d9e5a92d

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации "1С:Бухгалтерия"

Ознакомившись с общими принципами работы в системе 1С:Предприятие, а также произведя необходимые (минимальные) настройки в режиме Конфигуратор, можно, інаконец-то, приступить к изучению основного режима, который предлагается при запуске системы по умолчанию и который так и называется — ІСШредприятие.

Для начала заполним реквизиты предприятия, введем некоторые параметры, относящиеся к учетной политике вашей фирмы, а также выполним общую и индивидуальную настройку конфигурации, которую можно осуществлять в этом режиме. Все эти действия производятся в меню Сервис. Рассмотрим каждый из четырех необходимых нам для данных целей пунктов этого меню.

Пункт меню

Сервис I Сведения об организации

Выбрав данный пункт меню, мы выведем на экран диалоговое окно Сведения об организации (рис. 4.1), имеющее 6 вкладок.

Рассмотрим содержание каждой из имеющихся вкладок.

? Организация. На этой вкладке необходимо заполнить поля:

• Дата регистрации — дата регистрации вашей организации, которую можно ввести вручную, а можно и при помощи календаря, воспользовавшись кнопкой, расположенной справа;

• Название — наименование организации, которое используется в первичных документах;

• Полное название — полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.1. Диалоговое окно Сведения об организации
• Юридический адрес организации. В этом поле справа имеется кнопка с изображением конверта, нажав на которую можно ввести/изменить адрес организации. При этом появляется диалоговое окно Ввод адреса, имеющее три вкладки:

a Произвольный формат — здесь можно ввести адрес с клавиатуры в произвольной форме;

Формат МНС — здесь предоставляется возможность выбора из соответствующих справочников таких реквизитов, как регион, район, город, населенный пункт, улица (их можно получить в ИМНС или на сайте МНС );

0 Классификаторы — служит для указания путей к этим справочникам;

• Почтовый адрес организации. Принцип указания почтового адреса аналогичен указанию адреса юридического;

• Телефоны. В этом поле указываются телефоны организации по месту фактического местонахождения.

? Коды. Вкладка предназначена для указания общих сведений конкретного предприятия:

• ИНН\КПП — идентификационный номер налогоплательщика орга-низации\код причины постановки на учет;

• ОГРН — основной государственный регистрационный номер;

• Вид деятельности (отрасль) — указывается основной вид деятельности организации (например, производство или торговля);

Начало работы в конфигурации “1C:Бухгалтерия1,,_117

• ОКПО - код организации по ОКПО (общероссийский классификатор);

• ОКВЭД — код видов экономической деятельности;

• ОКОПФ — код организационно-правовой формы организации по Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов;

• ОКФС — код формы собственности по ОКФС;

• Орг.правовая форма — организационно-правовая ^форма организации по Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов;

• Территориальные условия — заполняются посредством выбора из имеющегося списка (для районов Крайнего Севера).

? Банк. На этой вкладке заполняются банковские реквизиты предприятия:

• Основной счет. Нажав на кнопку выбора, расположенную справа, мы

попадаем в диалоговое окно Банковские счета, в котором видим содержание одноименного справочника. Из этого справочника двойным щелчком мыши надо выбрать нужную позицию. Если необходимого нам счета нет в справочнике, то имеется возможность тут же пополнить этот справочник (подробнее о принципах работы со справочниками будет изложено в разд. "Заполнение справочников" данной

главы);

• если нажать на кнопку Редактировать, то на экране активизируется диалоговое окно Сведения о расчетном счете, где можно изменить реквизиты данного счета. Все новые значения, которые вводятся в этом процессе, попадают в соответствующие справочники (банки, банковские счета и др.).

П ИМНС. Вкладка служит для указания реквизитов свидетельства о постановке на учет, а также указания налогового органа, в который предоставляется отчетность.

П Налоги. На этой вкладке указываются виды налогов, уплачиваемых организацией, и виды налоговых льгот, предоставленных организации. Установка нужных значений производится путем выбора (Да, Нет).

О Ответственные лица. Вкладка предназначена для указания ответственных лиц (путем выбора из справочника Список сотрудников):

• Руководитель предприятия;

• Главный бухгалтер;

• Кассир;

• Ответственный за регистры.

Пункт меню Сервис I Учетная политика

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


вкладок.

После выбора этого пункта меню на экране активизируется диалоговое окно Учетная политика (рис. 4.2), так же состоящее из нескольких на которых требуется установить значения соответствующих параметров.

0! Учетная

политика

Учетная

Общая | списание издержек | Переоценка счетов | Налоговый

шммншвшмпмйрмиші

Данные учетной по литикн НЩ05.08.04

Метод определения выручки |ІИЖИИВ; '—И

¦ _іі_:¦

База распределения косвенных расходов |Вьіоычкй" тт : IiDSU;Ш'Т:¦"

Использовать метод ?дирек.т •костинг'::

Вариант применения средних оценок стоимости материалов Вариант применения средних оценок : стоимоститоваЬов

П рименяется П Б У 18/02

Установить [ закрыть

Рис. 4.2. Диалоговое окно Учетная политика

П Общая. На этой вкладке необходимо заполнить поля, значения которых

выбираются из списка, предлагаемого при нажатии на кнопку выбора,

расположенную справа от соответствующего поля:

• Метод определения выручки. Выбирается из двух значений (по отгрузке, по оплате) в зависимости от принятой учетной политики предприятия;

• База распределения косвенных расходов. Чаще всего выбирается значение Выручка;

• Использовать метод "директ-костинг". Обычно устанавливается значение Нет;

• Вариант применения средних оценок стоимости материалов. Наиболее применимо значение Взвешенная оценка (исходя из среднемесячной стоимости);

• Вариант применения средних оценок стоимости товаров. Значение, аналогичное предыдущему пункту;

• Применяется ПБУ 18/02. Обычно устанавливается значение Да, однако малые предприятия могут ответить Нет, поскольку им разрешается не применять ПБУ 18/2.

? Списание издержек. На этой вкладке предлагается установить необходимые статьи издержек обращения, на которые можно списывать выбранные издержки пропорционально остатку товаров. Для этих целей используется справочник Статьи издержек обращения. Справа на вкладке имеются кнопки, с помощью которых можно добавлять в список нужные статьи из справочника, а также и удалять из списка любые позиции.

? Переоценка счетов. Эта вкладка позволяет создать список валютных счетов, подлежащих переоценке в особом порядке и не переоцениваемых документами конфигурации. Выбор производится из справочника План счетов точно по такому же принципу, как и на предыдущей вкладке.

? Налоговый учет. Здесь устанавливается База распределения прямых расходов для целей налогового учета из предложенного списка. В нашем случае выбрано значение Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства.

Пункт меню Сервис /Общая настройка

Выбором этого пункта меню вызывается диалоговое окно Общая настройка

конфигурации (рис. 4.3), где устанавливаются значения, общие для всех

пользователей системы.

В этом диалоговом окне имеется 5 вкладок.

? Начальные значения. Здесь указываются начальные значения, которые будут подставляться в новые документы и ручные операции:

• Валюта. Обычно фиксируется значение (руб), которое выбирается из справочника Валюты;

• Единица измерения. При выборе значения этого поля подключается справочник Единицы измерения, из которого выбираем наиболее приемлемую для нас позицию (например, шт);

• Ставка НДС. Здесь при выборе значения (18%) используется справочник Ставки НДС;

• Ставка НП. В данном случае обращаемся к справочнику Ставка налога с продаж, откуда выбираем позицию Без налога (НП);

• Банковский счет. Для выбора этого реквизита подключается уже знакомый нам справочник Банковские счета, откуда и выбираем значение Основной р/с;

• Подразделение. Выбирается из справочника Подразделения. В нашем случае выбрано значение Администрация, поскольку именно в этом подразделении находятся ответственные лица (руководитель, главный бухгалтер и др.), данные о которых попадают в печатные документы;

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.3. Диалоговое окно Общая настройка конфигурации
• Склад. Используется справочник Места хранения МПЗ, из которого выбрано значение Основной склад.

О Режимы. На этой вкладке устанавливаются режимы работы с конфигурацией. На начальном этапе рекомендуется оставить значения, установленные при первом запуске, т. е. оставить флажки на следующих опциях:

• Использовать список корректных проводок;

• Все документы помещать в журнал операций;

• Контроль отрицательных остатков МПЗ;

• Учет по договорам, составленным в иностранной валюте;

• Учет заработной платы ведется во внешней программе (на этой опции флажок не должен стоять);

• Дата запрета редактирования документов выбирается из календаря.

