В ФРС обсуждаются чрезвычайные меры по увеличению кредитных полномочий на случай, если ее последние шаги не приведут к размораживанию кредитных рынков, сообщает Wall Street Journal.
Рассматриваемые варианты включают разрешение министерству финансов занять больше денег, чем требуется, и положить разницу на депозиты в ФРС, одновременно выпустить облигации ФРС, а не минфина, и просить Конгресс предоставить ФРС полномочия по уплате процентов по резервам коммерческих банков вместо того, чтобы ждать 2011 года, когда вступает в силу такое разрешение согласно принятому в 2006 году закону.
Пока ничего срочного не будет, потому что у ФРС еще достаточно кредитных ресурсов. Внутренние дискуссии являются частью продолжающейся кампании ФРС, подобно усилиям иностранных Центробанков по определению вариантов в случае дальнейшего обострения кредитного кризиса.
Руководство ФРС считает, что само наличие таких вариантов устраняет риск истощения ее запасов казначейских облигаций и сопутствующей утраты способности поддержать финансовую систему, чего опасаются некоторые на Wall Street.
Центральные банки Великобритании и Швейцарии также разрабатывают планы чрезвычайных мероприятий. ЕЦБ пока не хочет рассматривать варианты, которые потребуют существенного изменения его стандартных инструментов.
Как и любой центральный банк ФРС может печатать неограниченное банкнот, но процентные краткосрочным неразумного Чрезвычайные меры должны снять напряженность на кредитных рынках и восстановить ликвидность без понижения процентных ставок.
ФРС не хочется последовать призыву некоторых деятелей с Уолл-стрита и представителей иностранных государств прямо выкупить ценные бумаги обеспеченные ипотечными кредитами, чтобы помочь рынку восстановить нормальное функционирование.
В августе прошлого года перед началом кредитного кризиса на балансе ФРС было $790 млрд. казначейских обязательств, что составляло около 87% всех его активов. С тех пор она продала или ссудила около $300 млрд. Вместо них ФРС предоставила ссуды банкам или компаниям, занимающимся операциями с ценными бумагами, чтобы помочь им финансировать авуары, обеспеченные ипотечными кредитами и другими ценными бумагами.
Некоторые специалисты Уолл-стрита полагают, что дальнейшее сокращение казначейских облигаций на балансе ФРС может оставить ее без средств воздействия на рынок.
ФРС использует свои активы для управления денежной массой страны и влияния на ставку по федеральным фондам, которая применяется банками при предоставлении суточных ссуд. Когда ФРС покупает казначейские облигации или предоставляет ссуды непосредственно банкам, она снабжает финансовые учреждения наличностью, фактически печатает деньги.
Наличность поступает в сферу обращения или на резервные счета банков в ФРС.
Поскольку на резервные суммы процент не начисляется, банки ссужают наличность, которая превышает обязательный минимум. Это двигает вниз ставку по федеральным фондам, которая сейчас установлена ФРС на уровне 2,25%.
ФРС может практически без ограничений покупать ценные бумаги и предоставлять ссуды, увеличивая свой баланс. Это приведет к резкому скачку избыточных резервов и падению ставки по федеральным фондам до нуля. К такому “количественному ослаблению” ФРС может прибегнуть лишь в отчаянных обстоятельствах.
Банк Японии сделал такой шаг в этом десятилетии только после многих лет экономической стагнации.
Поэтому ФРС ищет способы увеличить свой баланс без снижения ставки по федеральным фондам. Один из наиболее вероятных вариантов, обсуждавшихся между минфином и ФРС - увеличение долговых обязательств минфина сверх необходимого для финансирования деятельности правительства.
Дополнительная наличность при этом оставляется на депозите в ФРС отдельно от банковских резервов и при этом не оказывает влияния на процентные ставки по ссудам. ФРС будет использовать эту наличность для покупки соответствующего объема казначейских облигаций на открытом рынке, дело в том, что по закону она не может покупать их напрямую у Минфина.
Главным ограничением минфина является лимит, установленный законодательством. 7 апреля долг минфина был на $453 млрд. ниже лимита.
В прошлом Конгресс благоприятно реагировал на просьбы администрации увеличить лимит, иногда правда, после политических спектаклей.
Руководство ФРС изучает также возможность выпуска собственных долговых обязательств и использования выручки на покупку других активов или предоставление займов. До сих пор она этого никогда не делала, поэтому правомерность таких действий не ясна.
