ГЛАВА 7 Учет основных средств

Основные средства (ОС) — это один из видов внеоборотных активов.
Поскольку при учете основных средств мы будем постоянно сталкиваться со справочниками, то имеет смысл сначала рассмотреть структуру необходимых справочников.
Справочник Список основных средств
Напоминаем, что доступ к любому справочнику можно командой
главного меню Справочники. Если мы в раскрывшемся списке выберем пункт Внеоборотные активы, то он в свою очередь представит нам список из следующих подпунктов:
? Объекты внеоборотных активов;
О Основные средства;
П Оборудование;
П Нематериальные активы и расходы на НИОКР.
Нас интересует пункт Основные средства, выбрав который увидим на экране диалоговое окно Список основных средств (рис. 7.1).
Справочник Список основных средств — это один из самых сложных справочников, он используется при выписке документов, расчете сумм амортизации (износа), а также для ведения аналитического учета по отдельным объектам на счетах:
П 01 — основные средства;
П 02 — амортизация основных средств;
П 03 — доходные вложения в материальные ценности;
П 83.1 — прирост стоимости имущества по переоценке;
О 98.2 — безвозмездные поступления (ОС);
О 001 — арендованные основные средства;
О 010 — износ основных средств;
? ОН — основные средства, сданные в аренду;
? Н01 — основные средства (для налогового учета);
? Н05.1 — забалансовый счет, введенный для налогового учета основных средств. На нем отражается налоговая стоимость основных средств, указываемая при заполнении справочника (вкладка Налоговый учет, реквизит Первоначальная стоимость). Если ОС приобретено после 2002 года, то первоначальная стоимость по бухгалтерскому и налоговому учету будет одинакова. Для ОС, приобретенных до 2002 года, первоначальная стоимость будет равна остаточной стоимости на 01.01.2002;
П Н05.2 — амортизационные отчисления для налогового учета.
 |
Рис. 7.1. Справочник Список основных средств |
Справочник Список основных средств является многоуровневым (так же, как и подробно рассмотренный в главе 4 справочник Номенклатура). В демонстрационной базе, которую мы взяли для иллюстрации (чтобы пользователю было легче отслеживать повествование), все позиции находятся в основной группе, называемой Основные средства. Однако если вы введете новую подчиненную группу с помощью кнопки (Новая группа), то в
левой части окна можно поэкспериментировать, сворачивая и разворачивая дерево групп (чтобы освежить в памяти уже прочитанное в главе 4).
В табличной части окна мы видим всего две графы:
П Это, по существу, код основного средства, который присваивает
ся программой автоматически при каждом вводе какой-либо новой позиции, но который можно корректировать и вручную;
? Наименование. Здесь показано наименование основного средства.
( Примечание_)
То, что видны только эти графы, вовсе не означает, что запись данного справочника имеет всего два реквизита — их гораздо больше, просто видимыми установлены эти два.
Сам пользователь может устанавливать содержание табличной части с помощью кнопки Колонки (это тоже подробно излагалось в главе 4).
И, тем не менее, все имеющиеся реквизиты каждой записи можно увидеть, нажав на кнопку [Д (Просмотр) или на кнопку IffiJ (Изменить). После нажатия на одну из этих кнопок на экране активизируется диалоговое окно
Сведения об основном средстве, имеющее четыре вкладки:

Общие сведения;

Бухгалтерский учет;

Налоговый учет;

Модернизация.
Вкладка Общие сведения
На этой вкладке (рис. 7.2) указываются основные сведения о конкретном объекте основных средств (в нашем случае о компьютере).
?'- Сведения об основном средстве:Компьютер (31.00.04]
Общие сведения Бухгалтерский учет | Налогсвыйучет | Модернизация ] Наименование; |аидііяиіД'
Инвентарный № 100000004 Месторкспяуатации: {йдминист
--— с -і_
В ид (группа) ОС: Машины и
Тип ОС:
>жое лща| Оболенскія Гмим Сергеевна Ц| - Дате приобретет
Состояние IВ эксплуатации " Q Дата ввода в эксплуатод
Способ поступления: I S Причина выбытия: |
Начисление амортизации (износа)
гступления I Дата еыбыі
I Компьютер P^l 8.2G
—--------------- .............-
I; to ; ИСТОРИЯ Значения периодических реквизитов ЧКЗЗЗНЫ на 31,08.2004
Рис. 7.2. Диалоговое окно Сведения об основном средстве, вкладка Общие сведения
Рассмотрим порядок заполнения реквизитов для новой записи (или корректировки уже имеющейся).
