d9e5a92d

Глава 2 Производственные запасы

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". Организация учета и порядок работы с забалансовыми счетами рассматриваются в главе 9 "Забалансовые счета"



Счет 10 "Материалы"

Настройка плана счетов



Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).




Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей, как и раньше, отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

В плане счетов, поддерживаемом типовой конфигурацией к счету 10 "Материалы" открыты субсчета, в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по применению плана счетов.



|Код | Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт| Субконто 1 | Субконто 2 |

|||||||||

|10 |Материалы | |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.1|Сырье и материалы | |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.2|Покупные полуфабрикаты| |+ | |А |Материалы |Места |

| |и комплектующие | | | | | |хранения |

| |изделия, конструкции и| | | | | | |

| |детали | | | | | | |

|||||||||

|10.3|Топливо | |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.4|Тара и тарные | |+ | |А |Материалы |Места |

| |материалы | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.5|Запасные части | |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.6|Прочие материалы | |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.7|Материалы, переданные | |+ | |А |Материалы |Места |

| |в переработку на | | | | | |хранения |

| |сторону | | | | | | |

|||||||||

|10.8|Строительные материалы| |+ | |А |Материалы |Места |

| | | | | | | |хранения |

|||||||||

|10.9|Инвентарь и | |+ | |А |Материалы |Места |

| |хозяйственные | | | | | |хранения |

| |принадлежности | | | | | | |



Как видим из приведенного фрагмента настройки плана счетов, счет 10 является группой, ему подчинены 9 субсчетов.

Субсчет 10.1 "Сырье и материалы" предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, а также вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу.

Субсчет 10.2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" предназначен для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".

Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10.2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали".

Субсчет 10.3 "Топливо" предназначен для учета наличия и движения нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого и газообразного топлива. При использовании талонов на нефтепродукты учет их ведется также на субсчете 10.3 "Топливо".

Субсчет 10.4 "Тара и тарные материалы" предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта. Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств для обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10.1 "Сырье и материалы". Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".

Субсчет 10.5 "Запасные части" предназначен для учета наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Субсчет 10.6 "Прочие материалы" предназначен для учета наличия и движения отходов производства, неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы и др. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10.3 "Топливо".

Субсчет 10.7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" предназначен для учета наличия и движения материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий.

Субсчет 10.8 "Строительные материалы" используется организациями-застройщиками. На нем учитывается наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).

На субсчете 10.9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте. При отнесении имущества к основным средствам стоимостной критерий не используется (раньше этот лимит составлял 100 МРОТ). Если организация планирует приобретаемое имущество использовать более года, то оно будет относиться к основным средствам, иначе - к инвентарю и хозяйственным принадлежностям. При этом стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей списывается с кредита субсчета 10.9 полностью в момент их передачи в производство или на управленческие нужды.



Организация аналитического учета



В типовой конфигурации на всех субсчетах счета 10 "Материалы" предусмотрен аналитический учет в двух независимых разрезах: номенклатуры материалов ("Материалы") и мест хранения ("Места хранения").

Следует обратить внимание на одну важную особенность настройки аналитического учета, которая может остаться незамеченной. Типовая конфигурация предусматривает ведение учета на счете 10 в разрезе номенклатуры материалов как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В то же время учет по местам хранения ведется только в количественном выражении. Необходимость в подобной настройке поясняется ниже в текущем параграфе, при рассмотрении операций отпуска материалов.

Данный аспект настройки можно выяснить, обратившись к плану счетов в режиме конфигурирования. Если поочередно обратиться к режиму редактирования каждого вида субконто, прикрепленных к счету, можно увидеть, что для субконто "Материалы" установлены два признака: "Учет по сумме" и "Учет по количеству", в то время как для субконто "Места хранения" установлен только лишь второй из названных признаков ( 2-1).



См. графический объект " 2-1. Установка дополнительных признаков организации аналитического учета на счете 10 по субконто: "Материалы"(а) и "Места хранения"(б)"



Схема корреспонденции счета с другими счетами



Типовая схема корреспонденции счета 10 "Материалы" с другими счетами представлена на 2-2.

Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:

1) "Поступление материалов";

2) "Передача материалов в производство";

3) "Услуги сторонних организаций";

4) "Отгрузка материалов на сторону";

5) "Авансовый отчет" - для отражения операций приобретения материалов за наличный расчет подотчетными лицами.

Последний документ рассматривается в главе 6 при описании счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". В настоящем параграфе остановимся на рассмотрении остальных из перечисленных документов.



См. графический объект "2-2. Схема корреспонденции счета 10 "Материалы"



Поступление материалов



Для отражения в учете операций поступления материалов за плату от поставщика предназначен документ "Поступление материалов" (меню: "Документы - Учет материалов - Поступление материалов").

Для ввода исходной информации предлагается для заполнения форма диалога, показанная на 2-3.

В шапке документа указывается номер приходного ордера, дата, поставщик, основание и склад, на который принимаются материалы.

Реквизит "Поставщик" заполняется выбором поставщика материалов из справочника "Контрагенты".



См. графический объект " 2-3. Форма диалога документа "Поступление материалов"



В реквизите "Договор" следует указать реквизиты накладной и счета-фактуры поставщика, по которой получены материалы. Они вводятся путем выбора из справочника "Договоры", который подчинен справочнику "Контрагенты".

В реквизите "Склад" выбором из справочника "Места хранения" указывается склад, на который принимаются материалы.

Реквизит "Зачет аванса" управляет формированием проводок по зачету выплаченного поставщику аванса. Реквизит "Зачет аванса" может принимать следующие значения:

не зачитывать;

только по договору;

без указания договора.

