В системе 1С:Торговля существуют средства для получения итоговой или сводной информации, а также для обработки данных по предварительно описанному на стадии конфигурирования алгоритму.
Количество и состав отчетов, которые могут быть получены при использовании системы, целиком определяются в процессе настройки конфигурации задачи. Как правило, набор отчетных документов является индивидуальным для каждой организации, использующей систему 1С:Торговля.
Вы этой главе будут даны общие указания по порядку использования отчетов, которые применимы во всех случаях использования системы 1С:Торговля. Работа с обоими этими средствами системы одинакова, их различие лишь в предназначении: отчеты, не затрагивая данных системы, позволяют получить сводную или итоговую информацию, а обработки, как правило, выполняют редактирование данных системы (обычно автоматический пересчет каких-либо показателей). В связи со схожестью поведения и представления в системе 1С:Торговля, эти понятие будут рассмотрены в одной главе.
Для формирования того или иного отчета или для выполнения обработки данных могут использоваться главное меню, кнопки панелей инструментов, кнопки тех или иных форм системы или иные действия. Как именно получить тот или иной отчет или выполнить определенную обработку данных, описано в документации на конкретную конфигурацию системы (в первоначальной поставке — Описание типовой конфигурации).
Если иное не обусловлено в конфигурации, по умолчанию для формирования отчета или выполнения обработки необходимо выбрать пункт Отчеты или Обработки в меню Операции главного меню программы. На экран будет выдан список существующих в системе отчетов (обработок).
В этом списке клавишами или мышью следует выбрать нужное наименование и затем нажать кнопку ОК". На экран будет выдана экранная форма отчета или обработки, которая, как правило, представляет собой запрос параметров предстоящего действия (разрез времени, полноту, глубину детализации и т.д.).
Внешний вид запроса, в общем случае, может быть любым, и определяется при создании отчетов и обработок в процессе настройки конфигурации задачи.
В выданном запросе следует установить необходимые параметры и нажать кнопку Сформировать или подобную. Для отказа от формирования отчета следует нажать клавишу Esc или закрыть окно запроса, нажав кнопку закрытия окна.
Внешний вид запроса, его свойства, поведение управляющих элементов определяются при настройке конфигурации задачи и, в общем случае, может быть самым разнообразным. Однако работа с этим диалогом всегда ведется по общим правилам, которые будут описаны в этом параграфе.
Экранная форма отчета или обработки состоит из совокупности управляющих элементов — полей ввода , кнопок , списков, полей со списками, флажков, являющихся стандартными элементами управления Windows.
Закладки. Кроме того, если это обусловлено конфигурацией, форма может содержат закладки. Такие управляющие элементы используются для форм, содержащих большое количество редактируемой информации. В этом случае все редактируемые реквизиты сгруппированы на разных страницах формы, между которыми можно переключаться, выбирая ту или иную закладку.
Для выбора определенной закладки необходимо щелкнуть на ней мышью. Если закладок много, осуществляется горизонтальная прокрутка закладок кнопками прокрутки в правой части формы.
Перемещение по элементам диалога. Для перемещения по элементам управления диалога можно использовать клавиши Tab и Shift+Tab или просто щелкать мышью в соответствующий элемент диалога.
При заполнении запроса можно завершать ввод очередного реквизита нажатием клавиши Enter, тогда курсор будет автоматически переходить на следующий управляющий элемент диалога. Если это обусловлено конфигурацией, форма может проверять корректность и полноту введенных данных. В случае неправильного ввода могут появляться соответствующие сообщения.
После того, как реквизиты заполнены, можно выполнить формирование отчета или запустить обработку данных.
Для ввода значения типа дата необходимо в поле ввода указать дату в формате ДД.ММ.ГГ (число, порядковый номер месяца и две последние цифры года) или ДД.ММ.ГГГГ (число, порядковый номер месяца и четыре цифры года). Применение того или иного формата ввода даты устанавливается параметром Число цифр в представлении даты (закладка Общие панели настройки параметров системы). Панель настройки параметров системы вызывается через пункт Параметры меню Сервис.
Разделительные точки указывать не нужно — они всегда присутствуют в поле ввода даты. Если дата указана неверно, — например, номер месяца больше 12, — программа не позволит записать такое значение и в этом случае необходимо исправить неверно указанную дату. Также нельзя будет записать пустую дату. Однако можно отказаться от ввода значения константы, нажав клавишу Esc, тогда будет сохранено ее предыдущее значение.
При вводе даты можно воспользоваться встроенным календарем программы, нажав на кнопку 2 в поле ввода даты или нажав клавишу F4.
При этом на экране появится встроенный календарь программы, в котором мышкой или при помощи клавиатуры можно выбрать необходимую дату. Более подробно работа со встроенным календарем описана в главе 9 Сервисные возможности.
Числовые реквизиты вводятся путем набора нужного числа на клавиатуре. В поле ввода числового реквизита может также присутствовать кнопка вызова калькулятора К3, если это указано при создании формы в процессе настройки конфигурации задачи. При нажатии мышью на эту кнопку на экран будет вызван калькулятор, тогда можно произвести необходимые вычисления и ввести результат поле ввода.
Совет. Если кнопка вызова калькулятора не предусмотрена, можно вызвать калькулятор, нажав клавишу F4.
Если реквизит является строкой символов, его ввод осуществляется простым набором необходимых символов на клавиатуре. При этом доступны возможности редактирования символьных строк, предоставляемые операционной системой, например, работа с буфером обмена.
