d9e5a92d

Организация налогового учета в 1С:Предприятии 7.7

Организация налогового учета в 1С:Предприятии 7.7 описана на основе типовой конфигурации 1C:Бухгалтерии 7.7 (конфигура­ция Бухгалтерский учет). Решения, аналогичные описанным, реа­лизованы и в других прикладных решениях семейства программ 1С:Предприятия 7.7, использующих компоненту Бухгалтерский учет. Это относится к конфигурации Производство + Услуги + Бухгалтерия и комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торгов­ля + Склад + Зарплата + Кадры.

Задачи налогового учета

С 1 января 2002 года в Российской Федерации вступила в силу глава 25 Налог на прибыль организаций части второй Налогового кодекса. В ней впервые на законодательном уровне дано определение налогового учета как системы обобщения информации для определе­ния налоговой базы по налогу на основе данных первичных доку­ментов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотрен­ным Налоговым кодексом.

В соответствии с установленным порядком, с 1 января 2002 года в е предприятия обязаны вести налоговый учет. Каждый факт хо­зяйственной деятельности предприятия необходимо отражать не только с точки зрения бухгалтерского, но и налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком са­мостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последова­тельно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствую­щим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждо­го отчетного (налогового) периода на основе данных налогового уче-mQ- Данные налогового учета должны отражать порядок формирова-

1С:Предприятие 7.7. Руководство по ведению налогового учета




ния суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (от­четном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолжен­ности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются (наряду с первичными учетными документами и расчетом налоговой базы) и аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных на­логового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров на­логового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разраба­тываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налого­обложения. Регистры налогового учета формируются по всем опера­циям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообло­жения.

Таким образом, с 1 января 2002 года на организацию, а практиче­ски на бухгалтера, возлагаются следующие задачи, которые в соот­ветствии с главой 25 НК РФ решаются налогоплательщиком само­стоятельно:

• организация системы налогового учета;

• отражение данных налогового учета;

• разработка форм регистров налогового учета.

Общее описание системы налогового учета в 1С:Предприятии 7.7

Система налогового учета в 1С:Предприятии 7.7 реализована в полном соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и включает:

• порядок определения и классификацию доходов;

• порядок определения и классификацию расходов;

• порядок организации ведения налогового учета доходов и расходов;

• ведение (формирование) аналитических регистров налогового учета;

• порядок определения и расчета налоговой базы, включая ме­ханизм автоматического заполнения декларации по налогу на

В 1С:Предприятии 7.7 данные бухгалтерского и налогового учета формируются параллельно на основании данных первичного учета. Такой поход обеспечивает учет специфики отражения отдель­ных хозяйственных операций для целей налогового учета.

Ведение налогового учета предполагает отражение для целей на­логообложения таких хозяйственных операций, как поступление и расход денежных средств, приобретение и выбытие имущества (ра­бот, услуг, прав), учет расходов на оплату труда, начисление штраф­ных санкций и т.п.

Если хозяйственная операция отражается однозначно и в бухгал­терском, и в налоговом учете, то нет необходимости дважды вносить одни и те же данные вручную -- при регистрации хозяйственной операции в налоговом учете в программе можно использовать дан­ные бухгалтерского учета.

Вместе с тем, существует возможность отражения специфических операций налогового учета, которые не регистрируются в бухгалтер­ском учете, например, перенос на следующие отчетные (налоговые) периоды расходов, учитываемых в особом порядке.

Такие операции, как включение в состав расходов текущего от­четного (налогового) периода расходов, принимаемых к учету в осо­бом порядке (нормируемых расходов, расходов будущих периодов и т.п.), учет стоимости списанных товаров и материалов, расчет стои­мости готовой продукции, расчет амортизации и многие другие, при-

зательств, начисляемых в случае признания должником или по ре­шению суда. Начисленные штрафные санкции отражаются в налого­вом учете в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Отражение расходов на оплату труда в налоговом учете произво­дится по всем начислениям, производимым в пользу работников, исходя из фактических сумм в соответствии со статьей 255 НК РФ. Исключение составляют расходы по добровольному страхованию, предусмотренные в подпункте 16 статьи 255 НК РФ - они отража­ются в 1С:Предприятии 7.7 в особом порядке.

Начисление налогов и сборов, включаемых на основании под­пункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, от­ражается в налоговом учете отдельно по видам налогов (сборов).

