Журнал проводок
Эта же операция (расчет с поставщиком за полученные основные средства путем перечисления денежных средств) отражается в оооротпо-сальдовоіі ведомости по дебету счета 60. В состав кредитового оборота по данному счету входит стоимость поступивших от поставщика основных средств (корреспонденция со счетом 08) и сумма входного НДС по поступившим основным средствам (корреспонденция со счетом 19). Сальдо на конец периода по счету 60 отсутствует — это свидетельствует о том, что в рамках рассматриваемого примера все взаиморасчеты с поставщиком закрыты.
Дебетовый оборот по счету 68 отражает сумму оплаченного НДС, принятого к вычету. Данный счет корреспондирует со счетом 19.
Таким образом, с помощью оборотно-сальдовой ведомости мы получили полную информацию об оборотах по проведенным хозяйственным операциям (приобретение основных средств и ввод их в эксплуатацию). В случае необходимости данную информацию можно детализировать — возможности системы предусматривают оперативный переход из оборотно-сальдовой ведомости к карточке счета или оборотно-сальдовой ведомости по счету. Для выполнения детализации следует установить курсор в соответствующем месте и дважды щелкнуть мышью или нажать клавишу Enter. В результате откроется подменю, в котором следует выбрать нужный отчет.
Журнал проводок
С помощью журнала проводок можно просмотреть все проводки по интересующему вас счету бухгалтерского учета. Перейти в данный режим можно, нажав кнопку Журнал проводок на панели инструментов пользовательского интерфейса или выполнив команду Бухгалтерия > Журнал проводок. Формирование отчета и настройка его параметров выполняются в открывшемся окне Журнал проводок.
Выберем в поле Организация значение ЗАО "Покупатель", а в поле Счет — 08.4. В результате получим журнал проводок по счету 08.4 (рис. 5.43).
 |
Рис. 5.43. Журнал проводок по счету 08.4 |
В состав журнала проводок по счету входят две проводки: первая отражает поступление основных средств от поставщика (без НДС), а вторая — ввод поступившего объекта основных средств в эксплуатацию (на сумму первоначальной стоимости).
В контексте рассматриваемого примера интересно будет просмотреть журнал проводок по счету 60.1 (для формирования журнала следует выбрать соответствующее значение в поле Счет), представленный на рис. 5.44.
 |
Рис. 5.44. Журнал проводок по счету 60.1 |
Из рисунка видно, что в журнал проводок по счету (>0.1 входят три проводки: первая сформирована на сумму поступивших от поставщика основных средств (без НДС), вторая отражает сумму входного НДС по поступившим основным средствам, а третья — перечисление денежных средств поставщику за полученные основные средства с учетом НДС. Отмечу, что первая проводка данного журнала входит также в журнал проводок по счету 08.4 (см. рис. 5.43).
Для всех проводок, которые входят в состав изображенных на рис. 5.43 и 5.44 журналов, в соответствующих полях отображается следующая информация:
? дата формирования, наименование и номер документа, на основании которого была сформирована бухгалтерская проводка (в рассматриваемом примере мы оперируем документом типа Операция);
? порядковый номер проводки, под которым она расположена в списке проводок операции, соответствующей данной проводке. На рис. 5.44 первая проводка расположена в списке проводок операции под номером 1, вторая — под номером 2, третья — под номером 1 (см. содержимое столбца № на рис. 5.34 и 5.37);
? название организации, в отчетности которой будет отражена бухгалтерская проводка (указывается в поле Организация в верхней части окна);
? корреспонденция счетов бухгалтерского учёта с указанием значений субконто; О сумма и содержание бухгалтерской проводки.
Двойным щелчком мыши или нажатием клавиши Enter можно перейти в режим просмотра и редактирования документа, по которому была сформирована данная бухгалтерская проводка.
Кнопка Перейти в журнал операций, расположенная в верхней части окна, предназначена для оперативного перехода к окну списка журнала операций, сформированных в системе. При этом курсор будет установлен на операции, соответствующей активной проводке в окне Журнал проводок.
