Организация налогового учета в 1С:Предприятии 7.7 описана на основе типовой конфигурации 1C:Бухгалтерии 7.7 (конфигурация Бухгалтерский учет). Решения, аналогичные описанным, реализованы и в других прикладных решениях семейства программ 1С:Предприятия 7.7, использующих компоненту Бухгалтерский учет. Это относится к конфигурации Производство + Услуги + Бухгалтерия и комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры.
Задачи налогового учета
С 1 января 2002 года в Российской Федерации вступила в силу глава 25 Налог на прибыль организаций части второй Налогового кодекса. В ней впервые на законодательном уровне дано определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
В соответствии с установленным порядком, с 1 января 2002 года в е предприятия обязаны вести налоговый учет. Каждый факт хозяйственной деятельности предприятия необходимо отражать не только с точки зрения бухгалтерского, но и налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового уче-mQ- Данные налогового учета должны отражать порядок формирова-
1С:Предприятие 7.7. Руководство по ведению налогового учета
ния суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются (наряду с первичными учетными документами и расчетом налоговой базы) и аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения.
Таким образом, с 1 января 2002 года на организацию, а практически на бухгалтера, возлагаются следующие задачи, которые в соответствии с главой 25 НК РФ решаются налогоплательщиком самостоятельно:
• организация системы налогового учета;
• отражение данных налогового учета;
• разработка форм регистров налогового учета.
Общее описание системы налогового учета в 1С:Предприятии 7.7
Система налогового учета в 1С:Предприятии 7.7 реализована в полном соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и включает:
• порядок определения и классификацию доходов;
• порядок определения и классификацию расходов;
• порядок организации ведения налогового учета доходов и расходов;
• ведение (формирование) аналитических регистров налогового учета;
• порядок определения и расчета налоговой базы, включая механизм автоматического заполнения декларации по налогу на
В 1С:Предприятии 7.7 данные бухгалтерского и налогового учета формируются параллельно на основании данных первичного учета. Такой поход обеспечивает учет специфики отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогового учета.
Ведение налогового учета предполагает отражение для целей налогообложения таких хозяйственных операций, как поступление и расход денежных средств, приобретение и выбытие имущества (работ, услуг, прав), учет расходов на оплату труда, начисление штрафных санкций и т.п.
Если хозяйственная операция отражается однозначно и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то нет необходимости дважды вносить одни и те же данные вручную -- при регистрации хозяйственной операции в налоговом учете в программе можно использовать данные бухгалтерского учета.
Вместе с тем, существует возможность отражения специфических операций налогового учета, которые не регистрируются в бухгалтерском учете, например, перенос на следующие отчетные (налоговые) периоды расходов, учитываемых в особом порядке.
Такие операции, как включение в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода расходов, принимаемых к учету в особом порядке (нормируемых расходов, расходов будущих периодов и т.п.), учет стоимости списанных товаров и материалов, расчет стоимости готовой продукции, расчет амортизации и многие другие, при-
зательств, начисляемых в случае признания должником или по решению суда. Начисленные штрафные санкции отражаются в налоговом учете в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ.
Отражение расходов на оплату труда в налоговом учете производится по всем начислениям, производимым в пользу работников, исходя из фактических сумм в соответствии со статьей 255 НК РФ. Исключение составляют расходы по добровольному страхованию, предусмотренные в подпункте 16 статьи 255 НК РФ - они отражаются в 1С:Предприятии 7.7 в особом порядке.
Начисление налогов и сборов, включаемых на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, отражается в налоговом учете отдельно по видам налогов (сборов).
Прочие хозяйственные операции выделены в отдельную группу в связи с тем, что по ним не ведутся специальные налоговые регистры, тем не менее, они могут влиять на величину налоговой базы. В 1C:Предприятии 7.7 к таким операциям относятся:
• списание материалов, товаров, продукции (передача в производство, использование для собственных нужд и т.п.);
• расчет курсовых (суммовых) разниц;
• корректировка дебиторской и кредиторской задолженности.
