Джон Бери - ФРС нужны дополнительные полномочия


В результате падения банка "Bear Stearns", ревизоры Федеральной резервной системы теперь работают в крупнейших инвестиционных банках страны.
В среде напряженности с ликвидностью и пошатнувшейся уверенности, присутствие Федерального Резерва дает ценные гарантии участникам рынка, что инвестиционные банки являются кредитоспособными, по крайней мере, те, кто выступает первичными дилерами по правительственным ценным бумагам.
Конечно, причина, по которой ревизоры там появились, связана с тем, что эти финансовые институты, подобно принимающим депозиты банкам, имеют право на федеральные ссуды через дисконтное окно, т.е. могут теперь заимствовать средства непосредственно у Центрального банка.
Но кредитные инструменты для первичных дилеров, введенные 16 марта согласно Акту Федеральной резервной системы, применимы только в критических случаях. "В конечном счете, когда кризис пройдет, мы должны будем закрыть это окно", заявил Председатель ФРС Бен Бернанке 3 апреля на слушаниях в Банковском комитете Сената.
Конгресс не должен этого допустить. Потребуется некоторое время, прежде чем кредитные условия нормализуются, что означает, что у Конгресса есть время, чтобы рассмотреть то, что Председатель Федерального Резерва назвал "вовлечением очень серьезных проблем".
Однако, эпизод с "Bear Stearns" ясно обозначил некоторые моменты.
Последняя инстанция
Прежде всего, основные инвестиционные банки стали слишком важными в финансовой системе, чтобы не иметь доступа к Федеральному Резерву как к "кредитору последней надежды".
Во-вторых, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), являющаяся первичным регулятором инвестиционных банков, просто не имеет соответствующего опыта, чтобы наблюдать за финансовой деятельностью банков и безопасностью и разумностью их операций.
На тех же самых слушаниях 3 апреля Президент Федерального резервного банка Нью-Йорка Тимоти Гейтнер заявил, что Федеральный Резерв имеет людей в инвестиционных банках, "внимательно наблюдающих за их финансированием и тем, как они управляют этими средствами, как они собираются позиционироваться, чтобы стать сильнее и противостоять влиянию финансового кризиса.
И Федеральный Резерв опирается на них, "чтобы убедиться, что финансовые институты предпринимают соответствующие шаги, чтобы улучшить свое положение и справиться с текущим кризисом", заявил он.
Данные интенсивные проверки представляют собой форму беглого, хотя и необходимого регулирования, и было бы неплохо, чтобы у Федерального Резерва были соответствующие полномочия, позволяющие ему так действовать.
Прежний Председатель ФРС Пол Волкер в своем выступлении 8 апреля заявил, что такие действия происходили "на грани легитимных и подразумеваемых полномочий, превышающих определенные давно установленные принципы и методы Центрального банка".
Необходимые полномочия
Многие комментаторы расценили это высказывание, как критику Бена Бернанке. Хотя, этого не было. Волкер ни в коей мере не намекал, что Федеральный Резерв причастен к покупке "Bear Stearns" банком "JPMorgan Chase and Co" или, что предоставление инвестиционным банкам доступа к федеральным фондам было ошибкой. Вместо этого, Волкер сказал, что кредитование инвестиционных банков означает, что из этого следует "прямая ответственность за надзор и регулирование". Он прямо заявил об этом: "я не вижу, как эта ответственность может включаться только во времена кризисов, т.е. когда негативные процессы уже начались". Именно поэтому Конгресс и должен действовать максимально быстро.
Испытывая недостаток в такой ответственности за надзор, Федеральный резервный банк Нью-Йорка 16 лет назад снизил свой контроль за первичными дилерами, сосредоточившись главным образом на том, выполнили ли они требуемые стандарты по величине капитала. План проверки дилера включал регулярные инспекции, чтобы проверить его соответствие установленным нормативам.
Панацеи нет
Такое наблюдение убеждало общественность, что Федеральный Резерв регулирует дилеров, на что у него не было каких-либо полномочий. Вместо того, чтобы стремиться к получению таких полномочий, в январе 1992 года Федеральный резервный банк Нью-Йорка объявил, что он прекращает такие инспекции. Жаль, что Федеральный Резерв не имел таких полномочий в последние годы, поскольку роль инвестиционных банков как поставщика кредитов и дилеров финансовых инструментов значительно возросла. Например, банк "Bear Stearns" имел огромное количество клиентов в сделках, связанных с внебиржевыми деривативами, когда у него начались неприятности.
Предоставление Федеральному Резерву полномочий контролировать инвестиционные банки вовсе не панацея. Он уже имеет такие полномочия в отношении банковских холдингов, и кое-что сделал, чтобы обуздать широкое распространение использования структурированных инвестиционных инструментов (SIV), которые обращались с высокими кредитными рычагами, приведя к много-миллиардным потерям коммерческих банков. Однако, Федеральный Резерв лучше приспособлен для такой работы, нежели Комиссия по ценным бумагам и биржам. Конгресс должен убедиться, что Центральный банк имеет необходимые полномочия в отношении инвестиционных банков, прежде чем закончится текущая критическая ситуация.
Содержание раздела