С помощью кнопки Проверка проводок, которая расположена справа от кнопки Перейти в журнал операций, сравниваются корреспонденции счетов проводок журнала с корректными корреспонденциями счетов, которые определены в регистре сведений Корректные корреспонденции счетов. При обнаружении расхождений система выдаст соответствующее предупреждение с указанием некорректных проводок. Если все входящие в журнал проводки корректные, то по окончании проверки появится сообщение «Проверка проводок завершена!».
Карточка счета
Выполнив команду Отчеты Карточка счета, сформируем карточку счета 08.4, определив при настройке отчета значения следующих параметров: Период с 05.09.2004 по 05.09.2004, Счет — 08.4, Организация — ЗАО "Покупатель". После нажатия кнопки Сформировать на экране отобразится сформированный отчет (рис. 5.45).
Первая запись карточки счета отражает поступление основных средств от поставщика без учета суммы НДС, вторая — ввод объекта основных средств в эксплуатацию (по первоначальной стоимости). При этом для обеих записей указывается следующая информация:
? дата проведения в учете соответствующей операции;
? наименование, номер и дата документа, на основании которого была сформирована бухгалтерская проводка;
? содержание бухгалтерской проводки, значения субконто по корреспондирующим счетам и признак количественного учета;
? дебетовые и кредитовые обороты по счету 08.4 с указанием корреспонденции, суммы оборота и количества объектов основных средств (наличие последнего параметра обусловлено ведением количественного учета по счету 08.4, в данном примере количество — 1);
U текущее сальдо по счету 08.4.
Кроме того, в карточке счета отображаются итоговые обороты за период, а также начальное и конечное сальдо по счету (в данном случае и начальное и конечное сальдо является нулевым).
 |
Рис. 5.45. Карточка счета 08.4 |
В отчете реализована возможность оперативного перехода из окна карточки счета в режим просмотра и редактирования операции. Для этого следует установить курсор в любом поле соответствующей записи отчета и дважды щелкнуть мышью или нажать клавишу Enter.
Обороты и остатки по счету в разрезе субконто
Сформируем несколько нестандартных отчетов, которые будут включать в себя разноплановую информацию о рассмотренных в примере операциях (приобретение основных средств и ввод в эксплуатацию объекта основных средств).
На панели инструментов пользовательского интерфейса нажмем кнопку Консоль отчетов и в левой верхней части открывшегося одноименного окна выберем отчет Обороты и остатки по счету в разрезе субконто. Допустим, нам требуется сформировать отчет по значению субконто Пресс малый с ЧПУ (С-300). Для этого зададим в правой верхней части окна параметры отчета (рис. 5.46).
Для поля Счет установим тип сравнения В списке и выберем в качестве значения счета 08.4 и 01.1 (именно по этим счетам было движение по субконто Пресс малый с ЧПУ Полям Нач. периода и Кон. периода присвоим тип сравнения Равно
и значения соответственно 05.09.2004 0:00:00 и 06.09.2004 0:00:00. Для поля Организация установим тип сравнения Равно и выберем значение ЗАО "Покупатель".
Для запуска формирования отчета нажмем клавишу F7. Результат приведен на рис. 5.47.
В приведенном окне отчета кнопкой Настройки отключен режим отображения настроек отчета, которые показаны на рис. 5.46.
^ Вывести в таблицу *ф-' j Ч; Настройкиf ^ ? . .
•Файл’* is і Отчет г Шт
В-Отчеты
В-Отчеты
[... Обороты и остатки посч|
Отбо|
Порядок |
].....Движения по счету
I.....Оборотыікм чоіу
: Лбппптыі гийжпи счртамм.у
Обсротыи остатки по с |
• Поле ' ' I |
II ип сравнен,л:| |
3|Счегг |
В списке j |
[?] { Нач. периода |
Равно |
?]ІКон, периода |
Равно |
(</| і Организация |
Равно |
|
06.09.2004 0:00:00 |

0
?М4
Рис. 5.46. Параметры отчета
 |
Рис. 5.47. Отчет по субконто Пресс малый с ЧПУ (С-300) |
Данные отчета свидетельствуют о том, что дебетовый оборот по субконто Пресс малый с ЧПУ (С-300) в два раза превышает кредитовый. Это обусловлено тем, что данное значение субконто привязано к счетам 08.4 и 01.1, по каждому из которых в нашем примере был дебетовый оборот: по счету 08.4 — при поступлении основных средств от поставщика, а по счету 01.1 — при вводе объекта основных средств в эксплуатацию. Кредитовый же оборот по данному значению субконто был лишь однажды — при вводе объекта основных средств в эксплуатацию (при этом дебетовался счет 01.1, а кредитовался — 08.4). В связи с этим по субконто Пресс малый с ЧПУ (С-300) сформировался дебетовый конечный остаток, который отражает первоначальную стоимость введенного в эксплуатацию объекта основных средств.