Все хозяйственные операции отражаются на счетах налогового учета, которые используются для формирования налоговых регистров и заполнения налоговой декларации.
Регламентные операции по налоговому учету
Кроме отражения отдельных хозяйственных операций, для целей налогового учета в 1C:Предприятии 7.7 реализовано автоматическое выполнение следующих регламентных операций:
• начисление амортизации;
• учет отрицательного результата от реализации амортизируемого имущества в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов на НИОКР в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов на освоение природных ресурсов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет фактических сумм платежей (взносов) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников;
• учет фактических сумм платежей (взносов) по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов;
• учет фактических сумм платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности;
• учет расходов по страхованию имущества в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет прочих расходов будущих периодов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов по долгосрочному страхованию жизни работников в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов по страхованию на оплату медицинских расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов по страхованию на случай утраты трудоспособности или наступления смерти в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет представительских расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• учет расходов на рекламу (нормируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ) в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• расчет стоимости сырья/материалов, списанных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
• расчет стоимости товаров, списанных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
• учет транспортных расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;
• расчет стоимости продукции.
Перечисленные регламентные операции по налоговому учету выполняются в конце месяца после того, как в налоговом учете отражены все хозяйственные операции за месяц. Результат этих операций (стоимость реализованных товаров, представительские расходы в соответствии с нормативами и т.п.) отражается на счетах налогового учета, которые используются для заполнения налоговой декларации.
Структура счетов налогового учета
Для отражения данных налогового учета используются вспомогательные забалансовые счета. Эти счета не используются для ведения бухгалтерского учета и не учитываются при формировании бухгалтерской отчетности. Номера налоговых счетов начинаются с буквы Н.
Счета налогового учета имеют следующую структуру (для упрощения и обобщения структура счетов показана без учета субсчетов):
• Н01 Формирование стоимости объекта учета;
• Н02 Движение имущества, прав;
• НОЗ Нормируемые расходы;
• Н04 Расходы будущих периодов;
• Н05 Амортизируемое имущество;
• Н06 Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав;
• Н07 Расходы, связанные с реализацией имущества, работ, услуг, прав;
• Н08 Внереализационные доходы;
• Н09 Внереализационные расходы;
• НЮ Убытки прошлых лет по объектам обслуживающих производств;
• НИ Убытки прошлых лет;
• Н12 Учет целевого финансирования;
• Н13 Движение дебиторской и кредиторской задолженности.
По счету Н01 Формирование стоимости объекта учета отражаются расходы, произведенные в текущем периоде и связанные с формированием стоимости объектов учета, которые будут приняты к учету позднее. Например, на отдельных субсчетах счета Н01 отражается стоимость строящихся основных средств, расходы на НИОКР и освоение природных ресурсов.
По субсчетам счета Н02 Движение имущества, прав отражается поступление и выбытие активов (товаров, материалов, готовой продукции и т.п.) в оценке, принятой для целей налогового учета.
По счету НОЗ Нормируемые расходы отражаются расходы, которые могут быть приняты к налоговому учету только в сумме, не превышающей нормативов, установленных для таких расходов главой 25 НК РФ. В частности, это относится к представительским расходам, расходам на страхование, отдельным статьям расходов на рекламу.
По счету Н04 Расходы будущих периодов отражаются расходы, которые не могут быть отнесены к расходам текущего периода в момент их признания, а включаются равными долями в расходы будущих отчетных (налоговых) периодов.
По счету Н05 Амортизируемое имущество отражается первоначальная стоимость и суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, принятые для целей налогового учета.
По счету Н06 Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав отражаются доходы от реализации текущего отчетного (налогового) периода.
По счету Н07 Расходы, связанные с реализацией имущества, работ, услуг, прав отражаются расходы, связанные с реализацией, текущего отчетного (налогового) периода.
По счетам Н08 Внереализационные доходы и Н09 Внереализационные расходы отражаются соответственно внереализационные доходы и внереализационные расходы текущего отчетного (налогового) периода.