П Приходные документы. Эта вкладка служит для установки параметров,

необходимых при работе с приходными документами:

• Основной вариант расчета налогов. Значение НДС в сумме 18% выбрано из справочника Варианты расчета налогов;

• Пересчитывать учетную стоимость согласно выбранному варианту расчета налогов. Устанавливаем значение Нет;

• Пересчет в строках приходных документов. Устанавливаем переключатель на позиции Сумму и налоги. В этом случае при изменении коли-

чества в уже введенных строках приходных документов автоматически пересчитывается сумма в соответствии с вариантом расчета налогов и суммы налогов.

? Расходные документы. §На этой вкладке устанавливаются параметры; необходимые при работе с расходными документами:

• Основной вариант расчета налогов. Значение НДС в сумме 18% выбрано из справочника Варианты расчета налогов;

• Порядок хранения отпускной цены. И і предлагаемого списка значений выбираем Без налогов.

П Прочее. Здесь заполняются прочие сведения, необходимые для работы системы (значения можно вводить с клавиатуры, а можно воспользоваться кнопкой, расположенной справа и позволяющей набирать нужные значения с помощью мыши):

• На дату;

• Районный коэффициент (заполняется для районов Крайнего Севера и приравненных к ним);

• Ставка рефинансирования ЦБ (устанавливается ставка рефинансирования Центрального банка на дату заполнения);

• Процент обязательной продажи валюты.

• Основной вариант расчета налогов. Значение НДС в сумме 18% выбрано из справочника Варианты расчета налогов.

Пункт меню

Сервис I Индивидуальная настройка

В результате выбора этого пункта меню открывается диалоговое окно Индивидуальная настройка конфигурации (рис. 4.4), в котором для конкретного рабочего места можно изменять значения параметров, установленные в общей настройке.

Данное окно представляет собой таблицу из трех колонок:

П Наименование. Здесь выдается список параметров, которые можно изменить для данного рабочего места относительно общего значения;

? Значение !|для рабочего места. ІВ этой колонке изначально установлено общее для всех рабочих мест значение, которое можно исправить с помощью кнопки Изменить значение, находящейся в нижней части окна. После нажатия этой кнопки (или, что равносильно, двойного щелчка мыши на какой-либо строке) на экране активизируется диалоговое окно соответствующего справочника, из которого можно выбрать (опять же, двойным щелчком мыши) нужное значение;

ИнЛИШ4ЛЧаЛЬН<1Я

ИнЛИШ4ЛЧаЛЫ1<1Я

настройка конфигурации

ія рабочего не,., jl Общее значение Ісгіравочно] Ц||

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


раб

Основная единица измерения

Основной р/с

Основной банковский счет

Основной р/с

Основная ставка НДС

Без налога [НП)

Основная ставка НП

Без налога (НП)

Основной склад

Основной склад

Основной склад

Администрация

Администрация

Основное подразделение

Запрыгать документ при переходе в журн Комментировать выпотияемые действия Открывать журнал при веэде документа . Запрашивать

Овшие значения

Значения Для рабочего месте

ів при выходе из

ОК ] Закрыть j Изменить Значение |.

Очистить значение'

Рис. 4.4. Диалоговое окно настройка конфигурации

О Общее значение (справочное). Здесь указаны значения, установленные в общей настройке (их изменить можно только в пункте Общая настройка).

Кроме табличной части в этом диалоговом окне имеются также опции, которые можно включить/отключить посредством флажков.

Заполнение констант

Итак, в процессе заполнения необходимых параметров, предлагаемых рассмотренными четырьмя диалоговыми окнами, мы попутно столкнулись с такими объектами метаданных, как константы и справочники. Рассмотрим эти объекты более подробно.

Константы содержат информацию, которая не меняется или меняется редко. Например, там указываются фамилии ответственных сотрудников, фигурирующих в печатных формах документов, приводятся ставки налогов, размер минимальной зарплаты, срок резервирования товаров и другая информация.

Напомним, что константы являются одним из объектов метаданных, структура которых настраивается в режиме Конфигуратор. В процессе настройки конфигурации задачи можно создать практически неограниченное количество констант для хранения любой нужной информации. В разд. "Пункт меню Конфигурация / Открыть конфигурацию" главы 3 дано пояснение подобных действий, которые производятся на вкладке Метаданные.

В основном режиме, который мы сейчас рассматриваем, к уже имеющимся константам можно получить доступ через пункт меню Операции | Констан-

ты, после выбора которого на экране открывается диалоговое окно Список констант (рис. 4.5).

Окно списка констант представляет собой таблицу, состоящую из трех колонок (граф):

О графа Код. Здесь выводятся краткие наименования констант, которые используются при формировании различных отчетов;

? графа Наименование служит для расшифровки краткого наименования константы;

О графа Значение содержит само значение константы. Мы видим в списке уже знакомые константы, значения которых только что вводили в диалоговых окнах меню Сервис. Здесь тоже можно корректировать значение любой из имеющихся в данном списке констант.

Внимание!

Еще раз подчеркнем, что в основном режиме запуска задачи возможна лишь корректировка значения констант в списке. Добавление новых констант, удаление ненужных, изменение краткого или полного наименования у существующих констант выполняется только в Конфигураторе.

Z2 11 Пр»-ііп|>нотип ¦ Бухгалтерский умет, рндлкцця 4 5 Наша фирма

Справочники Документы Журналы Отчвггы: НчфгоаьЛ учет Е*Р*^ Qkhb Домощь

ШЙЖ МмШШ^М

Гпигок констант (1В 07 II4J
г--- - :--2-сзг:-¦—:-
|Код Наименование Значение %
Дата регистрации организации 03 01.02
: • Н аименование организации Наименование организации Наша Фирма
: і Официальное наименование q Полное наименование организации в с Общество с ограниченной ответственностью 'V •JJ
1 Юридический адрес Юридический адрес организации 107078, г. Москва, ул Н.Басменная, 11
( ИМИС Организации Наименование налоговой инспекции ИМНС N* 1 по ЦАО г. Москвы
1 ИНН ИНН\КЛП организации 7701028561
: і Почтовый адрес Почтовый адрес организации 107078, г. Москва, ул Н. Басманная, 11
Телефоны организации Т ел. по юр. адресу и действ, местонах. [095Ь288-45-б4
! I Руководитель ФИО руководителя Васильев Федор Степанович
і Гл бухгалтер ФИО главного бухгалтера Оболенская Галина Сергеевна
' Кассир ФИО кассира Оболенская Г алина Сергеевна V,
1 Основной вид деятельности Основной вид деятельности по учредив пошив одежды
- КвдОКОНХ Код отрасли no ОКОНХ zl
Чтобы изменить значение константы, необходимо установить курсор в соответствующую ячейку таблицы, затем нажать клавишу <Enter> (получить разрешение на корректировку), а затем ввести новое значение. После внесения необходимых исправлений следует снова нажать клавишу <Enter> (чтобы выйти из режима редактирования). Такой принцип редактирования какой-либо ячейки таблицы справедлив для всех диалоговых окон, поэтому его надо осознать и запомнить.

Произвольный поиск константы

Имеющаяся в данном окне вертикальная полоса прокрутки служит для просмотра всего списка констант. Кроме того, можно воспользоваться стандартным режимом произвольного поиска, который можно применять в любых формах (диалоговых окнах, имеющих многострочную часть). Произвольный поиск обладает наиболее широкими возможностями, его можно производить по любым значениям колонок в обоих направлениях списка, однако скорость его зависит от количества строк в списке, т. к. выполняется он последовательно.

Рассмотрим принцип пользования данным поиском более подробно, поскольку обращаться к такому режиму вам придется часто.

Чтобы начать поиск, надо выбрать команду меню Действия | Поиск | Искать (или нажать на кнопку [й], находящуюся на панели инструментов главного окна программы). Для установки параметров поиска на экран будет выдано диалоговое окно Поиск (рис. 4.6).

Окно Поиск нам уже знакомо по главе 2 (см. рис. 2.5), но в данном случае оно имеет некоторые дополнительные управляющие элементы, с помощью которых можно задавать разнообразные условия поиска:

П По одной колонке. Если установлен этот флажок, то поиск будет производиться только в текущей колонке табличной части (той, в которой стоит курсор). Если флажок снять, то поиск осуществляется по всем колонкам слева направо;

? Различать регистры — позволяет указать, будут ли различаться при поиске прописные и строчные буквы. Установленный флажок означает, что прописные и строчные буквы будут считаться разными символами;

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.6. Диалоговое окно Поиск
Начало работы в конфигурации " 1С:Бухгалтерия'__125

? группа переключателей позволяет задать направление поиска:

• Вперед — вниз от текущей строки списка;

• Назад — вверх от текущей строки списка;

• С начала — с первой строки списка.

