Глава 19. Взаимодействие с бухгалтерией
• Как зарегистрировать счет-фактуру поставщика при поступлении товара?
• Как оформить счет-фактуру при отгрузке товара?
• По какому документу оформляется счет-фактура при комиссионной торговле?
• Как зафиксировать счет-фактуру на авансовый платеж?
• Где определяются параметры учетной политики для формирования книги продаж?
• Как формируется книга продаж?
• Как формируется книга покупок?
• Как вести учет на предприятиях, переведенных на уплату единого налога на
вмененный доход (ЕНВД)?
• Как оформить перемещение товаров между собственными организациями?
• Как происходит обмен данными с бухгалтерскими конфигурациями?
Принципы отражения данных в бухгалтерском учете различны в конфигурациях "Управление торговлей" и "Управление производственным предприятием".
В конфигурации "Управление торговлей" не ведется полноценного бухгалтерского учета, однако имеется возможность производить выгрузку документов в бухгалтерские программы и на основе этих документов уже в бухгалтерской программе формировать регламентированную отчетность, как с точки зрения бухгалтерского, так и с точки зрения налогового учета.
В то же время в конфигурации "Управление торговлей" имеется возможность формировать счета-фактуры и отражать данные в книге продаж и книге покупок для предварительной оценки суммы НДС подлежащей уплате в бюджет (или возмещению из бюджета) за текущий налоговый период .
Следует отметить, что данные по учету НДС в конфигурации "Управление торговлей" попадают в книгу продаж и книгу покупок только в том случае, если документы, которыми оформляются торговые операции, проведены не только по управленческому, но и бухгалтерскому учету (в документе установлен флаг "Отражать в бух. учете"). Для того чтобы при переносе в бухгалтерию данные также отражались и в налоговом учете, в документе должен быть дополнительно установлен флаг "Отражать в нал. учете".
В конфигурации "Управление производственным предприятием" ведется полноценный бухгалтерский учет. При проведении документов по бухгалтерскому и налоговому учту в табличную часть документов добавляется информация о счетах бухгалтерского учета и формируются проводки, соответствующие оформляемой торговой операции. Информация о счетах бухгалтерского учета подставляется в документы в соответствии с той операцией, которую фиксирует данный документ, и в соответствии с теми настройками счетов бухгалтерского учета по умолчанию, которые установлены пользователем. На основании этих данных в программе "Управление производственным предприятием" можно сформировать все регламентированные отчеты, касающиеся бухгалтерской и налоговой отчетности.
Более подробно о проведении операций по бухгалтерскому учету в конфигурации "Управление производственным предприятием" можно прочитать в документации, которая входит в поставку программы, а также в методических материалах, опубликованных на диске информационно-технологического сопровождения (ИТС).
В данной главе приводятся вопросы, касающиеся формирования книг продаж, книг покупок, учета предприятий, переведенных на уплату ЕНВД, а также вопросы связанные с перемещением товаров между организациями торгового предприятия. Методики оформления данных операций одинаковы для обеих конфигураций.
Как зарегистрировать счет-фактуру поставщика при поступлении товара?
Регистрация счета-фактуры в документах поступления производится при нажатии кнопки "Ввести счет-фактуру" в форме документа поступления товара. При этом формируется документ "Счет-фактура полученный". В нем фиксируется входящий номер и дата счета-фактуры поставщика.
Возможен и иной вариант - сначала ввести документ "Счет-фактура полученный", и уже в нем указать, на основании какого документа поступления он регистрируется.
В конфигурации "Управление производственным предприятием" есть возможность регистрировать один счет-фактуру поставщика на основании нескольких документов поступления ценностей, при этом возможен только второй способ - сначала ввести документ "Счет-фактура полученный" и в нем указать несколько документов поступления в качестве документов-оснований.
Как оформить счет-фактуру при отгрузке товара?
Оформление счета-фактуры по документу реализации производится путем нажатия кнопки "Ввести счет-фактуру" в форме документа выбытия товара. При этом формируется документ "Счет-фактура выданный". Поддерживается автоматическая нумерация счетов-фактур.