В реквизите "Налоги" выбором из выпадающего списка можно указать требуемый вариант расчета налогов, который задает ставки НДС, и порядок включения сумм этих налогов в сумму документа. Вариант расчета налогов выбирается из справочника "Варианты расчета налогов" в зависимости от того, как соответствующие суммы указаны в сопроводительных документах поставщика. Изначально в справочник включены следующие варианты расчета налогов:

1) без налогов - для случаев, когда материал поставляется без НДС;

2) НДС в сумме 20% - для случаев, когда сумма НДС (по ставке 20%) включается в стоимость материалов;

3) НДС сверху 20% - для случаев, когда сумма НДС (по ставке 20%) не включается в стоимость материалов;

4) НДС сверху 20%; НП сверху 5% - то же, что и в предыдущем варианте, но с налогом с продаж по ставке 5%.

Возможно включение иных вариантов расчета налогов в данный справочник.

В примере, показанном на 2-3 выбран вариант "НДС в сумме 20%". В связи с этим, несмотря на то, что в справочнике Материалы указана цена без НДС (24 руб. 00 коп), программа рассчитала стоимость материала, включив в нее сумму НДС по ставке 20%.

В шапке документа присутствует интерфейсный элемент - переключатель, который позволяет отразить факт поступления (или не поступления) счета-фактуры от поставщика. Данный выбор будет влиять на порядок формирования проводок по НДС.

Выбор варианта "Счет-фактура поставщиком не предъявлен" приведет к тому, что проводка по НДС документом формироваться не будет.

При выборе варианта "Дата и номер счета-фактуры" расположенное рядом поле станет доступным для редактирования. В него потребуется ввести реквизиты счета-фактуры поставщика. В этом случае помимо проводок по оприходованию материалов будет сформирована проводка по НДС.

В табличную часть документа переносится информация из накладной поставщика. Здесь указывается наименование материала, количество, цена за единицу, сумма, суммы налогов и общая сумма.

Если указанные материалы поступали в организацию ранее, то для заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой Подбор, расположенной в нижней части формы ввода. При этом открывается справочник "Материалы", в котором следует выбрать наименование материала и указать полученное количество.

По кнопке Печать формируется документ "Приходный ордер" по типовой межотраслевой форме М-4.

После заполнения экранной формы нажатием на кнопку Оk обеспечивается сохранение и проведение документа.

При проведении документа автоматически формируются проводки по дебету одного из субсчетов счета 10 и дебету счета 19.3 (если имело место поступление счета-фактуры от поставщика и сумма НДС больше нуля) и кредиту субсчета 60.1 "Расчеты с поставщиками в рублях" по соответствующим объектам аналитического учета.

Для примера, рассмотренного на 2-3 будет сформирована одна проводка.



|Дата |Дт |Субконто ДТ|Кт |Субконто КТ|Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |

| | | | | | | |мма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||||

|17.01.01|10.1|Шпон |60.1|Боровик НПО| |100.000| |2,400.00|

| | |ореховый | | | | | | |

| | || ||||

| | |1-склад | |ДП-001 | |Поступили материалы |

| | |материал | | | | |

| | || || ||

| | | | | | | |МТ |



Конкретный субсчет счета 10 "Материалы" в проводках определяется автоматически по значению реквизита "Вид материала", установленного для конкретного элемента справочника "Материалы".

Если поставщику был перечислен аванс (предоплата), то в зависимости от значения реквизита "Зачет аванса", дополнительно формируется проводка по дебету счета 60.1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях" в корреспонденции с кредитом счета 60.2 "Авансы, выданные в рублях" на сумму зачтенного аванса.

Несмотря на то, что в рассматриваемом примере выбран способ зачета аванса "Только по договору", тем не менее, проводка по зачету аванса не сформирована. Объясняется это тем, что на момент проведения документа по договору ДП-01 у поставщика "Боровик НПО" нет дебиторской задолженности.

Проводка по НДС не сформирована, поскольку при вводе документа был выбран вариант, указывающий на то, что счет-фактура от поставщика пока не поступил. Если бы при вводе документа был выбран вариант поступления счета-фактуры от поставщика, то была бы сформирована вторая проводка по зачету НДС.



Передача материалов в производство



Для ввода операций, связанных с передачей материалов в производство, в типовой конфигурации предусмотрен документ "Передача материалов в производство" (меню: "Документы - Учет материалов и готовой продукции - Передача материалов в производство").

Форма диалога для ввода документа показана на 2-5.



См. графический объект " 2-5. Форма диалога документа "Передача материалов в производство"



В шапке документа указывается, с какого склада отпускаются материалы, и на какой счет списывать стоимость материалов при проведении документа. В зависимости от выбранного счета затрат ниже располагаются поля для ввода значений субконто.



Следует обратить внимание на то, что документ "Передача материалов в производство" достаточно универсален в отношении выбора счета списания материалов. В результате, в зависимости от выбора счета списания материалов документ может быть использован для ввода широкого спектра операций: списание материалов на издержки обращения, передача структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс и др. (см. 2-5)



Заполнение табличной части требования-накладной может выполняться двумя способами: - обычным вводом новой строки, либо способом множественного подбора материалов непосредственно из справочника "Материалы" с использованием кнопки Подбор.

В графе "Затребовано" указывается количество затребованного материала, а в графе "Отпущено" - количество фактически отпущенного материала. Значение первой графы используется для заполнения печатной формы, а второй - для формирования бухгалтерских проводок.

Кнопка Печать позволяет сформировать и распечатать документ "Требование-накладная" по типовой форме М-11.

Сохранение и проведение документа осуществляется после нажатия кнопки Ok.

Проведение документа необходимо производить после того, как материалы будут фактически отпущены со склада. Для проведения ранее сохраненного документа "Передача материалов в производство" его следует найти в журнале "Учет материалов и готовой продукции", перейти в режим редактирования (дважды щелкнуть мышью на документе), проверить правильность заполнения графы "Отпущено" и сохранить документ с проведением. При проведении будут сформированы проводки по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетом, указанным в шапке документа.

Конкретный субсчет счета 10 "Материалы" в проводках определяется автоматически по значению реквизита "Вид материала" конкретного элемента справочника "Материалы". Сумма каждой проводки определяется исходя из средневзвешенной себестоимости единицы материала на дату проведения операции и количества отпущенного материала.

