Глава 7. Учет расчетов с покупателями
Учетная процедура
Расчеты с дебиторами, кредиторами, поставщиками и покупателями товарно-материальных ценностей ведутся, как правило, в безналичной форме.
Расчеты с покупателями обычно ведутся с использованием документа "Платежное требование - поручение". Платежное требование-поручение - это документ, в котором организация-поставщик предъявляет покупателю требование оплатить безналичным путем стоимость оказанных услуг, выполненных работ, продукции, поставленной по договору или счету.
Платежное требование-поручение заполняется поставщиком в трех экземплярах и вместе с расчетными документами направляется банком получателя в банк плательщика (покупателя).
Расчеты с покупателями могут выполняться в двух вариантах:
• плата за реально поставленные товары и выполненные работы;
• авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы.
Соответственно, в первом случае оправдательными документами являются счета, акты, и т. д., а во втором - договора. Раньше, когда несвоевременные выплаты случались редко, расчеты с покупателями велись безналичными перечислениями с использованием Платежных требований, Платежных требований - поручений.
В настоящее время расчеты с покупателями ведутся, как правило, в режиме предоплаты. Предоплата переводится на расчетный счет предприятия и отражается как кредиторская задолженность предприятия перед покупателем готовой продукции.
При поступлении денежных средств от покупателя программа сама определяет что это: оплата или предоплата.
Если за покупателем числится дебиторская задолженность, то это оплата, а если задолженности нет, то это предоплата. Если поступившая сумма превышает сумму задолженности, то одна часть суммы будет проведена как оплата, а другая как предоплата.
Основанием для ввода в Журнал проводок оплаты (предоплаты) служит банковская выписка, подтверждающая факт поступления денег на расчетный счет предприятия.
В случае оплаты (как правило, платежным поручением) записывается только одна проводка:
дебет счета 51 и кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на всю сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет.
В случае предоплаты предприятие, получившее аванс, выплачивает в бюджет с суммы аванса НДС, поскольку авансовые платежи включаются в облагаемый оборот. В связи с этим, по факту поступления денег на расчетный счет (документ - выписка банка) в Журнал проводок записываются две проводки:
• одну проводку формирует проведение документа "Выписка банка (дебет 51 "Расчетный счет" и кредит 62.2 "Авансы полученные в рублях" на всю сумму предоплаты );
• вторую проводку формирует документ "Счет-фактура выданный" (дебет 76.АВ "НДС с авансов полученных" и кредит 68.2 "НДС (Расчеты с бюджетом по НДС)" на сумму НДС, содержащуюся в сумме полученной предоплаты).
С 1 января 2001 г. каждая отгрузка товаров сопровождается оформлением счета-фактуры типовой формы, утвержденной постановление правительства РФ. Счет-фактура составляется поставщиком по факту поступления любых денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Счет-фактура, составленный по факту полученной предоплаты, является основанием для начисления налога на добавленную стоимость.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Счет-фактура по факту отгрузки составляется в двух экземплярах. Один покупателю (не позднее 5 дней со дня отгрузки), который регистрирует ее в книге покупок, а второй регистрируется в книге продаж у поставщика.
Счета-фактуры, составленные по фактам предоплаты, регистрируются в книге продаж, но не предъявляются покупателям для регистрации в книге покупок.
Настройка плана счетов
Настройка плана счетов типовой конфигурации ред. 4 вполне удовлетворяет требованиям учебного примера, и изменять ее не будем. Она обеспечивает ведение расчетов как в рублях (счет 62.1, 62.2), так и в валюте (счет 62.11, 62.22). Кроме того, для учета операций оплаты, выполненных при помощи векселей, на счете 62 выделен субсчет 62.3 "Векселя полученные".
Аналитический учет на счетах 62.1, 62.3 и 62.11 ведется в трех разрезах (по трем видам субконто): "Контрагенты", "Договоры" и "Виды расчета с покупателями", а на счетах 62 и 62.2 в двух: "Контрагенты", и "Договоры". С соответствующими справочниками мы уже знакомы, их списки легко корректируются и добавляются бухгалтером.
Настройка справочника "Договоры"
Для организации аналитического учета на счетах расчетов с покупателями используются справочники "Контрагенты" и "Договоры".
Справочник "Договоры (счета)" является подчиненным справочнику "Контрагенты". Каждый элемент справочника "Договоры" принадлежит некоторому элементу справочника "Контрагенты", поэтому его можно открыть для ввода реквизитов только из списка контрагентов щелчком по кнопке Договоры. Виду субконто "Основание" соответствует справочник "Договоры".
Ведение списка договоров позволяет бухгалтеру учитывать расчеты с организациями с разной степенью детализации. Например, учет можно вести как в разрезе долгосрочных договоров, так и в разрезе отдельных расчетных документов (счетов-фактур, накладных и т. д.)
Справочник "Договоры" может содержать не только сведения о документах-основаниях для расчетов (договоры, акты, счета), но и любые другие документы (нормативные акты, инструкции, методики и т. д.).
