d9e5a92d

Глава 7. Учет основных средств

В хозяйственной деятельности организаций особая роль принадлежит основным средствам.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах определены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01). Порядок организации бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 определяют Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н. На этих нормативных документах и построен учет основных средств в программе "1С:Бухгалтерия 8.0".

§7.1. Учет вложений в основные средства

Учет затрат, формирующих первоначальную стоимость объектов основных средств, в программе ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с использованием субсчетов 08.01 "Приобретение земельных участков", 08.02 "Приобретение объектов природопользования", 08.03 "Строительство объектов основных средств" и 08.04 "Приобретение отдельных объектов основных средств" (рис. 204). с помощью справочника "Статьи затрат".

Для выполнения минимальных требований нормативных документов по бухгалтерскому учету вложений во внеоборотные активы в справочнике "Статьи затрат" рекомендуется открыть группу "Вложения в основные средства" с элементами (рис. 205):

• строительные работы;

• реконструкция;

• буровые работы;

• монтаж оборудования;

• оборудование, требующее монтажа;

• оборудование, не требующее монтажа;

• инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство;

• проектно-изыскательские работы;

• прочие затраты по капитальным вложениям. Наименование - Код т Наименование Вид расходов Е-._1 Статьи затрат * _І 00002 Вложения в основные средства Вложения в осн — 00003 Ст р о ит е л ь н ы е р а 6 от ь і Прочие расходы - 00004 Реконструкция Прочие расходы - 00005 Буровые работы Прочие расходы ? - 0000G Монтаж оборудования Прочие расходы - 00007 Оборудование.требующее монтажа Прочие расходы - 00008 Оборудование, не требующее монтажа Прочие расходы - 00008 Инструменты и инвентарь, предусмотренные смета... Прочие расходы - 00010 Проектно-изыскательские работы Прочие расходы [771 - 00011 Прочие затраты по капитальным вложениям Прочие расходы < >
Статьи затрат
Действия - -з _J 1=; ^ ^ =: ¦^1 1Q Jf’' ІС1 Перейти’' ?
Рис. 205. Статьи аналитического учета затрат на строительство

Для целей подсистемы учета НДС на счете 08.03 дополнительно ведется аналитический учет по способу строительства: "Подрядный" или "Хозспособ".

Иначе построен аналитический учет затрат на приобретение отдельных объектов основных средств. На субсчете 08.04 для аналитического учета используется справочник "Номенклатура", при этом учет ведется не только в стоимостных, но и в натуральных показателях. Кроме того, на этом субсчете может быть открыт (как это иллюстрирует рис. 204) аналитический учет по местам хранения (справочник "Склады (места хранения)"), либо только в натуральном выражении, либо дополнительно в стоимостном выражении. Выбор модели учета производится в форме обработки "Настройка параметров учета". При этом следует иметь в виду, что учет по местам хранения автоматически вводится одновременно на всех счетах, где аналитический учет ведется с использованием справочника "Номенклатура" (10 "Материалы", 43 "Товары" и т.д.). Также следует учитывать, что при отключении складского учета все данные аналитического учета по этому разрезу будут потеряны.

Стоимость оборудования, требующего монтажа, до передачи его в монтаж учитывается на счете 07 "Оборудование к установке". Аналитический учет по счету ведется аналогично учету вложений в отдельные объекты основных средств: с использованием справочников "Номенклатура" и "Склады (места хранения)".

Для отражения операций с основными средствами в конфигурации имеется широкий спектр документов. С их помощью отражается:

• поступление оборудования, требующего монтажа, и передача его в монтаж;

• приобретение отдельных объектов, не требующих монтажа;

• выполнение строительно-монтажных работ;

• принятие объектов основных средств к бухгалтерскому и налоговому учету;

• перемещение основных средств внутри организации;

• модернизация основных средств;

• списание или выбытие основных средств с баланса организации.

Прежде всего, рассмотрим основные операции по формированию первоначальной стоимости основных средств. Операция Бухгалтерский учет Налоговый учет по налогу на прибыль дебет Цкредит дебет Цкредит 1. Приобретение отдельных объектов основных средств 1.1 Оборудование не требует монтажа а) оприходование оборудования: стоимость оборудования без НДС 08.04 60.01 08.04, вид

учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.01 60.01 не отражается б) принятие объекта к учету 01.01 08.04 01.01, вид

учета "НУ" 08.04, вид учета "НУ" 1.2. Оборудование требует монтажа а) оприходование оборудования: стоимость оборудования без НДС 07 60.01 07, вид

учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.01 60.01 не отражается б) передача оборудования в монтаж 08.03 07 08.03, вид учета "НУ" 07, вид

учета "НУ" в) приняты к оплате монтажные работы: стоимость монтажных работ без НД 08.03 60.01 08.03, вид учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.08 60.01 не отражается г) принятие объекта к учету 01.01 08.03 01.01, вид

учета "НУ" 08.03, вид учета "НУ" 2. Строительство объекта подрядным способом а) приняты к оплате сданные подрядчиком работы: стоимость работ без НДС 08.03 60.01 08.03, вид учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.08 60.01 не отражается б) оприходовано оборудование для монтажа: стоимость оборудования без НДС 07 60.01 07, вид учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.01 60.01 не отражается в) оборудование передано в монтаж 08.03 07 08.03, вид учета "НУ" 07, вид учета "НУ" г) приняты к оплате монтажные работы: стоимость монтажных работ 08.03 60.01 08.03, вид учета "НУ" ПВ сумма НДС 19.08 60.01 не отражается д) принятие к учету объекта, законченного строительством 01.01 08.03 01.01, вид

