Глава 10. Учет создания производственных запасов
Учетный порядок
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов заключается в учете хозяйственных операций по приобретению и хранению на складе организации материально-производственных ценностей. К ним относятся все предметы со сроком службы менее 12 месяцев независимо от их стоимости. Такого понятия как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в новом плане счетов нет.
Материально-производственные запасы подлежат отражению в бухгалтерском учете по наименьшей из двух оценок: фактической стоимости приобретения или по цене возможной реализации (рыночной).
В настоящее время широко используются два варианта учета приобретения и заготовления материально производственных запасов (МПЗ).
Первый вариант разработан с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Второй вариант эти счета не использует.
Второй вариант получил большее распространение и будет рассмотрен в нашем примере. Во втором варианте, вместо использования счета 16, отклонение фактической себестоимости приобретения материалов от их стоимости по учетным ценам ведется на счете 10 "Материалы".
Настройка плана счетов
Настройка плана счетов типовой конфигурации предусматривает, во-первых, ведение количественного учета на всех субсчетах, для чего в графе "Кол" проставлен признак "+" и, во-вторых, аналитический учет на каждом субсчете в двух независимых разрезах: номенклатуры материалов и мест хранения. Для первого варианта учета этого недостаточно, типовую конфигурацию надо корректировать, так как "по умолчанию" на счетах 15 и 16 аналитический учет не предусмотрен. Для второго варианта типовую конфигурацию можно не изменять.
Настройка справочников
Аналитический учет МПЗ использует два вида субконто: "Материалы" и "Места хранения".
Каждому из этих видов субконто соответствует одноименный справочник, идентичный по структуре и реквизитам уже знакомому справочнику "Основные средства". Записи в эти справочники можно вводить заранее, а можно и непосредственно в процессе ввода операции. Поэтому порядок записи в справочники не рассматриваем.
Учетная процедура приобретения материалов
Учетная процедура содержит две (или три) операции.
Первая операция - оплата расчетных документов поставщика - выполняется проводкой
Дт. 60 (60.1) и Кт. 51 на сумму счета поставщика (фактическая себестоимость приобретенных МПЗ плюс НДС).
Вторая операция - поступление и оприходование материалов - выполняется в две (три) проводки:
- Дт. 10 "Материалы", соответствующий субсчет, и Кт. 60.1 "Расчеты с поставщиками и покупателями (в рублях)" на стоимость фактически поступивших материалов по учетным ценам без НДС (учетные цены без НДС, если они в счете не указаны, целесообразно подсчитать до ввода операции и записать в дополнительную графу счета);
- Дт. 19.3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальнопроизводственным запасам" и Кт. 60.1 на сумму выделенного НДС по фактически поступившим материальным ресурсам. Эта проводка может формироваться как документом "Поступление материалов", так и документом "Счет-фактура полученный";
- Дт. 60.1 и Кт. 60.2 "Расчеты по авансам выданным (в рублях)" зачет аванса на сумму кредита.
Третья операция - необходима только в том случае, если материалы поступили с недостачей:
- Дт. 76.2 "Расчеты по претензиям" и Кт. 60.1 на стоимость недопоставленных материалов с НДС.
Стоимость неполученных, но оплаченных материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков, в конце отчетного периода отражается по дебету счета 10 и кредиту счета 60 (условное оприходование). Таким образом, счет 60 на конец отчетного периода всегда отражает только кредиторскую задолженность предприятия. В начале следующего отчетного периода эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60.
Учетная процедура приобретения материалов в программе реализуется с помощью документа "Учет материалов", содержащего три операции: "Поступление материалов", "Передача материалов в производство" и "Передача готовой продукции на склад".
Поступление материалов на склад Учетная процедура
При поступлении материалов на склад кладовщик проверяет комплектность поставки на соответствие документам поставщика и при отсутствии отклонений составляет приходный ордер (форма 44). В малых бухгалтериях разрешается принимать МПЗ без использования приходных ордеров, а ставить штамп с реквизитами приходного ордера прямо на приходных документах поставщика.
Материалы, поступившие от поставщиков, приходуются в день поступления, независимо от того, получены или не получены расчетные документы поставщика.
Информация № 10-1
01.02.2004 на склад материалов АОЗТ "ЭПОС" от поставщика "Боровик" НПО в соответствии с договором ПМ-Б № 15/2 от 18.01.2004 поступила первая партия материалов в сопровождении товарно-транспортной накладной, счета-фактуры № 84720 от 01.02.2004 и счета № 28 от 25.01.2004.
В счете указано:
Счет № 28 от 25.01.2004 |
Наименование |
Ед.
