Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу).
Счет 20 "Основное производство"
Настройка плана счетов
Счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации.
Остановимся на фрагменте рабочего плана счетов, поддерживаемом в типовой конфигурации и относящемуся к настройке счета учета затрат на основное производство.
|Код|Наименование|Вал|Кол|Заб|Акт|Субконто 1 |Субконто 2 |Субконто 3 |
||||||||||
|20 |Основное | | | |А |Виды |Затраты на |Подразделе- |
| |производство| | | | |номенклатуры|производство |ния |
Счет не имеет субсчетов, однако на нем предусмотрен развернутый аналитический учет по трем независимым разрезам.
Организация аналитического учета
Организация аналитического учета на счете 20 - один из важнейших вопросов организации учета затрат на производство. Из настройки плана счетов видим, что учет прямых производственных затрат ведется на счете 20 в аналитическом разрезе видов номенклатуры, затрат на производство и подразделений. Такая схема аналитического учета на счете 20 организована в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по применению плана счетов, предусматривающими ведение учета по видам затрат и видам выпускаемой продукции. Кроме того, если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 30-39, то аналитический учет по счету 20 "Основное производство" осуществляется также по подразделениям организации. Схема организации аналитического учета показана на 3-1.
Из настройки плана счетов видим, что аналитический учет по счету ведется по видам выпускаемой продукции (работ, услуг) (субконто "Виды номенклатуры"), статьям затрат на производство (субконто "Затраты на производство") и подразделениям (субконто "Подразделения"). Каждый вид номенклатуры - элемент справочника "Виды продукции (работ, услуг)". Каждый статья затрат - элемент справочника "Статьи затрат на производство". Каждое подразделение - элемент справочника "Подразделения".
Особенностью прямых затрат является возможность их учета вплоть до конкретной единицы изготавливаемой продукции. На счете предусмотрена организация аналитического учета по видам номенклатуры, что позволяет выявить (калькулировать) себестоимость продукции по каждому виду продукции. В этой связи, учетному работнику предоставляется определенная гибкость в выборе того, что понимать под видом номенклатуры.
Это может быть отдельная единица выпускаемой продукции, партии изделий или групп выпускаемой продукции. Конкретное наполнение содержания данного понятия осуществляется на уровне заполнения значений справочника "Виды продукции (работ, услуг)". Коды и наименования видов продукции могут быть определены бухгалтером исходя из общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденного постановлением Госстандарта 06 августа 1993 года.
См. графический объект " 3-1. Организация аналитического учета на счете 20 "Основное производство"
Помимо информации о себестоимости продукции для эффективного управления производством важно иметь сведения о структуре себестоимости, то есть, из каких элементов она складывается, какая часть приходится на материалы, какая на оплату труда, на обслуживание машин и оборудования. Для этой цели предусмотрена организация аналитического учета по статьям затрат на производство. Перечень статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от характера и структуры производства, однако следует помнить, что согласно п.8 ПБУ 10/99 при учете затрат по основным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по экономическим элементам. Установленный на предприятии перечень видов затрат вводится в справочник "Статьи затрат на производство".
Схема корреспонденции счета
На 3-2 показана схема корреспонденции счета 20 "Основное производство" с другими счетами.
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Потери от брака списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 28 "Брак в производстве".
По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 "Основное производство" в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 90 "Продажи" и др.
Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:
1) "Передача Материалов в производство". Данный документ рассматривается в настоящем параграфе, а также в главе 2 в параграфе с описанием счета 10 "Материалы".
2) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной производственным рабочим, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды. Данный документ рассматривается в текущем параграфе, а также в главе 6 в параграфе с описанием счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
См. графический объект " 3-2. Схема корреспонденции счета 20 "Основное производство"
3) "Начисление амортизации". Данный документ используется для начисления амортизации основных средств, используемых в основном производстве, а также нематериальных активов. Документ рассматривается в главе 1 в параграфе с описанием счета 02 "Амортизация основных средств".
4) "Авансовый отчет" - для отнесения на себестоимость продукции стоимости работ или услуг, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом. Документ рассматривается в главе 6 в параграфе с описанием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
5) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций на себестоимость продукции. Документ рассматривается в главе 2 "Производственные запасы", в параграфе "Дополнительные расходы на приобретение материалов".
6) "Закрытие месяца" - для списания фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг.
Передача материалов в производство
Подробно порядок заполнения реквизитов данного документа был рассмотрен в главе 2, в параграфе, посвященном счету 10 "Материалы". Здесь же рассмотрим порядок заполнения только тех реквизитов, которые непосредственно относятся к формированию проводок по дебету счета 20 "Основное производство". Из представленного на 3-3 фрагмента экранной формы документа "Передача материалов в производство", видно, что при выборе в качестве счета списания материалов, счета 20 "Основное производства", заполняются три поля, соответствующие трем аналитическим разрезам счета 20.
См. графический объект " 3-3. Настройка документа "Передача материалов в производство
Поле "Вид номенклатуры" заполняется путем выбора из справочника "Виды продукции (работ, услуг)" конкретного вида номенклатуры (вида экономической деятельности организации), на производство которой отпускается данный материал.
В поле "Затраты на производство" указывается статья затрат на производство.
