Глава 12 Все о пользователях системы
Авторизация доступа
Ранее в этой книге вам неоднократно встречались заметки и предупреждения, так или иначе относящиеся к корректности и безопасности данных системы. Безопасности, связанной с возможностью не вполне компетентного или просто чересчур любознательного пользователя просматривать или изменять введенные в систему данные. Давайте резюмируем то, что было уже описано ранее, и обозначим тот минимальный объем основных "болевых точек”, которые необходимо принимать во внимание при определении пользовательских ролей.
? Доступ к просмотру и использованию планов счетов может быть разрешен всем пользователям, кому необходимо делать выбор счетов для ввода в справочники и документы. Доступ к редактированию планов счетов должен быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к редактированию планов видов характеристик должен быть разрешен минимальному количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к редактированию данных в режиме Настройка параметров учета может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Организации может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы (с дополнительной настройкой выбора Организации по умолчанию). Доступ к редактированию справочника Организации и всех, связанных с ним регистров должен быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Подразделения может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с отражением затрат. Доступ к редактированию справочника Подразделения и всех связанных с ним регистров может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Контрагенты может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные со взаиморасчетами. Доступ к вводу новых и коррекции элементов справочника должны иметь сотрудники, имеющие точные инструкции по ведению справочника (в соответствии с организационной структурой и схемой документооборота на предприятии). Формирование первичной структуры справочника (состав групп) и настройка регистра Счета учета контрагентов может быть разрешено минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Номенклатура может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с движением ТМЦ и услуг. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника должны иметь сотрудники, имеющие точные инструкции по ведению справочника (в соответствии с организационной структурой и схемой документооборота на предприятии). Формирование первичной структуры справочника (состав групп) и регистра Счета учета номенклатуры может быть разрешено минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Статьи затрат может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с отражением затрат. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Номенклатурные группы может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с отражением затрат. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Параметры амортизации ОС и НМЛ может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с участком ОС, НМА и отражением затрат. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Отражение зарплаты в учете может быть разрешен всем пользователям, формирующим документы, так или иначе связанные с начислением заработной платы. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
? Доступ к использованию справочника Типы цен номенклатуры может быть разрешен всем пользователям, формирующим справочник Номенклатура. Доступ к вводу новых и коррекции имеющихся элементов справочника может быть разрешен минимально необходимому количеству компетентных сотрудников при первоначальной настройке конфигурации и по необходимости в процессе работы.
Важно!
Необходимым организационным этапом перед настройкой ролей пользователей является уточнение (и желательно, оптимизация) схем внутрифирменного документооборота с детализацией по подразделениям и должностям, а наличие должностных инструкций является фактором, значительно облегчающим создание ролей.
Настройки ролей пользователей
В ІСБухгалтерии 7.7 настройка ролей пользователя (рис. 12.1) состояла из назначения набора прав и интерфейса каждому конкретному пользователю.
В 1C:Бухгалтерии предприятия 8.0 пользователю назначается роль, а точнее, доступные роли (рис. 12.2). Это напрямую связано с тем, что система позиционируется на многопользовательскую сеть, в которой необходимо описывать ролями уже не просто конкретного пользователя (или рабочее место), а группы пользователей (или рабочих мест). Это помогает оптимизировать работу по настройке пользовательского доступа.
Также пользователю назначается один из интерфейсов в качестве основного (по умолчанию). Как мы уже отмечали в начале книги, пользователь в сеансе работы может изменить интерфейс.
Ц Аутентификация Windo Пользователь:
'• Пользователи
4
I Полное >мя I Роль Ш^м.Икгикнас] " ......
Пюьов Михаил Евгеньевич
Главбух
Администратор Бухгалтер
Гпоигтпа попь шлите ля
....... 8 .
|Мармк*іа Екатерина Львов Прав*
_
—°І-_1
о™*»
ухга/ттвр
Г* Откоо^ь контроль прав
Рис. 12.1. Экранная форма настройки роли пользователя в 1C.Бухгалтерии 7.7
Пользователь |
 |
й Аутентификация 1 СП с Пароль:
Подтверждение пароля
Показывать в списке выб
_
Пользователь
Основные] Прочие |
Доступные роли:
7\
Администратор

Основной интерфейс: Административный Язык:
Отмена
Справка
Важно!
