Глава 4. Подготовка информационной базы
В технологическом процессе ведения бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники выделяют три этапа: подготовительный, начальный и основной.
На первом этапе производят подготовку информационной базы к эксплуатации: заполнение классификаторов и справочников, ввод сведений о предприятии, настройку отдельных механизмов, заполнение списка пользователей и настройку параметров текущего пользователя, ввод остатков на счетах и операций до текущей даты, если к моменту установки программы предприятие уже вело финансово-хозяйственную деятельность.
§4.1. Начальное заполнение
При первом запуске информационной базы программа предлагает произвести ее первоначальное заполнение (рис. 32), с чем следует согласиться. О выполняемых действиях программа информирует в окне служебных сообщений (рис. 33). классификаторов. Это обеспечивает хранение в информационной базе лишь той информации из классификаторов, которая необходима конкретному предприятию.
Классификаторы могут быть заполнены в любой момент работы с информационной базой, но некоторые программа рекомендует заполнить уже при первом запуске.
Прежде всего, это касается справочника "Валюты". Выберем в блоке рекомендаций по заполнению этого справочника вторую строку и откроем справочник (рис. 35).то иностранных валютах, то каждую их них необходимо добавить в справочник отдельной строкой. Ввести в справочник новую запись можно вручную, однако лучше это сделать через форму подбора валют, которую можно открыть непосредственно из справочника "Валюты" по кнопке "Подбор из ОКВ" командной панели или выбрав первый пункт рекомендаций по заполнению этого справочника.
Выбор валюты производится двойным щелчком на соответствующей строке классификатора Общероссийский классификатор валют (рис. 36). При этом открывается форма нового элемента справочника с уже заполненными реквизитами выбранной валюты. Для ввода этого элемента в справочник достаточно нажать на кнопку "ОК" на этой форме.
К Общероссийский классификатор валют
|
|
Общероссийский классификатор валют OK (MK (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
Russian classification of currencies
Утвержден Постановлением Госстацдарта РФ от 25.12.2000 Н 405-ст (редакция от 01.01.2002)
Дата введения 01 июля 2001 гада |
Код |
Код |
Наименование |
Краткое наименование |
числ. |
С и Мб. |
валюты |
стран и территории |
008 |
ALL |
Лек |
Албания |
012 |
DID |
Алжирский динар |
Алжир |
031 |
AIM |
Азербайджанский манат |
Азербайджан |
032 |
ARS |
Аргентинское песо |
Аргентина |
036 |
AUD |
Австралийский доллар |
Австралия; Кирибати; Кокосовые (Килинг) острова; Науру; Норфолк остров; Остров Рождества; Тувалу; Херд и Макдональд, острова |
044 |
BSD |
Багамский доллар |
Багамы |
048 |
BHD |
Бахрейнский динар |
Бахрейн |
050 |
BDT |
Така |
Бангладеш |
051 |
AMD |
Армянский драм |
Армения |
052 |
BBD |
Барбадосский доллар |
Барбадос |
060 |
BMD |
Бермудский доллар |
Бермуды |
064 |
BTN |
Нгултрум |
Бутан |
068 |
BOB |
Боливиано |
Боливия |
072 |
BWP |
Пула |
Ботсвана |
084 |
BZD |
Белизский доллар |
Белиз |
090 |
SBD |
Доллар Соломоновых островов |
Соломоновы острова |
096 |
BMD |
Брунейский доллар |
Бруней-Даруссалам |
< |
|
|
|
Рис. 36. Форма выбора иностранных валют
Как элемент справочника каждая валюта характеризуется ее курсом и кратностью по отношению к валюте регламентированного учета. Кратность, отличающая от 1, устанавливается для валют, курс которых устанавливается не за одну, а за 10, 1000 и т.д. единиц. Курс валюты, как правило, величина непостоянная, он устанавливается на определенную дату. История изменения курса валют в программе хранится в регистре сведений "Курсы валют". Выберем в справочнике "Валюты" первую строку и двойным щелчком откроем форму элемента с наименованием "EUR" (рис. 37).
Кроме общих данных о валюте форма включает три части. В первой и второй частях указываются параметры прописи целой и дробной части суммы, выраженной в этой валюте, в третьей части приводится история курсов этой валюты (содержимое регистра "Курсы валют").
При первоначальном заполнении информационной базы программа для всех валют (EUR, RUR и USD) автоматически вводит запись о том, что на 1 января 1980 г. курс валюты составляет 1,000. Поскольку других записей пока нет, этот курс в форме списка справочника показывается и на ту дату, которой справочник открыт. Таким образом, чтобы иметь возможность автоматически пересчитывать активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, курсы валют в информационной базе необходимо поддерживать в актуальном состоянии, т.е. вести их историю. Это можно делать вручную или путем загрузки курсов через Интернет. значение курса, после чего по кнопке "Записать" сохранить данные в регистре сведений "Курс валют".