Прочие хозяйственные операции выделены в отдельную группу в связи с тем, что по ним не ведутся специальные налоговые регистры, тем не менее, они могут влиять на величину налоговой базы. В 1C:Предприятии 7.7 к таким операциям относятся:

• списание материалов, товаров, продукции (передача в производство, использование для собственных нужд и т.п.);

• расчет курсовых (суммовых) разниц;

• корректировка дебиторской и кредиторской задолженности.

Все хозяйственные операции отражаются на счетах налогового учета, которые используются для формирования налоговых регист­ров и заполнения налоговой декларации.

Регламентные операции по налоговому учету

Кроме отражения отдельных хозяйственных операций, для целей налогового учета в 1C:Предприятии 7.7 реализовано автоматиче­ское выполнение следующих регламентных операций:

• начисление амортизации;

• учет отрицательного результата от реализации амортизируе­мого имущества в составе расходов текущего отчетного (нало­гового) периода;

• учет расходов на НИОКР в составе расходов текущего отчет­ного (налогового) периода;

• учет расходов на освоение природных ресурсов в составе рас­ходов текущего отчетного (налогового) периода;

• учет фактических сумм платежей (взносов) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударствен­ного пенсионного обеспечения работников;

• учет фактических сумм платежей (взносов) по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страхов­щиками медицинских расходов;

• учет фактических сумм платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключи­тельно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности;

• учет расходов по страхованию имущества в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;

• учет прочих расходов будущих периодов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;

• учет расходов по долгосрочному страхованию жизни работ­ников в составе расходов текущего отчетного (налогового) пе­риода;

• учет расходов по страхованию на оплату медицинских расхо­дов в составе расходов текущего отчетного (налогового) перио­да;

• учет расходов по страхованию на случай утраты трудоспособ­ности или наступления смерти в составе расходов текущего от­четного (налогового) периода;

• учет представительских расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;

• учет расходов на рекламу (нормируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ) в составе расходов текущего от­четного (налогового) периода;

• расчет стоимости сырья/материалов, списанных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

• расчет стоимости товаров, списанных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

• учет транспортных расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода;

• расчет стоимости продукции.

Перечисленные регламентные операции по налоговому учету вы­полняются в конце месяца после того, как в налоговом учете отра­жены все хозяйственные операции за месяц. Результат этих опера­ций (стоимость реализованных товаров, представительские расходы в соответствии с нормативами и т.п.) отражается на счетах налогово­го учета, которые используются для заполнения налоговой деклара­ции.

Структура счетов налогового учета

Для отражения данных налогового учета используются вспомога­тельные забалансовые счета. Эти счета не используются для ведения бухгалтерского учета и не учитываются при формировании бухгал­терской отчетности. Номера налоговых счетов начинаются с буквы Н.

Счета налогового учета имеют следующую структуру (для упро­щения и обобщения структура счетов показана без учета субсчетов):

• Н01 Формирование стоимости объекта учета;

• Н02 Движение имущества, прав;

• НОЗ Нормируемые расходы;

• Н04 Расходы будущих периодов;

• Н05 Амортизируемое имущество;

• Н06 Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав;

• Н07 Расходы, связанные с реализацией имущества, работ, услуг, прав;

• Н08 Внереализационные доходы;

• Н09 Внереализационные расходы;

• НЮ Убытки прошлых лет по объектам обслуживающих производств;

• НИ Убытки прошлых лет;

• Н12 Учет целевого финансирования;

• Н13 Движение дебиторской и кредиторской задолженности.

По счету Н01 Формирование стоимости объекта учета отража­ются расходы, произведенные в текущем периоде и связанные с формированием стоимости объектов учета, которые будут приняты к учету позднее. Например, на отдельных субсчетах счета Н01 отража­ется стоимость строящихся основных средств, расходы на НИОКР и освоение природных ресурсов.

По субсчетам счета Н02 Движение имущества, прав отражается поступление и выбытие активов (товаров, материалов, готовой про­дукции и т.п.) в оценке, принятой для целей налогового учета.

По счету НОЗ Нормируемые расходы отражаются расходы, ко­торые могут быть приняты к налоговому учету только в сумме, не превышающей нормативов, установленных для таких расходов гла­вой 25 НК РФ. В частности, это относится к представительским рас­ходам, расходам на страхование, отдельным статьям расходов на рекламу.