изм. |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
Плита ДСП
1.2х1.2 |
шт. |
50 |
12.00 |
600.00 |
Плита ДСП
1.0х0.6 |
шт. |
100 |
9.60 |
960.00 |
Брус осиновый |
куб. м |
1.5 |
2400.00 |
3 600.00 |
Шпон дубовый
1200 мм |
м |
200 |
86.40 |
17 280.00 |
Шпон орех. 1000 мм |
м |
500 |
57.60 |
28 800.00 |
ИТОГО |
|
|
|
51240.00 |
В том числе НДС 18% |
|
|
|
7816.27 |
|
При приеме материалов количественных и качественных расхождений не выявлено. На складе выписан приходный ордер, который передан в бухгалтерию.
Место хранения - склад материалов. Этот склад надо создать заранее.
ЗАДАНИЕ 10-1
Создать в справочнике "Места хранения МПЗ” новый склад "Склад материалов”.
Для этого:
- командой Справочники ^ Места хранения МПЗ ^ Insert инициировать форму "Места хранения МПЗ" и записать в список мест хранения МПЗ название нового склада Склад материалов, кладовщик Федоров П.П.
Закрыть список складов щелчком мыши по кнопке Закрыть или АІ (рис. 10-1).
ЗАДАНИЕ 10-2
Создать в справочнике "Материалы" группу "Столярные материалы” и записать в нее реквизиты поступивших столярных материалов.
Для этого:
- командой Справочники ^ Материалы открыть список материалов, затем командой Действия ^ Новая группа открыть форму "Группа материалов. Новый", код "по умолчанию", записать наименование группы Столярные материалы и щелкнуть по кнопке
ОК.
Поскольку в справочник "Материалы" записывается цена материалов без НДС, а в счете, как правило, указывается только цена с НДС, то целесообразно прямо на счете записать расчет цены материалов без НДС. Расчет произвести с помощью встроенного калькулятора.
Счет № 28 от 25.01.2004
Наименование |
Ед.
изм. |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
|
Цена без НДС
(расчетные
данные) |
Плита ДСП
1.2х1.2 |
шт. |
50 |
12.00 |
600.00 |
|
10.17 |
Плита ДСП
1.0х0.6 |
шт. |
100 |
9.60 |
960.00 |
|
8.14 |
Брус
осиновый |
куб.
м |
1.5 |
2400.00 |
3 600.00 |
|
2033.90 |
Шпон
дубовый
1200 мм |
м |
200 |
86.40 |
17
280.00 |
|
73.22 |
Шпон орех. |
м |
500 |
57.60 |
28
800.00 |
|
48.81 |
1000 мм |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
51240.00 |
|
|
В том числе
НДС 18% |
|
|
|
7816.27 |
ЗАДАНИЕ 10-3
Записать в справочник "Материалы" группа "Столярные материалы” реквизиты поступивших столярных материалов.
Для этого:
- двойным щелчком мыши по папке с группой "Столярные материалы" открыть ее и после щелчка по пиктограмме ^
Новая строка или нажатия на клавишу Insert на экран будет выведена форма "Сведения о материале: Столярные материалы. Новый".
Записать в поля формы наименования поступивших материалов, единицы их измерения и цену без НДС.
Вид материала - Сырье и материалы (рис. 10-2) .
fU С писок мате риалов ШпШ
s а В м ч щ ra э- ^ ^ чш ш шЫ^
+ Материалы |
|
Коя |
Наименование |
Цена |л |
|
іи |
0СШШ001 : |
СтРЛЯрНЫЗ МгіТ'л’рН-гіЛЫ |
0 |
|
Г1 |
000000004 |
Брчс осиновый |
2,033. Э0 |
|
S |
000000003 |
Плічга ДСП 1 .ОкО.6 |
8.14 |
|
'і |
000000002 |
Плита ДСП 1.2x1.2 |
10.1? |
|
? |
000000005 |
Ш пон дубовый 1 200 мм |
73.22 |
|
Г' 1 |
000000006 |
Шпон орех. '1000 мм |
48.81 |
|
|
|
|
м |
Закрыть I ОСВ-10 | Назначения использования
Рис. 10-2. Справочник "Материалы"
Оприходование материалов с использованием документа "Поступление материалов"
После получения от кладовщика приходного ордера бухгалтерия должна оприходовать полученные МПЗ. Эту операцию выполним с использованием документа "Поступление материалов".
ЗАДАНИЕ 10-4
Оприходовать 01.02.2004 столярные материалы, поступившие от поставщика "Боровик" НПО.
Для этого:
• командой Документы ^ Учет материалов ^ Поступление материалов вывести на экран форму приходного ордера "Поступление материалов. Новый".