По счетам НЮ Убытки прошлых лет по объектам обслуживающих производств и НИ Убытки прошлых лет отражаются убытки прошлых лет. Такие убытки могут быть отнесены к текущему налоговому периоду и перенесены на будущие налоговые периоды в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
По счету Н12 Учет целевого финансирования отражается движение имущества и денежных средств в рамках целевого финансирования.
По счету Н13 Движение дебиторской и кредиторской задолжен-сти отражается движение дебиторской и кредиторской задолжен-сти, возникающее при учете хозяйственных операций. На отдель-
ном субсчете для целей формирования регистра по движению кредиторской задолженности отражается НДС по кредиторской задолженности.
Формирование и контроль начальных остатков по налоговому учету
Для облегчения начала ведения налогового учета в 1 (^Предприятии 7.7 предусмотрено автоматическое формирование начальных остатков по следующим налоговым счетам:
• НО 1.01 Формирование стоимости объектов внеоборотных активов;
• Н01.02 Учет стоимости оборудования;
• Н01.05 Формирование прямых расходов на производство товаров (работ, услуг) основного производства;
• НО 1.07 Транспортные расходы по доставке покупных товаров;
• Н02.01 Поступление и выбытие материалов;
• Н02.02 Поступление и выбытие товаров;
• Н02.03 Поступление и выбытие готовой продукции;
• Н02.04 Товары отгруженные;
• Н02.05 Поступление и выбытие ценных бумаг;
• Н02.06 Приобретение прав в рамках оказания финансовых услуг;
• Н04.09 Прочие расходы будущих периодов;
• Н05.01 Первоначальная стоимость основных средств;
• Н05.02 Сумма начисленной амортизации основных средств;
• Н05.03 Первоначальная стоимость нематериальных активов;
• Н05.04 Сумма начисленной амортизации нематериальных активов;
• Н13.01 Движение дебиторской задолженности;
• Н13.02 Движение кредиторской задолженности;
• Н 13.03 НДС по кредиторской задолженности.
Начальные остатки формируются по данным бухгалтерского учета и могут быть скорректированы вручную. В случае ручной коррек-
тировки возможно легко увидеть разницу между оценкой объектов учета в бухгалтерском и налоговом учете.
Регистры налогового учета
В 1C:Предприятии 7.7 сохранена классификация налоговых регистров, рекомендованная МНС РФ. В соответствии с ней регистры налогового учета делятся на четыре группы:
• Регистры учета хозяйственных операций (см. стр. 169);
• Регистры промежуточных расчетов (см. стр. 194);
• Регистры учета состояния единицы налогового учета (см. стр. 227);
• Регистры формирования отчетных данных (см. стр. 287).
Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.
Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.
Регистры формирования отчетных данных содержат информацию о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.
В состав 1С:Предприятия 7.7 в настоящий момент включены следующие регистры налогового учета.
Регистры учета хозяйственных операций:
• Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав (см. стр. 169);
• Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав (см. стр. 174);
• Регистр учета поступлений денежных средств (см. стр. 179);
• Регистр учета расхода денежных средств (см. стр. 182);
• Регистр-расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период (см. стр. 185);
• Регистр учета расходов по оплате труда (см. стр. 188);
• Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов (см. стр. 191).
Регистры промежуточных расчетов:
• Регистр-расчет амортизации нематериальных активов (см. стр. 194);
• Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде (см. стр. 199);
• Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату (см. стр. 206);
• Регистр учета договоров на добровольное страхование работников (см. стр. 209);
• Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников (см. стр. 214);
• Регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода (см. стр. 220).