По счету Н04 Расходы будущих периодов отражаются расходы, которые не могут быть отнесены к расходам текущего периода в мо­мент их признания, а включаются равными долями в расходы буду­щих отчетных (налоговых) периодов.

По счету Н05 Амортизируемое имущество отражается первона­чальная стоимость и суммы амортизации основных средств и нема­териальных активов, принятые для целей налогового учета.

По счету Н06 Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав отражаются доходы от реализации текущего отчетного (нало­гового) периода.

По счету Н07 Расходы, связанные с реализацией имущества, ра­бот, услуг, прав отражаются расходы, связанные с реализацией, те­кущего отчетного (налогового) периода.

По счетам Н08 Внереализационные доходы и Н09 Внереали­зационные расходы отражаются соответственно внереализационные доходы и внереализационные расходы текущего отчетного (налого­вого) периода.

По счетам НЮ Убытки прошлых лет по объектам обслуживаю­щих производств и НИ Убытки прошлых лет отражаются убыт­ки прошлых лет. Такие убытки могут быть отнесены к текущему на­логовому периоду и перенесены на будущие налоговые периоды в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

По счету Н12 Учет целевого финансирования отражается дви­жение имущества и денежных средств в рамках целевого финансиро­вания.

По счету Н13 Движение дебиторской и кредиторской задолжен-сти отражается движение дебиторской и кредиторской задолжен-сти, возникающее при учете хозяйственных операций. На отдель-

ном субсчете для целей формирования регистра по движению креди­торской задолженности отражается НДС по кредиторской задолжен­ности.

Формирование и контроль начальных остатков по налоговому учету

Для облегчения начала ведения налогового учета в 1 (^Предприятии 7.7 предусмотрено автоматическое формирование начальных остатков по следующим налоговым счетам:

• НО 1.01 Формирование стоимости объектов внеоборотных активов;

• Н01.02 Учет стоимости оборудования;

• Н01.05 Формирование прямых расходов на производство то­варов (работ, услуг) основного производства;

• НО 1.07 Транспортные расходы по доставке покупных това­ров;

• Н02.01 Поступление и выбытие материалов;

• Н02.02 Поступление и выбытие товаров;

• Н02.03 Поступление и выбытие готовой продукции;

• Н02.04 Товары отгруженные;

• Н02.05 Поступление и выбытие ценных бумаг;

• Н02.06 Приобретение прав в рамках оказания финансовых услуг;

• Н04.09 Прочие расходы будущих периодов;

• Н05.01 Первоначальная стоимость основных средств;

• Н05.02 Сумма начисленной амортизации основных средств;

• Н05.03 Первоначальная стоимость нематериальных акти­вов;

• Н05.04 Сумма начисленной амортизации нематериальных активов;

• Н13.01 Движение дебиторской задолженности;

• Н13.02 Движение кредиторской задолженности;

• Н 13.03 НДС по кредиторской задолженности.

Начальные остатки формируются по данным бухгалтерского уче­та и могут быть скорректированы вручную. В случае ручной коррек-

тировки возможно легко увидеть разницу между оценкой объектов учета в бухгалтерском и налоговом учете.

Регистры налогового учета

В 1C:Предприятии 7.7 сохранена классификация налоговых ре­гистров, рекомендованная МНС РФ. В соответствии с ней регистры налогового учета делятся на четыре группы:

• Регистры учета хозяйственных операций (см. стр. 169);

• Регистры промежуточных расчетов (см. стр. 194);

• Регистры учета состояния единицы налогового учета (см. стр. 227);

• Регистры формирования отчетных данных (см. стр. 287).

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией опе­рациях, которые тем или иным образом влияют на величину налого­вой базы в текущем или будущих периодах.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирова­ния налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показа­телей объекта учета, информация о которых используется более од­ного отчетного (налогового) периода.

Регистры формирования отчетных данных содержат информацию о порядке получения значений конкретных строк налоговой декла­рации.

В состав 1С:Предприятия 7.7 в настоящий момент включены следующие регистры налогового учета.

Регистры учета хозяйственных операций:

• Регистр учета операций приобретения имущества, работ, ус­луг, прав (см. стр. 169);

• Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав (см. стр. 174);

• Регистр учета поступлений денежных средств (см. стр. 179);

• Регистр учета расхода денежных средств (см. стр. 182);

• Регистр-расчет сумм начисленных штрафных санкций за от­четный период (см. стр. 185);

• Регистр учета расходов по оплате труда (см. стр. 188);

• Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав рас­ходов (см. стр. 191).