учета "НУ" 08.03, вид учета "НУ" 3. Строительство объекта хозяйственным способом
а) оприходованы строительные материалы:
Стоимость материалов без НДС 10.08 60.01 10.08, вид

учета "НУ"
ПВ
сумма НДС 19.08 60.01 не отражается
б) списаны материалы на строительные работы 08.03 10.08 08.03, вид учета "НУ" 10.08, вид учета "НУ"
в) оприходовано оборудование для монтажа:
- стоимость оборудования без НДС 07 60.01 07, вид

учета "НУ"
ПВ
- сумма НДС 19.01 60.01 не отражается
г) оборудование передано в монтаж 08.03 07 08.03, вид учета "НУ" 07, вид учета "НУ"
д) начислена заработная плата с отчислениями на выполненные строительные и монтажные работы 08.03 70, 69 и др. 08.03, вид учета "НУ" 70,69 и

др., вид

учета "НУ"
е) принятие к учету объекта, законченного строительством 01.01 08.03 01.01, вид

учета "НУ"
08.03, вид учета "НУ"
ж) начислен НДС от объема капитальных вложений 19.08 68.02 не отражается
Для отражения в программе операций поступления в организацию основных средств, как требующих, так и не требующих монтажа, предназначен универсальный документ "Поступление товаров, услуг". Сначала с этим документом работают на складе, где заполняют экранную форму, на бумажный носитель выводят приходный ордер, а документ просто записывают в информационную базу; затем - в бухгалтерии, где проверяют правильность заполнения реквизитов, после чего документ проводят (формируют записи на счетах учета).

Пример

14 января по накладной № 12 от ООО "КомпьюЛинк" получен персональный компьютер Pentium IV стоимостью 23600 руб., в том числе НДС 3600 руб. К документам поставщика приложен счет-фактура № 20 от 14.01.2005г. Компьютер оприходован на Общий склад по приходному ордеру № 1. Задолженность подлежит погашению до 20 января.

Отражение этой операции в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" производится следующим образом.

В списке документов "Поступление товаров и услуг" (меню "Основанная деятельность" ^ пункт "Покупка" ^ подпункт "Поступление товаров и услуг") клавишей <Ins> открываем форму нового документа (рис. 206). по кнопке ЕО.

Для рассматриваемого примера датой создания документа является дата оприходования основного средства на склад организации -14.01.2005.

Реквизиты склада указываем в поле "Склад" выбором из справочника "Склады (места хранения)" (рис. 207). 1 и стоимость за единицу - 23600.00 руб. Остальные графы заполняются автоматически. В результате экранная форма приобретает вид, представленный на рис. 213.

Переходим на закладку "Дополнительно" и указываем здесь реквизиты приходного ордера - 1 от 14.01.2005, а также лица, ответственного за операцию (рис. 214).фактуре поставщика Сохраняем документ в информационной базе и формируем приходный ордер по форме №М-4, после чего закрываем форму.

Работу с документом продолжаем в бухгалтерии. Открываем документ и проводим его щелчком на пиктограмме 4 командной панели, после чего в поле "Ввести счет-фактуру" открываем и заполняем форму нового документа "Счет-фактура полученный" (рис. 215). Этот документ также проводим.] Щ ІЙ Щт ! С1 ?
Регистратор Объект Счет-фактура Вид ценности НДС Событие Дата события
+ Поступлени... Компьютер Реп... Поступление товаров... ОС 3 600,00 14.01.2005 0:0С
б)
фактура Счмма І'рчб.'І
+ Поступление... 14.01.2005 0:00:... КомпьюЛинк Накладная №12... Поступление товаров ... 23 600
г)

Рис. 217. Движения документа по регистрам подсистемы учета НДС

Первоначальную стоимость инвентарного объекта формируют также прочие затраты, связанные с его приобретением. Такие затраты отражаются документом "Поступление дополнительных расходов".

Пример 2

Покупка компьютера осуществлена при информационном посредничестве ООО "Вереск". На стоимость услуг в размере 2360 руб., в том числе НДС (18%) 360 руб. оформлен акт № 1 от 14.01.2005, на оплату НДС предъявлен счет-фактура № 18 от 14 января 2005 г.

Регистрация этой операции в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" производится следующим образом.

В списке документов "Поступление доп. расходов" (меню "Основанная деятельность" ^ пункт "Покупка" ^ подпункт "Поступление доп. расходов") клавишей <Ins> открываем форму нового документа (рис. 218). по кнопке

Для рассматриваемого примера датой создания документа является дата оказания услуг и предъявления расчетных документов -14.01.2005.

В шапке формы документа устанавливаем флажок "Отразить в налоговом учете". Указываем: в поле "Сумма расхода" - стоимость услуг - 2360 руб., в поле "Ставка НДС" -ставку, по которой был исчислен налог на добавленную стоимость - 18%, в поле "Содержание" - сведения о расходе - Консультационные услуги.

Поля "Контрагент" и "Договор" заполняем таким же образом, что и в документе "Поступление товаров и услуг" - выбором элементов из справочников "Контрагенты" и "Договоры".

В общем случае расходы могут относиться не к одному объекту, а к группе объектов. Значение реквизита "Способ распределения" определяет, как общую сумму расхода необходимо поделить между отдельными объектами. Для рассматриваемого примера можно указать любое значение, например "По сумме".