Пусть в рассматриваемом примере до операции отпуска материала "Шпон ореховый" имели место две операции поступления этого материала, причем первый раз поступило 200 единиц материала на сумму 4000.00 руб., второй раз 100 единиц материала на сумму 2400.00 руб.

На основе этих данных несложно вычислить среднюю цену как отношение общей стоимости материала к его количеству.

После первого прихода средняя цена составляет:

4000 : 200 = 20.00 руб. за единицу.

После второго прихода средняя цена составит:

6400 : 300 = 21.33 руб. за единицу.

Как видим, средняя цена изменяется при закупке очередной партии материала по новой цене и рассчитывается путем деления конечного остатка материала в стоимостном выражении на конечный остаток в количественном выражении. Исходные данные для расчета средней цены можно получить в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10. Если данную ведомость сформировать для всех субконто, то в графе "Сальдо на конец периода" сразу же увидим стоимостной и количественный остатки по каждому материалу.

Таким образом, в рассматриваемом примере при проведении документа "Передача материалов в производство" будет сформирована следующая проводка.



|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто КТ|Вал |Кол-во |Вал. |Сумма |

| | | | | | | |сумма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||||

|18.01.01|20 |Столы |10.1|Шпон | |100.000| |2133.00|

| | |кухонные | |ореховый | | | | |

| | || ||||

| | |Материальные | |1-склад | |Передан материал |

| | |затра | |материал | | |

| | || || ||

| | |Столярный цех| | | | |МТ |



В типовой конфигурации на всех субсчетах счета 10 предусмотрено ведение аналитического учета по местам хранения материальных ценностей (по складам). В этих условиях в методике расчета себестоимости материальных ценностей возникает еще одна проблема, которую мы рассмотрим на примере расчета средневзвешенной цены.

Особенности расчета себестоимости материалов при ведении аналитического учета по местам хранения. Обратим внимание на то, что при расчете себестоимости материальных ценностей цена материалов, сложившаяся в целом по предприятию, может не совпасть с ценой, сложившейся по складу. Однако, если предусмотрен аналитический учет в разрезе складов, то списание материалов по средней стоимости производится с каждого склада. Это неминуемо приведет к тому, что на счете 10 на аналитических счетах будут неверные остатки в стоимостном выражении.

Поясним данное обстоятельство, обратившись еще раз к нашему примеру по поводу поступления материала "Шпон ореховый".

При этом будем исходить из того, что первая партия (200 единиц на сумму 4000 руб.) оприходована на склад N 2, а вторая партия (100 единиц на сумму 2400 руб.) оприходована на склад N 1. Вне зависимости от этого, на момент отпуска материала его средневзвешенная цена по предприятию составляет 21.33 руб. за единицу.

После второй операции прихода от 13.08.2000 на счете 10.1 (по складу N2) будет учтен поступивший материал в количестве 100 шт. на сумму 986 руб. Причем, средневзвешенная цена материала по предприятию составит 8 руб. 40 коп.

Таким образом, если после второй операции прихода производится отпуск 100 единиц материала со склада N 1, то, согласно выбранной методике, стоимость отпущенного материала составит 100 ? 21.33 = 2133.00 руб. В результате отражения данной операции в учете, окажется, что на счете 10.1 по складу 2 остаток в натуральном выражении равен нулю, поскольку весь поступивший материал отпущен, но имеется стоимостной остаток в размере 2400 - 2133 = 267 руб. То есть, счет 10.1 (по субконто склад N 2) в натуральном выражении закрывается, но в стоимостном выражении имеет остаток.

Для того чтобы избежать подобной коллизии, в типовой конфигурации предложено следующее решение. На счете 10 "Материалы" аналитический учет в разрезе номенклатуры материалов ведется, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В то же время по местам хранения аналитический учет ведется только в количественном выражении.

Данный аспект настройки аналитического учета на счете 10 "Материалы" был рассмотрен нами в параграфе "Организация аналитического учета". При такой настройке, любые операции по приходу и расходу материалов изменяют состояние счета 10 по субконто "Места хранения" только в натуральном выражении и не затрагивают стоимостной оценки данного аналитического счета. Таким образом, из бухгалтерских итогов по счету 10 по любому материалу и складу всегда может быть получена оценка в натуральном выражении, в то время как по любому выбранному материалу может быть получена оценка, как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Данная особенность хорошо видна в стандартном отчете "Оборотно-сальдовая ведомость по счету, если ее сформировать для счета 10 по двум субконто: "Материалы" и "Места хранения". Обратимся к фрагменту этой ведомости, относящемуся к материалу "Шпон ореховый".



Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 10

Места хранения; Материалы



| Субконто | Сальдо на | Обороты за |Сальдо на конец|

| | начало | период |периода |

| | периода | | |

|||||

| | Дебет |Кредит | Дебет |Кредит |Дебет |Кредит |

||||||||

|Шпон ореховый | | |6,400.00| 213.30|4,267.00| |

||||||||

|Кол-во | | |300.00 0|100.000| 200.00 | |

||||||||

|1-склад | | | | | | |

|материалов | | | | | | |

||||||||

| Кол-во | | |100.000 |100.000| | |

||||||||

|2-склад | | | | | | |

|материалов | | | | | | |

||||||||

| Кол-во | | |200.000 | |200.000 | |



В ведомости видим, что итоговые данные по материалу представлены, и в стоимостном, и в натуральном выражении. Так, дебетовый оборот за период составил в стоимостном выражении 3 865.71 руб., а в натуральном - 460 единиц. Итоговые данные по складам представлены только в натуральном выражении. Так, дебетовый оборот по данному материалу по складу 1 составил 360 единиц, а по складу 2 - 100 единиц.



Дополнительные расходы на приобретение материалов



Согласно ПБУ 5/98 материалы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиком этих материалов, комиссионные вознаграждения (стоимость услуг) снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Для отражения в учете прочих затрат организации по приобретению материалов в "1С:Бухгалтерии" предназначен универсальный документ "Услуги сторонних организаций" (меню: "Документы - Услуги сторонних организаций"). Форма диалога данного документа показана на 2-6.