Регистры учета состояния единицы налогового учета:
• Регистр информации об объекте основных средств (см. стр. 227);
• Регистр информации об объекте нематериальных активов (см. стр. 236);
• Регистр информации о движении приобретенных товаров, учитываемых по методу средней себестоимости (см. стр. 242);
• Регистр информации о движении приобретенного сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости (см. стр. 256);
• Регистр учета расходов будущих периодов (см. стр. 263);
• Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности (см. стр. 270);
• Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности (см. стр. 275);
• Регистр учета расчетов с бюджетом (см. стр. 281);
• Регистр учета расчетов по штрафным санкциям (см. стр. 284). Регистры формирования отчетных данных:
• Регистр-расчет амортизации основных средств (см. стр. 287);
• Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде (см. стр. 292);
• Регистр учета прочих расходов текущего периода (см. стр. 300);
• Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества (см. стр. 304);
• Регистр-расчет остатка транспортных расходов (см. стр. 304);
• Регистр учета внереализационных расходов текущего периода (см. стр. 315);
• Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (см. стр. 319);
Регистр учета доходов текущего периода (см. 319).
Указанный перечень реализованных налоговых регистров не является окончательным и будет расширяться.
Заполнение налоговой декларации
Приказом МНС РФ от 7.12.2001 г. № БГ-3-02/542 Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций (в ред. Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-02/358) установлено, что организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют налоговую декларацию за отчетный период и налоговый период (календарный год).
По итогам за январь, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев такие организации представляют сведения о причитающихся к уплате суммах налога в объеме Титульного листа (Листа 01) и Листа 02 налоговой декларации.
Формирование налоговой декларации в 1С:Предприятии 7.7 реализовано в соответствии с Приказом МНС РФ от 7.12.2001 г. № БГ-3-02/542 Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций (в ред. Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-02/358), а заполнение -- в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2001 г. № БГ-3-02/585.
Система налогового учета, реализованная в 1С:Предприятии 7.7, обеспечивает автоматическое заполнение налоговой декларации
по данным налогового учета. Наряду с этим поддерживается и ручная корректировка декларации на усмотрение бухгалтера.
Особенности интерфейса комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры
В комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры существуют некоторые особенности интерфейса документов и отчетов по налоговому учету:
• Во всех формах диалогов документов и отчетов используется реквизит Юр. лицо, который необходим для организации многофирменного учета. Налоговые документы и отчеты формируются по каждому собственному юридическому лицу (компании) отдельно.
• Ссылки на пункты меню в описаниях даны для конфигураций Бухгалтерский учет и Производство+Услуги+Бухгалтерия и не соответствуют меню Комплексной конфигурации. Налоговые документы вызываются из меню Торговля и бухгалтерия - Документы налогового учета. Налоговые регистры вызываются из меню Отчеты - Регистры налогового учета. Названия конечных пунктов меню совпадают.
• В некоторых формах диалогов в Комплексной конфигурации и конфигурации Бухгалтерский учет возможны отличия в расположении реквизитов. В случае существенных отличий в тексте дополнительно приводится внешний вид форм диалогов для Комплексной конфигурации.
Указанные особенности следует учитывать при ознакомлении с содержанием книги. Специальных оговорок по тексту на эту тему не делается.
Примечание. В связи с возможными изменениями в законодательстве и развитием налогового учета в конфигурациях, описание порядка налогового учета может не полностью соответствовать используемой Вами конфигурации.
Ведение налогового учета
Налоговый учет приобретения имущества, работ, услуг, прав
В налоговом учете отражаются операции приобретения имущества, работ, услуг, прав, влияющие на расчет налоговой базы налога на прибыль организаций в текущем (отчетном) периоде. Суммы соответствующих расходов на приобретение подлежат включению в состав налоговой базы в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Отражение операций приобретения имущества, работ, услуг, прав в налоговом учете
Для ввода сведений о проведенных операциях приобретения имущества в типовой конфигурации предназначен документ Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав (меню Налоговый учет - Операции приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав - Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав).
Примечание. В Комплексной конфигурации внешний вид формы документа будет отличаться, помимо стандартных отличий, дополнительным реквизитом табличной части Тип ТМЦ.
Каждая строка документа соответствует одной операции приобретения имущества. Приобретение одного наименования имущества отражается в документе отдельной строкой табличной части. Операции приобретения имущества, проведенные в течение дня, можно отразить в одном документе.
