Данная книга призвана стать помощником бухгалтеру по ведению компьютерного учета в условиях применения нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов РФ N 94н от 31.10.2000 г., и средств типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия-7.7".
Для удобства использования книги в качестве практического и справочного пособия материал структурирован так, чтобы наиболее естественным образом отражать взгляд бухгалтера на новый план счетов: от конкретного счета, его экономического содержания, операций и проводок - к средствам бухгалтерской программы, обеспечивающим их поддержку. В связи с этим структура настоящей книги повторяет структуру нового плана счетов, что, по мнению авторов, поможет быстро сориентироваться в ней. Каждая глава имеет номер и название, соответствующие номеру и названию одного из разделов плана счетов. Каждый параграф посвящен одному счету.
Для счета дается краткая характеристика его экономического содержания, раскрывается его настройка в рабочем плане счетов типовой конфигурации, обсуждаются вопросы организации аналитического учета и подготовки необходимой для этих целей справочной информации. Далее рассматривается типовая схема корреспонденции счета с другими счетами, представленная в виде Т-образной схемы. На схеме выделяются те корреспонденции, для которых в типовой конфигурации предусмотрены средства, автоматизирующие процесс формирования проводок. Затем дается подробное описание этих средств и возможные варианты их использования для различных хозяйственных и учетных ситуаций.
Следующий аспект, которому уделяется внимание в пособии, состоит в рассмотрении вопросов анализа результатов хозяйственной деятельности, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета, в стандартных отчетах типовой конфигурации. В этом отношении особо выделяются счета, отражающие финансовый результат деятельности организации. Тем более что изменения учетных методик, вызванные введением нового плана счетов, в значительной степени коснулись именно этих счетов.
Следует иметь в виду, что типовая конфигурация для нового плана счетов слишком "молода" и, естественно, находится в процессе развития. Настоящее пособие написано в соответствии с редакцией типовой конфигурации 4.0 (по состоянию на апрель 2001 г). Естественно, в течение ближайшего времени будут появляться новые редакции типовой конфигурации, в которых будут реализовываться дополнительные функции и развиваться средства автоматизации, охватывая большее число хозяйственных операций, которые пока ими не охвачены. Тем не менее, авторы полагают, что в существующей конфигурации уже сейчас заложены основополагающие учетные принципы и методики, которые останутся неизменными. Ожидается, что развитие в большей мере будет происходить не в качественном, а в количественном плане, увеличивая число автоматизируемых функций при сохранении общей учетной методики. То есть, данное издание сохранит свою полезность в течение достаточного периода времени.
Данное пособие написано коллективом авторов Финансовой академии при Правительстве РФ в составе: Д.В. Чистов, И.Ю. Порохина, П.А. Слукин (под общей редакцией Д.В. Чистова). Вводная глава, а также главы 2, 4, 6, 8, 9 написаны Д.В. Чистовым, главы 1, 3, 5, 7 написаны И.Ю. Порохиной и П.А. Слукиным.
Авторы выражают благодарность разработчикам программы "1С:Бухгалтерия" и типовой конфигурации В. Байдакову, С. Нуралиеву, О. Фогелю, А. Шевченко за оказанную ими помощь в процессе работы над данным изданием.
Вводная глава
План счетов компьютерной бухгалтерии
Основная функция любой бухгалтерской программы состоит в том, чтобы информацию, содержащуюся в первичных документах, отобразить в систематизированном виде на счетах бухгалтерского учета. Впоследствии, накопленные на счетах итоги используются для формирования разнообразных бухгалтерских и налоговых отчетов.
Исходя из задач системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, Министерством финансов РФ рекомендовано всем предприятиям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм использовать единый план счетов и инструкцию по его применению (исключение составляют банки, страховые и бюджетные организации). Вместе с тем, предприятиям предоставлено право уточнять содержание плана счетов: вводить, исключать или объединять дополнительные счета, субсчета. Перечень счетов, используемых предприятием для ведения учета, вводится в бухгалтерскую программу и постоянно хранится в ней в специальном справочнике, называемом "План счетов". То есть, на основе единого плана счетов, рекомендованного Министерством финансов РФ, предприятие создает свой рабочий план, который в наибольшей степени соответствует целям и задачам функционирования конкретного хозяйствующего субъекта. В этой связи очень важно, чтобы компьютерный план счетов был открыт для внесения в него изменений.
Программа "1С:Бухгалтерия 7.7" является гибкой и универсальной, причем ее гибкость во многом обусловлена свободой, которую она предоставляет в отношении формирования рабочего плана счетов. Программа позволяет вводить новые счета, субсчета, а также суб-субсчета любого порядка, изменять длину кода счетов и субсчетов, удалять ранее введенные счета и субсчета, изменять их свойства. Однако следует очень разумно и осмотрительно пользоваться этой свободой. Дело в том, что состав счетов, а также их свойства во многом определяют методологию учета, реализуемую бухгалтерской программой, и влияют практически на все реализуемые в ней учетные алгоритмы и процедуры.
Программа "1С:Бухгалтерия", с одной стороны, дает некоторое готовое, достаточно универсальное решение по организации ведения бухгалтерского учета, которое базируется на основе единого плана счетов и инструкций Министерства финансов по его применению, а с другой стороны, остается открытой для реорганизации предложенного решения, в том числе, и сколь угодно радикального.
Готовое учетное решение, поставляемое разработчиками программы, называется типовой конфигурацией. При этом следует отметить, что таких стандартизованных решений не одно, а несколько - для хозрасчетных предприятий, для бюджетных организаций, воинских частей и др. То есть, фирмой "1С" программа поставляется с одной из существующих типовых конфигураций. В настоящей книге речь пойдет о порядке работы с программой "1С:Бухгалтерия 7.7" с использованием типовой конфигурации для хозрасчетных предприятий. На наш взгляд, заложенные в ней учетные решения устроят большинство предприятий без каких-либо серьезных изменений.
В основу типовой конфигурации для хозрасчетных предприятий положен единый план счетов, утвержденный приказом Министерства финансов РФ N 94н от 31 октября 2000 г. План счетов является центральным местом типовой конфигурации. Состав счетов, а также их свойства определяют методологию учета, реализованную в данной конфигурации, и влияют практически на все части конфигурации, имеющие отношение к бухгалтерскому учету. Функциональные возможности типовой конфигурации подробно описаны в документации к программе в книге "Руководство по ведению учета (Описание типовой конфигурации)".
Основная работа пользователя заключается в использовании типовой (или какой- либо иной) конфигурации. Такой режим работы называется - "Работа с информационной базой". То есть, это режим непосредственного ведения бухгалтерского учета, когда осуществляется ввод документов и операций, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение расчетов.
При этом следует иметь в виду, что, типовая конфигурация остается открытой для изменения и при необходимости, она может быть изменена с использованием режима конфигурирования.
В режиме конфигурирования выполняется изменение состава и свойств различных объектов системы в соответствии с потребностями конкретного предприятия. На этапе конфигурирования можно изменить имеющиеся, или создать новые справочники, документы, формы отчетов, алгоритмы расчета различных учетных и аналитических показателей. Разумеется, в режиме конфигурирования можно изменить существующую настройку плана счетов в отношении синтетического, аналитического, количественного и валютного учета. Возможности конфигурирования подробно описаны в документации к программе в книге "Руководство по конфигурированию и администрированию". Следует иметь в виду, что процесс конфигурирования достаточно является достаточно сложным, и при необходимости внесения серьезных изменений в типовую конфигурацию пользователю лучше всего обратиться за консультацией к специалистам по конфигурированию.