Если компьютер подключен к Интернет, то историю курсов можно загрузить с сайта агентства "РосБизнесКонсалтинг". Для этого нужно на командной панели формы списка справочника "Валюты"
(рис. 35) щелкнуть на кнопке "Загрузить курсы". При этом открывается форма, в шапке которой указывается период, за который необходимы данные, а в табличной части -список валют, историю курсов которых нужно получить. Для выполнения загрузки следует на командной панели выбрать "Загрузить". полученный результат.
В процессе текущей работы с информационной базой текущее обновление курсов валют производится аналогично.
Учет товарно-материальных ценностей ведется, как правило, не только в стоимостном, но и натуральном выражении. Для количественной характеристики объекта учета в программе используются единицы измерения, которые хранятся в справочнике "Классификатор единиц измерения". Познакомимся с ним поближе, щелкнув на второй строке рекомендаций по его ведению (рис. 40).материальных ценностей в организации используются и другие единицы измерения, то их нужно предварительно включить в справочник "Классификатор единиц измерения". Ввести в справочник новую запись можно вручную, однако лучше это сделать через форму подбора единиц измерения, которую можно открыть непосредственно из классификатора по кнопке "Подбор по ОКЕИ" командной панели или выбрав первый пункт рекомендаций по заполнению этого классификатора (см. рис. 40).
Выбор единицы производится двойным щелчком на соответствующей строке классификатора Общероссийский классификатор единиц измерения (рис. 41). При этом открывается форма нового элемента справочника с уже заполненными реквизитами выбранной единицы измерения. Для ввода этого элемента в справочник достаточно нажать на кнопку "ОК" на этой форме.
( Общероссийский классификатор единиц измерения
|
|
Общероссийский классификатор единиц ишерения ОК 01 Russian Classification of Units of Measurement Утвержден постановлением Госстацдарта РФ от 26 декабря 191 Дата введения 1 января 1996 года |
Е |
3 |
|
Международные единицы иімерения, включенные в ЕСКК |
|
|
|
|
|
|
Коб |
Наименование единицы измерения |
Условное
обозначение
(национальное) |
Условн
обозначь.
(междунар |
|
В |
|
Единицы длины |
|
|
|
|
003 |
Миллиметр |
ММ |
mm |
|
|
|
|
004 |
Сантиметр |
см |
cm |
|
|
|
|
005 |
Дециметр |
дм |
dm |
|
|
|
|
006 |
Метр |
м |
m |
|
|
|
|
008 |
Километр
Тысяча метров |
км
1000 м |
km |
|
|
|
|
009 |
Мегаметр
Миллион метров |
Мм
10*6 м |
Mm |
|
|
|
|
039 |
Дюйм (25,4 мм) |
ДЮЙМ |
in |
|
|
|
|
041 |
Фут (0,3048 м) |
фут |
ft |
|
|
|
|
043 |
Ярд (0,9144 м) |
ярд |
yd |
|
|
|
|
047 |
Морская миля (1852 м) |
мил я |
n mile |
|
в |
|
Единицы площади |
|
|
|
|
050 |
Квадратный миллиметр |
мм2 |
mm2 |
|
|
|
|
051 |
К F; :=d Л Гі ЯТНЫ Й Г: Я Н Т И ГиІРТ П |
пм7 |
nm7 |
< |
">Рис. 41. Форма выбора единиц измерения
Расчеты с контрагентами и бюджетом, как правило, ведутся в безналичной форме. Для подготовки соответствующих расчетных и платежных документов необходима информация о банках, которые их обслуживают. В информационной базе эта информация хранится в справочнике "Банки". Для заполнения этого справочника рекомендуется пользоваться специальной обработкой "Загрузка классификатора банков РФ" (рис. 42). Это позволяет избежать ошибок в реквизитах банка при подготовке платежных документов.технологическое сопровождение" или сайт агентства
"РосБизнесКонсалтинг" (через Интернет). Нижняя часть предназначена выбора банков, информацию о которых необходимо включить в справочник.
Прежде всего, по кнопке "Загрузить классификатор" в эту часть загружается список банков из классификатора. Банки в этом списке сгруппированы по регионам. Для того, чтобы увидеть список банков региона, нужно дважды щелкнуть на его коде.
