иначе.

Кристаллы розового и винно-желтого топаза (Урал)

В разных месторождениях в зависимости от условий образования в огранке топаза преобладают грани то призмы и пирамиды, то базопинакоида. Соответственно облик кристаллов сильно варьирует. У наиболее низкотемпературных топазов, возникающих из гидротермальных растворов в пустотах кварцевых жил, кристалл состоит из призмы, увенчанной пирамидальной головкой (с.

108). Такие кристаллы известны в Бразилии.

Ромбическая призма наиболее полно развита у топазов из грейзенов. Эти кристаллы нередко бывают двухконечными (с.

108). Как видно из рисунка, пинакоид совсем выпал из их огранки, призма совсем короткая, зато косолежащие блестящие крылышки ромбической призмы позволяют сразу распознать не только минеральный вид, но и тип месторождения: такие топазы чаще всего встречаются вместе с голубыми светлыми аквамаринами в грейзенах Забайкалья, например на Шерловой горе.

Прославленные голубые уральские топазы из уникальных пегматитовых копей близ Мурзинки, Алабан-ки, Южаковой отличаются совсем иным габитусом: призма у таких кристаллов длиннее и стройнее, чем у грейзеновых, но главное отличие развитая блестящая грань пинакоида, завершающая головку, в то время как грани пирамиды превратились в сверкающий конический поясок между призмой и плоской крышечкой пинакоида.
Среди минералов заслуженной известностью пользуются крупные кристаллы топазов из редкометалль-ных ильменских пегматитов. Эти полногранные топазы содержат весь набор возможных граней.

Но все ж самые эффектные, разнообразные и запоминающиеся из всех известных в нашей стране топазов это топазы Волыни!

Природный и ограненный кристаллы топаза (Урал)

Самый большой из кристаллов, выставленных в экспозиции волынского музея, достигает почти четырех пудов. Но дело не только в величине; важно, что при размере почти с детскую головку кристаллы топаза полногранны и разнообразны: почти квадратные и шестигранные, завершенные сверху пинакоидом или ромбической призмой (см. рисунок на с. 108).

Цвет этих топазов розовато-коричневый и не очень выразителен, не очень виден из-за матовости их граней, затронутых процессом естественного травления.
Но вот отдельная витрина, окошко которой задернуто черной занавеской: топазы боятся света. Откиньте ее, и вы увидите одно из главных чудес волынского музея полихромные волынские топазы.

Есть среди них густо-голубые, есть винно-розовые, золотистые. Их цвет можно представить, если в чистый виноградный сок добавить мысленно клубники: клубничный розовый цвет гуще отстоялся у граней, серединка светлей, золотистей.

Есть и совсем необычные полихромные секториальные топазы: окраска их в поперечном сечении напоминает детский мяч: сектор голубой сектор золотисто-розовый.
Вы, вероятно, слышали о пейзажных агатах, пейзажном кварце, пейзажном янтаре. В Свердловском музее можно видеть поразительно тонкие пейзажи, выписанные кисточкой природы на яшмах. Но вот пейзажных топазов, пожалуй, не увидишь нигде в мире, кроме как в этой комнате. Вот гигантский винно-розо-вый кристалл Золотое Полесье.

Представьте освещенную закатным солнцем широкую карпатскую долину в часы вечернего равновесия золотых и розовых лучей, когда уходящие вдаль холмы детально высвечены солнцем и на склонах лесистой долины так неожиданно белеют острыми корьками крыши сельских хат. Чудеса, да и только!
Пожалуй, не меньше впечатляет и чистый полднев-но-голубой кристалл с легкопарящими белыми крылышками парусов Академик Ферсман. Красивей, романтичней памятника поэту камня придумать немыслимо.
Но что это за диковинные белые, словно тающие в синеве, крылышки, далекие контуры крыш? Это едва сохранившиеся грани кристалла в кристалле включения флюорита в топазе.