Итак, в дальнейшем на страницах этой книги при необходимости конкретизации режима работы с программой будем говорить о работе в режиме ведения бухгалтерского учета или в режиме конфигурирования.
План счетов типовой конфигурации
В рассматриваемой версии типовой конфигурации установлен один рабочий план счетов. Данный план счетов имеет наименование (идентификатор) - "Основной". Помимо основного плана счетов, в состав конфигурации может быть добавлено произвольное число дополнительных планов счетов, например для ведения параллельного внутреннего учета, или учета по международным стандартам.
Обратимся к плану счетов в режиме ведения бухгалтерского учета. Это можно сделать через меню "Операции - План счетов". На экране раскроется окно, содержащее список бухгалтерских счетов, каждый из которых имеет код и наименование, а также ряд других признаков. На 1 показано окно программы, в котором отображен фрагмент плана счетов.
План счетов представляет собой таблицу, в которой каждая строка отводится для одного счета или субсчета.
Для каждого счета (субсчета) устанавливаются ряд признаков, характеризующих особенности настройки счета. Они образуют вертикальные графы таблицы.
В левой стороне каждой строки расположена пиктограмма состояния счета в виде символа Т синего или желтого цвета. Далее, следуют значения параметров счета.
См. графический объект " 1. Окно плана счетов в режиме ведения бухгалтерского учета"
Код - полный код счета, включающий код счета и субсчета. Следует иметь в виду, что начальные нули в кодах счетов значимы. То есть, с точки зрения программы счета с кодами 3, 03, 003 будут восприниматься как различные счета. То же относится и к кодам субсчетов, например, коды 01.1 и 01.01 будут восприниматься программой как два различных субсчета счета 01.
Наименование - строка, содержащая сокращенное наименование счета (субсчета), используемое в программе.
Вал. - признак ведения валютного учета, используется, чтобы установить на счете режим ведения валютного учета. Если по счету или субсчету необходимо вести валютный учет, то в графе "Вал." ставится "+".
Кол. - признак ведения количественного учета. Если по счету или субсчету требуется, помимо стоимостного учета, вести количественный учет, то в графе "Кол." ставится "+".
Заб. - признак забалансового счета. Если счет является забалансовым, и операции по нему не ведутся в системе двойной записи, то в графе "Заб." ставится "+".
Акт. - признак активности счета. Данный признак может иметь значения: "А" - активный, "П" - пассивный, "АП" - активно-пассивный. Активность счета определяет отображение остатков по счету. Активный счет имеет всегда дебетовый остаток. Если кредитовый оборот превысит дебетовый, то остаток все равно будет дебетовым, но отрицательным. Пассивный счет, наоборот, всегда имеет кредитовый остаток. Если дебетовый оборот превысит кредитовый, то кредитовый остаток будет отрицательным. Активно-пассивный счет может иметь любой остаток, то есть остаток может быть и дебетовым, и кредитовым, но всегда положительным. При вводе нового счета в план счетов программа по умолчанию предлагает считать счет активно-пассивным, однако пользователь может изменить признак активности в соответствии с экономическим смыслом счета.
Субконто1, Субконто2... - виды субконто счета. Значения колонок определяют, что по данному счету предусматривается ведение аналитического учета в указанных аналитических разрезах (по видам субконто). Например, если в графе "Субконто1" указан вид субконто "Материалы", то, это означает, что по данному счету ведется аналитический учет в разрезе материалов. Как видим, план счетов типовой конфигурации позволяет организовать на каждом счете учет одновременно в трех независимых аналитических разрезах, хотя сама программа "1С:Бухгалтерия 7.7" допускает до пяти таких разрезов на каждом счете.
Полное наименование - полное наименование счета (субсчета) в соответствии с рекомендациями Минфина РФ.
Обратимся к фрагменту плана счетов, показанному на 1, и посмотрим, какую полезную информацию о настройке счетов типовой конфигурации можно получить из этой формы.
В имеющемся фрагменте можем видеть, что счета 01, 02 и 03 являются группами, поскольку содержат субсчета, в то время как счета 04, 05, 07 не являются таковыми.
Счета 01, 03, 04, 07 являются активными, 02 и 05 являются пассивными, а вспомогательный счет с кодом 00 объявлен как активно-пассивный.
На счетах 01 и 02 ведется аналитический учет в одном разрезе - по объектам основных средств. На счете 03 также предусмотрено ведение аналитического учета по объектам основных средств, но помимо этого на отдельных субсчетах (субсчета 2, 3, 4) дополнительно установлен аналитический учет в разрезе контрагентов.
На счете 07 ведется аналитический учет по каждому объекту оборудования и по местам хранения этих объектов. Кроме того, на счете 07 предусмотрено ведение количественного учета.
На страницах *-* приводится полная распечатка плана счетов, настроенного при создании типовой конфигурации. По мере необходимости, в процессе работы с книгой будем обращаться к фрагментам этого плана счетов для конкретизации особенностей настройки каждого счета.
Вид окна плана счетов задается на этапе конфигурирования и, соответственно, может изменяться при внесении изменений в типовую конфигурацию. В него могут быть добавлены или убраны отдельные графы и экранные кнопки, может быть включена или убрана панель инструментов. В рассматриваемой редакции типовой конфигурации в состав интерфейсных элементов данного окна включены ряд полезных кнопок.
Кнопка Печать позволяет выполнить распечатку текущего состояния плана счетов. Причем предусматривается два режима печати - "Простой список" и "С подробными описаниями". Распечатка плана счетов, представленная на страницах *-*, выполнена именно при помощи этой кнопки в режиме "Простой список".
Кнопка Отчет позволяет сформировать и распечатать стандартные отчеты по выбранному в плане счетов счету.
Кнопка Субконто предназначена для просмотра значений субконто, прикрепленных к счету.
Кнопка Подробно предназначена для вывода текста с описанием экономического содержания выбранного счета и его назначения в типовой конфигурации.
Кнопка Закрыть закрывает окно плана счетов.
