d9e5a92d

Глава 9. Учет материалов

Материалы составляют основу готовой продукции, а также используются при выполнении работ и оказании услуг. Они относятся к оборотным средствам однократного использования и входят в состав производственных запасов организации.

По способу использования и назначения в производственном процессе различают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тару для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и прочие материалы.

Основным документом, регламентирующим порядок учета материалов в бухгалтерском учете, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01). Для целей налогового учета следует руководствоваться главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

§9.1. Учет поступления материалов

В программе "1С:Бухгалтерия 8.0" учет материалов ведется на счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов по видам:

• 10.01 "Сырье и материалы;

• 10.02 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие";

• 10.03 "Топливо";




• 10.04 "Тара и тарные материалы";

• 10.05 "Запасные части";

• 10.06 "Прочие материалы";

• 10.07 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

• 10.08 "Строительные материалы";

• 10.09 "Хозяйственный инвентарь и принадлежности";

• 10.10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

• 10.11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

Учет специальной оснастки и специальной одежды в эксплуатации ведется отдельно для каждого вида имущества на субсчетах второго порядка 10.11.1 "Специальная одежда в эксплуатации" и 10.11.1 "Специальная оснастка в эксплуатации".

Материалы, переданные в переработку на сторону, для целей налогового учета (по плану счетов налогового учета) учитываются по видам материалов на субсчетах второго порядка 10.07.1 "Сырье и материалы, переданные в переработку", 10.07.2 "Полуфабрикаты и покупные изделия, переданные в переработку" и 10.07.3 "Прочие материалы, переданные в переработку".

Все субсчета по отношению к балансу являются активными. Остатки материалов и их приход записываются по дебету счета, а расход и отпуск в производство — по кредиту.

Материалы, принятые на ответственное хранение, для целей бухгалтерского учета учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Давальческое сырье учитывается на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".

Аналитический учет материалов ведется в разрезе номенклатуры (справочник

"Номенклатура") в натуральном и денежном выражении.

Если это предусмотрено параметрами аналитического учета, то дополнительно ведется аналитический учет по местам хранения материалов (справочник "Склады (места хранения)").

По материалам, переданным в переработку, ведется учет по организациям (справочник "Контрагенты"), осуществляющим переработку.

По специальной одежде в эксплуатации учет ведется по партиям материалов (субконто "Партии материалов в эксплуатации") и работникам, в пользовании которых находится специальная одежда (субконто "Работники организации").

По специальной оснастке в эксплуатации учет ведется по партиям материалов (субконто "Партии материалов в эксплуатации") и подразделениям, в которых специальная оснастка эксплуатируется (субконто "Подразделения").

Поступление материалов может осуществляться в виде:

• приобретения у поставщика;

• приобретения подотчетными лицами;

• отходов производств и ликвидации основных средств;

• вклада в уставный (складочный) капитал;

• приобретения за пределами Российской Федерации с оплатой в иностранной валюте;

• безвозмездного получения.

Кроме того, материалы могут быть приняты на ответственное хранение или получены для

переработки в качестве давальческого

сырья.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете типичных операций по поступлению материалов показано в таблице (для упрощения субсчета на счете 10 "Материалы" не выделены): Операция Бухгалтерский учет Налоговый учет дебет Цкредит дебет кредит 1. Приобретение материалов у поставщика Оприходование материалов: стоимость материалов без НДС 10 60.01 10, вид учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.03 60.01 Не отражается
Транспортные расходы по доставке:
стоимость услуг без НДС 10 60.01 10, вид учета "НУ" ПВ
сумма НДС 19.03 60.01 Не отражается
2. Приобретение материалов через подотчетных лиц
а) Сумма НДС выделена в платежных документах отдельной строкой:
стоимость материалов без НДС 10 60.01 10, вид учета "НУ" ПВ
сумма НДС 19.03 60.01 Не отражается
оплата материалов 60.01 71.01 Не отражается
б) Сумма НДС не выделена в платежных документах отдельной строкой:
стоимость материалов с НДС 10 71.01 10, вид учета "НУ" ПВ
3. Оприходование отходов по цене возможной реализации
из производства 10 20 10, вид учета "НУ" 20.01.1, вид учета "НУ"
от ликвидации основных средств 10 91.01 10, вид учета "ПР" ПВ
ПВ 91.01.7, вид учета "НУ"
4. Вклад в уставный (складочный) капитал:
стоимость материалов в оценке, согласованной учредителями (участниками) организации 10 75.01 10, вид