С помощью пункта Ра сш и ф р о в ка контекстного меню, которое вызывается при щелчке правой кнопкой мыши на любом месте строки значения субконто, можно просмотреть подробную информацию по данному значению субконто. При выборе данного пункта открывается окно Вы берите значение, в котором можно заново сформировать текущий отчет, перейти в справочник основных средств или сформировать другой отчет. В последнем случае отчет выбирается в окне Выбор отчета для расшифровки (рис. 5.48).
Данное окно откроется после выбора в окне Выберите значение пункта Другой отчет и нажатия кнопки ОК.
Список отчетов, предлагаемых для расшифровки информации, содержит те же пункты, которые присутствуют в левой верхней части окна Консоль отчетов (см. рис. 5.46). Иначе говоря, это стандартный перечень отчетных форм консоли отчетов.
Для выбора требуемого отчета следует выделить его и нажать кнопку О К или клавишу Enter. В результате гірпведеппы іі на рис. 5,47 отчет будет сформирован заново в соответствии с выбранной формой.
 |
Рис. 5.48. Выбор отчета для расшифровки |
Обороты и остатки по счетам
Настроим отчет Обороты и остатки по счетам таким образом, чтобы получить наиболее наглядную информацию о проведенных операциях приобретения объекта основных средств и ввода его в эксплуатацию. Настройка параметров данного отчета показана на рис. 5.49.
 |
Рис. 5.49. Настройка параметров отчета |
В полях Нач. периода и Кон. периода выберем тип сравнения Равно и установим значения соответственно 05.09.2004 0:00:00 и 06.09.2004 0:00:00. Полю Организация присвоим значение ЗАО "Покупатель", при этом в поле Тип сравнения также выберем Равно. Затем с помощью клавиши F7 сформируем отчет. Результат приведен на рис. 5.50 (режим отображения настройки отчета ЕЫКЛЮЧен).
В готовом отчете представлена вся информация об остатках и оборотах по счетам бухгалтерского учета в разрезе субсчетов за период времени, заданный в настройках. При необходимости детализацию по субсчетам можно свернуть с помощью соответствующих элементов управления, расположенных возле левой границы окна.
Внешне данный документ напоминает оборотно-сальдовую ведомость — здесь также показаны сальдо на начало периода, обороты по счетам и конечное сальдо.
Просмотрев движение по счетам 01, 08, 19, 51, 60 и 68, мы увидим знакомые нам суммы, отражающие операции приобретения основных средств и ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а также расчет и отражение в учете НДС по этим операциям.
Обороты и остатки по счетам
Отбор:
Нач. периода Равно 05.09.2004 0:00:00 Кон. периода Равно 06.09.2004 0:00:00 Организация Равно ЗАО "Покупатель" |
Счет |
Нач. остаток |
Оборот |
Кон. остаток |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
.. Дт .. . |
___Кт |
(д |
|
|
8333.33’ |
|
8333.33 |
|
01.1 |
|
|
8333.33 |
|
8333.33 |
|
08 |
|
|
8333.33 |
8333:33 |
|
08.4 |
|
|
83333311 |
8333.33 |
|
|
110 |
416667 |
|
|
|
4166.67 |
|
10.1 |
4166.67 |
|
|
|
4166.67 |
|
19_ |
Ж33 |
|
1166.67 |
1166.67 |
-83.33 |
|
19.1 |
|
|
1166.67 |
1166.67 |
|
|
193 |
-83.33 |
|
|
|
-83.33: |
|
51 |
105 000,00 |
|
|
10 000.00 |
95 000.00 |
|
60 |
|
|
10 ооо.ос |
10 ооо.ос |
|
|
60.1 |
|
|
10 000.00 |
ібооО.Ой1 |
|
|
62 |
|
10 000.00 |
|
|
|
10 000.00 |
62.1 |
-10 000.ос |
|
|
|
-10 000.00 |
|
58 |
916.661 |
|
1166.67 |
|
2583.33 |
|
68.2 |
916,66 |
|
1166.67 |
|
2583.33 |
|
75 |
|
о
о
о
о
о
о
о |
|
|
|
100 000.00 |
75.1 |
о
о
О
о |
|
|
|
8
0
3
1 |
|
Итог |
110 083.33 |
Ш 083.33 |
30 000.00 |
30 000.00 |
110 083,33 |
Но ОЙЗ.ЗЗ |
|
Рис. 5.50. Обороты и остатки по счетам
Реализована возможность оперативного перехода из отчета Обороты и остатки по счетам к отчету Обороты и остатки по счету в разрезе субконто. Для этого следует установить курсор на требуемую позицию и дважды щелкнуть мышью или нажать клавишу Enter.
