На поршне и на каретке размещены постоянные магниты, взаимодействующие между собой, т.е. передача усилия для перемещения нагрузки от поршня к каретке осуществляется с помощью магнитной муфты. После подачи воздуха в полость цилиндра синхронно с поршнем перемещается каретка.
Полость цилиндра выполнена герметичной и не имеет никаких подвижных уплотнений, граничащих с окружающей средой, что полностью исключает возможность утечек воздуха из цилиндра.
Цилиндр состоит из корпуса, глухой и сквозной крышек, поршня с уплотнениями, штока, уплотнения штока (сальник или манжета в сквозной крышке), направляющей втулки, грязесъемного кольца и соединительных деталей.
Корпус цилиндра (1) обычно изготавливается из цельнотянутой стальной трубы. Чтобы продлить срок службы уплотнений поршня, внутреннюю поверхность трубы подвергают механической обработке с достаточно высокой чистотой поверхности.
В отдельных случаях корпус цилиндра может быть изготовлен из алюминия, бронзы или стали с хромированием внутренней поверхности. Такие цилиндры применяются при нерегулярном режиме работы и в тех случаях, когда есть опасность коррозии.
Глухая (2) и сквозная (3) крышки цилиндра обычно изготавливаются литьем из алюминия или ковкого чугуна с последующей механической обработкой. Присоединяются они к корпусу с помощью резьбовых шпилек, фланцев или просто резьбы.
Шток (4) чаще всего изготавливается из закаленной стали с добавлением небольшого количества хрома против коррозии. Резьба на конце штока обычно накатывается во избежание появления трещин и изломов.
Для уплотнения по штоку в сквозной крышке цилиндра устанавливается манжета (5) из упругого материала. Втулка (6), служащая направляющей для штока, может быть изготовлена из бронзы или металла с пластиковым покрытием.
Перед втулкой в сквозную крышку вставлено грязесъемное кольцо (7), которое предотвращает попадание внутрь цилиндра пыли и мелких твердых частиц. Складывающийся защитный кожух в промышленных пневмоцилиндрах общего назначения обычно не используется.
При этом используется базовая конструкция цилиндра и все детали его крепления.
Установка цилиндра и присоединение нагрузки к штоку должны производиться в полном соответствии с условиями его применения, поскольку нагружать цилиндр можно только в осевом направлении.
При передаче усилия от цилиндра к машине или другой установке возникают напряжения в корпусе и штоке цилиндра, которые обычно рассчитывают без учета несоосности деталей. При плохом сопряжении деталей цилиндра или их несоосности могут возникнуть нагрузки нерасчетного характера, которые вызывают:
- ускорение износа кромок направляющей втулки из-за возрастания контактных напряжений,
- увеличение контактных напряжений в направляющих штока,
- увеличение и неравномерное распределение напряжений на уплотнениях поршня и штока,
- увеличение изгибающих напряжений в штоке, особенно в цилиндрах с большим ходом.
Внешние характеристики цилиндра могут рассчитываться теоретически или на основании технических данных изготовителя. Возможно применение обоих методов, но в общем случае для некоторых исполнений цилиндров и условий их применения расчет по техническим данным изготовителя предпочтительнее.
Развиваемое цилиндром усилие зависит от давления сжатого воздуха, подаваемого в его полости, диаметра поршня и сил трения в элементах уплотнения. Теоретически это усилие рассчитывается по формуле:
Усилие на поршне F, = А.р, где
Fт - теоретическое усилие на поршне (Н), А - полезная площадь поршня (м2), р - рабочее давление (Па).
На практике важно знать эффективную силу на штоке цилиндра. При ее расчете принимается во внимание сопротивление силы трения.
При нормальных эксплуатационных условиях - давление питания в диапазоне 400 ... 800 кПа (4 ...
8 бар) - сила трения может приниматься в размере около 10% от теоретической силы на поршне.
Для цилиндра одностороннего действия:
Рэфф = (A-P)-(Ftp+ Fnp).
Для цилиндра двустороннего действия: -при прямом ходе
Рэфф (А. р) - Ftp,
-при обратном ходе Рэфф = (А. р) - Ftp,
FЭФФ - эффективная сила на штоке поршня (Н), А - эффективная площадь поршня (м2), которая
определяется по формуле:
3.18).
В специальных цилиндрах (ударных) она может достигать 10 м/с. Скорость поршня при необходимости можно уменьшить с помощью пневмодросселей за счет снижения расхода воздуха, вытекающего из полости цилиндра, а увеличить - за счет применения клапанов быстрого выхлопа.
Устройства, преобразующие энергию сжатого воздуха в механическую энергию непрерывного вращательного движения, называются пневматическими моторами. Пневмомотор с неограниченным углом поворота вала в настоящее время стал одним из широко используемых исполнительных устройств. В зависимости от типа конструкции различают:
- поршневые пневмомоторы,
- пластинчатые пневмомоторы,
- шестеренные пневмомоторы,
- динамические моторы (турбины).