учета "ПР"
ПВ
5. Приобретение материалов у иностранного поставщика
- стоимость материалов (по контрактной цене) 10 60.21 10, вид учета "НУ" ПВ
- сумма НДС, уплаченная таможенным органам 19.05 76.29 Не отражается
- таможенные пошлины 10 76.29 10, вид

учета "НУ"
ПВ
- стоимость прочих услуг без НДС 10 76.29 10, вид

учета "НУ"
ПВ
- сумма НДС 19.04 76.5 Не отражается
6. Материалы получены безвозмездно 10 98.02 91.01.7, вид учета "НУ";

91.01.7, вид учета "ВР" -сумма

предыдущей записи с

минусом
10, вид

учета "ПР"
ПВ
7. Материалы приняты на ответственное хранение 002 Не отражается
8. Оприходовано давальческое сырье 003 Не отражается
Согласно ПБУ 5/01 материалы отражаются в учете и отчетности по их фактической
себестоимости. Определение (признание) фактической себестоимости зависит от способа поступления материалов в организацию (табл. 4). Таблица 4

Признание фактической себестоимости запасов
Способ

поступления
Признание фактической себестоимости
Приобретение Сумма фактических затрат на приобретение, за исключением
за плату налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством)

Фактическими затратами могут быть:

суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации,

через которую приобретены МПЗ;

затраты по заготовке и доставке до места их использования, включая расходы по страхованию;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ
Изготовление Сумма фактических затрат, связанных с производством
силами организации данных запасов. Учет и формирование таких затрат осуществляются

в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции
Внесение в счет Денежная оценка, согласованная учредителями
вклада в уставный (участниками)
(складочный) организации, если иное не предусмотрено
капитал законодательством
организации Российской Федерации
По договору Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому
дарения

(безвозмездно)
учету
Получение по Стоимость товаров (ценностей), переданных или
договорам, подлежащих
предусматривающим передаче организацией, исходя из цены, по которой в
оплату сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет
неденежными стоимость
средствами аналогичных активов
Фактическая себестоимость складывается и рассчитывается, как правило, только по окончании отчетного месяца. Вместе с тем движение материалов (поступление, использование) обычно происходит систематически. Любое движение материалов оформляется первичными документами и отражается в бухгалтерском учете. Таким образом, возникает необходимость использования в текущем учете фиксированных цен. Их принято называть учетными ценами. За учетную цену может быть принята договорная или плановая цена материалов.

Договорная цена устанавливается в договорах на поставку, заключенных между организацией и поставщиком.

Плановая цена рассчитывается организацией исходя из договорных цен и планируемых сумм транспортно-заготовительных расходов (погрузка, хранение, доставка, разгрузка и т.д.) и прочих расходов (командировочные расходы по заготовлению, комиссионные вознаграждения, проценты за кредит и т.д.).

Фактическая себестоимость материалов, как правило, отличается от учетной цены, поскольку планируемые дополнительные расходы не совпадают с фактическими расходами.

В соответствии с п.2 ст.254 НК для целей налогового учета стоимость товарноматериальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Операции по поступлению в организацию материалов от поставщиков в программе регистрируются с помощью универсального документа "Поступление товаров и услуг". Сначала с документом работают на складе, где заполняют экранную форму, формируют приходный ордер, и документ записывают в информационную базу; затем в бухгалтерии, где проверяют правильность заполнения экранной формы, после чего документ проводят.

Технологию работы с документом "Поступление товаров и услуг" рассмотрим на следующем примере.

Пример

12 января на Склад 1 оприходовано 200 пог.м. ткани "Джерси" по цене 2360 руб. за погонный метр на общую сумму 472000 руб., в том числе НДС 72000 руб. и 100 п.м ткани "Атлас" по цене 1180 руб. за погонный метр на общую сумму 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб.

Материалы получены по накладной № 24 от ООО "ПромБытСнаб". К накладной приложен счет-фактура от 12.01.2005 г. № 16.