В поле "Подразделения" указывается то подразделение, в которое передаются материалы.
Порядок формирования проводок документом "Передача материалов в производство" подробно рассмотрен в разделе, посвященном счету 10 "Материалы".
Начисление заработной платы
Документ "Начисление заработной платы" является универсальным и предназначен для автоматического начисления заработной платы различным категориям персонала. Форма диалога документа представлена на 3-4. Подробный порядок работы с документом подробно описан в главе 6 в параграфе, посвященном счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Здесь же рассмотрим только проводки, порождаемые документом и особенности заполнения справочника "Сотрудники".
См. графический объект " 3-4. Документ "Начисление заработной платы"
В результате проведения данного документа будут сформированы следующие проводки.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |70 |Иванов | | | |1500.00|
| | |кухонные | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Затраты на | | | |Начислено з/п |
| | |оплату тр | | | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ЗП |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|70 |Иванов Петр |68.1| | | | | 65.00 |
| | |Сидоро | | | | | | |
| | || ||||
| | | | | | |Налог на доходы |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |69.2|Иванов | | | |420.00 |
| | |кухонные | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Затраты на | | | |Взносы в ПФ от ФОТ |
| | |оплату тр | | | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ЗП |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |69.3|Иванов | | | | 51.00 |
| | |кухонные | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Затраты на | |Территори-| |Взносы в ТОМС |
| | |оплату тр | |альный | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ЗП |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |69.3|Иванов | | | | 3.00 |
| | |кухонные | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Затраты на | |Федераль- | |Взносы в ФОМС |
| | |оплату тр | |ный | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ЗП |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |69.1|Иванов | | | | 60.00 |
| | |кухонные | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Затраты на | |Взносы | |Взносы в ФСС РФ |
| | |оплату тр | |начисл/упл| | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ЗП |
| | |цех | | | | | |
Как видно из приведенных проводок, по счету 20 "Основное производство" задействованы все три аналитических разреза, которые, хотя в документе они не указывались. Параметры аналитического учета на счете 20 при начислении заработной платы устанавливаются для каждого сотрудника организации в справочнике "Сотрудники". Форма элемента справочника представлена на 3-5.
Рассмотрим порядок ввода значений реквизитов справочника.
В реквизите "Счет" указывается счет отнесения затрат по начисленной заработной плате.
Реквизит "Виды номенклатуры" заполняется путем выбора из справочника "Виды продукции (работ, услуг)" того вида продукции, на производстве которого занят данный сотрудник.
В реквизите "Затраты на производство" необходимо выбрать соответствующую статью затрат - "Затраты на оплату труда".
Также, если в качестве счета отнесения затрат на заработную плату выбран счет 20 "Основное производство", должен быть заполнен реквизит "Подразделения".
См. графический объект " 3-5. Ввод сведений о начислении заработной платы
Закрытие месяца
В типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия" имеется документ, обеспечивающий закрытие всех счетов, для которых проведение подобной процедуры требуется по регламенту ведения учета на конец отчетного периода (месяца). Данный документ имеет имя "Закрытие месяца" и входит в группу регламентных документов. Он доступен через меню "Документы - Регламентные - Закрытие месяца". Обращение к документу вызовет на экран форму диалога, показанную на 3-6.
См. графический объект " 3-6. Документ "Закрытие месяца"
Перечень выполняемых документом функций представлен в диалоговом окне документа в виде списка. Причем каждая из перечисленных функций может быть включена или выключена пользователем путем установления или снятия флажка, расположенного слева от названия функции. На 3-6 показан момент, когда выбрана лишь одна функция закрытия счета 20.
К моменту проведения документа "Закрытие месяца" сальдо счета 20 включает все затраты, произведенные за месяц. В конце отчетного месяца необходимо, чтобы остатки на счете 20 отражали затраты, относящиеся к незавершенному производству, зафиксированному на конец месяца, все остальные суммы списываются в дебет счета 40, как фактическая производственная себестоимость готовой продукции, выпущенной в течение месяца. По выполненным работам и услугам счет 20 списывается сразу на счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Важно помнить, что если на конец отчетного месяца имеются остатки незавершенного производства, то для правильного списания остатков с кредита счета 20 в дебет счета 40 необходимо перед вводом документа "Закрытие месяца" ввести в программу стоимостную оценку незавершенного производства, используя документ типовой конфигурации "Незавершенное производство".
При проведении документа будут сформированы следующие проводки.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|40 |Столы |20 |Столы | | | |2034.00|
| | |кухонные | |кухонные | | | | |
| | || ||||
| | | | |Затраты на| |Списание счета 20 |
| | | | |оплату | | |
| | || || ||
| | | | |Столярный | | |ФР |
| | | | |цех | | | |
||||||||
|31.01.01|40 |Столы |20 |Столы | | | |3000.00|
| | |кухонные | |кухонные | | | | |
| | || ||||
| | | | |Материаль-| |Списание счета 20 |
| | | | |ные зат | | |
| | || || ||
| | | | |Столярный | | |ФР |
| | | | |цех | | | |
||||||||
|31.01.01|40 |Столы |20 |Столы | | | |1000.00|
| | |обеденные | |обеденные | | | | |
| | || ||||
| | | | |Материаль-| |Списание счета 20 |
| | | | |ные зат | | |
| | || || ||
| | | | |Столярный | | |ФР |
| | | | |цех | | | |
В этих проводках по каждому виду номенклатуры, статье затрат и подразделению с кредита счета 20 в дебет счета 40 списывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции. В результате на счете 20 должны быть зафиксированы дебетовые остатки, равные оценке незавершенного производства.
Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства"
Настройка плана счетов
Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих их обособленный учет. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие изготовленные организацией (при полном цикле производства) полуфабрикаты.
В организациях, не ведущих обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, то есть на счете 20 "Основное производство".
По дебету счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства", как правило, в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.
По кредиту счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" и др.), и проданных другим организациям и лицам (в корреспонденции со счетом 90 "Продажи").
Фрагмент плана счетов, в котором приводится настройка счета 21 представлен ниже.
|Код| Наименование |Вал |Кол|Заб|Акт|Субконто 1|Субконто 2|
|||||||||
|21 |Полуфабрикаты | | + | |А |Номенкла -|Места |
| |собственного производства| | | | |тура |хранения |
Счет не имеет субсчетов, однако, на нем предусмотрен аналитический учет по двум независимым разрезам. Кроме того, на счете ведется количественный учет.
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется по отдельным наименованиям (субконто "Номенклатура") и местам хранения полуфабрикатов (субконто "Места хранения"). Каждое наименование - элемент справочника "Номенклатура". Каждое место хранения - элемент справочника "Места хранения". По местам хранения учет ведется только в количественном выражении.
Схема корреспонденции счета
На 3-7 показана схема корреспонденции счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" с другими счетами.
Данный счет в основном используется на крупных производственных предприятиях, поэтому в типовой конфигурации не предусмотрено наличие каких-либо документов, автоматизирующих процесс отражения в компьютерной бухгалтерии хозяйственных операций, в которых в качестве одного из корреспондирующих счетов выступает счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства. В связи с этим, при наличии в учетной практике такие операции потребуется воспользоваться режимом ручного ввода или механизмом типовых операций.
См. графический объект " 3-7. Схема корреспонденции счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства"
Счет 23 "Вспомогательные производства"
Настройка плана счетов
Счет 23 "Вспомогательные производства" предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих:
обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);
транспортное обслуживание;
ремонт основных средств;
изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях);
возведение (временных) нетитульных сооружений;
добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов;
лесозаготовки, лесопиление;
засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов.
Обратимся к фрагменту плана счетов, в котором приводится настройка счета 23 "Вспомогательные производства".
|Код| Наименование |Вал |Кол|Заб|Акт |Субконто 1|Субконто 2|
|||||||||
|23 |Вспомогательные | | | |А |Подразде- | |
| |производства | | | | |ления | |
Счет не имеет субсчетов, однако, на нем предусмотрен аналитический учет по подразделениям.
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется по видам вспомогательных производств. Для этой цели на счете используется субконто "Подразделения", которому соответствует одноименный справочник (меню: "Справочники - Подразделения"). Каждое вспомогательное производство вводится в качестве элемента справочника "Подразделения".
Схема корреспонденции счета
Типовая схема корреспонденции счета 23 с другими счетами представлена на 3-8.
По дебету счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
См. графический объект " 3-8. Схема корреспонденции счета 23 "Вспомогательные производства"
При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 "Вспомогательные производства" (без предварительного накапливания на счете 25 "Общепроизводственные расходы"). Потери от брака списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счета 28 "Брак в производстве".
По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 "Вспомогательные производства" в дебет счетов:
20 "Основное производство" - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству;
29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;
90 "Продажи" - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;
40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" - при использовании этого счета для учета затрат на производство и др.
Остаток по счету 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:
1) "Начисление амортизации". Данный документ используется для начисления амортизации основных средств, используемых во вспомогательном производстве, а также нематериальных активов. Документ рассматривается в главе 1.
2) "Передача Материалов в производство". Данный документ используется для списания стоимости использованных материалов на себестоимость продукции вспомогательного производства. Документ описан в главе 2, параграфе "Счет 10 "Материалы".
3) "Запись книги покупок" Документ относит сумму НДС, уплаченного при приобретении МПЗ, на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг), вспомогательных производств, освобожденных от налогообложения. Документ рассматривается в главе 2, параграфе "Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
4) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций на себестоимость продукции вспомогательных производств. Документ рассматривается в главе 2 "Производственные запасы", в параграфе "Дополнительные расходы на приобретение материалов".
5) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной рабочим вспомогательных производств, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды. Данный документ рассматривается в главе 6 в описании счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
6) "Авансовый отчет" - для отнесения на себестоимость продукции вспомогательных производств стоимости работ или услуг, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом. Документ рассматривается в главе 6 в параграфе с описанием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
Остальные операции по счету могут быть введены с использованием режима ручного ввода, или, при частой их повторяемости, с использованием механизма типовых операций.
Счет 25 "Общепроизводственные расходы"
Настройка плана счетов
Счет 25 "Общепроизводственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятого обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.
