Глава 10. Планирование закупок и продаж
• На основании каких данных можно планировать закупки товаров?
• Можно ли сформировать план закупок, исходя из объема продаж за предыдущий
период? Как при этом будут учитываться заказы покупателей, не выполненные на
момент составления плана закупок?
• Как сформировать укрупненный план закупок по группам товаров на длительный
период?
• Можно ли сформировать детальные помесячные планы закупок на основе
укрупненного плана закупок по номенклатурным группам с учетом сезонности
продаж товаров?
• Как задать в плане закупок стоимостные характеристики товаров, исходя из средней
цены покупки товаров за указанный период?
• Как задать в плане закупок стоимостные характеристики, исходя из максимальной
цены поставщиков?
• Как проконтролировать выполнение плана закупок?
• На основании каких данных в программе можно сформировать текущие потребности
в товарах? Как используется эта информация в программе?
• Как сформировать заказы поставщикам на основе анализа потребностей в
номенклатуре?
• Можно ли в программе сформировать сводный план отгрузок по заказам покупателей
и проконтролировать выполнение плана отгрузки по заказам?
• Могут ли менеджеры подразделений создавать отдельные планы продаж, на основе
которых затем будет формироваться общий план продаж?
• Можно ли сравнить текущие отпускные цены с плановыми ценами продажи товаров?
• Можно ли в программе произвести сравнение планируемых объемов закупок и
продаж товаров?
На основании каких данных можно планировать закупки товаров?
Планирование закупок осуществляется с помощью документа "План закупок". Предусмотрено как ручное, так и автоматическое заполнение табличной части документа.
При планировании закупок можно учитывать как данные предыдущих периодов: объемы продаж или закупок за прошлый период, предыдущие планы продаж и т.д., так и состояние дел на текущий момент времени: оформленные заказы покупателей, ожидаемое количество товаров по оформленным заказам поставщиков и т.д.
Автоматическое заполнение табличной части производится с помощью помощника планирования, который вызывается по кнопке "Заполнить" в новом документе.
При этом возможно применение различных стратегий планирования. Рассмотрим конкретный пример.
Пример. Необходимо спланировать закупки на октябрь 2004 года. План будем составлять на основе анализа объема закупок за прошлый месяц (сентябрь 2004 года). Объем закупок необходимо уменьшить на то количество товаров, которое ожидается к получению в октябре месяце. По сравнению с предыдущим периодом объем закупок необходимо увеличить на 10%.
В нашем примере планирование будем производить по конкретным товарам. Периодичность планирования месяц.
Поэтому прежде всего введем сценарий планирования и заполним его в новый документ планирования.
Сценарий планирования заполняется в справочнике "Сценарии планирования".
в 5 раз больше товаров, чем в апреле.
Для того чтобы учесть сезонность продаж при планировании закупок, необходимо заполнить справочник "Профили распределения".
Согласно указанным условиям введем в справочник следующие доли распределения по периодам: 1 месяц (апрель) — 100, 2 месяц (май) - 300 и 3 месяц (июнь) - 500.
2 квартал 2005 года и обязательно указываем профиль распределения - "Сезонные продажи".
2 квартал 2005 года.
поставщика, то стоимостные характеристик товаров будут рассчитаны на основе цен конкретного поставщика, зарегистрированных на дату, указанную в обработке.
Как проконтролировать выполнение плана закупок?
Контроль выполнения плана закупок производится путем сравнения текущих поставок с планируемыми поставками.
Для такого контроля предназначен отчет "План-фактный анализ закупок". При этом можно произвести как обобщенный анализ по номенклатурным группам, так и детальный анализ по позициям номенклатуры с учетом характеристик товаров.
Это определяется тем параметром детализации, который установлен в отчете: "Номенклатура" или "Номенклатурные группы", и порядком группировок, установленных в отчете.
В отчете задаются периоды анализа планируемых и фактических данных. Если анализ данных производится за один и тот же период, то его можно задать в общих настройках периода отчета.
В первой строке в группе настроек "Данные отчета" вводится информация об эталонном периоде.
Поскольку, по условиям нашей задачи, мы контролируем выполнение плана закупок, то в качестве эталона будем использовать "Планы закупок".
мокасины (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Кроссовки "ADIDAS" (характеристика не указана) |
34,000 |
20,000 |
Кроссовки "REEBOK" (характеристика не указана) |
34,000 |
10,000 |
Кроссовки высокие нат. кожа (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Кроссовки мужские, кожа (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Мужские ботинки демисезонные (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Мужские мокасины (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Мужские сапот с искуственным мехом (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Мужские сапот с натуральным мехом (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Мужские туфли нубук (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Полусапожки на шнурках (характеристика не указана) |
34,000 |
|
Сапот жен высокие Гхавактевистика не ?казанаі |
34.000 |
J |
>1
<Е
По этому отчету видно, что часть товаров необходимо дополнительно заказать у поставщиков. Для автоматического формирования заказов поставщикам и выбора оптимального поставщика применяется обработка "Календарный план закупок".
Как сформировать заказы поставщикам на основе анализа потребностей в номенклатуре?