В титульную часть формы ввести общие реквизиты:
• Приходный ордер № 1;
• от 01.02.2004;
• входной документ № Счет № 28 от 25.01.2004;
• в строке "Счет-фактура" убрать флажок (галочку);
• Поставщик "Боровик" НПО;
• Договор договор ПМ-Б № 15/2 от 18.01.2004;
• Склад склад материалов;
• зачет аванса только по договору;
• Налоги НДС сверху 18%;
В табличную часть формы записать реквизиты материалов (наименование и цена без НДС) выбором из справочника "Материалы" и с клавиатуры ввести количество. Значения в остальных графах вычисляются автоматически.
Закрыть приходный ордер щелчком по кнопке ОК и провести документ (рис. 10-3).
Операция формирует двенадцать проводок (рис. 10-4):
Дебет
СіЩконгоДт
кредит
СііДьднгдКт
1C 1
Брус осоновьД
Склад магериалоЕ
Kon-ва ІВал.счм— [&інма
Парвниый дов^манг
Сод_ проводки
?,D0C.B5
г ост-цпнтм иатеривты
Брус огиі-іоььіі
пг?пу
ПМ-Б N4522 от К
Плита ДСП 1 .Сі-Л.: Склад материале:
Плита ДСП 1.С&Д.: За ппвту
ПМ-Б Н
: 1522 от 15
О-поп материя пос
Борсвик НПО
ПМ'Б № 1522 от 1
ПМ-Б N
;1522or If
1.500
J.05C.65
25.01 гт. м^чрт N=?n
Постипет катериагы
ІСО.СССі
БИ. Си
25.01.2DtM, N’Chbt N
: 23
Г ос-тапиш иятерчагщ
1ГП ГСП
БИ.СО
2С.01 ДОСИ. Н-Счег N= 2С
Г остчпнг?і і'^ернвты
5U.LLU
ЬОЗ.ЬО
25 01 20D4. N
:Chct- N
: 23
Поступиги катериагы
-о: С
Плита ДСП 1.2ИІ.2 is ппату
ПМ-Б N=1522 с=т 1^
ІІІппн дуПрклн 120 Склад материалов
Шпон лубонлй 12U ?! пптту
ПМ-Е N= 1522 «г К
Боывчк НПО
ПМ-Е N= 15/2 or 'Л
до с с о
250 .2034. течет-N: Л
Г овтупчгч матеріи^ і
2501.2DD4, Н
:Счег N= 23
Г осгчпши интернаты
200.000
25.0 200J.N=C4P-N=2fl
Поста' іегн uditpuditj
мт no
HJ644.00
С.
Болеик НПО
CC0.CC 0
24. J ОС. 03
Склад магЕрналоЕ
ПМ -Б N
: 15/2 от ¦!
2bD1.2034, N
:Cner N
: 23
Г остчпчгч ілятернапы
II) пом оре< Ю00 гм
За ппату
ПМ -Б = 522 ст
Конт ]
ольная
500 000
24.405 0?
25.01 2DD4, N
:Caer N
: 23
Г.осгчпиги іматарнапы
аз
"Eopoduk" НПО
БС.
"Борсоик" НПО
ПМ-Б N4522^1
N=23
7,В16. D2
ВіадеікчНЯС
ПМ-Б N
: 1522 от 1т
ПМ-Б N
: I5/2 or ¦!
25DI.2D34. N
:C'ier N
: 20
Зачтен аоаис
Рис. 10-4. Бухгалтерские проводки: "Поступление материалов"
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, а также Дт. Н02.01, 1.500, 3050.85, Поступили материалы, МТ, НУ;
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, а также Дт. Н02.01, 100.000, 814.00, Поступили материалы, МТ, НУ;
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, а также Дт. Н02.01, 50.000, 508.50, Поступили материалы, МТ, НУ;
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, а также Дт. Н02.01, 200.000, 14644.00, Поступили материалы, МТ, НУ;
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, а также Дт. Н02.01, 500.000, 24405.00,00, Поступили материалы, МТ, НУ;
• Дт. 19.3 и Кт. 60.1, Выделен НДС, 7816.02,МТ;
• Дт. 60.1 и Кт. 60.2, Зачтен аванс, 51238.37,МТ.
Контрольная сумма - 51238.37 - цифра в графе "Сумма" операции.
Примечание. Разница в конечных суммах счета № 28 и приходного ордера № 1
произошла потому, что цены материалов без НДС определялись с помощью калькулятора с точностью до двух знаков (до сотых), в то время как расчет НДС по каждому материалу производился ЭВМ с точностью до 32 знаков.