О Наименование. Здесь вручную вводится наименование ОС.
О Инвентарный №. Код основного средства, который присваивается автоматически.
О Вид (группа) ОС. Здесь предлагается список перечислений, указывающих категорию, к которой относится данное основное средство. Этот список предопределен в конфигурации и состоит из следующих значений:
• Здания;
• Сооружения;
• Передаточные устройства;
• Машины и оборудование;
• Транспортные средства;
• Инструмент;
• Инвентарь;
• Рабочий скот;
• Продуктивный скот;
• Многолетние насаждения;
• Капитальные затраты по улучшению земель;
• Земельные участки;
• Объекты природопользования;
• Прочие основные фонды.
П Место эксплуатации. Здесь указывается подразделение, в котором данное основное средство эксплуатируется. Значение выбирается из справочника Подразделения.
П Тип ОС. Может принимать одно из двух значений:
• Собственное основное средство;
• Арендованное основное средство. В этом случае часть реквизитов на вкладках Общие сведения, Бухгалтерский учет и Налоговый учет ставятся невидимыми, при этом появляются реквизиты Номер инвентарной карточки арендодателя и Получено по лизингу.
П Ответственное лицо. Значение выбирается из справочника Список сотрудников.
П Состояние. Это периодический реквизит, отражающий текущее состояние объекта. По кнопке находящейся справа, можно просмотреть
историю изменения состояния данного основного средства. Значение выбирается из выпадающего списка:
• В эксплуатации;
• В запасе;
• На консервации;
• На капитальном ремонте;
• Передано в текущую аренду;
• Выбыло;
• Иное.
? Способ поступления. Значение выбирается из списка перечислений:
• Приобретение за плату;
• Строительство объектов ОС;
• Вклад в уставной капитал;
• В обмен на другое имущество;
• Безвозмездное поступление;
• По договору лизинга;
• Иной способ поступления.
О Причина выбытия. Реквизит заполняется в случае выбытия данного ОС, значение выбирается из списка:
• Продажа;
• Списание;
• Безвозмездная передача;
• Вклад в уставной капитал;
• Передача по договору простого товарищества;
• Передача в доверительное управление;
• Передача в аренду;
• Иная.
? Дата приобретения. Вводится с клавиатуры или выбирается из календаря.
? Дата ввода в эксплуатацию. Здесь указывается дата зачисления основного средства на баланс организации. Она должна совпадать с датой акта (накладной) приемки/передачи ОС. Значение вводится с клавиатуры или выбирается из календаря.
? Дата выбытия. Вводится с клавиатуры или выбирается из календаря.
О Начисление амортизации (износа). Это группа параметров, для которых необходимо установить/снять флажок:
• Подлежит амортизации:
° если флажок установлен, то начисление амортизации производится с кредита счета 02 в дебет счета затрат;
о если флажок не установлен, то начисление амортизации не производится, а износ, рассчитанный по нормам, один раз в конце года относится в дебет счета 010;
• Начислять амортизацию. Данный флажок также разрешает/запрещает начисление амортизации (износа), он является периодическим и может быть снят на определенное время (например, на период восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев).
? Находится в залоге. Этот параметр периодический и устанавливается на время, пока объект находится в залоге.
? Прочие сведения об основном средстве. Здесь вводится произвольный текст, отражающий ту информацию, которая не вписалась в установленные рамки.
Вкладка Бухгалтерский учет
Эта вкладка (рис. 7.3) заполняется для основных средств, стоимость которых погашается через амортизационные начисления. Настройка реквизитов здесь определяет порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского учета.
Рассмотрим реквизиты данной вкладки.
П Первоначальная стоимость. Указывается первоначальная стоимость для целей бухгалтерского учета.
П Срок полезного использ. (в месяцах). Этот показатель равен сроку начисления амортизации и указывается в месяцах.