Фрагмент плана счетов, в котором приводится настройка счета 25, представлен ниже.
|Код| Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт| Субконто 1 | Субконто 2 |
|||||||||
|25 |Общепроизводствен- | | | | |Общепроизводс-| |
| |ные расходы | | | |А |твенные | Подразделения|
| | | | | | |затраты (об) | |
На счете не предусмотрены субсчета, но ведется аналитический учет по двум видам субконто.
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется по статьям расходов (субконто "Общепроизводственные затраты") и отдельным производственных подразделениям, в отношении которого имеют место общепроизводственные расходы (субконто "Подразделения"). Каждая статья затрат - элемент справочника "Статьи общепроизводственных затрат". Данный справочник имеет форму списка, который содержит две графы: "Код" и "Наименование". Порядок работы с данным справочником аналогичен порядку работы со справочником "Статьи затрат на производство". Отличие заключается в отсутствии служебной графы, в которой устанавливается признак распределения косвенных затрат. Каждое подразделение - элемент справочника "Подразделения".
Счет общепроизводственных затрат тесно связан с понятием себестоимости изготавливаемой продукции. Накопленная на этом счете сумма говорит о том, сколько стоило предприятию изготовление продукции, то есть о ее себестоимости. В этой связи очень важно правильно организовать учет затрат на производство, который бы давал исчерпывающую информацию о себестоимости продукции и ее структуре.
Хотя на счете 25 "Общепроизводственные расходы" задано ведение аналитического учета в разрезе субконто "Общепроизводственные затраты" и "Подразделения", но субконто "Общепроизводственные затраты", как видно из 3-9, объявлено оборотным, то есть, учет по нему ведется только по оборотам. Это означает, что остатки на этом счете в разрезе объектов аналитики не хранятся, а хранятся только обороты. Такой способ использования субконто на счете затрат на производство избавляет от необходимости при завершении отчетного периода выполнять закрытие счета по каждой статье общепроизводственных затрат. Подобная организация учета позволяет закрыть счет 25 одной проводкой по каждому подразделению.
Счет 25 "Общепроизводственные затраты" на конец отчетного периода не должен иметь остатка - учтенные на нем затраты должны быть списаны на основное производство (счет 20). Или, иначе говоря, этот счет на конец периода должен быть закрыт.
Следует обратить внимание, что счет 20 ведется в аналитическом разрезе видов номенклатуры, статей затрат, а также - подразделений. В этой связи необходимо списываемые затраты распределить на счете 20 по всем аналитическим объектам в какой-то пропорции. В учетной практике такие затраты наиболее часто распределяют пропорционально затратам на заработную плату основным рабочим по видам продукции и другим аналитическим объектам на счете 20.
См. графический объект " 3-9. Фрагмент настройки плана счетов"
Однако, в типовой конфигурации предусмотрена возможность выбора одной или нескольких статей затрат, пропорционально которым будет производится списание со счета 25 на счет 20. Для этого необходимо открыть окно настройки параметров "Учетная политика" (меню: "Сервис - Учетная политика"), экранная форма которого представлена на 3-10.
Как видно из рисунка, на закладке "Распределение косвенных расходов" необходимо установить дату, на которую устанавливается база распределения расходов. Далее следует заполнить окно "Выбор статей затрат на производство, являющихся базой для распределения косвенных расходов", для чего необходимо нажать кнопку и в раскрывшемся справочнике "Статьи затрат на производство" выбрать ту статью, пропорционально которой будут списываться косвенные расходы со счета 25 "Общепроизводственные расходы".
См. графический объект " 3-10. Настройка учетной политики"
После выбора статьи затрат необходимо нажать кнопку Установить и на вопрос программы "Изменить базу распределения косвенных расходов?" ответить Да. Если после проведенных изменений вновь обратиться к справочнику "Статьи затрат на производство", то можно увидеть, что рядом с выбранной в качестве базы распределения статьи затрат появился значок .
Схема корреспонденции счета
Типовая схема корреспонденции счета 25 с другими счетами представлена на 3-11.
Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:
1) "Передача Материалов в производство". Данный документ рассматривается в текущей главе в параграфе счета 20 "Основное производство", а также в главе 2 в параграфе с описанием счета 10 "Материалы".
См. графический объект " 3-11. Схема корреспонденции счета 25 "Общепроизводственные расходы"
2) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной общепроизводственному персоналу, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды. Данный документ рассматривается в текущей главе в параграфе с описанием счета 20 "Основное производство", а также в главе 6 в параграфе счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
3) "Начисление амортизации". Данный документ используется для начисления амортизации основных средств общехозяйственного назначения, а также нематериальных активов. Документ рассматривается в главе 1.
4) "Авансовый отчет" - для отнесения на общепроизводственные расходы стоимости работ или услуг, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом. Документ рассматривается в главе 6 в параграфе с описанием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
5) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций на увеличение общепроизводственных расходов. Документ рассматривается в главе 2 "Производственные запасы", в параграфе "Дополнительные расходы на приобретение материалов".
6) "Закрытие месяца" - для списания части общепроизводственных расходов, произведенных в течение месяца, на себестоимость продукции основного производства.
Передача материалов в производство
Подробно порядок работы с данным документом был рассмотрен в параграфах, посвященных счетам 10 "Материалы" и 20 "Основное производство".