В конфигурации "Управление производственным предприятием" имеется возможность выписать один счет-фактуру на основании нескольких документов реализации. Но тогда надо сначала ввести документ "Счет-фактура выданный", и только затем в нем указать все документы-основания. Правда, есть ограничение — все эти документы должны быть одного типа (например, нельзя выписать один счет-фактуру на основании документов "Реализация товаров и услуг" + "Акт об оказании производственных услуг").
По какому документу оформляется счет-фактура при комиссионной торговле?
При передаче товара на реализацию запись в книге продаж должна производиться в тот момент, когда комиссионер сообщает о реализации товаров (продажи товаров комиссионером покупателю). Поэтому счет-фактура оформляется в момент получения от комиссионера информации о реализованных товарах (документ "Отчет комиссионера о продажах товаров"). Счет-фактура на реализованные товары оформляется с помощью кнопки "Ввести счет-фактуру" в документе "Отчет комиссионера".
Для того чтобы зафиксировать полученное комиссионером комиссионное вознаграждение, в документе "Отчет комиссионера о продажах товаров" вводится также документ "Счет-фактура полученный" на сумму комиссионного вознаграждения.
Информация о поступлении товаров на комиссию в книге покупок отражаться не должна. После продажи комиссионного товара в книге продаж должна отражаться сумма начисленного комиссионного вознаграждения. Счет-фактура по принятым на реализацию товарам оформляется в момент начисления комиссионного вознаграждения (документ "Отчет комитенту"). Счет-фактура оформляется с помощью кнопки "Счет-фактура" в документе "Отчет комитенту".
В документе "Счет-фактура выданный" фиксируется сумма начисленного комиссионного вознаграждения, рассчитанная в соответствии с установленным способом расчета комиссионного вознаграждения (см. "Как отчитаться перед комитентом за проданный товар?").
Как зафиксировать счет-фактуру на авансовый платеж?
Счета-фактуры на авансовые платежи формируются программой автоматически, ручного формирования счетов-фактур на авансовые платежи не предусмотрено.
Формирование счетов-фактур на аванс производится с помощью обработки "Регистрация счетов-фактур на аванс".
Существует возможность автоматического заполнения табличной части документа по кнопке "Заполнить".
фактуры на аванс.
Автоматическое заполнение табличной части документа производится только по тем документам, которые отражаются в бухгалтерском учете и налоговом учете.
Табличную часть можно заполнить не только автоматически, но и вручную. Этим самым снимается проблема "ручной" выписки счетов-фактур на аванс - с одной стороны. это как бы "вручную", но для того, чтобы соблюдалась последовательность нумерации, все же через обработку.
Где определяются параметры учетной политики для формирования книги продаж?
Параметры учетной политики для целей налогового учета и, в частности, для формирования книги продаж определяются в регистре сведений "Учетная политика (налоговый учет)".
Регистр сведений вызывается из пункта меню "Сервис" — "Настройка учета" — "Учетная политика (налоговый учет)".
фактура выданный".
• Зарегистрировать счета-фактуры на аванс за заданный период. Для регистрации счетов-фактур на аванс используется документ "Регистрация счетов-фактур на аванс".
• Зарегистрировать все поступления от покупателей и заказчиков, связанные с реализацией. Для этого необходимо оформить документ "Регистрация оплаты от покупателей по НДС". Оформление данного документа особенно важно в случае установленного момента определения налоговой базы - "По оплате".
• Зарегистрировать факты подтверждения (неподтверждения) ставки НДС 0%. Эта операция оформляется с помощью документа "Подтверждение нулевой ставки НДС".
Как формируется книга покупок?
Так же, как и книга продаж, книга покупок формируется отдельно по каждой организации, входящей в состав торгового предприятия. Книга продаж формируется только по тем документам, которые отражаются в бухгалтерском учете (в документе должен быть установлен флаг "Отразить в бух. учете").
Программа позволяет сформировать книгу покупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 г. № 914 с учетом последующих изменений и дополнений за заданный пользователем период.