В шапке документа необходимо ввести значения следующих реквизитов.

В качестве значения реквизита "Исполнитель" выбирается контрагент, оказавший услугу.

В качестве значения реквизита "Договор" из справочника "Договоры" выбирается документ-основание данной хозяйственной операции.

В качестве значения реквизита "Документ поступления" указывается документ "Поступление материалов", отражающий факт поступления в организацию материалов, приобретенных за плату. Документ вводится путем выбора из списка ранее введенных документов данного типа. При использовании режима "Ввод на основании" этот реквизит заполняется автоматически.

Также в качестве значения данного реквизита могут быть использованы ссылки на документы: "Поступление ОС", "Поступление НМА", "Поступление товаров". В этих случаях документ будет заполняться информацией из соответствующих документов.



См. графический объект " 2-6. Использование документа "Услуги сторонних организаций" для отражения дополнительных расходов по приобретению материалов.



Переключатель "Расчеты" может устанавливаться в положение "в рублях" и "в валюте", соответственно определяя вид расчетов за оказанные услуги - в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте.

В шапке документа присутствует переключатель, который позволяет отразить факт поступления (или не поступления) счета-фактуры от поставщика. Данный выбор будет влиять на порядок формирования проводок по НДС.

Выбор варианта "Счет-фактура поставщиком не предъявлен" приведет к тому, что проводка по НДС документом формироваться не будет.

При выборе варианта "Дата и номер счета-фактуры" расположенное рядом поле станет доступным для редактирования. В него потребуется ввести реквизиты счета-фактуры поставщика. В этом случае помимо проводок по учету затрат на приобретение материалов будет сформирована проводка по НДС.

Реквизит "Зачет аванса" управляет формированием проводок по зачету выплаченного поставщику аванса. Реквизит "Зачет аванса" может принимать следующие значения:

не зачитывать;

только по договору;

без указания договора.

В реквизите "Налоги" выбором из выпадающего списка можно указать требуемый вариант расчета налогов, который задает ставки НДС, и порядок включения сумм этих налогов в сумму документа. Вариант расчета налогов выбирается из справочника "Варианты расчета налогов" в зависимости от того, как соответствующие суммы указаны в сопроводительных документах поставщика.

В табличной части формы документа указываются фактические дополнительные расходы по приобретению (заготовлению) материалов, указанные в документе-основании (кроме сумм, уплачиваемых поставщику). В графе "Наименование услуг" указывается наименование дополнительных затрат, в графе "Сумма" указывается стоимость затрат, в графе "Сумма НДС" - сумма налога на добавленную стоимость, а в графе "Сумма НП" - сумма налога с продаж.

После заполнения всех необходимых реквизитов документ нужно сохранить и провести (кнопка Ok). При проведении автоматически формируются проводки по дебету тех же субсчетов, которые были выбраны в документе-основании, в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Если в табличной части документа-основания были указаны несколько материалов, то дополнительные расходы распределяются между отдельными материалами пропорционально их стоимости.

Пусть для документа "Услуги сторонних организаций" (см. 2-6), в соответствующем документе поступления материалов было указано следующие две позиции.



|N |Материалы |Количес-|Цена |Сумма |НДС |Всего |

| | |тво | | | | |

||||||||

|1 |Бумага офисная | 5.000| 200.00|1,000.00| 200.00| 1,200.00|

||||||||

|2 |Шпон ореховый | 100.000| 24.00|2,400.00| 480.00| 2,880.00|



Тогда в результате проведения документа "Услуги сторонних организаций" будут сформированы следующие проводки.



|Дата |Дт |Субконто |Кт |Субконто КТ |Вал|Кол-во |Вал.су|Сумма |

| | |ДТ | | | | |мма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Кур|Содержание операции |

| | | | | |с | |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание проводки |NЖ |

||||||||

|28.01.01|10.1|Бумага |60.1|Сервис-центр | | | |100.00|

| | |офисная | | | | | | |

| | || ||||

| | |Основной | |Сч. N 555 от | |Учт.доп.расх.на приобр. |

| | |склад | |15.01.01 | | |

| | || || ||

| | | | | | | |МТ |

||||||||

|28.01.01|10.1|Шпон |60.1|Сервис-центр | | | |240.00|

| | |ореховый | | | | | | |

| | || ||||

| | |Основной | |Сч. N 555 от | |Учт.доп.расх.на приобр. |

| | |склад | |15.01.01 | | |

| | || || ||

| | | | | | | |МТ |



Как видим, дополнительные расходы в сумме 340.00 руб. распределены между отдельными материалами пропорционально их стоимости, что составило, соответственно, 100.00 руб. и 240.00 руб.

Следует особо обратить внимание на то, что содержание и назначение документа изменяется в зависимости от заполнения (или незаполнения) реквизита "Документ поступления".

Если указанный реквизит не заполнен, то документ может быть использован для ввода произвольных операций по учету расчетов за услуги, не связанных с приобретением ценностей. В этой ситуации, показанной на 2-7, в табличной части документа появляется графа "Корр. счет", которая заполняется выбором из плана счетов - счет по кредиту. Рядом с графой "Корр. счет" разместится графа, содержащая признаки аналитического учета и поля для ввода их значений.



См. графический объект " 2-7. Изменение формы документа "Услуги сторонних организаций" для отражения произвольных расчетов за услуги.



При таком порядке использования документа, при его проведении будут сформированы проводки в дебет счета, указанного в графе "Корр. счет"

Таким образом, можно констатировать, что документ "Услуги сторонних организаций" является достаточно универсальным и может быть использован для отражения широкого спектра расчетов за услуги.



Следует обратить внимание на то, что документ "Услуги сторонних организаций" достаточно универсален. Он может быть использован для отражения дополнительных расходов, связанных с поступлением ценностей, оформленных документами: "Поступление ОС", "Поступление НМА", Поступление материалов", "Поступление товаров", а также для отражения расчетов за иные услуги, оказываемые контрагентами. Документ допускает оформление операций в рублях и иностранной валюте.