В списке документов этого вида (меню "Основная деятельность" ^ пункт "Покупка" ^ подпункт "Поступление товаров и услуг") открываем форму нового документа.

Документ вводим с датой поступления материалов - 12.01.2005. Устанавливаем флажок

"Отразить в налоговом учете".

В шапке документа также указываем:

• склад, на который поступили материалы, - Склад 1 (выбором из справочника "Склады (места хранения)");

• поставщика материалов - ПромБытСнаб (выбором из справочника "Контрагенты");

• основание расчетов с поставщиком - Накладная №24 от 12.01.2005 (выбором из справочника "Договоры");

На закладке "Товары" щелчком на пиктограмме -1 добавляем новую строку табличной части .

В табличной части в колонке "Товары" по кнопке ¦¦¦ открываем справочник "Номенклатура".

В правом окне делаем текущей группу "Сырье и материалы", через меню "Перейти" командной панели формы списка открываем форму списка регистра сведений "Счета учета номенклатуры" и добавляем в него запись со счетами по умолчанию для всех элементов группы (рис. 283). 200 пог.м. и цену за единицу (включая налог) - 2360 руб. Остальные колонки заполняются автоматически, включая счета бухгалтерского и налогового учета (значениями по умолчанию для группы, в которую входит материал).

Аналогично вводим данные для второй позиции накладной - Ткань "Атлас".

В результате форма приобретает вид, представленный на рис. 285.4, закрываем форму.

Оформленный приходный ордер вместе с документами поставщика передается в бухгалтерию. Здесь сверяется правильность заполнения экранной формы документа, щелчком на пиктограмме ^ документ проводится, после чего через поле "Ввести счет-

фактуру" открывается форма нового документа "Счет-фактура полученный". В документе приводятся сведения о номере и дате выписки счета-фактуры, предъявленного к оплате поставщиком, - № 16 от 12.01.2005. Этот документ также проводится.

При проведении документа "Поступление товаров и услуг" формируются четыре бухгалтерские проводки с кредита счета 60.01 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", объекты аналитического учета ПромБытСнаб (субконто 1) и "Накладная № 24 от 12.01.2005г" (субконто 2) в дебет счетов:

• 10.01 "Сырье и материалы", объекты аналитического учета Ткань Джерси (субконто 1) и Склад 1 (субконто 2) - на сумму 400000.00 руб. и объекты аналитического учета Ткань Атлас и Склад 1 - на сумму 100000.00 руб.;

• 19.03 "Налог на добавленную стоимость по приобретенных материальнопроизводственным запасам", объекты аналитического учета ПромБытСнаб (субконто 1) и Поступление товаров и услуг ТПК00006 от 12.01.2005 (субконто 2) - на сумму 72000.00 руб. и на сумму 18000.00 руб.

Одновременно при проведении этого документа формируются записи по отражению операции поступления материалов на счетах налогового учета - по одной записи для каждого наименования материалов по дебету счета 10.01, виду учета "НУ" и кредиту счета

ПВ.

Кроме того, по каждому наименованию материалов производятся записи в регистрах подсистемы учета НДС "НДС предъявленный" - на сумму налога к оплате по каждой позиции материалов (рис. 286) и "НДС расчеты с поставщиком" на общую сумму покупки с налогом (рис. 287).заготовительные), они включаются в фактическую себестоимость материалов. Для отражения этих расходов в бухгалтерском учете предназначен документ "Поступление доп. расходов". Документ может быть введен либо через форму списка (меню "Основная деятельность" ^ пункта "Покупка" ^ подпункт "Поступление доп. расходов") либо на основании документа "Поступление товаров и услуг" из формы списка документов этого вида.

Пример

Материалы, поступившие на склад 1, доставлены транспортной организацией ЗАО "АТП-17" в рамках договора № 44 от 20.10.2004. За оказанные услуги предъявлен счет на оплату № 23 от 12.01.2005 на сумму 2360 руб., в том числе НДС 360 руб. Для оплаты НДС предъявлен счет-фактура № 23 от 12.01.2005.

В списке документов "Поступление товаров и услуг" делаем текущей строку с реквизитами

документа поступления материалов, щелчком на пиктограмме ^ открываем перечень документов, которые могут быть введены на основании, в котором выбираем "Поступление доп. расходов" (рис. 288)."По сумме".

