Предлагаемое справочное пособие содержит необходимую предпринимателю информацию о документировании деятельности современной организации и работе с документами в соответствии с требованиями действующих законодательных актов и нормативно-методических материалов. Управление организацией неизбежно требует создания многих видов управленческих документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, кредитования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности организации.
Так, коллегиальная деятельность учредителей фиксируется в протоколах; распорядительная деятельность директора в приказах и распоряжениях по основной деятельности и по личному составу; работа ревизионных комиссий в актах; производственно-хозяйственная деятельность в договорах, контрактах, коммерческой переписке и т.д.
Руководители негосударственных и общественных структур не всегда учитывают требования Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 г. 24-ФЗ, согласно которому документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы, а порядок документирования устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и стандартизацию документов и их массивов (ст. 5).
Именно документы, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицироват, служат основным доказательством того или иного факта при решении хозяйственных споров с партнерами по бизнесу в арбитражном суде или при рассмотрении трудовых конфликтов с работниками организации в народном суде.
Многие виды управленческих документов предприятие обязано предъявлять при проверках со стороны Государственной налоговой инспекции, при комплексных документальных ревизиях, проводимых аудиторами.
Документы организаций, отражающие производственно-хозяйственную деятельность, представляют определенную научно-историческую ценность, относятся к памятникам культурного наследия нашего времени, являются частью Архивного фонда России и подлежат последующему хранению в государственных и муниципальных архивах.
Руководители негосударственных и общественных структур, являющихся собственниками документов негосударственной части Архивного фонда России, далеко не всегда учитывают установленные государством правила ведения делопроизводства и порядок сдачи документов на государственное хранение. Однако в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архива, а также в Положении об Архивном фонде Российской Федерации в составе Архивного фонда РФ выделяются две части: государственная и негосударственная.
Последнюю составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), общественных объединений и организаций, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций, физических ли.
Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется органами и учреждениями Федеральной архивной службы России совместно с собственниками этих документов на основании соглашения (договора) после экспертизы их ценности.
Собственники документов негосударственной части Архивного фонда РФ должны представлять сведения о своих фондах и документах органам и учреждениям Федеральнойархивной службы по их запросам с целью государственного учета этих документо.
Собственники документов негосударственной части Архивного фонда РФ обязаны обеспечивать постоянное хранение документов в создаваемых для этих целей архивах или структурных подразделениях организаций и предприятий. Эти документы не могут быть уничтожены собственниками без согласования с органами и учреждениями архивной службы, а при смене собственника или места хранения документов необходимо информировать архивную службу о новом владельце или месте дальнейшего хранения документов.
В случае ликвидации негосударственной структуры документы поступают в собственность государства и передаются на постоянное хранение в учреждения архивной служб.
Руководители организаций несут персональную ответственность за документы, образующиеся в организации, и должны быть знакомы с Основами законодательства России об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Знание вопросов современного документирования управленческой деятельности и организации работы с документами поможет предпринимателю работать без внешних (с государственными органами и партнерами) и внутренних (с подчиненными) конфликтов, сосредоточив внимание на решении задач производственно-хозяйственной деятельности, конкурентной борьбы, получения максимальной прибыли, развития предприятия.
Практическое пособие подготовлено на основе действующих общегосударственных нормативно-методических материалов, регламентирующих документационное обеспечение управленческой деятельности.
При работе над пособием был проанализирован опыт документационного обеспечения управленческой деятельности современных государственных и негосударственных организаций.
При подготовке пособия учитывалась практика арбитражных судов при рассмотрении хозяйственных споров и народных судов при рассмотрении трудовых конфликтов.
В пособии отражен положительный опыт организации работы с документами, описанный в специальной литературе.
Практическое пособие рассчитано в первую очередь на руководителей и сотрудников предприятий, ответственных за организацию документационного обеспечения управленческой деятельности: секретарей-референтов, работников канцелярий, управлений делами, общих и организационных отделов, ведомственных архивов. Материалы пособия представляют интерес для работников кадровых служб, юрисконсультов, бухгалтеров, аудиторов, менеджеров, налоговых инспекторов и других специалистов предприятий, работающих с документацией.
Справочное пособие Делопроизводство представляет собой исправленное и дополненное издание, впервые опубликованное в 1994г. и переиздававшееся в 1995-2000 гг.