Контрагент, договор
В реквизите Контрагент указывается поставщик имущества работ, услуг, прав.
В реквизите Договор указывается договор, на основании которого приобретается имущество.
Данные реквизиты имеет смысл указывать в том случае, если операция связана с изменением дебиторской или кредиторской задолженности.
Условие получения имущества
Возможны следующие варианты условий получения имущества:
• С последующей оплатой;
• В счет ранее выданных авансов;
• В счет расчетов по договору мены;
• Другие существенные условия;
• По договору займа;
• В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности;
• По договору дарения (безвозмездно).
При покупке имущества следует использовать одно из первых четырех условий.
Значение Другие существенные условия используется при поступлении имущества, не изменяющем дебиторской или кредиторской задолженности, например, при вводе расходов, отраженных в авансовом отчете.
Вид расхода
Данный реквизит разделяет приобретенное имущество, работы, услуги, права по видам поступившего имущества и может принимать следующие значения:
• Связанные с приобретением товаров;
• Связанные с приобретением сырья и материалов;
• Связанные с приобретением (строительством) основных средств;
• Связанные с приобретением нематериальных активов;
• Связанные с приобретением ценных бумаг;
• Связанные с приобретением прав;
• Транспортные расходы по доставке покупных товаров;
• Представительские расходы;
• Расходы на рекламу (по нормативу);
• Расходы будущих период;
• Гарантийный ремонт и обслуживание;
• На НИОКР;
• По освоению природных ресурсов;
• Другие расходы, включаемые в состав косвенных расходов;
• Внереализационные расходы;
• На реализацию основных средств;
• На реализацию нематериальных активов;
• На реализацию прочего имущества;
• По выбытию имущества;
• По безвозмездной передаче имущества;
• Не принимаемые для целей налогообложения.
Элемент расхода
Для вида расходов Другие расходы, включаемые в состав косвенных расходов следует дополнительно указать группу или вид косвенных расходов:
• Материальные расходы;
• Налоги и сборы;
• Пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности;
• Расходы на командировки;
• Расходы на рекламу;
• Информационные услуги;
• Изучение конъюнктуры рынка;
• Ремонт основных средств или отчисления на создание ремонтного фонда;
• Подготовка и переподготовка кадров;
• Охрана имущества;
• Услуги по управлению;
• Аудиторские услуги;
• Предоставление работников сторонними организациями;
• Социальная зашита инвалидов;
• Другие расходы, принимаемые для целей налогообложения,
Для вида расходов Внереализационные расходы следует дополнительно указать вид внереализационных расходов:
• Содержание имущества, переданного в аренду;
• Услуги банков;
• Убытки прошлых лет;
• Прочие внереализационные расходы.
Объект учета
Для следующих видов расходов, следует указывать конкретный объект учета, на приобретение которого относятся данные расходы. Если в строке документа указано условие получения имущества, для которого не требуется указывать вид расхода, например, В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности, то в этом случае также следует указать объект учета:
Вид расхода или условие получения |
Вид объекта учета |
|
Связанные с приобретением товаров |
Номенклатура |
|
Связанные с приобретением сырья и материалов |
Материалы |
|
Связанные с приобретением (строительством) основных средств |
Объекты внеоборотных активов. Оборудование |
|
Связанные с приобретением нематериальных активов |
Объекты внеоборотных активов |
|
Связанные с приобретением ценных бумаг |
Цепные бумаги |
|
Связанные с приобретением прав |
Договоры |
|
Гарантийный ремонт и обслуживание |
Номенклатура |
|
На НИОКР |
Расходы будущих периодов |
|
По освоению природных ресурсов |
Расходы будущих периодов |
|
На реализацию основных средств |
Основные средства |
|
На реализацию нематериальных активов |
Нематериальные активы |
|
Вид расхода или условие получения |
Вид объекта учета |
|
На реализацию прочего имущества |
Материалы, Оборудование, Объекты внеоборотных активов, Цепные бумаги |
|
По выбытию имущества |
Материалы, Оборудование, Объекты внеоборотных активов, Ценные бумаги, Нематериальные активы, Основные средства |
|
В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности! 20 |
Материалы, Номенклатура, Ценные бумаги |
|
По договору дарения (безвозмездно) |
Материалы, Номенклатура, Ценные бумаги |
Примечание. В Комплексной конфигурации нет отдельного справочника Материалы. Учет материалов реализован в составе справочника Номенклатура. При этом используется дополнительный реквизит табличной части Тип ТМЦ, в котором указывается, чем в данный момент является реквизит Объект -материалом, товаром или продукцией.