Настройка плана счетов
|Код | Наименование |Вал|Кол|Заб|Акт| Субконто 1 | Субконто 2 | Субконто 3 |
||||||||||
|00 |Вспомогательный (для ввода | | | |АП | | | |
| |начальных остатков) | | | | | | | |
||||||||||
|01 |Основные средства | | | |А |Осн. средства | | |
||||||||||
|01.1 |Основные средства в организации | | | |А |Осн. средства | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|01.2 |Выбытие основных средств | | | |А |Осн. средства | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|02 |Амортизация основных средств | | | |П |Осн. средства | | |
||||||||||
|02.1 |Амортизация основных средств, | | | |П |Осн. средства | | |
| |учитываемых на счете 01 | | | | | | | |
||||||||||
|02.2 |Амортизация имущества, | | | |П |Осн. средства | | |
| |учитываемого на счете 03 | | | | | | | |
||||||||||
|03 |Доходные вложения в материальные | | | |А |Осн. средства | | |
| |ценности | | | | | | | |
||||||||||
|03.1 |Материальные ценности в | | | |А |Осн. средства | | |
| |организации | | | | | | | |
||||||||||
|03.2 |Материальные ценности, | | | |А |Осн. средства |Контрагенты | |
| |предоставленные во временное | | | | | | | |
| |владение и пользование | | | | | | | |
||||||||||
|03.3 |Материальные ценности, | | | |А |Осн. средства |Контрагенты | |
| |предоставленные во временное | | | | | | | |
| |пользование | | | | | | | |
||||||||||
|03.4 |Прочие доходные вложения | | | |А |Осн. средства |Контрагенты | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|03.5 |Выбытие материальных ценностей | | | |А |Осн. средства | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|04 |Нематериальные активы | | | |А |НМА | | |
||||||||||
|05 |Амортизация нематериальных | | | |П |НМА | | |
| |активов | | | | | | | |
||||||||||
|07 | | |+ | |А |Оборудование |Места хранения| |
||||||||||
|08 |Вложения во внеоборотные активы | | | |А | | | |
||||||||||
|08.1 |Приобретение земельных участков | | | |А |Осн. средства | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|08.2 |Приобретение объектов | | | |А |Осн. средства | | |
| |природопользования | | | | | | | |
||||||||||
|08.3 |Строительство объектов основных | | | |А |Объекты кап. |Затраты на | |
| |средств | | | | |влож. |строит. | |
||||||||||
|08.4 |Приобретение отдельных объектов | | | |А |Осн. средства | | |
| |основных средств | | | | | | | |
||||||||||
|08.5 |Приобретение нематериальных | | | |А |НМА | | |
| |активов | | | | | | | |
||||||||||
|08.6 | | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|08.7 | | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10 |Материалы | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
||||||||||
|10.1 |Сырье и материалы | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.2 |Покупные полуфабрикаты и | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| |комплектующие изделия, | | | | | | | |
| |конструкции и детали | | | | | | | |
||||||||||
|10.3 |Топливо | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.4 |Тара и тарные материалы | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.5 |Запасные части | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.6 |Прочие материалы | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.7 |Материалы, переданные в | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| |переработку на сторону | | | | | | | |
||||||||||
|10.8 |Строительные материалы | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|10.9 |Инвентарь и хозяйственные | |+ | |А |Материалы |Места хранения| |
| |принадлежности | | | | | | | |
||||||||||
|14 |Резервы под снижение материальных| | | |АП | | | |
| |ценностей | | | | | | | |
||||||||||
|15 |Заготовление и приобретение | | | |АП | | | |
| |материальных ценностей | | | | | | | |
||||||||||
|15.1 |Заготовление и приобретение | | | |АП | | | |
| |материалов | | | | | | | |
||||||||||
|15.2 |Приобретение товаров | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|16 |Отклонение в стоимости | | | |АП | | | |
| |материальных ценностей | | | | | | | |
||||||||||
|16.1 |Отклонение в стоимости материалов| | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|16.2 |Отклонение в стоимости товаров | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|19 |Налог на добавленную стоимость по| | | |А | | | |
| |приобретенным ценностям | | | | | | | |
||||||||||
|19.1 |Налог на добавленнуюстоимость при| | | |А |Контрагенты |Счета-фактуры | |
| |приобретении основных средств | | | | | |получ. | |
||||||||||
|19.2 |Налог на добавленную стоимость по| | | |А |Контрагенты |Счета-фактуры | |
| |приобретенным нематериальным | | | | | |получ. | |
| |активам | | | | | | | |
||||||||||
|19.3 |Налог на добавленную стоимость по| | | |А |Контрагенты |Счета-фактуры | |
| |приобретенным | | | | | |получ. | |
| |материально-производственным | | | | | | | |
| |запасам | | | | | | | |
||||||||||
|19.4 |Налог на добавленную стоимость, | | | |А |Контрагенты |Счета-фактуры | |
| |уплачиваемый таможенным органам | | | | | |получ. | |
| |по ввозимым товарам | | | | | | | |
||||||||||
|19.5 |Акцизы по оплаченным материальным| | | |А | | | |
| |ценностям | | | | | | | |
||||||||||
|20 |Основное производство | | | |А |Виды |Затраты на |Подразделения |
| | | | | | |номенклатуры |производство | |
||||||||||
|21 |Полуфабрикаты собственного | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
| |производства | | | | | | | |
||||||||||
|23 |Вспомогательные производства | | | |А |Подразделения | | |
||||||||||
|25 |Общепроизводственные расходы | | | |А |Общепроизв. |Подразделения | |
| | | | | | |затраты | | |
||||||||||
|26 |Общехозяйственные расходы | | | |А |Общехоз. |Подразделения | |
| | | | | | |затраты | | |
||||||||||
|28 |Брак в производстве | | | |А |Виды |Затраты на |Подразделения |
| | | | | | |номенклатуры |производство | |
||||||||||
|29 |Обслуживающие производства и | | | |А |Затраты обсл. |Подразделения | |
| |хозяйства | | | | |пр-в | | |
||||||||||
|40 |Выпуск продукции (работ, услуг) | | | |АП |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|41 |Товары | |+ | |А |Номенклатура | | |
||||||||||
|41.1 |Товары на складах | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|41.2 |Товары в розничной торговле | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|41.3 |Тара под товаром и порожняя | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|41.4 |Покупные изделия | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|41.5 |Товары, переданные в переработку | |+ | |А |Номенклатура |Контрагенты |Договоры |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|42 |Торговая наценка | | | |П | | | |
||||||||||
|43 |Готовая продукция | |+ | |А |Номенклатура |Места хранения| |
||||||||||
|44 |Расходы на продажу | | | |А | | | |
||||||||||
|44.1 |Издержки обращения в | | | |А |Издержки | | |
| |организациях, осуществляющих | | | | |обращения | | |
| |торговую деятельность | | | | | | | |
||||||||||
|44.2 |Коммерческие расходы в | | | |А |Коммерч. | | |
| |организациях, осуществляющих | | | | |расходы | | |
| |промышленную и иную | | | | | | | |
| |производственную деятельность | | | | | | | |
||||||||||
|44.3 |Расходы на продажу в | | | |А |Расходы на | | |
| |организациях, осуществляющих | | | | |продажу | | |
| |заготовление и переработку | | | | | | | |
| |сельскохозяйственной продукции | | | | | | | |
||||||||||
|45 |Товары отгруженные | |+ | |А |Контрагенты |Договоры |Номенклатура |
||||||||||
|46 |Выполненные этапы по | | | |А |Контрагенты |Договоры |Номенклатура |
| |незавершенным работам | | | | | | | |
||||||||||
|50 |Касса | | | |А | | | |
||||||||||
|50.1 |Касса организации (в рублях) | | | |А |Дв. ден. | | |
| | | | | | |средств | | |
||||||||||
|50.2 |Операционная касса | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|50.3 | | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|50.11|Касса организации (в валюте) |+ | | |А |Дв. ден. | | |
| | | | | | |средств | | |
||||||||||
|50.33| |+ | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|51 |Расчетные счета | | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|52 |Валютные счета |+ | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55 |Специальные счета в банках | | | |А | | | |
||||||||||