Если расчетную цену вводить непосредственно с встроенного калькулятора (с точностью до девятого знака), существенного улучшения точности расчетов не получим.
ЗАДАНИЕ 10-5
Проверить по данным учета состояние расчетов с поставщиком "Боровик" НПО.
Для анализа счета 60.1 можно воспользоваться стандартными отчетами "Оборотносальдовая ведомость по счету 60.1", "Анализ субконто" или отчетом "Анализ счета по субконто".
Воспользуемся последним. Командой Отчеты ^ Анализ счета по субконто ^ 01.01.2004
01.02.2004 ^ Счет 60.1 ^ вид субконто 1 Контрагенты ^ субконто 1 "Боровик" НПО ^ вид субконто 2 Договоры ^ Сформировать выведем на экран анализ счета 60.1 по субконто.
Контрольная сумма:
51238.37 - оборот на конец периода по счету 60.1, нулевое конечное сальдо. 24081.63 - конечное сальдо по счету 60.2
Анализ счета 60.1 по субконто 1 НПО "Боровик" за период с 01.01.2004 по
01.02.2004.
Анализ счета 60.2 по субконто 1 НПО "Боровик" за период с 01.01.2004 по
01.02.2004.
Из отчетов (рис. 10-5) следует, что на текущий момент расчеты с НПО "Боровик" по счету № 28 от 25.01.2004 полностью завершены, а конечное сальдо дебетовое и равно 24081.63 руб. Если сальдо кредитовое, то счет не оплачен, а если дебетовое, то материалы не поступили. Следовательно, на 01.02.2004 НПО "Боровик" еще не поставило материалы на сумму 24081.63 руб.
Анализ счета 60 1 по субконто
Договоры: Контрагенты: "Боровик" НПО за 01Л 1.2004 01.02.2004
эпос |
СувКЙНТО |
Счет |
С крек, счетов |
? дебет счетов |
С тред. счетов |
В дебет счетов |
Э еалоте |
В валете |
ГН-Б Ы* 15/? лт 1 К01.2004 |
НнЧЧ. СОЛЬДО |
|
|
|
|
10
19
во |
51,238.37 |
7,816.02 |
|
|
|
Ойроты |
51.238,37 |
51.238,37 |
|
|
Кон. сальдо |
|
|
|
|
|
Нал. сапццо
Ооорогы
Кон. СОПЬДЭ |
51.238.37 |
|
51.238,37 |
|
|
|
1 L |
|
|
Анализ счета 60.2 по сус^онто
Договоры; Контрагенты: "Бор они к" НПО М 01.01.2004 -01.02.2004
ЭПОС |
Расчеты с НПО "Боровик" по счету №28 от 25J012004 полностью завершены |
Субконто |
Счет |
С тред счетов |
В дебет счете е- |
С тред счетов |
В дебет счетов |
? & ел юте |
О валюте |
Договор И» 47 с НПО "Боровик” на посьчвку н.ітеі м.іпі ir с предоплатой |
Ноч.сольдо |
|
|
|
|
|
|
Долг |
ШО «Боров: |
ІК» |
|
г
/ |
|
|
ы |
'Д3,иші ии |
1 |
|
|
|
Обороты |
го.ооа.оо |
Г
J |
|
|
КОН. сальдо |
20,000.00 |
/ |
|
|
ГМ-БНе 152 оі 18.81,2004 |
Нач. сольдо |
|
/
/ |
|
|
51
60 |
55,320.00 |
7
/
/ 51266.37 |
|
|
|
Обороты |
55,320.00 |
51.238.37 |
|
|
Кон. сдльдо |
4.081,63 |
/
/ |
|
|
|
Нач. сольдо Обороты
Кон. сальдо |
75,320.00 |
/
/ 51,238.37 |
|
|
|
Г'24.081.63' |
< "-" > |
Рис. 10-5. Отчеты: "Анализ счета по субконто" для счетов 60.1 и 60.2
Регистрация документа "Счет-фактура полученный". Выделение НДС из оплаты
Как и в случае поступления основных средств, при поступлении материалов также могут быть использованы две методики выделения и зачета НДС: проводкой документа "Поступление материалов" или проводкой документа "Счет-фактура выданный". При одновременном начислении НДС обоими документами дублирование выделения НДС автоматически исключается.
Как указывалось раньше, для улучшения учета НДС по приобретенным материалам утвержден обязательный порядок ведения журналов учета счетов-фактур полученных.
Регистрация счетов-фактур, полученных от поставщиков материалов, ничем не отличается от рассмотренного выше порядка регистрации счетов-фактур, полученных от поставщиков основных средств.