П Способ начисления амортизации. Стоимость приобретенных объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации одним из способов, предлагаемых в списке. В зависимости от выбранного варианта предлагаются для заполнения те или иные дополнительные реквизиты:
• Линейный способ;
• Способ уменьшаемого остатка. В этом случае необходимо указать значение еще одного реквизита:
° Коэффициент ускорения. По умолчанию принимается равным единице;
• По сумме чисел лет срока полезного использования;
Пропорционально объему продукции (работ). В этом случае предусматривается заполнение еще двух реквизитов:
а Общий объем продукции (работ) в натуральном выражении;
° Фактический объем продукции (работ) за месяц в натуральном выражении (необходимо заполнять за каждый месяц в отдельности);
• По единым нормам амортизационных отчислений (для ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.1998).
 |
Рис. 7.3. Диалоговое окно Сведения об основном средстве, вкладка Бухгалтерский учет |
? Счет отнесения затрат по начисленной амортизации. Эта группа параметров состоит из следующих позиций:
• Счет. Значение выбирается из плана счетов, при этом необходимо также выбрать соответствующие объекты аналитического учета, наименование и состав которых определяются выбранным счетом;
• Общехоз. затраты. Значение выбирается из справочника Статьи общехозяйственных затрат;
• Подразделения. Значение выбирается из справочника Подразделения.
Внешний вид вкладки Бухгалтерский учет зависит также и от положения флажка Начислять амортизацию на вкладке Общие сведения. Если этот флажок снять, то появятся еще два реквизита, которые необходимо заполнить:
О Шифр по Е^ЮФ. Выбирается из справочника Классификатор ЕНАОФ (Единые нормы амортизации основных фондов);
П Норма амортизационных отчислений (годовая). Значение нормы можно скорректировать, если действующим законодательством предусмотрено применение повышенной или пониженной нормы по сравнению с той, которая приведена в Единых нормах амортизационных отчислений.
Вкладка Налоговый учет
Настройка реквизитов на этой вкладке (рис. 7.4) определяет порядок начисления амортизации для целей налогового учета. Реквизиты доступны при условии, что на вкладке Общие сведения установлен флажок Подлежит амортизации.
 |
Рис. 7.4. Диалоговое окно Сведения об основном средстве, вкладка Налоговый учет |
Порядок определения показателей налогового учета объекта основных средств, которые заносятся в реквизиты данной вкладки, регламентируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрим эти показатели.
П Первоначальная стоимость. Указывается первоначальная стоимость для целей налогового учета.
С Примечание )
Первоначальные стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета — это разные величины и, в общем случае, могут принимать разные значения.
О Срок полезного использ. (в месяцах). Указывается количество месяцев, в течение которых основное средство должно быть полностью амортизировано для целей налогового учета (так же могут принимать разные значения для целей бухгалтерского и налогового учета).
П Амортизационная группа. Принадлежность объекта основных средств к той или иной амортизационной группе в зависимости от установленного приказом срока полезного действия.
П Метод начисления амортизации. Для целей налогового учета стоимость приобретенных объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации одним из двух методов:
• Линейный метод;
• Нелинейный метод. В этом случае для данного объекта ОС предлагается заполнить реквизит Базовая стоимость.
П Специальный коэффициент. Заполняется, если в отношении амортизируемого основного средства применяется специальный коэффициент.
П Отнесение расходов по начисленной амортизации. Это группа параметров:
• Вид расхода. Указывает, к каким видам расхода (согласно главе 25 Налогового кодекса) можно отнести данные амортизационные отчисления;
• Элемент расхода. Уточняет, что это за расходы;
• Объект. Указывает, к какому виду продукции это ОС можно отнести.
Вкладка Модернизация
Эта вкладка (рис. 7.5) заполняется только для тех объектов, которые были модернизированы или реконструированы.
Реквизиты данной вкладки используются только для автоматического начисления амортизации.
П Объект модернизирован. Флажок устанавливается для модернизированных объектов. Если объект модернизировался неоднократно, то и флажок должен быть неоднократно установлен. Если модернизация отражается документом Модернизация ОС, то состояние флажка меняется документом при проведении.
