d9e5a92d

Глава 5 Операции и документы

Операция (иногда называемая пользователями "ручная операция") и в 1С:Бухгалтерии 7.7 (рис. 5.1), и в 1C:Бухгалтерии предприятия 8.0 (рис. 5.2), согласно технической документации, позиционировалась как один из видов документов.

Операции (как объекты) были, особенно на время освоения работы с 1C:Предприятием, излюбленным средством отражения реальных хозяйственных операций. Происходило это оттого, что документы типовой конфигурации формировали (по мнению пользователей) совершенно не подходящие или непривычные проводки. Хотя зачастую основной причиной неудовлетворительной (с точки зрения пользователя) работы документов было игнорирование им же корректной последовательности ввода первоначальных данных (в том числе корректной работы с периодическими реквизитами), нарушение хронологии ввода данных и неумение исправить это, а также многое другое, документы бывали безосновательно отвергнуты в пользу ручных операций.



Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.2. Экранная форма Операции 8 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0
Но, поскольку в 1С:Бухгалтерии 7.7 бухгалтерские (а позднее и налоговые) проводки были единственной основой формирования необходимых управленческих и отчетных данных, такое использование не наносило особого вреда, разве что резко снижало эргономику работы.

Если же говорить о 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0, то в этой книге ранее уже шла речь о том, что приоритетными объектами системы стали регистры. И регистры бухгалтерии, хранящие проводки в привычной бухгалтеру форме (двойной проводки), теперь не единственная основа для формирования учетных данных, а лишь ее часть. И если построить стандартные отчеты или бухгалтерский баланс и теперь возможно только на основании проводок, то воспользоваться некоторыми возможностями системы, например, по начислению заработной платы и отражению расчетов по НДС, только с помощью бухгалтерских проводок невозможно. Этим участкам по замыслу разработчика необходимы записи по некоторым регистрам.

Плюс к этому значительно снизилась "жесткость" системы по составу корреспонденций проводок, формируемых документов: они в большинстве случаев "перекочевали" из алгоритмов документов в их табличные части и стали открытыми для пользователя, чего не было в IС:Бухгалтерии 7.7. Оборотная сторона этой свободы уже обсуждалась, поэтому остановимся лишь на том, что хотя операция и осталась "боевой единицей" базы данных, но значительно утратила прежнюю исключительность в деле отражения хозяйственных операций.

В интерфейсе Операции 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0, по сравнению с 1C:Бухгалтерией 7.7, произошли некоторые изменения:

? в шапку добавлено поле Организация (отражение многофирменного учета);

? непосредственно в шапку операции добавлена возможность сформировать типовую операцию с помощью шаблона;

? табличная часть операции разделена надвое, отдельно для формирования проводок по счетам Плана счетов бухгалтерского учета и для проводок по Плану счетов налогового учета (или по Плану счетов УСН, в зависимости от того, какой вид налогового учета определен для организации, по которой формируется операция).

Документы

Документы по-прежнему остались основной "движущей силой" программы, но их возможности в ІСБухгалтерии предприятия 8.0 сильно изменились по сравнению с предшественниками в ІСБухгалтерии 7.7.

Как и прежде, воздействие документа на состояние базы данных (результат проведения) зависит от двух основных источников: алгоритма, заложенного разработчиком в модуль документа, и данных, целиком зависящих от пользователя. Однако соотношение этих источников радикально изменилось.

Ранее, в ІСБухгалтерии 7.7, создаваемые документом операции (и корреспонденции бухгалтерских проводок в них) были, в основном, достаточно жестко предопределены алгоритмом документа (в зависимости от его назначения), а их вариации зависели от выбора пользователем некоторых настроек шапки документа. В новой версии осталось совсем немного документов, где выбор проводок совсем не зависит от пользователя (по крайней мере, на этапе формирования самого документа). Это, в частности, документ Закрытие месяца.

Хотелось бы отметить одну из главных среди новых особенностей документов 1C:Бухгалтерии предприятия 8.0. Форма диалога стала гораздо более варьируемой в соответствии с назначением одной из нескольких операций, для регистрации которых создан документ. В какой-то мере справедливо будет сказать, что некоторые документы стали представлять собой "два-в-одном", "три-в-одном" и "более-в-одном”, причем переключение интерфейса экранной формы происходит вместе с выбором операции из меню, выпадающего после щелчка по одноименной кнопке Операция, например, как на рис. 5.3.