Реализация материалов



При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Для отражения операций по отпуску материалов на сторону в типовой конфигурации предусмотрен документ, который так и называется "Отгрузка материалов на сторону" (меню: "Документы - Учет материалов - Отгрузка материалов на сторону"). Форма диалога документа показана на 2-8.



См. графический объект " 2-8. Форма диалога документа "Отгрузка материалов на сторону".



В форме диалога документа имеется шапка и табличная часть.

В шапке документа необходимо указать следующие реквизиты: номер и дату оформления накладной; склад, с которого отгружаются материалы; покупателя и документ - основание расчетов.

Если продажа материалов подлежит обложению налогом с продаж, следует включить флажок "Учитывать налог с продаж". Ставку налога можно установить в соседнем поле выбором значения из справочника "Ставка налога с продаж" (меню: "Справочники - Налоги - Ставки налога с продаж").

Реквизит "Зачет аванса" управляет формированием проводок по зачету аванса, полученного от покупателя. Реквизит может принимать следующие значения:

не зачитывать;

без указания договора;

только по договору.

Реквизит "Статья прочих доходов и расходов" определяет значение субконто счета 91 "Прочие доходы и расходы". Для аналитического учета доходов от реализации материалов в справочник "Прочие доходы и расходы" (меню: "Справочники - Прочие - Прочие доходы и расходы") предварительно должен быть введен специально предназначенный для этих целей элемент, названный, например, "Реализация материалов".

В табличной части документа указываются следующие реквизиты: наименование материала; количество материала, которое надлежит отпустить; фактически отпущенное количество материала; отпускная цена за единицу; сумма отпущенных материалов; сумма налога на добавленную стоимость; общая сумма (графа "Сумма" + графа "НДС").

Кроме того, при включении флажка учета налога с продаж, в табличной части появляется реквизит "НП", содержащий сумму налога, рассчитанного по указанной ставке.

Значение графы "Надлежит отпустить" используется для заполнения печатной формы, а значение графы "Отпущено" - для формирования бухгалтерских проводок.

Заполнение табличной части документа может выполняться двумя способами:

вводом новой строки табличной части документа (пункт "Новая строка" меню "Действия"). При этом окно справочника "Материалы" открывается вновь для каждой новой строки накладной;

способом множественного подбора материалов непосредственно из справочника "Материалы", используя кнопку Подбор. При этом также открывается форма справочника "Материалы", но после выбора материала его наименование переносится в табличную часть накладной и окно справочника не закрывается. Затем выбирается следующий материал и т. д.

Проведение документа выполняется после фактического отпуска материалов со склада.

При проведении документ формирует следующие проводки.

1. Для каждой строки табличной части формируется по одной проводке в дебет счета 91.2 "Прочие расходы" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы" на сумму стоимости отгруженных материалов по учетным ценам, то есть, исходя из средней себестоимости единицы материала на дату проведения операции и количества отпущенного материала. Конкретный субсчет счета 10 "Материалы" в проводках определяется автоматически по значению реквизита "Вид материала" конкретного элемента справочника "Материалы".

2. В целом по документу формируется еще одна проводка по кредиту счета 91.1 "Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)" на общую сумму реализации, включающую стоимость материалов, указанную в графе "Всего" и сумму налога с продаж, если таковая указана в графе "НП".



|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто КТ|Вал |Кол-во |Вал. |Сумма |

| | | | | | | |сумма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||||

|16.02.01|91.2|Реализация |10.1|Шурупы | | 1.000| |196.43|

| | |материалов | | | | | | |

| | || ||||

| | | | |1-склад | |Списан материал |

| | | | |материалов | | |

| | || || ||

| | | | | | | |МТ |

||||||||

|16.02.01|91.2|Реализация |10.1|Бумага | | 1.000| |180.00|

| | |материалов | |офисная | | | | |

| | || ||||

| | | | |1-склад | |Списан материал |

| | | | |материалов | | |

| | || || ||

| | | | | | | |МТ |

||||||||

|16.02.01|62.1|Магазин N 101|91.1|Реализация | | | |600.00|

| | | | |материалов | | | | |

| | || ||||

| | |Основной | | | |Реализ.по цене |

| | |договор | | | |выбытия |

| | || || | |

| | |Расчеты по | | | | |МТ |

| | |прочим | | | | | |



Если от покупателя был получен аванс (предоплата) под отгрузку материалов, и в документе установлен флажок "Зачет полученного аванса", то сумма зачета списывается с кредита счета 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)" в дебет счета 62.2 "Расчеты по авансам полученным (в рублях)".



|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто КТ|Вал |Кол-во |Вал.су|Сумм |

| | | | | | | |мма | |

| | || ||| |

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || | |

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||| |

|16.02.01|62.2|Магазин N 101|62.1|Магазин N | | | |600.00|

| | | | |101 | | | | |

| | || ||| |

| | |Основной | |Основной | |Зачтен аванс |

| | |договор | |договор | | |

| | || || | |

| | | | |Расчеты по | | |МТ |

| | | | |прочим | | | |



Отметим, что для учета НДС необходимо воспользоваться документом "Счет-фактура выданный", при помощи которого будет сформирован соответствующий печатный документ и отражена проводка по НДС. Данный документ может быть введен на основании документа "Отгрузка материалов на сторону".



Счет 14 "Резервы под снижение материальных ценностей"



Настройка плана счетов



Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. от рыночной стоимости. Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости иных средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и др. Обратимся к настройке данного счета в плане счетов типовой конфигурации.



|Код |Наименование |Вал|Кол|За|Акт|Субконто 1 |Субконто 2 |

| | | | |б | | | |

|||||||||

|14 |Резервы под сниж.ст-ти| | | |АП | | |

| |МЦ | | | | | | |



Пункт 11 ПБУ 5/98 требует, чтобы МПЗ, на которые снизились цены, были отражены в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения. Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается: в учете делается запись по дебету счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".