Флюорит не редок в волын-ских пегматитах. Фтор, входящий в состав и топазов, и флюоритов, вообще один из самых активных элементов. Когда он связан в кристаллической решетке минералов, он спокоен, но как только в процессе минерало-образования фтор высвобождается, образуя подвижные, едкие соединения, скажем, с водородом, в пегматитовых камерах не растут в это время новые кристаллы, а полным ходом идет травление и растворение граней кристаллов, успевших образоваться раньше. Начало этого процесса матовые грани, скрывающие истинный цвет и блеск бериллов и топазов. Потом грани призматического пояса покрываются глубокими бороздками, желобками, ступеньками, трапециями и треугольниками растворения.

Потом вершинки кристаллов покрываются чешуйками, похожими на черепицы (обычно у бериллов), или островерхими сопочками, слагающими целые горные ландшафты у топазов. Црофессор И. И. Шафрановский так объясняет возникновение сложного ландшафтного рельефа топазов: Ё процессе растворения отдельные фигуры травления сливаются воедино и постепенно переходят в конусы растворения...

Но при этом растворение будет происходить вокруг наиболее плотной вертикальной оси кристалла, существенно не затрагивая, однако, этого направления. Если теперь одну грань вы, приполиро-вав, лишите природного узора, то сквозь толстенный прозрачный слой цветного кристалла, увеличивающий резкость каждого выступа, каждого штриха, вы сможете заглянуть внутрь пейзажного кристалла топаза, увидеть весь этот разнообразный рельеф.


В гидротермальных кварцевых жилах с оловянным камнем встречается топаз необычного вида. Тонкие белые пластинки срослись в розетки и веера, окаймляющие сплошной кружевной каймой оловорудные жилы. Такая разновидность топаза называется п и к н и т. В некоторых породах
грейзенового или термального происхождения топаз вместе с кварцем, флюоритом и слюдой образует вкрапленность мелких, часто скелетных кристаллов с извилистыми неровными границами.
Есть у кристаллов топаза еще одна характерная особенность: почти у всех из них снизу плоское донышко. Это на первый взгляд удивляет: из какого бы месторождения ни был кристалл, он всегда прекрасно стоит на ровной гладкой и блестящей горизонтальной поверхности, похожей на еще одну грань. Но эта ложная грань на самом деле скол по спайности.

У топаза прекрасно проявлена спайность, перпендикулярная вертикальной оси кристаллов. Часто по спайности сколота и вершина кристалла. В коллекциях и на месторождениях можно встретить выколки по спайности крупные и мелкие пластинки топаза.

Эта спайность обусловила еще две особенности внешнего вида минерала: перламутровый блеск и ступенчатый излом. Впрочем, и то и другое присутствует именно на спайных сколах, на гранях блеск топаза яркий, стеклянный, близкий к алмазному.

А если осколок не по спайности, то излом этого минерала раковистый.
Прекрасная спайность топаза объясняется строением кристаллической решетки этого силиката алюминия и фтора. Пары алюмокислородных октаэдров (часть кислорода в них замещена фтором) связаны друг с другом ребрами. Между блоками этих октаэдров островками, нарушающими их монолитность, вклиниваются кремнекислородные тетраэдры. Тем не менее внутри блоков структура минерала весьма плотная и твердость его высокая 8. Топаз эталон твердости из шкалы Мооса.

Такая плотная структура определяет и еще одно важное диагностическое свойство этого минерала его необычную тяжесть, плотность. На Урале горщики издавна прозвали топаз тяжеловесом. Его плотность очень близка плотности алмаза и составляет 3,53
(плотность алмаза 3,47 3,55).
Но самое ценное и привлекательное качество топазов их окраски. Если сказать, что топаз может быть бесцветным, желтым, розовым, сиреневым, голубым и зеленовато-голубым это значит не сказать почти ничего. Яркий блеск и прозрачность неотделимы от цвета. Окраска их никогда не бывает резкой, химической. Она естественна и мягка.