Регистры промежуточных расчетов:

• Регистр-расчет амортизации нематериальных активов (см. стр. 194);

• Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в от­четном периоде (см. стр. 199);

• Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчет­ную дату (см. стр. 206);

• Регистр учета договоров на добровольное страхование работ­ников (см. стр. 209);

• Регистр учета расходов по добровольному страхованию ра­ботников (см. стр. 214);

• Регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода (см. стр. 220).

Регистры учета состояния единицы налогового учета:

• Регистр информации об объекте основных средств (см. стр. 227);

• Регистр информации об объекте нематериальных активов (см. стр. 236);

• Регистр информации о движении приобретенных товаров, учитываемых по методу средней себестоимости (см. стр. 242);

• Регистр информации о движении приобретенного сы­рья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимо­сти (см. стр. 256);

• Регистр учета расходов будущих периодов (см. стр. 263);

• Регистр учета операций по движению дебиторской задолжен­ности (см. стр. 270);

• Регистр учета операций по движению кредиторской задол­женности (см. стр. 275);

• Регистр учета расчетов с бюджетом (см. стр. 281);

• Регистр учета расчетов по штрафным санкциям (см. стр. 284). Регистры формирования отчетных данных:

• Регистр-расчет амортизации основных средств (см. стр. 287);

• Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном пе­риоде (см. стр. 292);

• Регистр учета прочих расходов текущего периода (см. стр. 300);

• Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества (см. стр. 304);

• Регистр-расчет остатка транспортных расходов (см. стр. 304);

• Регистр учета внереализационных расходов текущего периода (см. стр. 315);

• Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказа­нию финансовых услуг (см. стр. 319);

Регистр учета доходов текущего периода (см. 319).

Указанный перечень реализованных налоговых регистров не яв­ляется окончательным и будет расширяться.

Заполнение налоговой декларации

Приказом МНС РФ от 7.12.2001 г. № БГ-3-02/542 Об утвер­ждении формы декларации по налогу на прибыль организаций (в ред. Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-02/358) установлено, что организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют налоговую декларацию за отчетный пери­од и налоговый период (календарный год).

По итогам за январь, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев такие организа­ции представляют сведения о причитающихся к уплате суммах нало­га в объеме Титульного листа (Листа 01) и Листа 02 налоговой дек­ларации.

Формирование налоговой декларации в 1С:Предприятии 7.7 реализовано в соответствии с Приказом МНС РФ от 7.12.2001 г. № БГ-3-02/542 Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций (в ред. Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-02/358), а заполнение -- в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвер­жденной Приказом МНС РФ от 29.12.2001 г. № БГ-3-02/585.

Система налогового учета, реализованная в 1С:Предприятии 7.7, обеспечивает автоматическое заполнение налоговой декларации

по данным налогового учета. Наряду с этим поддерживается и руч­ная корректировка декларации на усмотрение бухгалтера.

Особенности интерфейса комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры

В комплексной конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры существуют некоторые особенности ин­терфейса документов и отчетов по налоговому учету:

• Во всех формах диалогов документов и отчетов используется реквизит Юр. лицо, который необходим для организации многофирменного учета. Налоговые документы и отчеты фор­мируются по каждому собственному юридическому лицу (ком­пании) отдельно.

• Ссылки на пункты меню в описаниях даны для конфигураций Бухгалтерский учет и Производство+Услуги+Бухгалтерия и не соответствуют меню Комплексной конфигурации. Налого­вые документы вызываются из меню Торговля и бухгалтерия - Документы налогового учета. Налоговые регистры вызыва­ются из меню Отчеты - Регистры налогового учета. Назва­ния конечных пунктов меню совпадают.

• В некоторых формах диалогов в Комплексной конфигурации и конфигурации Бухгалтерский учет возможны отличия в расположении реквизитов. В случае существенных отличий в тексте дополнительно приводится внешний вид форм диалогов для Комплексной конфигурации.

Указанные особенности следует учитывать при ознакомлении с содержанием книги. Специальных оговорок по тексту на эту тему не делается.

Примечание. В связи с возможными изменениями в законодатель­стве и развитием налогового учета в конфигурациях, описание порядка налогового учета может не полностью соответствовать используемой Вами конфигурации.