Обороты между счетами
Описанием порядка работы с отчетом Обороты между счетами завершим формирование отчетов в рассматриваемом примере.
Отчет представляет собой документ, который в бухгалтерском учете называется «шахматная ведомость». Настроим параметры отчета так же, как для отчета Обороты и остатки по счетам (см. рис. 5.49). После нажатия клавиши F7 отобразится отчет, приведенный на рис. 5.51 (режим отображения настройки отчета выключен).
Суммы, которые мы видим в отчете, достаточно хорошо нам знакомы — они отражают поступление основных средств от поставщика (без НДС), суммы входного и принятого к зачету НДС, ввод объекта основных средств в эксплуатацию и расчет с поставщиком за полученные основные средства. В строке Итог отображаются итоговые суммы оборотов между счетами.
При необходимости детализации представленных в отчете данных до субсчетов следует' с помощью команды Таблица > Отображать группы включить режим отображения символов групп и с их помощью развернуть требуемую часть отчета.
 |
Рис. Обороты между счетами |
Возможности системы предусматривают оперативный переход из данного отчета в отчет Проводки. Для этого следует установить курсор на интересующую позицию и дважды щелкнуть мышью или нажать клавишу Enter. В результате на экране в режиме отчета Проводки отобразится соответствующая бухгалтерская проводка.
Перечень типовых операций
Несмотря на то что каждый субъект хозяйствования имеет свои индивидуальные особенности (вид деятельности, форма собственности, особенности организации учета и др.), существует ряд финансово-хозяйственных операций, без осуществления которых невозможно полноценное ведение хозяйственной деятельности. К таким операциям можно отнести закупку ТМЦ у поставщиков, реализацию на сторону товаров (работ, услуг), ввод в эксплуатацию основных средств, получение денежных средств в кассу и выдачу их из кассы, начисление амортизации и т. д. Вместе с тем, отражение в учете результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия подразумевает возникновение некоторых специфических, периодически повторяющихся бухгалтерских операций: закрытие счетов, расчет финансового результата, реформация статей баланса и др. Очевидно, что процесс отражения в учете некоторых часто повторяющихся операций целесообразно автоматизировать.
Как отмечалось в предыдущих разделах, для решения данной задачи в системе «Ю.Предприятие» реализована возможность использования механизма типовых операций. В данном разделе перечислены и охарактеризованы рекомендуемые для использования типовые операции, которые, на мой взгляд, найдут применение у большинства пользователей системы.
Структура справочника типовых операций
Прежде чем рассмотреть рекомендуемые типовые операции, вспомним, как выглядит окно списка типовых операций (рис. 5.52).
 |
Рис. 5.52. Справочник типовых операций |
Информация в данном окне представлена в иерархическом порядке. В левой части находится перечень групп типовых операций, а в правой — список операций, входящих в состав активной группы (она выделена слева). С помощью кнопки Ввести документ, расположенной в нижней части данного окна, вводится новый документ с привязкой к нему активной в правой части окна типовой операции.