Рассмотрим проводки, порождаемые этим документом в случае, если материалы передаются на общепроизводственные расходы.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал. |Сумма |
| | | | |КТ | | |сумма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|25 |Материальные|10.1|Шпон | | | |2000.00|
| | |затр | | | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | |Основной | |Передан материал |
| | |цех | |склад | | |
| | || || ||
| | | | | | | |МТ |
Начисление заработной платы
Данный документ также был подробно рассмотрен в параграфе, посвященном счету 20 "Основное производство", а также будет рассмотрен далее, в разделе, касающемся счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Здесь же приведем только проводки, формируемые данным документом в том случае, если в справочнике "Сотрудники" на закладке "Начисление з/пл" в качестве счета отнесения затрат по начисленной заработной плате установлен счет 25 "Общепроизводственные расходы".
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|25 |Затраты на |70 |Иванов | | | |1500.00|
| | |оплату тр | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | | | |Начислено з/п |
| | |цех | | | | |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|70 |Иванов Петр |68.1| | | | | 65.00 |
| | |Сидоро | | | | | | |
| | || ||||
| | | | | | |Налог на доходы |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|25 |Затраты на |69.2|Иванов | | | |420.00 |
| | |оплату тр | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | | | |Взносы в ПФ от ФОТ |
| | |цех | | | | |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|25 |Затраты на |69.3|Иванов | | | | 51.00 |
| | |оплату тр | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | |Территори-| |Взносы в ТОМС |
| | |цех | |альный | | |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|25 |Затраты на |69.3|Иванов | | | | 3.00 |
| | |оплату тр | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | |Федераль- | |Взносы в ФОМС |
| | |цех | |ный | | |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
||||||||
|31.01.01|25 |Затраты на |69.1|Иванов | | | | 60.00 |
| | |оплату тр | |Петр Сидо | | | | |
| | || ||||
| | |Столярный | |Взносы | |Взносы в ФСС РФ |
| | |цех | |начисл/упл| | |
| | || || ||
| | | | | | | |ЗП |
Начисление амортизации
Данный документ более чем подробно был рассмотрен в параграфах, посвященных счетам 02 "Амортизация основных средств" и 20 "Основное производство".
Отнесение начисленной амортизации на счет 25 "Общепроизводственные расходы" возможно только в том случае, если в справочнике "Основные средства" установлены соответствующие параметры. Как видно из 3-12, необходимо в графе "Счет" выбрать счет общепроизводственных затрат, а также указать статью общепроизводственных затрат и подразделение.
См. графический объект " 3-12. Настройка справочника "Основные средства"
Если при проведении регламентного документа "Начисление амортизации" в эксплуатации находится основное средство, будут сформированы следующие проводки.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|28.02.01|25 |Амортизация |02.1|Авт. | | | |2083.33|
| | |ОС | |"Газель" | | | | |
| | || ||||
| | |Администра- | | | |Амортизация ОС за |
| | |ция | | | |февраль 2001 г. |
| | || || ||
| | | | | | | |ОС |
||||||||
|28.02.01| | |АОС |Авт. | | | |595.83 |
| | | | |"Газель" | | | | |
| | || ||||
| | | | | | |Амортизация ОС за |
| | | | | | |февраль 2001 г. |
| | || || ||
| | | | | | | |ОС |
Первая проводка - отражает начисленную амортизацию на счетах бухгалтерского учета по методике, установленной для целей бухгалтерского учета (исходя из срока полезного использования). Вторая проводка отражает начисление амортизации для целей налогообложения на вспомогательном забалансовом счете АОС "Амортизация основных средств", исходя из нормативов ЕНАОФ.
Закрытие месяца
Для автоматического закрытия счета 25 "Общепроизводственные расходы" предназначен документ "Закрытие месяца". Как видно из 3-13, в экранной форме документа должен быть установлен флажок, свидетельствующий о закрытии данного счета.
См. графический объект " 3-13. Закрытие счета 25 "Общепроизводственные расходы"
Каков же алгоритм списания счета 25 "Общепроизводственные расходы"? Как уже упоминалось ранее списываемые затраты необходимо распределить на счете 20 по всем аналитическим объектам в какой-то пропорции. Понятно, что все общепроизводственные расходы по одному из подразделений, собранные на счете 25, необходимо списать на счет 20 на то же подразделение. С другими объектами аналитического учета дела обстоят сложнее. Списание со всех статей общепроизводственных затрат счета 25 происходит по каждому виду номенклатуры (являющимся объектом аналитического учета для счета 20) пропорционально тем затратам, которые в учетной политике выбраны в качестве базы распределения косвенных расходов. Например, в случае, когда в качестве базы распределения косвенных расходов установлена статья расходов "Материальные затраты", и если в течении месяца на счете 20 по статье затрат "Материальные затраты" по виду номенклатуры "Столы кухонные" были произведены затраты в размере 4 000.00 руб. (80% от всех материальных затрат), а по виду номенклатуры "Столы обеденные" в размере 1 000.00 руб. (20% от всех материальных затрат), то в той же пропорции на эти виды номенклатуры будут списаны общепроизводственные расходы (80% общепроизводственных затрат будет списано на вид номенклатуры "Столы кухонные", а 20% будет списано на "Столы обеденные"). Схема закрытия счета 25 приведена на 3-14.