Справочник "Договоры" содержит четыре реквизита, с которыми познакомимся по ходу ввода информации в этот справочник.
Операции по предоплате поставок товара
СИТУАЦИЯ 7-1
Согласно договору № 2-ПК от 15.01.2004 предприятием "ЭПОС" получена предоплата от КБ "Топ-Инвест" в счет предстоящей поставки столов письменных.
Информация № 7-1
Факт предоплаты в сумме 84 000 руб. подтвержден выпиской № 4 с банковского счета от 21.01.2004 с приложением платежного поручения № 44. Из платежного поручения следует, что в сумму предоплаты включен НДС 18% .
КБ Мирный
Выписка за 21.01.2004 Счет № 30101810900000000123
Лицевой пассив ИНН 7701523456 ООО "ЭПОС"
ВХОДЯЩИЙ ОСТАТОК: 84 000.00 |
|
|
|
|
Номер |
|
|
|
|
№ |
Дата |
док-
та |
БИК |
Номер корр. Счета |
Дебет |
Кредит |
1 |
21.01.2004 |
44 |
044585305 |
40702810100000000716 |
|
о
о
о ^ о 00 о |
ИСХОДЯЩИЙ ОСТАТОК: |
168 000.00 |
|
|
|
Расчеты с покупателями по предоплате продукции (аванса) отражаются в бухгалтерии следующими операциями:
• регистрация покупателя (контрагента) в справочнике "Контрагенты";
• регистрация документа (договора), являющегося основанием поступления денежных средств;
• получение, контировка и регистрация (ввод) банковской выписки;
• выписка и регистрация счета-фактуры.
Регистрация покупателя в справочнике "Контрагенты"
Регистрацию контрагента (покупателя) можно выполнить как предварительно, так и непосредственно в процессе ввода документа. В нашем случае контрагент КБ "Топ-Инвест" уже зарегистрирован в справочнике "Контрагенты".
Регистрация договора в подчиненном справочнике "Договоры"
Реквизиты справочника "Договоры" удобно вводить непосредственно при регистрации договора, используя команду "Установка (отключение) режима вывода списка по группам".
Іі іі
ЗАДАНИЕ 7-1
Зарегистрировать договор № 2-ПК от 15.01.2004 с КБ "Топ-Инвест".
Для этого:
• командой Справочники - Контрагенты - Юридические лица - Банки - "Топ-Инвест" КБ - Enter открыть форму "Сведения о контрагенте: Юридические лица. Банки. "Топ-Инвест" КБ".
• щелчком по кнопке Договоры - открыть форму "Договоры (счета) ("Топ-Инвест"
КБ)";
щелкнуть по пиктограмме
1 ввести команду Действия
"Новая строка" (либо нажать клавишу Insert, либо
Новый).
Если эти команды не выполняются (изображения пиктограмм "Новая строка", "Новая группа" и "Копировать" блеклые), то необходимо ввести команду Действия > Иерархический список (либо щелкнуть по пиктограмме "Установка (отключение) режима вывода списка по группам") и активизировать режим ввода новой строки;
В выведенной на экран форме "Договоры: Юридические лица. Банки. "Топ-Инвест" КБ. Новый" (рис. 7-1):
• Код - оставить "по умолчанию";
• Наименование - Договор № 2-ПК от 15.01.2004;
• Дата возникновения обязательства - 15.01.2004;
• убрать флажок в окне "Использовать документы по договору для автоматического формирования книги покупок и книги продаж".
• закрыть форму "Договоры: Юридические лица. Банки. "Топ-Инвест" КБ. Новый" щелчком по кнопке ОК.
• закрыть форму "Договоры (счета) ("Топ-Инвест" КБ)" щелчком по кнопке Закрыть.
Поскольку это основной договор с банком, то записать его в поле "Основной договор" на закладке "Общие" выбором у
из справочника "Договоры (счета)".
• закрыть форму "Сведения о контрагенте: Юридические лица. Банки. "Топ-Инвест" КБ щелчком по кнопке ОК;
• закрыть форму "Список контрагентов" щелчком по кнопке Закрыть.
Ввод выписки банка по предоплате
Ввод выписки банка по поступлению предоплаты производится с использованием уже знакомого документа "Выписка".
ЗАДАНИЕ 7-2
Ввести выписку банка от 21.01.2004.
Контрольная цифра: 168 000.00 (ОСВ по счету 51, сальдо дебетовое 168 000.00 на конец периода с 01.01.2004 по 21.01.2004.)
Для этого:
• командой Документы - Выписка вывести экранную форму банковской выписки;
• ввести: 21.01.2004 - Поступления от покупателей - Предоплата по договору № 2-ПК -62.2 - "Топ-Инвест" КБ - Договор № 2-ПК от 15.01.2004 - 84 000.00;
• щелкнуть по кнопке Показать остатки;
• щелкнуть по кнопке Записать;
• щелкнуть по кнопке Показать остатки;
• закрыть форму щелчком по кнопке ОК.