материальных ценностей, подготовке сведений в налоговые органы и Пенсионных фонд России и т.д. требуется указывать сведения о документе, удостоверяющем личность. Их перечень в информационной базе хранится в справочнике "Документы, удостоверяющие личность".97) 0 Russian classification of countries of the world Утвержден постановлением Госставдарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 5 Дата введения 01 июля 2002 года
tod
чисп. |
Краткое
Наименование |
Код
Альфа-2 |
Код
Альфа-2 |
|
600 |
ПАРАГВАЙ |
PY |
PRY |
Республика Пар |
604 |
ПЕРУ |
РЕ |
PER |
Республика Пер |
606 |
S Классификатор стран мира |
_ г |
] X |
|
PHL |
Республика Фит |
612 |
Действия ” 0 ? |
|
|
PCW |
|
616 |
|
POL |
Республика Пот |
620 |
|
|
|
|
PRT |
Португальская |
Краткое наименование:
Полное наименование: |
а |
?ссия |
| Код: 643 |
|
624 |
|
GNB |
Республика Гек |
626 |
Российская Федерация |
|
|
TMP |
|
630 |
|
|
|
|
PRI |
|
634 |
0 К 3 а п и с ат ь 3 а к ? ь гг ь |
|
QAT |
Государство Ю |
630 |
|
|
|
REU |
|
642 |
РУМЫНИЯ |
RO |
ROM |
|
643 |
РОССИЯ |
RU |
RUS |
Российская Фе; |
646 |
РУАНДА |
RW |
RWA |
Руандийская Ре |
654 |
СВЯТАЯ ЕЛЕНА |
SH |
SHM |
|
659 |
СЕНТ-КИТС И НЕВИС |
KN |
KNA |
|
660 |
АНГИЛЬЯ |
АІ |
AIA |
|
662 |
СЕНТ-ЛЮСИЯ |
LC |
LCA |
|
|
л .............. |
.. |
|
|
Рис. 48. Выбор страны из классификатора
В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности организации вступают в гражданско-правовые отношения с другими организациями, физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей. Всех их обобщает термин "контрагенты". Для хранения информации о контрагентах предназначен справочник "Контрагенты".
Последуем рекомендациям программы и откроем этот справочник (рис. 49).
В форме списка этого справочника мы видим два окна. Это означает, что справочник на этапе конфигурирования настроен таким образом, чтобы обеспечить поддержку нескольких уровней иерархии, что позволяет группировать контрагентов по определенным критериям и осуществлять их быстрый поиск. В левом окне программа показывает структуру справочника на уровне групп, в правом - список контрагентов определенной группы.
При начальном заполнении информационной базы рекомендуется описать структуру справочника, т.е. ввести группы для каждой категории контрагентов, и заполнить справочник информацией о контрагентах, с которыми предприятие уже ведет расчеты или эти расчеты предстоят в ближайшее время, т.е. ввести конечные элементы. Например, для покупателей и заказчиков можно открыть группу "Покупатели", для поставщиков и подрядчиков — группу "Поставщики", прочих дебиторов и кредиторов - группу "Прочие". Отдельную группу с наименованием "Налоги и сборы" целесообразно открыть для особой категории контрагентов — бюджетов различных уровней по налогам и сборам, государственных внебюджетных фондов.4. В форме ввода данных (рис. 50) в поле "Наименование" указываем Учредители и по кнопке "ОК" вносим данные в справочник.родителя. Это можно сделать, выбрав ее непосредственно в форме ввода данных. форма конечного элемента справочника "Контрагенты".
В заполнении формы для контрагентов - юридических лиц и контрагентов - физических лиц имеются отличия. Рассмотрим их на примере ввода в справочник данных об учредителях, которыми являются ЗАО "Новые технологии" (ИНН 7705235507, КПП 770501001, код по ОКПО 451388300, зарегистрировано и фактически находится по адресу г. Москва, Ленинский проспект, дом 401, телефон 926-9999, генеральный директор Шмаков Иван Иванович, расчетный счет 40702810000000000262 в ЗАО КБ "Рублев", г. Москва) и гражданин Российской Федерации Соколов Виктор Петрович (паспорт гражданина России серия 45 00 №405060, выданный 20.08.2001г. ОВД района "Марьино" г. Москвы, зарегистрирован по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 312, кв. 11, ИНН 771723432201).
Для ввода данных о первом учредителе в структуре дерева делаем текущей группу Юридические лица и через пункт "Добавить" в меню "Действия" или щелчком на пиктограмме -
1 командной панели открываем форму элемента справочника (рис. 55).
В поле "Наименование" указываем наименование контрагента как элемента справочника -Новые технологии. Код элементу программа присваивает автоматически.
Информация о контрагенте указывается на трех закладках "Общие", "Контакты" и "Счета и договоры". Пока доступны реквизиты лишь первой закладки. При этом здесь уже указан признак контрагента Юр.лицо (такой признак проставляется по умолчанию для всех новых контрагентов) и группа, в которую запись о контрагенте будет помещена - Юридические лица, поскольку ее мы определили как текущую перед открытием формы. Закрытое акционерное общество "Новые технологии".
Проставляем присвоенные контрагенту коды ИНН, КПП и по ОКПО и по кнопке "Записать" заносим данные в справочник.
Теперь в форме становятся доступными остальные закладки (рис. 56)
Перейдем на закладку "Контакты" и заполняем ее имеющимися данными (рис. 57). через пункт "Добавить" меню "Действия" командной панели или щелчком на пиктограмме -
1, или с помощью клавиши <Ins>. При этом для ввода данных программа предлагает заполнить соответствующую форму. Для банковского счета она представлена на рис. 62. физическом лице
Для физического лица указывается фамилия, имя и отчество, данные о документе, удостоверяющем личность и, если он имеется, идентификационный номер налогоплательщика.