Организация аналитического учета



Аналитический учет по счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" рекомендуется вести по каждому резерву. Как видим, в рассматриваемой редакции типовой конфигурации аналитический учет на счете не предусмотрен. В связи с этим, пользователь имеет возможность самостоятельно добавить необходимый вид субконто и прикрепить его к данному счету. Эту операцию потребуется выполнить в режиме конфигурирования, поскольку данный счет введен в план счетов на этапе конфигурирования системы.



Схема корреспонденции счета



Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" по дебету и кредиту корреспондирует со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Специальных средств для автоматизации ввода этих проводок в типовой конфигурации пока не предусмотрено. При необходимости отражения в учете резервов под снижение стоимости материальных ценностей потребуется воспользоваться ручным вводом операций или (при достаточно частой их повторяемости) создать типовую операцию.

Типовая схема корреспонденции счета 14 с другими счетами представлена на 2-9. На схеме видим, что типовая конфигурация пока не предусматривает документов для автоматизации ввода подобных операций.



См. графический объект " 2-9 Схема корреспонденции счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"



Использование счета 15 "Заготовление и приобретение

материальных ценностей" и счета 16 "Отклонение

в стоимости материальных ценностей"



Настройка плана счетов



В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может отражаться с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

Рассмотрим фрагмент плана счетов типовой конфигурации, относящийся к настройке данных счетов.



|Код |Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт|Субконто 1 |Субконто 2 |

| | | | | | | | |

|||||||||

|15 |Заготовл. и приобр. МЦ| | | |АП | | |

|||||||||

|15.1|Загот.и | | | |АП | | |

| |приобр.материалов | | | | | | |

|||||||||

|15.2|Приобретение товаров | | | |АП | | |

|||||||||

|16 |Отклонение в стоимости| | | |АП | | |

| |МЦ | | | | | | |

|||||||||

|16.1|Откл. в ст-ти | | | |АП | | |

| |материалов | | | | | | |

|||||||||

|16.2|Откл. в ст-ти товаров | | | |АП | | |





На счете 15 открыты два субсчета:

15.1 "Заготовление и приобретение материалов"

15.2 "Приобретение товаров"

На счете 16 также открыты два аналогичных субсчета:

16.1 "Отклонение в стоимости материалов"

16. 2 "Отклонение в стоимости товаров"



Схема корреспонденции счетов



Типовая схема корреспонденции счета 15 с другими счетами представлена на 2-10.



См. графический объект " 2-10. Схема корреспонденции счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"



В момент поступления расчетных документов от поставщика делается запись в дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" по покупной стоимости материально-производственных запасов. При поступлении материалов делается запись в кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы" на стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов.

Отклонение фактической стоимости приобретенных материально-производственных запасов от стоимости в учетных ценах, списывается со счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:

1) "Услуги сторонних организаций" - для отражения дополнительных расходов на приобретение материалов. Данный документ рассматривается в главе 6 при описании счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

2) "Авансовый отчет" - для отражения стоимости МПЗ и расходов, связанных с их заготовлением и приобретением при оплате за наличный расчет подотчетными лицами. Данный документ рассматривается в главе 6 при описании счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Заметим, что принципы учета МПЗ, положенные в основу типовой конфигурации, не рассчитаны на использование счетов 15 и 16. Однако если организация пользуется такой методикой, то может воспользоваться двумя названными документами.

Типовая схема корреспонденции счета 16 с другими счетами представлена на 2-11.



См. графический объект " 2-11. Схема корреспонденции счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"



Из приведенных на 2-10 и 2-11 схем видим, что типовая конфигурация пока не предусматривает специальных документов для автоматизации операций по счету 16. Это является следствием того, что типовая конфигурация ориентирована на учет материальных запасов по средневзвешенным ценам без использования счетов 15 и 16. Счета 15 и 16 в типовой конфигурации практически не проработаны. В этой связи, всем, кто ориентируется на использование средств типовой конфигурации в части учета МПЗ, целесообразно в своей учетной политике придерживаться тех же принципов.



Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"



Настройка плана счетов



Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.

Обратимся к фрагменту настройки рабочего плана счетов типовой конфигурации, где представлен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".



|Код |Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт|Субконто 1|Субконто 2|

|||||||||

|19 |Налог на добавленную стоимость| | | |А | | |

| |по приобретенным ценностям | | | | | | |

|||||||||

|19.1 |Налог на добавленную стоимость| | | |А |Контраген-|Счета-фак-|

| |при приобретении основных | | | | |ты |туры |

| |средств | | | | | |получ. |

|||||||||

|19.2 |Налог на добавленную стоимость| | | |А |Контраген-|Счета-фак-|

| |по приобретенным | | | | |ты |туры |

| |нематериальным активам | | | | | |получ. |

|||||||||

|19.3 |Налог на добавленную стоимость| | | |А |Контраген-|Счета-фак-|

| |по приобретенным | | | | |ты |туры |

| |материально-производственным | | | | | |получ. |

| |запасам | | | | | | |

|||||||||

|19.4 |Налог на добавленную | | | |А |Контраген-|Счета-фак-|

| |стоимость, уплачиваемый | | | | |ты |туры |

| |таможенным органам по ввозимым| | | | | |получ. |

| |товарам | | | | | | |

|||||||||

|19.5 |Акцизы по оплаченным | | | |А | | |

| |материальным ценностям | | | | | | |



К счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в рабочем плане счетов типовой конфигурации открыты субсчета, предложенные в рекомендациях по применению нового плана счетов.

19.1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств";

19.2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам";

19.3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" и др.

На субсчете 19.1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).

На субсчете 19.2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.

На субсчете 19.3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

Кроме того, на счете открыты два дополнительных субсчета:

19.4 "Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый таможенным органам по ввозимым товарам", на котором учитываются суммы налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации по импорту.

19.5 "Акцизы по оплаченным материальным ценностям", на котором учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) предприятием суммы акциза, выделенные в расчетных документах по приобретению подакцизных материальных ценностей.



