d9e5a92d

Глава 12. Использование материальных запасов

Учетный порядок

Материалы, в отличие от основных средств, используются в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию.

Отпуск материалов в производство оформляется расходными документами: лимитнозаборными картами и требованиями-накладными.

При отпуске материалов делается запись в дебет счета производственных затрат (20, 25, 26) и кредит счета 10 "Материалы" по учетной стоимости на статью "Материальные затраты".

Если в течение одного отчетного периода расходуются материалы, поступившие в разное время по разным ценам, то возникает проблема определения стоимости материалов, отпущенных в производство.

Отпуск материалов в производство на общехозяйственные расходы. Все материалы приобретены по одной цене

Для отражения в учете факта передачи материалов в основное производство, на общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в программе создан документ "Передача материалов в производство". Этот документ заполняется на основании бумажной копии документов "Лимитно-заборная карта" или "Требование-накладная" и справочника "Материалы".

Информация № 12-1



09.02.2004 административному подразделению по требованию-накладной № 1 со склада материалов переданы материалы на отделку кабинета директора.

В требовании-накладной № 1 указано:

Наименование

материала
Счет

затрат
Единица

измерения
Количество

отпущено
1 Брус осиновый 26 куб. м. 0.010
2 Плита ДСП

1.0х0.6
26 шт. 1.000
3 Шпон дубовый

1200 мм
26 м 1.000
4 Шпон ореховый 1000 мм 26 м 1.000
5 Плита ДСП

1.2х1.2
26 шт. 1.000
Отразить в учете передачу материалов на отделку директорского кабинета

09.02.2004.

Контрольная сумма: Передано материалов в производство на 160.68 руб. (Сумма, указанная как сумма операции в Журнале операций).

Для этого:

- командой Документы ^ Учет материалов ^ Перемещение материалов

вывести на экран форму "Требование-накладная".

Ввести: № ^ 1 ^ 09.02.2004 ^ Вид перемещения Передача материалов в производство ^ Склад Склад материалов ^ Счет отнесения затрат 26 ^ Общехоз. Затраты JJ Материальные затраты, -> Подразделения Администрация ->

Подбор ^ Склад Склад материалов ^ Столярные материалы, двойным щелчком по открыть папку ^ Брус осиновый, Enter ^ 0.01, Insert ^ Плита ДСП 1.0х0.6, Enter, ^

1.000, Insert ^ Шпон дубовый 1200, Enter ^ 1.000, Enter и т. д. (рис. 12-1).

^ ОК. ^ Провести документ.


Документ формирует десять однотипных проводок (рис. 12-2):

• Дт. 26 и Кт. 10.1, 0.010, 20.34, Передан материал, МТ;

• Дт. Н07.04.1и Кт. Н02.01, 0.010, 20.34, Передан МПЗ, НУ;

• Дт. 26 и Кт. 10.1, 0.010, 8.14, и т. д.

Дебет1 СубконгоДт Кредит ГуйкоіггоКт Eta л. Кол-во | Etan.c,,, | Сумме А
___ ___ Курс Первичный документ U
в ш-ш Сед. проводки NX
ч 1 26 Материальные mi 6pt)C осиновый 0.010 20.34
Администрацій Склад матерла (В. 02.2004. №00000001
Передан материал |МТ
2 Н 07.04.1 Материальные

<...>
Н02.01 Брус осиновый

<. >
0.010

09.02.2004. №00000001 Передан МПЗ
2034

НУ
ч 3 26 Материальные

Администраціи
mi Плите ДСП 1 0: Склад материа 1.000

(В. 02.2004, №00000001 Передам материал
014

МТ
ч 4 Н 07.04.1 Материальные

<...>

<...>
Н 0(2.01 Плита ДСП 1.0:

<...>
1.000

[В. 02.2004. №00000001 Передан МПЗ
3.14

НУ
5 26 Материальные

Администраціи
mi Шлон едбовый' Склад матерка 1.000

09.02.2004. №00000001 Передан материал
73.22

МТ
ч 6 Н07 04.1 Материальные

<...>
HOG.01 Шлон дубовый' <...>

<...>
1.000

(В. 02.2004. №00000001 Передан МПЗ
73.22

НУ
ч 7 26 Материальные

Администрацій
mi Шлон орех. 100 Склад мдгериа 1.000

И. 02.2004. №00000001 Передан материал
43.01

МТ
ч S Н07.04.1 Материальные

<...>

<...>
НОЙ. 01 Шлон орех. 100 <...>

<...>
1.000

09.02.2004. №00000001 Передан МПЗ
4031

НУ
ч 9 26 Материальные

Администрацій
mi Плита ДСП 1.2: Склад ічзтеряа 1.000

(В. 02.2004. №00000001 Передан материал
1017

МТ
ч 10 Н 07.04.1 Материальные

<...>
Н02.01 Плита ДСП 1.2:

<...?¦
1.000

09.02.2004. №00000001 Передан МПЗ
1й17

НУ
Ім
Рис. 12-2. Бухгалтерские проводки: "Перемещение материалов"

Примечание: чтобы убрать ошибочную запись из накладной достаточно выделить ее курсором и нажать клавишу Del.

Контрольную сумму выполнения задания 12-1 проверьте самостоятельно.

Определить отпускную цену материалов, приобретенных по одной цене. (Сформировать отчет "Карточка субконто" за период с 12.01.2004 по 10.02.2004 для материала "Плита ДСП 1.0х0.6").

Контрольная сумма: 8.14 руб.

Для этого:

- ввести команду Отчеты ^ Карточка субконто ^ установить период с

12.01.2004 по 10.02.2004 ^ Вид субконтоі Материалы ^ Субконтоі Плита ДСП 1.0х0.6 ^ Вид субконто2 Места хранения ^ Субконто2 Склад материалов ^

Сформировать.

При правильном вводе команды на экран будет выведена ведомость прихода и отпуска материала ДСП 1.0х0.6 за период с 12.01.2004 по 10.02.2004 (рис. 12-3).

Плиты ДСП 1.0х0.6 поступали на склад два раза, по этой же цене материал передан в производство:

• 01.02.2004 и 02.02.2004 поступило 360 единиц по цене 2880/360=8.14 руб.;

• 09.02.2004 передано в производство 1 единица по цене 8.14 руб.

Дата Дакумклт Опер О ЦП И ДсБст Кредит Текуиу?е сальдо
Счет I С?іума Счет I С?іума
Сальдо на 12J31.04

КОЛ-ВО
:і 02 3001 Поступление

материалов

00000001
Поступление материала в Поступи™ материалы

Пгтита ДСП 18x0.6

Склад материалов "ЕоравиС НПО

ПИі-Б Ni-15/2 tor 18.01.20М

Кол-ва
101 014,00

190.000
001 I 100.CC
a2.02.2CO4 Поступление

материалов

OOOOOOD2
Поступление материалов ПіСТуЛилл материалы

ПГиТа ДСП т ЯкОВ

Склад материмое "БОрОылС НПО

ГМ-Б N? 15/2 от 1S.CH .2004

КОЛ-ВО
1 D.1 2,116.40

290.900
60.1 + 360.00
39 02.3004 Перемену низ

материалов

90000001.
Отгуск материалов Передан материал

Материалы-ые затраты Администрация

Плита ДСП 1 jOkOjS

Склад материалов

Кол-ва
25 І01 0.14

1.000
* 359.00
Обороты on период

Кол-во
2,930.40

360.000
9.14

1.000
сальдо на 1OJQ2.04

Коп-В0
2,922.25

359.000
Рис. 12-3. Карточка субконто материалы: "Плита ДСП 1.0х0.6"; Места хранения "Склад материалов" за период с 12.01.2004 по 10.02.2004

Учет отпуска в производство материалов, приобретенных по разным ценам

Существует несколько различных методик учета стоимости материалов. Наиболее распространенные из них:

- LIFO - по ценам от самых последних партий поставок к ценам предшествующих поставок (последним пришел - первым израсходован);

- FIFO - прямая противоположность LIFO, т. е. по ценам самых первых партий поставок, а по мере их расходования - по ценам последующих поставок (первым пришел - первым израсходован);

- Average - отпуск по средней стоимости. Эта методика будет использована в учебном примере.

Алгоритмы расчета сумм проводок в редакции 4.5 типовой конфигурации программы "1С: Бухгалтерия 7.7" ориентированы на методику списания материалов по средневзвешенной цене, сложившейся на дату оформления документа.

Необходимость определения средней цены в рассматриваемом примере вытекает из факта поступления одинаковых материалов по разным ценам от НПО "Боровик". В этом можно убедиться, если посмотреть, например, карточку субконто "Материалы" для плит ДСП за февраль.