Тип ТМЦ (только для Комплексной конфигурации)
Заполняется только в случаях, когда реквизит Объект Учета является справочником Номенклатура, в других случаях остается незаполненным. Возможные значения: Материал, Товар, Продукция - используются для уточнения типа номенклатуры в реквизите Объект учета.
Сумма
Сумма расходов на приобретение для целей налогового учета, Как правило, это сумма задолженности нашей организации перед поставщиком, уменьшенная на суммы уплаченного НДС, если уплаченная поставщику сумма налога на добавленную стоимость не
включается в стоимость приобретенного имущества, работ услуг, прав.
Количество
Количество приобретенного имущества одного наименования.
Задолженность
Сумма, на которую изменяется дебиторская или кредиторская задолженность контрагента.
НДС в том числе
Сумма НДС по кредиторской задолженности. Сумму НДС следует указывать только для операций, изменяющих кредиторскую задолженность, например, при приобретении имущества с последующей оплатой.
В случае если для целей бухгалтерского учета НДС по приобретенному имуществу не выделяется, а входит в стоимость этого имущества, то реквизит остается незаполненным.
Дата признания
Дата признания соответствующих расходов (доходов) в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
Основание признания
Информация, идентифицирующая операцию по формированию стоимости объекта учета.
Наименование операции
В этом поле указывается вспомогательная информация, служащая для идентификации операции: содержание операции, ссылка на первичный документ и т.п.
Проведение документа Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав
При проведении документа формируются проводки по вспомогательным забалансовым счетам в зависимости от указанного условия получения, объекта учета и вида расхода. В следующих таблицах приведено соответствие формируемых проводок условиям поступления, а также указаны реквизиты документа, определяющие суммы и объекты аналитического учета проводок.
Проводки по учету задолженности
Условие получения или вид расхода |
Счет |
Аналитика |
Сумма проводки |
С последующей оплатой |
Кт HI 3.02 Движение кредиторской задолженности |
Контрагент; Договор |
Задолженность |
С последующей оплатой |
Кт Н13.03 НДС по кредиторской задолженности |
Контрагент; Договор |
НДС в том числе |
По договору займа |
Кт HI 3.02 Движение кредиторской задолженности |
Контрагент; Договор |
Задолженность |
По договору займа |
Кт Н13.03 НДС по кредиторской задолженности |
Контрагент; Договор |
НДС в том числе |
В счет ранее выданных авансов |
Кт HI 3.01 Движение Дебиторской задолженности |
Контрагент; Договор |
Задолженность |
Связанные с приобретением прав |
Дт Н13.01 Движение дебиторской -задолженности |
Договор, указанный в качестве объекта учета и его владелец |
Сумма |
Проводки по учету расходов и формированию стоимости имущества
Условие получения или вид расхода |
Счет |
Аналитика |
Сумма проводки |
|
В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности; По договору дарения (безвозмездно) |
Дт Н02.01 Поступление и выбытие материалов |
Материалы |
Сумма |
|
Дт Н02.02 Поступление и выбытие товаров |
Номенклатура |
Сумма |
||
Дт Н02.05 Поступление и выбытие ценных бумаг |
Ценные бумаги |
Сумма |
||
Связанные с приобретением товаров |
Дт Н02.02 Поступление и выбытие товаров |
Номенклатура |
Сумма |
|
Условие получения или вид расхода |
Счет |
Аналитика |
Сумма проводки |
|
Связанные с приобретением сырья и материалов |
Дт Н02.01 Поступление и выбытие материалов, |
Материалы |
Сумма |
|
Связанные с приобретением (строительством) основных средств |
Дт НО 1.01 Формирование стоимости объектов внеоборотных активов |
Объекты внеоборотных активов |
Сумма |
|
Дт Н01.02 Учет стоимости оборудования |
Оборудование |
Сумма |
||
Связанные с приобретением нематериальных активов |
Дт Н01.01 Формирование стоимости объектов внеоборотных активов |
Объекты внеоборотных активов |
Сумма |
|
Связанные с приобретением ценных бумаг |