Однотипные по сути операции объединяются в группы: операции, отражающие движение денежных средств по счету в банке (оплата поставщику, приход денежных средств от покупателя, уплата налогов и др.), целесообразно объединить в группу Банк; кассовые операции можно включить в состав Касса и т. п.
В нижней части окна в поле Описание приводится краткое описание типовой операции и ее суть (например, «Поступление товарно-материальных ценностей от поставщика с выделением суммы НДС»),
В следующих подразделах подробно описаны рекомендуемые группы типовых операций.
Банк
В группу Банк включим типовые операции, характеризующие движение денежных средств по расчетному счету в банке. По аналогии с данной группой пользователь может создать группу типовых операций Валютный банк.
Наиболее часто проводимыми банковскими операциями являются перечисление денежных средств поставщику за товары (работы, услуги), поступление денежных средств от покупателя, а также уплата налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Достаточно популярны также операции поступления наличных денег в кассу и из кассы на расчетный счет в банке, однако их целесообразнее отнести к группе Касса (см. ниже).
Типовая операция, отражающая перечисление денежных средств поставщику за полученные ТМЦ, подробно рассмотрена в разд. «Закупка материальных ценностей у поставщика» и «Учет основных средств». Наряду с бухгалтерской проводкой, отражающей перечисление денежных средств с расчетного счета, в состав данной операции рекомендуется включать проводку на сумму НДС, принимаемого к вычету. Если поставщику уплачивается аванс, то сумму НДС указывать не надо.
В состав типовой операции, предназначенной для отражения в бухгалтерском учете поступления от контрагента денежных средств на расчетный счет, входит, как правило, одна проводка. В ней дебетуется счет 51, а кредитуется или один из счетов, предназначенных для учета расчетов с контрагентами (60, 62, 76), или счет выручки от реализации (конкретный вариант зависит от учетной политики предприятия). Если по счетам, составляющим корреспонденцию проводки, ведется учет в разрезе суб конто, то в качестве способа заполнения указанных полей можно определить Заполняется значением параметра, указанным при вводе. Такой же способ заполнения рекомендуется установить для поля Сумма, выбрав при этом в качестве параметра значение Сумма.
При настройке типовых операций, отражающих перечисление денежных средств в бюджет, следует дебетовать счета по расчету с бюджетом (68.1, 68.2, 68.3 и др.), а кредитовать счет 51. Рекомендуемый способ заполнения ноля Сумма — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (при установленном параметре Сумма).
Касса
Среди наиболее популярных кассовых операций можно выделить следующие:
? оприходование полученных в банке наличных денежных средств;
? взнос денежных средств на расчетный счет из кассы;
? поступление наличных денежных средств от контрагента;
? расчет наличными с контрагентом;
? выплата подотчетных сумм из кассы и их погашение;
? выдача заработной платы.
Для отражения в бухгалтерском учете первых двух операций формируются типовые операции, отличающиеся только корреспонденцией счетов (для первой проводки — Дт 50, Кт 51, для второй — Дт 51, Кт 50). Способ заполнения полей, в которых указываются корреспондирующие счета — Заполняется значением, указанным
в шаблоне (при этом следует ввести конкретное значение поля). Если по счетам 50 и 51 учет ведется в разрезе субконто, то способ заполнения данных полей — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (при этом, как обычно, следует выбрать соответствующий параметр).
СОВЕТ
По счету 51 можно вести учет в разрезе субконто Банковские счета, а по счету 50 — в разрезе субконто Виды платежных средств (при этом значениями су'бконто будут, например, Наличные деньги и Денежныедокумен-ты) или Кассы предприятия (Касса сборочного цеха, Операционная касса и т. д.).
Типовые операции, отражающие поступление наличных денежных средств от контрагента и расчет с ним наличными, формируются по аналогии с соответствующими типовыми операциями, которые входят в группу Банк (см. выше), с той разницей, что вместо счета 51 в корреспонденции будет участвовать счет 50.
Для выдачи денежных средств под отчет рекомендуется сформировать типовую операцию следующим образом: Дт 71, Кт 50. При ведении учета по счету 71 в разрезе субконто Сотрудники в качестве способа заполнения поля Субконто Дт следует выбрать Заполняется значением параметра, указанным при вводе (при этом в качестве параметра установить Сотрудники). Для заполнения поля Сумма целесообразно выбрать Указывается при вводе или Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — Сумма).