Средняя цена изменяется при закупке очередной партии материала по новой цене и рассчитывается путем деления конечного остатка материала в стоимостном выражении на конечный остаток в количественном выражении.

Для того чтобы проиллюстрировать отпуск материалов по средней цене, выполним две операции с одинаковым содержанием, но с разными датами.

Первая операция по отпуску материалов уже выполнена 09.02.2004. В это время на складе были материалы ДСП 1.0х0.6 только по одной цене 8.14 руб., поэтому ДСП 1.0х0.6 отпущены по 8.14 за шт.

Вторую такую же операцию по отпуску материалов выполним 14.02.2004, т.е. после того, как на склад уже поступили ДСП 1.0х0.6, но уже не по 8.14 руб., а по 9.15 руб. за шт. Приход новой парии изменил средневзвешенную цену, поэтому 14.02.2004 ДСП 1.0х0.6 будут отпущены не по 8.14 руб., а по средней цене 8.36 руб. за шт.

ЗАДАНИЕ 12-3

Повторить операцию отпуска тех же материалов, но после прихода более дорогой партии.

Для этого:

• скопировать операцию передачи материалов в производство от 09.02.2004 (F9);

• установить другую дату, например, 14.02.2004 и провести документ.

Контрольная сумма: Передано материалов в производство на 161.72. (Сумма, указанна как сумма операции в Журнале операций).

После выполнения задания 12-3 проверяем контрольную сумму (рис. 12-4).
ЗАДАНИЕ 12-4

Определить отпускную цену плит ДСП 1.0х0.6, переданных в производство

14.02.2004.

Для этого:

- сформировать отчет "Карточка субконто" за период с 12.01.2004 по

14.02.2004 для материала "Плита ДСП 1.0х0.6" .

Контрольная сумма: 8.36 руб. (цена одной плиты ДСП 1.0х0.6)

Из сформированной ведомости (рис.12-5) видно, что имели место три прихода данного материала на склад 01.02.2004, 02.02.2004 и 12.02.2004. Оприходование материала производилось по разным ценам:

• 01.02.2004 и 02.02.2004 поступило 360 единиц по цене 2880/360 = 8.14 руб.;

• 12.02.2004 поступило 100 единиц по цене 915/100=9.15 руб.;

• 09.02.2004 передана в производство 1 единица ДСП 1.0х0.6 по цене 8.14 руб.

• 14.02.2004 передана в производство 1 единица ДСП 1.0х0.6 по цене 8.36руб.

Примечание. Средняя стоимость материалов, отпущенных в производство, приводится также в окне сообщений после проводки документа "Требование накладная".

Дата десант опера+и Песет кредит текудуеа сальдо
Счет С?глМй Счет I Сумм»
Сальдо на 12.01.04

Кол-во
31.33,2034 постепенна

материалов

CC00D0JI
Поступление материалов Поступили материалы

Плита ДСП 1 J0>:0?

Склад материала "Боросис" НПО

П1/-Е NS 15Т2 от I а .01 .ЗОМ

К0Л-Е0
10,1 614 00

ТОП 000
60' т юоооо
32.32.2034 Поступление

материалов

00000002
Поступление материалов Поступили материалы

Понта ДСП 1 0x0 .е

Склад гллтсриппоЕ "Боровик" НПО

ПІА-Б N° 15/2 от 10.01.2034

Кол-с с
10.1 2,11 ?.40

260 000
60.' ^— 360 000
СЗ?.02.20ЭД Первые и^мле мотернчлоп 0000000I Отпуск материалов Передай, материал

Материальные оатроты

АДМИННСТрИЦІШ

Ппите ДСП -1 ЛЗхОБ

Оклад ілатерийпов

КйЛ-ЕО
26 10.1 1 000 4 359.D00
12.02.2034 Поступление

материалов

сооооооз
Посі упление материалов Поступили материалы

Плита ДСП 1 OkQjS

Склад очтсривпсс

"Боровик" НПО

nw-б ГТ? 132 0т 13.01.2034

Кол-по
10.1 915.00

'.00.000
60.' і 4Б9.000
14.32.2034 Персме

материалов

OOOODDD2
Отпуск материалов передан очтернпп

Материепы-ые затраты Администрация

Плпо ДСП 1 .OsO.6

Оклад материалов

Коп-са
26 10 1 1.000 5

4 45В 000
Обороты за период

Кол-во
3.S45 40 460.000 16.30

2.000
Сальдо на 1402.04

Кол-во
3JS28S0

450000
Рис. 12-5. Карточка субконто материалы: "Плита ДСП 1.0х0.6"; Места хранения "Склад материалов" за период с 12.01.2004 по 14.02.2004