|55.1 |Аккредитивы (в рублях) | | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55.2 |Чековые книжки (в рублях) | | | |А |Дв. ден. | | |
| | | | | | |средств | | |
||||||||||
|55.3 |Депозитные счета (в рублях) | | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55.4 |Прочие специальные счета (в | | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| |рублях) | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55.11|Аккредитивы ( в валюте) |+ | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55.33|Депозитные счета (в валюте) |+ | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| | | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|55.44|Прочие специальные счета (в |+ | | |А |Банковские |Дв. ден. | |
| |валюте) | | | | |счета |средств | |
||||||||||
|57 |Переводы в пути | | | |А | | | |
||||||||||
|57.1 |Переводы в пути (в рублях) | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|57.11|Переводы в пути (в валюте) |+ | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|58 |Финансовые вложения | | | |А |Контрагенты | | |
||||||||||
|58.1 |Паи и акции | | | |А |Контрагенты | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|58.2 |Долговые ценные бумаги | | | |А |Контрагенты |Ценные бумаги | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|58.3 |Предоставленные займы | | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|58.4 |Вклады по договору простого | | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| |товарищества | | | | | | | |
||||||||||
|59 |Резервы под обесценение вложений | | | |П |Контрагенты |Ценные бумаги | |
| |в ценные бумаги | | | | | | | |
||||||||||
|60 |Расчеты с поставщиками и | | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |подрядчиками | | | | | | | |
||||||||||
|60.1 |Расчеты с поставщиками и | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |подрядчиками (в рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|60.2 |Расчеты по авансам выданным (в | | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|60.3 |Векселя выданные | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|60.11|Расчеты с поставщиками и |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |подрядчиками (в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|60.22|Расчеты по авансам выданным (в |+ | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| |валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|62 |Расчеты с покупателями и | | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |заказчиками | | | | | | | |
||||||||||
|62.1 |Расчеты с покупателями и | | | |А |Контрагенты |Договоры |Виды расч. с |
| |заказчиками (в рублях) | | | | | | |покуп. |
||||||||||
|62.2 |Расчеты по авансам полученным (в | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|62.3 |Векселя полученные | | | |А |Контрагенты |Договоры |Виды расч. с |
| | | | | | | | |покуп. |
||||||||||
|62.4 |Расчеты с покупателями по товарам| | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| |(работам, услугам) комитента (в | | | | | | | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|62.11|Расчеты с покупателями и |+ | | |А |Контрагенты |Договоры |Виды расч. с |
| |заказчиками (в валюте) | | | | | | |покуп. |
||||||||||
|62.22|Расчеты по авансам полученным (в |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|62.44|Расчеты с покупателями по товарам|+ | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| |(работам, услугам) комитента (в | | | | | | | |
| |валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|63 | | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
||||||||||
|66 |Расчеты по краткосрочным кредитам| | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |и займам | | | | | | | |
||||||||||
|66.1 |Краткосрочные кредиты (в рублях) | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.2 |Проценты по краткосрочным | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |кредитам (в рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|66.3 |Краткосрочные займы (в рублях) | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.4 |Проценты по краткосрочным займам | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|66.5 |Краткосрочные займы по облигациям| | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.6 | | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.11|Краткосрочные кредиты (в валюте) |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.22|Проценты по краткосрочным |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |кредитам (в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|66.33|Краткосрочные займы (в валюте) |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|66.44|Проценты по краткосрочным займам |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|67 |Расчеты по долгосрочным кредитам | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |и займам | | | | | | | |
||||||||||
|67.1 |Долгосрочные кредиты (в рублях) | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.2 |Проценты по долгосрочным кредитам| | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|67.3 |Долгосрочные займы (в рублях) | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.4 |Проценты по долгосрочным займам | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|67.5 |Долгосрочные займы по облигациям | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.6 | | | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.11|Долгосрочные кредиты (в валюте) |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.22|Проценты по долгосрочным кредитам|+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|67.33|Долгосрочные займы (в валюте) |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|67.44|Проценты по долгосрочным займам |+ | | |П |Контрагенты |Договоры | |
| |(в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|68 |Расчеты по налогам и сборам | | | |АП | | | |
||||||||||
|68.1 |Подоходный налог (налог на доходы| | | |АП | | | |
| |физических лиц | | | | | | | |
||||||||||
|68.2 |Налог на добавленную стоимость | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|68.3 |Акцизы | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|68.4 |Налог на доходы (прибыль) | | | |АП |Бюджеты | | |
| |организаций | | | | | | | |
||||||||||
|68.5 |Налог с продаж | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|68.6 |Налог на пользователей | | | |АП | | | |
| |автомобильных дорог | | | | | | | |
||||||||||
|68.7 |Налог на владельцев | | | |АП | | | |
| |автотранспортных средств | | | | | | | |
||||||||||
|68.8 |Налог на имущество | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|68.10| | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|69 |Расчеты по социальному | | | |АП | | | |
| |страхованию и обеспечению | | | | | | | |
||||||||||
|69.1 |Расчеты по социальному | | | |АП |Сотрудники |Виды плат. | |
| |страхованию | | | | | | | |
||||||||||
|69.2 |Расчеты по пенсионному | | | |АП |Сотрудники | | |
| |обеспечению | | | | | | | |
||||||||||
|69.3 |Расчеты по обязательному | | | |АП |Сотрудники |Фонды ОМС | |
| |медицинскому страхованию | | | | | | | |
||||||||||
|69.11|Расчеты по обязательному | | | |АП |Виды плат. | | |
| |страхованию от НС и ПЗ | | | | | | | |
||||||||||
|70 |Расчеты с персоналом по оплате | | | |П |Сотрудники | | |
| |труда | | | | | | | |
||||||||||
|71 |Расчеты с подотчетными лицами | | | |АП |Сотрудники | | |
||||||||||
|71.1 |Расчеты с подотчетными лицами (в | | | |АП |Сотрудники | | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|71.11|Расчеты с подотчетными лицами (в |+ | | |АП |Сотрудники | | |
| |валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|73 |Расчеты с персоналом по прочим | | | |А |Сотрудники | | |
| |операциям | | | | | | | |
||||||||||
|73.1 |Расчеты по предоставленным займам| | | |А |Сотрудники | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|73.2 |Расчеты по возмещению | | | |А |Сотрудники | | |
| |материального ущерба | | | | | | | |
||||||||||
|73.3 |Расчеты за товары, проданные в | | | |А |Сотрудники | | |
| |кредит | | | | | | | |
||||||||||
|75 |Расчеты с учредителями | | | |АП | | | |
||||||||||
|75.1 |Расчеты по вкладам в уставный | | | |А |Контрагенты | | |
| |(складочный) капитал | | | | | | | |