Регистрировать счета-фактуры полученные целесообразно в режиме "Ввод на основании",
в качестве документа-основания использовать документ "Поступление материалов".
ЗАДАНИЕ 10-6
Зарегистрировать 01.02.2004 счет-фактуру полученный № 84720 от 01.02.2004 вводом на основании документа "Поступление материалов” от 01.02.2004.
Для этого:
• в Журнале операций установить курсор в строку с документом "Поступление материалов" от 01.02.2004 и ввести команду Действия ^ Ввести на основании ^ Счет-фактура полученный;
• счет-фактура № ^84720;
• дату исправить на 01.02.2004;
• дата и номер. получ. счета-фактуры: кликнуть по этому полю.
Остальные реквизиты вводятся автоматически.
• Провести документ.
Документ формирует проводки:
• Дт. 19.3 и Кт. 60.1 Сторнирован НДС, сумма -7816.02
• Дт. 19.3 и Кт. 60.1 Выделен НДС, сумма 7816.02 (рис. 10-6).
Контрольная цифра: 7816.02 - сальдо по счету 19.3 на конец периода. Отчеты ^ ОСВ по счету 19.3, сальдо на конец периода 01.01.2004-01.02.2004.
Для анализа результатов выполнения задания № 10-6 получите отчет "Оборотносальдовая ведомость по счету 19.3" за 01.01.2004 - 01.02.2004 года. Проверьте совпадение контрольных цифр (рис. 10-7).
|
Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 19.3
Контрагенты: Смта-фопуры голуч,
*.101,01.2004 -01.02.2004
ЭПОС |
С?Оионто |
Сальдо на немагм певиааа |
ОСИПЫ 03 ПЗВиОІ |
Сальдо на конец периода |
Дірбет |
Кредо т |
Дебет |
Кредот |
Дебет |
Кредит |
' ЕОВЭО.'Г НПЭ |
|
|
7,aie.D2 |
|
7.Ё16 02 |
|
Счет-фактура пвіцчеміый
01720 (01 .02 20011 |
|
|
|
|
?.=МБ_ГО |
|
Итоіо развернутое
Итога |
|
|
7,81 (3.02 |
|
/ 7.81(3.02
^ 7.81(3.02 |
|
Рис. 10-7. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.3
Запись в книгу покупок. Зачет НДС
Документ "Запись в книгу покупок" вводится, как правило, в режиме "Ввод на основании". В качестве документа-основания используется счет-фактура полученный. Проводка записи в книге покупок формирует проводку зачета НДС на сумму выделенного из оплаты НДС.
ЗАДАНИЕ 10-7
Произвести зачет НДС по поставкам НПО "Боровик" от 01.02.2004. Ввести в книгу покупок вводом на основании счета-фактуры полученного запись от
01.02.2004 о поставках материалов.
Для этого: см. раздел "Использование документа "Запись книги покупок" для зачета НДС", задание 9-15.
Запись в книгу покупок формирует проводку (рис. 10-8):
• Дт. 68.2 и Кт. 19.3, 7816.02, НДС принят к зачету.
Контрольная сумма: нулевое сальдо по счету 19.3 на 01.02.2004. Отчеты -> ОСВ по счету 19.3, за период с 01.01.2004 по 01.02.2004.
Для анализа результатов выполнения задания № 106 получите отчет "Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.3" за 01.01.2004 - 01.02.2004 года. Проверьте совпадение контрольных цифр (рис. 10-9).
|
Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 19.3
ІІо»т|іленіы; Счета-ф.іктуііы ітіуч. in 01.01,2004 -01.02.2004
ЭПОС |
Сальдо нулевое |
|
Субконто |
Сальдо на немало пгриада |
Обороты ій ГйРНСй |
Сагыо на кона& педовда |
|
Югсвчт |
Дебет |
Крепит |
Дебет |
/ KprwiT |
¦вовітіг нпо |
|
|
7.81 Е.О? |
7 81І..02 |
|
? |
Счст-фрктура прпуикі-г-ыі
ЭД720 101.02 20041 |
|
|
7,816 02 |
7,816 02 |
|
|
Итоги р.ізнв-рнутпо
того |
|
|
7.810.02 |
7J81&0Z |
?_ |
|
Рис. 10-9. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.3
Поступление материалов с недостачей Учетная процедура
Если при приемке МПЗ обнаружены количественные или качественные расхождения фактически полученных ценностей с данными сопроводительных документов поставщика, то вначале составляется Акт о приемке материалов по форме № М-7 (эта форма используется и для оформления МПЗ, поступивших без платежных документов).
Учетная процедура по оприходованию МПЗ с недостачей реализуется в две операции.