Табличную часть закладки "Товары" заполняем в автоматическом режиме. Для этого в меню "Заполнить" командной панели выбираем пункт "Заполнить по поступлению" и в дополнительном окне двойным щелчком выбираем документ поступления. Результат заполнения представлен на рис. 219.фактуру" вводим документ с реквизитами счета-фактуры поставщика, который также проводим.

Как и в предыдущем примере, при проведении документа "Поступление доп. расходов" формируются записи в регистрах бухгалтерии (рис. 220), а также в регистрах накопления подсистемы учета НДС (рис. 221).

14 и сохраняют документ в информационной базе. После приема оборудования документы поставщика вместе с актом по форме № ОС-14 передают в бухгалтерию, где проверяют правильность заполнения реквизитов экранной формы документа "Поступление товаров и услуг", после чего проводят документ.

М" получено оборудование для швейного производства:

- швейная машина стоимостью 35400 руб.;

- опора под швейную машину стоимостью 4720 руб.;

- арматура для монтажа стоимостью 1180 руб.

К документам поставщика приложен счет-фактура № 28 от 14.01.2005.

Оборудование оприходовано по приходному ордеру № 2.

В списке документов "Поступление товаров и услуг" (меню "Основанная деятельность" ^ пункт "Покупка" ^ подпункт "Поступление товаров и услуг") по клавише <Ins> открываем форму нового документа.

Заполняем шапку формы документа, где указываем:

• дату принятия оборудования к учету - 14.01.2005;

• склад, на который поступило оборудование - Общий склад (выбором из справочника "Склады (места хранения)";

• сведения о поставщике - Прогресс-М (выбором из справочника "Контрагенты");

• сведения об основании расчетов - Накладная № 17 от 14.01.2005 (выбором из справочника "Договоры").

Устанавливаем флажок "Отразить в налоговом учете".

Для дальнейшего заполнения формы выбираем операцию "Оборудование".

Сведения о поступившем оборудовании в справочнике "Номенклатура" заносим в группу "Оборудование к установке" (создается автоматически при начальном заполнении информационной базы). Это позволяет для всех поступлений оборудования, требующего монтажа, использовать одни и те же счета по умолчанию (рис. 222).4, после чего закрываем форму.

После оформления акт вместе с документами поставщика передаем в бухгалтерию, где продолжаем работу с документом.

Открываем документ, проводим его щелчком на пиктограмме ^ командной панели, после чего в поле "Ввести счет-фактуру" открываем и заполняем форму нового документа "Счет-фактура полученный", где указываем реквизиты счета-фактуры поставщика оборудования. Этот документ также проводим.М П оступ ление товаро... Общий склад Накладная N-17 от 1... Т оргово-производст... Поступлениетоваро... Дт

Кт 14.01.2005 0:00... 2

Поступлениетоваро...

Т оргово-производст... 1Э.01 Прогресс-М

Поступлениетоваро... 60.01 Прогресс-М

Накладная N-17 от 1... Поступлениетоваро... Дт

Кт 14.01.2005 0:00... 3

Поступлениетоваро...

Т оргово-производст... 07 Опора под швейную ... Общий склад 1,000 60.01 Прогресс-М

Накладная N-17 от 1... Поступлениетоваро... Дт

Кт 14.01.2005 0:00... 4

Поступлениетоваро...

Т оргово-производст... 1Э.01 Прогресс-М

Поступлениетоваро... 60.01 Прогресс-М

Накладная N-17 от 1... Поступлениетоваро... Дт

Кт 14.01.2005 0:00... 5

Поступлениетоваро...

Т оргово-производст... 07 Арматура для монта... Общий склад 1,000 60.01 Прогресс-М

Накладная N-17 от 1... Поступлениетоваро... Дт

Кт 14.01.2005 0:00... G

Поступлениетоваро...

Т оргово-производст... 19.01 Прогресс-М

Поступлениетоваро... 60.01 Прогресс-М

Накладная N-17 от 1... Поступлениетоваро...
на стоимость покупки без налога, вторая -

в дебет счета 19.01 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" - на сумму предъявленного к оплате НДС, в корреспонденции по счетом 60.01 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Это те счета, которые были указаны в форме документа на закладках "Оборудование" (счета дебета проводки) и "Счета учета

расчетов" (счет кредита проводки).

В налоговом учете по каждой строке формируется по одной записи: по дебету счета 07 "Оборудование" и кредиту вспомогательного счета ПВ "Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав" - на стоимость покупки без налога.

Кроме того, при проведении документа также производятся движения в регистрах накопления подсистемы учета НДС, аналогичные тем, которые осуществляются при проведении документа по операции оприходования отдельных объектов основных средств.

Принятое к учету оборудование списывается со счета 07 "Оборудование к установке" по мере передачи оборудования в монтаж.

Для отражения операций по передаче оборудования в монтаж предназначен документ "Передача оборудования в монтаж". Сначала с документом работают на складе: заполняют экранную форму, на бумажный носитель выводят акт по форме № ОС-15, записывают документ в информационную базу. После фактической передачи оборудования акт передают в бухгалтерию, где документ проверяют на правильность заполнения и проводят.

Пример

19 января оборудование, полученное 14.01.2005, передано ЗАО "ШвейнМонтаж" для выполнения его монтажа.

Рассмотрим порядок отражения этой операции в программе "1С:Бухгалтерия 8.0".

В списке документов "Передача оборудования в монтаж" (меню "ОС и НМА" ^ пункт "Передача оборудования в монтаж") щелчком на пиктограмме -1 открываем форму нового документа (рис. 226).

Сначала заполняем шапку формы документа.