Ведение налогового учета

Налоговый учет приобретения имущества, работ, услуг, прав

В налоговом учете отражаются операции приобретения имущест­ва, работ, услуг, прав, влияющие на расчет налоговой базы налога на прибыль организаций в текущем (отчетном) периоде. Суммы соот­ветствующих расходов на приобретение подлежат включению в со­став налоговой базы в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Отражение операций приобретения имущества, работ, услуг, прав в налоговом учете

Для ввода сведений о проведенных операциях приобретения имущества в типовой конфигурации предназначен документ Опе­рации приобретения имущества, работ, услуг, прав (меню Налого­вый учет - Операции приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав - Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав).

Примечание. В Комплексной конфигурации внешний вид формы документа будет отличаться, помимо стандартных отличий, до­полнительным реквизитом табличной части Тип ТМЦ.

Каждая строка документа соответствует одной операции приобре­тения имущества. Приобретение одного наименования имущества отражается в документе отдельной строкой табличной части. Опера­ции приобретения имущества, проведенные в течение дня, можно отразить в одном документе.

Контрагент, договор

В реквизите Контрагент указывается поставщик имущества ра­бот, услуг, прав.

В реквизите Договор указывается договор, на основании кото­рого приобретается имущество.

Данные реквизиты имеет смысл указывать в том случае, если операция связана с изменением дебиторской или кредиторской за­долженности.

Условие получения имущества

Возможны следующие варианты условий получения имущества:

• С последующей оплатой;

• В счет ранее выданных авансов;

• В счет расчетов по договору мены;

• Другие существенные условия;

• По договору займа;

• В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной деятельности;

• По договору дарения (безвозмездно).

При покупке имущества следует использовать одно из первых че­тырех условий.

Значение Другие существенные условия используется при по­ступлении имущества, не изменяющем дебиторской или кредитор­ской задолженности, например, при вводе расходов, отраженных в авансовом отчете.

Вид расхода

Данный реквизит разделяет приобретенное имущество, работы, услуги, права по видам поступившего имущества и может принимать следующие значения:

• Связанные с приобретением товаров;

• Связанные с приобретением сырья и материалов;

• Связанные с приобретением (строительством) основных средств;

• Связанные с приобретением нематериальных активов;

• Связанные с приобретением ценных бумаг;

• Связанные с приобретением прав;

• Транспортные расходы по доставке покупных товаров;

• Представительские расходы;

• Расходы на рекламу (по нормативу);

• Расходы будущих период;

• Гарантийный ремонт и обслуживание;

• На НИОКР;

• По освоению природных ресурсов;

• Другие расходы, включаемые в состав косвенных расходов;

• Внереализационные расходы;

• На реализацию основных средств;

• На реализацию нематериальных активов;

• На реализацию прочего имущества;

• По выбытию имущества;

• По безвозмездной передаче имущества;

• Не принимаемые для целей налогообложения.

Элемент расхода

Для вида расходов Другие расходы, включаемые в состав кос­венных расходов следует дополнительно указать группу или вид косвенных расходов:

• Материальные расходы;

• Налоги и сборы;

• Пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности;

• Расходы на командировки;

• Расходы на рекламу;

• Информационные услуги;

• Изучение конъюнктуры рынка;

• Ремонт основных средств или отчисления на создание ре­монтного фонда;

• Подготовка и переподготовка кадров;

• Охрана имущества;

• Услуги по управлению;

• Аудиторские услуги;

• Предоставление работников сторонними организациями;

• Социальная зашита инвалидов;

• Другие расходы, принимаемые для целей налогообложения,

Для вида расходов Внереализационные расходы следует дополнительно указать вид внереализационных расходов:

• Содержание имущества, переданного в аренду;

• Услуги банков;

• Убытки прошлых лет;

• Прочие внереализационные расходы.