Вначале при помощи стандартного документа "Поступление материалов" материалы приходуются по фактическим данным прихода материалов, которые указаны в Акте приема материалов, а затем в режиме ручного ввода записывается операция по отражению претензий поставщику на величину недопоставки.
Операция по отражению претензий содержит одну проводку:
- Дт. 76.2 и Кт. 60.1 на сумму претензии.
На субсчете 76.2 "Расчеты по претензиям (в рублях)" отражаются расчеты в валюте Российской Федерации по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
Информация № 10-2
02.02.2004 на склад материалов АОЗТ "ЭПОС" от поставщика "Боровик" НПО в соответствии с договором ПМ-Б № 15/2 от 18.01.2004 поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной, счета-фактуры № 84766 от
02.02.2004 и счета № 31 от 28.01.2004.
В счете указано:
Счет № 31 от 28.01.2004 |
Наименование |
Ед.
изм. |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
|
Цена
без
НДС |
Плита ДСП
1.2х1.2 |
шт. |
100 |
12.00 |
1
200.00 |
|
10.17 |
Плита ДСП
1.0х0.6 |
шт. |
300 |
9.60 |
2
880.00 |
|
8.14 |
ИТОГО |
|
|
|
4
080.00 |
|
|
В том числе НДС 18% |
|
|
|
680.00 |
|
При приеме материалов обнаружена недостача материала "Плита ДСП 1.0x0.6” вместо 300 единиц продукции в наличии оказалось 260 единиц. Составлен Акт № 1 от 02.02.2004, в котором указано:
АКТ приема материалов на склад № 1 от 02.02.2004
Наименование |
Ед.
изм. |
По документам |
Недостача |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
Плита ДСП 1.2х1.2 |
шт. |
100 |
12.00 |
1200.00 |
|
|
|
Плита ДСП 1.0х0.6 |
шт. |
300 |
9.60 |
2880.00 |
40 |
9.60 |
384.00 |
Итого: 4080.00 |
Итого: 384.00 |
ЗАДАНИЕ 10-8
Оприходовать 02.02.2004 на склад материалов поступившие материалы с использованием документа "Поступление материалов".
Для этого: см. раздел "Оприходование материалов с использованием документа "Поступление материалов", задание 10-4.
По акту № 1 от 02.02.2004 плит ДСП 1.0х0.6 поступило не 300, а 260 на сумму 2496.00 руб.
Количество материалов вводится по факту: по данным акта № Іприема материалов на
склад материалов от 02.02.2004, т. е. плит ДСП 1.0х0.6 вводится не 300, а 260. После проведения операция сформирует шесть проводок (рис. 10-10):
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, 100.000, 1017.00, Поступили материалы, МТ;
• Дт. Н02.01, 100.000, 1017.00, Поступили материалы, НУ;
• Дт. 10.1 и Кт. 60.1, 260.000, 2116.40, Поступили материалы, МТ;
• Дт. Н02.01, 260.000, 2116.40, Поступили материалы, НУ;
• Дт. 19.3 и Кт. 60.1, 564.01, Выделен НДС, МТ;
• Дт. 60.1 и Кт. 60.2, 3697.41, Зачтен аванс, МТ.
.. L \
© Бухгалте рек ріо п роводк рі : Пос туш» и ие мате р ма ло в СЮ00000 2 (02.0 2.2004) |
|
№ |
Дебет |
СцбконтоДт |
Кредит |
Сч*зк.иитиКт |
Dan. |
Кол-во 1 Вол. су... 1 Сумма л |
|
|
«НОС |
Первичный документ |
... |
|
Сод.проводки 1КЖ |
ч |
1 |
10- |
П.МГЦ ДСП 1.2*1
Сіпад материале |
60.1 |
"Боровик" НПО ПМ-Б N-15/2 (п 1 |
|
103 ОСО 1.017.00
20 D1.2DD4, Ntaar № 31
Наступили материалы МТ |
ч. |
2 |
И 02. Ш |
Пялгй ДСП 1.2*1
За п пату
ПМ-? NM5/2pt1 |
|
|
|
103 ОСО 1.017.00
2S 01.2004. №Счаг№ 31
Поступили материалы HU |
ч. |
3 |
101 |
Пялга ДСП 1.0*0
С-ілал материал; |
60.1 |
"Брросик" НПО ПМ-Б Н= 15/2 сп 1 |
|
260.0СО 2.116.40
20 01.2004. N=C4sr № 31
Наступили материалы МТ |
ч, |
4 |
Н 02.01 |
Пялга ДСП 1.0*0 Зэ ппзгд
ПМ-Е N4 5/2 от 1 |
|
|
|
260.0СО гпе.4о
20 01 2004. N424srN=31
Наступили ігіагврналы НО |
од |
5 |
іаэ |
"Б гравии" НПО < > |
60.1 |
"Боровик" НПО ПМ-Б Н= 15/Зся 1 |
|
564.01
20 01.2004. N424STNT31
Выделен НДС МТ |
од |
в |
601 |
"Б тропик" НПО |
60.2 |
'Борооик" НПО |
|
1 1 3,697.41 |
ПМ-Б N-15/2 от 1 |
ПМ-Б N-15/2от 1 |
|
20 01 2004. N=CHer М= 31 |
|
|
Заг-ітен аванс ІМТ |
|
|
|
|
|
|
1 ?- |
|
Дт GOll (Расч. с паст з руб ) і) 'Ъоразик" НПО 7/ ПМ-Б N4 5/2 от lfi.0l.2QCH Кт 60 аізданмвыданные в дуй 1Н "Ёаооикіі НПО /7 ПМ-Б N: 1522 от IS 01.200^ |
Рис. 10-10. Бухгалтерские проводки: "Поступление материалов"
Контрольная сумма: 3697.41 - сумма операции в графе "Сумма" Журнала операций (см. рис. 10-11).

