Функционирование системы 1С:Торговля, как и системы 1С:Предприятие в целом, делится на два, разделенных во времени процесса — настройку и пользовательскую работу. Таким образом, все сеансы работы с системой можно разделить на два типа: сеанс настройки, или конфигурирования структур данных, отчетов, алгоритмов обработки данных и т.д., при котором работает администратор системы (режим запуска Конфигуратор ); сеанс работы пользователя, при котором конечные пользователи системы вводят предварительно настроенные документы, редактируют справочники, структура которых определена при настройке, используют готовые алгоритмы обработки данных и получают отчеты (режим запуска 1С:Предприятие ). Более подробно эти режимы запуска рассмотрены ниже.
Кроме двух описанных выше режимов запуска существует режим запуска Отладчик, предназначенный для отладки алгоритмов обработки данных, созданных в режиме конфигурирования. Подробно этот режим запуска описан в книге 1С:Предприятие. Конфигурирование и администрирование.
Так как набор таких объектов предметной области, как накладные, счета, прайс-лист, каталог товаров и прочие, зависит от конкретной реализации поставляемой с системой конфигурации, описание работы с системой 1С:Торговля дается в максимально общем виде, без ссылок на особенности работы программы с конкретными документами, отчетами, справочниками. В настоящем Руководстве даются общие приемы работы с элементами данных различных типов из числа используемых системой: константами, справочниками, журналами документов и документами, отчетами.
Пояснения по применению конкретных документов, отчетов, и т.д. можно получить из пользовательского описания или из книги, представляющей собой описания типовой конфигурации (в первоначаль ной поставке — Описание типовой конфигурации ).
На этапе конфигурирования системы выполняется ее настройка на особенности конкретного предприятия: создаются справочники необходимой структуры для хранения различной нормативно-справочной информации; создаются заново или корректируются структуры используемых документов и их формы; разрабатывается необходимое число журналов для работы с документами; корректируются существующие или разрабатываются новые отчеты для получения итоговых данных о работе предприятия.
Совокупность созданных в процессе конфигурирования структур данных, алгоритмов обработки, отчетов называется конфигурацией задачи. Редактирование конфигурации задачи называется настройкой конфигурации задачи или конфигурированием. Конфигурирование системы выполняется в режиме запуска онфигуратор.
Система настройки прав пользователей и авторизации дос тупа. При конфигурировании системы разработчик конфигурации или администратор системы может создать наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяется конкретной конфигурацией системы. Например, могут быть введены такие наборы прав, как Кладовщик, Менеджер, Начальник отдела.
Система настройки пользовательских интерфейсов. Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных в системе, предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.
На этапе конфигурирова ния может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менеджеров, кладовщиков).
Список пользователей. Список пользователей создается уже для конкретной организации. Каждому пользователю назначается роль, включающая набор прав пользователя и пользоват ельский интерфейс.
В сеансе работы конечного пользователя система 1С:Торговля, используя структуру информационной базы, созданную на этапе конфигурирования, организует интерфейс доступа к данным и программную среду для реализации созданной настройки. На этом этапе пользователи работают с конкретными документами и журналами, используют справочники и отчеты.
Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информации описанной в конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
Система 1С:Торговля — универсаль ная система для учета торговой деятельности предприятия. Она предназначена для решения широкого круга разнообразных задач учета, например:
• учет складских запасов товаров и их движения;
• учет взаиморасчетов с клиентами и поставщиками;
• резервирование товаров и контроль оплаты;
• учет денег на расчетных счетах и в кассе;
• учет товарных кредитов и контроль их погашения;
• автоматический расчет цен списания товаров;
• учет выданных на реализацию товаров, их возврата и оплаты.
Набор выполняемых программой 1С:Торговля функций определяется ее конфигурацией, содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретного торгового предприятия.
Возможности системы позволяют организовать:
• учет по нескольким фирмам и нескольким складам;
• учет товаров в различных единицах измерения, а денежных средств — в различных валютах;
• получение самой разнообразной отчетной и аналитической информации о финансовых и товарных движениях.
Средства конфигурирования программы позволяют настроить ее на самые различные виды торговой деятельности. Вы можете организовать произвольное количество справочников и документов необходимой структуры. Вы можете настроить произвольное количество регистров для учета средств в самых различных разрезах.
Система 1С:Торговля позволяет организовать максимально удобный ввод информации. При заполнении документов вы можете осуществлять подбор товаров из каталога или прайс-листа с автоматическим расчетом цен и сумм. Документ может быть автоматически заполнен на основании другого документа. Вы можете просмотреть список связанных документов.
Широкие оформительские возможности программы позволяют вам создать формы первичных документов и отчетов с использованием различных шрифтов, рамок, цветов, рисунков. Печатная форма документа может автоматически меняться в зависимости от внесенной в документ информации.