ЗАДАНИЕ 12-5 (Только для тех, кто выполнил задание 12-3)

Удалить (пометить на удаление) операцию передачи материалов в производство от 14.02.2004

Отпуск материалов на основное производство. Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе

При компьютерном ведении учета материалов в течение отчетного периода (месяца, квартала) отпускают материалы в производство по документу "Требование-накладная" без указания цены и без записи в Журнал операций.

В конце периода определяют среднюю (средневзвешенную) цену материалов и на основе требований-накладных записывают операцию отпуска материалов в Журнал операций по средней цене.

Для автоматизации ввода операций по отпуску материалов в производство в типовой

конфигурации программы предусмотрен документ "Учет материалов". Передача материалов в производство", который подготавливает для печати документ "Требование-накладная", формирует проводки по отпуску материалов в производство и автоматически рассчитывает средневзвешенную (среднюю) цену материалов на дату оформления документа. Средняя цена не зависит от количества отпущенных материалов, а изменяется только при поступлении материалов с новой ценой.

Информация № 12-2

В феврале на основное производство были отпущены следующие материалы:

15.02.2004 в столярный цех по требованию-накладной № 2 со склада материалов переданы материалы на производство столов кухонных.

Требование-накладная № 2

Наименование Счет Един. Кол-во Кол-во
материала затрат изм. затребовано отпущено
1 Брус осиновый 20 куб.

м.
0.250 0.250
2 Плита ДСП 1.2х1.2 20 шт. 100.000 100.000
3 Шпон дубовый 1200 мм 20 м 100.000 100.000
Наименование

материала
Счет

затрат
Един.

изм.
Кол-во

затребовано
Кол-во

отпущено
4 Лак ЛМП 20 л 25.000 25.000
5 Морилка

спиртовая

темная
20 л 10.000 10.000
6 Шурупы 6 мм 20 кг 10.000 10.000
7 Шурупы 13 мм 20 кг 7.000 7.000
Для отпуска материалов в производство, независимо от того, какими бухгалтерскими документами они оприходованы, целесообразно пользоваться компьютерной (бумажной) формой документа "Требование-накладная".

ЗАДАНИЕ 12-6

Отразить факт передачи 15.02.2004 материалов со склада материалов на производство столов кухонных (вид номенклатуры - "Столы кухонные", статья затрат "Материальные затраты").

Использовать документ "Перемещение материалов”.

Контрольная цифра: 9291.99 - сумма операции от 15.02.2004

Для этого:

- командой Документы ^ Учет материалов ^ Перемещение материалов

вывести на экран форму документа "Требование-накладная”.

Исправить дату на 15.02.2004, выбрать Склад материалов, счет отнесения затрат 20, Столы кухонные, Материальные затраты, Столярный цех.

Ввод данных удобно делать в режиме "Подбор".

Если количество отпущенных материалов не превышает количества материалов на складе, то после проведения документа будут сформированы четырнадцать проводок и в графу "Сумма" Журнала операций будет записана сумма операции 9291.99 (рис. 12-6) .

16.02.2004 в столярный цех по требованию-накладной № 3 со склада материалов переданы материалы на производство столов обеденных.

Требование-накладная № 3

Наименование

материала
Счет

затрат
Един.

изм.
Кол-во

затребовано
Кол-во

отпущено
1 Брус

осиновый
20 куб.

м.
0. 250 0. 250
2 Плита ДСП

1.0х0.6
20 шт. 200. 000 200. 000
3 Шпон ореховый

1000 мм
20 м 200. 000 200. 000
4 Лак ЛМП 20 л 20. 000 20. 000
5 Морилка

спиртовая

темная
20 л 5. 000 5. 000
І6 Шурупы 6 мм 20 кг 6. 000 6. 000
7 Шурупы 13 мм 20 кг 15. 500 15. 500
ЗАДАНИЕ 12-7

Отразить факт передачи 16.02.2004 материалов на производство столов обеденных (вид номенклатуры - "Столы обеденные", статья затрат "Материальные затраты").