Щелчком на пиктограмме проводим документ, после чего через поле "Ввести счет-фактуру" вводим документ "Счет-фактура полученный".

В результате форма документа "Поступление доп. расходов" принимает вид, представленный на рис. 290. как расходы, формирующие себестоимость второго вида материала. Таким образом, себестоимость единицы запасов ткань "Джерси" составляет (400000 руб. + 1600 руб. ): 200 пог.м. = 2008 руб., а единицы запасов ткань "Атлас" - (100000 руб. + 400 руб.) : 100 пог.м = 1004 руб.

Сумма НДС, предъявленная к оплате транспортной организацией, учтена отдельной записью по дебету счета 19.04 "Налог на добавленную стоимость по услугам сторонних организаций".

В налоговом учете документ также формирует записи по распределению расходов на доставку между материалами (рис. 292).

на сумму налога к оплате, приходящуюся на каждую позицию материалов, в регистре накопления "НДС расчеты с поставщиком" - на общую сумму услуг по доставке материалов.

исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количества и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);

- путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости должен раскрываться в учетной политике организации.

Отпуск и расход материалов в учете отражается следующими записями: Операция Бухгалтерский учет Налоговый учет дебет кредит дебет кредит 1. Отпуск материалов в производство 20 10 20 10 2. Возврат из производства неиспользованных материалов 10 20 10 20 3. Отпуск материалов на нужды аппарата управления 26 10 26.01 10 4. Отпуск упаковочного материала в торговой организации 44.01 10 44.01 10 5. Отпущено на сторону (продано) 91.02 10 91.02.4 10 Операции по передаче материалов в производство в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" отражаются с помощью документа "Требование-накладная".

Сначала с документом работают в подразделении, которому требуются материалы. Здесь заполняется экранная форма в части запрашиваемого количества материалов, выписывается требование-накладная, документ сохраняется в информационной базе без проведения. При получении материалов кладовщик проставляет в требовании-накладной фактическое количество отпущенных со склада материалов, а первичный документ передает в бухгалтерию. Здесь ранее введенный документ "Требование-накладная" открывается, указывается фактически отпущенное количество материалов, после чего документ проводится.

Порядок работы с документом рассмотрим на следующем примере.

Пример

14 января в Цех №1, который занимается пошивом верхней одежды, со Склада 1 отпущено 100 пог.м. ткани "Джерси" и 50 пог.м. ткани "Атлас".

В списке документов этого вида (меню "Основная деятельность" ^ пункт "Производство" ^ подпункт "Требование-накладная") щелчком на пиктограмме -1 открываем экранную форму нового документа.

В шапке документа:

• вводим дату отпуска материалов в производство - 14.01.2005;

• устанавливаем флажок "Отразить в налоговом учете";

• из справочника "Склады (места хранения) выбираем склад, с которого отпускаются материалы, - Склад 1.

Указываем лицо, ответственное за совершение операции.

На закладке "Материалы" выбором из справочника "Номенклатура" перечисляем отпускаемые материалы, указываем их количество.

Колонки со счетами учета материалов заполняются автоматически значениями по умолчанию для группы, в которую они входят.

В результате форма принимает вид, представленный на рис. 294. в дебет счета 20.01.1 "Прямые расходы основного производства") по тем объектам аналитического учета, которые указаны в форме документа (рис. 296).

по средней стоимости). К моменту отпуска средняя себестоимость (стоимость) материала ткань "Джерси" составляет 2008 руб. за 1 пог.м. Отпущено 100 пог.м. Сумма проводки по бухгалтерскому и налоговому учету - 2008 руб. х 100 пог.м. = 200800 руб. Средняя себестоимость (стоимость) материала ткань "Атлас" составляет 1004 руб. Сумма проводки по бухгалтерскому налоговому учету - 1004 руб. х 50 пог.м. = 50200 руб.

Для регистрации операций по перемещению материалов из одного места хранения в другое применяется документ "Перемещение товаров" (меню "Основная деятельность" ^ пункт "Складские операции ^ подпункт "Перемещение товаров"). В экранной форме указывается склад-источник и склад-приемник, наименование и количество перемещаемых материалов. На рис. 297 приведен пример заполнения экранной формы на складское перемещение материалов, а на рис. 298 - бухгалтерские и налоговые проводки, формируемые при проведении документа.