||||||||||
|75.2 |Расчеты по выплате доходов | | | |П |Контрагенты | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|75.3 |Расчеты по акциям на предъявителя| | | |П | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|76 |Расчеты с разными дебиторами и | | | |АП | | | |
| |кредиторами | | | | | | | |
||||||||||
|76.1 |Расчеты по имущественному и | | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |личному страхованию | | | | | | | |
||||||||||
|76.2 |Расчеты по претензиям | | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|76.3 |Расчеты по причитающимся | | | |АП |Контрагенты | | |
| |дивидендам и другим доходам | | | | | | | |
||||||||||
|76.4 |Расчеты по депонированным суммам | | | |П |Сотрудники | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|76.5 |Прочие расчеты с разными | | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |дебиторами и кредиторами ( в | | | | | | | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|76.11|Расчеты по имущественному и |+ | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |личному страхованию (в валюте) | | | | | | | |
||||||||||
|76.22|Расчеты по претензиям ( в валюте)|+ | | |А |Контрагенты |Договоры | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|76.55|Прочие расчеты с разными |+ | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |дебиторами и кредиторами ( в | | | | | | | |
| |рублях) | | | | | | | |
||||||||||
|76.АВ|НДС по авансам и предоплатам | | | |АП |Контрагенты |Счета-фактуры | |
| | | | | | | |выд. | |
||||||||||
|76.Н |Расчеты по налогам, отложенным | | | |П |Отлож. налоги |Контрагенты |Счета-фактуры |
| |для уплаты в бюджет | | | | | | |выд. |
||||||||||
|79 |Внутрихозяйственные расчеты | | | |АП | | | |
||||||||||
|79.1 |По выделенному имуществу | | | |АП |Подразделения | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|79.2 |По текущим операциям | | | |АП |Подразделения | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|79.3 |Расчеты по договору | | | |АП |Контрагенты |Договоры | |
| |доверительного управления | | | | | | | |
| |имуществом | | | | | | | |
||||||||||
|80 |Уставный капитал | | | |П |Контрагенты | | |
||||||||||
|81 |Собственные акции (доли) | | | |А | | | |
||||||||||
|82 |Резервный капитал | | | |П | | | |
||||||||||
|82.1 |Резервы, образованные в | | | |П | | | |
| |соответствии с законодательством | | | | | | | |
||||||||||
|82.2 |Резервы, образованные в | | | |П | | | |
| |соответствии с учредительными | | | | | | | |
| |документами | | | | | | | |
||||||||||
|83 |Добавочный капитал | | | |П | | | |
||||||||||
|83.1 |Прирост стоимости имущества по | | | |П |Осн. средства | | |
| |переоценке | | | | | | | |
||||||||||
|83.2 |Эмиссионный доход | | | |П | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|83.3 |Другие источники | | | |П | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|84 |Нераспределенная прибыль | | | |АП | | | |
| |(непокрытый убыток) | | | | | | | |
||||||||||
|84.1 |Нераспределенная прибыль (убыток)| | | |АП | | | |
| |отчетного года | | | | | | | |
||||||||||
|84.2 |Нераспределенная прибыль | | | |АП | | | |
| |(непокрытый убыток) прошлых лет | | | | | | | |
||||||||||
|84.3 | | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|84.4 | | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|86 |Целевое финансирование | | | |АП |Назнач. цел. |Источники | |
| | | | | | |средств |поступл. | |
||||||||||
|90 |Продажи | | | |АП | | | |
||||||||||
|90.1 |Выручка | | | |П |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.2 |Себестоимость продаж | | | |А |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.3 |Налог на добавленную стоимость | | | |А |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.4 |Акцизы | | | |А |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.5 |Экспортные пошлины | | | |А |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.6 |Налог с продаж | | | |А |Виды | | |
| | | | | | |номенклатуры | | |
||||||||||
|90.7 |Расходы на продажу | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|90.8 |Управленческие расходы | | | |А | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|90.9 |Прибыль/убыток от продаж | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|91 |Прочие доходы и расходы | | | |АП | | | |
||||||||||
|91.1 |Прочие доходы | | | |П |Прочие доходы и| | |
| | | | | | |расходы | | |
||||||||||
|91.2 |Прочие расходы | | | |А |Прочие доходы и| | |
| | | | | | |расходы | | |
||||||||||
|91.9 |Сальдо прочих доходов и расходов | | | |АП | | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|94 |Недостачи и потери от порчи | | | |АП | | | |
| |ценностей | | | | | | | |
||||||||||
|96 |Резервы предстоящих расходов | | | |АП |Резервы | | |
||||||||||
|97 |Расходы будущих периодов | | | |А |Расх. буд. пер.| | |
||||||||||
|98 |Доходы будущих периодов | | | |П | | | |
||||||||||
|98.1 |Доходы, полученные в счет будущих| | | |П |Дох. буд. пер. |Контрагенты |Договоры |
| |периодов | | | | | | | |
||||||||||
|98.2 |Безвозмездные поступления (ОС) | | | |П |Осн. средства | | |
| | | | | | | | | |
||||||||||
|98.3 |Предстоящие поступления по | | | |П |Сотрудники | | |
| |недостачам, выявленным за прошлые| | | | | | | |
| |годы | | | | | | | |
||||||||||
|98.4 |Разница между суммой, подлежащей | | | |П |Сотрудники | | |
| |взысканию с виновных лиц, и | | | | | | | |
| |балансовой стоимостью по | | | | | | | |
| |недостачам ценностей | | | | | | | |
||||||||||
|99 |Прибыли и убытки | | | |АП |Прибыли и | | |
| | | | | | |убытки | | |
||||||||||
|001 |Арендованные основные средства | | |+ |А |Осн. средства |Контрагенты | |
||||||||||
|002 |Товарно-материальные ценности, | |+ |+ |А |Контрагенты | | |
| |принятые на ответственное | | | | | | | |
| |хранение | | | | | | | |
||||||||||
|002.1|Материалы, принятые на | |+ |+ |А |Контрагенты |Материалы |Места хранения |
| |ответственное хранение | | | | | | | |
||||||||||
|002.2|Товары, принятые на ответственное| |+ |+ |А |Контрагенты |Номенклатура |Места хранения |
| |хранение | | | | | | | |
||||||||||
|003 |Материалы, принятые в переработку| |+ |+ |А |Контрагенты |Материалы |Места хранения |
||||||||||
|004 |Товары, принятые на комиссию | |+ |+ |А |Номенклатура |Контрагенты |Договоры |
||||||||||
|005 |Оборудование, принятое для | | |+ |А |Оборудование | | |
| |монтажа | | | | | | | |
||||||||||
|006 |Бланки строгой отчетности | |+ |+ |А |Бланки стр.отч.|Места хранения| |
||||||||||
|007 |Списанная в убыток задолженность | | |+ |А |Контрагенты |Договоры | |
| |неплатежеспособных дебиторов | | | | | | | |
||||||||||
|008 |Обеспечения обязательств и | | |+ |А |Контрагенты |Договоры | |
| |платежей полученные | | | | | | | |
||||||||||
|009 |Обеспечения обязательств и | | |+ |А |Контрагенты |Договоры | |
| |платежей выданные | | | | | | | |
||||||||||
|010 |Износ основных средств | | |+ |А |Осн. средства | | |
||||||||||
|011 |Основные средства, сданные в | | |+ |А |Контрагенты |Осн. средства | |
| |аренду | | | | | | | |
||||||||||
|АОС |Аморт.ОС для целей налог. | | |+ |П |Осн. средства | | |
||||||||||
|ВР |Выполнение работ | | |+ |А |Контрагенты |Договоры | |
||||||||||
|ГТД |Учет импортных товаров по ГТД | |+ |+ |А |Номенклатура |ГТД | |
||||||||||
|КМС |Товары, переданные на комиссию | |+ |+ |А |Номенклатура |Договор с |Договоры с |
| | | | | | | |комитентами |комисс. |
||||||||||
|КР |Корректировка реализации | | |+ |АП |Налоги | | |
||||||||||
|КФ |Корректировка в фонды | | |+ |АП |Фонды по | | |
| | | | | | |зарплате | | |
||||||||||
|ПС |Покупная стоимость товаров | | |+ |П |Контрагенты |Договоры | |
Настройка плана счетов может быть выполнена в режиме конфигурирования и в режиме ведения учета. Однако следует иметь в виду, что если счет был введен в план счетов при конфигурировании, то он может быть удален или изменен также в режиме конфигурирования. Счета (субсчета), введенные при конфигурировании программы, имеют на пиктограмме состояния отметку в виде красной галочки. Те счета, которые были введены в план счетов в режиме ведения бухгалтерского учета, не имеют такой пометки, они могут быть изменены или удалены в режиме ведения бухгалтерского учета, но не доступны в режиме конфигурирования.