Некоторые центральные банки, например Банк Японии, так делают.
Другим вариантом является получение одобрения Конгресса на выплату процентов по банковским резервам сейчас, не дожидаясь 2011 года в соответствии с законом, принятым в 2006 году. Если бы ФРС выплачивала, скажем, 2% по банковским резервам, то в случае снижения ставки по федеральным фондам до этого уровня, банки утратили бы стимул для суживания своих избыточных резервов.
Конгресс отложил дату вступления в силу этого закона из-за того, что выплата процентов по резервам снижает прибыли ФРС, которые ежегодно перечисляются минфину, и увеличивает дефицит федерального бюджета. И хотя, по предварительным данным, Конгресс готов обсудить вопрос о приближении даты, ФРС не хочется впадать в зависимость от действий Конгресса.
ФРС склонна использовать любое имеющееся в ее распоряжении пространство для маневра, чтобы увеличить кредитование по имеющимся и недавно расширенным каналом. Ее руководители не хотят прямо выкупать ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами.
Они опасаются, что это нанесет ущерб рынку тех обеспеченных ипотечными кредитами ценных бумаг, которые ФРС не имеет право покупать, а именно: особо крупные и низкокачественные ипотечные обязательства (jumbo and subprime and alt-A mortgages), рынок которых переживает особо острый кризис.
Более того, ФРС не располагает оперативными возможностями для работы с ценными бумагами, обеспеченными ипотечными кредитами, и вынужден будет прибегнуть к аутсорсингу для управления ими. Выкуп таких ценных бумаг не сыграет большой роли в избежании дефолтов по ипотечным кредитам, поскольку ФРС не сможет контролировать ипотечные кредиты, которые составляют основу ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами
Финансовый шторм не утихает, и возгласы боли и смятения звучат по всему экономическому и политическому миру. Конечно, финансовые рынки цикличны.
Естественно, инвесторы и политики расстраиваются, когда экономические бумы кончаются, но кончаются они всегда.
Нынешний опыт, пишет в Wall Street Journal генеральный директор инвестиционного банка Lazard Брюс Вассерштейн (Bruce Wasserstein), позволяет извлечь несколько уроков на будущее.
В ходе нынешнего кризиса выяснилось, что управление рисками - это голый король. Дискредитированы сотни людей с учеными степенями, занимающих должности в сфере управления рисками.
Защитные механизмы, такие как стоимостная мера риска Value At Risk, которые, по замыслу, должны были прогнозировать риск в портфеле активов, оказались бесполезными. Механизмы финансового контроля продемонстрировали свою неадекватность.
Очевидно, что темпы изменений нарастают, и это требует от рынка и регуляторов все более быстрой адаптации. Развитие финансовых технологий опережает здравый смысл, который не успевает с ними освоиться. За последнее десятилетие банки внедрили группу финансовых инструментов, блестящую на концептуальном уровне, которую на ранних этапах дисциплинировала процедура аудита для базовых ценных бумаг.
Однако в процессе эволюции этих инструментов знание о том, что находится внутри предложенных инноваций,было утрачено.
Никак неудивительно, что в системе есть изъяны. Удивляет огромный размер и высокая доля рискованных ставок, которые были сделаны.
Однако реальное умножение риска происходит из-за финансируемых за счет кредита балансов многих финансовых учреждений. Традиционная количественная оценка риска, предусмотренная регулированием, не проходила реалистичную проверку.
Именно поэтому компании могут считать, что у них достаточно капитала, и при этом не иметь ликвидности.
В эпицентре бури находятся рейтинговые агентства. О чем они думали? В ситуации краха рынка жилья, вероятность которого выглядела вполне правдоподобной, как могли ценные бумаги с рейтингом AAA оказаться заслуживающими такой оценки? Этого не могло быть, и не должно было случиться, подчеркивает Вассерштейн.
Именно эта оценка вовлекла финансовые институты всего мира в создание мыльного пузыря. Спрос породил тягу к новым продуктам и стал двигателем таких инноваций как ссуда, выдаваемая без
документов, подтверждающих платежеспособность.
Что с этим делать? Во-первых, этот вопрос нельзя рассматривать изолированно. Регулирование инноваций устрашающая задача. Если делать это на одном уровне, например, в коммерческих банках, и не делать на других, таких как хеджевые фонды, инвестиционные фонды и инвестиционные банки на глобальной основе, означает порождать иллюзии.