После выполнения необходимых установок следует нажать кнопку Поиск. Если значение, указанное в поле шаблона поиска, не найдено в списке, то будет выдано соответствующее сообщение, если найдено — курсор будет установлен в ячейку с найденным значением. Если значений, указанных в шаблоне поиска, несколько, то курсор устанавливается на первое встретившееся (в соответствии с направлением поиска). Можно продолжить поиск е теми же установками, выполнив команду меню Действия | Поиск | ^Повторить поиск.

Периодические константы

В процессе работы с задачей значения многих констант приходится все-таки менять. Иногда эти изменения не имеют существенного значения ни для работы программы, ни для самого пользователя, а иногда необходимо иметь сведения о предыдущих значениях некоторых констант. Такие константы принято называть периодическими, для них в списке констант хранится не только самое последнее значение, но и все ранее существовавшие с датами их ввода. Всю историю значений конкретной константы можно просмотреть, воспользовавшись кнопкой панели инструментов данного окна (История) (либо для данной константы аналогичными пунктами в контекстном меню или в списке меню Действия).

Но не для всех констант эта кнопка является активной. Если вы "пройдетесь" по списку констант с самого начала, то заметите, что, делая активной последовательно одну константу за другой (щелкая на каждой из них мышью), только на константе Руководитель впервые можно увидеть кнопку |^| в активном состоянии. Понаблюдайте за этой кнопкой для других констант.

А теперь (чтобы вспомнить пройденное) запустите задачу в режиме Конфигуратор, выполните команду меню Конфигурация | Открыть конфигурацию, в появившемся диалоговом окне Конфигурация на вкладке Метаданные разверните узел дерева с названием Константы. Для каждого наименования константы вызовите из контекстного меню пункт Свойства, в появившемся диалоговом окне Свойства константы откройте вкладку Дополнительные, обратите внимание на наличие/отсутствие флажка Периодический.

( Совет

В данном случае имеет смысл установить (щелчком мыши) кнопку [3], которая служит для закрепления палитры свойств на экране, в нажатое состояние \.

Тогда при выделении другой константы окно палитры останется на бу

дет открыта нужная нам вкладка, а управляющие элементы изменятся в зависимости от выбранной константы.

Теперь вы вспомнили о тех настройках, которые мы делали в режиме Конфигуратор. И если вам необходимо иметь историю значений какой-либо константы, для которой изначально не был установлен флажок Периодический, то это можно сделать сейчас самостоятельно, после чего программа предложит вам сохранить измененные метаданные и реорганизовать информационную базу (напоминаем, что окно основного режима запуска задачи должно быть на тот момент закрыто).

Рассмотрим процесс изменения периодической константы и отражение этих изменений в соответствующей истории. Для примера возьмем константу

Руководитель.

1. Щелчком мыши активизируем эту запись в графе Значение.

2. Нажмем клавишу <Enter>, чтобы данное значение стало доступным для редактирования. Справа появится кнопка ввібора ЩІ, позволяющая ввести новое значение данной константы посредством выбора из имеющегося справочника Список сотрудников, который может быть заполнен заранее, но может пополняться и в процессе работы (в частности, в процессе работы с константами).

3. Двойным щелчком мыши выберем из этого справочника позицию Григорьев Сергей Геннадиевич.

4. Нажмем клавишу <Enter>, чтобы закрыть режим редактирования.

5. На панели инструментов данного диалогового окна нажмем на кноп-, чтобы просмотреть историю изменений значения этой константы,

ку

в результате чего на экране появится диалоговое окно История: Руководитель (рис. 4.7), в котором увидим таблицу, состоящую из двух колонок:

Дата и Значение.

При редактировании значения константы в историю автоматически добавляется новая строка, содержащая значение константы и дату ввода этого значения. Если значение константы изменялось в течение одной даты несколько раз, то новые строки в историю не добавляются, а сохраняется только последнее введенное значение.

История значения может редактироваться и в самом окне История, для чего служат кнопки на панели инструментов данного окна (табл. 4.1).

В окне истории, кроме стандартного режима произвольного поиска, существует возможность быстрого поиска по дате. Для этого необходимо поместить курсор в колонку Дата и просто набирать на клавиатуре искомое значение, при этом следует сначала указывать год, затем (без разделительной точки) месяц, потом — день.

Поиск ведется вниз от текущего положения курсора в списке констант. В случае обнаружения первого введенного символа он отображается в рамке в нижней части графы, а курсор устанавливается в ту ячейку списка констант, первые символы которой совпадают с уже введенными.

Таблица 2.1. Кнопки панели инструментов диалогового окна История
Кнопка Название Назначение
щ Новая строка <lns> Для ввода новой строки
Копировать строку <F9> Для ввода новой строки посредством копирования уже существующей (строка, которая копируется, должна быть активной)
Удалить строку <Del> Для удаления строки из истории (после ответа Да на запрос об удалении строка будет удалена)
а* Записать Для сохранения изменений, введенных в окне истории
j о Описание Для вызова описания, соответствующего редактируемой константе
ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Заполнение справочников

Справочники предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов. Обычно справочниками служат списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и др. Содержимое различных справочников является чрезвычайно важной информацией.

Справочников в задаче предусмотрено очень много. Отдельно изучать каждый справочник не имеет смысла, поскольку принципы работы с ними в основном одинаковы, и заполнять каждый из них можно в процессе работы по мере необходимости. Мы с такой ситуацией уже столкнулись, когда вводили сведения об организации.

Но есть справочники, заполнение которых целесообразно произвести до начала работы в системе, потому что рабочий процесс в таком случае значительно облегчится. К таким справочникам относятся:

П справочник Валюты. Необходимо ввести основные используемые в учете предприятия валюты, их текущие курсы, а также прошлые курсы, если предполагается вводить операции, предшествующие текущей дате;

О справочник Номенклатура. Это многоуровневый (иерархический) справочник, предназначенный для хранения перечня выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, товаров для перепродажи. Дело в том, что изначально бухгалтер должен четко продумать варианты ведения аналитического учета (т. е. степень его детализации). От этого зависят варианты формирования других справочников, а также и формирование остатков. В дальнейшем можно изменить детализацию учета, такая возможность в задаче предусмотрена, но это приведет к дополнительным затратам времени, которое обычно в дефиците. А сейчас, перед началом работы, надо хотя бы определиться с группами номенклатуры;

? справочник Список сотрудников (занести хотя бы данные на ответственных лиц).

Вызов справочника

Непосредственный доступ к любому из имеющихся справочников можно получить командой главного меню Справочники. Список опций этого меню организован по тематическому принципу.

Кроме того, любой справочник можно открыть и командой меню Операции | Справочники, в результате чего на экране активизируется диалоговое окно Выбор справочника (рис. 4.8), в котором все имеющиеся справочники расположены в алфавитном порядке. Чтобы открыть нужный справочник, надо щелкнуть на нем мышью (т. е. сделать эту запись активной), затем на-

жать на кнопку ОК (двойной щелчок мыши на конкретной записи эквивалентен этим двум действиям).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Помощь
ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.8. Диалоговое окно Выбор справочника
Форма справочника

Внешний вид формы каждого справочника определяется в процессе настройки конфигурации задачи. Однако существует несколько общих элементов, которые имеет каждая форма справочника. Рассмотрим эти элементы на примере справочника Номенклатура (рис. 4.9) — самого цважного и наиболее сложного справочника системы, который используется при выписке первичных документов (счетов, накладных, счетов-фактур и т. д.), а также для ведения аналитического учета на счетах:

? 21 — Полуфабрикаты собственного производства;

П 41 — Товары;

? 43 — Готовая продукция;

П 45 — Товары отгруженные;

П 002 — ТМЦ на ответственном хранении (субсчет 002.2);

П 004 — Товары, принятые на комиссию.

Итак, в заголовке окна выдается название справочника, в скобках указывается текущая дата. (Название справочника задается в процессе настройки конфигурации системы и может быть изменено только в сеансе конфигурирования.)

Как правило, под заголовком располагается панель инструментов данного справочника, предназначенная для быстрого доступа к наиболее часто используемым командам. Положение этой панели в окне (сверху, снизу, справа, слева) можно задать в меню Сервис | Панели инструментов (вкладка Дополнительные). Там же можно вообще запретить вывод панели инструментов на экран.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.9. Диалоговое окно справочника Номенклатура
Назначение каждой из кнопок этой панели инструментов можно увидеть в подсказке, которая появляется при прохождении курсора мыши над соответствующей кнопкой.