Для автоматического формирования заказов поставщикам используется обработка "Календарный план закупок". Календарный план закупок формируется для конкретного пользователя, который на данный момент работает с конфигурацией. Каждый пользователь (менеджер по закупкам) в конфигурации ответственен за закупки определенного товара.
Менеджер по закупкам указывается в карточке товара на закладке "Дополнительные" в поле "Ответственный за закупки". Календарный план закупок будет формироваться только по тем товарам, у которых пользователь, работающий с конфигурацией, указан в качестве ответственного за закупки.
Информацию о том, кто именно из менеджеров является ответственным за закупки данного товара, можно заполнить в момент ввода информации по конкретному товару. Предусмотрена также возможность назначения ответственного менеджера по закупкам товаров с помощью обработки "Групповая обработка справочников и документов".
Для того чтобы с помощью календарного плана закупок в дальнейшем сформировать заказы поставщикам, необходимо, чтобы в информационной базе была заполнена следующая информация:
1. В регистре сведений "Номенклатура контрагентов" должна быть заполнена информация о тех товарах, которые закупаются у контрагента-поставщика. Информацию в этом регистре можно заполнить из справочника "Контрагенты" или из
справочника "Номенклатура". Для заполнения информации надо нажать на кнопку "Перейти" и выбрать пункт меню "Номенклатура контрагентов".
2. Для того чтобы определить оптимального поставщика в соответствии с его надежностью, сроком доставки и ценам, в договоре поставщика должен быть определен тип цен и заданы такие параметры поставщика, как надежность, вид доставки товара и срок выполнения заказа (закладка в договоре поставщика "Как поставщик").
В календарном плане закупок указывается тот период, за который будут формироваться закупки. Этот период должен включать в себя те даты, за которые были сформированы потребности.
В том случае, если дата потребности входит в текущий период, то будет сразу открыт "Помощник заполнения календарного плана потребностей".
и* Помощник заполнения календарного плана закупок |
|
|
|
Номенклатура, для подбора поставщиков |
t 4 lz In / & |
1_\_1
ПОКУПАТЕЛИ
і -.?4. Щ |
|
FI |
Номенклатура |
Заказать |
Потребность |
3 |
СТИНОЛ 101 (характеристика не указа... |
233,000 |
233,000 |
|
z |
BOSCH (характеристика не указана) |
280,000 |
280,000 |
|
z |
Ботинки женские демисезонные (характ... |
13,000 |
63,000 |
|
* |
Ботинки женские натуральная кожа (хар... |
24,000 |
63,000 |
|
* |
Ботинки мужские (характеристика не ук... |
15,000 |
63,000 |
|
z |
Женские босоножки (характеристика не... |
3,000 |
63,000 |
|
z |
Женские ботфорты коричневые (характ... |
63,000 |
63,000 |
|
z |
Женские модельные туфли (характерис... |
63,000 |
63,000 |
|
z |
Женские сапоги с искусственным мехо... |
63,000 |
63,000 |
|
z |
Женские сапоги с натуральным мехом (... |
63,000 |
63,000 |
|
—?
W1 и
m? m 0
flr Жі |
z |
Женские туфли (характеристика не указ... |
63,000 |
63,000 |
|
* |
Женские туфли-мокасины (характерист... |
34,000 |
34,000 |
|
* |
Кроссовки "ADIDAS" (характеристика н... |
14,000 |
34,000 |
|
z |
Кроссовки "REEB0K" (характеристика н... |
24,000 |
34,000 |
|
z |
Кроссовки высокие наг. кожа (характер... |
34,000 |
34,000 |
|
z |
Кроссовки мужские, кожа (характерист... |
34,000 |
34,000 |
|
z |
МИН СК-АТ ЛАН Т 126 (характеристика н... |
327,000 |
327,000 |
|
z |
МИН СК-АТ ЛАН Т 215 (характеристика н... |
374,000 |
374,000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад Далеі |
|
В списке товаров будут показаны те товары, которые необходимо заказать у поставщиков в соответствии с сформированными потребностями, и для которых пользователь, работающий с программой определен как основной менеджер по закупкам товаров.
Для выбора оптимального поставщика нажмем на кнопку "Далее". Появится диалог, в котором необходимо произвести отбор поставщиков по определенным критериям.
Допустим, что нас интересуют только те поставщики, которые находятся в Москве.
Предварительно для контрагентов было присвоено свойство "Регион" и для московских поставщиков было определено значение свойства "Регион" — "Московский".
Для отбора только московских поставщиков произведем отбор по свойству "Регион" — "Московский".
день, детализация планирования — номенклатура
2. Заполнение табличной части документа производится по заказам покупателей, выписанным за определенный период. Эти параметры определяются на закладке "Стратегии расчета количества". Следует учитывать, что период, за который должны обрабатываться заказы покупателей, должен включать в себя даты отгрузки по заказам.
фактура выданный" сразу по всем заказам покупателей, подготовленным сегодня к отгрузке.
В обработке "Пакетный ввод документов" для формирования списка документов по заказам необходимо установить параметр "Распределить" в значение "товары по покупателям из резерва".