План счетов имеет иерархическую структуру. В типовой конфигурации используется наиболее распространенная в практике учета двухуровневая организация счетов - "счет.субсчет". В этом случае счет первого порядка может иметь или не иметь подчиненные субсчета. Счет, у которого имеются субсчета, называют группой счетов (или групповым). Для таких счетов пиктограмма состояния окрашена в желтый цвет, если счет не является группой, то его пиктограмма состояния окрашена в синий цвет.
Запомните, что параметры счета можно изменять в том режиме, в котором счет был введен в план счетов. Если счет был введен в план счетов в режиме конфигурирования, то он может быть изменен или удален только в режиме конфигурирования. Это сделано для того, чтобы защитить счета, используемые в документах и отчетах типовой конфигурации от случайных изменений, которые могут нарушить работу конфигурации.
Ввод нового счета (субсчета) в режиме ведения бухгалтерского учета осуществляется путем ввода новой строки в список счетов.
При вводе нового счета программа задает вопрос: будут ли у счета субсчета? Если ответить утвердительно, то счет при записи становится групповым, то есть счетом верхнего уровня, и в дальнейшем может иметь субсчета. Групповой счет не может быть использован в проводках, в них могут быть использованы только его субсчета.
Если же при вводе нового счета ответить, что счет не будет иметь субсчетов, то такой счет не будет являться группой. Счет, не являющийся групповым, можно непосредственно использовать в проводках.
Запомните, если в плане счетов имеется некоторый счет, у которого имеются субсчета, то к нему можно добавить дополнительные субсчета непосредственно в режиме ведения бухгалтерского учета даже в том случае, если счет верхнего уровня и его субсчета были введены в режиме конфигурирования.
При установке или изменении параметров субсчетов следует помнить, что они не могут противоречить тем параметрам, которые установлены для счета в целом. То есть, если по счету включено ведение количественного учета, то нельзя его отменить у субсчета, а если ведение количественного учета по счету не включено, то его можно включить по субсчету. Все счета, которые отображены на 1, введены в режиме конфигурирования, что отмечено соответствующим значком в пиктограмме состояния. В связи с этим, попытки изменить какие-либо параметры настройки этих счетов в режиме ведения бухгалтерского учета не приведут к успеху. В то же время, параметры этих счетов могут быть изменены в режиме конфигурирования. В плане счетов типовой конфигурации также имеются счета (субсчета), введенные в режиме ведения бухгалтерского учета. К ним относятся счета 08.6 "Перевод молодняка животных в основное стадо", 08.7 "Приобретение взрослых животных", 11 "Животные на выращивании и откорме". Для корректировки параметров настройки счета необходимо обратиться к форме плана счетов, в режиме конфигурирования или ведения бухгалтерского учета и выполнить корректировку некоторого параметра путем изменения его значения в соответствующей графе.
Организация аналитического учета
Виды субконто
Для организации на счетах аналитического учета в программе "1С:Бухгалтерия" используется понятие "Вид субконто". Под видом субконто понимается совокупность однотипных объектов аналитического учета. В типовой конфигурации обычно виду субконто соответствует справочник, перечисление, содержащие конкретные значения этих объектов. Например, виду субконто "Основные средства" соответствует справочник "Основные средства". Этот справочник содержит данные о конкретных объектах основных средств. В разрезе данного вида субконто ведется аналитический учет на счетах 01, 02, 03 и др. В результате на этих счетах могут быть получены остатки и обороты не только по счету в целом, но и отдельно по каждому объекту основных средств.
В типовой конфигурации, помимо справочников и перечислений, аналитический учет иногда ведется в разрезе документов. В этом случае в качестве вида субконто используются документы. Так, аналитический учет на субсчетах счета 19 ведется в разрезе двух видов субконто - "Контрагенты" и "Счета- фактуры полученные". Первому виду субконто соответствует справочник "Контрагенты", элементами которого являются данные о контрагентах предприятия. Второму виду субконто соответствуют документы вида "Счета-фактуры полученные". Такая организация аналитического учета позволяет учитывать суммы НДС по каждому контрагенту и по каждому полученному от них счету-фактуре.
Настройка параметров аналитического учета
Для установки или изменения организации аналитического учета на счете у пользователя имеется ряд возможностей.
Для организации ведения аналитического учета на счете в разрезе некоторого вида субконто, необходимо "прикрепить" к счету этот вид субконто. Данное действие выполняется при настройке плана счетов. В графе "Субконто" указывается наименование прикрепляемого вида субконто. Так, например, к счету 01 можно прикрепить субконто вида "Основные средства". Этот же вид субконто можно прикрепить для ведения аналитического учета в разрезе объектов основных средств на других счетах (субсчетах), например на счете 02 "Амортизация основных средств", на некоторых субсчетах счета 08 "Капитальные вложения", на счете 83.1 "Прирост стоимости имущества по переоценке" и др.
Для одного счета может быть задано ведение аналитического учета по нескольким видам субконто. Так, например, для счета 10 может быть определено ведение аналитического учета по двум видам субконто: "Материалы" и "Места хранения (склады)". Аналитический учет в разрезе нескольких независимых видов субконто по одному счету называется многомерным. В этом случае счет имеет несколько независимых разрезов представления информации. Так, например, ведение аналитического учета на счете 10 по двум названным видам субконто позволит получать итоги по счету в целом, по материалам в разрезе складов, по складам в разрезе материалов, а также, разумеется, в целом по каждому материалу и в целом по каждому складу.
Помимо многомерного учета в программе может быть организован многоуровневый аналитический учет. Многоуровневый учет обеспечивается в том случае, если виду субконто соответствует многоуровневый иерархический справочник. Так, если справочник "Контрагенты" организовать как многоуровневый, выделив в качестве первого уровня вид контрагента (физические лица, юридические лица), а в качестве второго уровня - данные о конкретных контрагентах, то на всех счетах, на которых ведется аналитический учет по субконто вида "Контрагенты" могут быть сформированы итоги, как по видам контрагентов, так и по каждому контрагенту в отдельности. Поскольку справочники допускают до десяти уровней вложенности, то, соответственно, на каждом аналитическом разрезе может быть организован многоуровневый (до десяти уровней) аналитический учет.
При корректировке значений видов субконто, прикрепленных к счету, предлагается диалог для выбора вида субконто из списка видов субконто, определенных в конфигурации. Форма диалога представлена на 2.
См. графический объект " 2. Диалог для выбора вида субконто и настройки параметров аналитического учета на счете"
В диалог выбора вида субконто включены дополнительные параметры настройки аналитического учета.