Для отражения в бухгалтерском учете погашения подотчетных сумм типовая операция формируется так же, как для их выдачи, но с обратной корреспонденцией счетов (то есть Дт 50, Кт 71).
При формировании типовой операции, предназначенной для отражения в учете выдачи заработной платы, следует настроить корреспонденцию Дт 70, Кт 50. При этом рекомендуется вести учет по счету 70 в разрезе субконто Сотрудники.
Материалы и продукция
В данную группу типовых операций рекомендуется объединить операции, отражающие в бухгалтерском учете движение ТМЦ внутри предприятия и получение ценностей от внешних контрагентов (передачу ценностей внешним контрагентам). Остановимся на следующих операциях:
? поступление товарно-материальных ценностей от поставщика;
? реализация продукции покупателю;
? передача материалов в производство;
? выпуск готовой продукции.
В состав типовой операции, отражающей поступление ТМЦ от поставщика, следует включить две бухгалтерские проводки: первая предназначена для учета стоимости поступивших ценностей, а вторая — для учета суммы НДС по поступившим ценностям. Формирование и применение данной типовой операции описано в разд. «Закупка материальных ценностей у поставщика» и «Учет основных средств».
Для отражения в бухгалтерском учете процесса реализации ТМЦ на сторону следует в состав соответствующей типовой операции включить три проводки. Остановимся подробнее на каждой из них, условившись, что для счета 90 открыты следующие субсчета: 90.1 — Выручка, 90.2 — Себестоимость продаж, 90.3 — Налог на добавленную стоимость. Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость ведутся на счете 68.2.
Первая проводка формируется на общую сумму выручки от реализации. Корреспонденция счетов — Дт 62.1, Кт 90.1, причем по счету 62.1 учет ведется в разрезе субконто по контрагентам, а по счету 90.1 — по видам деятельности. Способ заполнения полей корреспонденции счетов — Заполняется значением, указанным в шаблоне (при этом следует ввести конкретные значения). Для заполнения полей Субконто Дт и Субконто Кт рекомендуется выбрать способ Заполняется значением параметра, указанным при вводе, при этом параметр для счета 62.1 — Покупатель, а для счета 90.1 — ВидДеятельности. Этот же способ заполнения применяется для поля Сумма (при установленном параметре Сумма).
Вторая проводка данной типовой операции предназначена для отражения суммы НДС по реализованным ТМЦ. При ее формировании установим следующую корреспонденцию счетов: Дт 90.3, Кт 68.2. Способ заполнения полей Дт и Кт — Заполняется значением, указанным в шаблоне (при этом следует ввести конкретные значения: 90.3 и 68.2). По счету 90.3 бухгалтерский учет ведется в разрезе субконто по видам деятельности; рекомендуемый способ заполнения поля Субконто Дт — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — ВидДеятельности). По счету 68.2 учет ведется без применения механизма субконто. Поле Сумма заполняется с использованием способа Вычисляется по формуле, при этом формула выглядит так: Сумма*20/120 (подразумевается, что ставка НДС-20%).
Третья проводка рассматриваемой типовой операции отражает списание себестоимости реализованных товарно-материальных ценностей. Ее корреспонденция выглядит следующим образом: Дт 90.2, Кт 43. При этом по счету 90.2 бухгалтерский учет ведется в разрезе субконто по видам деятельности, а по счету 43 — в разрезе субконто по номенклатуре. Способ заполнения полей Дт и Кт — Заполняется значением, указанным в шаблоне (с указанием конкретных значений). Поля Субконто Дт и Субконто Кт заполняются способом Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметры соответственно ВидДеятельности и Продукция). Отмечу, что по счету 43 предусмотрено ведение количественного учета. Способ заполнения поля Количество Кт — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр — Количество).
В завершение формирования данной операции присвоим полю Формула содержания операции значение "Продажа продукции покупателю"+Покупатель, а полю Формула суммы операции — Сумма.