Дт Н02.05 Поступление и выбытие ценных бумаг |
Ценные бумаги |
Сумма |
|
Связанные с приобретением прав |
Дт Н02.06 Приобретение прав в рамках оказания финансовых услуг |
Договор, указанный в качестве объекта учета и его владелец |
Сумма |
|
Транспортные расходы по доставке покупных товаров |
Дт НО 1.07 Транспортные расходы по доставке покупных товаров |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
Представительские расходы |
Дт НОЗ.ОЗ Представительские расходы |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
Расходы на рекламу (по нормативу) |
Дт Н03.04 Расходы на рекламу |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
Расходы будущих периодов |
Дт Н04.09 Прочие расходы будущих периодов |
Расходы будущих периодов |
Сумма |
|
Гарантийный ремонт и обслуживание |
Дт Н03.01 Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
На НИОКР |
Дт Н01.03 Формирование расходов на НИОКР |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
По освоению природных ресурсов |
Дт Н01.04 Формирование расходов по освоению природных |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
Условие получения или вид расхода |
Счет |
Аналитика |
Сумма проводки |
|
|
ресурсов |
|
|
|
Другие расходы, включаемые в состав косвенных расходов |
Дт Н07.04 Косвенные расходы |
Элемент расхода |
Сумма |
|
Внереализационные расходы |
Дт Н09 Внереализационные расходы |
Элемент расхода |
Сумма |
|
На реализацию основных средств |
Дт Н07.07 Стоимость реализованных основных средств, в том числе расходы, связанные с их реализацией |
Основные средства |
Сумма |
|
На реализацию нематериальных активов |
Дт Н07.08 Стоимость реализованных нематериальных активов, в том числе расходы, сJязанные с их реализацией |
Нематериальные активы |
Сумма |
|
На реализацию прочего имущества |
Дт Н07.06 Стоимость реализованного прочего имущества, в том числе расходы, связанные с его реализацией |
Аналитический учет не ведется |
Сумма |
|
На реализацию прочего имущества |
Дт Н07.14 Расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг |
Ценные бумаги |
Сумма |
|
По выбытию имущества |
Дт Н09 Внереализационные расходы |
Элемент расхода |
Сумма |
Примечание. В Комплексной конфигурации:
• Вместо аналитики Материалы, используется аналитика Номенклатура, поскольку все материалы учитываются в справочнике Номенклатура.
• Для раздельного учета товаров и продукции по счету Н02.2 Поступление и выбытие товаров дополнительно ведется аналитический учет по видам номенклатуры.
• Объекты внеоборотных активов учитываются в справочнике Внеоборотные активы.
Проводки по учету внереализационных расходов и целевого
финансирования
Кроме операций приобретения имущества, связанных с совершением расходов, документ предназначен для отражения в учете доходов, связанных с безвозмездным поступлением имущества, а также для учета имущества, полученного в рамках целевого финансирования. При указании в строке документа соответствующего условия получения при проведении документа будут сформированы следующие проводки:
Условие получения или вид расхода |
Счет |
Аналитика |
Сумма проводки |
По договору дарения (безвозмездно) |
КтН08 Внереализационные доходы |
Безвозмездно полученное имущество |
Сумма |
В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности |
Кт Н12 Учет целевого финансирования |
Аналитический учет не ведется |
Задолженность |
Автоматическое заполнение документа
Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав
Конфигурация Бухгалтерский учет
В типовой конфигурации предусмотрен механизм, автоматически заполняющий документ сведениями об операциях приобретения имущества. Для того чтобы выполнить автоматическое заполнение, следует в открытом документе нажать кнопку Заполнить. Автоматическое заполнение выполняется по документам бухгалтерского учета, отражающим отдельные хозяйственные операции (Поступление товаров, Услуги сторонних организаций и т.п.), а также по операциям, введенным вручную.