П Остаточная стоимость после модернизации по данным бухгалтерского учета. Заполняется в конце месяца (когда была произведена модернизация), после того как начислена амортизация. Если амортизация по объекту начисляется документом Начисление амортизации и погашение стоимости, то данные реквизиты будут заполнены автоматически при проведении этого документа.
 |
Рис. 7.5. Диалоговое окно Сведения об основном средстве, вкладка Модернизация |
Документы,
отражающие учет основных средств
Начнем рассматривать ввод документов, отражающих поступление ОС (основных средств). Для этого надо выполнить команду меню Журналы | Учет ОС, в результате чего на экране активизируется диалоговое окно Журнал документов Учет ОС (рис. 7.6). Обратите внимание на интервал видимости, который отражен в заголовке диалогового окна. В нашем примере в установленном временном интервале не было введено ни одного документа по учету ОС, поэтому журнал пустой. Еще раз напоминаем (поскольку об этот "камень" многие спотыкаются) — если документов в журнале не видно, то это вовсе не означает, что их нет — установите другой интервал видимости (с помощью кнопки W) и вы увидите нужные вам документы.
Итак, чтобы ввести в данный журнал новый документ, на панели инструментов этого окна нажмем на кнопку (Новая строка). Перед нами пред-
станет диалоговое окно Выбор вида документа, в котором будет предложен следующий список документов:
О Ввод в эксплуатацию ОС;
О Передача ОС;
П Перемещение ОС;
П Подготовка к передаче ОС;
? Поступление ОС;
? Списание ОС;
О Поступление оборудования;
? Передача оборудования в монтаж;
? Модернизация ОС.
Рассмотрим наиболее важные документы из этого списка.
 |
Рис. 7.6. Диалоговое окно Журнал документов Учет ОС |
Документ Поступление ОС
Этот документ предназначен для регистрации поступления в организацию отдельных объектов основных средств.
Предположим, что нам необходимо зафиксировать покупку компьютера и принтера. Из предложенного списка выбираем пункт Поступление ОС и нажимаем на кнопку ОК. На экране появится форма документа Поступление ОС Новый. Для наглядности мы приводим форму этого документа с уже заполненными реквизитами (рис. 7.7), поэтому вместо слова Новый в заголовке отражается номер документа.
Этот документ, как и рассмотренные нами прежде, состоит из шапки и табличной части.
 |
Рис. 7.7. Документ Поступление ОС |
Сначала рассмотрим порядок заполнения реквизитов шапки.
О Поступление отдельных объектов ОС №. Номер документа присваивается автоматически (для каждого конкретного вида документов производится сквозная нумерация с каждого нового года).
О от — здесь указывается дата, которую можно ввести вручную или с помощью календаря (по умолчанию устанавливается текущая дата).
П Вход, документ №. Указывается номер бумажного документа, подтверждающего поступление основных средств.
О от — указывается дата, зафиксированная на бумажном документе.
? Поставщик. Значение выбирается из справочника Список контрагентов (это многоуровневый справочник, принципы работы в нем аналогичны справочнику Номенклатура — если нужного поставщика в этом справочнике нет, то его можно тут же ввести).
О Договор. Выбирается из справочника Договоры (счета) для конкретного поставщика (в нашем случае для поставщика Компьютерный магазин).
О Валюта договора. Указывается в том случае, когда стоимость ОС в договоре на поставку указана в валюте.
? Курс. Выбирается курс валюты на дату поступления ОС.
? Счет-фактура. Если поставщик работает без НДС, то флажок надо снять, иначе необходимо ввести номер счета-фактуры и дату выписки ее (для выделения НДС из общей суммы и формирования книги продаж).
? Зачет аванса. Значение выбирается из вариантов:
• не зачитывать;
• только по договору;
• без указания договора.
Если за приобретенные ОС была сделана предоплата, то программа сама сформирует проводки дебет 60.1 кредит 60.2 на сумму предоплаты по данному поставщику и договору (если выбирается только по договору) или на сумму предоплаты по поставщику (если режим без указания договора).
? Налоги. Значение выбирается из предложенного списка. Устанавливается/снимается флажок НДС включать в стоимость.
А теперь заполним табличную часть многострочного документа. Сюда заносятся все поступления от данного поставщика по данному договору.
На панели инструментов этого окна нажмем на кнопку (Новая строка). Откроется диалоговое окно Справочник: Объекты внеоборотных активов (Выбор), откуда мы должны выбрать позицию с нужным наименованием (если таковой в справочнике не имеется, то сначала надо пополнить справочник, а затем, дважды щелкнув мышью на этом наименовании, тем самым ввести его в строку табличной части нашего документа). В колонки Цена и Кол-во вводим данные с клавиатуры. Графы Сумма, НДС, Всего заполняются в соответствии с вычислениями программы.