См. графический объект " 3-14. Схема закрытия счета 25"
Документ в результате проведения сформирует последовательность проводок, в которых дебетуется счет 20 и кредитуется счет 25. Интерес представляет аналитика проводок. По счету 20 указывается три аналитических объекта - вид номенклатуры, статья затрат и подразделение. На корреспондирующем счете 25 аналитика указана по второму субконто в разрезе подразделений. Что касается аналитического учета в разрезе первого субконто общепроизводственных затрат, то все списываемые суммы относятся на пустое значение, которое обозначается ":".
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |25 |":" | | | |2400.00|
| | |кухонные | | | | | | |
| | || ||||
| | |Общепроизв. | |Столярный | |Списание счета 25 |
| | |затрат | |цех | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ФР |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |25 |":" | | | |600.00 |
| | |обеденные | | | | | | |
| | || ||||
| | |Общепроизв. | |Столярный | |Списание счета 25 |
| | |затрат | |цех | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ФР |
| | |цех | | | | | |
Такое списание не противоречит принципам организации аналитического учета на счете 25 "Общепроизводственные расходы", поскольку, как было уже указано выше, субконто "Общепроизводственные затраты" объявлено оборотным.
Интересной особенностью данного документа является то, что при его проведении в справочнике "Статьи затрат на производство" формируется еще одна запись - "Общепроизводственные затраты". Ее формирование происходит в том случае, если это первое проведение документа с установленным параметром закрытия 25-го счета.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы"
Настройка плана счетов
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Счет 26 "Общехозяйственные затраты" на конец отчетного периода не должен иметь остатка - учтенные на нем затраты должны быть списаны либо на основное производство (счет 20), либо на счет 40 "Продажи". Или, иначе говоря, этот счет на конец периода должен быть закрыт.
Фрагмент плана счетов, в котором приводится настройка счета 26, представлен ниже.
|Код| Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт| Субконто 1 | Субконто 2 |
|||||||||
|26 |Общехозяйственные | | | | |Общехозяйстве-| Подразделения|
| |расходы | | | |А |нные затраты |(об) |
| | | | | | |(об) | |
На счете не предусмотрены субсчета, однако ведется аналитический учет по двум видам субконто.
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется по статьям расходов (субконто "Общехозяйственные затраты") и отдельным производственных подразделениям, в отношении которого имеют место общепроизводственные расходы (субконто "Подразделения"). Каждая статья затрат - элемент справочника "Статьи общехозяйственных затрат". Данный справочник имеет форму списка, который содержит две графы: "Код" и "Наименование". Порядок работы с данным справочником аналогичен порядку работы со справочником "Статьи затрат на производство". Отличие заключается в отсутствии служебной графы, в которой устанавливается признак распределения косвенных затрат. Каждое подразделение - элемент справочника "Подразделения". Оба субконто объявлены оборотными, то есть, учет по ним ведется только по оборотам. Это означает, что остатки на этих счетах в разрезе объектов аналитики не хранятся, а хранятся только обороты.
Отметим еще одну общую особенность видов субконто "Статьи общехозяйственных затрат" и "Подразделения": они допускают ввод пустого субконто, то есть при вводе проводок по этим счетам субконто можно не вводить. Это значит, что пользователь на уровне ввода документов и проводок имеет возможность отказаться от учета по любому из этих видов субконто.
Дело в том, что затраты, учитываемые на счете 26 в большинстве случаев относятся не к отдельному подразделению, а к предприятию в целом. В таких случаях нет необходимости отнесения затрат на какое-то конкретное структурное подразделение. Например, оплата коммунальных услуг, оплата по процентам кредитов банка, затраты на оплату труда управленческого персонала было бы не правильно относить на отдельное подразделение.
Может показаться, что типовая конфигурация "навязывает" ведение аналитического учета на данном счете по подразделениям. Однако, это - не так, если предприятие не хочет вести учет на счете 26 в разрезе подразделений, то этого можно и не делать, причем возможны три пути решения проблемы.
Первый путь - во всех операциях, документах, проводках по счету 26 вводить пустое значение по субконто "Подразделение";
Второй путь - завести в справочнике подразделений служебный элемент, дав ему имя, например, "Общие". При последующем вводе документов и проводок по счету 26 вместо конкретного подразделения понадобится выбирать именно этот служебный элемент. При таком подходе все затраты, учитываемые на счете 26, будут собраны на данном субконто. То есть, затраты не будут детализироваться по подразделениям. Алгоритмы типовой конфигурации будут работать корректно без какой-либо доработки.
Третий путь - отказаться от аналитического учета по субконто "Подразделения" на счете 26. Для этого потребуется в режиме конфигурирования внести изменение в план счетов: удалить для счета 26 субконто "Подразделения". При этом следует помнить, что данная операция сопряжена с определенным риском, поскольку алгоритмы типовой конфигурации по учету затрат и закрытию счетов настроены на использование данного вида субконто. Таким образом, изменение аналитического учета на счете 26 повлечет необходимость корректировки соответствующих алгоритмов в конфигураторе, что является достаточно сложным для пользователя.
Схема корреспонденции счета
Типовая схема корреспонденции счета 26 с другими счетами представлена на 3-15.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.
Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).
Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи".
Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме ( 3-15):
1) "Передача Материалов в производство". Данный документ рассматривается в текущей главе при описании счета 20 "Основное производство", а также в главе 2 в параграфе с описанием счета 10 "Материалы".
2) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной общехозяйственному персоналу, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды. Данный документ рассматривается в текущей главе в параграфе с описанием счета 20 "Основное производство", а также в главе 6 в параграфе с описанием счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
3) "Начисление амортизации". Данный документ используется для начисления амортизации основных средств общехозяйственного назначения, а также нематериальных активов. Документ рассматривается в главе 1.
4) "Авансовый отчет" - для отнесения на общехозяйственные расходы стоимости работ или услуг, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом. Документ рассматривается в главе 6 в параграфе "Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
5) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций на увеличение общехозяйственных расходов. Документ рассматривается в главе 2 "Производственные запасы", в параграфе "Дополнительные расходы на приобретение материалов".
6) "Закрытие месяца" - для списания части общехозяйственных расходов, произведенных в течение месяца, на себестоимость продукции основного производства или непосредственно на продажи, в зависимости от выбранной учетной политики.
См. графический объект " 3-15. Схема корреспонденции счета 26 "Общехозяйственные расходы"
Начисление амортизации
Данный документ более чем подробно был рассмотрен в параграфах, посвященных счетам 02 "Амортизация основных средств" и 20 "Основное производство".
Отнесение начисленной амортизации на счет 26 "Общепроизводственные расходы" возможно только в том случае, если в справочнике "Основные средства" установлены соответствующие параметры.
В случае, если при проведении регламентного документа "Начисление амортизации" по данным учета в эксплуатации находятся основные средства, для которых в качестве счета отнесения затрат по начисленной амортизации указан счет 26 "Общехозяйственные расходы", то для каждой из них будут сформированы по две проводки.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|28.02.01|26 |Амортизация |02.1|Авт. | | | |2083.33|
| | |ОС | |"Газель" | | | | |
| | || ||||
| | |":" | | | |Амортизация ОС за |
| | | | | | |февраль 2001 г. |
| | || || ||
| | | | | | | |ОС |
||||||||
|28.02.01| | |АОС |Авт. | | | |595.83 |
| | | | |"Газель" | | | | |
| | || ||||
| | | | | | |Амортизация ОС за |
| | | | | | |февраль 2001 г. |
| | || || ||
| | | | | | | |ОС |
Первая проводка - отражает начисленную амортизацию на счетах бухгалтерского учета по методике, установленной для целей бухгалтерского учета (исходя из срока полезного использования). Вторая проводка отражает начисление амортизации для целей налогообложения на вспомогательном забалансовом счете АОС "Амортизация основных средств", исходя из нормативов ЕНАОФ.
Закрытие месяца
Для автоматического закрытия счета 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен документ "Закрытие месяца".
Особенности закрытия счета 26 те же, что и для счета 25 "Общепроизводственные расходы", однако имеются и отличия.
Дело в том, что помимо традиционно используемой схемы формирования себестоимости продукции, когда все прямые и косвенные расходы в конце месяца отражаются на счете 20 "Основное производство", организация может выбрать и альтернативную схему формирования себестоимости. Она заключается в том, что все расходы на производство делятся на условно-переменные и условно-постоянные расходы.
Условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и т.п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы, к которым относятся расходы, учитываемые на счете 25 "Общепроизводственные расходы".
В отличии от условно-переменных условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. К подобным расходам, как правило, относят те затраты, для которых при традиционном варианте учета затрат использовался счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Прямые условно-переменные расходы собираются на счете 20 "Основное производство". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся на счет 20 "Основное производство". Условно-постоянные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Условно-постоянные расходы, собранные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции за данный период: в дебет счета 90.8 "Управленческие расходы" с кредита счета 26 "Общепроизводственные расходы".
Для реализации в компьютерной бухгалтерии данной схемы учета затрат, аккумулируемых на счета 26 "Общепроизводственные расходы", необходимо убедиться, что в экранной форме документа "Учетная политика", представленной на 3-16, установлен флажок "Использовать метод "Директ-костинг".
См. графический объект " 3-16. Настройка учетной политики по распределению общепроизводственных расходов"
В случае если организация использует метод учета общехозяйственных расходов "Директ-костинг", то при соответствующих настройках учетной политики (описанных выше), в результате проведения документа "Закрытие месяца" будет сформирована следующая проводка.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|90.8| |26 |":" | | | |2000.00|
| | | | | | | | | |
| | || ||||
| | | | |":" | |Списание счета 26 |
| | || || ||
| | | | | | | |ФР |
Если организация придерживается традиционного способа учета общехозяйственных расходов, то в результате проведения документа "Закрытие месяца" в "Журнале проводок" появится другая запись.
|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |
| | | | |КТ | | |мма | |
| | || ||||
| | |: | |: |Курс|Содержание операции |
| | || || ||
| | |: | |: | |Содержание |NЖ |
| | | | | | |проводки | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |26 |":" | | | |1600.00|
| | |кухонные | | | | | | |
| | || ||||
| | |Общехозяйст.| |":" | |Списание счета 26 |
| | |затрат | | | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ФР |
| | |цех | | | | | |
||||||||
|31.01.01|20 |Столы |26 |":" | | | |400.00 |
| | |обеденные | | | | | | |
| | || ||||
| | |Общехозяйст.| |":" | |Списание счета 26 |
| | |затрат | | | | |
| | || || ||
| | |Столярный | | | | |ФР |
| | |цех | | | | | |
Как нетрудно заметить, в случае применения традиционной схемы учета общехозяйственных расходов, их списание осуществляется в дебет счета 20 "Основное производство", что соответствует порядку списания затрат, учтенных на счете 25 "Общепроизводственные расходы".