Перед формированием книги покупок необходимо:
• Зарегистрировать все случаи приобретения ценностей за период. Это означает, что необходимо ввести все документы поступления и провести их по бухгалтерскому учету.
• Зарегистрировать все полученные от поставщиков счета-фактуры.
• Зарегистрировать все оплаты поставщикам за приобретенные ценности. Для этого необходимо кроме оформления и проведения платежных документов, дополнительно оформить документ "Регистрация оплаты поставщику для НДС".
• Зарегистрировать факты подтверждения (неподтверждения) ставки НДС 0%. Эта операция оформляется с помощью документа "Восстановление НДС".
• Зарегистрировать вычет НДС по авансам. Эта операция оформляется с помощью документа "Вычет НДС с аванса".
• Зарегистрировать вычет НДС по приобретенным ценностям. Эта операция оформляется с помощью документа "Вычет НДС по приобретенным ценностям".
Если за период формирования книги покупок оформлялись косвенные расходы, то необходимо произвести распределение косвенных расходов с помощью документа "Распределение НДС косвенных расходов".
Как вести учет на предприятиях, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД)?
Учет на предприятиях, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), регламентируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". С введением единого налога на вмененный доход налогоплательщики перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. В число этих налогов попадает и налог на добавленную стоимость (НДС).
В статье 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса РФ установлен список видов предпринимательской деятельности, для которых может быть введен единый налог на вмененный доход, однако приведенный перечень может быть сокращен законом субъекта Федерации. Среди таких видов деятельности в статье указана как розничная торговля, так и реализация услуг определенного вида.
В соответствии с п.6 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса, если предприятие осуществляет различные виды деятельности, на уплату единого налога на вмененный доход может быть переведена лишь часть осуществляемых видов деятельности. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности. Например, предприятие может заниматься как розничной, так и оптовой торговлей, а уплата единого налога предусмотрена только при продаже товаров в розничной торговле.
Методика учета на предприятиях, переведенных на ЕНВД, в конфигурациях "Управление торговлей" и "Управление производственным предприятием" имеет определенные отличия, поэтому будем рассматривать эти методики раздельно.
Учет на предприятиях, переведенных на уплату ЕНВД, в конфигурации "Управление торговлей".
Информация о том, переведена ли организация на учет ЕНВД, устанавливается в регистре сведений "Учетная политика (налоговый учет)".
Информация, хранящаяся в этом регистре, является периодической. Это означает, что организация может быть переведена на уплату ЕНВД на определенный период, например на год.
"Без НДС".
Учет розничных продаж на предприятиях, переведенных на уплату ЕНВД в части розничной торговли
Учет реализации
В конфигурации предусмотрен раздельный учет оптового документооборота и розничного. Для обеспечения раздельного учета розничных и оптовых продаж в указанных конфигурациях предусмотрены разные документы. Розничные продажи регистрируются документом "Отчет о розничных продажах". Все остальные документы можно отнести к документообороту по оптовой торговле.
В том случае, если организация в части розничной торговли переведена на учет ЕНВД, то при заполнении товаров в табличной части документа "Отчет о розничных продажах" для них будет автоматически устанавливаться ставка "Без НДС".
В то же время при заполнении этих же товаров в табличную часть документов оптовой торговли, например в документ "Реализация товаров и услуг", для них будет установлена та ставка, которая определена для данного товара в справочнике "Номенклатура", например 18%. Благодаря этому параллельная выписка облагаемых и не облагаемых НДС расходных документов не представляет сложностей.
Учет закупок товаров и предъявленного поставщиками НДС
В соответствии с п.4 статьи 170 Налогового кодекса РФ "...Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) ... по товарам (работам, услугам) ... используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость...".
Рассмотрим два случая поступления товаров.
1 случай. При поступлении товаров точно известно, будут ли они проданы в розничном магазине или оптом.
В этом случае вопрос о включении входящего НДС в стоимость товаров придется решить в момент оформления документов поступления. Предъявленный поставщиком НДС по товарам, приобретенным для розничной торговли, следует включить в их стоимость, а по приобретенным для оптовой торговли — принять к учету для последующего возмещения из бюджета.