переработчике и основании расчетов, передаваемые в переработку материалы и их количество, счета учета (рис. 299). на закладке "Спецодежда", для специальной оснастки - на закладке "Спецоснастка" табличной части экранной формы документа. на закладке "Спецодежда", специальной оснастки - на закладке "Спецоснастка". на закладке "Спецодежда", специальной оснастки - на закладке "Спецоснастка".

Если за время эксплуатации спецодежды и спецоснастки их стоимость полностью не погашена, то на закладке "Списание расходов" указывается способ списания остатка

стоимости. По умолчанию расходы списываются согласно шаблону, который использовался в период эксплуатации объекта (является частью описания элемента справочника "Назначения использования", "закрепленного" за объектом учета - элементом справочника "Номенклатура"). Если в этом есть необходимость, в поле "Способ списания" можно указать "В дебет счета, указанного в документе". В этом случае программа предлагает самостоятельно указать счета для списания непогашенной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете.

§9.3. Инвентаризация материалов

Организации обязаны проводить инвентаризацию материалов:

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме материальных ресурсов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи материалов;

• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

При инвентаризации материалов следует руководствоваться

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

(утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись материалов по форме № ИНВ-3 для собственных материалов и по форме № ИНВ-5 для материалов, принятых на ответственное хранение и в переработку. Складские операции в этот период не совершаются. Материально ответственное лицо в данной описи дает расписку о том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию. Затем комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного их пересчета с заполнением графы "Фактическое наличие".

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по форме № ИНВ-18 и оцениваются по фактической себестоимости.

В бухгалтерском учете материалы, оказавшиеся в излишке, подлежат зачислению на баланс по фактической себестоимости (в дебет счета 10 "Материалы" с кредита счета 91.01 "Прочие доходы"). Недостача ценностей списывается со счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По решению руководителя организации сумма недостач в пределах норм естественной убыли (если такие нормы установлены) относится на издержки производства (в дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей").

Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственные лица (в дебет субсчета 73.03 "Расчеты по возмещению материального ущерба" с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей").

В случае взыскания стоимости материалов с материально ответственных лиц по рыночным ценам, разница между фактической себестоимостью и рыночной ценой подлежит списанию на финансовые результаты. До взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98.04 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".

Потери материалов от стихийных бедствий относятся на финансовые результаты (в дебет счета 99.01 "Прибыли и убытки" с кредита счета 10 "Материалы").

В налоговом учете стоимость материалов при недостаче, если она не относится на материально-ответственное лицо, не учитывается для целей налогообложения, поэтому отражается на счете 91.02.7 по виду учета "ПР". Если недостача произошла в результате стихийного бедствия, то для целей налогового учета остаточная стоимость учитывается на счете 99.01 по виду учета "НУ".

Материалы, оказавшиеся в излишке, принимаются к налоговому учету по виду учета "ПР" (т.е. не учитываются для целей налогообложения). Вместе с тем, их фактическая стоимость формирует внереализационные доходы организации (п.20 ст.250 НК РФ) и отражается по кредиту счета 91.01.7 "Внереализационные доходы" плана счетов налогового учета, по виду учета "НУ".

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

Для оформления результатов инвентаризации материалов в программе "1С: Бухгалтерия 8.0" предназначен документ "Инвентаризация товаров на складе" (меню "Основная деятельность", пункт "Складские операции", подпункт "Инвентаризация товаров на складе").

Проведение документа в бухгалтерском и налоговом учете не отражается, однако по результатам инвентаризации возможно проведение следующих операций:

• принятие к учету материалов, по которым в результате инвентаризации выявлен излишек. Для этого необходимо использовать документ "Оприходование товаров";

• списание с учета материалов, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача. Для этого следует воспользоваться документом "Списание товаров".

• изменение местонахождения материалов, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача в одном месте хранения и излишек в другом. Для этого нужно использовать документ "Перемещение товаров".

Документ "Инвентаризация товаров на складе" формирует печатные формы инвентаризационной ведомости товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) и сличительной ведомости (форма № ИНВ-19).

Содержание раздела