В поле даты документа указываем дату передачи оборудования в монтаж - 19.01.2005. Устанавливаем флажок "Отражать в налоговом учете".

В реквизите "Склад" указываем место хранения оборудования до его передачи в монтаж -Общий склад.

По правилам бухгалтерского учета, первоначальная стоимость объектов основных средств, требующих монтажа, формируется на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств". Указываем его в поле "Счет БУ".

Аналитический учет по счету 08.03 ведется по объектам вложений (линейный справочник "Объекты строительства") в разрезе статей затрат (справочник "Статьи затрат").

Для рассматриваемого примера расходы, списываемые со счета 07, будут формировать стоимость объекта Швейная машина и учитываться по статье Оборудование, требующее монтажа.передаче оборудования в монтаж по форме №ОС-15,

после чего закрываем форму.

После оформления акт передают в бухгалтерию. Здесь документ проверяют на правильность заполнения и проводят. При проведении автоматически формируются бухгалтерские и налоговые проводки с кредита счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08.03 "Строительство объектов основных средств".

Кроме того, при проведении документа производятся движения в регистрах накопления подсистемы НДС "НДС по партиям товаров" и "НДС по ОС, НМА" (рис. 228). Гг Список НДС по партиям запасов

Действия ¦
Регистратор Номенклатура Партия Вид ценности Количество Сумма НДС
- Передача о... Швейная машина Поступление товаров и услуг ТПКОО... ОС 1,000 5 400,
- Передача о... Опора под швейную м... Поступление товаров и услуг ТПКОО... ОС 1,000 720,
- Передача о... Арматура для монтажа Поступление товаров и услуг ТПКОО... ОС 1,000 180,
Гг НДС по ОС, НМА
Действият [¦**] ^!1 Мт ^ ІФ ?
Регистратор Объект Состояние Счет-Фактура Вид цен...
+ Передача обо... Швейная машина Ожидается принятие к учету ОС Поступление т... ОС
+ Передача обо... Швейная машина Ожидается принятие к учету объекта строительства Поступление т... ОС
+ Передача обо... Опора под швейн... Ожидается принятие к учету ОС Поступление т... ОС
+ Передача обо... Арматура для мо... Ожидается принятие к учету ОС Поступление т... ОС
Рис. 228. Движения документа в регистрах подсистемы учета НДС

В первом регистре накопления производится движение по списанию сумм НДС, числящихся на каждой переданной в монтаж единицей оборудования. Во втором регистре производятся записи по сторнированию сумм налога с состоянием "Ожидается принятие к учету ОС" по каждому наименованию переданного в монтаж оборудования и вводится новая запись на общую сумму "переданного" налога с состоянием "Ожидается принятие к учету объекта строительства".

Затраты по монтажу оборудования силами сторонних организаций отражают универсальным документом конфигурации "Поступление товаров и услуг" с операцией "Объекты строительства".

Пример

21 января с ЗАО "ШвейнМонтаж" подписан акт о завершении работ по монтажу швейной машины. Стоимость услуг составила 5000 руб., сумма НДС - 900 руб. Исполнитель предъявил счет-фактуру № 24, датированную 21.01.2005г.

На рис. 229 приведен пример заполнения экранной формы документа "Поступление товаров и услуг" для регистрации в информационной базе этой хозяйственной операции.изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;

• предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути;

• капитальные и финансовые вложения.

Основные средства организации разнообразны по составу и назначению.

К основным средствам относятся:

• здания;

• сооружения;

• рабочие и силовые машины и оборудование;

• измерительные и регулирующие приборы и устройства;

• вычислительная техника;

• транспортные средства;

• инструмент;

• производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

• рабочий, продуктивный и племенной скот;

• многолетние насаждения;

• внутрихозяйственные дороги;

• прочие основные средства.

В составе основных средств учитываются также:

• капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);

• капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

• земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Различают несколько видов оценки основных средств: первоначальная, текущая, восстановительная и остаточная.

Актив, принятый к бухгалтерскому учету в качестве инвентарного объекта основных средств, оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость представляет собой сумму денежных средств или их эквивалентов, уплаченных за приобретение или затраченных на создание объекта основных средств (табл. 2).

Признание первоначальной стоимости для различных способов поступления основных средств в организацию

Таблица 2
Способ

поступления
Признание первоначальной стоимости
Приобретение за плату, сооружение и изготовление Сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,

установленных действующим законодательством)
Фактическими затратами являются*:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением

(получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования;
общехозяйственные и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением,

сооружением и изготовлением объекта основных средств, в частности начисленные до принятия объекта основных средств

к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта
Внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования
Получение по договору дарения (безвозмездно) Текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету

Фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования
Приобретение по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей)
Фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования
* Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

Принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету в программе отражается с помощью документа "Принятие к учету ОС". С документом работают дважды. На первом этапе в экранной форме заполняют реквизиты, которые необходимы для подготовки акта о приеме-передаче, на бумажный носитель выводят акт по установленной форме (№№ ОС-1, ОС-1а или ОС-1б), документ записывают в информационную базу.

После оформления и утверждения акта с документом работают второй раз. Для этого вновь отрывают его экранную форму, заполняют недостающие реквизиты, документ проводят, а на объект открывают инвентарную карточку по соответствующей унифицированной форме (№ ОС-6 или № ОС-6а).

Синтетический учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства", к которому в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" открыты субсчета 01.01 "Основные средства в организации" и 01.09 "Выбытие основных средств". Для организации аналитического учета по отдельным инвентарным объектам используется справочник "Основные средства"

Порядок заполнения экранной формы документа "Принятие к учету ОС" рассмотрим на примерах.