Для включения выделенных поставщиком сумм НДС в себестоимость товаров в документе "Поступление товаров и услуг" в диалоговом окне "Цены и валюта" (кнопка "Цены и валюта" в документе) следует установить флаг "НДС включать в стоимость".
фактурой, накладной). При оплате поставщику и после выполнения всех необходимых регламентных операций (оформление документов "Регистрация оплаты поставщику для НДС" и "Вычет НДС по приобретенным ценностям") этот НДС будет принят к возмещению из бюджета.
В конце месяца требуется произвести корректировку НДС, принятого к вычету. Для этого необходимо:
• Расчетным путем определить суммы принятого к вычету входящего НДС по товарам,
проданным в розничной торговле.
• Поскольку эти суммы НДС не должны быть возмещены из бюджета, их следует включить в себестоимость проданных товаров.
В рассматриваемой схеме учета в конфигурации все необходимые расчеты и корректировки выполняются автоматически.
Оформление продажи товаров в розницу осуществляется с помощью документа "Отчет о розничных продажах". Документ может быть оформлен вручную или автоматически при выполнении обработки "Закрытие кассовой смены".
В случае если документ оформляется от имени организации, которая переведена в части розничной торговли на ЕНВД, при заполнении товаров в табличной части документа для каждого товара автоматически устанавливается ставка НДС — "Без НДС".
фактуру", то будут выписаны счета фактуры по документам поступления и реализации.
После этого переходим к заполнению информации о тех товарах, которые необходимо переместить. Эти данные заполняем на закладке "Таблица".
"С поставщиком". В колонке указывается то количество товаров, которое необходимо переместить с одной организации на другую.
Выписка и проведение документов осуществляется по кнопке "Выполнить".
Цены в документе реализации устанавливаются в соответствии с тем типом цен, который указан в настройках обработки. В документ поступления копируются цены из документа реализации. При необходимости эти цены могут быть изменены.
Как происходит обмен данными с бухгалтерскими конфигурациями?
Данный вопрос относится только к конфигурации "Управление торговлей".
В программе "Управление торговлей" предусмотрена возможность выгрузки данных в следующие бухгалтерские программы:
• 1С:Бухгалтерия 7.7.
• 1С:Предприниматель 7.7.
• 1С: Упрощенная система налогообложения.
• 1С:Бухгалтерия 8.0.
Выгрузка данных в каждую из этих конфигураций имеет свои особенности, которые отражаются во встроенном описании к каждой выгрузке.
Однако все эти выгрузки имеют общие принципы, о которых мы постараемся рассказать.
Выгрузка данных из конфигурации "Управление торговлей" в любую из бухгалтерских конфигураций осуществляется на уровне документов. В бухгалтерские конфигурации выгружаются только те документы, для которых в конфигурации "Управление торговлей" установлен признак отражения в бухгалтерском учете ("отразить в бухучете").
Документы выгружаются по указанной в диалоговом окне собственной организации.
"Обмен данными" - "Загрузка данных").
Идентификация документов при загрузке для большинства документов производится по номеру и дате документа. При этом загрузка документов зависит от установки флага "Не замещать документы при загрузке". Если флаг установлен, то при нахождении в информационной базе бухгалтерской конфигурации документа, имеющего такой же номер и дату, как и загружаемый из конфигурации "Управление торговлей" документ, он загружаться не будет. Если флаг не установлен, то при загрузке документ, найденный в информационной базе (ИБ) бухгалтерской конфигурации, будет заменен на документ, выгруженный из ИБ конфигурации "Управление торговлей".
При повторной загрузке документов может возникнуть следующая ситуация. В ИБ "Управление торговлей" изменили дату уже проведенного документа, который был ранее выгружен в ИБ бухгалтерской конфигурации. При попытке загрузки такого документа в ИБ бухгалтерской конфигурации данный документ будет восприниматься как новый документ. При загрузке проверяется уникальность номера, и программа пытается присвоить документу новый номер, в результате возникает конфликт при записи документа. При возникновении такой ситуации рекомендуется перед началом загрузки в ИБ бухгалтерской конфигурации удалить документы предыдущей загрузки и произвести загрузку заново.