Операция *
Оплата от покупателя покупка, комиссия
Прием розничной выручки в переработку
Возврат денежных средств подотчетником оборудование
Возврат денежных средств поставщиком объекты строительства
Получение наличных денежных средств в банке
Расчеты по кредитам и займам с контрагентами
Прочий приход денежных средств
Рис. 5.3. Фрагменты экранных форм документов 1С:Бухгалт?рии предприятия 8.0
Кроме того, в документах типовой конфигурации 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 чаще всего имеется несколько различных табличных частей, переключаемых с помощью закладок. В документах ІСБухгалтерии 7.7 такое тоже встречалось, но гораздо реже (Авансовый отчет, Счет-фактура и др.).

Для документов 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 характерна гораздо более выраженная гибкость настроек, которые доступны пользователю. В частности, существует возможность по необходимости управлять составом и видом табличной части документа.

Для этого в открытом окне документа следует щелкнуть правой кнопкой мыши в области табличной части. В появившемся меню (как правило, оно выглядит как на рис. 5.4) выберите пункт Настройка списка.

Список возможных реквизитов табличной части, разумеется, различен у различных документов и отражает их специфику. Например, он может выглядеть как на рис. 5.5.

При этом в списке реквизитов существуют такие, которыми можно управлять, и такие, которыми управлять (удалять их видимость) нельзя — это, как правило, реквизиты, обязательные к заполнению. Обратите внимание и на то, что можно управлять местоположением реквизитов — передвигать их — с помощью стрелок над окном списка. Кстати, перемещение граф документа возможно и путем обычного перетаскивания мышью прямо в табличной части, чего не было в 1С:Бухгалтерии 7.7.

Глава 5 Операции и документы
Добавить

Изменить

Удалить

Скопировать
Ins

F9

F2

Del

Закончить редактирование

SMI+F2

Clrl+SMt+Up

¦ Переместить вверх
Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.4. Местоположение команды Действия | Настройка списка в объектах 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0
В связи с тем, что у некоторых документов окна настройки колонок имеют слишком большой вертикальный размер, списки колонок документов в главе 6 будут приводиться преимущественно в виде текстового списка.

Другой особенностью документов 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 является то, что процедура их проведения заключается в записи движений по различным регистрам. Ранее, в ІСБухгалтерии 7.7, она могла быть выражена в записи операции, состоящей из бухгалтерских проводок (реже — без них), и периодических реквизитов справочников. Однако в новой версии и то, и другое теперь передано в ведение различных регистров. Просмотреть все возможные действия, которые выполняет в базе данных конкретный документ, можно по кнопке Перейти (рис. 5.6), которая присутствует в окне каждого документа.

Подробнее

В дальнейшем, при рассмотрении документов по участкам учета, для каждого документа будут приведены результаты его проведения — список регистров, в которых он формирует записи.

Еще одной особенностью, присущей многим документам, является наличие в них флага Отразить в налоговом учете. От установки флага зависит формирование проводок по счетам Плана счетов налогового учета.

Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.5. Пример экранной формы Настройка списка одного из документов 1С:Бухгаптерии предприятия 8.0
Кроме того, в окнах многих документов существуют и пиктограммы просмотра проводок, причем отдельно движений по регистрам бухгалтерии Журнал проводок бухгалтерского учета и Журнал проводок налогового учета.

В 1C:Бухгалтерии 7.7 большие неудобства для пользователя создавала процедура отмены проведения документа для исправления некорректно введенной даты или переноса по времени. С этой точки зрения, у пользователей 1C:Бухгалтерии предприятия 8.0 явно хорошие новости. Теперь управлять состоянием документа можно непосредственно из открытой экранной диалоговой формы. Для этого можно щелкнуть по кнопке Действия в панели инструментов документа и выбрать соответствующее действие. Например — Провести, если документ пока не проведен, или, напротив, Отмена проведения, если он проведен. Еще более интересно и непривычно пользователям ЮБухгалтерии 7.7 то, что перенести документ по шкале времени (на другую дату или время) можно, даже если он проведен! Это связано с тем, наверное, что документы предоставляют пользователю право (и необходимость) ввода корреспондирующих счетов непосредственно в документ. Тогда как в 1C:Бухгалтерии 7.7 состав проводок в большей степени зависел от алгоритма документа, а потому система не брала на себя ответственность за их корректность при переносе по шкале времени. Оттого и требовалось сначала сделать документ не проведенным, а потом путем проведения "на новом месте” сформировать проводки, соответствующие состоянию итогов в этой временной точке.