Густо-медовые и розоватые топазы Волыни, голубые топазы Мурзинки и Алабашки несут теплоту летнего полудня. Малиново-розовые и сиренево-розовые, необычные у нас, топазы Бразилии тоже отличаются спокойными оттенками.

Топазы подобной розовой окраски встречаются и на Урале в районе реки Санарки...
Но окраска всех топазов, особенно желтых и золотисто-розовых, имеет один непоправимый изъян. Причиной ее является не просто наличие микропримесей (железа, хрома, ванадия), а дефекты кристаллической структуры, вызываемые присутствием этих ионов в решетке.

А потому, как и у всех минералов, у которых причина цвета кроется в нарушении идеальной симметрии решетки, окраски топазов неуйстойчивы. Энергия солнечных лучей, восполняя недостатки решетки, обесцвечивает кристаллы. Поэтому топазы, найденные на поверхности земли, обычно бесцветны. Впрочем, и среди них есть свои уникумы.

Таков знаменитый топаз Браганца в 1680 каратов. Найденный в россыпях Бразилии в 1740 г., топаз был принят за алмаз и попал в португальскую корону.
Есть у топазов и еще один недостаток, не позволяющий всегда использовать их для огранки. Многие кристаллы, особенно крупные, выросшие в пустотах пегматитов, переполнены пузырьками, непрозрачные и мутные.

В Забайкалье, в месторождениях Борщевочного кряжа, бесцветные топазы покрыты плотной белой корочкой, похожей на зубную эмаль. Их так и называют коневые зубы.
Прозрачные, красиво окрашенные топазы прекрасные ювелирные камни. Нашли применение и мутным, непрозрачным техническим топазам.

Их используют при изготовлении огнеупорных материалов.

НЕМЕРКНУЩАЯ ЛАЗУРЬ БАДАХШАНА (ЛАЗУРИТ)

...Арабское слово азул синее небо... отражается в самом камне и... породило русское слово лазурь.
А. Е. Ферсман
Лазурит. Нет у этого камня прозрачности и яркого блеска, нет игры граней. Один цвет, густая плотная синева.

Испокон веков манит, притягивает глаз человека бездонное лазурное око небес. Наверное, оттого и находим мы густой синий след лазурита, тянущийся через века и континенты, синюю отметину небес на памятниках древних цивилизаций.

Лазурные краски сводов древнеегипетского храма в Карнахе, задуманного и построенного как пальмовая роща, где колонны стволы деревьев, а синий свод замыкает их сверху. Лазурные священные жуки-скарабеи украшают торжественные пекторали 19 и перстни египетских фараонов. Лазурными были стены легендарного храма в Иерусалиме и стены легендарной Вавилонской башни. Синий след уводит нас в Грецию, где широкие лазурные карнизы поддерживают кровли афинских храмов. Синие и голубые блики освещают живую сказку мечетей, минаретов и медресе Самарканда, Хивы, Куня-Ургенча.

Им вторят синие, в золотых звездах маковки российских церквей, синие, немеркнущие небеса персидских миниатюр и старофранцузских эмалей Лиможа. Синим звоном откликается китайский фарфор и венецианское лазурное стекло.

Словно и впрямь стремился всегда человек воплотить на земле хотя бы кусочек небесной лазури.
Природную, лучистую, лучшую в мире синеву, как писал о лазурите посетивший древние памирские разработки Марко Поло, вдохнул во все эти краски лазурит. Испокон веков лазурит ценился очень дорого.

В документах Древнего Египта есть запись, повествующая о том, что царь пожертвовал храму Амона в Фивах поля и сады из числа самых лучших в Верхнем и нижнем Египте.., золото, серебро и лазурит...
Сохранились и более близкие нам по месту и времени сведения о лазурите; например, в Великом Новгороде существовали в москательном ряду специальные красильные лавки. Именно в такой вот лавке приобрел афганскую чудо-краску замечательный живописец Дионисий для своего последнего творения фресок Ферапонтова монастыря в Приозерье.