Использовать документ "Перемещение материалов”.

Контрольная цифра: 12253.11- сумма операции от 16.02.2004

После проведения документа будут сформированы четырнадцать проводок и в графу "Сумма" Журнала операций будет записана сумма операции 12253.11 (рис. 12-7).

^ Журнал операций (01.01.2004-31.03.2004) : Отбор Перемещение материалов Г-ПГп1^^
т І Щ =& §?І Ш М Щ М Н 5* Ш ІИ -ft Ч: [?] І^?
Дата Время Документ Номер Содержание Сумма -
а 09.02.2004 12:00:20 Перемещение материалов ! 00000001 Отпуск материалов 1G0.G8 0
эй 14.02.2004 12:00:10 Перемещение материалов 00000002 Отпуск материалов 161.72
а 15.02.2004 12:01:00 Перемещение материалов 00000003 Отпуск материалов
а 16.02.2004 12:00:10 Перемещение материалов 00000004 Отпуск материалов Г" 12.253.11
0
Печать j Ввести документ Ввести типовую операцию ^ Ввести операцию вручную Сторно
Рис. 12-7. Журнал операций. Отбор "Перемещение материалов"

Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе

В реальном производстве возможна ситуация, когда количество материалов, записанное в требовании-накладной, превышает количество материалов, числящихся по документам склада. Такая ситуация может возникнуть в двух случаях: 1) на складе материалов нет; 2) на складе материалы есть, но они еще не оприходованы.

Если требуемых материалов на складе нет или они есть, но в недостаточном количестве, то в требовании-накладной в графе "Отпущено" проставляются реальные цифры отпуска материалов.

Если требуемые материалы на складе есть, но они еще не оприходованы, то на них выписывается расходная накладная, и материалы передаются в производство. Требование-накладная заполняется так же, как и при отпуске оприходованных материалов, но после закрытия документа проводки не формируются, о чем выдается на экран соответствующее сообщение.

После оформления поступления материалов на склад требование-накладная проводится (для этого двойным щелчком по записи операции на экран выводится форма требования-накладной и документ еще раз закрывается командой ОК, что формирует соответствующие проводки). Проводку документа надо выполнить (обязательно!) до закрытия отчетного периода.

Информация № 12-3

17.02.2004 в столярный цех со склада материалов по требованию-накладной № 4 затребованы материалы на производство столов письменных.

При отпуске материалов выяснилось, что не все требуемые материалы имеются в достаточном количестве, поэтому в требование-накладную необходимо будет ввести соответствующие коррективы.

В требовании-накладной № 4 затребовано:

Наименование

материала
Счет

затрат
Ед.

изм.
Кол-во

затребовано
Кол-во

отпущено
1 Брус осиновый 20 куб.

м.
0.750 0.750
2 Плита ДСП 1.2х1.2 20 шт. 240.000 240.000
3 Шпон ореховый 1000 мм 20 м 320.000 320.000
4 Лак ЛМП-766 20 л 20.000 20.000
5 Морилка

спиртовая

темная
20 л 5.000 5.000
6 Шурупы 6 мм 20 кг 23.000 23.000
7 Шурупы 13 мм 20 кг 11.500 11.500
ЗАДАНИЕ 12-8

Отразить в учете передачу материалов, затребованных на производство столов письменных 17.02.2004 (вид номенклатуры - "Столы письменные", статья затрат "Материальные затраты").

Для этого:

- командой Документы ^ Учет материалов ^ Перемещение материалов

вывести на экран форму документа "Требование-накладная".

Заполнить табличную часть документа в соответствии с требованием-накладной № 4. Щелкнуть по кнопке ОК либо Провести.

Поскольку материалов на складе недостаточно, то документ проведен не будет.

В окне сообщений (рис. 12-8) будет выведена информация, что на складе материалов имеется только 149 единиц плит ДСП 1.2х1.2 из необходимых 240 шт. и только 299 м шпона орехового из затребованных 320 м.

Проведение документа Перемещение материалов N° 00000005 от 17.02.04

V 1. Брус осиновый: на складе Склад материалов 0.99 м3, всего на складах 0.99 м3 на сумму 2013.56, (

V 2. Плита ДСП 1.2x1.2: на складе Склад материалов 149 шт, всего на складах 149 шт на сумму 1636.S,

V На складе 149 шт из необходимых 240 шт Плита ДСП 1.2x1.2 (10.1)

V Документ не проведен!