Пример 1

21 января компьютер Pentium IV введен в эксплуатацию. Согласно акту о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 объект передан в эксплуатацию в подразделение "Бухгалтерия", ответственной за сохранность назначена бухгалтер Панасюк М.П., срок полезного использования объекта составляет 4 года, способ начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета - линейный.

Открываем список документов "Принятие к учету ОС" (меню "ОС и НМА" ^ пункт "Принятие к учету ОС") и щелчком на пиктограмме открываем форму нового документа (рис. 230).

По умолчанию форма документа открывается с видом операции "Оборудование", что подразумевает принятие к учету объектов, первоначальная стоимость которых сформирована на счете 08.04 "Приобретение отдельных объектов основных средств".Г Способы отражения расходов по аморгиза

Действият |_4 Ш Щ [?]

— Выбрать Действият

Амортизация U U в бухгалтерии

Н аименованне:

Наименование

Организация

Т оргово-производственная компания

Амортизация НМД в бухгалтерии

Амортизация ОС в администрации

IJUUU4

Способы

Амортизация ОС в бухгалтерии

Вид аналитики

Счет затрат

HiHdJ И МГ-.d

Вид суб к о і-т о 2 (НУ)

Счет затрат [НУ] 26.02

Вид субконто 3 [НУ]

В ид с у б к о і-т о 1 [НУ]

П одразделения

Амортизация IJ С

Бухгалтерия

Статьи затрат

П одразделения

Статьи затрат

Бухгалтерия

Амортизация ОС

Комментарий:

Рис. 235. Выбор отражения начисленной амортизации в учете

В поле "Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости" по кнопке ¦¦¦ открываем одноименный справочник, добавляем в него новый элемент (рис. 235) для отнесения всей начисленной амортизации с коэффициентом 1 на счет 26 "Общехозяйственные расходы", объекты аналитического учета Бухгалтерия (субконто 1) и Амортизация ОС (субконто 2) и выбираем его для регистрируемой хозяйственной операции. Бухгалтерия (выбором из справочника "Подразделения");

• лицо, ответственное за сохранность объекта, - Панасюк Маргарита Викторовна (выбором из справочника "Физические лица");

• способ поступления в организацию - Приобретение за плату;

• счет принятия к учету - 01.01;

• порядок погашения стоимости - Начисление амортизации;

• счет учета амортизации - 02.01;

• признак начисления амортизации (флажок "Начислять амортизацию");

• способ начисления амортизации - Линейный;

• срок полезного использования - 48 мес.

На закладке "Налоговый учет" (рис. 237) приводим данные для начисления амортизации для целей налогового учета по налогу на прибыль организаций.

Документ записываем, формируем и выводим на бумажный носитель акт по форме № ОС-1 и после его утверждения руководителем проводим документ щелчком на пиктограмме 3 командной панели. в регистре "Первоначальные сведения ОС (налог. учет)". При проведении документа в этих регистрах производится запись для объекта основных средств Компьютер Pentium IV (рис. 240).

передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 объект передан в эксплуатацию в подразделение "Цех № 1", ответственным за сохранность назначен оператор Суворин А.П., срок полезного использования объекта составляет 5 лет, способ начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета -линейный.

В списке документов "Принятие к учету ОС" щелчком на пиктограмме -¦ открываем форму нового документа.

В шапке формы указываем дату принятия объекта к учету и лицо, ответственное за совершение операции. Устанавливаем флажок "Отражать в налоговом учете".

В меню "Операции" командной панели выбираем пункт "Объекты строительства".

На закладке "Основные средства" в реквизите "Объект" с помощью кнопки ¦¦¦ открываем справочник "Объекты строительства".

В этом справочнике двойным щелчком мыши выбираем объект аналитического учета по счету 08.03 "Строительство объектов основных средств" - Швейная машина (рис. 242).

По кнопке "Рассчитать суммы" получаем информацию о сумме вложений в этот объект (рис. 243).

Добавляем в табличную часть новую строку. В колонке "Основное средство" по кнопке ¦¦¦ открываем справочник "Основные средства" и новый объект Швейная машина добавляем сначала в список объектов основных средств, а затем двойным щелчком в строку табличной части документа.Фактура - Принятие к учет... Швейная машина Ожидается принятие к учету объекта строительства Поступление т< - Принятие к учет... Швейная машина Ожидается принятие к учету объекта строительства Поступление т< + Принятие к учет... Швейная машина Ожидается ввод в эксплуатацию Поступление т< + Принятие к учет... Швейная машина Ожидается ввод в эксплуатацию Поступление т< - Принятие к учет... Швейная машина Ожидается ввод в эксплуатацию Поступление т< - Принятие к учет... Швейная машина Ожидается ввод в эксплуатацию Поступление т< Рис. 246. Учет ввода в эксплуатацию объекта ОС в подсистеме НДС

Документом "Принятие к учету ОС" можно принять к бухгалтерскому учету сразу группу объектов основных средств. Это допускается в тех случаях, когда объекты имеют одинаковую стоимость, а их ввод в эксплуатацию оформляется одним актом по форме № ОС-1б.

Пример 3

24 января на Общий склад оприходованы 3 калькулятора по цене

1180 руб. за единицу. 26 января калькуляторы переданы в эксплуатацию в

подразделение "Бухгалтерия".