Приобрел по цене золота и счел, что это выгодная купля.
Минерал заоблачных памирских высот лазурит потому так редок и дорог, что возникает он в небольших оторочках на контакте гранитных пегматитовых жил и мраморов. Лазурит нельзя спутать ни с каким другим минералом: густая бархатная (почти без блеска) синева пронизывает белоснежный мрамор, расплываясь капризными пятнами и неровными прожилками.

Внутри этих четко вырисованных рваных контуров остаются бесчисленные мелкие островки мрамора. Но лазурит самого высшего сорта лишен этих дефектов, ему позволительно включать лишь золотые звездочки пирита
Очень редко в грубозернистых перекристаллизованных участках породы вырастают некрупные, с горошину или вишню, додекаэдрические кристаллы лазурита, напоминающие отграненные шарики. Такие уникальные, размером до 1,5 см граненые шары темно-синего лазурита можно видеть в витрине Минералогического музея
Московского геологоразведочного института. Специальная коллекция лазуритов составляет гордость этого музея.

Здесь рядом с ровным васильково-синим афганским лазуритом можно видеть штуфы этого минерала редких для него оттенков: лиловато-синего, зеленовато-синего; в этой коллекции есть даже кристаллы кубического габитуса.

Штуф лазурита (Забайкалье)

По химическому составу лазурит это алюмосиликат. По строению кристаллической решетки он напоминает полевые шпаты, как и в полевых шпатах, его кристаллическая решетка представляет собой ажурный каркас.

Этот каркас, построенный из четверных и шестерных колец кремне- и алюмокислородных тетраэдров, содержит, подобно застывшей пене, пусто ты, где помещаются ионы, придающие все своеобразие этому минералу и являющиеся причиной его окраски анионы хлора, серы, SO4 и СОз.
Отличить лазурит от весьма многочисленных его подделок, например от китайского подсиненного агальматолита (резного камня), можно по сравнительно высокой его твердости около 5 5,5 (по шкале Мооса). Лазурит непрозрачен. Имитации под лазурит из халцедона, пропитанного специальными пастами (иногда из лазуритовой крошки), трудно бывает опознать и специалисту.

Здесь может помочь оптика: даже в сильную лупу видны зернышки лазурита из пасты. В трудных случаях лазурит может диагностироваться по... запаху сероводорода (если порошок минерала растворить в азотной кислоте).

Узнают лазурит и по термостойкости: при прокаливании он лишь еще больше синеет.
Скопления на Земле лучшего лазурита в поднебесных снежных горах. Там, в известняках белых, серых и черных, перекристаллизованных (метаморфи-зованных) в мраморы, очень древних, часто самых древних (докембрийских), как заросли синих цветов, полыхают линзы, гнезда лазоревого камня.

Очень редко лазоревый камень образует месторождения. Это явления уникальные. Веками было известно только одно-единственное в мире месторождение лазурита в провинции Афганистана Бадахшан в верховьях притока Амударьи, в высоких (около 4000 м) горах.

Лазурит добывался там с IV тысячелетия до нашей эры! Там и по сей день добывают лазоревый камень: в год по 2 4 т (один грузовик).

С открытием второго (только второго!) в мире месторождения, точнее группы месторождений (в XVIII XIX вв.), началась новая эпоха лазурита. Речь идет о месторождениях на возможном продолжении системы грандиозных тектонических разломов района озера Байкал. Этот район, с точки зрения геолога, напоминает Бадахшан; как и там, месторождение расположено в древних мрамо-ризованных карбонатных породах.

Сам лазоревый камень этих районов своеобразен. А. Е. Ферсман так пишет о нем: Есть, однако, один сорт лазурита, который хорош и вечером, это байкальский лазурит к мягкому синеватому его колориту примешивается заметно фиолетовый оттенок.
Третье по времени открытия месторождения лазурита снова было обнаружено в горах Памира уже совсем недавно в 30-х годах XX в., причем на той же высоте 4000 м. Здесь минерал очень похож на бадахшанский.
И наконец, четвертым мировым уникальным можно назвать месторождение лазурита в Чилийских Андах, также близ крупного разлома земной коры и опять-таки очень высоко на высоте более 3000 м.
Вот, собственно, и все известные в мире более или менее значительные месторождения небесного камня. Всего четыре.