Проведение документа Перемещение материалов № 00000005 от 17.02.04

V 1. Брус осиновый: на складе Склад материалов 0.99 м3, всего на складах 0.99 м3 на сумму 2013.56, (

V 2. Шпон орех. 1000 мм: на складе Склад материалов 299 м, всего на складах 299 м на сумму 14594.19

V На складе 299 м из необходимых 320 м Шпон орех. 1000 мм (10.1)

V Документ не проведен!
На вопрос "Закрыть документ?" ответить Да, т. е. сохранить его не проведенным в информационной базе.

После того, как кладовщик отпустит имеющееся количество материала, в графу "Отпущено" внести исправления: и записать реальные цифры из накладной кладовщика (в нашем случае 149 шт. и 299 м). Щелчком мыши по кнопке ОК провести документ.

Требование-накладная, после коррекции количества отпущенных материалов, будет иметь такой вид:

Требование-накладная № 4 после коррекции затребованного количества

Наименование

материала
Счет

затрат
Ед.

изм.
Кол-во

затребовано
Кол-во

отпущено
1 Брус осиновый 20 куб.

м.
0.750 0.750
2 Плита ДСП

1.2х1.2
20 шт. 240. 000 149. 000
3 Шпон ореховый

1000 мм
20 м 320. 000 299. 000
4 Лак ЛМП-766 20 л 20. 000 20. 000
5 Морилка 20 л 5. 000 5. 000
спиртовая

темная
6 Шурупы 2х6 мм 20 кг 23. 000 23. 000
7 Шурупы 4х13

мм
20 кг 11. 500 11. 500
ЗАДАНИЕ 12-9

Отразить в учете передачу материалов на производство столов письменных

17.02.2004 при условии, что количество плит ДСП 1.2х1.2 и шпона орехового по учетным документам на складе меньше, чем затребовано в требовании-накладной № 4.

Контрольная цифра: 18129.00- сумма операции от 17.02.2004.

Для этого:

- установить курсор в строку с требованием-накладной № 4 от 17.02.2004 и командой Enter либо двойным щелчком мыши открыть документ.

Откорректировать графу "Отпущено": установить курсор в соответствующее поле графы "Отпущено" и командой Enter либо двойным щелчком мыши открыть ячейку и исправить количество по факту.

Провести документ (щелкнуть по кнопке ОК).

После проведения документа будут сформированы семь проводок (Дт. 20 и Кт. 10.1) и в графу "Сумма" Журнала операций будет записана сумма операции 18129.00 (рис. 12-9).

f _____________________________________ __

^ Журнал операций (01.01.2004-31 03 2004) 1 Отбор Перемещение материалов
ш # і щ. m ш м m eh йЗ! 3- чт| ш & л % m м
Дата Время Докчменг Номер Содержание Счмма л
a 09.02.2004 12:00:20 Перемещение і 00000001 Отпуск материалов 1G0.G8
& 14.02.2004 12:00:10 Перемещение і 00000002 Отпуск материалов 161.72
1 15.02.2004 12:01:00 Перемещение і 00000003 Отпуск материалов 9291.99
m 16.02.2004 12:00:10 Перемещение і 00000004 Отпуск материалов ^-422534Л^
m 17.02.2004 12:00:00 Перемещение і 00000005 Отпуск материалов ( 18129.00[^]
Печать ^ j Ввести документ В вести типовую операцию § Ввести операцию вручную Сторно
Рис. 12-9. Журнал операций. Проверка контрольной суммы

Автоматический перерасчет документов на отпуск недостающих материалов

СИТУАЦИЯ 12-1

18.02.2004 для производства столов письменных по требованию-накладной № 5 выписаны недостающие материалы. При оформлении отпуска материалов на производство столов письменных выяснилось, что на складе недостаточно материала "Плита ДСП 1.2х1.2” и "Шпон орех 1000 мм”. Кладовщик сообщил, что необходимые производству материалы поступят во второй половине дня.

Требование-накладная № 5 от 18.02.2004

Наименование Счет Един. Кол-во Кол-во
материала затрат изм. затребовано отпущено
2 Плита

ДСП 1.2х1.2
20 шт. 91.000 91.000
3 Шпон

ореховый 1000
20 м 21.000 21.000
мм
ЗАДАНИЕ 12-10

Выписать требование-накладную № 5 от 18.02.2004 на передачу в производство недостающих материалов. Сделать попытку провести накладную. Записать, а затем закрыть не проведенную накладную.