После проведения будет записана проводка (рис. 10-12):
• Дт. 76.2 и Кт. 60.1, 384.00, Недостача ДСП 40 шт.
ЗАДАНИЕ 10-10
Посмотреть запись предыдущей операции в журнале "Учет материалов”. Из записи следует, что 02.02.2004 поступили материалы на сумму 3697.41 руб., а не на сумму 4080.00, как указано в накладной. (Команда меню: Журналы ^ Учет материалов)
Проверить по данным учета наличие дебетового сальдо на счете 76.2 поставщика "Боровик" НПО на сумму 384 руб., что свидетельствует о фиксации факта претензии к поставщику за недопоставку материалов и о долге поставщика перед покупателем.
Отчеты ^ ОСВ по счету 76.2, субконто 1 "Боровик" НПО, сальдо на конец периода 01.01.2004-02.02.2004.
Для анализа результатов выполнения задания № 10-10 получите отчет "Оборотносальдовая ведомость по счету 76.3" за 01.01.2004 - 02.02.2004 года. Проверьте совпадение контрольных цифр (рис. 10-13).
|
Оборонно.сальдовая ведомость по счету: 76.2
Контрагенты: Договоры тл01.01.20М . 02.Й2.2Й0 І
ЭПОС |
Мт но |
СОЛЬДО но НЭЧОЛО ПСГИГцго |
Обдасты =10 пдаоа |
Сальдо конец период о |
Дебет |
|
Дебет |
Ксмедит |
ДеСет |
|
'F-dporuk НПО |
|
|
ЗВ4 0U |
|
Э84.00 |
|
Акт- Nil о-(ци2.2№ |
|
|
3S4.00 |
|
3B4J0D |
|
Итого (мхвеіжуіое
Итого |
|
|
M-t.OO |
_ |
^—38J.04»
С Э8-І.ОО |
^_ |
Рис. 10-13. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.2
Регистрация документа "Счет-фактура полученный". Выделение НДС из оплаты
ЗАДАНИЕ 10-11
Зарегистрировать 02.02.2004 счет-фактуру № 84766 от 02.02.2004 вводом на основании документа "Поступление материалов" от 02.02.2004. Выделить НДС из оплаты.
Контрольная цифра: 564.01 - сальдо по счету 19. 3 на конец периода
Отчеты ^ ОСВ по счету 19. 3, субконто 1 "Боровик" НПО, сальдо на конец периода 01.01.2004-02.02.2004.
Для анализа результатов выполнения задания № 110 получите отчет "Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.3" за 01.01.2004 - 02.02.2004 года. Проверьте совпадение контрольных цифр (рис. 10-15).
|
Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 1Э.З
Контрагенты; Счета фактуры пвпуч. та 01.01.20СЫ -02.02.2004
ЭПОС |
Сувкситш |
Сельди из менопо периная |
Обороты |
in период |
Сап мо из конец периоде |
|
ДеОет |
Кредит |
ДеОет |
Кредит |
Песет |
Кредит |
Счет.фактура полунеч-іый
64720 <01.02 2004} |
|
|
7 ?16.02 |
7,816.02 |
|
|
Счет.фвщра полученный
ЙЛГЬЭ C02.0J 2U04] |
|
|
564.01 |
|
564.01 |
|
ИТОГО ІШЕМфНуіОв
Итого |
|
|
8,380.01 |
7.810.02 |
504.01 С 504.01 |
|
Рис. 10-15. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.3
Запись в книгу покупок. Зачет НДС
ЗАДАНИЕ 10-12
Ввести в книгу покупок запись от 02.02.2004 о поставках материалов по счету № 31 от 28.01.2004. Произвести зачет НДС по поставке.