Окно справочника в общем случае представляет собой таблицу, которая содержит минимум две графы — Код и Наименование (как в нашем примере).

Если справочник имеет много элементов (строк), то справа появляется вертикальная линейка прокрутки. В случае множества граф, которые не помещаются в данное окно, тоже предусмотрена линейка прокрутки, но уже горизонтальная (внизу).

Система 1С:Предприятие позволяет организовывать многоуровневые справочники (до 10 уровней вложенности), что дает возможность иметь условно-постоянную информацию и классификаторы с нужной степенью детализации, а также вести многоуровневый аналитический учет по разным счетам. Например, если ваше предприятие производит или продает обувь, то при формировании справочника номенклатуры можно предусмотреть создание отдельных групп номенклатуры (обувь женская, обувь мужская, обувь детская). При необходимости, в каждой группе можно ввести еще и подгруппу (например, в группе "обувь женская" ввести подгруппы: обувь модельная, обувь повседневная и т. д.). И тогда, если потребуются какие-то сведения по женской модельной обув и, вам не придется просматривать на экране или в напечатанном виде большой объем информации — вы сможете выбрать данные только по конкретной группе.

Если справочник имеет многоуровневую (иерархическую) структуру (как в нашем примере), то помимо табличной части окно содержит дерево групп,

где корневым элементом служит наименование справочника (у нас это дерево имеет название Номенклатура). С методами и правилами раскрытия узла дерева мы уже знакомы. Сейчас восстановим в памяти эти приемы на примере данного справочника.

Щелкните мышью на значке у основания дерева Номенклатура. Дерево раскроется и перед вами предстанет список групп, на которые условно разделена вся номенклатура предприятия. Дерево позволяет, во-первых, удобно просматривать структуру справочника, а во-вторых — быстро переходить к элементам, входящим в конкретную группу.

Одной из сервисных возможностей для многоуровневых справочников является установка режима иерархического списка. Переключение (включение/выключение) этого режима производится с помощью кнопки | | (на панели инструментов, в контекстном меню или в меню Действия). Если кнопка нажата, то режим включен и в табличной части окна показываются только элементы конкретной группы.

Щелкните мышью на наименовании какой-либо группы (например, Товары) — в табличной части окна предстанет список товаров, входящих в эту группу (рис. 4.10). Произведя двойной щелчок мышью на наименовании другой группы, вы увидите в табличной части содержание другой группы.

Номенклатура (U6.O8.04J

В- ?Л Номенклатура , -.(а| Полуфабрикг \ Продукция I : (?1 Работы

[Костюм деловой женский [Зайцев)

1000012

Пальто женское

000021

I Пальто женское GRE

[Пальто има

000015

'000013

Пальто мужское

000020

QQ0014

J _sJ-UL

Ha.31.Q8.04 :бугалгерск«:итогн на расс^аітамиі ЙірІ' :

Расчет итогов выполняется в режиме

Значения периодических рек; , ітое ^сазаны на06.08.2004

Анализ

История I 3 5 колонки I Упаковка цен ] Нормативы

¦ III. М...І.—.І -I II ....... . "-—1

Рис. 4.10. Диалоговое окно Номенклатура с раскрытой группой Товары

А теперь выключите режим иерархического списка. В табличной части окна перед вами предстанут все элементы справочника (рис. 4.11), и в заголовке окна появится пояснение (Все). Этот режим целесообразно использовать для поиска некоторого элемента, если не известно, в какую группу он входит, а также и во многих других случаях, которые будем рассматривать чуть позже. Найдя нужный элемент и сделав его активным (щелчком мыши), можно снова включить режим иерархического списка и тогда перед вами предстанет содержание той группы, в которую входит искомый элемент, а в самой первой строке будет выведено название этой группы.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.11. Диалоговое окно Номенклатура с выключенным режимом иерархического списка
Если в дереве щелкнуть на наименовании корневого узла, то в табличной части будут представлены все входящие группы, причем с пиктограммой пп которая указывает на то, что каждая из этих строк в свою очередь тоже является группой, и ее тоже можно раскрыть (дважды щелкнув на этой пиктограмме).

Раскрыв таким образом какую-либо группу, в самой верхней части таблицы мы увидим пиктограмму которая означает, что строка содержит назва

ние группы, открытой для просмотра. Такая строка недоступна для корректировки. (Двойной щелчок на этой пиктограмме закрывает данную группу.)

Все нижеследующие строки сопровождаются пиктограммой PU1, означающей, что конкретная строка является элементом справочника.

Если режим иерархического списка отключен (т. е. ^представлены все элементы справочника), то заголовки групп и элементы справочника в таблице выдаются вперемежку и отличаются только цветом пиктограммы ЩІІ (желтый цвет — для заголовков групп, голубой — для обычных элементов).

Кнопка Колонки

Функции этой кнопки заключаются в настройке табличной части окна. Если мы щелкнем мышью на кнопке Колонки, то на экране увидим диалоговое окно Настройка колонок (рис. 4.12), содержащее две вкладки.

О Видимость. Здесь производится установка флажков на тех колонках таблицы, которые нам удобно видеть в диалоговом окне справочника. Справа имеются сервисные кнопки, позволяющие максимально автоматизировать процесс снятия/установки флажков:

• кнопкаЩ — установить флажки на,всех реквизитах (колонках);

• кнопка Ц — снять флажки со всех реквизитов;

• кнопка fSl — поменять установку флажков (с тех позиций, где флажки стояли, снять их, а на те позиции, где флажков не было, установить).

? Активизировать при открытии. На этой вкладке из предложенного списка (а это наименования колонок, отмеченных флажками) надо активизировать (щелчком мыши) то наименование, которое желательно иметь активным при открытии окна, затем нажать на кнопку ОК (или, что равносильно, дважды щелкнуть мышью на нужном наименовании).

Настройкаколонок

Видимость Активизировалъ при открытии \

¦¦'¦

[^Наименование

~ Полное наименование ?Тип номенклатуры ?В ид номенклатуры (редактируется в Форме элемента) Q Единица измерения

[j Себестоимость (учетная цена) (редактируется в Форме ?Ставка НДС (редактируется в Форме элемента)

J Ставка НП (редактируется в Форме элемента)

? Страна происхождения (редактируется в Форме элемені.

ОК

Зак

Рис. 4.12. Диалоговое окно Настройка колонок

Кнопка Установка цен

Эта кнопка используется для упрощения группового изменения цен. Ею можно воспользоваться для установки/изменения цен на любую позицию справочника Номенклатура. При ее нажатии на экране появится диалоговое окно Установка цен (рис. 4.13).

В правой части окна имеется группа параметров под заголовком Условия отбора номенклатуры, где надо выбрать при помощи кнопки ЦЦ следующие признаки:

П Тип номенклатуры. Предлагается выбор из списка перечислений:

• Товар;

• Продукция;

• Полуфабрикат;

• Услуга;

• Работа;

• Посредн.работа в торговле;

• Услуга (ЕНВД).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Группа номенклатуры. Значение выбирается из самого справочника Номенклатура, в котором надо открыть одни только группы, после чего щелкнуть на наименовании нужной группы;

Только при наличии на складе. Здесь при желании можно установить флажок, но выбор в любом случае предлагается из справочника Места хранения МПЗ.

І?ЗИ Г. Предприятии - Ііумгаптиргкмм учит, редакция 4 Ь: Наша Фирм л

ЩШл Действия Операнд Справочники Докцмекты Жчрнаеі» Отчеты Наябтоіьій учет' Сервис ЙКна-т ЦфЯйъ..

;аійійі ш

№1ЕЗ

іыі Уст аноока цен

Установит! значения цен: [Основнаяиена

J на дату; J 08. да 04 •Условия отбора ном?н^ЧТ!^

Тип нощиклвгурм\у. ¦" ::

Валюта

1200.00

Повсемі

ійм*.імивеаЫД

і Номенклатура (08,

NUM ТА: 01.01.03 00.00:00 :БИ: 3 квартал2004 г.

Для полученіияпвасквзки нажмите-Fi

Windows С. „ 1C:Пред... Т5У Microsoft W.

Рис. 4.13. Диалоговое окно Установка цен

После установки условий отбора надо нажать на кнопку Заполнить, и табличная часть данного окна заполнится информацией обо всех позициях выбранной группы номенклатуры.