Флаг "Только обороты" устанавливается в тех случаях, когда на счете по данному виду субконто не требуется накапливать остатки, а требуются только лишь обороты. Такие субконто (аналитические разрезы счета) называются "оборотными". Если для некоторого вида субконто на счете установлен флаг "Только обороты", то в плане счетов в графе "Субконто:" перед наименованием вида субконто автоматически отображается признак "(об.)". В типовой конфигурации оборотные субконто используются достаточно часто. Одним из примеров использования оборотного субконто в типовой конфигурации является субконто вида "Сотрудники", установленное на субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Тот же вид субконто, используемый на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", не является оборотным.
Флаг "Учет по сумме" устанавливается для того, чтобы на счете по данному виду субконто накапливались итоги в стоимостном выражении. В случае, если флаг не установлен, то стоимостные итоги на счете по данному виду субконто накапливаться не будут. Такой вариант настройки может быть применен, когда по некоторому виду субконто интерес представляют только лишь итоги в валютном или натуральном выражении.
Флаг "Учет по валютной сумме" устанавливается для того, чтобы на счете по данному виду субконто накапливались итоги в валютном выражении. Установка данного флага имеет смысл в том случае, если счет объявлен валютным. Если флаг не установлен, то валютные итоги на счете по данному виду субконто накапливаться не будут.
Флаг "Учет по количеству" устанавливается для того, чтобы по данному виду субконто накапливались итоги в натуральном выражении. Данный флаг имеет смысл в том случае, если счет объявлен количественным. Если флаг не установлен, то количественные итоги на счете по данному виду субконто накапливаться не будут. Такой вариант настройки может быть применен, когда на счете по некоторому виду субконто интерес представляют только лишь итоги в стоимостном или валютном выражении.
Для отказа от ведения аналитического учета используется кнопка Очистить.
При редактировании видов субконто действуют следующие правила.
Если для счета задается несколько видов субконто, то они должны указываться слева направо без пропусков. Очередность указания видов субконто определенным образом влияет на быстродействие формирования различных итогов, но принципиально не ограничивает возможность получения итогов в любых комбинациях значений субконто. Так, если для счета "10" последовательно установлены два вида субконто "Материалы" и "Места хранения", то получение остатка по конкретному материалу по всем местам хранения будет выполняться быстрее, чем при обратном порядке настройки видов субконто. При любом порядке следования этих видов субконто можно получать итоги по материалам в разрезе мест хранения, по местам хранения в разрезе материалов, а также по каждому виду субконто в отдельности.
Если у счета задан один или более видов субконто, то у субсчета могут быть добавлены дополнительные виды субконто правее от ранее введенных.
Значения субконто
Основное назначение организации аналитического учета - более глубокая детализация учетных данных вплоть до конкретных объектов, учитываемых на некотором бухгалтерском счете. Виды учитываемых на счете объектов определяются видами прикрепленных к счету субконто, например "Материалы", "Сотрудники", "Контрагенты", "Бюджеты" и т.п. Перечни (списки) объектов могут формироваться различными способами. В типовой конфигурации, как правило, списки объектов учета ведутся в виде справочников или в виде перечислений.
Справочники и перечисления предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, используемых для организации аналитического учета, однако они имеют ряд принципиальных отличий.
1. Состав справочника определяется самим пользователем в процессе ведения учета. В справочник можно добавлять новые записи, корректировать и удалять старые.
Состав перечисления фиксирован. Он определяется при конфигурировании системы. Любые изменения в содержании перечисления могут быть внесены только в режиме конфигурирования.
2. Каждый элемент справочника описывается набором параметров (реквизитов). Например, для контрагента это наименование, адрес, банковские реквизиты и др., для сотрудников - это ФИО, должность, дата приема на работу и т.д.
Перечисления представляют простые списки значений, которые не имеют каких либо дополнительных характеристик. Например, перечисление "Бюджеты" представляет собой следующий список значений:
федеральный,
республиканский,
местный.
3. Справочники могут быть многоуровневыми до десяти уровней вложенности. То есть, в справочниках имеется возможность выделять группы элементов, подгруппы, подподгруппы и т.д., вплоть до конечных элементов. Например, в справочнике "Контрагенты" на первом уровне можно определить две группы - "Юридические лица" и "Физические лица", внутри группы "Юридические лица" определить группы "Банки", "Поставщики", "Покупатели", и уже внутри этих групп вводить данные о конкретных организациях-контрагентах. Группы и подгруппы элементов пользователь определяет самостоятельно и может видоизменять произвольно в процессе ведения учета. В типовой конфигурации количество уровней вложенности элементов справочников не превышает трех.
Перечисление всегда представляет линейный список. В результате при использовании перечисления нельзя обеспечить многоуровневого учета по данному виду субконто, в то время, как при использовании справочника это возможно.
4. Для справочников предусмотрен механизм поддержки подчиненных справочников. Такой механизм позволяет связать между собой элементы разных справочников, например, организации и заключенные с ними договора. У подчиненного справочника каждый элемент связан с конкретным элементом справочника-владельца. При работе в окне подчиненного справочника набор просматриваемых элементов определяется текущим элементом справочника-владельца. Например, если в окне справочника организаций курсор установлен на организации "НПО Боровик", то в подчиненном ему справочнике договоров будут доступны только договора, относящиеся к этой организации. При организации аналитического учета допустима ситуация, когда на счете используются два вида субконто, которым соответствуют справочники, находящиеся в соподчинении. Например, к счету 60 и другим счетам учета расчетов прикреплены два вида субконто - "Контрагенты" и "Договоры". Эти виды субконто представлены соответствующими справочниками, причем, справочник "Договоры" подчинен справочнику "Контрагенты".
Перечислению не могут быть подчинены никакие другие перечисления или справочники.
В дальнейшем на страницах книги, чтобы указать на то, каким образом, формируются списки объектов аналитического учета для того или иного вида субконто, будем говорить, что данному виду субконто соответствует справочник или перечисление, а затем будем указывать их конкретные наименования. Например, субконто вида "Контрагенты" соответствует справочник "Контрагенты", субконто вида "Затраты на производство" соответствует справочник "Статьи затрат на производство", субконто вида "Бюджеты" соответствует перечисление "Бюджеты" и т.п. Для каждого справочника будем раскрывать его структуру и реквизитный состав. Для каждого перечисления будем давать полный список, составляющих его значений.
Корреспонденция счетов
В рекомендациях по применению плана счетов приводятся схемы типовых корреспонденций счета. В этой связи представляет интерес, какими средствами программы может быть реализована та или иная операция по конкретному счету.
Ручной ввод проводок
Простейший способ ввода информации о хозяйственной деятельности предприятия - это ввод операций вручную. В меню "Документы" типовой конфигурации имеется пункт "Ввести операцию вручную", при выборе которого открывается форма ввода операции.