Контрольная цифра: отсутствие суммы в графе "Сумма" операции отпуска материалов.

Для этого:

- ввести команду Документы ^ Учет материалов ^ Перемещение материалов и выписать накладную.

В требовании-накладной № 5 от 18.02.2004 в графе "Отпущено" проставить отпущенное количество и на вопрос "Провести документ?" ответить "Да".

В окно сообщений будет выведена информация о том, что плиты ДСП 1.2х1.2 на складе отсутствуют и поэтому документ не проведен (рис. 12-10).

Проведение документа Перемещение материалов № 00000006 от 16.02.04

V 1. Плита ДСП 1.2x1.2: на складе Склад материалов 0 шт, всего на складах 0 шт на сумму 0

V На складе 0 шт из необходимых 91 шт Плита ДСП 1.2x1.2 (10.1)

V Документ не проведен!

Проведение документа Перемещение материалов М» 00000006 от 18.02.04

V 1. Шпон орех. 1000 мм: на складе Склад материалов 0 м, всего на складах 0 м на сумму 0

V На складе 0 м из необходимых 21 м Шпон орех. 1000 мм (10.1)

V Цокумент не проведен! ?

<J_ЛИ_I >

Рис. 12-10. Диагностика проведения документа: "Перемещение материалов"

В окне также будет выведено сообщение: "Документ не проведен. Закрыть документ?" Ответить "Да". В результате требование-накладная № 5 будет записано, но не проведено.

Контрольную сумму в журнале операций проверьте самостоятельно.

Информация № 12-4

18.02.2004 в бухгалтерию предприятия передан документ "Приходный складской ордер № 5" от 18.02.2004, счет-фактура № 84516 и "Счет № 34" от 18.02.2004, поступивший от поставщика НПО "Боровик" в соответствии с договором № 1-ПС от

01.02.2004.

Расчет с поставщиком по договору № 1-ПС от 01.02.2004 будет произведен после реализации предприятием "ЭПОС" первой партии продукции.

В счете указано:

Счет №34 от 18.02.2004
Наименование Ед.

изм.
Кол-

во
Цена Сумма Цена

без

НДС
Плита

ДСП 1.2х1.2
шт. 100 14.40 1

440.00
12.20
Шпон ореховый 1000 мм м 100 60.00 6

000.00
50.85
ИТОГО 7

440.00
В том числе

НДС 18%
1134.92
ЗАДАНИЕ 12-11

Оприходовать материалы счет № 34 от 18.02.2004, поступившие на склад материалов 18.02.2004, с использованием документа "Поступление материалов”.

Для этого:

• командой Документы ^ Учет материалов ^ Поступление материалов вывести на экран форму приходного ордера "Поступление материалов. Новый".

В титульную часть формы ввести: см. раздел "Оприходование материалов с использованием документа „Поступление материалов"", задание 10-4.

Заполненный документ "Поступление материалов" приведен на рис. 12-11.

ЕШ®

ОТ

от
18.02.2004 М
18.02.2004 М
Поступление материалов - 00000005

W ш+ Щ. Щ ш -|а 4 йі Z] m ^
Счет №34

Приходный ордер № 00000005) Вход. док. №

поступления' | Поступление от поставщика Г” Счет-Фактура: [

Склад: |Склад материалов [77] Зачет аванса: [только по договору

Поставщик: |"Боровик" НПО ~Q°1 Налоги:

Договор: IДоговор № 1- ПС от 01.02.2004. Т2Н

[только по договору ~т~|

|НДС сверху 18% [77]

НДС включать в стоимость
N Материалы Кол-во Цена Счмма НДС Всего
1 Плита ДСП 1.2x1.2 100.000 12.20 1220.00 218.80 1438.80 V
2 Шпон орех. 1000 мм 100.000 50.85 5085.00 815.30 6000.30
Итого без налогов: Б'305-00, НДС: 1'134-90, Всего:

Комментарий: |

Записать
7'439-ЭО
- Печать ? К Закрыть Действия... | Подбор ? чистить
Рис. 12-11. Заполненный документ "Поступление материалов"

При заполнении табличной части приходного ордера в графу "Цена" записать цены материалов без НДС из счета № 34 от 18.02.2004, т. е. 12.20 руб. и 50.85 руб.