Состав информации на закладках "Контакты" (рис. 64) и "Счета и договоры" и порядок ее ввода тот же, что и для юридического лица, но заполняются лишь те поля, которые имеют отношение к данному контрагенту. физическом лице
Перед началом работы с информационной базой рекомендуется аналогичным образом структурировать справочник "Номенклатура" (рис. 65).постоянной информации. Обычно подобная информация хранится в константах. Но поскольку в конфигурации "Бухгалтерия предприятия" в одной информационной базе можно вести учет для нескольких юридических лиц, основные сведения о каждом из них указываются в линейном справочнике "Организации". Форма списка этого справочника открывается через пункт "Организации" меню "Предприятие".
Сведения о новой организации вводятся в справочник через соответствующую форму (рис. 69).
Все поля формы сведений об организации можно условно разделить на обязательные и не обязательные для заполнения.
В обязательном порядке заполняются поля "Наименование" и "Код". В первом указывается наименование, во втором - код. Эти данные характеризуют организацию как элемент справочника "Организации".территориальных образований (код ОКАТО);
• код и наименование организационно-правовой формы и формы собственности;
• код и наименование основного вида деятельности по ОКВЭД.
Для составления регламентированной отчетности в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования Российской Федерации на закладке "Фонды" заполняются поля "Регистрационный номер в ПФР" и "Регистрационный номер в ФСС". Поле "Территориальные условия" на этой закладке заполняется в том случае, если организация расположена на территории, при выполнении работ на которых трудовой стаж для назначения пенсии определяется в особом порядке. Значением поля является ссылка на соответствующий элемент справочника "Территориальный условия" (рис. 70).¦ командной панели инструментов.
Если в информационной базе планируется вести учет для нескольких организаций, то обязательно заполняется поле "Префикс". Это необходимо, чтобы обеспечить сквозную нумерацию документов каждой организации. Префикс представляет собой набор символов (не более трех), с которых будет начинаться номер документа, например, ТДН, МФК.
Поле "Головная организация" заполняется по мере необходимости, в частности, если "организация" является обособленным подразделением. В этом случае в поле указывается наименование головной организации (выбором из списка организаций, для которых ведется учет в данной информационной базе).
Поле "Основной банковский счет" заполняется для автоматизации заполнения форм документов, в которых указываются реквизиты расчетного счета организации ("Платежное поручение исходящее", "Счет на оплату покупателю" и т.д.). В поле указывается соответствующий элемент из справочника "Банковские счета".
На закладке "Контактная информация" указывается юридический и фактический адрес организации, телефоны и прочая контактная информация.
Пример
В одной информационной базе предполагается вести учет для нескольких организаций. О первой известно следующее:
Закрытое акционерное общество "Торгово-производственная компания "Мираж", форма собственности смешанная, зарегистрировано 10.01.2002 (ОГРН 1023142218) ИМНС № 66 по г. Москве, свидетельство о постановке на налоговый учет серии 77 №1012341234 выдано ИМНС №7766 1 0.01.2002, код по ОКПО 52707832, юридический адрес г. Москва, ул. Липовая, дом 12, фактически расположено по адресу г. Москва, ул. Народная, дом 22б, телефон организации 666-2222, телефон бухгалтерии 666-2200, адрес электронной почты ; ИНН 7766200102, КПП 776601001, код налогового органа 7766, код по ОКАТО 452865600, регистрационный номер в Пенсионном фонде России 087-105-071284, в Фонде социального страхования Российской Федерации 770810116. Организации открыт расчетный счет 40702810600006132001 в ЗАО "Нефтепромбанк".производственной компании
Присвоим этой организации наименование Торгово-производственная компания и установим префикс ТПК для нумерации ее документов в информационной базе.
Тогда сведения об организации следует указать, как это показано на рис. 71-74.производственные запасы организации могут храниться на различных складах, специально оборудованных площадках, в кладовых и т.д. Полный перечень используемых мест хранения приводится в справочнике "Склады (места хранения)" (рис. 76). Для каждого места хранения указывается, как минимум, его условное наименование и
код (присваивается автоматически).
Если речь идет о месте хранения ценностей для продажи (товаров, готовой продукции), то дополнительно указывается тип цен и вид склада. При этом в первом реквизите указывается тип цены для хранимой на данном складе номенклатуры (из справочника "Типы цен номенклатуры"), во втором - вид склада Оптовый, Розничный или Неавтоматизированная торговая точка. На рис. 77 представлен пример описания места хранения Склад готовой продукции. идентифицировать пользователя при начале текущего сеанса работы с информационной базой. Как правило, содержимое этого справочника повторяет список пользователей, создаваемый в режиме запуска "Конфигуратор".
Предположим, что с информационной базой будет работать несколько работников организации, в том числе главный бухгалтер Иванов Иван Иванович и системный администратор Петров Петр Петрович.
Выбираем для работы с информационной базой режим "Конфигуратор". В меню "Администрирование" окна конфигуратора выбираем пункт "Пользователи" и добавляем в список указанных работников (рис. 79).