Особенность состоит в порядке заполнения табличной части

(рис. 247). В соответствии с ПБУ 6/01 каждый калькулятор подлежит учету как отдельный инвентарный объект основных средств. Поэтому в справочнике "Основные средства" каждый калькулятор описывается как отдельный элемент с уникальным инвентарным номером. 01.01 (калькуляторы будут числиться на балансе до их фактического выбытия) и порядок погашения первоначальной стоимости - Списание при принятии к учету (рис. 249). единовременное списание стоимости объекта на расходы организации со счета 01.01;

• по одной налоговой проводке: списание стоимости объекта на расходы организации со счета 08.04.

период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения ее уставных целей. Срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому, а также налоговому учету.

Для целей бухгалтерского учета определение срока полезного использования объекта основных средств, когда он отсутствует в технических условиях или не установлен в централизованном порядке, производится исходя из:

• предполагаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

• ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы плановопредупредительного ремонта всех видов;

• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В соответствии со ст. 258 НК РФ для целей налогового учета срок полезного использования определяется организацией самостоятельно с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации, организацией пересматривается срок его полезного использования.

Начисление амортизации по группе однородных объектов основных средств для целей бухгалтерского учета производится одним из следующих способов:

• линейный способ;

• способ уменьшаемого остатка;

• способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из перечисленных способов производится в течение всего срока полезного использования объектов.

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример

Срок полезного использования объекта составляет 8 лет, первоначальная стоимость объекта — 18000 руб. Годовая норма амортизации составит 12.5 % (100:8 =12.5). Годовая сумма отчислений — 2250 руб. По годам использования объекта в течение 8 лет амортизационные отчисления распределяются равномерно по 2250 руб.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.

Пример

По объекту основных средств применяется коэффициент ускорения 2. Для исходных данных предыдущего примера годовая норма амортизации с учетом ускорения будет равна 25 процентов (100:8 х 2), а амортизационные отчисления по годам распределяться в следующем порядке: Год

использования Остаточная стоимость объекта, руб. Годовая норма

амортизации с учетом коэффициента ускорения,% Сумма

амортизации,

руб. 1-й 18000 25.0 4500 2-й 13500 25.0 3375 3-й 10125 25.0 2531 4-й 7594 25.0 1899 5-й 5695 25.0 1424 6-й 4271 25.0 1068 7-й 3203 25.0 801 8-й 2402 2402 руб. 2402 Итого: 18000 При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае переоценки) объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока его службы.

Пример

Для исходных данных предыдущего примера сумма чисел лет срока полезного использования объекта составляет 8+7+6+5+4+3+2+1=36. Амортизационные отчисления по годам составят:

1- й: 18000 х (8:36) = 4000

2- й: 18000 х (7:36) = 3500

3- й: 18000 х (6:36) = 3000

4- й : 18000 х (5:36) = 2500

5- й: 18000 х (4:36) = 2000

6- й: 18000 х (3:36) = 1500

7- й: 18000 х (2:36) = 1000;

8- й: 18000 х (1:36) = 500 Итого: 18000.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.

Пример

В апреле отчетного года принят к бухгалтерскому учету объект основных средств первоначальной стоимостью 24000 руб. Срок полезного использования 4 года (48 мес.). Амортизация начисляется линейным способом.

Годовая сумма амортизационных отчислений в первый отчетный год использования составит (24000 х 8:48) = 4000 руб.

В аналогичном порядке производится определение годовой суммы амортизационных отчислений в случае изменения в отчетном периоде первоначальной стоимости объекта.

Пример

Первоначальная стоимость объекта основных средств со сроком полезного использования 48 месяцев на начало отчетного года составляет 24000 руб. (объект введен в эксплуатацию в декабре прошлого года). В марте отчетного года в результате дооборудования объекта первоначальная стоимость увеличилась на 12000 руб.

Годовая сумма амортизационных отчислений в отчетном году составляет (24000 х 3:48) + (36000 - 1500) х 9 : (48-3) = 8100 руб.

При этом в январе-марте сумма ежемесячной амортизации составляет 500 руб., в апреле-декабре -766,67 руб.

В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример

Объект основных средств за весь срок полезного использования, исходя из проектной производительности, способен произвести 10000 ед. продукции. Тогда на единицу продукции амортизационные отчисления составят 18000:10000=1 руб. 80 коп. Если за месяц будет произведено, например, 10 ед. продукции, то сумма амортизационных отчислений составит 18 руб.

Начисление амортизационных отчислений начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и продолжается до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, если продолжительность восстановления превышает 12 месяцев.

Для целей налогового учета амортизация начисляется одним из следующих методов:

1) линейным методом;

2) нелинейным методом.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно. При этом амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Налогоплательщик самостоятельно определяет метод начисления амортизации. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы. По ним налогоплательщик может применять только линейный метод. Также следует учитывать, что выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = [1/n] х 100%,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Пример

Срок полезного использования объекта амортизируемого имущества составляет 8 лет (96 месяцев). Норма амортизации по данному объекту составляет 1/96 х 100% = 1,0417%. Если первоначальная стоимость объекта составляет 18000 руб., то сумма ежемесячной амортизации при линейном методе составляет 187,50 руб. или по 2250 руб. за каждый год эксплуатации.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется по формуле:

K=[2/n] x 100%,

где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Пример

Срок полезного использования объекта амортизируемого имущества составляет 8 лет (96 месяцев). Норма амортизации по данному объекту составляет 2/96 х 100% = 2,0833%. Если первоначальная стоимость объекта составляет 18000 руб., то сумма ежемесячной амортизации при нелинейном методе составляет. Месяц начисления

амортизации Остаточная стоимость

объекта, руб. Сумма амортизации, руб. 1-й 18000,00 375,00 2-й 17625,00 367,19 3-й 17257,81 359,54 4-й 16898,27 352,05 5-й 16546,22 344,71 6-й 16201,51 337,53 7-й 15863,98 330,50 При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1) остаточная стоимость объекта в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Пример

Пусть базовая стоимость объекта амортизируемого имущества составляет 3560 руб., оставшийся срок полезного использования -

40 месяцев. Сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта составляет 3560: 40 = 89 руб.