• Дт. 68.2 и Кт. 19.3, 564.01, НДС принят к зачету (рис. 10-16). |
 |
Контрольная сумма: 345.39 - кредитовое сальдо по счету 68.2 на 02.02.2004. Отчеты ^ ОСВ по счету 68.2, сальдо на конец периода с 01.01.2004 по
02.02.2004.
Для анализа результатов выполнения задания № 10-12 получите отчет "Оборотносальдовая ведомость по счету 68.2" на конец периода с 01.01.2004 - 02.02.2004 года. Проверьте совпадение контрольных цифр (рис. 10-17).
|
О&оротио-сальдовая ведомость по счету: 6В.2
Били гглвт. & бюджет іа 01.C1.200d -0l2.02.2DM
ЭПОС |
tyttOOHTO |
Сальдо на начало пеяиодо |
Обороты И ПЕРИОД |
Сальдо на ко на и. паиизаа |
|
Кр-А1" |
|
Кргдш |
|
KpcflftT |
НапигканислАчлач. |
|
|
12,468.17 |
12,818.56 |
|
|
Итого раж рцугое
Hurt |
|
|
12.J68.17 |
12.913.56 |
|
V 34 5. И. |
Рис. 10-17. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68.2
Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)
Стоимость приобретенных материалов (ПБУ 5/98) складывается не только из их покупной стоимости, в нее также включаются дополнительные расходы, связанные с доставкой, погрузкой-разгрузкой материалов и т. д.
Возможны два варианта учета ТЗР:
• ТЗР относятся непосредственно при оприходовании на себестоимость поступивших МПЗ пропорционально их стоимости (объему, весу);
• ТЗР в течение отчетного периода учитываются обособленно по видам материалов. В конце месяца суммы ТЗР списываются на те счета затрат, на которые производилось списание МПЗ.
В учебном примере рассмотрен первый вариант учета ТЗР. В этом случае используется документ "Поступление материалов".
Информация № 10-3
12.02.2004 на склад материалов "ЭПОС"а от поставщика НПО "Боровик", в соответствии с договором ПМ-Б № 17/1 от 10.02.2004, поступили материалы в сопровождении счета-фактуры № 84788 от 12.02.2004 и счета № 37 от 12.02.2004 (счет не оплачен, срок оплаты счета до 15.02.2004). В счете указано:
Счет № 37 от 12.02.2004
№ |
Наимено
вание |
Ед.
измер. |
Кол-
во |
Цена |
Сумма |
|
Цена
без
НДС |
1 |
Плита
ДСП
1.2х1.2 |
шт. |
100 |
14.40 |
1440.00 |
12.20 |
2 |
Плита
ДСП
1.0х0.6 |
шт. |
100 |
10.80 |
1080.00 |
9.15 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
2520.00 |
2135.59 |
ЗАДАНИЕ 10-13
Оприходовать материалы, поступившие 12.02.2004, с использованием документа "Поступление материалов".
Для этого: см. раздел "Оприходование материалов с использованием документа "Поступление материалов", задание 10-4.
При вводе материалов выбором из справочника "Материалы" в графу "Цена" автоматически будут вводиться цены, записанные в справочник. Оприходуемые материалы поступили по другой цене (12.20 и 9.15), ее и надо вводить вручную. Кроме того, т.к. счет не оплачен, в графе зачет аванса подобрать: не зачитывать
(рис. 10-18).
Дт. 10.1 и Кт. 60.1 - Поступили материалы, 1220.00, МТ;
Дт. Н02.01 - Поступили материалы, 1220.00, НУ;
Дт. 10.1 и Кт. 60.1 - Поступили материалы, 915.00, МТ;
Дт. Н02.01 - Поступили материалы, 915.00, НУ;
Дт. 19.3 и Кт. 60.1 - Выделен НДС, 384.30, МТ;
Контрольная сумма: 2520.00 - сумма операции в графе "Сумма" Журнала операций.
Для этого: см. раздел "Регистрация документа "Счет-фактура полученный". Выделение НДС из оплаты", задание 10-6.
Документ формирует проводки:
• Дт. 19.3 и Кт. 60.1 Сторнирован НДС, сумма -564.01;
Дт. 19.3 и Кт. 60.1 Выделен НДС, сумма 564.01 (рис. 10-14).
Для этого: см. раздел "Использование документа "Запись книги покупок" для зачета НДС, задание 9-15.
Запись в книгу покупок формирует проводку:
Содержание раздела