После оформления документов отгрузки можно оценить соответствие отгрузки товаров подготовленному плану отгрузки с помощью отчета "План-фактный анализ продаж".
Могут ли менеджеры подразделений создавать отдельные планы продаж, на основе которых затем будет формироваться общий план продаж?
Представим следующую ситуацию. Менеджеры по продажам планируют продажи товаров определенных видов. Например, один из менеджеров занимается планированием продаж товаров группы "Холодильники", а другой - планированием продаж товаров группы "Демисезонная обувь". Планирование производится помесячно. Необходимо объединить эти продажи в общий месячный план продаж по всем видам товаров.
Для этого используется помощник планирования. Заполняем закладки в помощнике планирования.
1. На закладке "Конечные планы" указываем сценарий того обобщенного плана, который нам нужно составить. Например, вид плана - продажи, сценарий - основной помесячный и указываем период, за который будем составлять обобщенный план -например апрель 2005 года.
2. на закладке "Стратегия расчета количества" указываем, что будем использовать стратегию расчета "Планы продаж" и указываем период, за который будем составлять обобщенный план по продажам (например, апрель 2005 года). В этом случае в качестве исходных планов будут использоваться все планы продаж, составленные в апреле 2005 года.
3. На закладке "Стратегия расчета суммы" выбираем нужную нам стратегию расчета суммы, например по максимальной оптовой цене.
Для этого указываем вариант расчета суммы "По типу цен номенклатуры" — "Максимум".
"Вид товара".
Для этого на закладке "Отборы" установим флаг "Использовать свойства и категории" и установим значения отбора по видам товаров.
22.jpg">
После этого нажмем на кнопку "Выполнить" и на закладке "Сформированные документы" получим обобщенный план продаж по выбранным видам номенклатуры.
Если обобщенный план продаж не надо хранить в виде отдельного документа, то его можно сформировать в виде отчета. Для этого используется отчет "Планы продаж". В этом отчете необходимо установить отбор по сценариям составленных планов и по видам товаров, используя свойства номенклатуры.
В отчете можно также дополнительно вывести обобщающую информацию о сумме продаж с учетом и без учета НДС, а также о сумме НДС.
23.jpg">
Можно ли сравнить текущие отпускные цены с плановыми ценами продажи товаров?
Для сравнения текущих отпускных цен с плановыми ценами продаж товаров используется отчет "Планы продаж".
В настройках отчета в графе "Использовать цены" задаются те цены, которые сравниваются с плановыми. Например, в качестве этих цен выберем розничные цены. В качестве показателей отчета для сравнения плановых цен с текущими розничными ценами, отметим следующие показатели: "Цена по прайсу", "Сумма по прайсу" и "Отклонение".
Тогда в отчете будет показано отклонение плановых цен от текущих розничных цен, назначенных на дату окончания формирования отчета.
24.jpg">
Можно ли в программе произвести сравнение планируемых объемов закупок и продаж товаров?
Да можно. Для решения данной задачи предназначен отчет "Анализ сходимости плановых данных", который позволяет анализировать отклонения количественных и суммовых показателей планов как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Данный отчет позволяет сравнивать планы продаж и планы закупок, составленные по различным сценариям. Обязательным условием для сравнения таких планов является то, что периодичность и в том и в другом плане должна быть одинаковой. То есть с помощью этого отчета можно, например, сравнить месячные планы продаж и закупок, но нельзя сравнить годовой план продаж с месячным планом закупок.
В то же время планы продаж и закупок могут быть построены по разным сценариям, например помесячный план продаж может быть составлен по номенклатурным группам, а помесячный план закупок — по каждой номенклатурной позиции. В этом случае сравнение может происходить только по укрупненным показателям, то есть по номенклатурным группам.
В то же время если оба плана составлены с одинаковой детализацией по номенклатурным позициям, то сравнение можно производить как в разрезе номенклатурных групп, так и в разрезе конкретных позиций номенклатуры.
Рассматриваемый отчет предоставляет возможность выбора произвольного количества анализируемых данных отчета. То есть можно, например, сравнить месячный план продаж с планами закупок, составленные различными менеджерами по тем товарам, за закупки которых они являются ответственными.
Каждая из анализируемых позиций характеризуется видом плана, анализируемым периодом планирования и сценарием. Данная информация заполняется в табличном поле "Данные отчета". Каждая строка табличного поля представляет собой отдельную анализируемую позицию.
Первая строка табличного поля определяет эталонные данные, относительно которых и производится расчет отклонений для всех нижестоящих анализируемых позиций.
25.jpg">
Для сравнения данных можно использовать, как одинаковые периоды, так и различные периоды времени. Если для сравнения используется один и тот же период, то его можно указать в общих настройках периода, а если используются для сравнения различные периоды (как в примере, показанном на рисунке), то они задаются в отдельной строке для каждого анализируемого плана.
В качестве показателей для сравнения данных могут быть использованы как количественные, так и стоимостные показатели. Отклонения стоимостных и количественных показателей может быть показано как в абсолютном, так и в процентном отношении.
Содержание раздела