Все может выглядеть хорошо, но системный риск сохраняется. Безусловно, нужна модернизация рейтинговых агентств, необходимо увеличить прозрачность диверсификации портфелей финансовых институтов и использования кредитов в их позициях.
Создание стимулов и гарантий для разумной ипотеки кажется осмысленным, но не надо думать, что правительство обязано поддерживать пустые разговоры. Если бы правительство Голландии заявило, что намерено поддерживать уровень цен на тюльпаны времен тюльпанного пузыря XVII века, все бы только посмеялись.
Однако никто и не думает смеяться при мысли, что американский Конгресс в законодательном порядке установит высокие цены на недвижимость.
Главная сегодняшняя проблема -это кризис ликвидности. Банки просто перестали давать кредиты, и это очень опасно.
Снижение процентных ставок само по себе бесполезно, если никому не дают в долг. Банки странным образом отреагировали на желание регуляторов, чтобы они почистили свои балансы, отказом о выдачи новых займов. Поэтому кредитование финансовых
институтов имеет смысл лишь в том случае, если они, в свою очередь, начнут кредитовать, а налогоплательщики получат соответствующую плату за свои ссуды. Ситуация, когда налогоплательщики субсидируют коммерческие структуры, не получая достойной платы, недопустима.
На заседании 18 марта FOMC принял решение понизить ставку по федеральным фондам, или ставку межбанковского кредита overnight, на 75 базисных пунктов, до 2,25%. Таким образом, за период с сентября 2007 г., когда FOMC начал смягчать монетарную политику в ответ на кредитный кризис, по 18 марта включительно совокупная величина понижения ставки ФРС составила 300 базисных пунктов или 3 процентных пункта.
Согласно протоколу заседания FOMC от 18 марта, экономисты ФРС, готовя материалы к этому заседанию, пересмотрели в сторону существенного понижения свои прогнозы по динамике реального ВВП США в 2008 г.. Хотя данные о расходах и производстве, относящиеся к началу I квартала, не были существенно слабее, чем ожидали в ФРС, многие другие индикаторы реальной активности были более негативными, - сказано в протоколе. Количество рабочих
мест существенно уменьшилось; цены на нефть снова пошли вверх, подавляя реальные доходы домохозяйств; индексы настроений потребителей и бизнеса резко понизились. Более того, цены на жилье упали в большей степени, чем ожидалось, и условия на различных долговых рынках стали более жесткими.
Прогноз экономистов ФРС предполагает уменьшение реального ВВП в первой половине 2008 г. и затем медленное повышение во второй половине. Ожидается, что недавно принятый пакет мер фискального стимулирования подстегнет
реальный ВВП во второй половине 2008 г., но его эффект будет чувствоваться и в 2009 г. Согласно прогнозу, в 2009 г. реальный ВВП будет расти темпами несколько выше потенциала, что будет связано с воздействием кумулятивного смягчения монетарной политики, продолжающимся ростом нетто-экспорта, уменьшением тормозящего воздействия высоких цен на нефть и ослаблением напряженности на финансовых рынках.
При обсуждении экономической ситуации и перспективы члены FOMC отметили, что как для экономической активности, так и для краткосрочной инфляции перспективы ухудшились - в связи со все большей неустойчивостью финансовых рынков и ужесточением кредитных условий, ростом цен на нефть и другие сырьевые товары, и углублением спада в жилищном секторе... На этом фоне, многие участники заседания полагали, что стало вероятным некоторое понижение экономической активности в первой половине 2008 г. Согласно ожиданиям, экономика начнет оживляться во второй половине года, благодаря поддержке, обеспеченной смягчением монетарной политики и фискальными стимулами.
Благоприятная монетарная политика и восстановление финансовых рынков, наряду со смягчением спада активности в жилищном секторе, помогут, как ожидается, подстегнуть дальнейшее ускорение экономического роста в 2009 г. Однако в отношении этого прогноза имеется значительная неопределенность, и некоторые участники заседания выразили озабоченность, что падение цен на жилье и стресс на финансовых рынках могут привести к более тяжелому и длительному спаду активности, чем сейчас ожидается.