Чс
проводку: Дт. 51 и Кт. 62.2, 84 000.00, Предоплата по договору № 2
Посмотрите (рис. 7-2).
Выписка счета-фактуры. Регистрация счетов-фактур в книге продаж
По факту поступившей предоплаты бухгалтерия выписывает счет-фактуру выданный, который регистрируется в книге продаж, но не предъявляется покупателю. Счет-фактура выданный обычно выписывается на основании первичного документа (накладной, выписки и т. д.).
ЗАДАНИЕ 7-3
Выписать (вводом на основании выписки) и провести счет-фактуру выданный от 21.01.2004 на предоплату поставок столов письменных КБ "Топ-Инвест". Зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж. Контрольная цифра: 12 813.56 (ОСВ по счету 76АВ , сальдо дебетовое на 21.01.2004).
Это задание можно выполнить двумя способами: а) и б). Каким выполнять -выберите сами. Если выполните обоими способами, то вторую операцию надо пометить на удаление.
Для этого:
а) Командой Документы - Счета-фактуры - Счет-фактура выданный вывести экранную форму "Счет-фактура выданный. Новый" (рис. 7-3);
• оставить № "по умолчанию", установить дату 21.01.2004;
• в поле "Основание" ввести выбором из списка Выписка;
• установить в журнале "Общий журнал: Отбор. Выписка (Выбор)" курсор в строку с выпиской № 000003 от 21.01.2004 и нажать клавишу Enter;
• на вопрос "Продолжить?" ответить Да;
• в поле "К платежно-расчетному документу №" записать 44 от 21.01.2004;
• закрыть форму щелчком по кнопке ОК.
б) Этот вариант проще: в Журнале операций установить курсор в строку с выпиской банка № 000003 от 21.01.2004.
Командой Действия - Ввести на основании - Счет-фактура выданный - Enter, либо
щелчком по пиктограмме вывести на экран форму "Выбор вида документа";
Ввести на основании - Счет-фактура выданный - Enter

• установить курсор в строку "Сч. факт. выд." и щелкнуть по кнопке ОК, либо нажать клавишу Enter;
На закладке "Шапка":
• оставить № "по умолчанию", установить дату 21.01.2004;
• в поле "К платежно-расчетному документу №" записать 44 от 21.01.2004;
Остальные реквизиты заполняются автоматически.
На закладке "Шапка" все графы заполняются автоматически.
Щелкнуть по кнопке ОК и на вопрос "Провести документ?" ответить "Да"
Счет-фактура будет сформирован и проведен.
4с
Посмотрите (рис. 7-4).
проводку: Дт. 76.АВ и Кт. 68.2, 12 813.56, Начислен НДС с аванса
Одновременно счет-фактура автоматически регистрируется в Журнале операций, в журнале "Счета-фактуры выданные" в "Общем журнале" и отражается в Книге продаж.
Печатную форму счета-фактуры можно посмотреть, если щелкнуть по кнопке Печать.
Печатная форма книги продаж формируется командой Отчеты - Книга продаж.
Чтобы отпечатать счет-фактуру надо щелкнуть по пиктограмме Печать на линейке инструментов.
PS. Если сумма НДС не совпадает с контрольной, проверьте основную ставку НДС, используемую "по умолчанию", командой Операции - Константы - Основная ставка НДС. установлена ставка 20%, установите курсор в поле со ставкой, а затем: Enter,
выбрать 18%, Enter, Enter.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж
В соответствии с постановлением правительства РФ № 914 от 02.12.2000г. счет-фактура выданный на полученный аванс должен быть зарегистрирован в книге продаж.
В типовой конфигурации программы регистрация счета-фактуры выданного в книге продаж осуществляется автоматически.
ЗАДАНИЕ 7-4
Посмотреть регистрацию счета-фактуры выданного № 1 от 21.01.2004 в книге продаж.
Для этого:
• командой Отчеты - Книга продаж - 01.01.2004 - 21.01.2004 - Сформировать
вывести на экран лист книги продаж (рис. 7-5);
Продавец: ЭПОС
Идентификационный номер налогоплательщика Продажа за период с 01.01.2004 по 21.01.2004 |
Книгаі
¦продавца: 779848053705 |
Дата и номер счета-фактуры продавца |
Наименование
покупателя |
ИНН
покупателя |
Дата оплаты счета-фактуры продавца |
Всего продаж, включая НДС |
|
|
18 |
СТОИМОСТЬ
продаж
беіНДС |
О) |
<2> |
(3) |
(За) |
(4) |
(5а) |
21.01.2004 №1 |
Коммерческий банк "Топ-ИнвесГ |
770735021 |
21.01.2004 |
84000-00 |
8 4 0 01 |
|
Всего |
|
84000-00 |
8400( |
Рис. 7-5. Книга продаж за 01.01.2004 - 21.01.2004 закрыть книгу продаж щелчком по кнопке Закрыть
Содержание раздела