После первых изданий материалов пособия автором были получены и обобщены многочисленные отклики специалистов в области документационного обеспечения управления, практических работников коммерческих структур, а также преподавателей делопроизводства различных учебных центров и курсов. Ряд ценных советов был получен автором от работников служб документационного обеспечения коммерческих банков.
Анализ предложений и замечаний помог автору устранить недостатки первых изданий, дополнить их новой информацией, расширить рамки некоторых разделов, уточнить отдельные понятия и определения.
В целом практическая апробация материалов пособия дала возможность автору существенно улучшить содержание книги и приблизить ее тематику к реальным условиямведения делопроизводства в современных организациях.
В 8-м издании исправлены допущенные ранее неточности и ошибки. Пособие приведено в соответствие действующим нормативно-методическим материалам в области документационного обеспечения управления, принятым после выхода в свет предыдущего седьмого издания.
Текст пособия дополнен новыми примерами составления и оформления служебных документов в соответствии с замечаниями и пожеланиями читателей.
Если Вы профессионально интересуетесь вопросами делопроизводства, то рекомендуем Вам подписаться на журналы: Секретарское дело - профессиональный журнал для многочисленных категорий специалистов, используемый в качестве пособия преподавателями, обучающими секретарей-референтов; Управление персоналом - одно из ведущих изданий практической направленности в области управления человеческими ресурсами, подбора персонала и психологических отношений в бизнесе; Делопроизводство - журнал с проблемно-теоретическими статьями по делопроизводству.
Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов, технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем специалисты-практики должны руководствоваться действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом РФ по стандартизации и Федеральной архивной службой России.
Основные требования к оформлению организационно-распорядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 31.07.97.
Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (класс 0200000) и используемые в деятельности:
- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;
- предприятий, организаций и их объединений независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.
С 1 апреля 2000 г. введено в действие Изменение 1 к ГОСТ Р 6.30-97, принятое Постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 9-ст.
Порядок применения и внедрения ГОСТ Р 6.30-97 разъясняется и конкретизируется в Методических рекомендация ВНИИдокументоведения и архивного дела. Методические рекомендации предназначены для внедрения в организациях:
оединых правил оформления реквизитов документов и вариантов их расположения на основе современной нормативной базы по документационному обеспечению;
1 новых информационных технологий подготовки документов и передачи документной информации;
2делового стиля документов, основных требований при составлении и унификации текстов документов;
зправил изготовления документов с помощью печатающих устройств, включая компьютерную текстообработку;
4правил проектирования бланков документов;
5правил учета, использования и хранения бланков и печатей; бправил оформления документов, передаваемых по каналам электросвязи. Ценным практическим пособием при составлении служебных документов являются Методические рекомендации по унификации текстов документо, использование которых поможет практикам успешно решать следующие задачи:
7упорядочить состав документов организации, фиксирующих осуществление однотипных функций и задач;
8унифицировать формы и тексты управленческих документов с ориентацией их на автоматизированную подготовку на базе российских государственных стандартов;
¦ сократить затраты на создание документов за счет использования структурированной информации;
¦ использовать унифицированные шаблоны текстов документов для компьютерных автоматизированных систем делопроизводства;
¦ ускорить процессы принятия управленческих решений.
Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления изложены в Основных положениях Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), одобренной коллегией Главархива СССР 27.04.88 (приказ Главархива СсСр от 25.05.88 33). ГСДОУ, являясь, по сути, общегосударственной инструкцией по делопроизводству, служит нормативно-методической базой для совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм документов, повышения их качества, работы службы документационного обеспечения на базе научной организации труда и внедрения новейших технических средств.
Составной частью ГСДОУ является альбом образцов форм и примеров основных организационно-распорядительных документо. Альбом схем-плакатов предназначен для работников аппарата управления, специалистов служб документации министерств (ведомств), предприятий, основанных на различных
формах собственности....
Унифицированные формы некоторых ОРД были разработаны в начале 1980-х годов, перерабатывались в 1993 году и в настоящее время входят в состав альбома унифицированных форм организационно-распорядительной документации (УСОРД), содержащего также инструктивные и методические материалы по применению этих форм. Рекомендации УСОРД необходимо учитывать при составлении и оформлении ОРД-
Вопросы организации работы с документами, т. е. рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др., описаны в Основных положениях ГСДО. Технологические решения по основным задачам делопроизводства, содержащиеся в ГСДОУ, могут быть использованы и в традиционных (ручных) и в автоматизированных (с использованием ПЭВМ) системах обработки информации.