Форма операции в типовой конфигурации содержит поля для ввода реквизитов операции и проводок, относящихся к этой операции. В дальнейшем, рассматривая содержание хозяйственных операций, отражаемых в компьютерном учете, будем приводить полный перечень составляющих их проводок. Каждая проводка описывается набором реквизитов, причем не всегда требуется заполнять все реквизиты. Тем не менее, рассмотрим наиболее полную структуру проводки.
|N |Дт |СубконтоДт |Кт |СубконтоКт |Валюта |Кол-во |Вал.Сум | Сумма |
| | || ||||
| | | | | |Курс |Сод.Пров. | N Ж |
||||||||
| | | 3 | | 7 | 10 | 12 | 13 | 14 |
| | || ||||
|1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 11 | 15 | 16 |
| | || || | | |
| | | 5 | | 9 | | | |
1 N - порядковый номер проводки, входящей в операцию. Нумерация производится программой автоматически, но при необходимости может быть изменена пользователем вручную;
2 Дт - счет дебета проводки;
3, 4, 5 СубконтоДт - в эту графу вводятся субконто дебетуемого счета. В данной графе реально может присутствовать несколько колонок или строк в зависимости от максимального количества измерений аналитического учета, установленного при конфигурировании системы. В рассматриваемой конфигурации графа содержит три строки, что свидетельствует о том, что каждый счет может иметь до трех аналитических измерений. При вводе проводки бухгалтер должен определить конкретные значения для всех субконто, прикрепленных к дебетуемому счету. Если на счете не предусмотрен аналитический учет, то реквизиты 3, 4, 5 не вводятся, если на счете предусмотрено менее трех аналитических разрезов, то незадействованные субконто не заполняются;
6 Кт - счет кредита проводки;
7, 8, 9 СубконтоКт - вводятся субконто кредитуемого счета. Данные реквизиты имеют тот же смысл и назначение, как и в случае субконто дебетуемого счета;
10 Валюта - валюта проводки, вводится в том случае, если в проводке задействованы валютные счета;
11 Курс - текущий курс валюты на дату операции. Он вводится автоматически из справочника валют при определении предыдущего реквизита;
12 Кол-во - количество, заполняется, если в проводке хотя бы на одном из счетов ведется количественный учет;
13 Вал.Сум - сумма в валюте, вводится в том случае, если в проводке задействованы валютные счета;
14 Сумма - сумма операции в базовой валюте (национальной денежной единице). Данный реквизит вводится вручную или рассчитывается автоматически на основании ранее введенных реквизитов, например, при вводе валютных операций сумма может быть рассчитана как произведение валютной суммы на курс, также, если в проводку введено количество, то сумма может быть рассчитана путем умножения количества на цену.
15 Сод.Пров - вводится текст, поясняющий содержание проводки;
16 N Ж - вводится номер журнала, представляющий собой произвольную комбинацию букв и цифр. В последующем этот номер может быть использован как дополнительный группировочный признак, используемый для быстрого поиска и отбора проводок. В дальнейшем, качестве номеров журналов будем вводить следующие условные обозначения, показывающие принадлежность операции к некоторому участку учета, например, МТ - учет материалов, ОС - учет основных средств, ЗП - учет заработной платы и т.п.
В программе "1С:Бухгалтерия 7.7" имеется универсальная возможность отразить любую хозяйственную операцию и проводки путем ручного ввода. Однако этот способ, будучи самым универсальным, отнюдь - не самый эффективный и удобный. В программе также предусмотрены более развитые средства ввода хозяйственных операций - это типовые операции и документы.
Типовые операции
Для отдельных бухгалтерских операций в типовой конфигурации создан набор типовых операций. В меню "Документы" предусмотрен пункт "Ввести типовую операцию". При выборе этого пункта открывается многоуровневый список типовых операций, сгруппированных по разделам учета.
При выборе типовой операции из этого списка открывается форма ввода операции, в которой уже заполнены отдельные реквизиты. От пользователя требуется ввести в эту форму недостающие реквизиты и затем записать операцию. После ввода типовая операция ничем не отличается от операции, введенной вручную.
Об особенностях ввода информации с помощью типовых операций, а также о том, как создать шаблон новой типовой операции или откорректировать существующие, можно узнать из документации к программе в книге "Руководство пользователя".
Документы
Наиболее эффективным средством ввода проводок по фактам хозяйственной деятельности предприятия являются объекты программы, называемые документами. Типовая конфигурация 1С:Бухгалтерии включает широкий набор документов разных видов. При помощи документов в учете отражаются платежи с расчетного счета, операции по кассе, движения по складу и прочие события.
Часть документов предназначена только для ввода, хранения и печати первичных документов, используемых на предприятиях, например, документы "Платежное поручение", "Счет", "Доверенность". Другая часть документов, помимо ввода данных первичного документа, выполняет автоматическое формирование проводок. Это такие документы, как "Поступление ОС", "Ввод в эксплуатацию ОС", "Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер" и другие.
Кроме того, в данной конфигурации существует несколько видов регламентных документов, которые не содержат никаких данных, а используются исключительно для автоматического формирования проводок. Например, документ "Переоценка валюты" выполняет автоматическое формирование проводок по переоценке рублевого покрытия валютных остатков по счетам и объектам аналитики.
Использование документов, автоматически формирующих проводки, позволяет существенно облегчить ведение бухгалтерского учета и подготовку к составлению отчетности, особенно при большом количестве операций.
Ввод документов может производиться из меню "Документы" главного меню программы.
Рассмотрим некоторые наиболее общие принципы построения документов типовой конфигурации и приемы работы с ними.
Для ввода данных в документ используется форма диалога для ввода документа. Она содержит набор реквизитов, переключатели, флажки и кнопки.
Каждый документ имеет обязательные реквизиты - номер и дату. При открытии нового документа ему автоматически присваивается номер, который может быть изменен вручную. Дата документа устанавливается в соответствии с рабочей датой программы, но также может быть изменена.
Кроме номера и даты, каждый документ содержит реквизит "Комментарий" текстового типа, который служит для записи в документ произвольной дополнительной информации.
В форме диалога документа различают два структурных элемента - шапку и табличную часть.
В шапке документа содержатся поля для ввода номера и даты документа, а также для ввода других реквизитов, флажки и переключатели.
В некоторые документы включается многострочная табличная часть, содержащая список объектов бухгалтерского учета, которые обрабатываются данным документом. Табличная часть содержит список объектов и их свойств. Например, документ "Поступление материалов" содержит список поступивших материалов, причем, для материала указаны количество, цена сумма и НДС. В документе "Начисление заработной платы" табличная часть содержит список сотрудников, которым начисляется заработная плата, и начисленные суммы.
Способ заполнения табличной части, если таковая имеется в документе, определяется отдельно для каждого документа и приводится в описании документа в документации к программе в книге "Описание типовой конфигурации".
При проведении документа им формируются проводки, состав и содержание которых определяется назначением документа. В дальнейшем, при рассмотрении документов, входящих в состав типовой конфигурации, будем особо останавливаться на проводках, которые формируются документом. Структуру проводок будем рассматривать в той же форме, которая была приведена выше при обсуждении ручного способа ввода операций. Заметим, лишь, что документы связаны с порожденными ими проводками. Изменить содержимое этих проводок можно путем редактирования реквизитов документа и повторного его проведения.
Все введенные документы регистрируются в общем журнале документов, а также в некоторых специализированных журналах, предназначенных для документов определенного вида. Открыть уже введенный документ для редактирования или просмотра его формы диалога, а также принадлежащих ему проводок можно из журнала операций, журнала проводок или из журнала документов, в котором располагаются документы нужного вида.
Основой автоматизации учетного процесса в типовой конфигурации является ориентация на ввод хозяйственных операций при помощи документов. В последующих главах, рассматривая счета, входящие в новый План счетов, будем особое внимание уделять документам типовой конфигурации, предназначенным для выполнения операций по счету.