Для обобщения информации о суммах амортизации по объектам основных средств в программе "1С: Бухгалтерия 8.0" для целей бухгалтерского и налогового учета используется счет 02 "Амортизация основных средств", субсчет 02.01 "Амортизация ОС, учитываемых на счете 01". Накопленный износ по объектам основных средств, не подлежащим амортизации, для целей бухгалтерского учета учитывается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств". Аналитический учет ведется по отдельным инвентарным объектам (справочник "Основные средства").

Ежемесячное начисление амортизации по объектам основных средств осуществляется документом "Закрытие месяца" с установленными флажками в строке выполняемых действий "Начисление амортизации ОС" (рис. 251). Администрация (выбором из справочника "Подразделения организаций") и новое материально-ответственное лицо - Рыбаков Сергей Анатольевич (выбором из справочника "Физические лица").

В табличной части открываем справочник "Основные средства" и выбираем перемещаемый объект - Компьютер Pentium IV.

В результате форма принимает вид, представленный на рис. 253. Компьютер Pentium IV.

В результате форма принимает вид, представленный на рис. 256.

начиная с апреля 2005 г. Г Способы отражения расходов по амортизации ОС (бухгалтерский учет) Действия т Н Ш ТЭ Щ' т* [С|> ?
п Регистратор Период ” Основное средство Способы отражения расходов по
ИІПринятие к... 21.01.2005 0:00:00 Компьютер Pentium IV Амортизация ОС в бухгалтерии
Изменение... 16.03.2005 0:00:00 Компьютер Pentium IV Амортизация ОС в администраціи
экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Наконец, к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования

новым, более производительным.

В случае достройки, дооборудования, модернизации и реконструкции произведенные затраты предварительно обобщаются на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств" (как бухгалтерского, так и налогового планов счетов) таким же образом, что и при формировании первоначальной стоимости объектов.

Списание общей суммы произведенных расходов на увеличение первоначальной стоимости (стоимости объекта амортизируемого имущества для целей налогообложения) производится документом "Модернизация ОС" (меню "ОС и НМА" ^ пункт "Модернизация ОС", меню "Действие" командной панели ^ пункт "Добавить").

Экранная форма (рис. 258) включает две закладки. 600 тыс. рублей.

Результаты проведенной переоценки отражаются на счетах бухгалтерского учета и в графе "На начало отчетного года" Бухгалтерского баланса за 2005 год, так как возникающая разница является существенной (600000 - 500000):500000 х 100% = 20%.

Пример 2

Стоимость объектов основных средств, входящих в группу "Транспортные средства", на 31.12.2004 составляет 600 тыс. рублей, текущая (восстановительная) стоимость объектов этой группы на 01.01.2005 - 620 тыс. рублей.

Решение о переоценке не принимается, поскольку возникающая разница не является существенной (620000 - 600000):600000 х 100% = 3%

Результат от переоценки может:

• увеличивать добавочный капитал;

• уменьшать добавочный капитал;

• уменьшать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

• увеличивать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Рассмотрим эти случаи на примерах.

Пример 3

Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 100000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 5 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации -20000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 120000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью - 20000 руб. (120000 руб. - 100000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (120000 руб. : 100000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 24000 руб. (20000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной - 4000 руб. (24000 руб. - 20000 руб.).

Сумма дооценки в размере 16000 руб. (20000 руб. - 4000 руб.) подлежит зачислению на добавочный капитал записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке".

Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 120000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 24000 руб. [120000 руб. х (100% : 5 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 44000 руб. (20000 руб.+24000 руб.). Новая текущая

(восстановительная) стоимость объекта - 110000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет - 10000 руб. (110000 руб. - 120000 руб.). Коэффициент пересчета 0,91 (110000 руб. : 120000 руб.). Сумма

пересчитанной амортизации - 40040 руб. (44000 х 0,91). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 3960 руб. (40040 руб. -44000 руб.).

Сумма уценки в размере 6040 руб. (10000 руб. - 3960 руб.) подлежит отнесению на уменьшение добавочного капитала записью по дебету счета 83.01 "Прирост

стоимости по переоценке" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".

Пример 4

Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 200000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 10 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации -20000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 150000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью, составляет - 50000 руб. (150000 руб. -200000 руб.). Коэффициент пересчета 0,75 (150000 руб. : 200000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 15000 руб. (20000 х 0,75). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 5000 руб. (15000 руб. -20000 руб.).

Сумма уценки в размере 45000 руб. (50000 руб. - 5000 руб.) подлежит отнесению на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 84.02 "Убытки, подлежащие покрытию и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".

Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 150000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 15000 руб. [150000 руб. х (100% : 10 лет)], Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 35000 руб. (20000 руб. + 15000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 180000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет 30000 руб. (180000 руб. - 150000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (180000 руб. : 150000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 42000 руб. (35000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 7000 руб. (42000 руб. - 35000 руб.).

Сумма дооценки в размере 23000 руб. (30000 руб. - 7000 руб.) подлежит отнесению на увеличение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению".