Заполнение по операциям,введенным вручную
При автоматическом заполнении в документ включаются операции, отраженные в бухгалтерском учете проводками со следующими корреспонденциями (любые комбинации счетов дебета и кредита):
По дебету счетов:
• 07 Оборудование к установке,
• 08 Вложения во внеоборотные активы,
• 10 Материалы,
• 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей,
• 20 Основное производство,
• 21 Полуфабрикаты собственного производства,
• 23 Вспомогательные производства,
• 25 Общепроизводственные расходы,
• 26 Общехозяйственные расходы,
• 28 Брак в производстве,
• 29 Обслуживающие производства и хозяйства,
• 41 Товары,
• 44 Расходы на продажу,
• 45 Товары отгруженные,
• 58.2 Долговые ценные бумаги,
• 58.5 Приобретенные права в рамках оказания финансовых услуг,
• 91.2 Прочие расходы,
• 97 Расходы будущих периодов,
• 99 Прибыли и убытки.
По кредиту счетов:
• 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками,
• 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам,
• 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам,
• 71 Расчеты с подотчетными лицами,
• 76.5 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в рублях,
• 76.55 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в валюте,
• 86 Целевое финансирование,
• 91.1 Прочие доходы
• 98 Доходы будущих периодов.
Из проводок, отобранных по перечисленным выше корреспонден-циям, исключаются проводки:
• По начислению курсовых разниц;
• Отражающие операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты;
• По поступлению оборудования и внеоборотных активов:
• Безвозмездно;
• В качестве средств целевого финансирования.
В зависимости от корреспондирующих счетов и значений субконто, в отобранных проводках заполняются реквизиты документа Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав.
Контрагент, договор
Реквизиты заполняются в том случае, если по счету кредита отобранной проводки ведется аналитический учет по контрагентам и договорам.
Условие получения имущества
Условие получения определяется в зависимости от корреспондирующих счетов в проводке, отражающей операцию в бухгалтерском учете.
Счет кредита |
Условие получения |
60, 76.5, 76.55 |
С последующей оплатой |
В счет ранее выданных авансов |
|
66,67 |
По договору займа |
71 |
Другие существенные условия |
86 |
В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности |
91.1,98 |
По договору дарения (безвозмездно) |
Вид расхода, объект учета и элемент расхода
Вид расхода, объект учета и элемент расхода определяются в зависимости от корреспондирующих счетов в проводке, отражающей операцию в бухгалтерском учете.
Счет дебета |
Вид расхода |
Объект учета |
07 |
Связанные с приобретением (строительством) основных средств |
Оборудование |
08.1, 08.2, 08.3, 08.4 |
Связанные с приобретением (строительством) основных средств |
Объекты внеоборотных активов |
08.5 |
Связанные с приобретением нематериальных активов |
Объекты внеоборотных активов |
10 (кроме 10.7) |
Связанные с приобретением сырья и материалов |
Материалы |
15.1 |
Связанные с приобретением сырья и материалов |
Не заполняется |
15.2 |
Связанные с приобретением товаров |
Не заполняется |
15.3 |
Связанные с приобретением (строительством) основных средств |
Не заполняется |
41 |
Связанные с приобретением товаров |
Номенклатура |
44.1.2, 44.1.3 |
Не принимаемые для целей налогообложения |
Не заполняется |
58.2 |
Связанные с приобретением ценных бумаг |
Ценные бумаги |
58.5 |
Связанные с приобретением прав |
Договоры |