В силу повышенной сложности системы настройку ролей и интерфейсов в 1C:Бухгалтерии предприятия 8.0 не предполагается производить силами пользователя. не владеющего специальными знаниями. Поэтому иллюстрации носят сугубо ознакомительный характер и в данном издании подробности процесса создания ролей не рассматриваются.
Список пользователей
После того как создана оптимальная для организации (или холдинга) система ролей пользователей и настроены интерфейсы, наступает собственно этап создания списка пользователей, который, в интересах дела, должен быть создан в рабочей базе данных до начала любых действий по вводу данных. В исключительном случае процесс ввода базовых данных может идти параллельно настройке ролей, но только в том случае, если к вводу базовых данных имеют доступ сотрудники с высокой компетентностью (в части специфики организации и действующих нормативных и законодательных актов) и владеющие навыками уверенного пользователя системы ЮБухгал-терия предприятия 8.0.
Список пользователей формируется в 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 там же, что и в 1C:Бухгалтерии 7.7: пункт меню Администрирование | Пользователи в режиме конфигуратора (рис. 12.3).
 |
Рис. 12.3. Настройка списка пользователей |
Внимание!
Для того чтобы соблюсти все условия безопасности данных системы, настоятельно рекомендуется не пренебрегать назначением паролей пользователей.
Часть IV. Сервис и администрирование
Пользовательские настройки
Завершающим (и наиболее доступным для самого пользователя) является этап настройки комплекса значений по умолчанию, которые будут подставляться в те или иные поля экранных форм.
В 1C:Бухгалтерии 7.7 роль таких настроек выполняли Константы, которые можно было редактировать прямо в списке, но специально для этих целей они были собраны в экранную форму, которую можно было открыть по меню Сервис I Индивидуальная настройка конфигурации (рис. 12.4).
Индивидуальная настройка конфигурации
^
твл__,і
——„
штт_________*•«А—тштя•¦««••«.«—і~——¦—•«и—«.ш
шятт
[Значение доя рабочего не... IОбщее значение (справочно)
Основная единица измерения
Основной р/с
Основной р/с
Основная ставка НДС
Основная ставка НП Основной склад
Основной склад
Основная цена приобретения
Основная цена приобретения
Администрация
Основное подразделение
Администрация
Основной вид
Основной вид договоров
Изменить значение [ Очистить
Рис. 12.4. Экранная форма Индивидуальная настройка конфигурации 1С:Бухгаптерии 7.7
Как видно из рисунка, возможностей изменять индивидуальные настройки у пользователя 1C:Бухгалтерии 7.7 было не очень много.
С появлением 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 эта ситуация изменилась радикально.
Начнем "с конца" — с той экранной формы, которая позволяет пользователю настраивать параметры по умолчанию. Поскольку это именно пользовательская настройка (для конкретного пользователя), откроем список пользователей Сервис I Пользователи (рис. 12.5).
Двойным щелчком на строке любого пользователя откроем диалог его настроек (рис. 12.6).
<* Пользователи _ П X
Действия •> \ ; -Л ^ * Ч Перейти • ? |
|
|
|
|
|
rpjrm польлоеатеяей * А |
|
|
Имя пользователя |
Полное имя пользователя - ~ |
|
0"_ ііМі!М.!.!-і»і'Я |
|
«а |
Амиранов (Зам. д... |
Амиранов Максим Игоревич |
|
|
|
|
Ивакина (бухгалтер] |
Ивакина Лидия Евгеньевна |
|
|
|
- |
Кравцов(плановик) |
Кравцов Андрей Сергеевич |
|
|
|
- |
Любимцев [админ... |
Любимцев Геннадий В ладимирович |
|
|
|
- |
Сусликов (директ.. |
Сусликов Мартын Кириллович |
|
fyi |
|
— _ш |
|
Рис. 12.5. Экранная форма списка пользователей 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0
 |
Рис. 12.6. Экранная форма настройки пользователей ІС.Бухгалт?рии предприятия 8.0 |
Изучим то, что предлагается в стартовой настройке типовой конфигурации. Помимо этого, можно ввести любое количество дополнительных параметров
настройки, если воспользоваться настройкой одного из планов видов характеристик (рис. 12.7).
 |
Рис. 12.7. Экранная форма настройки плана видов характеристик настройки пользователей 1С:Бухгаптерии предприятия 8.0 (иерархия списка отключена) |
Из этой экранной формы видно, что можно добавлять необходимые строки в список, что даст возможность настраивать новые данные по умолчанию.
Содержание раздела