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 "Добавочный капитал" на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Для целей налогового учета изменение первоначальной стоимости путем переоценки

объектов амортизируемого имущества главой 25 "Налог на прибыль организаций" не предусмотрено. В этой связи суммы дооценки или уценки объектов основных средств, обобщаемые по счету 01.01 "Основные средства в организации" плана счетов

бухгалтерского учета, приводят к возникновению постоянных разниц в первоначальной стоимости ОС. В программе "1С:Бухгалтерия 8.0" постоянные разницы учитываются в рамках плана счетов налогового учета по виду учета "ПР" (постоянные разницы). Таким образом, при отражении результатов переоценки в бухгалтерском учете изменение стоимости объектов подлежит отражению и в налоговом учете (простой записью по счету 01.01 плана счетов налогового учета), но по виду учета "ПР".

§7.6. Выбытие основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

Выбытие объекта имеет место в случаях:

• продажи;

• безвозмездной передачи;

• списания в случае морального и физического износа;

• ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

• передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций и т.д.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации в качестве операционных доходов или расходов.

В налоговом учете предусмотрен несколько иной порядок учета результатов по операциям выбытия объектов амортизируемого имущества.

В частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, формируют внереализационные расходы (пп.8 п.1 ст.270 НК РФ), при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей (п.16 ст.270 НК РФ), а убыток от реализации объектов основных средств учитывается не в текущем периоде, а включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п.3 ст.268 НК РФ).

Синтетический учет выбытия (снятия с баланса) основных средств осуществляется с использованием счетов 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".

Во всех случаях выбытия основных средств сначала сумма начисленной амортизации списывается в кредит, а первоначальная (восстановительная) стоимость - в дебет счета 01.09. В налоговом учете списание сумм производится по каждому виду учета в отдельности ("НУ", "ПР", ВР"). Дальнейшие записи в регистрах учета зависят от варианта выбытия. Приведем их для наиболее типичных ситуаций (в рассмотренных примерах постоянные временные разницы в оценке объектов амортизируемого имущества и суммах начисленной по ним амортизации не учитываются). Операция
Бухгалтерский учет Налоговый учет
дебет Цкредит дебет кредит
1. Продажа основных средств:
списана остаточная стоимость объекта 91.02 01.09 91.02.1, вид учета "НУ 01.09, вид

учета "НУ"
начислена задолженность покупателей 62.01 91.01 ПВ 91.01.1 (выручка без НДС), вид

учета "НУ"
начислен НДС (учетная политика по "отгрузке") 91.02 68.02 Не отражается
поступила оплата от покупателей 51 62.01 Не отражается
2. Ликвидация по ветхости при 100-процентной амортизации:
оприходованы материалы, запчасти, металлолом по цене возможной реализации 10 91.01 ПВ 91.01.7, вид учета "НУ"
10, вид учета "ПР"
Затраты по разборке и демонтажу 91.02 70,69,60 91.02.7, вид учета "НУ" ПВ
3. Ликвидация в результате стихийных бедствий:
списана остаточная стоимость объекта 99.01 01.09 99.01, вид учета "НУ" 01.09, вид

учета "НУ"
4. Безвозмездная передача:
списана остаточная стоимость

объекта
91.02 01.09 91.02.7, вид учета "ПР" 01.09, вид

учета "НУ"
В программе "1С:Бухгалтерия 8.0" выбытие объектов основных средств из организации отражается с помощью документов "Подготовка к передаче ОС", "Передача ОС" и "Списание ОС".

При продаже объектов основных средств, передаче их в виде вклада в уставный капитал или в безвозмездное пользование процедура выбытия может быть длительной. При этом объект уже не используется в организации, но числится на ее балансе. Для перевода объектов основных средств в состав выбывающего имущества предназначен документ "Подготовка к передаче ОС" (рис. 259).

При проведении документа формируются бухгалтерские и налоговые проводки по начислению амортизации за месяц выбытия, списанию накопленной амортизации с субсчета 02.01 "Амортизация ОС, учитываемых на счете 01" и балансовой стоимости с субсчета 01.01 "Основные средства в организации" на субсчет 01.09 "Выбытие основных средств".1 в разрезе видов и объектов основных средств и мест их нахождения.

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по форме № ИНВ-18 и оцениваются по рыночной стоимости с определением степени изношенности объектов.

Объекты основных средств, оказавшиеся в излишке или ранее не учтенные, подлежат зачислению на баланс с отнесением остаточной стоимости на финансовые результаты.

В бухгалтерском учете при недостаче остаточная стоимость списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостача относится на материально ответственных лиц (в дебет счета 73.03 "Расчеты по возмещению материального ущерба") или на расходы организации (дебет счета 91.02 "Прочие расходы"), а в случае стихийных бедствий - в дебет счета 99.01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)".

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

В налоговом учете остаточная стоимость при недостаче, если она не относится на материально-ответственное лицо, не учитывается для целей налогообложения, поэтому отражается на счете 91.02.7 по виду учета "ПР". Если недостача произошла в результате стихийного бедствия, то для целей налогового учета остаточная стоимость учитывается на счете 99.01 по виду учета "НУ".

Для оформления результатов инвентаризации в программе "1С: Бухгалтерия 8.0" предназначен документ "Инвентаризация ОС" (меню "ОС и НМА", пункт "Инвентаризация ОС"), экранная форма которого представлена на рис. 262.1) и сличительной ведомости (форма № ИНВ-18), а также приказа по форме № ИНВ-22.

Содержание раздела