В нижней части таблицы автоматически подсчитывается итог для проверки соответствия документам поставщика (накладной).
После заполнения экранной формы нужно нажать на кнопку ОК. При проведении документа автоматически формируются проводки по дебету субсчета 08.4 (приобретение отдельных объектов основных средств) и кредиту субсчета 60.1 (расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)).
Если поставщику был перечислен аванс (предоплата), то дополнительно формируется проводка по дебету счета 60.1 в корреспонденции с кредитом счета 60.2 (расчеты по авансам, выданным (в рублях)) на сумму зачтенного аванса.
Документ Ввод в эксплуатацию ОС
Документ (рис. 7.8) предназначен для отражения принятия основных средств к бухгалтерскому учету и ввода их в эксплуатацию. Его следует использовать для зачисления на баланс организации по дебету счета 01.1 (основные средства в организации), ввод в эксплуатацию которых оформляется актом по форме ОС-1, независимо от варианта их поступления в организацию.
 |
Рис. 7.8. Документ Ввод в эксплуатацию ОС (вкладка Основные средства) |
Форма документа содержит четыре вкладки:
? Основные средства;
? Общие сведения;
? Бухгалтерский учет;
? Налоговый учет.
Вкладка Основные средства
Вкладка содержит следующие реквизиты:
П Акт ввода в эксплуатацию ОС №...ОТ. Указывается номер документа и дата акта (накладной) приемки-передачи основных средств;
П Вид вложения во внеоборотные активы. Значение выбирается из следующих вариантов:
• 08.1 — приобретение земельных участков;
• 08.2 — приобретение объектов природопользования;
• 08.3 — строительство объектов основных средств;
• 08.4 — приобретение отдельных объектов основных средств;
П Объект внеоборотных активов. Значение выбирается из одноименного справочника;
? Первонач. стоимость;
? кнопка Объем вложений во внеоборотные активы служит для автоматического заполнения реквизита ІПервонач. стоимость на основании бухгалтерских итогов по счету 08. Для заполнения этого реквизита необходимо предварительно записать документ (кнопка Записать).
Реквизиты табличной части:
П N. Номер позиции;
П Основные средства. Наименование объекта выбирается из справочника
Список основных средств.
Если сведения об основном средстве в справочнике отсутствуют, то можно прямо в списке для выбора добавить новый элемент справочника. При этом будет достаточно ввести только наименование объекта и его инвентарный номер. Значения прочих реквизитов автоматически установятся при проведении документа.
Вкладка Общие сведения
Вкладка (рис. 7.9) содержит следующие реквизиты:
О Вид (группа) ОС. Следует выбрать категорию, к которой относится данное основное средство;
П Место эксплуатации. Здесь указывается подразделение, в котором данное основное средство эксплуатируется. Значение выбирается из справочника Подразделения;
CD Ответственное лицо. Значение выбирается из справочника Список сотрудников;
П Списать на затраты на производство (расходы на продажу). Для основных средств стоимостью менее 10 000 рублей флажок устанавливается, более 10 000 рублей — флажок снимается;
П Начисление амортизации (износа). Это группа параметров, для которых надо установить/снять флажки:
• Подлежит амортизации — если флажок установлен, то амортизация начисляется с кредита счета 02 в дебет счета затрат. Если флажок не установлен, то начисление амортизации не производится, а износ, рассчитанный по нормам, относится в дебет счета 010;
• Начислять амортизацию — флажок является периодическим и может быть снят на определенное время, например, на время ремонта ОС;
П Для целей налогового учета. Здесь устанавливается переключатель в одно из следующих положений:
• Включить в состав амортизируемого имущества. Соответствует начислению амортизации (износа);
• Включить в состав расходов. Это значит, что денежные средства надо списать на затраты производства;
• Не принимать к налоговому учету. Положение переключателя в этой позиции означает, что затраты на приобретение данного основного средства не включаются в состав расходов (т. е. не уменьшают налогооблагаемую прибыль).
 |
Рис. 7.9. Документ Ввод в эксплуатацию ОС (вкладка Общие сведения) |
Вкладка Бухгалтерский учет
Внешний вид этой вкладки (рис. 7.10) зависит от выбранных значений реквизитов Подлежит амортизации, Списать на затраты на производство (расходы на продажу) на вкладке Общие сведения.
