d9e5a92d

Создание резервов и фондов специального назначения.

Создание резервов и фондов специального назначения. Организации могут создавать следующие резервы:

  • на предстоящую оплату отпусков работникам;
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • расходов на ремонт ОС;
  • производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности;
  • предстоящих затрат на ремонт предметов проката;
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год и на другие цели, предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными министерствами и ведомствами по согласованию с министерствами экономики и финансов.

Фонды специального назначения создаются организациями обычно в соответствии с учредительными документами, в которых также определяется порядок создания и использования специальных фондов.
Акционерному обществу следует также определить порядок начисления дивидендов акционерам:

  • единовременно по финансовым результатам отчетного года,
  • с выплатой промежуточных дивидендов ежеквартально или раз в полгода.

На мебельной фабрике периодичность и порядок распределения дивидендов определяются собранием акционеров.
На основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 29.07.98 на фабрике резервы предстоящих расходов и платежей не создаются.

Глава 3. Раскрытие учетной политики.


Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признают способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы амортизации ОС, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и др. способы, отвечающие требованиям.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Элементы учетной политики и управленческий учет.

Такое понятие, как учетная политика предприятия, впервые появилось в истории отечественного учета. Возможность принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, техники и организации учета является основной предпосылкой для организации управленческого учета на отечественных предприятиях.

Так как в России в настоящее время существует единая интегрированная система учета, такое явление, как учетная политика, неизбежно затрагивает и те элементы современной системы учета, которые на Западе входят в систему внутреннего (управленческого) учета.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ сказано: "Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

  • самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из формы предприятия и конкретных условий хозяйствования;
  • определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
  • разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
  • формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам".


Этот пункт Положения принципиально отличает его от предшествующих нормативных актов и фактически открывает дорогу возможности самостоятельной организации учета на предприятии.
Как было описано ранее, предусмотрены два варианта учета затрат для отечественных предприятий. Второй вариант учета, т.е. разделение затрат на производственные и периодические, как раз и предполагает применение на практике основной идеи важнейшей подсистемы управленческого учета: "директ-костинга" - разделение общих затрат по признаку их взаимосвязи с производством и калькулирование на этой основе неполной, ограниченной себестоимости по носителям затрат.
Другим важным элементом при принятии учетной политики является возможность использования в учете для отражения процесса выпуска готовой продукции (работ, услуг) счета 37 "Выпуск готовой продукции (работ, услуг). Счет 37 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или только по производственной себестоимости.

Являясь признаком организации на предприятии нормативного учета, аналогичного западной системе " стандарт-кост", счет 37 в комбинации с вариантом раздельного учета производственных и периодических затрат уже сегодня открывает реальные возможности интеграции в отечественном бухгалтерском учете нормативного учета и элементов "директ-костинга".
Таким образом, вариантность как элемент учетной политики и проявления либерализации учета на современном этапе является одной из предпосылок и одним из необходимых условий становления управленческого учета в России.

Заключение.

Таким образом, каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия имеют благодаря учетной политике.

Понятие "учетная политика" впервые появилось в истории российского бухгалтерского учета в связи с отказом нашей страны от прежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночной экономике. Благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.
В работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире. По данному вопросу в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" сказано: "Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету".

Такое расширение "области" учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить "обратную связь теории и практики.
Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать.

Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания "может использовать", "могут быть", "разрешается" и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ "Учетная политика организаций" не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года.

С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ " О бухгалтерском учете" введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.
Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае "лучше нарушить".
Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации.

Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.

Список используемой литературы


1. ФЗ РФ О бухгалтерском учёте от 21.11.1996 г. 129ФЗ. 2. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.1998 г. 34н.
3. План счетов бухгалтерского учёта финансовохозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению в редакции приказа МФ РФ от 17.02.1997 г. 15.
4. Учётная политика организации. Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/98.

Утверждено приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. 1673.
5. "Экономика и жизнь". Бухгалтерское приложение 2, январь 2000 г.



Содержание раздела