Документы в бухгалтерские конфигурации загружаются непроведенными. При проведении документа формируются те бухгалтерские проводки, которые соответствуют указанному виду документа.
Пример. При загрузке документа "Реализация товаров" с видом операции "Реализация товаров и услуг" по договору с комиссионером конфигурации "Управление торговлей" в бухгалтерскую конфигурацию при загрузке формируется документ "Отгрузка товаров, продукции" с установленным видом отгрузки "Отгрузка (счет 45)", а при загрузке документа "Реализация товаров" с установленным видом операции "Реализация товаров и услуг" по договору с покупателем формируется документ с видом отгрузки "Продажа (счет 90)". При проведении документов будут сформированы соответствующие проводки по отгрузке товаров на комиссию или по продаже товаров.
Методы расчета себестоимости в конфигурации "Управление торговлей" и "1С: Бухгалтерия 7.7" различны. В конфигурации "Управление торговлей" ведется партионный учет товаров и, соответственно, себестоимость может рассчитываться по методам ФИФО или ЛИФО. В конфигурации "Бухгалтерский учет" применяется средневзвешенный алгоритм расчета себестоимости. Поэтому после проведения документов в конфигурации "1С: Бухгалтерия 7.7" данные по расчету себестоимости могут отличаться от данных в конфигурации "Управление торговлей".
Особенности выгрузки справочной информации
В конфигурации предусмотрена возможность выгрузки справочной информации без выгрузки документов. В этом случае необходимо снять флаг в поле "Документы" (чтобы не выгружались документы) и отметить те справочники, по которым необходимо выгрузить информацию в конфигурацию "Бухгалтерский учет". Если установить флаг в поле "Справочники", то пометка автоматически будет проставлена для всех справочников.
Идентификация справочников при загрузке в основном производится по коду. В тех справочниках, в которых поле код отсутствует, идентификация производится по наименованию. Исключением являются справочники "Банковские счета" и "Расчетные счета контрагентов". В этих справочниках идентификация производится по номеру счета и по владельцу- организации или контрагенту.
Действие флага "Не замещать справочники при загрузке" аналогично действию флага "Не замещать документы при загрузке".
Справочник "Номенклатура"
Информация из справочника "Номенклатура" конфигурации "Управление торговлей" выгружается в аналогичный справочник бухгалтерской конфигурации. При этом выгружается два типа номенклатуры "Товар" и "Услуга". Выгрузка комплектов в информационную базу "Бухгалтерский учет" производится с типом "Товар". Документы "Комплектация (Разукомплектация) товаров" в информационную базу бухгалтерской конфигурации не выгружаются. Наборы товаров выгружаются с признаком "Товар" только в том случае, если справочник "Номенклатура" выгружается полностью, а не по ссылкам.
В случае если выгружаемый товар участвует и в операциях купли-продажи товаров и в операциях комиссионной торговли (прием и передача товаров на комиссию), в справочник "Номенклатура" будет загружено две записи о товаре. Одна запись с признаком "Собственный", а вторая — с признаком "На комиссии".
Информация о возвратной таре в справочник "Номенклатура" бухгалтерские конфигурации не загружается.
Справочник "Контрагенты"
Информация из справочника "Контрагенты" конфигурации "Управление торговлей" загружается в идентичный справочник конфигурации "Бухгалтерский учет".
В зависимости от того, кем является контрагент - физическим или юридическим лицом, в конфигурации "Бухгалтерский учет" будет установлен вид контрагента. Если контрагент в ИБ "Управление торговлей" является юридическим лицом, то в конфигурации "Бухгалтерский учет" для него будет установлен вид - "Прочая организация". Если контрагент в ИБ "Управление торговлей" является физическим лицом, то для него будет установлен вид "Физ.лицо".
Вместе с информацией о контрагентах выгружается информация о договорах контрагентов. Договор, который является основным для контрагента в конфигурации "Управление торговлей", будет установлен в качестве основного договора для контрагента и в бухгалтерской конфигурации.
Содержание раздела