При создании списка для каждого пользователя можно указать пароль для входа в
информационную базу, определить права при работе с данными, назначить пользовательский интерфейс и выбрать его язык, установить ряд дополнительных параметров.первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отдельные элементы учетной политики организации в конфигурации "Бухгалтерия предприятия" могут поддерживаться в автоматизированном режиме. Например, для целей бухгалтерского учета можно указать способ оценки запасов при их выбытии (списании), порядок признания общехозяйственных расходов, способ погашения стоимости конкретного актива и т.д. В свою очередь, для целей налогообложения можно установить метод определения налоговой базы по НДС, оценки материально-производственных запасов, погашения стоимости амортизируемого имущества, признаки применения специальных налоговых режимов и т.д. Конкретный выбор фактически предопределит поведение системы, включая набор объектов и алгоритмов, необходимых для ведения учета в автоматизированном режиме.
Среди элементов учетной политики можно выделить такие, которые определяют поведение системы автоматизации в целом.
Для целей бухгалтерского учета к ним относятся:
• способ оценки запасов;
• порядок признания общехозяйственных расходов;
• применение ПБУ 18/02;
• способ оценки товаров в розничной торговле;
• способ расчета себестоимости производства;
• вариант учета выпуска готовой продукции.
Эта информация в программе хранится в регистре сведений "Учетная политика (бухгалтерский учет)". Заполнение регистра рассмотрим на следующем примере.
Пример
В одной информационной базе ведется учет для торгово-производственной компании "Мираж" и для торгового дома "Гурьевский".
В соответствии с учетной политикой ТПК "Мираж на 2005г. оценка запасов при их отпуске со склада производится по средней себестоимости, а общехозяйственные расходы признаются полностью расходами по обычным видам деятельности, товары в розничной торговле учитываются по ценам приобретения, выпуск готовой продукции отражается с использованием счета 40. Организация применяет ПБУ 18/02.
Учетной политикой ТД "Гурьевский" предусмотрено, что оценка запасов производится способом ФИФО, общехозяйственные расходы, в случае их возникновения, учитываются в составе себестоимости, товары, предназначенные для продажи в розницу, учитываются по продажным ценам. Организация не применяет ПБУ 18/02 (находится на упрощенной системе налогообложения).
В меню "Предприятие" выбираем пункт "Учетная политика", а в нем подпункт "Учетная политика (бухгалтерский учет)". В форме списка Учетная политика (бухгалтерский учет) (рис. 83) нажимаем клавишу <Ins> и заполняем форму согласно образцу, приведенному на рис. 84.производственной компании
производственных запасов способом ФИФО и ЛИФО в конфигурации базируется на их дополнительном аналитическом учете в разрезе партий. Чтобы внести соответствующие изменения в план счетов бухгалтерского учета, необходимо положительно ответить на запрос программы и в форме обработки "Настройка аналитического учета" установить флажок "Вести партионный учет" в разделе "Бухгалтерский учет" (рис. 88). субконто "Партии".
Сведения об учетной политике, определяющие поведение системы для целей налогового учета, хранятся в другом регистре сведений - "Учетная политика (налоговый учет)". К таким сведениям относятся:
• налоговый период и момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость;
• способ оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство (списании) для целей налогового учета по налогу на прибыль;
• порядок учета расходов по налогам с ФОТ;
• признаки применения специальных налоговых режимов.
Особенности заполнения регистра рассмотрим на следующем примере.
Пример
Торгово-производственная компания "Мираж" находится на общем режиме налогообложения, т.е. признается плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии с учетной политикой организации для целей налогообложения в 2005 г. налоговая база по НДС определяется по мере отгрузки товаров, работ, услуг, материально-производственные запасы при их отпуске в производство оцениваются, как и в бухгалтерском учете, по средней стоимости.
Торговый дом "Гурьевский" с 1 января 2005 г. применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Для ввода информации об учетной политике торгово-производственной компании выбираем в меню "Предприятие" пункт "Учетная политика", а в нем подпункт "Учетная политика (налоговый учет)". В форме списка Учетная политика (налоговый учет) (рис. 89)
нажимаем клавишу <Ins> и заполняем форму согласно образцу, приведенному на рис. 9092.производственной компании для целей налогообложения |
Аналогичным образом вводим запись для торгового дома (рис. 93 - а, б, в, г).производственной компании для целей налогообложения НДС
производственной компании для целей налогообложения налогом на прибыль |
производственная компания находится на общем режиме налогообложения, поэтому для нее не заполняется раздел "Специальные налоговые режимы". В свою очередь, торговый дом не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Поэтому для него не предлагается к заполнению закладка "Налог на прибыль". Вместо нее программа предлагает заполнить закладку "УСН". Здесь указывается объект налогообложения - "Доходы, уменьшенные на величину расходов", дата перехода на специальный налоговый режим - 01.01.2005 г., а также на закладках "Материальные расходы", "Расходы на приобретение товаров" и "Входящий НДС" флажками отмечаются условия для признания соответствующих расходов для целей определения налоговой базы по единому налогу. Часть условий недоступны для редактирования - это условия, которые являются обязательными. К таким условиям относятся, например, поступление материалов и оплата материалов поставщику. Доступными для изменений являются те условия, по которым в 2005 году у налоговых органов нет однозначной позиции или эта позиция подвержена изменению. В частности, помимо прочих условий налоговые органы считают обязательным: для признания расходов по приобретению материалов отпуск материалов в производство, а в случае наличия незавершенного производства - уменьшение материальных расходов на их остаток в незавершенном производстве; для признания расходов по приобретению товаров -реализацию товаров и получение за них оплаты с покупателей; для признания расходов в виде сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам - принятие для целей налогообложения расходов на приобретение товаров (работ, услуг), по которым этот налог предъявлен к оплате. Таким образом, каждая организация самостоятельно принимает решение о том, какие дополнительные условия должна учитывать программа для признания отдельных видов расходов для целей налогообложения в 2005 году. Начиная с 1 января 2006 г. для заполнения сведений об учетной политике для целей налогообложения следует руководствоваться изменениями, внесенными в главу 26.2 Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №101-ФЗ.