Более мелкие проявления лазурита известны в китайском Тибете, в Бирме, ЮАР, США. Кроме того, мелкие, правильные додекаэдрические кристаллы и их скопления известны в вулканических выбросах Везувия.
Но встретить лазурит можно и не в таких заоблачных высотах в музеях Москвы, Ленинграда и других городов.
Прославленный бадахшанский лазурит представлен, например, в великолепных разнообразных вазах и огромных столешницах Эрмитажа, где сама фактура камня ритмичными полосами напоминает морскую гладь. Из тонких слоев каменной фанеры методом русской мозаики сложены и грандиозные синие лазуритовые колонны внутри Исаакиевского собора. В Музее восточных культур в Москве лазурит можно видеть в залах китайского искусства. Большой (больше 10 см) лазуритовый лев с IX в. сторожит Будду.

На стеклянной полке витрины вместе со своим детенышем он мирно наслаждается синим лазуритовым безоблачным небом, синим многоярусным садом и синей пагодой.

Жук-скарабей (египетский скарабей)

Азурит Радиальный сросток
Азурит-сферотги

Рядом, в пяти шагах, вас ждет неожиданная встреча с другой китайской лазурью. На пятиметровом столе древняя китайская живопись на шелке один из слегка развернутых свитков, где изображается жизнеописание одного из китайских императоров.

Сколько здесь лазури! Несколько десятков крошечных фигурок в синих одеждах, синие львы сторожат двери дворца. Синий цвет краски явно перекликается с темно-лазоревым цветом настоящего лазурита глубокий и вопреки векам удивительно свежий и яркий.

Вероятнее всего, именно лазурит был пигментом этой сильной яркой краски.
С лазуритом Египта дело обстоит сложнее.
Вы узнали бадахшанский лазурит скарабеев в великолепных богатствах Тутанхамона, гостивших в Москве, этот действительно ослепляющей красоты камень, так угаданный древними мастерами в их работах! Однако большая часть лазуритовых камушков имеет здесь иной цвет, чем темно-синяя бадахшанская лазурь. Есть предположение о возможном существовании в самом древнем, дофараоновом Египте лазурита североафриканского происхождения. В витринах с лазуритом и синим стеклом в зале Египта в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина среди множества лазорево-синих мелких фигурок священных животных неизменный скарабей, бусы-четки, амулеты, просто игровой лазуритовый шарик.

Немало и имитаций под лазурит, в том числе из лазурного просвечивающего египетского стекла.
Вместе с лазуритом, а возможно, даже раньше, в истории красок появился еще один, также густо-синий минерал. Этот не драгоценный, хотя и красивый камень, ценная краска. Азурит темно-синий, чаще всего красивого темно-индиго-синего цвета. Иногда его называют самым темно-синим минералом. Кристаллы его столбчатые, небольшие (до 0,5 см), кстати, в отличие от лазуритовых весьма обычные; в тонких сколах прозрачны и имеют алмазный блеск, обычны в виде лучистых друз сферолитов и щеток.

Это медная соль углекислоты. Название азурит, конечно же, отражение той же тяги к лазури. Для художника азурит, как и лазурит, синий небесный пигмент красок, несравненно более доступный дешевый, по тону (свежей краски) легкий, прозрачный, но... увы, очень непрочный. Действительно, вглядитесь: краска живет голубые итальянские небеса на старинных картинах зеленеют окисляются! Синий азурит прямо на полотне художника переходит в зеленый малахит.

Но так, видимо, в наш синтетический век притягательны природные материалы, что мастера и сейчас, когда так много стойких анилиновых красок, рискуют писать азуритом. Правда, живопись эта необычная.

Она возникла в Японии.



Содержание раздела