Счет 28 "Брак в производстве"
Настройка плана счетов
Счет 28 "Брак в производстве" предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве.
Фрагмент плана счетов, в котором приводится настройка счета 26, представлен ниже.
|Код|Наименование|Вал|Кол|Заб|Акт|Субконто 1 |Субконто 2 |Субконто 3 |
||||||||||
|28 |Брак в | | | |А |Виды |Затраты на |Подразделе-|
| |производстве| | | | |номенклату-|производст-|ния |
| | | | | | |ры |во | |
Счет не содержит субсчетов, однако, на нем ведется развернутый аналитический учет по трем видам субконто.
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется также, как и по счету 20 "Основное производство", а именно: по номенклатуре продукции (работ, услуг) (субконто "Виды номенклатуры"), по статьям затрат на производство (субконто "Затраты на производство") и по отдельным производственным подразделениям, в которых имеет место брак (субконто "Подразделения"). Все эти аналитические разрезы уже встречались на других счетах затрат.
Схема корреспонденции счета
Типовая схема корреспонденции счета 28 "Брак в производстве" с другими счетами представлена на 3-17.
По дебету счета 28 "Брак в производстве" собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, то есть окончательного брака, расходы по исправлению и т.п).
По кредиту счета 28 "Брак в производстве" отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака:
стоимость забракованной продукции по цене возможного использования,
суммы, подлежащие удержанию с виновников брака,
суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак и т.п.),
суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.
Для автоматизации ввода операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме ( 3-17):
1) "Передача Материалов в производство". Документ используется при отражении операций отпуска материалов на исправление устранимого брака. Данный документ рассматривается в текущей главе при описании счета 20 "Основное производство", а также в главе 2 в параграфе с описанием счета 10 "Материалы".
2) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отражения операций отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций, оказанных по устранению брака.
3) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной работникам, занятым на устранении брака, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды.
4) "Авансовый отчет" - для отнесения стоимости работ или услуг по исправлению устранимого брака, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом, на увеличение потерь от брака.
См. графический объект " 3-17. Схема корреспонденции счета 28 "Брак в производстве"
Остальные операции по данному счету можно ввести, используя ручной ввод операций, или при помощи механизма типовых операций.
Счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
Настройка плана счетов
Счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.
На данном счете могут быть отражены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации: жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения; научно-исследовательских и конструкторских подразделений.
Фрагмент плана счетов, в котором приводится настройка счета 26, представлен ниже.
|Код| Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт| Субконто 1 | Субконто 2 |
|||||||||
|29 |Обслуживающие | | | |А |Затраты обсл. |Подразделе- |
| |производства и | | | | |произ-в |ния |
| |хозяйства | | | | | | |
Организация аналитического учета
Аналитический учет по счету ведется по отдельным статьям затрат обслуживающего производства (субконто "Затраты обслуживающих производств") и каждому обслуживающему производству и хозяйству (субконто "Подразделения").
Схема корреспонденции счета
Типовая схема корреспонденции счета 29 с другими счетами представлена на 3-18.
По дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".
По кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" в дебет счетов:
учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;
учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;
90 "Продажи" (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.
Остаток по счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Для автоматизации ввода операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме ( 3-18):
1) "Начисление амортизации". Данный документ используется для начисления амортизации основных средств, используемых в обслуживающих производствах и хозяйствах, а также нематериальных активов. Документ рассматривается в главе 1 параграфе "Счет 02 "Амортизация основных средств".
См. графический объект " 3-18. Схема корреспонденции счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
2) "Передача Материалов в производство". Данный документ используется для списания стоимости материалов, используемых в обслуживающих производствах и хозяйствах. Документ рассматривается в текущей главе в параграфе с описанием счета 20 "Основное производство", а также в главе 2 в параграфе с описанием счета 10 "Материалы".
3) "Услуги сторонних организаций". Документ используется для отнесения стоимости работ (услуг) сторонних организаций на увеличение расходов обслуживающих производств и хозяйств. Документ рассматривается в главе 2 "Производственные запасы", в параграфе "Дополнительные расходы на приобретение материалов".
4) "Начисление заработной платы" - для отражения заработной платы, начисленной работникам обслуживающих производств и хозяйств, а также причитающиеся отчисления в социальные фонды. Данный документ рассматривается в текущей главе в параграфе "Основное производство", а также в главе 6 параграфе "Расчеты с персоналом по оплате труда".
5) "Авансовый отчет" - для отнесения на увеличение расходов обслуживающих производств и хозяйств стоимости работ или услуг, оплаченных наличными деньгами подотчетным лицом. Документ рассматривается в главе 6 в параграфе с описанием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
Остальные операции по счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", не самые распространенные в учетной практике, могут быть введены с использованием режима ручного ввода или с использованием механизма типовых операций.