Кнопка Нормативы

Нормативы существуют только для продукции или полуфабрикатов. После нажатия на эту кнопку активизируется диалоговое окно Нормативы расходов. Для того чтобы заполнить табличную часть этого окна, необходимо нажать на кнопку | I (Новая строка), после чего появится диалоговое окно Норматив расхода, в котором и задаются нормы расхода на интересующую нас позицию справочника. После нажатия кнопки ОК эта информация фиксируется в истории изменения периодических реквизитов, а потом записывается в табличную часть диалогового окна Нормативы расходов (как и показано на рис. 4.14).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.14. Диалоговое окно Нормативы расходов
ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Кнопка панели инструментов История

При настройке конфигурации задачи для любого реквизита справочника (так же, как и для константы) можно задать хранение истории изменения его значения, причем эта история сохраняется отдельно для каждого элемента справочника, независимо от историй других элементов.

При конфигурировании задачи для реквизитов, называемых периодическими, можно задать возможность управления ими непосредственно из документов. Это значит, что для таких реквизитов значения, установленные документом, "привязываются" к документу (например, если удалить документ, то и установленные документом значения тоже будут удалены).

Можно задать возможность управления реквизитами только из документов. В этом случае такие реквизиты невозможно редактировать вручную (т. е. используя интерактивный режим работы со справочником и историей значения реквизита), корректировать и отменять изменения таких реквизитов можно будет только с помощью соответствующего документа.

Итак, посмотрим, какие реквизиты нашего справочника Номенклатура являются периодическими. Для этого нажмем на кнопку [ЧЦ, находящуюся на панели инструментов (в дальнейшем мы уже не будем повторять, что аналогичные кнопки можно найти и в контекстном меню, и в меню Действия). Перед нами предстанет диалоговое окно Реквизит (рис. 4.15), в котором из предложенного списка периодических реквизитов нужно выбрать тот, история значения которого нас интересует в данный момент. Выбор производим щелчком мыши на наименовании нужного реквизита, а затем нажатием на кнопку ОК.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.15. Диалоговое окно выбора нужного реквизита
В зависимости от того, управляется периодический реквизит справочника документом или нет, окно просмотра истории значения выглядит по-разному.

На рис. 4.16 представлено окно истории значения реквизита Ставка НДС (это обычный реквизит, не управляемый документами). Окно представляет собой таблицу, состоящую из двух колонок:

? Дата. Указывается дата изменения реквизита;

? Значение. Фиксируется значение реквизита на эту дату.

А теперь выберем другой реквизит — Плановая себестоимость. В этом случае окно истории изменений имеет дополнительную колонку, в которой будет выводиться информация о документе, выполнившем конкретное изменение (рис. 4.17).

Значения в истории реквизита, введенные документами, не могут корректироваться и удаляться вручную, они будут изменены только при исправлении и повторном проведении соответствующего документа.

Значения, введенные вручную, всегда имеют нулевое (пустое) время. Поэтому, если на одну дату есть значения, установленные и вручную, и посредст-

вом документа, то при получении значения на некоторую дату система будет выбирать наиболее позднее значение (т. е. введенное документом). Если на указанную дату значений не установлено, то выберется значение на ближайшую предшествующую дату.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.16. Диалоговое окно История для реквизита Ставка НДС
ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.17. Диалоговое окно История для реквизита Плановая себестоимость
В самом низу диалогового окна Номенклатура имеется еще одна кнопка История, нажав на которую можно активизировать диалоговое окно Значения периодических реквизитов для активного на данный момент элемента справочника (рис. 4.18).

В этом окне при помощи горизонтальной линейки прокрутки можно просмотреть историю изменения значений сразу для всех периодических реквизитов конкретного элемента справочника за определенный период. Кроме того, в нижней части окна Значения периодических реквизитов имеются следующие кнопки:

О Открыть. Открывает элемент справочника для просмотра и корректировки периодических реквизитов на выбранную дату.

О Удалить. Позволяет выполнить следующие действия:

• Удалить все значения на дату;

• Очистить историю.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.18. Диалоговое окно Значения периодических реквизитов
О Период. Открывает диалоговое окно для выбора периода просмотра значений периодических реквизитов.

О Реквизиты. Открывает диалоговое окно для выбора периодических реквизитов, значения которых отображаются в колонках таблицы.

О Обновить. Позволяет обновить таблицу значений периодических реквизитов.

? Печать. Готовит печатную форму Истории.

? Закрыть. Закрывает диалоговое окно.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Кнопка панели инструментов Открыть подчиненный справочник

В системе имеется механизм поддержки подчиненных справочников. Такой механизм позволяет связать между собой элементы разных справочников: организации и договора с ними, товары и цены и т. д. У подчиненного справочника каждый элемент связан с конкретным элементом справочника-

владельца. При работе в окне подчиненного справочника набор просматриваемых элементов определяется текущим элементом справочника-владельца. Например, если в окне справочника организаций курсор установлен на конкретной организации, то в подчиненном ему справочнике договоров будут выведены только договора текущей организации.

Ш вызова подчиненного справочника можно воспользоваться кнопкой Если подчиненных справочников несколько, то перед открытием предлагается выбрать конкретный справочник (рис. 4.19).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.19. Диалоговое окно Выбор справочника
После выбора конкретного справочника (например, Цены) открывается подчиненный справочник (рис. 4.20), соответствующий тому элементу справочника Номенклатура, на котором в данный момент был расположен курсор. Наименование этого элемента (в нашем случае Плащ) фиксируется в заголовке подчиненного справочника. Для просмотра всех реквизитов подчиненного справочника можно воспользоваться горизонтальной полосой прокрутки.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Кнопка Анализ

При нажатии на стрелку (слева от кнопки Анализ) пользователю предлагается сделать выбор из меню:

О Анализ субконто. Это вызов настройки для печати ведомости по данной позиции справочника (рис. 4.21).

Печать списка. Здесь производится настройка для печати каких-либо позиций или всего справочника (рис. 4.22).

оборотно-сальдовой

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Q Анализ счбконто

Анализ-.субконто за: Август 2004 г.

Периоде: 5|01 08.04 |0| і

•і:і ¦ ¦¦ ¦ - ;: -,

Вид рувкокгоі: •[ГДИДШігт^. Субкомгоі:

[Отбирать

]М«лкий ремонт

Вид сувконго2: [ Савкож-о2;' I Вив сіібконтоЗ [" Сконто?.

Иеачигывагт щ.. Г* Гриппы

- . г

?“5 і- X I

Не учитывал

Р Данные посубсчегам

Закрыть

Рис.
ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Диалоговое окно Анализ субконто

Печать справочника номенклатуры

Печать группы (элемента): |

Упоряночить отчет:

(* по коду номенклатуры ¦ по наименованию

Отбора лементое справочника по значению реквизита

. ... . „.___

¦ Отбор по рэквиэй^эд Наименование

Значение для отбора. |

Неотбир.

іКонкретное значение вьібтного ртмоитаі»

»а>е -Г-------. "*

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации


Рис. 4.22. Диалоговое окно Список номенклатуры

Начало работы в конфигурации "1С:Бухгалтерия'__141

Возможные действия с элементами справочника

А сейчас на примере того же справочника Номенклатура рассмотрим общие для всех справочников методы работы с их элементами. Проделайте вместе с нами все нижеописанные действия на демонстрационной базе, чтобы к работе на собственной базе подойти уже во всеоружии.

Сортировка элементов справочника

Поскольку в любом справочнике обязательно имеются такие реквизиты, как Код и Наименование, то по этим колонкам всегда предусмотрена сортировка. Чтобы установить нужный порядок сортировки какого-либо справочника, надо вызвать для него контекстное меню (или меню Действия), из предложенного перечня действий выбрать пункт Сортировка, который в свою очередь предложит список из трех пунктов:

П По коду. Сочетание клавиш (горячие клавиши) <Ctrl>+< I > — для быстрой смены порядка сортировки;

П По наименованию. Аналогично можно воспользоваться сочетанием клавиш <Ctrl>+<2>;

О По реквизиту. Сочетание клавиш <Ctrl>+<3> соответствует данному пункту. В этом случае на экран будет выдан список реквизитов, по которым может осуществляться сортировка справочника (список задается в процессе настройки конфигурации задачи). В списке следует выбрать наименование реквизита, по которому должен быть отсортирован справочник, после чего нажать на кнопку ОК. Если для текущего справочника установлен режим иерархического списка, то сортировка осуществляется только в пределах уровня вложенности. Если режим иерархического списка отключен, то заголовки групп и элементы справочника при сортировке не разделяются.

Отбор элементов справочника

В некоторых справочниках предусмотрена возможность отбора элементов по значению некоторого реквизита, что позволяет просматривать только те элементы, которые удовлетворяют заданному условию.