Организация аналитического учета



В рабочем плане счетов для счета 19 в целом не установлено ни одного признака аналитического учета. Однако предусмотрено ведение аналитического учета на субсчетах 19.1 - 19.4.

На данных субсчетах предусмотрено ведение аналитического учета по двум видам субконто "Контрагенты" и "Счета-фактуры полученные".

Тем самым имеется возможность по данным бухгалтерского учета на счете 19 отслеживать суммы НДС по каждому полученному от контрагента счету-фактуре.

Каждый поставщик (подрядчик) - это элемент справочника "Контрагенты". Каждый счет-фактура - элемент справочника "Счета-фактуры полученные".



Схема корреспонденции счета



Типовая схема корреспонденции счета 19 с другими счетами представлена на 2-12. На схеме отмечено, какими документами типовой конфигурации обеспечивается ввод проводок по данному счету:



См. графический объект " 2-12. Схема корреспонденции счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"



Для отражения операций по данному счету могут быть использованы следующие документы типовой конфигурации, отмеченные на схеме:

1) "Счет-фактура поставщика".

2) "Поступление ОС". Данный документ рассматривается в главе 1 при описании счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

3) "Поступление НМА". Данный документ рассматривается в главе 1 при описании счета 04 "Нематериальные активы".

4) "Поступление материалов". Данный документ рассматривается в текущей главе при описании счета 10 "Материалы".

5) "Поступление товара". Данный документ рассматривается в главе 4 при описании счета 41 "Товары".

6) "Услуги сторонних организаций". Данный документ рассматривается в главе 6 при описании счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

7) "Запись книги покупок".



Учет НДС по поступившим ценностям



По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" отражаются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам и основным средствам в корреспонденции со счетами учета расчетов. Эти проводки автоматически формируются следующими документами типовой конфигурации:

1) Поступление ОС.

2) Поступление НМА.

3) Поступление материалов.

4) Поступление товара.

5) Услуги сторонних организаций.

6) Счет-фактура поставщика.

В типовой конфигурации действует общее правило: операции по учету НДС по приобретенным ценностям формируются либо соответствующими документами по поступлению ценностей (оказанию услуг) либо документом "Счет-фактура поставщика".

В шапке каждого из документов по поступлению ценностей (оказанию услуг) имеется переключатель, который позволяет отразить факт поступления (или не поступления) счета-фактуры от поставщика (см. 2-13). Данный выбор будет влиять на порядок формирования проводок по НДС.



См. графический объект " 2-13. Выбор режима формирования проводок по НДС.



При выборе варианта "Дата и номер счета-фактуры" расположенное рядом поле станет доступным для редактирования. В него потребуется ввести реквизиты счета-фактуры поставщика. В этом случае помимо проводок по учету затрат на приобретение ценностей, получение услуг будет сформирована проводка по НДС.

Выбор варианта "Счет-фактура поставщиком не предъявлен" приведет к тому, что проводка по НДС документом формироваться не будет. В этом случае потребуется воспользоваться документом "Счет-фактура" полученный.



Счет-фактура полученный



Документ "Счет-фактура полученный" (меню: "Документы - Счета-фактуры - Счет-фактура полученный") служит для ввода счетов-фактур, поступивших от контрагентов. При проведении документа может быть сформирована проводка по НДС. Форма диалога документа показана на 2-14.



См. графический объект " 2-14. Форма диалога документа "Счет-фактура полученный".



Рассмотрим порядок ввода значений реквизитов документа.

В поле реквизита "Счет-фактура N" необходимо ввести реальный номер счета-фактуры, в поле "Полученный" - его дату, именно этой датой будет выполнена проводка по НДС.

В поле "Дата и номер полученного счета-фактуры" указывается информация для отражения в книге покупок: либо реальный номер и дата счета-фактуры, либо реквизиты документа, заменяющего счет-фактуру.

В поле реквизита "Документ" необходимо выбрать документ по приходу ценностей или оказанию услуг, который соответствует данному счету-фактуре, после чего все оставшиеся реквизиты формы диалога будут заполнены автоматически на основании данных из выбранного документа. В данном поле могут быть выбраны документы следующих типов:

Поступление ОС.

Поступление НМА.

Поступление материалов.

Поступление товара.

Услуги сторонних организаций.

Счет-фактура поставщика.

После заполнения экранной формы нажатием на кнопку Оk обеспечивается сохранение и проведение документа. Для примера, рассмотренного на 2-14 будет сформирована одна проводка.



|Дата |Дт |Субконто ДТ |Кт |Субконто КТ|Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |

| | | | | | | |мма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||||

|21.01.01|19.3|Боровик НПО |60.1|Боровик НПО| | | |480.00|

| | | | | | | | | |

| | || ||||

| | |Сч.-факт.по- | |ДП-001 | |Выделен НДС |

| | |луч.0002 | | | | |

| | || || ||

| | | | | | | |ТВ |



Еще раз обратим внимание, что аналогичная проводка может быть сформирована документом "Поступление материалов", если при его вводе указать, что счет-фактура от поставщика получен. В таком случае документ "Счет-фактура полученный" можно не вводить, либо сохранять без проведения.



Важно избежать дублирования ввода проводок по зачету НДС, выполняемых документами по поступлению ценностей и "Счет-фактура полученный": - если проводка по НДС формируется документом по поступлению ценностей, то документ "Счет-фактура полученный" не должен проводиться; - если проводка по НДС формируется документом "Счет-фактура полученный", то в соответствующем документе по поступлению ценностей должно быть установлено, что счет-фактура поставщиком не предъявлен.



В форме диалога документа "Счет-фактура полученный" имеется закладка "Импортные товары"

Для каждого импортного товара указывается номер грузовой таможенной декларации и количество.

Документ "Счет-фактура полученный" формирует для каждого импортного товара одностороннюю запись в дебет вспомогательного забалансового счета ГТД "Учет импортных товаров по ГТД". В этой односторонней записи указывается количество поступившего импортного товара и не указывается сумма.