Для получения равномерного вращения выходного вала пневмомотора необходимо иметь несколько поршней. Мощность пневмомотора зависит от входного давления сжатого воздуха, числа поршней, длины их хода и скорости их перемещения.
Принцип действия радиально- и аксиально-поршневых моторов одинаков, только в первом случае возвратно-поступательное перемещение радиально расположенных поршней передается на вал через штоки с шарнирами на концах, а во втором случае аксиально расположенные поршни передают движение на вал через наклонный диск. Обычно давление подводится одновременно к двум или более (зависит от их общего числа) поршням, что обеспечивает более плавное вращение вала. Направление вращения вала мотора может быть как по часовой стрелке, так и против.
Максимальная скорость составляет около 5000 об/мин; выходная мощность при нормальном уровне давления находится в пределах 1,5...19кВт(2...25л.с).
Пластинчатые пневмомоторы
Благодаря своей простой конструкции и малому весу пластинчатые пневмомоторы используются в ручных пневмоинструментах. Их принцип работы похож на принцип работы пластинчатого компрессора.
Ротор такого мотора установлен с эксцентриситетом на подшипниках в цилиндрической камере. В роторе выполнены щели, в которых размещаются лопасти с возможностью перемещения в радиальном направлении. При вращении ротора лопасти под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности цилиндрической камеры, за счет чего обеспечивается уплотнение рабочих объемов мотора друг относительно друга. Скорость вращения ротора составляет 3000...8500 об/мин.
Направление вращения также может быть как по, так и против часовой стрелки, то есть они имеют возможность реверсирования. Выходная мощность составляет 0,1 ...
17 кВт (0,14 ... 24 л.с).
Шестеренные пневмомоторы
В этих моторах крутящий момент на выходном валу создается за счет подачи воздуха под давлением в камеру с двумя находящимися в зацеплении зубчатыми колесами, одно из которых связано с выходным валом. Моторы такого типа используются там, где требуется высокая мощность (до 44 кВт = 60 л.с).
Если используются прямозубые цилиндрические или геликоидальные зубчатые предачи, шестеренные моторы также могут быть реверсивными.
Турбинные моторы
Турбинные моторы используются только там, где требуется небольшая мощность. Скорость вращения их вала очень высокая. Например, зубоврачебная бормашина, оснащенная турбиной, обеспечивает скорость вращения 500 000 об/мин.
Принцип работы турбинного мотора обратен принципу работы центробежного компрессора.
Характерными преимуществами пневмомоторов являются:
- непрерывная регулировка скорости и крутящего момента,
- небольшие размеры и вес,
- большой диапазон скоростей,
- защищенность от перегрузки,
- нечувствительность к загрязнениям, воде, высокой и низкой температуре,
- взрывобезопасность,
- простота обслуживания,
- реверсивность.
Пневматические индикаторы позволяют визуально определить операционное состояние пневмосистемы и служат для целей диагностики.
Ниже перечислены некоторые устройства визуальной информации:
- счетчики циклов,
- манометры с индикацией уровня давления,
- таймеры с визуальной индикацией выдержки времени,
- оптические индикаторы.
Оптические индикаторы
Каждый цвет оптического индикатора несет определенную информацию о состоянии системы управления. Оптические индикаторы устанавливаются на панели управления, они показывают состояние и фактическую последовательность выполнения функций системой управления.
Цвета оптических индикаторов должны соответствовать DIN VDE 0113.
Распределители - это устройства, предназначенные для пуска, останова и изменения направления движения потока сжатого воздуха. Условное обозначение распределителя дает информацию о числе линий (каналов) для прохода воздуха, числе позиций переключения и виде управления.
Это изображение, однако, не дает представление о конструкции распределителя, а указывает только на его функциональные возможности.
За позицию покоя принимается позиция переключения распределителя с самодействующим возвратным устройством, например пружиной, которую занимают подвижные части распределителя, если он не находится под воздействием сигнала управления. Исходной позицией называется позиция переключения, которую принимают подвижные части распределителя после его монтажа на установке и включения источников энергии (питания сжатым воздухом и (или) электрическим током) и с которой начинается выполнение предусмотренной программы (последовательности) переключений.
Конструкция распределителя оказывает существенное влияние на такие его характеристики, как срок службы, время переключения, усилие переключения, способ управления, виды присоединения к трубопроводам и размеры.
По конструктивному исполнению различают распределители с запорными элементами:
- клапанного(седельного)типа:
- шариковые,
- тарельчатые (плоские);
- золотникового типа:
- с цилиндрическим золотником,
- с плоским золотником,
- с торцевым золотником.
Распределители клапанного (седельного)типа
В этих распределителях каналы прохода сжатого воздуха открываются и закрываются посредством шариковых, тарельчатых, дисковых или конических запорных элементов, которые взаимодействуют с седлами соответствующей формы. Уплотнение по площади контакта запорного элемента с седлом обычно достигается за счет применения эластичных материалов в месте контакта. В клапанных (седельных) распределителях почти нет деталей, подверженных износу (отсутствуют пары трения), поэтому они имеют большой срок службы.