Отбор элементов характеризуется следующими понятиями:

П вид отбора — это один из тех критериев, который определяется на этапе конфигурирования. Видом отбора может быть и какой-либо реквизит справочника (например, в нашем справочнике реквизит Тип номенклатуры). Пользователь может применять только те виды отбора, которые определены для конкретного справочника на этапе конфигурирования;

П значение отбора — это любое из имеющихся значений конкретного вида отбора (в частности — выбранное значение реквизита Тип номенклатуры);

О условие отбора — это совокупность вида отбора и значения отбора. В заголовке окна справочника будет выводиться текущее условие отбора, а в самом справочнике будут показываться элементы, соответствующие этому условию.

В определенный момент времени условие отбора для справочника может быть всего лишь одно. Для многоуровневых справочников отбор распространяется только на элементы, не являющиеся группами (однако если включен иерархический режим, то будут выводиться наименования всех групп).

Если для какого-либо справочника отборы в конфигурации не предусмотрены, то в меню и на панели инструментов не будет содержаться элементов интерфейса для управления отборами.

Теперь рассмотрим имеющиеся способы установки отборов.

Ручная установка отбора

Для этого способа служит расположенная на панели инструментов кнопка ІИ (Отбор по значению), после нажатия на которую открывается диалоговое окно Отбор по реквизиту (рис. 4.23).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.23. Диалоговое окно Отбор по реквизиту
В поле Виды отбора выводится список тех видов отбора, которые предусмотрены для конкретного справочника в режиме Конфигуратор (для нашего справочника предусмотрен всего один реквизит Тип номенклатуры). Щелчком мыши надо активизировать нужную позицию в списке представленных видов отбора, а затем установить Значение отбора.

Начало работы в конфигурации “1С:Бухгалтерия‘І_143

Для установки значения существуют два способа:

? непосредственный ввод. Для этого предназначена верхняя часть окна. В поле Значение отбора, расположенном справа, надо нажать на кнопку выбора [Я, после чего перед нами предстанет диалоговое окно Выбор значения со списком тех возможных значений, которые имеет реквизит Тип номенклатуры. В этом списке надо активизировать нужную позицию (щелчком мыши), потом нажать на кнопку ОК. Окно выбора значения закроется, а мы должны нажать на кнопку Установить отбор по значению. В справочнике будет установлен необходимый отбор;

П выбор из существующих значений. Для этих целей служит нижняя часть окна. Здесь имеются следующие возможности настройки:

• флажок В пределах подчинения. Если флажок установлен, то в список существующих значений отбора будут включены только те значения, которые содержатся в элементах, входящих в открытую на данный момент группу справочника;

• кнопка Получить список. После нажатия этой кнопки в поле Существующие значения появится список соответствующих значений;

• флажок Получать автоматически. Если во всех видах отбора количество значений небольшое, то имеет смысл установить этот флажок. Тогда при входе в данное диалоговое окно список существующих значений будет заполняться автоматически и не надо будет нажимать на кнопку Получить список;

• счетчик Получать по ... значений. Если количество возможных значений достаточно внушительное, то заполнение списка может занять некоторое время, поэтому целесообразно задать число значений в очередной порции, после которого будет выдаваться предупреждение Обработано ... значений. Продолжить?. В этом случае пользователь может продолжить или прервать анализ справочника. Эта установка подбирается опытным путем;

• кнопка Установить отбор. На эту кнопку следует нажать после того, как в списке значений будет выбрана (щелчком мыши) нужная позиция, после чего данное диалоговое окно закроется, а справочник переключится в режим отбора по выбранному значению;

• кнопка Отключить отбор. После нажатия на эту кнопку в справочнике будут показываться все элементы;

• кнопка Отмена. Нажатие на эту кнопку позволяет отказаться от выбора нового условия отбора, но не отключает текущий отбор;

• кнопка Помощь. Нажав на эту кнопку, можно получить инструкцию по работе с данным диалоговым окном.

Быстрый отбор по значению

Для выполнения быстрого отбора (не входя в диалоговое окно Отбор по реквизиту) надо поместить курсор на нужную строку в справочнике, после чего нажать на кнопку [Щ§ (Быстрый отбор по значению).

Если для справочника доступно несколько видов отбора, то будет выведено диалоговое окно со списком видов отбора и значений текущего элемента справочника. Из этого списка надо выбрать необходимый вид отбора.

Если для справочника определен только один вид отбора, то диалоговое окно не выводится, а сам справочник переключается в режим отбора по значению, взятому из текущего элемента.

История отбора

На протяжении всего сеанса работы в системе хранятся истории отборов. При необходимости к любому из производившихся в данном сеансе отбору можно вернуться, воспользовавшись кнопкой [ір| (История отбора). На экран буден выведено диалоговое окно История отборов (рис. 4.24), в котором надо выбрать мышью то условие отбора, которое необходимо повторить, после чего нажать кнопку ОК. В справочнике будет восстановлен нужный отбор.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.24. Диалоговое окно История отборов
Если в текущем сеансе работы с окном справочника никаких отборов не производилось, то эта кнопка будет неактивной.

Отключить любой отбор можно непосредственно из справочника при помощи кнопки [$»| (Отключить отбор).

Ввод в справочник нового элемента и его редактирование

Ввод нового элемента в справочник предполагает и заполнение его реквизитов, которое может производиться в одном из двух режимов:

? непосредственно в строке справочника;

? в выводимом на экран специальном диалоговом окне, внешний вид которого, его свойства, поведение управляющих элементов определяются при настройке конфигурации задачи.

Способ редактирования конкретного справочника тоже определяется в режиме Конфигуратор. Если разрешено использование обоих способов, то выбрать тот или иной можно в меню Действия, где надо установить/снять флажок Редактировать в диалоге.

Определившись со способом редактирования, нажимаем на кнопку [д] (Новая строка). Если справочник многоуровневый, то режим иерархического списка должен быть обязательно включен, иначе эта кнопка окажется недоступной. Чтобы введенный элемент попал в нужную группу, ее надо заранее открыть.

Допустим, мы хотим ввести новый элемент в группу Товары (причем, редактирование надо производить в диалоге). Тогда после нажатия кнопки 2] на экране увидим диалоговое окно, имеющее заголовок Номенклатура: То-вары.Новый (рис. 4.25).

й'1 Номенклатура:Товары.Новый (01 01 80) 1

сдаар

. , •• р--

Н аименовйнм* (Брюки

250.00

Учетная [покдлнэя) цена Страна происхождения І

I

,Полное наименование, основные ю

Брюки женские, повседневные, серого цвета, из хлопка

Значения' периодических реквизитов мд pl-Ol,4?®0;

История

Рис. 4.25. Диалоговое окно Номенклатура: Товары.Новый

При вводе нового элемента в справочник, как правило, обязательно указывается его код, который может формироваться автоматически или вводиться вручную (это тоже определяется при конфигурировании задачи). Если обусловлено конфигурацией, то код будет проверяться на уникальность (либо во всем справочнике, либо в пределах данной группы). В случае совпадения с одним из кодов, уже имеющихся в справочнике, будет выдано сообщение Код не уникален и тогда код необходимо будет исправить.

Для нашего справочника Номенклатура рассмотрим процесс ввода значений реквизитов нового элемента на вкладке Основная.

О Код. В данном случае программа автоматически присвоила новому элементу следующий по порядку код 000025 (учитываются все элементы, входящие в справочник, а не только элементы конкретной группы).

О Тип. Значение этого реквизита выбирается из списка, предложенного пользователю после нажатия на кнопку выбора ПД расположенную справа. Мы выбрали тип номенклатуры Товар, а для этого типа система предлагает установить одно из следующих значений:

• Собственный;

• На комиссии;

• Тара;

• Покупные изделия.

О Наименование. Значение Брюки вводим с клавиатуры вручную.

О Вид. Для фиксирования этого значения нам прелагается справочник

Виды продукции.

? Ставка НДС. Предлагается список из возможных значений:

• 10%;

• 16.67%;

• 18%;

• 20%;

• Без налога (НДС).

О Ставка НП. Здесь делается выбор из двух значений:

• 5%;

• Без налога (НП).

? Единица изм. Выбор значения этого реквизита (двойным щелчком мыши) производим из элементов справочника Единицы измерений.

П Учетная (покупная) цена. Здесь значение вводится вручную с клавиатуры (если воспользоваться кнопкой, расположенной справа, то это значение можно ввести с помощью мыши).

П Страна происхождения Россия. В этом поле можно установить/снять флажок.

П Полное наименование, основные характеристики. Здесь можно дать расширенную характеристику нового элемента, которую можно будет увидеть в отчетах.