В результате регистр будет содержать следующие записи (рис. 94).производственной компании и торгового дома он будет осуществляться по различным правилам. В частности, для первой организации будет использоваться План счетов налогового учета (по налогу на прибыль), для второй - регистры накопления.
Важным этапом подготовки информационной базы является настройка аналитического учета материально-производственных запасов по местам хранения и расчетов с контрагентами в разрезе расчетных документов.
Настройка подразумевает добавление на отдельных счетах соответствующих аналитических разрезов, поэтому к ней следует подходить ответственно.
Аналитический учет МПЗ по местам их хранения устанавливается отдельно для плана счетов бухгалтерского учета и плана счетов налогового учета (по налогу на прибыль) с помощью настройки параметров учета (меню "Предприятие" ^ пункт "Настройка параметров учета"). При установленном флажке "Вести складской учет" на счетах, по которым открыт аналитический учет по субконто "Номенклатура" (10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и т.д.), добавляется еще один разрез - субконто "Склады" (рис. 95).
rf План счетов бухгалтерского учета
Действия'- ^ ^ ^ ^ ирЛ 'Й Tijf IQ Перейти ч ? Отчеты'- Перейти в журнал проводок |
|
Код т |
Наименование |
Заб. |
Акт. |
Вал. |
Кол. |
Субконто1 |
Субконто 2 |
С' |
ъ |
29 |
Обслуживающие производства и хо... |
|
А |
|
|
Подразделения |
Номенклатурные г... |
[с |
ъ |
40 |
Выпуск продукции (работ, услуг) |
|
АП |
|
|
|
|
|
ъ |
41 |
Т овары |
|
А |
|
? |
Номенклатура |
Партии |
|
С |
ъ |
41.01 |
Т овары на складах |
|
А |
|
? |
Номенклатура |
Партии |
|
С |
ъ |
41.02 |
Т овары в розничной торговле |
|
А |
|
|
Номенклатура |
Партии |
|
С |
ъ |
41.03 |
Т ара под товаром и порожняя |
|
А |
|
? |
Номенклатура |
Партии |
|
с |
Ті |
41.04 |
Покупные изделия |
|
А |
|
? |
Номенклатура |
Партии |
|
с |
ъ |
42 |
Т орговая наценка |
|
П |
|
|
|
|
|
|
ъ |
43 |
Готовая продукция |
|
А |
|
Ч> |
Номенклатура |
Партии |
|
с |
ъ |
44 |
Расходы на продажу |
|
А |
|
|
Статьи затрат |
|
|
|
ъ |
44.01 |
Издержки обращения в организаци... |
|
А |
|
|
Статьи затрат |
|
|
|
Рис. 95. Дополнительный аналитический разрез "Склады"
По умолчанию система поддерживает аналитический учет запасов по местам хранения только в натуральном выражении. С помощью соответствующих флажков на закладке "Аналитический учет МПЗ" организация может включить дополнительно режим учета запасов на каждом складе в денежном выражении. При этом следует учитывать, что способы оценки ФИФО и ЛИФО в этом случае будут применяться не по организации в целом, а по каждому складу в отдельности. То есть, если запасы одной и той же номенклатуры хранятся на разных складах, то при их отпуске в определении оценки будут учитываться лишь те партии, которые были приняты к учету на данный склад. Такой порядок оценки запасов должен быть закреплен в учетной политике организации. субконто "Документы расчетов с контрагентами".
§4.3. Ввод начальных остатков по счетам
Если на учет в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" переходит действующая организация, то подготовку информационной системы к эксплуатации завершает ввод входящих остатков на счетах.
Рассмотрим последовательность действий по вводу входящих остатков.