? Если флажок Подлежит амортизации установлен, то на вкладке Бухгалтерский учет доступны для заполнения следующие реквизиты:
• Счет. Указывается счет, на который относятся затраты по амортизационным отчислениям. При выборе того или иного счета необходимо также выбрать соответствующие объекты аналитического учета из видов субконто, прикрепленных к выбранному счету;
• Способ начисления амортизации. Значение этого реквизита выбирается из следующих вариантов:
п Линейный способ;
D Способ уменьшаемого остатка;
° По сумме чисел лет срока полезного использования;

Пропорционально объему продукции (работ);

По единым нормам амортизационных отчислений (для ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.98);
П Если флажок Подлежит амортизации снят, то на этой вкладке становятся доступными реквизиты для начисления износа:

• Шифр по ЕНАОФ. Выбирается из справочника Классификатор (Единые нормы амортизации основных фондов);
справочника
• Норма амортизационных отчислений (годовая). Шифр выбирается из Классификатор ЕНАОФ (Единые нормы амортизации
основных фондов);
? Если флажок Списать на затраты на производство (расходы на продажу)
установлен, то доступен для заполнения реквизит Счет.
Ввод в <ШЙВ) ОС - ОГИНШ/
ДетйвйЫе средства | С6ІШ сварения Бухгалтерский учет j Налоговый учет |
Данные по начислению амортизации (износа) для целей бухгалтерского учета
- СчгШйсения затрат по начисленной рмортимци
,:-і
,:lv-/¦ счет
амида
Затраты на фоизвйветв6,[й|ЩЙШ&
Акт ОС-1
Рис. 7.10. Документ Ввод в эксплуатацию ОС (вкладка Бухгалтерский учет)

Вкладка Налоговый учет
Внешний вид вкладки (рис. зависит от положения флажка Начислять амортизацию на вкладке Общие Порядок заполнения реквизитов
этой вкладки аналогичен порядку заполнения соответствующих реквизитов в справочнике Список основных средств.
 |
Рис. Документ Ввод в эксплуатацию ОС (вкладка Налоговый учет) |
Непосредственно из формы рассмотренного документа (посредством нажатия на кнопку Акт ОС-1) можно сформировать документ АКТ приемки-передачи основных средств (это обязательная типовая форма по учету основных средств).
Краткие сведения об остальныхдокументах
Мы не будем подробно расписывать порядок заполнения остальных документов, отражающих учет ОС, поскольку принципиально нового там ничего нет, но расскажем об особенностях и назначении каждого из них. Представление о внешнем виде любого из этих документов вы можете получить, если на панели инструментов журнала документов по учету ОС нажмете на кнопку ІЩ] (Новая строка). После этого в открывшемся диалоговом окне Выбор вида документа щелчком мыши надо активизировать интересующий вас документ, а затем нажать на кнопку ОК.
Документ Подготовка к передаче ОС
Этот документ следует ввести в том случае, если основное средство перестает использоваться до факта его непосредственной передачи (но в связи с этим фактом).
Выбывающие объекты выбираются из справочника Список основных средств (заполняется реквизит табличной части Основные средства). При этом в од-
ном документе следует указывать только однотипные объекты основных средств, которые имеют одинаковую балансовую стоимость, одинаковые суммы начисленной амортизации и т. д. В противном случае для разных объектов ОС следует вводить отдельные документы.
Если нажать на кнопку Показать, то можно увидеть балансовую стоимость и сумму амортизации по объекту.
При проведении документа по каждой строке будут сформированы проводки:
? по доначислению амортизации, если это необходимо;
? по списанию амортизационных начислений:
• в дебет счета 02 (амортизация основных средств) с кредита счета 01.2 (выбытие основных средств);
• в дебет счета 01.2 (выбытие основных средств) с кредита счета 01.1 (основные средства в организации).
После того как необходимые регистрационные документы получающей стороной оформлены, вводится документ Передача ОС.
Документ Передача ОС
Этот документ следует использовать для отражения в бухгалтерском учете операций продажи основных средств, передачи их в виде вклада в уставной (складочный) капитал или при безвозмездной передаче.