О Значения периодических реквизитов указаны на 01.01.1980. Дата дана по умолчанию. При желании ее можно изменить при помощи кнопки выбора, находящейся справа.

Для данного справочника существует еще одна вкладка, предназначенная для ввода/корректировки значений реквизитов — это вкладка Цены. Рассмотрим работу с этой вкладкой, представляющей собой таблицу из 5 колонок (граф).

Поскольку для нашего вновь введенного элемента пока еще не установлена цена, то таблица пустая. Нажмем кнопку Добавить цену. Система выдаст запрос Добавление цены возможно только после записи номенклатуры. Записать номенклатуру? Если все введено правильно, то нажимаем кнопку Да. Появится диалоговое окно Сведения о цене: Товары.Брюки.Новый (рис. 4.26).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.26. Диалоговое окно Сведения о цене: Товары.Брюки.Новый
Заполнив предлагаемые параметры, нажимаем на кнопку Записать, после чего увидим на экране диалоговое окно Запись периодических реквизитов (рис. 4.27).

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.27. Диалоговое окно Запись периодических реквизитов
Итак, мы ввели в справочник новый элемент и заполнили его реквизиты. Если необходимо откорректировать уже имеющуюся запись справочника, то это можно сделать по той же схеме. Нажмем на кнопку 2] (Изменить) или, что равносильно, дважды щелкнем мышью в строке того элемента, который хотим отредактировать. Тогда на экран будет вызвано заполненное диалоговое окно для ввода элемента справочника.

Мы уже заметили, что при редактировании различных реквизитов подключаются самые разнообразные справочники, причем в заголовке этих справочников присутствует слово Выбор — это означает, что справочник открыт для выбора из него соответствующего значения.

Но не только для выбора значения служат эти справочники. В них также можно производить корректировку и ввод новых значений, используя панель инструментов соответствующего справочника. Если редактирование производится непосредственно в ячейке такого справочника, то для переключения в режим редактирования следует нажимать комбинацию клавиш <Shift>+<Enter> (в то время как в основном справочнике всего лишь при помощи одной клавиши <Enter> можно и войти в режим редактирования, и закрыть этот режим).

Чтобы отказаться от редактирования реквизита, следует нажать клавишу <Esc>. Ячейка вернется в режим просмотра, и в ней будет восстановлено то значение, которое существовало до редактирования.

Удаление элемента справочника

Система поддерживает ссылочную целостность информационной базы, т. е. нельзя сразу произвести непосредственное удаление таких объектов, как элементы справочника, документы и пр. — можно лишь установить пометку на удаление объекта посредством кнопки |Щ| (Пометить на удаление).

Если установить курсор на той строке, которую нужно удалить, а затем нажать на эту кнопку, то система сначала выдаст предупреждение Объект будет помечен на удаление! Нажмем на кнопку Да, подтвердив свое согласие. Пиктограмма у этой записи примет вид ШП-

Отказаться от пометки на удаление можно посредством этой же кнопки ]Щ], при этом система тоже потребует подтверждения на отмену (чтобы подобные действия пользователь не совершал по ошибке). После снятия пометки пиктограмма этой записи примет прежний вид.

Чтобы выполнить непосредственное удаление помеченных записей во всех справочниках, надо вызвать на выполнение команду меню Операции | Удаление помеченных объектов.

Получив подтверждение на удаление, программа производит поиск всех помеченных объектов, после чего в специальном диалоговом окне Удаление помеченных объектов предлагает пользователю список, в котором он сам

может пометить, какие объекты стоит удалить, а какие оставить. В этом окне пользователь может открыть любой объект для просмотра и осуществить контроль (т. е. заказать поиск ссылок на удаляемые объекты и проверку возможности удаления объектов). И если были обнаружены ссылки на какие-либо из выбранных для удаления объектов, выдается предупреждение о невозможности их удаления.

Ввод в справочник новой группы

В многоуровневых справочниках предусмотрена возможность ввода новой группы, для чего служит кнопка ОД1 |і(Новая группа). Если необходимо, чтобы новая группа сразу попала в определенную группу справочника, то перед вводом следует перейти в эту группу.

Если в меню Действия был установлен режим Редактировать в диалоге, то на экран будет выведено диалоговое окно для ввода кода и наименования группы. Если этот режим на данный момент отключен, то строка для новой группы добавится непосредственно в справочник, где и можно будет ввести ее наименование (код формируется автоматически).

Копирование элемента справочника

Новый элемент или новая группа могут быть введены в справочник путем копирования уже существующего элемента/группы, что существенно облегчает ввод, поскольку, используя для таких целей элементы с однотипными значениями, мы не тратим время на их заполнение, а только исправляем те значения, которыми эти элементы отличаются. Для этих целей предусмотрена кнопка [Щ| (Копировать строку).

Реорганизация справочника

При работе с многоуровневыми справочниками может возникнуть необходимость реорганизации справочника, т. е. переноса существующих элементов из одной группы в другую. Для переноса элемента или группы в другую группу надо последовательно выполнить следующие действия:

1. Активизировать (щелчком мыши) ту строку табличной части окна справочника, которую необходимо перенести в другое место.

2. В дереве групп выбрать (щелчком мыши) наименование той группы, куда предполагается перенести выбранный элемент.

3. На панели инструментов нажать на кнопку |Щі1 (Перенести в группу).

4. На выданный запрос о подтверждении желания перенести элемент в другую группу надо нажать на кнопку Да.

Настройка бухгалтерских счетов

Как известно, бухгалтерский учет основывается на таких понятиях, как счета, субсчета, объекты аналитического учета.

Счета позволяют получать обобщающую информацию о средствах предприятия в бухгалтерском учете. Каждый счет обладает рядом свойств — он может быть валютным, содержать субсчета, иметь объекты аналитического учета и т. д. Все эти свойства задаются для каждого счета в режиме Конфигуратор.

Субсчета служат для большей детализации получаемой информации. Например, счет 68 (налоги и сборы) содержит субсчета:

О 68.1 (налог на доходы физических лиц);

О 68.2 (налог на добавленную стоимость);

? 68.3 (акцизы);

О 68.4 (налог на прибыль), который в свою очередь тоже содержит субсчета:

• 68.4.1 (расчеты с бюджетом);

• 68.4.2 (расчет налога на прибыль);

О 68.5 (налог с продаж);

О 68.7 (налог на владение транспортом);

П 68.8 (налог на имущество);

О 68.10 (прочие налоги и сборы).

В системе ІСПредприятие возможно ведение счетов и с более сложной структурой. Длина счета и подчиненных ему счетов может быть различна и определяется на этапе конфигурирования.

План счетов — это совокупность счетов, включающая все входящие субсчета. В то же время, план счетов является средством, позволяющим настраивать бухгалтерский учет на требования конкретного предприятия.

Как правило, счета, введенные в план счетов, служат для составления баланса предприятия и других стандартных бухгалтерских отчетов. Тем не менее в некоторых случаях на предприятиях требуется использование вспомогательных счетов, которые не должны попадать в баланс. Такие счета называются забалансовыми. Забалансовые счета не должны корреспондироваться с основными счетами (т. е. теми, на основе которых формируются итоговые данные для баланса).

Понятие забалансового счета в системе 1С:Предприятие шире, чем в традиционном бухгалтерском учете. Так, например, здесь позволяется вводить забалансовые счета, которые называются вспомогательными, или рабочими. Такие счета обычно используются для вспомогательных целей, например,

для хранения суммы необлагаемого дохода работника, или учета пробега автомобилей, или для каких-нибудь других целей. На таком забалансовом счете можно вести учет предприятий-должников (при этом всегда можно просмотреть список должников, даже если долги уже списаны в убытки предприятия).

Счета могут быть:

О активными (имеющими дебетовый остаток);

О пассивными (остаток кредитовый);

П активно-пассивными (могут иметь как дебетовый, так и кредитовый остаток).

Виды учета

Для счетов могут быть установлены следующие виды учета:

П валютный;

П аналитический;

П количественный.

По каждому конкретному счету будет вестись тот или иной вид учета, если для него задан соответствующий признак в плане счетов, что осуществляется на этапе конфигурирования системы.

Валютный учет

Система позволяет вести учет по нескольким валютам. Все используемые валюты вводятся в справочник Валюты (рис. 4.28), который можно вызвать из меню Справочники.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.28. Диалоговое окно Валюты
Если в справочнике валют имеется курс (который, кстати, можно получить из Интернета не выходя из программы — по специальной кнопке справочника), то при вводе проводок будет автоматически вычисляться сумма проводки по валютной сумме и текущему курсу.