Объект учета

Для следующих видов расходов, следует указывать конкретный объект учета, на приобретение которого относятся данные расходы. Если в строке документа указано условие получения имущества, для которого не требуется указывать вид расхода, например, В рамках целевого поступления и финансирования, благотворительной дея­тельности, то в этом случае также следует указать объект учета:

Вид расхода или условие получения

Вид объекта учета

Связанные с приобретением товаров

Номенклатура

Связанные с приобретением сырья и материалов

Материалы

Связанные с приобретением (строительст­вом) основных средств

Объекты внеоборотных активов. Оборудование

Связанные с приобретением нематериаль­ных активов

Объекты внеоборотных активов

Связанные с приобретением ценных бумаг

Цепные бумаги

Связанные с приобретением прав

Договоры

Гарантийный ремонт и обслуживание

Номенклатура

На НИОКР

Расходы будущих периодов

По освоению природных ресурсов

Расходы будущих периодов

На реализацию основных средств

Основные средства

На реализацию нематериальных активов

Нематериальные активы

Вид расхода или условие получения

Вид объекта учета

На реализацию прочего имущества

Материалы,

Оборудование, Объекты внеоборотных активов, Цепные бумаги

По выбытию имущества

Материалы, Оборудование, Объекты внеоборотных активов, Ценные бумаги,

Нематериальные активы, Основные средства

В рамках целевого поступления и финанси­рования, благотворительной деятельно­сти! 20

Материалы, Номенклатура, Ценные бумаги

По договору дарения (безвозмездно)

Материалы, Номенклатура, Ценные бумаги

Примечание. В Комплексной конфигурации нет отдельного спра­вочника Материалы. Учет материалов реализован в составе справочника Номенклатура. При этом используется дополни­тельный реквизит табличной части Тип ТМЦ, в котором ука­зывается, чем в данный момент является реквизит Объект -материалом, товаром или продукцией.

Тип ТМЦ (только для Комплексной конфигурации)

Заполняется только в случаях, когда реквизит Объект Учета является справочником Номенклатура, в других случаях остается незаполненным. Возможные значения: Материал, Товар, Про­дукция - используются для уточнения типа номенклатуры в рекви­зите Объект учета.

Сумма

Сумма расходов на приобретение для целей налогового учета, Как правило, это сумма задолженности нашей организации перед по­ставщиком, уменьшенная на суммы уплаченного НДС, если упла­ченная поставщику сумма налога на добавленную стоимость не

включается в стоимость приобретенного имущества, работ услуг, прав.

Количество

Количество приобретенного имущества одного наименования.

Задолженность

Сумма, на которую изменяется дебиторская или кредиторская за­долженность контрагента.

НДС в том числе

Сумма НДС по кредиторской задолженности. Сумму НДС следу­ет указывать только для операций, изменяющих кредиторскую за­долженность, например, при приобретении имущества с последую­щей оплатой.

В случае если для целей бухгалтерского учета НДС по приобре­тенному имуществу не выделяется, а входит в стоимость этого иму­щества, то реквизит остается незаполненным.

Дата признания

Дата признания соответствующих расходов (доходов) в соответ­ствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Основание признания

Информация, идентифицирующая операцию по формированию стоимости объекта учета.

Наименование операции

В этом поле указывается вспомогательная информация, служащая для идентификации операции: содержание операции, ссылка на пер­вичный документ и т.п.

Проведение документа Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав

При проведении документа формируются проводки по вспомога­тельным забалансовым счетам в зависимости от указанного условия получения, объекта учета и вида расхода. В следующих таблицах приведено соответствие формируемых проводок условиям поступле­ния, а также указаны реквизиты документа, определяющие суммы и объекты аналитического учета проводок.

Проводки по учету задолженности

Условие получения или вид расхода

Счет

Аналитика

Сумма провод­ки

С последующей оплатой

Кт HI 3.02 Движение кредиторской задол­женности

Контрагент; Договор

Задолженность

С последующей оплатой

Кт Н13.03 НДС по кредиторской задол­женности

Контрагент; Договор

НДС в том числе

По договору займа

Кт HI 3.02 Движение кредиторской задол­женности

Контрагент; Договор

Задолженность

По договору займа

Кт Н13.03 НДС по кредиторской задол­женности

Контрагент; Договор

НДС в том числе

В счет ранее вы­данных авансов

Кт HI 3.01 Движение Дебиторской задолжен­ности

Контрагент; Договор

Задолженность

Связанные с при­обретением прав

Дт Н13.01 Движение дебиторской -задолжен­ности

Договор, ука­занный в каче­стве объекта учета и его вла­делец

Сумма

Проводки по учету расходов и формированию стоимости имущества

Условие получения или вид расхода

Счет

Аналитика

Сумма про­водки

В рамках целевого поступления и фи­нансирования, бла­готворительной деятельности;

По договору даре­ния (безвозмездно)