Прежде всего, организации следует определить дату, начиная с которой учет предполагается вести в компьютерной бухгалтерии. На автоматизированный учет можно перейти с начала отчетного года, начала квартала, начала месяца и даже с произвольной даты. Решение обычно принимается как компромисс между необходимостью ввода большого количества проводок (за период с начала года до текущего квартала или месяца) и пользой от возможности анализа данных бухгалтерского и налогового учета за весь отчетный период, а также автоматического составления отчетности. Тем не менее, в качестве отправной точки рекомендуется выбрать начало календарного года, поскольку это позволяет: во-первых, освоить основные приемы работы с программой; во-вторых, проверить, в какой степени документы типовой конфигурации учитывают специфику
деятельности организации; в-третьих, при составлении квартальной и годовой отчетности использовать регламентированные отчеты.
Выбор некоторой даты начала учета предполагает, что по состоянию на эту дату вводятся входящие остатки, далее учет ведется средствами компьютерной бухгалтерии. Например, при начале учета с начала года (1 января), начала квартала (например, 1 апреля), начала месяца (например, 1 мая) операции по входящим остаткам вводятся с последней датой соответственно предыдущего года, квартала, месяца (например, 31.12.2004, 31.03.2005, 30.04.2005). Перед вводом остатков эту дату целесообразно указать в качестве рабочей в форме настройки параметров работы (меню "Сервис" ^ пункт "Параметры").
Для ввода входящих остатков следует через пункт "Операции (ведение учета вручную)" меню "Проводки" открыть журнал "Операции (бухгалтерский и налоговый учет)". Добавление новой операции производится по клавише <Ins>. При этом открывается форма, которую необходимо заполнить.
При вводе остатков по балансовым счетам в качестве корреспондирующего счета используется вспомогательный счет "000", который не имеет субсчетов.
Например, по состоянию на 01.01.2005 г. имеются остатки: по счету 57 "Переводы в пути" - 60780 руб., по счету 84, субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" - 23400 руб. Для ввода этих остатков необходимо ввести операцию, представленную на рис. 97. на счет 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению".
Если для счета установлен признак ведения валютного учета, то при вводе остатков необходимо выбрать валюту и указать остаток в этой валюте. Рублевое покрытие валюты рассчитывается в проводке как произведение валютного остатка на курс валюты (из справочника "Валюты") на дату операции. Например, по состоянию на 01.01.2005 г. в кассе организации имеется 200 долл. США. Остаток вводится операцией, приведенной на рис. 98. компрессор АК-57, полученный от ЗАО "Строй-Сервис". Имущество, находящееся на балансе арендодателя, арендатор учитывает на забалансовом счете 001 "Арендованное имущество". Сначала в справочник "Основные средства" вносятся сведения об арендованном основном средстве, а в справочник "Контрагенты" - сведения об арендодателе. Затем вводится проводка, представленная на рис. 102.
Операция: Операция [бухгалтерский и налоговый учет] ТПК00000005 от 31.12.2004 0:00:00
ж _ П
Действия т L4- '^] ? Перейти’- ?
ТПК00000005 |
от: 31.12.2004 0:00:00 |
Ш |
Т оргово-производственная компани |
... |
Сі |
Ответственный:
Номер: Организация: Сумма операции: Содержание: Типовая операция:
Иванов Иван Иванович
15 000,00
Входящие остатки
X
Cl
> Сформировать проводкі
Бухгалтерский учет Налоговый учет Действия ’ —¦
, Заполнить
|
Счет Дт |
Субконто Дт |
Количество... |
Счет Кт |
Субконто Кт |
Количество... |
Сумма |
|
В алюга Дт |
|
В алюга Кт |
Содержание |
|
Вал. сумма... |
|
Вал. сумма... |
Ni журнала |
Дт
Кт |
10.01 |
ДВП 120x150x5
Склад 1 |
30,000 |
000 |
|
|
Э ОООДС |
Дт
Кт |
10.01 |
ДСП 150x100x15 |
40,000 |
000 |
|
|
6 000,01 |
|
|
|
|
|
Склад 1 |
|
|
|
|
Комментарий:
Бух. справка Печать О К Записать Закрь
Рис. 101. Пример ввода количественных остатков
сальдовая ведомость" (меню "Отчеты" ^ пункт "Оборотно-сальдовая ведомость"). Перед формированием отчета целесообразно установить период бухгалтерских итогов таким образом, чтобы дата ввода остатков находилась либо внутри периода итогов, либо в предыдущем относительно установленного периоде. Например, при вводе остатков операциями за 31.12.2004 г. нужно установить либо 4 квартал 2004 г., либо 1 квартал 2005 г. В первом случае анализируются остатки на конец периода, во втором — на начало выбранного периода. В оборотно-сальдовой ведомости следует обратить внимание на сальдо по счету "00)". После ввода всех входящих остатков сальдо на данном счете должно отсутствовать. Отсутствие сальдо означает, что сумма дебетовых остатков совпадает с суммой кредитовых остатков. Кроме того, следует проверить остатки по субсчетам, валютным суммам и количеству, если они должны иметь место.