Если тип значения реквизита формы не является одним из так называемых базовых типов (рассмотренные выше число, строка и дата), то ввод значения реквизита осуществляется путем выбора из какого-либо списка значений и в поле ввода такого реквизита всегда присутствует кнопка К1. При нажатии мышью на эту кнопку (также можно использовать клавишу F4) на экран будет ыдан список, из которого требуется выбрать необходимое значение. Список может являться справочником (т.е. списком элементов справочника), журналом документов (т.е. списком документов) или перечислением (списком значений перечисления).
Выбор элемента справочника. Необходимую строку в справочнике можно выбрать, дважды щелкнув на ней мышью или нажав кнопку К5 в панели инструментов окна справочника. Кроме выбора элемента справочника, доступны все функции работы со справочником — ввод нового элемента, редактирование, удаление элемента, реорганизация групп многоуровневого справочника и тому подобное.
Если это обусловлено конкретной конфигурацией задачи, справочник из которого производится выбор элемента в качестве значения реквизита, может быть подчиненным другому справочнику (см. главу Справочники). В этом случае выбор значения реквизита несколько отличается; при нажатии на кнопку К1 сначала появляется окно справочника-владельца, т.е. того справочника, элементам которого подчинены элементы справочника, используемого для данного реквизита. Только после выбора элемента-владельца на экран выведется окно требуемого справочника, в котором можно произвести выбор элемента.
В некоторых случаях, форма может содержать реквизит, значением которого может быть не элемент конкретного справочника, а элемент любого справочника (или нескольких справочников). При этом, при редактировании такого реквизита, перед выводом на экран окна справочника, система предложит выбрать конкретный справочник, элемент которого будет выбираться как значение реквизита.
В этом окне клавиатурой или мышью выбирается наименование требуемого справочника.
Выбор документа. В журнале документов нужный документ выбирается двойным щелчком мышью. Так же, как и при выборе из справочника, здесь доступны все функции для работы с журналом и документами.
Выбор значения перечисления. Для выбора нужного значения из перечисления достаточно указать на это значение мышью.
Отказ от выбранного значения. Для очистки значения, которое вводится путем выбора из списка, следует использовать пункт Очистить значение из меню Действия главного меню программы.
Набор параметров, который использовался при формировании какого-либо отчета, можно сохранить, и затем использовать при последующих построениях этого же отчета (выполнении обработки). Набор параметров сохраняется как набор значений реквизитов диалога.
Подобную возможность удобно использовать, когда диалог для ввода параметров имеет значительное число реквизитов. В этом случае можно запомнить несколько наиболее часто используемых наборов параметров. Перед формированием отчета или выполнением обработки выполняется восстановление одного из запомненных наборов параметров, в который, при необходимости, можно внести изменения.
Для сохранения набора параметров следует нажать кнопку К15 на панели инструментов окна диалога или выбрать пункт Сохранить настройку в меню Действия главного меню программы. На экран будет выдан запрос, в котором необходимо задать имя сохраняемому набору параметров.
После ввода имени следует нажать кнопку ОК для сохранения набора параметров под указанным именем или кнопку Отмена для отказа от сохранения.
Для восстановления одного из ранее сохраненных наборов параметров необходимо нажать кнопку К14 или выбрать пункт Открыть настройку в меню Действия главного меню программы. На экран будет выдHн список сохраненных наборов параметров.
В этом списке необходимо клавишами или мышью выбрать имя одного из ранее сохраненных наборов параметров. После нажатия кнопки ОК список будет закрыт, а реквизиты формы будут заполнены восстановленными значениями.
Для отказа от восстановления набора параметров следует нажать кнопку Отмена.
Кнопка Удалить позволяет удалить набор параметров из списка. Следует иметь в виду, что если после удаления нажать кнопку Отмена", то при повторном вызове списка удаленные наборы параметров будут восстановлены. Поэтому для подтверждения удаления следует нажать кнопку ОК.
Созданный отчет открывается для просмотра в редакторе таблиц системы 1С:Торговля. Если в окне редактора видна только часть формы, можно использовать клавиши управления курсором и линейки прокрутки для вывода на экран остальной ее части.
При необходимости перед печатью отчет может быть отредактирован. Чтобы иметь такую возможность, следует в редакторе таблиц включить режим редактирования путем выбор пункта Только просмотр в меню Вид главного меню программы.
Отредактированная печатная форма может быть сохранена в файле на диске. Для этого следует выбрать пункт Сохранить или Сохранить как в меню Файл главного меню программы.
Подробно о работе в редакторе таблиц системы 1С:Торговля рассказывается в соответствующей главе настоящего Руководства.
Для вывода отчета на принтер следует в меню Файл главного меню программы выбрать пункт Печать. На экран будет выдан стандартный диалог для настройки параметров печати.
В этом диалоге следует установить необходимые параметры печати: выбрать принтер, диапазон страниц для печати, количество копий, и нажать кнопку ОК для выполнения печати.
При необходимости перед печатью можно просмотреть отчет в том виде, как он будет напечатан. Для этого следует выбрать пункт Просмотр в меню Файл главного меню программы.
При просмотре можно использовать кнопки След. и "Пред. для вывода на экран следующей и предыдущей страниц просматриваемого документа, и кнопку 2 Стр./1 Стр. для переключения в режим одновременного просмотра двух страниц документа и обратно.
Для изменения масштаба изображения можно использовать мышь или кнопки Развернуть и Свернуть.
Если указатель мыши находится в пределах просматриваемого документа, нажатие левой кнопки дискретно увеличивает масштаб изображения. Всего существует 3 фиксированных масштаба просмотра; при достижении самого крупного нажатие левой кнопки мыши вновь показывает документ в самом мелком масштабе.
Нажатие кнопки Развернуть увеличивает масштаб на 1 шаг, нажатие кнопки Свернуть — уменьшает.
Для выхода из режима предварительного просмотра следует нажать кнопку Закрыть.