Документ имеет две вкладки:
? Подготовка к передаче;
П Передача.
На вкладке Подготовка к передаче выбывающие основные средства выбираются из справочника Список основных средств и указываются в реквизите Основные средства (в табличной части). При этом в одном документе следует указывать только однотипные объекты основных средств, которые имеют одинаковую балансовую стоимость, одинаковые суммы начисленной амортизации и т. д. Иначе для разных объектов ОС следует вводить отдельные документы.
Если основные средства были подготовлены к передаче документом Подготовка к передаче основного средства, то переключатель Подготовка к передаче основного средства следует установить в положение Произведена документом, после чего выбрать необходимый документ из журнала.
Если документ Подготовка к передаче основного средства для данного документа не вводился, то переключатель следует установить в положение Производится одновременно с выбытием.
По нажатию на кнопку Показать справочно показывается балансовая стоимость и сумма амортизации по данному объекту.
На вкладке Передача заполняются следующие реквизиты:
? Причина выбытия. Значение выбирается из следующих вариантов:
• Продажа;
• Безвозмездная передача;
• Вклад в уставной капитал;
• Передача по договору простого товарищества;
• Передача в доверительное управление;
? Статья прочих доходов и расходов. Этот реквизит заполняется посредством выбора значения из справочника Прочие доходы и расходы;
? Покупатель. Здесь указывается покупатель, которому передается основное средство;
П Договор. В этом реквизите указывается договор, по которому осуществляется данная операция;
? Цена реализации. Здесь нужно указать договорную цену;
П НДС при постановке на баланс возмещен. Здесь надо снять или установить флажок. В некоторых случаях в соответствии с налоговым законодательством НДС, уплаченный при приобретении основных средств, не возмещается из бюджета. При продаже таких основных средств уплате в бюджет подлежит разница между суммой налога, предъявленной покупателю при продаже основных средств, и суммой налога, не возмещенной в установленном порядке из бюджета. В таком случае для правильного начисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, в экранной форме следует снять флажок.
После заполнения всех необходимых реквизитов документа нужно распечатать акт на выбытие (кнопка Акт а документ сохранить (кнопка ОК)
и после утверждения акта провести. При проведении документа автоматически формируются проводки по выбытию основных средств.
Документ Перемещение ОС
В процессе эксплуатации основные средства могут передаваться из одного подразделения в другое, менять свое назначение (производственные на непроизводственные и наоборот) и т. д.
Для автоматизации этой учетной операции и предназначен данный документ, где в табличной части указываются те основные средства, реквизиты которых необходимо изменить.
После заполнения реквизитов экранной формы документа следует распечатать акт (кнопка Акт ОС-1) и сохранить документ (кнопка ОК).
Данный документ не формирует никаких проводок, он лишь изменяет значение периодических реквизитов Подразделение, Счет затрат, Производственное, Начислять амортизацию и др.
Следует заметить, что в соответствии с установленным порядком акт по форме оформляется не только при поступлении основных средств, но
и при перемещении и выбытии. Поскольку они должны иметь сквозную нумерацию, в соответствующих документах используется единый нумератор.
Документ Списание ОС
Этот документ предназначен для отражения в учете выбытия основного средства в связи с моральным и физическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией.
В форме документа указывается объект, списываемый с учета, выбирается причина списания и статья прочих доходов и расходов.
По нажатию на кнопку Показать выводится балансовая стоимость объекта (сальдо на счете 01.1) и сумма начисленной амортизации (сальдо на счете 02.1) на момент выбытия.
При списании основного средства необходимо оформить акт по форме ОС-4. Для этого следует нажать на кнопку Акт ОС-4.
При списании с учета всех основных средств формируются проводки:
? по доначислению амортизации, если это необходимо;
О по дебету счета 01.2 (выбытие основных средств) стоимости выбывающего объекта;
П списание остаточной стоимости объекта по дебету счета 99 (прибыли и убытки) (если причина списания В связи с чрезвычайными обстоятельствами) или по дебету счета 91.2 (прочие расходы) (причина списания
Списание по прочим причинам).
Документ Поступление оборудования
С помощью этого документа отражается учет операций, связанных с оформлением поступления в организацию требующего монтажа оборудования, приобретенного за плату у поставщика.
