d9e5a92d

Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета


Условные обозначения:
- ручная передача информации;
- автоматическая передача и обработка информации;
- диалог с ЭВМ.

Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета

По мере оснащения предприятия средствами вычислительной техники более высокого класса ставится вопрос об использовании безбумажной формы бухгалтерского учета. Переход к ней возможен лишь в условиях массового применения ВТ, которое потребует соответствующей подготовки кадров бухгалтеров.
Использование на практике машино-ориентированных форм бухгалтерского учета имеет целый ряд преимуществ. К ним относятся:
применение вычислительной техники не только для обработки информации, но и для ее сбора и регистрации; возможность диалогового режима работы с ЭВМ; возможность выдачи информации по запросу; освобождение времени учетного персонала для усиления контрольно-аналитических функций.
Широкое внедрение в практику персональных компьютеров привело к возможности создания АРМ бухгалтеров. С их помощью выполняются значительно быстрее и надежнее расчетные и другие технические операции, автоматизировано получение бухгалтерских регистров, оборотного (оборотно-сальдового) баланса.
С помощью компьютера в бухгалтерии значительно облегчается решение информационно-поисковых задач, упрощается работа по подготовке, составлению и распечатке первичных документов.
Использование компьютеров привело к созданию и распространению различных бухгалтерских программ.
В настоящее время используются как комплексные программы по учету, так и программы по учету отдельных объектов.

ГЛАВА 8 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1. Принципы построения бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех ресурсов.
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на ряде общих принципов ( 8.1).
Принципы построения учета
Государственное регулирование
Широкие права предприятия
Общие принципы управления
Повышение роли учета)
Аналитичность данных
Динамичность организации

Принципы построения бухгалтерского учета в Российской Федерации

Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности предприятий и организаций, ведущих бухгалтерский учет.
Постоянно повышается роль и значение бухгалтерского учета в информационном обеспечении как внешних, так и внутренних пользователей в контроле за рациональным использованием ресурсов.
Принцип аналитичности информации позволяет выявить влияние разных факторов на показатели хозяйственной деятельности.
Динамичность организации бухгалтерского учета делает его гибким и приспособленным к резко изменяющимся условиям работы. Она направлена на совершенствование как методов и техники ведения учета, так и на совершенствование организации труда работников учета.
Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т.д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.
Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов ( 8.2).
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень

Система документов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации

Первый уровень системы документов - законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями.

Основу системы документов первого уровня составляют Закон о бухгалтерском учете и указы, Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Второй уровень - документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждены и действуют стандарты:
положение по бухгалтерскому учету Учетная политика предприятия (ПБУ 1/94);
положение по бухгалтерскому учету Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94),
положение по бухгалтерскому учету Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/95),


положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96),
Положение по бухгалтерскому учету Учет основных средств (ПБУ 6/97).
Таким образом, система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов.

Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.
Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов СССР 1 ноября 1991 г.
с изменениями и дополнениями, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ 13 июня 1995 г. и др.
Четвертый уровень - совокупность документов предприятия, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются им на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).
Исходя из организационно-технических особенностей каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику, под которой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать ряду требований ( 8.3).
Совокупность требований учетной политики

Основные требования, предъявляемые к учетной политике

Под полнотой учетной политики понимается обеспечение отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций.
Осмотрительность означает применение способов учета, обеспечивающих большую готовность отражения в бухгалтерском учете потерь и пассивов, чем доходов и активов. Приоритет содержания над формой предполагает при отражении хозяйственных операций ориентирование не только на правовую основу, но и экономическое содержание.
Рациональность - экономное ведение учета исходя из размеров хозяйствующего субъекта и масштабов его деятельности.
Непротиворечивость заключается в обеспечении тождества данных аналитического и синтетического учета, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Организация работы аппарата бухгалтерии

Первичными звеньями бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия -самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения.

Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов ( 8.4).

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.
Главный бухгалтер

Расчетный отдел
Материальный отдел
Производственно-калькуляционный отдел

 

Отдел учета готовой продукции и ее реализации
Общий отдел
Отдел расчетных и валютных операций

 

Структура аппарата бухгалтерии

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.
Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.
Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации.

Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей т них.
Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.
Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.
В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, их размещения, степени оснащенности ими отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.
В условиях комплексной механизации и автоматизации учета на базе ЭВМ создаются вычислительные центры (ВЦ). Они могут обслуживать отдельные крупные предприятия или группы предприятий, организаций.

В последнее время все большее распространение получают информационно-вычислительные центры (ИВЦ). В их функцию входит обработка всей экономической информации предприятий данного района (региона).

Такие центры оснащены современными ЭВМ и осуществляют не только обработку бухгалтерской информации, но и планово-нормативные технические расчеты.
Развитие вычислительной техники привело к техническому оснащению предприятий мини-ЭВМ - электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера на базе персональных компьютеров.

Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении предприятием.



Содержание раздела