Программа ориентирована на работу в реальном времени. Она автоматически поддерживает в актуальном состоянии текущие остатки товарных и денежных средств. При вводе документов может выполняться контроль наличия товаров на складе или состояние взаиморасчетов клиента.
Система авторизации и контроля прав позволяет ограничить возможности использования различных функций для отдельных категорий пользователей.
1С:Торговля имеет широкие возможности для связи с другими программами. Конкретная конфигурация может поддерживать автоматическую загрузку справочников из внешних приложений, передачу отчетов в другие программы, в том числе формирование проводок для программы 1С:Бухгалтерия.
Информация, изложенная ниже, представляет собой краткое описание тех понятий системы 1С:Предприятие, которые доступны для компоненты Оперативный учет. Она будет полезна для специалистов, которые осуществляют конфигурирование системы. Конечные пользователи программы 1С:Торговля могут ознакомиться с данным параграфом по желанию.
Константы. Объекты, предназначенные для хранения информации, характерной для всей конфигурации в целом. Как правило, константы используются для работы с постоянной и условно-постоянной информацией, но могут представлять собой и периодически изменяемые данные. Обычно вводятся такие константы, как Наименование предприятия, Размер НДС, ФИО главного бухгалтера, Срок резервирования товаров и др.
Справочники. Объекты, предназначенные для хранения множества однотипных данных и реализации разного рода классификаторов. Справочник может иметь несколько форм представления, форму для редактирования элемента справочника. Обычно справочниками являются списки товаров, организаций, валют, сотрудников и др.
Перечисления. Перечисления используются в системе для описания постоянных (не редактируемых пользователем) списков значений. Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), статус клиента (постоянный, разовый).
Документы. Для отражения любых операций и событий, приводящих к движению средств или влияющих на состояние данных системы, в программе 1С:Торговля используются документы. Как правило, набор документов 1С:Трорговли совпадает с набором реальных физических документов, используемых в торговой деятельности: счет, приходная или расходная накладная, заказ, изменение статуса партнера, выписка из банка и т.д.
Каждый документ имеет визуальное представление (экранную форму) и может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части, которые заполняются при его выписке (вводе в систему). Кроме того, документ имеет печатную форму, которая представляет собой его бумажный эквивалент.
При конфигурировании документа описывается также алгоритм его проведения, т.е. описывается, каким именно образом данный документ влияет на остатки товаров, состояние клиентов и пр. Алгоритм проведения документа описывается на встроенном языке программы.
Журналы. Для просмотра документов в системе предусмотрен механизм журналов. Каждый журнал может отображать тот или иной набор видов документов. Для журнала могут быть определены графы журнала и отображаемая в них информация из документов различных видов.
Таким образом, основное назначение журнала — это просмотр списка документов нескольких видов. Например, может быть создан журнал Складские докуме нты, который будет содержать все прPходные накладные и накладные на внутреннее перемещение.
Регистры. Для анализа остатков и движений средств, ком понента Оперативный учет системы 1С: Предприятие использует т.н. регистры. Регистры используются для поддержки складских запасов, взаиморасчетов и т.д.
Регистр представляет собой многомерную таблицу хранения остатков и оборотов по тем или иным ресурсам. Например, для складского запаса товаров может быть создан регистр Товарный запас с двумя измерениями Товар и Склад и одним ресурсом Количество. В этом случае система будет поддерживать остатки товаров в разрезе складов.
Изменение остатков по регистрам может производиться только документами. Каждое такое изменение имеет определенное место на оси времени . Каждый документ может порождать неограниченное количество движений по регистрам любых видов.
Для работы в реальном време ни система поддерживает поняти е точки актуальности итогов (далее — ТА). ТА может быть установлена принудительно, но ее могут изменять проводимые в потоке документы. С другой стороны, проводимые в потоке документы получают мгновенный доступ к актуальным итогам по всем регистрам, например, для контроля складских остатков. Хотя, разумеется, существует возможность проведения документа задним числом, с од ной стороны, и получения итогов на любой момент — с другой.
Отчеты и Обработки. Для описания отчетов и процедур произвольной обработки данных в системе существуют два типа объектов — отчеты и обработки. Первый из них, как правило, применяется для получения сводной информации по тем или иным данным. Второй, как правило, выполняет обработку, т.е. р едактирование дан ных, например пересчет цен каталога товаров. Каждый отчет или обработка имеет форму, в которой могут быть выбраны параметры формирования отчетов. Например, для выдачи складской справки можно выбрать конкретный склад, группу товаров и т.д.
Алгоритм получения отчета или обработки данных описывается с использованием встроенного языка, при этом может быть задействован встроенный язык запросов. Для вывода отчетов может быть использован как текстовый формат, так и специализированный табличный формат отчетов.