В настоящее время ГСДОУ, безусловно, требует определенной корректировки с целью привязки к современным условиям деятельности учреждений, организаций и предприятий. Вместе с тем основные положения ГСДОУ не потеряли своей актуальности в настоящее время и должны использоваться специалистами служб документационного обеспечения управления в их повседневной практике.
Следует подчеркнуть, что в ГСДОУ содержатся: Примерное положение о службе документационного обеспечения управления и Примерная структура текста должностной инструкции для работников службы ДОУ.
В соответствии с Основными положениями ГСДОУ Государственной архивной службой Российской Федерации 06.07.92 была утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, устанавливающая единый порядок организации делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти с целью обеспечения своевременного выполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и совершенствования документационного обеспечения деятельности структурных подразделений министерств, ведомств и территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Порядок составления и утверждения номенклатуры дел организации, проведения экспертизы ценности документов, оформления дел и передачи их на архивное хранение изложен в Основных правилах работы ведомственных архиво. Правила содержат унифицированные формы документов, создаваемых при организации оперативного хранения исполненных входящих, исходящих и внутренних документов, т. е. формы номенклатуры дел, описей, листа-заверителя дела и др.
Важной составной частью предархивной обработки документов является оформление обложек дел постоянного и длительного сроков хранения, требования к которым изложены в ГОСТ 17914-72.
Нормативно-справочным пособием при определении сроков хранения документов организации является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
Негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям (в том числе общественным объединениям и организациям) полезно воспользоваться специальным Методическим пособием Московского городского объединения архивов (Мосгорархив), в котором изложены основные требования к процессу систематизации документов в делопроизводстве, подготовке дел к передаче на архивное хранение и обеспечению сохранности и использования документов в архиве. Особый интерес данное пособие представляет для организаций с относительно небольшим и средним объемом документооборота, в которых отсутствуют ведомственные архивы как самостоятельные структурные подразделения и в штате которых нет специалистов соответствующего профиля.
В пособии определены права и обязанности должностного лица, назначенного ответственным за хранение и использование документов, отложившихся в деятельности организации.
Законодательные акты и нормативно-методические документы по ведению делопроизводства должны учитываться специалистами организаций и предприятий всех организационно-правовых форм.
2.1 Понятие и состав реквизитов ОРА
При оформлении организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и др.) выполняются типовые управленческие действия, связанные с согласованием, подписанием, утверждением этих документов, с доведением их до сведения работников под расписку. При этом на документах проставляются стандартные надписи: подпись, гриф утверждения, визы согласования и ознакомления.
Отдельные надписи называются реквизитами документа и влияют на его юридическую силу, в связи с чем требуют правильного оформления в соответствии с действующими нормативами. Важно подчеркнуть, что правила оформления отдельных реквизитов являются общими для разных видов организационно-распорядительных документов.
ГОСТ Р 6.3097 устанавливает следующий состав реквизитов ОР:
01 Государственный герб Российской Федерации;
02 герб субъекта Российской Федерации;
03 эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 код организации;
05 код формы документа;
06 наименование организации;
07 справочные данные об организации;
08 наименование вида документа;
09 дата документа;
10 регистрационный номер документа;
11 ссылка на регистрационный номер и дату документа;
12 место составления или издания документа;
13 гриф ограничения доступа к документу;
14 адресат;
15 гриф утверждения документа;
16 резолюция;
17 заголовок к тексту;
18 отметка о контроле;
19 текст документа;
20 отметка о наличии приложения;
21 подпись;
22 гриф согласования документа;
23 визы согласования документа;
24 печать;
25 отметка о заверении копии;
26 отметка об исполнителе;
27 отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 отметка о поступлении документа в организацию;
29 идентификатор электронной копии документ.
Каждый документ имеет индивидуальный набор реквизитов, отражающий его особенности и назначение в управленческом процессе. В то же время отдельные реквизиты являются абсолютно обязательными для каждого документа независимо от его вида и разновидности.