Предприятиям, занимающимся производственной деятельностью, рекомендуется использовать типовую операцию, отражающую передачу материалов в производство. В состав данной операции входит одна проводка, характерной особенностью которой является то, что способы заполнения полей Дт и Кт различаются. Для заполнения поля Дт следует выбрать способ Заполняется значением, указанным в шаблоне и в качестве значения выбрать счет 20. Поле Кт заполняется способом Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — СчетУчета). Подобное заполнение данного поля обусловлено тем, что разные виды материалов в бухгалтерском учете учитываются на разных счетах (субсчетах): 10.1 — Сырье и материалы, 10.2 — Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, 10.3 — Запасные части, 10.4 — Прочие материалы и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ _
Подобные типовые операции можно сформировать и для отражения передачи материалов во вспомогательные производства. При этом дебетоваться может, например, счет21 (Полуфабрикатысобственного производства) или 23 (Вспомогательное производство).
Допустим, что по счету 20 учет ведется в разрезе субконто по статьям расходов, а по счетам учета материальных запасов — в разрезе субконто по номенклатуре. Способ заполнения полей Субконто Дт и Субконто Кт — Заполняется значением параметра, указанным при вводе. При этом в первом случае параметром является Статья-Расходов, а во втором — Материал.
По счетам учета материальных запасов обычно ведется количественный учет, поэтому в кредитовой части проводки следует определить порядок заполнения соответствующего поля. В данном случае способ заполнения поля Количество Кт — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — Количество).
При определении способа заполнения поля Сумма следует руководствоваться в первую очередь особенностями организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Однако в любом случае рекомендуется применять один из следующих способов: Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — Сумма) или Вычисляется по формуле (следует ввести соответствующую формулу).
Для заполнения поля Содержание в большинстве случаев удобно использовать способ Заполняется значением, указанным в шаблоне (значение при этом, например, Материалы переданы в производство). Допускается также применение способа Указывается при вводе — как правило, в случаях, когда в содержании бухгалтерской
проводки требуется указать конкретное наименование передаваемого в производство материала (например, Эмаль белая передана в производство).
Осталось определить значения полей Формула содержания операции и Формула суммы операции. Допустим, что содержание операции должно включать в себя название материала, передаваемого в производство. В данном случае значение поля Формула содержания операции рекомендуется сформировать следующим образом: "Передача в производство материала"+Материал. Сумма операции будет включать сумму сформированной нами проводки, поэтому значение поля Формула суммы операции определим так: Проводкаі.Сумма.
Типовую операцию, отражающую выпуск готовой продукции, также рекомендуется использовать в бухгалтерском учете производственных предприятий. В ее состав входит одна проводка: Дт 43, Кт 40. Способ заполнения полей Дт и Кт — Заполняется значением, указанным в шаблоне (следует указать конкретные значения). По счету 43 бухгалтерский учет ведется в разрезе субконто по номенклатуре, а по счету 40 субконто не используется. Способ заполнения поля Субконто Дт — Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — Продукция). По счету 43, как правило, ведется количественный учет. Поле Количество Дт заполняется способом Заполняется значением параметра, указанным при вводе (параметр при этом — Количество).
Для заполнения поля Сумма рекомендуется использовать способ Вычисляется по формуле. При этом формула будет выглядеть следующим образом: Количество*Стои-мость.
На завершающем этапе формирования типовой операции присвоим полю Формула содержания операции значение "Выпущена продукция"+Продукция, а полю Формула суммы операции — Проводкаі.Сумма.
Завершение месяца
По окончании каждого отчетного месяца работникам бухгалтерии необходимо выполнить однотипные действия, предшествующие завершению месяца в бухгалтерском учете. Рассмотрим типовые операции, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается списание общепроизводственных расходов по окончании месяца и определение финансового результата на конец месяца с отражением прибыли или убытка.
Типовая операция, отражающая списание общепроизводственных расходов, содержит одну бухгалтерскую проводку: Дт 20, Кт 25. Способ заполнения полей Дт и Кт — Заполняется значением, указанным в шаблоне (следует в обычном порядке задать конкретные значения). Предположим, что по счету 20 бухгалтерский учет ведется в разрезе субконто по статьям расходов, а по счету 25 субконто не используется. Поле Субконто Дт заполняется способом Заполняется значением, указанным в шаблоне (при этом следует ввести значение Общепроизводственные расходы).
Содержание раздела