По всем валютным счетам итоговая информация накапливается для каждой валюты отдельно, а также по счету в целом. Для каждой валюты итоговую информацию по счету можно получить как в валютном выражении, так и в ее эквиваленте базовой валюты.

Аналитический учет

Этот вид учета позволяет получать информацию о наличии и движении средств предприятия в более детальных разрезах, нежели просто по счетам.

Для обозначения объектов аналитического учета используется термин субконто. Субконто похожи на субсчета — они позволяют получать более мелкую градацию итогов внутри одного счета по определенному признаку. Например, можно вести учет денежных средств на каком-либо счете в разрезе организаций. Тогда при получении отчетов информацию можно получить в следующем виде:

О внутри одного счета по субконто (т. е. по организациям);

? по каждой организации со всех счетов, на которых ведется аналитический учет по организациям, что позволит получить полную информацию по взаиморасчетам с организацией, даже если они учитываются на нескольких синтетических счетах.

Существует понятие вид субконто — это совокупность однотипных объектов аналитического учета (например, элементы справочника).

Для одного счета может быть задано ведение аналитического учета по нескольким видам субконто. Например, для счета 10 (материалы) может быть определено ведение аналитического учета по двум видам субконто — материалы и склады. Тогда итоги можно получать как по материалам в разрезе складов, так и по складам в разрезе материалов, а также, разумеется, в целом по всем материалам и по всем складам.

Аналитический учет, который основывается на нескольких видах субконто по одному счету (т. е. имеет несколько разрезов представления информации), называется многомерным.

Если одним из субконто счета является многоуровневый справочник (например, требуется получать информацию как по отдельным товарам, так и по группам товаров), то такой учет называется многоуровневым.

Количественный учет

По счету может также вестись и количественный учет (итоговая информация накапливается в количественном выражении). Возможность ведения

Начало работы в конфигурации "1 С.Бухгалтерия"_153

количественного учета обычно используется в совокупности с аналитическим учетом. В этом случае можно получать более полную информацию по объектам аналитического учета (например, наличие товаров на складе, количество основных средств, закрепленных за одним подразделением, и т. п.).

Плансчетов

План счетов является главной составляющей типовой конфигурации. Состав счетов и их свойства определяют методологию учета, реализованную в данной конфигурации, и влияют практически на все части конфигурации, имеющие отношение к бухгалтерскому учету.

В типовую конфигурацию "1С:Бухгалтерия 7.7" включен "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.

Большинство счетов доступно для коррекции только в режиме конфигурирования. Это объясняется тем, что значительная часть документов, входящих в конфигурацию, — специализированные отчеты и поставляемые с конфигурацией регламентированные отчеты — ориентированы на определенные свойства конкретных счетов.

К свойствам счетов, определенным в конфигурации, относятся:

? состав субсчетов;

? признаки активных, пассивных и активно-пассивных счетов;

П признаки забалансовых счетов;

? настройка валютного учета;

? настройка аналитического учета;

О настройка количественного учета.

Наиболее важными свойствами среди перечисленных являются состав субсчетов и настройки аналитического учета. Заметим, что их изменение в конфигурации может потребовать существенных изменений в алгоритмах формирования проводок документами конфигурации. Кроме того, изменение свойств счетов, входящих в конфигурацию, может повлиять на формирование регламентированных отчетов, поставляемых фирмой 1C.

Тем не менее некоторые действия по изменению плана счетов можно выполнять без вызова Конфигуратора (например, вводить в план счетов новые счета и добавлять к уже имеющимся счетам новые субсчета).

Как правило, на предприятии существует один план счетов (стандартный), но на некоторых предприятиях, таких как совместные, может использоваться и несколько планов счетов, в системе 1 С:Предприятие предусмотрена такая возможность.

ГЛАВА 4 Начало работы в конфигурации
Рис. 4.29. Диалоговое окно План счетов
Окно плана счетов (рис. 4.29) можно вызвать командой меню Операции.

План счетов представляет собой таблицу, каждая строка которой отражает определенный счет или субсчет бухгалтерского учета. Если при конфигурировании системы было назначено несколько планов счетов, то в верхней части таблицы присутствуют вкладки с названиями планов счетов. Таким образом, обратившись к той или иной вкладке, можно выбрать нужный план счетов.

Рассмотрим состав таблицы плана счетов.

П Пиктограмма — это самая левая колонка плана счетов, она отражает состояние счета:

• ГТ1 (желтого цвета) — счет является группой (т. е. имеет субсчета), проводки формируются только по субсчетам этого счета. При выборе из плана счетов такой счет не выбирается;

• |yr i (синего цвета) — счет является субсчетом или счетом без субсчетов. Выбор из плана счетов доступен;

• НТ~1 — счет введен пользователем, выбор из плана счетов доступен;

• Ш — счет помечен на удаление, выбор из плана счетов возможен, но с предупреждением.

П Код — полный код счета, включающий все коды вышестоящих счетов.

П Наименование — краткое наименование счета (субсчета), отражающее назначение счета.

П Вал. — признак ведения валютного учета (если по данному счету или субсчету ведется валютный учет, то в этой графе ставится "+").

П Кол. — признак ведения количественного учета (если по счету или субсчету ведется количественный учет, то в этой графе ставится

Начало работы в конфигурации “1С:Бухгалтерия‘__155

П Заб. — признак забалансового счета (если счет является забалансовым, то в этой графе ставится Забалансовые счета не могут корреспондировать с балансовыми счетами, они помогают пользователю вести дополнительный учет, не отраженный в балансе. Пользователь может вести учет по своим забалансовым счетам с помощью ручных проводок.

О Акт. — признак активности счета. Данный признак может иметь значения:

• А — активный (всегда имеет дебетовый остаток, и если кредитовый оборот превысит дебетовый, то дебетовый остаток будет отрицательным);

• П — пассивный (всегда имеет кредитовый остаток, и если дебетовый оборот превысит кредитовый, то кредитовый остаток будет отрицательным);

• АП — активно-пассивный (может иметь любой остаток, который будет дебетовым или кредитовым, но всегда положительным). По умолчанию счет считается активно-пассивным.

Я Субконто 1, Субконто2, СубконтоЗ — виды субконто счета. Количество этих колонок определяется настроенным в конфигурации максимальным количеством субконто счетов. Значения колонок определяют ведение аналитического учета по данному счету по указанным видам субконто (например, указание в колонке Субконто 1 вида Номенклатура будет определять ведение учета по данному счету в разрезе товаров, продукции, услуг или работ).

П Полное наименование — дается полное наименование счета (субсчета).

План счетов имеет иерархическую структуру, с которой мы уже ознакомились на примере справочника Номенклатура. Принципы просмотра плана счетов, ввода и редактирования его элементов те же самые, поэтому рассматривать их не будем. Отметим только то обстоятельство, что если какой-либо счет, ранее не имевший субсчетов, потребуется сделать группой, то это легко можно осуществить.

При вводе первого же субсчета для данного счета в плане счетов будет автоматически создана группа с тем же кодом, который имел этот счет, а к коду самого счета будет добавлен код субсчета 0 (т. е. фактически, существовавший ранее счет станет субсчетом созданной группы, при этом группа будет иметь тот же код, что был у счета). На созданном субсчете будут автоматически отражены все итоги, которые были на счете.

Например, если в плане счетов был счет 20, не имевший субсчетов, а затем ввели субсчет 20.1, то счет 20 будет переименован в субсчет 20.0, одновременно будет создан счет 20, являющийся группой для субсчетов 20.0 и 20.1, что позволит сохранить существующие итоги по счету, не имевшему субсчетов, на созданном автоматически субсчете.

Если вводится новый субсчет для счета, который не существует, то в план счетов автоматически добавляется и сам счет.

Для счетов, созданных в конфигурации, изменяться могут только дополнительные реквизиты счета (т. е. код счета и настройки учета изменены быть не могут).

Исправление настроек остальных счетов (введенных в основном режиме) может выполняться только в монопольном режиме, поскольку результат корректировки влияет на работу всех механизмов бухгалтерского учета системы. Если изменились настройки счетов (аналитический, валютный, количественный учет, признак забалансованности), то система должна выполнить полный пересчет итогов, который может занять продолжительное время, при этом выдается соответствующее сообщение. Если предполагается изменять настройки нескольких счетов, то имеет смысл отказаться от немедленного пересчета, а выполнить его после того, как будут сделаны все необходимые исправления в плане счетов.

Пересчитать итоги можно, вызвав на выполнение команду меню Операции | Управление бухгалтерскими итогами (в появившемся диалоговом окне надо нажать на кнопку Полный пересчет итогов).



Содержание раздела