d9e5a92d

Джон Бери - Федеральный Резерв без Гринспена


Джон Бери - Федеральный Резерв без Гринспена


Когда Алан Гринспен больше не будет возглавлять Федеральную Резервную систему, можно ли будет доверять центральному банку в том, что он удержит инфляцию на низком уровне?

Гринспен уйдет, когда его срок на посту председателя истечет через 15 месяцев с настоящего момента, и его преемник, кто бы он ни был, не будет иметь подобного личного доверия, как борец с инфляцией.

Вопрос в том, будет ли доверие Федеральному Резерву достаточно большое, чтобы поддерживать спокойствие на финансовых рынках, в то время как новый председатель докажет свою способность делать эту сложную работу.

Эта работа, в конце концов, включает несколько больше, чем просто коррекция экономических процессов. Успешный председатель Федерального Резерва должен быть способен убедить своих 18 определяющих политику коллег следовать за собой, успешно взаимодействовать с Конгрессом и работать с исполнительной властью, приоритеты которой могут не совпадать с приоритетами Федерального Резерва.

На конференции Федерального резервного банка в Сант-Луисе на прошлой неделе, несколько чиновников Федерального Резерва выразили уверенность, что переход может произойти без рыночных потрясений. Одна из причин, на которую они ссылались, заключается в том, что текущее доверие Федеральному Резерву настолько же связано с самой структурой, насколько и лично с Гринспеном.



"Важно, что мы продолжаем строить институциональную структуру за председателем", сказал вице-председатель Федерального Резерва Роджер Фергюсон младший. "Мы счастливы, что люди, которые занимают другие посты, имеют репутацию и аналитические способности - как собственные, так и весьма сильный штат".

Завоевание доверия

"Мы действительно имеем много людей, которые имеют доверие рынков к их словам", сказал Фергюсон. Новый председатель сможет "заработать свое доверие через какое-то время".

Член правления Федерального Резерва Бен Бернанке также подчеркнул, что новый председатель не будет в одиночестве, когда займет этот пост.

"Теперь есть как личное, так и институциональное доверие и новый председатель не должен будет выстраивать это институциональное доверие заново", выразил уверенность Бернанке.

Пол Волкер должен был делать и то и другое, когда он стал председателем в августе 1979г. имея сильную инфляцию и крайне низкое доверие к Федеральной резервной системе. На конференции, прошедшей на прошлой недели под названием "Монетарная политика спустя 25 лет после октября 1979г." обсуждалось огромное количество изменений, которые повлекло руководство Волкера, но также и та огромная цена, которую заплатила реальная экономика - безработица, достигшая 10.8% в 1982г. в результате борьбы с инфляцией.

Жесткая политика Волкера

"Очевидно, сказалось личное доверие к Волкеру несмотря на то, что воспоминания американцев об инфляционных 1970-ых были слишком свежи для их ожиданий быстрого изменения инфляции", сказал Бернанке. "Трудно знать, помогла бы другая тактика: например, заявление относительно определенных целей по инфляции (что, конечно же, было бы радикальной идеей в то время), возможно, помогло снизить инфляционные ожидания более быстро, но они, возможно, также создали бы политически обратную реакцию, что свело бы все усилия на нет".

"Если так, то результатом назначения Поля Волкера не заключалось в немедленном эффекте на ожидания или доверие, а скорее тот факт, что он был одним из редких индивидуумов, достаточно жестких и с достаточным видением ситуации, чтобы сделать то, что он должен был сделать", заключил Бернанке.

Когда Гринспен пришел восемь лет спустя, инфляция, по отношению к основному индексу потребительских цен, была 3.7%, что намного ниже, чем когда Волкер занял свой пост. Однако, инфляция была все еще выше того значения, которого чиновники Федерального Резерва хотели добиться, и поэтому финансовые рынки лихорадило. Это привело через два месяца к краху фондовой биржи в октябре 1987г.

Рост доверия к Гринспену

Кроме того, было много скептицизма по поводу того, сможет ли Гринспен сделать столь же хорошую работу, как и Волкер. Например, длинный очерк журнала "Нью-Йорк Таймс" о Гринспене, который вышел вскоре после его назначения председателем, был полон личной информации о нем и содержал всего один пункт о политике: Гринспен не будет столь же жестким к инфляции как его предшественник.

В беспокойные недели до краха и сразу после него, Гринспен еще полностью не вошел в свою новую роль, и многие другие чиновники Федерального Резерва были не уверены в его действиях.

Затем, через год после пребывания на своем посту, во время телефонного разговора с членами Федерального комитета по открытым рынкам, он убедил их изменить формулировку директивы, посланной Нью-йоркскому Федеральному резервному банку после декабрьского заседания комитета. Он тогда использовал другую формулировку, чтобы оправдать срезание процентных ставок - такие изменения не были тогда объявлены публично - и несколько членов комитета были не довольны.

Как сказал Вильям Поль, президент Федерального Резервного банка Сант-Луиса на конференции, "Вы не должны рассматривать эру Гринспена как цельный блок. Его репутация и влияние росли с течением времени".

Один председатель

"Одна вещь, которая несомненно поможет расти репутации нового председателя", сказал Поль, - "этот председатель, имеет достаточно полномочий". То есть председатель является представителем Федерального Резерва, и подход к консенсусу для формирования политики означает, что председатель, вряд ли, будет оспариваться публично другими членами комитета.

"Мы признаем, что в конце может быть только одно решение по поводу монетарной политики", сказал Поль.

Бернанке и Поль, которые одобряют, чтобы Федеральная резервная система объявляла количественную цель по инфляции, сказали, что существование такой цели также облегчит вхождение в должность нового председателя, потому что это даст финансовым рынкам гарантию, что Федеральный Резерв действительно продолжит удерживать инфляцию на низком уровне.

Напротив, Фергюсон настаивал, ссылаясь на прошлый опыт, что установка количественной цели для инфляции не увеличила бы доверие рынков к Федеральной резервной системе.

Цель по инфляции

"В конечном счете, реальное доверие для того, чтобы достигать целей должно прийти в результате работы, и предопределенные рамки, кажется, не настолько необходимы или не являются достаточным условием для сохранения желаемых результатов монетарной политики", заявил Фергюсон.

Потому что, пояснил он, "очевидные предпочтения" чиновников Федерального Резерва относительно инфляции могут быть продемонстрированы действиями центрального банка.

"В последние годы, Федеральная Резервная система, очевидно, училась бороться с дефляцией, когда ключевая инфляция угрожает упасть намного ниже значения в 1%, и, точно так же против инфляции, когда это же значение угрожает повыситься выше 2 - 2.5%", сказал Фергюсон.

Другие чиновники Федерального Резерва также разделились относительно того, будет ли установка целевого уровня по инфляции хорошей идеей. Например, Президент Федерального банка Филадельфии Энтони Сантомеро выдвинул такое предложение в начале месяца, а член правления Федерального резерва Дональда Кон последовательно выступал против планирования инфляции.

Сам Гринспен также против этого, что означает этого не будет, пока он находится на посту председателя.

Так что вопрос остается открытым: все семь членов Правления Федерального Резерва и все двенадцать Председателей Федеральных резервных банков неоднократно заявляли о своем намерении удерживать инфляцию на низком уровне, и Фергюсон утверждает, что их коллективные действия постоянно демонстрировали это намерение. Будет ли этого достаточно для рынков, когда Гринспен уйдет?



Содержание раздела