Напряженность на финансовых рынках значительно усилилась со времени январского заседания FOMC... Ввиду неизвестности, касающейся величины и распределения потерь по
ипотечным активам, и на фоне того, что балансы многих финансовых институтов находятся под значительным давлением, многие кредиторы стали менее терпимы к риску (что проявилось в увеличении требований в отношении залога по кредитам) и ликвидность уменьшилась на ряде финансовых рынков. Новые программы по обеспечению ликвидности, недавно
инициированные ФРС, помогут, вероятно, увеличить рыночную ликвидность и будут способствовать упорядоченному функционированию рынков, но, даже при этом, сохраняющаяся напряженность приведет, вероятно, к повышению стоимости и уменьшению доступности кредита для бизнеса и домохозяйств. На заседании обсуждались признаки появления негативной обратной связи, при которой ограничение доступности кредита ведет к ухудшению экономической перспективы, что, в свою очередь, вызывает дальнейшее ужесточение
кредитных условий. Несколько участников заседания отметили, что проблемы падения стоимости активов, кредитных потерь и напряженных условий на финансовых рынках могут быть весьма стойкими и могут на время ограничить доступность кредита и, соответственно, экономическую активность и, как следствие, могут отдалить и приглушить экономическое оживление.
При обсуждении монетарной политики, большинство членов комитета высказали мнение, что ее существенное смягчение на этом заседании является обоснованным. Перспектива для экономической активности значительно ухудшилась со времени январского заседания, и риски ослабления экономики увеличились. Некоторые участники полагали, что, с учетом возрастающих ограничений относительно доступности кредита и сохраняющейся слабости на рынке жилья, не исключен продолжительный и тяжелый экономический спад...
Даже при существенном смягчении монетарной политики на этом заседании, большинство членов комитета полагали, что инфляция, вероятно, понизится в ближайшие кварталы, что отразит ожидаемую стабилизацию цен на энергоносители и другие сырьевые товары, а также ослабление давления на уровень использования ресурсов. Однако инфляционное давление явно увеличилось, несмотря на то, что перспектива для экономического роста ухудшилась.
Учитывая повышенную неопределенность, касающуюся как перспектив экономической активности, так и инфляции, члены комитета отметили, что надлежащая калибровка монетарной политики затруднена - отчасти потому, что потребуется некоторое время, чтобы оценить эффект от уже произведенного существенного смягчения монетарной политики. В конце концов, члены комитета решили, что понижение ставки на 75 базисных пунктов на этом заседании будет надлежащей мерой в условиях, когда имеется сочетание рисков замедления экономического роста, инфляционного давления и нарушений на финансовых рынков.
В конце протокола сказано, что президент Федерального резервного банка в Далласе Ричард Фишер (Richard Fisher) и президент Федерального резервного банка в Филадельфии Чарльз Плоссер (Charles Plosser) голосовали против указанного решения.
Господа Фишер и Плоссер не согласились с этим решением, поскольку в свете усилившихся рисков инфляции они предпочитали менее агрессивное понижение ставки. Поступающая информация предполагает ухудшение краткосрочной перспективы для экономического роста, но меры, принятые комитетом ранее и направленные против рисков ослабления экономики, уже понизили целевое значение ставки по федеральным фондам на 225 базисных пунктов [перед заседанием FOMC от 18 марта] и полный эффект от этих понижений ставки еще не проявился. Хотя финансовые рынки остаются в состоянии стресса, ФРС уже приняла другие значительные меры по поддержанию ликвидности на рынках. Господин Фишер высказал мнение, что меры, направленные на смягчение напряженности с ликвидностью улучшат экономическую перспективу быстрее и более надежно, чем дальнейшие понижения ставки в нынешних условиях; он полагал, что смягчение этой напряженности увеличит эффективность произведенных ранее понижений ставки. И господин Фишер, и господин Плоссер высказали озабоченность, что инфляционные ожидания могут вырваться из-под контроля, если FOMC будет продолжать понижать ставку в текущих условиях.
Они указали на индикаторы инфляции и инфляционных ожиданий, которые выросли, и господин Фишер подчеркнул, что на уровень инфляции в США влияет ситуация на международных рынках. Господин Плоссер отметил, что FOMC не может позволить себе ждать того момента, когда станет ясно, что инфляционные ожидания больше не являются сдержанными, поскольку к тому времени будет слишком поздно пытаться предотвратить дальнейшее усиление инфляционного давления