В шапке документа указывается номер акта о приемке оборудования, дата, поставщик, основание и склад, на который принимается оборудование:
П в реквизите Склад указывается склад, на который принимается оборудование (выбирается из справочника Места хранения МПЗ);
П реквизит Поставщик заполняется посредством выбора значения из справочника Список контрагентов;
П в реквизите Договор следует указать реквизиты накладной и счета-фактуры поставщика, по которой получено оборудование. Они вводятся из справочника Договоры (счета), который подчинен справочнику Список контрагентов.
В табличную часть документа переносится информация из накладной поставщика. Здесь указывается наименование оборудования, количество, цена за единицу, сумма, суммы налогов и общая сумма.
При нажатии на кнопку Печать формируется Акт о приемке оборудования по типовой межотраслевой форме №ОС-14.
После заполнения экранной формы нужно нажать на кнопку ОК.
При проведении документа автоматически формируются проводки по поступлению оборудования.
Если поставщику был перечислен аванс (предоплата), то в зависимости от значения реквизита Зачет аванса дополнительно формируется проводка по дебету счета 60.1 (расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях) в корреспонденции с кредитом счета 60.2 (авансы выданные) на сумму зачтенного аванса.
Документ Передача оборудования в монтаж
Этот документ предназначен для включения стоимости оборудования и комплектующих, требующих монтажа, в расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств:
? в качестве значения реквизита Объект внеоборотных активов выбирается тот объект, в первоначальную стоимость которого необходимо включить стоимость оборудования и комплектующих. Выбор производится из
справочника Объекты строительства;
П в реквизите Статья затрат на строительство указывается соответствующая статья учета затрат на монтаж объекта основных средств, которая выбирается из одноименного справочника;
П в реквизите Склад указывается склад, откуда списываются требуемые для монтажа оборудование и комплектующие (посредством выбора значения из справочника Места хранения МПЗ).
Табличная часть документа заполняется данными о номенклатуре и количестве переданных в монтаж оборудования и комплектующих.
Нажав на кнопку Печать, можно сформировать печатную форму Акт о приемке оборудования по типовой межотраслевой форме № ОС-15.
При проведении документа автоматически формируются проводки по дебету субсчета 08.3 (строительство объектов основных средств) и кредиту счета 07 (оборудование к установке) на сумму средней стоимости выбранного количества оборудования в организации.
Документ Модернизация ОС
Данный документ служит для отражения в учете модернизации (реконструкции) основных средств:
О на вкладке Основные средства указываются объекты основных средств, которые модернизируются (реконструируются);
П на вкладке Модернизация указываются параметры, связанные с модернизацией как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учетов. Если модернизируемые объекты не являются амортизируемым имуществом с точки зрения главы 25 НК РФ, то реквизиты, относящиеся к налоговому учету, заполнять не надо;
П в качестве объекта нематериальных активов указывается объект, по которому на счете 08.3 (строительство объектов основных средств) накапливаются затраты по модернизации;
? Сведения об объекте ОС после модернизации — это группа реквизитов, относящихся как к бухгалтерскому, так и к налоговому учету.
Рассмотрим реквизиты бухгалтерского учета:
• Общая сумма расходов по модернизации — это сумма расходов по модернизации (реконструкции) для всех модернизируемых (реконструированных) объектов, которая отражена на счете 08.3 по указанному в документе объекту внеоборотных активов. Эту сумму можно рассчитать автоматически, нажав на кнопку Расходы по счету 08.3.
Сумма расходов на каждый модернизируемый (реконструированный) объект будет рассчитываться путем деления общей суммы расходов на количество модернизируемых объектов;
• Срок полезного использования (в месяцах) — это новый срок полезного использования объектов основных средств с начала их эксплуатации.
Если модернизируются (реконструируются) объекты, для которых амортизация начисляется пропорционально выпущенной продукции (работ, услуг), то необходимо указать общий объем выпуска продукции (работ, услуг) с учетом модернизации (реконструкции) объектов.
Для целей налогового учета общая сумма расходов по модернизации и срок полезного использования заполняются по аналогии с реквизитами, относящимися к бухгалтерскому учету, а затраты по модернизации накапливаются на счете Н01.09 (строительство объектов основных средств).
 |
' |
Содержание раздела