Кроме того, они также нечувствительны к загрязнениям и могут работать в неблагоприятных условиях. Однако для переключения таких распределителей необходимо значительное усилие, чтобы преодолеть действие возвратной пружины или возвратного давления.
Распределители золотникового типа
В этих распределителях отдельные каналы соединяются или разъединяются посредством цилиндрических, плоских или торцевых золотников.
2/2-распределитель имеет две линии подвода/отвода воздуха и две позиции переключения. В основном он используется как отсечной (запорный) распределитель, так как реализует только функцию перекрытия или открытия прохода воздуха через себя, не имея возможности в закрытом положении отводить воздух в атмосферу (в отличие от 3/2-распределителя).
С помощью 3/2-распределителя можно включать и выключать поток воздуха. 3/2-распределитель имеет три линии подвода/отвода воздуха и две позиции переключения. Дополнительный, по сравнению с 2/2-распределителем, выхлопной канал 3(R) позволяет отключать сигнал на выходе распределителя, соединяя его с атмосферой. В нормально закрытом распределителе в исходной позиции шариковый клапан под воздействием пружины перекрывает проток воздуха из линии питания 1(Р) к выходному каналу 2(A).
Канал 2(A) соединяется через отверстие в толкателе и канал 3(R) с атмосферой.
Требуемое для переключения распределителя управляющее усилие зависит от значения давления питания, силы поджатия пружины и сил трения в распределителе. Это усилие ограничивает размеры распределителя, поскольку с ростом проходного сечения управляющее усилие также возрастает.
Конструкция распределителя со сферическим клапанным затвором очень проста и компактна.
На схеме (рис.4.2) 3/2-распределитель 1.1 управляет перемещением штока цилиндра одностороннего действия 1.0. В исходном положении канал подвода питания 1(Р) распределителя заблокирован, но при нажатии на кнопку распределитель переключается и канал подвода питания 1(Р) соединяется с каналом 2(A), к которому подсоединена полость цилиндра.
В нее начинает поступать сжатый воздух, заставляющий поршень перемещаться, сжимая возвратную пружину, установленную в штоковой полости цилиндра. Если кнопка отпускается, то под действием пружины распределитель возвращается в исходную позицию, при которой канал 2(A) соединяется через канал 3(R) с атмосферой, выпуская воздух из поршневой полости цилиндра.
Поршень цилиндра под действием возвратной пружины втягивается, занимая исходное положение.
Как и распределитель со сферическим запорным элементом, такой распределитель нечувствителен к загрязнениям и имеет длительный срок службы. 3/2-распределители используются в системах управления с цилиндрами одностороннего действия или для выработки входных сигналов управляющих распределителей.
При снятии воздействия с толкателя сначала более мощная пружина запорного элемента без нарушения контакта его с толкателем сажает его на седло, блокируя канал 3(R), а затем пружина толкателя возвращает его висходное положение, открывая проход от канала питания 1(Р) к каналу 2(A).
Управление 3/2-распределителями может быть ручным, механическим или пневматическим. Вид управления зависит от требований системы управления.
Шток цилиндра 1.0 под действием возвратной пружины втягивается.
При смещении вручную золотника, имеющего вид втулки на трубопроводе, канал питания 1(Р) соединяется с выходным каналом 2(A). При обратном переключении канал 2(A) сообщается с атмосферой через канал 3(R), сжатый воздух удаляется из системы.
Такой распределитель используется для подключения питания пневмосистемы сжатым воздухом.
После снятия давления в управляющем канале 12(Z) распределитель возвращается под действием возвратной пружины в исходную позицию (позицию покоя). Клапан разъединяет каналы 1(Р) и 2(A). Выходной канал 2(A) соединяется через канал 3(R) с атмосферой.
3/2-распределитель с односторонним пневматическим управлением и возвратной пружиной выполняется нормально закрытым и нормально открытым.
4.11) подается 3/2-распределителем с ручным управлением 1.2 на управляющий распределитель 1.1, при включении которого выдвигается шток цилиндра 1.0.
Конструкция рассматриваемого распределителя выполнена таким образом, что для преобразования нормально закрытого 3/2-распределителя в распределитель нормально открытый необходимо лишь инверсировать (взаимно поменять местами) каналы 1(Р) и 3(R), a управляющую головку с каналом 12(Z) повернуть на 180. Следует также присвоить новое обозначение каналу управления: 10(Z).
Если нормально открытый распределитель установить в рассмотренную выше систему непрямого управления, то в исходной позиции шток поршня окажется выдвинутым. После нажатия пневматической кнопки 1.2 шток цилиндра втянется.
К пилотному клапану (рис. 4.14) подводится давление питания. Если нажать на рычаг с роликом, то открывается пилотный клапан.
Сжатый воздух воздействует на мембрану, которая перемещает тарельчатый запорный элемент главного клапана вниз. При этом происходит процесс последовательного переключения 3/2-распределителя: сначала прерывается соединение канала 2(A) с каналом 3(R), а затем канал 1 (Р) соединяется с каналом 2(A).