Дт Н02.01 Поступле­ние и выбытие мате­риалов

Материалы

Сумма



Дт Н02.02 Поступле­ние и выбытие това­ров

Номенклатура

Сумма



Дт Н02.05 Поступле­ние и выбытие ценных бумаг

Ценные бумаги

Сумма

Связанные с при­обретением товаров

Дт Н02.02 Поступле­ние и выбытие това­ров

Номенклатура

Сумма

Условие получения или вид расхода

Счет

Аналитика

Сумма про­водки

Связанные с при­обретением сырья и материалов

Дт Н02.01 Поступле­ние и выбытие мате­риалов,

Материалы

Сумма

Связанные с при­обретением (строи­тельством) основ­ных средств

Дт НО 1.01 Формиро­вание стоимости объек­тов внеоборотных ак­тивов

Объекты внеобо­ротных активов

Сумма



Дт Н01.02 Учет стои­мости оборудования

Оборудование

Сумма

Связанные с при­обретением нематериальных активов

Дт Н01.01 Формиро­вание стоимости объек­тов внеоборотных ак­тивов

Объекты внеобо­ротных активов

Сумма

Связанные с при­обретением ценных бумаг

Дт Н02.05 Поступле­ние и выбытие ценных бумаг

Ценные бумаги

Сумма

Связанные с при­обретением прав

Дт Н02.06 Приобрете­ние прав в рамках оказания финансовых услуг

Договор, указанный в качестве объекта учета и его владе­лец

Сумма

Транспортные рас­ходы по доставке покупных товаров

Дт НО 1.07 Транспорт­ные расходы по достав­ке покупных товаров

Аналитический учет не ведется

Сумма

Представительские расходы

Дт НОЗ.ОЗ Представи­тельские расходы

Аналитический учет не ведется

Сумма

Расходы на рекламу (по нормативу)

Дт Н03.04 Расходы на рекламу

Аналитический учет не ведется

Сумма

Расходы будущих периодов

Дт Н04.09 Прочие расходы будущих пе­риодов

Расходы будущих периодов

Сумма

Гарантийный ре­монт и обслужива­ние

Дт Н03.01 Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание

Аналитический учет не ведется

Сумма

На НИОКР

Дт Н01.03 Формиро­вание расходов на НИОКР

Аналитический учет не ведется

Сумма

По освоению при­родных ресурсов

Дт Н01.04 Формиро­вание расходов по освоению природных

Аналитический учет не ведется

Сумма

Условие получения или вид расхода

Счет

Аналитика

Сумма про­водки

ресурсов

Другие расходы, включаемые в со­став косвенных расходов

Дт Н07.04 Косвенные расходы

Элемент расхода

Сумма

Внереализационные расходы

Дт Н09 Внереализа­ционные расходы

Элемент расхода

Сумма

На реализацию основных средств

Дт Н07.07 Стоимость реализованных основ­ных средств, в том числе расходы, связан­ные с их реализацией

Основные средства

Сумма

На реализацию нематериальных активов

Дт Н07.08 Стоимость реализованных немате­риальных активов, в том числе расходы, сJязанные с их реали­зацией

Нематериальные активы

Сумма

На реализацию прочего имущества

Дт Н07.06 Стоимость реализованного прочего имущества, в том числе расходы, связанные с его реализацией

Аналитический учет не ведется

Сумма

На реализацию прочего имущества

Дт Н07.14 Расходы, связанные с приобре­тением и реализацией ценных бумаг

Ценные бумаги

Сумма

По выбытию иму­щества

Дт Н09 Внереализа­ционные расходы

Элемент расхода

Сумма

Примечание. В Комплексной конфигурации:

• Вместо аналитики Материалы, используется аналитика Номенклатура, поскольку все материалы учитываются в справочнике Номенклатура.

• Для раздельного учета товаров и продукции по счету Н02.2 Поступление и выбытие товаров дополнительно ведет­ся аналитический учет по видам номенклатуры.

• Объекты внеоборотных активов учитываются в справочнике Внеоборотные активы.