Особое внимание следует обратить на проверку остатков по объектам аналитического учета. Такую проверку удобно проводить с помощью отчета "Оборотно-сальдовая ведомость по счету" (меню "Отчеты" ^ пункт "Оборотно-сальдовая ведомость по счету"). Если обнаружено, что объект аналитики не связан со счетом, нужно найти соответствующую проводку в журнале проводок и внести исправления. Исключение составляют остатки по видам субконто с признаком "Только обороты". По ним значением объекта аналитики является "пустое" субконто. Такой признак, в частности, установлен для субконто вида "Движения денежных средств" на счетах 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и 55 "Специальные счета в банках".
Если организация находится на общем режиме налогообложения, то помимо остатков на счетах бухгалтерского учета необходимо ввести остатки на счетах налогового учета. Они вводятся в форме операции на закладке "Налоговый учет". При этом ввод остатков на
ES п _
счетах налогового учета рекомендуется производить с помощью кнопки н* заполнить
на панели инструментов. В этом случае программа обращается к регистру соответствия счетов бухгалтерского и налогового учета и автоматически подбирает соответствующий счет и проставляет аналитические признаки, если объект бухгалтерского учета подлежит особому учету для целей налогообложения. Из приведенных выше примеров в налоговом учете будут введены остатки только по счету 10.01 "Материалы".
В организациях, применяющих общую систему налогообложения, остатки на счетах налогового учета по налогу на прибыль по умолчанию вводятся по виду учета "НУ" (для некоторых правил соответствия по виду учета "ПР"). Вместе с тем, если оценки входящих остатков для целей бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль различаются, бухгалтерскую оценку входящего остатка в налоговом плане счетов необходимо представить отдельными записями по видам учета: "НУ" (оценка в соответствии с главой 25 НК РФ), "ВР" (вычитаемая или налогооблагаемая временная разница с учетом знака) и "ПР" (положительная или отрицательная постоянная разница с учетом знака).
Если в налоговом учете необходимо отразить стоимость объектов, которые отсутствуют в бухгалтерском учете (например, отрицательный результат от реализации амортизируемого имущества), то на закладке "Бухгалтерский учет" остатки не показываются, а на закладке "Налоговый учет" вручную вводится две записи: одна по виду учета "НУ", вторая - на ту же сумму с минусом по виду учета "ВР" или "ПР" в зависимости от того, будет ли указанная сумма остатка учтена для целей налогообложения.
В отличие от ввода остатков на бухгалтерские счета, полноту и правильность ввода остатков на счета налогового учета можно проконтролировать лишь вручную. В этой связи процедуре ввода остатков налогового учета и контролю результатов ее выполнения следует уделить самое пристальное внимание.
Корректный ввод начальных остатков по определенным счетам можно осуществить только при помощи специализированных средств, входящих в состав конфигурации. это заполнение различных регистров сведений об объектах основных средств.
Документ вводится отдельно по каждому подразделению организации, за которым по учету числятся объекты основных средств.
В шапке формы документа (рис. 103) указывается:
• организация, на балансе которой числятся основные средства;
• подразделение организации, за которым числятся основные средства;
• лицо, ответственное за ввод информации в документ.
Сведения об основных средствах приводятся на закладке "Основные средства". Табличная часть может быть заполнена ручным вводом строки, с помощью механизма подбора или с помощью автозаполнения.
При первом способе информация об объекте основных средств заносится в справочник "Основные средства" непосредственно при вводе строки. Для использования механизма подбора или автозаполнения необходимо сначала заполнить справочник "Основные средства".
Для подбора данных в табличную часть используется кнопка "Подбор" командной панели закладки "Основные средства". При ее нажатии открывается диалоговое окно со списком основных средств, имеющихся в справочнике.
При нажатии кнопки "Заполнить" программа предлагает выбрать одну из групп учета основных средств (здания, сооружения ...). В этом случае в табличную часть документа будут добавлены все основные средства, у которых в справочнике "Основные средства" в реквизите "Группа учета ОС" указано выбранное значение группы.
Для каждого объекта основных средств заполнению подлежат лишь те реквизиты (колонки), которые имеют к нему отношение. Порядок заполнения отдельных реквизитов разъяснен в справке к документу, которую можно получить по кнопке ? на командной панели формы документа.
Кроме записей в различных регистрах сведений при проведении документа формируются проводки:
• Дт "Счет учета (БУ)" Кт ООО "Вспомогательный счет" - на сумму, равную значению реквизита "Текущая стоимость (БУ)";
• Дт 000 "Вспомогательный счет" Кт "Счет амортизации (БУ)" - на сумму, равную значению реквизита "Накопленная амортизация (БУ)";
• Дт "Счет учета (НУ)" (без указания корр. счета) - на сумму, равную значению реквизита "Текущая стоимость (НУ)";
• Кт "Счет амортизации (БУ)" (без указания корр. счета) - на сумму, равную значению реквизита "Накопленная амортизация (НУ)". данные о суммах по отдельным событиям, счета учета НДС и иную необходимую информацию.
Содержание раздела