Глава 1. Общие сведения о системе
§1.1. Создание информационной базы
После того, как на компьютер установлена программа 1С:Предприятие 8.0 и конфигурация "Бухгалтерия предприятия", необходимо создать информационную базу для ведения учета. Рассмотрим, как это сделать, используя в качестве шаблона типовую конфигурацию "Бухгалтерия предприятия".
Через кнопку "Пуск" находим папку 1 С: Предприятие 8.0 и выбираем пункт 1 С:Предприятие или Конфигуратор. При первом запуске программа обнаруживает, что в списке информационных баз нет ни одной строки и предлагает создать новую информационную базу (рис. 1). Нажимаем на кнопку "Да".
что создается информационная база, которая еще не содержит описания предметной области. Устанавливаем переключатель в положение "Создать информационную базу из шаблона" и выделяем курсором готовую настройку для ведения бухгалтерского и налогового учета.
устанавливаем переключатель в положение "Добавление в список существующей информационной базы".
На следующем экране указываем наименование информационной базы и тип расположения.
На последнем экране указываем каталог, в котором расположена демонстрационная база (это тот каталог, в который она была размещена при установке на компьютер конфигурации "Бухгалтерия предприятия"). В результате в список информационных баз будет добавлена еще одна строка.
§1.2. Режимы запуска программы
"1С:Предприятие 8.0" (далее - 1С:Предприятие) является универсальной системой, позволяющей создавать автоматизированные информационные системы бухгалтерского и налогового учета для предприятий различных отраслей народного хозяйства.
По концепции построения информационной модели 1С:Предприятие относится к системам с универсальной моделью учетных данных, по способу построения программы - к системам, имеющим единое программное ядро.
1С: Предприятие относится к классу полностью реконфигурируемых систем. Конфигурирование позволяет создавать любые приложения, начиная с автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета и заканчивая автоматизацией бухгалтерского учета корпоративных информационных систем управления экономическим объектом.
Функционирование системы подразделяют на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и исполнение.
Конфигурирование представляет собой описание модели предметной области. Результатом этого процесса является конфигурация, представляющая собой модель предметной области. Проектирование конфигурации требует глубоких знаний как в сфере программирования, так и в предметной области автоматизации. В этой связи комплект поставки программы включает готовое решение, так называемую типовую конфигурацию, где реализована методология ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении текущего законодательства типовая конфигурация актуализируется разработчиком, обновленный вариант передается пользователям в централизованном порядке.
Исполнение - это обработка данных предметной области, т.е. непосредственная работа пользователя с информационной системой: заполнение справочников, ввод документов, выполнение различных расчетов, формирование отчетов.
Выбор процесса работы с программой 1С: Предприятие производится в форме запуска (рис. 7). Для описания модели предметной области, создания пользовательских интерфейсов, назначения прав доступа к объектам данных, обновления конфигурации, сохранения и восстановления данных предметной области и т.д. следует выбрать режим "Конфигуратор".
постоянной информации, но могут применяться для хранения изменяемых во времени данных.
Справочники предназначены для хранения сведений о множестве однородных объектов. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов предметной области: работников, контрагентов, номенклатуры материально-производственных запасов и т.д. Отдельные объекты справочника называются элементами справочника. Элементы могут быть объединены в группы.
Перечисления предназначены для описания наборов постоянных значений, не изменяемых пользователем в процессе работы с программой, например, для описания групп основных средств, видов движений денежных средств, способов поступления активов и т.д.
Документы предназначены для отражения информации о различных фактах хозяйственной деятельности организации. С их помощью регистрируются операции по движению денежных средств, получению и отпуску материально-производственных запасов, начислению амортизации, формированию финансовых результатов и т.д.
Планы видов характеристик предназначены для описания множеств однотипных объектов аналитического учета. Например, с их помощью описываются перечни видов субконто, настройки пользователей и т.д.
Планы счетов используются для описания совокупности синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности организации по определенным признакам.
Регистры сведений предназначены для хранения существенной для прикладной задачи информации, состав которой развернут по определенной комбинации значений, а при необходимости - и во времени. Это могут быть ставки налогов, данные об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, сведения о параметрах амортизации основных средств и т.д.
Регистры накопления используются для учета информации о наличии и движении каких-либо величин: материальных, денежных и др. Эти объекты применяются для хранения информации об исчисленных за каждый месяц суммах ЕСН и взносов в ПФР по каждому работнику в отдельности, о стоимости покупок и продаж и суммах НДС, подлежащих уплате поставщикам или получению с покупателей, и т.д.
Регистры бухгалтерии используются в системе 1С:Предприятие для того, чтобы показать, каким образом информация о хозяйственных операциях отражается в учете. Этот объект метаданных не существует сам по себе, он обязательно связывается с конкретным планом счетов конфигурации. Кроме того, в свойствах регистра указывается, поддерживает ли регистр корреспонденцию счетов.
Отчеты предназначены для получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы. С помощью объектов этого вида информация представляется в удобном для просмотра и анализа виде.
Как следует из названия, обработки предназначены для выполнения различных сервисных и регламентных действий над информацией. С их помощью производится загрузка и выгрузка различных данных, подбор номенклатуры при заполнении табличных форм документов, настройка аналитического учета и т. д.
Каждый объект метаданных обладает уникальным набором свойств. Главным свойством любого объекта метаданных является имя (идентификатор) - краткое наименование. По идентификатору происходит обращение к объекту на встроенном языке системы. К другим свойствам общего назначения относятся "Синоним", "Комментарий" и "Подсистемы".
Синоним имени и комментарий идентифицируют объект в пользовательских интерфейсах. Значение свойства "Подсистема" определяет, в каких подсистемах данных объект может использоваться.
Остальные свойства зависят от вида объекта метаданных. Например, для констант - это тип данных, для справочников - вид справочника: линейный или иерархический, хранимые данные, порядок нумерации элементов и т.д.
В процессе конфигурирования производится настройка системы на обработку данных предметной области. Этот процесс включает проектирование модели предметной области, создание интерфейсов, настройку прав для отдельных категорий пользователей, а его результатом является конфигурация.
Моделью предметной области или структурой метаданных называется совокупность взаимосвязанных объектов метаданных, настроенных на хранение и обработку определенной информации. В частности, в конфигурации "Бухгалтерия предприятия" реализована модель для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета коммерческих организаций. На рис. 8 представлен фрагмент структуры метаданных этой конфигурации.
документами, справочниками, журналами и т. д. (рис. 9).
снижается риск потери информации от несанкционированных действий. Права задаются через роли, которые присваиваются пользователям (рис. 10).
это программа на встроенном языке системы. С ее помощью производится управление реквизитами экранной формы, контроль вводимой информации, выполнение вспомогательных расчетов и т.д. Реквизиты формы -совокупность объектов различных типов, принадлежащих форме.
Совокупность трех частей визуального представления называется формой. При эксплуатации системы пользователь непосредственно взаимодействует лишь с одной из трех частей формы объекта метаданных - экранным диалогом. Поэтому далее мы будем использовать термин "экранная форма", подразумевая экранный диалог.
Содержание раздела