Проводки по учету внереализационных расходов и целевого

финансирования

Кроме операций приобретения имущества, связанных с соверше­нием расходов, документ предназначен для отражения в учете дохо­дов, связанных с безвозмездным поступлением имущества, а также для учета имущества, полученного в рамках целевого финансирова­ния. При указании в строке документа соответствующего условия получения при проведении документа будут сформированы следую­щие проводки:

Условие получения или вид расхода

Счет

Аналитика

Сумма про­водки

По договору дарения (безвозмездно)

КтН08 Внереализационные доходы

Безвозмездно полученное имущество

Сумма

В рамках целевого поступления и фи­нансирования, благо­творительной дея­тельности

Кт Н12 Учет целевого финансирования

Аналитиче­ский учет не ведется

Задолжен­ность

Автоматическое заполнение документа

Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав

Конфигурация Бухгалтерский учет

В типовой конфигурации предусмотрен механизм, автоматически заполняющий документ сведениями об операциях приобретения имущества. Для того чтобы выполнить автоматическое заполнение, следует в открытом документе нажать кнопку Заполнить. Автома­тическое заполнение выполняется по документам бухгалтерского учета, отражающим отдельные хозяйственные операции (Поступле­ние товаров, Услуги сторонних организаций и т.п.), а также по операциям, введенным вручную.

Заполнение по операциям,введенным вручную

При автоматическом заполнении в документ включаются опера­ции, отраженные в бухгалтерском учете проводками со следующими корреспонденциями (любые комбинации счетов дебета и кредита):

По дебету счетов:

• 07 Оборудование к установке,

• 08 Вложения во внеоборотные активы,

• 10 Материалы,

• 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей,

• 20 Основное производство,

• 21 Полуфабрикаты собственного производства,

• 23 Вспомогательные производства,

• 25 Общепроизводственные расходы,

• 26 Общехозяйственные расходы,

• 28 Брак в производстве,

• 29 Обслуживающие производства и хозяйства,

• 41 Товары,

• 44 Расходы на продажу,

• 45 Товары отгруженные,

• 58.2 Долговые ценные бумаги,

• 58.5 Приобретенные права в рамках оказания финансовых услуг,

• 91.2 Прочие расходы,

• 97 Расходы будущих периодов,

• 99 Прибыли и убытки.

По кредиту счетов:

• 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками,

• 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам,

• 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам,

• 71 Расчеты с подотчетными лицами,

• 76.5 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в руб­лях,

• 76.55 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в валю­те,

• 86 Целевое финансирование,

• 91.1 Прочие доходы

• 98 Доходы будущих периодов.

Из проводок, отобранных по перечисленным выше корреспонден-циям, исключаются проводки:

• По начислению курсовых разниц;

• Отражающие операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты;

• По поступлению оборудования и внеоборотных активов:

• Безвозмездно;

• В качестве средств целевого финансирования.

В зависимости от корреспондирующих счетов и значений субкон­то, в отобранных проводках заполняются реквизиты документа Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав.

Контрагент, договор

Реквизиты заполняются в том случае, если по счету кредита ото­бранной проводки ведется аналитический учет по контрагентам и договорам.

Условие получения имущества

Условие получения определяется в зависимости от корреспонди­рующих счетов в проводке, отражающей операцию в бухгалтерском учете.

Счет кредита

Условие получения

60, 76.5, 76.55

С последующей оплатой



В счет ранее выданных авансов

66,67

По договору займа

71

Другие существенные условия

86

В рамках целевого поступления и финансирования, благотвори­тельной деятельности

91.1,98

По договору дарения (безвозмездно)

Вид расхода, объект учета и элемент расхода

Вид расхода, объект учета и элемент расхода определяются в за­висимости от корреспондирующих счетов в проводке, отражающей операцию в бухгалтерском учете.

Счет дебета

Вид расхода

Объект учета

07

Связанные с приобретением (строительством) основных средств

Оборудование

08.1, 08.2, 08.3, 08.4

Связанные с приобретением (строительством) основных средств

Объекты внеобо­ротных активов

08.5

Связанные с приобретением нематериальных активов

Объекты внеобо­ротных активов

10 (кроме 10.7)

Связанные с приобретением сырья и материалов

Материалы

15.1

Связанные с приобретением сырья и материалов

Не заполняется

15.2

Связанные с приобретением товаров

Не заполняется

15.3

Связанные с приобретением (строительством) основных средств

Не заполняется

41

Связанные с приобретением товаров

Номенклатура

44.1.2, 44.1.3

Не принимаемые для целей налогообложения

Не заполняется

58.2

Связанные с приобретением ценных бумаг

Ценные бумаги

58.5

Связанные с приобретением прав

Договоры



Содержание раздела