Документ "Счет-фактура полученный" используется как основание для ввода документов "Запись книги покупок", из которых впоследствии формируется книга покупок.



Запись книги покупок



Когда суммы НДС предъявлены к зачету или возмещению или, в соответствии с терминологией части второй налогового кодекса Российской Федерации, производятся налоговые вычеты, в учете эти операции отражаются по кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции, как правило, со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". В типовой конфигурации данная проводка формируется автоматически при проведении документа "Запись в книге покупок" (меню: "Документы - Счета-фактуры - Запись книги покупок").

Форма диалога документа показана на 2-15.

Форма документа содержит поля для ввода значений следующих реквизитов.



См. графический объект " 2-15. Заполнение формы диалога документа "Запись книги покупок"



Группа реквизитов "Корреспондирующий счет, аналитика" включает четыре поля для ввода исходных данных.

Поле "Корр. счет" предназначено для ввода корреспондирующего счета по кредиту. По умолчанию в этом поле проставляется код счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 68.2 "Налог на добавленную стоимость". Однако документ позволяет в данном поле выбирать произвольный счет кредита. В связи с этим с его помощью можно вводить различные операции по учету сумм НДС, уплаченных при приобретении ценностей. Список возможных операций приводится ниже.



|Корр. |Содержание операции |

|счет | |

|||

|08 |Сумма НДС, уплаченного при приобретении МПЗ, отнесена на |

| |увеличение первоначальной стоимости объектов ОС |

| |непроизводственного назначения |

|||

|20 (23, |Сумма НДС, уплаченного при приобретении МПЗ, отнесена на |

|25, 26) |увеличение себестоимости продукции (работ, услуг), |

| |освобожденных от налогообложения. |

|||

|44 |Сумма уплаченного НДС отнесена на увеличение расходов по |

| |продажам при реализации льготной продукции. |



В зависимости от выбора корреспондирующего счета, будет определен состав последующих полей, входящих в группу. В эти поля понадобится ввести значения субконто, установленных для выбранного счета.

В поле "Документ-основание" может быть выбран как счет-фактура, полученный от поставщика, так и приходный документ. Причем, программа сначала запрашивает поставщика, а затем формирует список соответствующих документов, полученных только от этого конкретного поставщика. На 2-15 показана ситуация, когда из предложенного программой списка можно выбрать либо приходный документ "Поступление материалов", либо "Счет-фактура полученный". Кроме того, допускается использование режима "Ввод на основании", причем в качестве документов, на основании которых осуществляется ввод, также могут выступать как ранее введенные счета-фактуры, так и приходные документы.

Как правильно выбрать документ-основание?

Следует обратить внимание на то, что выбор пользователем типа документа-основания не является произвольным. Дело в том, что на счете 19.3 учет НДС ведется в разрезе документов-оснований. Документ "Запись книги покупок" сформирует проводку по списанию НДС со счета 19.3 по субконто, которое выбрано при заполнении поля "Документ-основание". Однако списать НДС можно только с того субконто, по которому имеется остаток на счете 19.3. Текущие остатки на счете 19.3 в разрезе субконто можно всегда узнать из стандартных отчетов, формируемых по счетам в разрезе субконто. Ниже приводится пример Оборотно-сальдовой ведомости по счету 19.3, из которой видно, что на счете 19.3 имеется конечное дебетовое сальдо по контрагенту "НПО Боровик" по полученному счету-фактуре N0002. Это значит, что для правильного списания НДС в документе "Запись книги покупок" в поле "Документ-основание" надо выбрать счет-фактуру N0002.



Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 19.3

Счета-фактуры полученные; Контрагенты: Боровик НПО

за 1 Квартал 2001 г.



|Субконто |Сальдо на начало|Обороты за период| Сальдо на конец |

| |периода | | периода |

| ||||

| | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |

||||||||

|Сч.-факт.получ. | | | 480.00| | 480.00| |

|00002 | | | | | | |

||||||||

|Итого | | | | | 480.00| |

|развернутое | | | | | | |

||||||||

|Итого | | | 480.00| | 480.00| |



Важно помнить, что в документе "Запись книги покупок" при заполнении поля "Документ-основание" надо выбирать тот документ-основание, по которому ведется учет НДС на соответствующем субсчете счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".



После того как в поле "Документ-основание" определен документ, являющийся основанием для ввода, оставшиеся поля заполняются автоматически, используя значения соответствующих реквизитов, указанные в документе-основании. Кроме того, автоматически формируется комментарий, в котором фиксируется, на основании какого документа произведена запись в книге покупок.

Проведение документа приведет к формированию проводки по зачету НДС.



|Дата |Дт |Субконто|Кт |Субконто КТ |Вал |Кол-во |Вал.су|Сумма |

| | |ДТ | | | | |мма | |

| | || ||||

| | |: | |: |Курс|Содержание операции |

| | || || ||

| | |: | |: | |Содержание |NЖ |

| | | | | | |проводки | |

||||||||

|21.01.01|68.2| |19.3|Боровик НПО | | | |480.00|

| | | | | | | | | |

| | || ||||

| | | | |Сч.-факт.получ.| |НДС к зачету |

| | | | |0002 | | |

| | || || ||

| | | | | | | |ФР |



Если на счете 19.3 остаток по выбранному субконто отсутствует, то программа такой документ не проведет и выдаст при этом сообщение об ошибке.



Документ Внесение записи в книгу покупок N 000002 от 30 Января 2001 г.: проведение документа (30.01.01/15:20:38)

Сумма НДС превышает конечное сальдо по счету 19.3 для контрагента "Боровик НПО" по документу "Поступл. материалов N 000002 от 17 Января 2001 г." на 480.00 руб.

Документ Зап.кн.покуп. 000002 (30.01.01) не будет проведен.



В этом случае пользователь должен разобраться с причиной возникновения подобной ситуации, исправить ошибку и повторно провести документ.





Содержание раздела