Операция- Цены и валюта... Действия- 4» W '-fe Ь-(Пере*пГ>) [?¦ (^,

Рис. 5.6. Фрагмент панели инструментов экранной формы типичного документа ІС.Бухгалтерии предприятия 8.0

Типовые операции

Одним из атрибутов гибкости настроек для специфических нужд пользователя в ІСБухгалтерии 7.7 были типовые операции. Надо сказать, что отношение пользователей к ним было различным. Для кого-то они, повторюсь, дополняли возможности документов типовой конфигурации, а для кого-то были им заменой, если проводки, определенные алгоритмом тех или иных документов, по каким-либо причинам не устраивали бухгалтера. Именно этим обуславливалось то, что со временем в списке шаблонов типовых операций появлялись даже такие, которые дублировали штатные документы типовой конфигурации.

Шаблоны типовых операций являются промежуточным звеном между объектами вида Операция (для ручного ввода) и другими документами. С одной стороны, в них можно закладывать элементарные алгоритмы формирования проводок (аналогия с документами), а с другой — такие настройки вполне доступны пользователю (что дает основание приравнивать их к операциям, вводимым вручную).

Однако в ІСБухгалтерии предприятия 8.0, там, где во многих документах корреспонденциями проводок можно управлять, можно было бы сказать, что роль типовых операций изменилась и значение снизилось.

Но это только на первый взгляд.

Типовые операции изменились достаточно сильно и в привлекательную для пользователя сторону. В чем-то они еще более приблизились к документам, оставив за собой прежнее преимущество доступности для пользователя-бухгалтера.

Интересной особенностью стало то, что реквизиты, необходимые для формирования проводок, теперь размещаются в отдельной форме диалога (например, как на рис. 5.7) — чем не своеобразный аналог формы документа!?

Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.7. Экранная форма ввода параметров типовой операции в 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0
Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.8. Экранная форма Операции 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 (указана кнопка выбора шаблона типовой операции)
Стало значительно удобнее обращаться к шаблону типовой операции (рис. 5.8). Соответствующее поле просто введено в форму диалога обычной операции и, по ситуации, его можно либо проигнорировать (и ввести операцию полностью вручную), либо выбрать нужный шаблон типовой операции, после чего нажать кнопку Сформировать проводки.

Особо надо отметить следующее. В 1С:Бухгалтерии 7.7 типовая операция после записи теряла связь с настройками и формулами, с помощью которых она формировалась. Как только мы записывали операцию, введенную с помощью шаблона, она превращалась в обычную операцию. При обнаружении ошибки ввода данных и необходимости что-то пересчитать приходилось либо удалять "бракованную" операцию и вводить на ее место с помощью шаблона новую, с корректными данными, либо просто редактировать операцию ручным способом.

В IС:Бухгалтерии предприятия 8.0 типовая операция остается таковой со всеми своими достоинствами даже после записи. Для этого надо просто открыть для редактирования нужную операцию, нажать кнопку Сформировать проводки и ввести новые корректные значения реквизитов. Щелчком по кнопке ОК будут сформированы исправленные проводки.

Список типовых операций можно найти из пункта меню Проводки | Типовые операции (рис. 5.9).

Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.9. Экранная форма списка типовых операций в 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0
Как видно из экранной формы, шаблоны можно, как и раньше, экспортировать и импортировать.

Сама экранная форма настройки стала сложнее, чем в 1С:Бухгалтерии 7.7, но сблизилась с экранными формами остальных документов системы.

Подробности работы с типовыми операциями будут приведены в следующей книге серии. Здесь же приведем только один рисунок — экранной формы шаблона типовой операции (рис. 5.10).

Глава 5 Операции и документы
Рис. 5.10. Экранная форма типовой операции в 1С:Бухгалтерии предприятия 8.0 (закладка Операция)


Содержание раздела