Проведение приходного ордера формирует пять проводок:

• Дт 10.1 и Кт 60.1, 1220.00, Поступили материалы, МТ;

• Дт Н02.01, 1220.00, Поступили материалы, НУ;

• Дт 10.1 и Кт 60.1, 5085.00, Поступили материалы, МТ;

• Дт Н02.01, 5085.00, Поступили материалы, НУ;

• Дт 19.3 и Кт 60.1, 1134.90, Выделен НДС.

Контрольная цифра: 7439.90 - сумма операции по оприходованию материалов от 18.02.2004.

Контрольную сумму в журнале операций проверьте самостоятельно.

ЗАДАНИЕ 12-12

Провести требование-накладную № 5 от 18.02.2004.

Контрольная цифра: 2178.05 - сумма операции по отпуску материалов от

18.02.2004.

Для этого:

- установить курсор в строку с требованием-накладной от 18.02.2004 и двойным щелчком мыши (или нажатием на клавишу Enter) открыть документ. Щелчком по кнопке ОК провести документ. В результате получим сообщение (рис. 12-12).

Проведение документа Перемещение материалов N* 00000006 от 16.02.04

V 1. Плита ДСП 1.2x1.2: на складе Склад материалов 0 шт, всего на складах 0 шт на сумму О

V На складе 0 шт из необходимых 91 шт Плита ДСП 1.2x1.2 (10.1)

V Документ не проведен! ?

<]_1_1 >

Рис. 12-12. Диагностика проведения документа:

"Перемещение материалов"

Требование-накладная не проведено, так как оно выписано раньше, чем поступили материалы на склад.

Необходимо изменить время выписки требования-накладной с текущего на "на конец дня".

ЗАДАНИЕ 12-13

Изменить время выписки требования-накладной с текущего на "на конец дня”.

Для этого:

- установить курсор в строку с требованием-накладной от 18.02.2004 и ввести

команду:

• Действия ¦* Изменить время ¦* В конец дня ¦* ОК.

Примечание. Если после ввода команды Действия команда Изменить время недоступна (не окрашена), то операцию перемещения материалов надо вначале пометить на удаление, а затем изменить время и отменить пометку на удаление.

ЗАДАНИЕ 12-14

Провести требование-накладную № 5 от 18.02.2004.

Контрольная цифра: 2178.05 - сумма операции по отпуску материалов от

18.02.2004.

Для этого: - см. задание 12-12.

Проведение требования-накладной формирует четыре проводки:

• Дт 20 и Кт 10.1, Передан материал, 1110.20, МТ;

• Дт Н01.05и Кт Н02.01, Передан МПЗ, 1110.20, НУ;

• Дт 20 и Кт 10.1, Передан материал, 1067.85, МТ • Дт Н01.05 и Кт Н02.01, Передан МПЗ, 1067.85,НУ.

Проверьте контрольную сумму в журнале операций (рис. 12-13).
Первый и третий отчеты выдают информацию о сальдо на счете 10 на начало периода, об обороте по счету 10 за период и о сальдо на счете 10 на конец периода.

Второй отчет выдает информацию о корреспонденции счета 10 за период, то есть показывает, с кредита какого счета поступили материалы, и в дебет какого счета они списаны.

Эту информацию можно получить за любой период, текущий или прошедший.

В отчетах можно получать информацию по всем материалам и по всем складам одновременно, указывая только Вид субконто 1 "Материалы, разворачивать", либо только по одному материалу (выбирая его название в "Субконто 1"), или только по одному складу, указывая Вид субконто 2 и субконто 2.

ЗАДАНИЕ 12-15

Произвести анализ движения и наличия материала "Плита ДСП 1.0x0.6” на складах предприятия на 18.02.2004. Определить строительный материал с максимальной остаточной стоимостью на 18.02.2004. Определить строительный материал с минимальной остаточной стоимостью на 18.02.2004.

Контрольные цифры:

1. Максимальная остат. стоимость - Шпон дубовый - 99 м, 7248.78 руб.,

2. Минимальная остат. стоимость - Шурупы 6 мм - 1 кг,

5.08 руб.

Для этого:

- Отчеты —Анализ счета по субконто — с 01.01.2004 по 18.02.2004 -Счет 10 — Вид субконто 1 Материалы — субконто 1 Столярные материалы — ОК

Содержание раздела