Т. Г. Семенкова, А. В. Семенков - Денежные реформы России в XIX веке
Перед Россией в XIX в. стояло множество финансовых проблем, которые были блестяще решены крупнейшими теоретиками и практиками финансовой науки — М. М. Сперанским, Е. Ф. Канкриным, С. Ю. Витте. О том, как осуществлялись денежные реформы в XIX в., вы узнаете из предлагаемой книги.
Предисловие
Финансовые проблемы в настоящее время волнуют не только специалистов. Нужна ли сегодня денежная реформа, и как ее проводить? Авторы данной книги не берутся дать прямые ответы на эти вопросы. Но, рассказав об истории финансов России, надеются помочь разобраться в причинах финансовых трудностей и в формах их разрешения на исторических примерах проведения денежных реформ в России в XIX в.
На пороге XIX в. появилась яркая фигура реформатора М. М. Сперанского, министром финансов России с 1823 по 1844 г. был граф Е. Ф. Канкрин, а на рубеже XIX и XX вв. денежную реформу провел С. Ю. Витте. В начале XX в. свой вклад в развитие финансов и русской экономической мысли внесло „Общество финансовых реформ». Для правильного понимания истории преобразования финансовой системы России с конца XVIII до начала XX в. необходимо кратко осветить конкретные исторические условия, в которых она формировалась.
Авторы впервые в нашей историко-экономической литературе предпринимают попытку подойти к оценке деятельности экономистов прошлого с объективным критерием, выдвигаемым современными требованиями. В предлагаемой книге анализируются особенности финансовой политики, проводившейся в России на протяжении XIX в., направленной в целом на промышленное развитие, преодоление последствий ряда войн и на достижение подобающего России места в мировой экономике. Все эти задачи актуальны и для наших дней.
Сторонником быстрого промышленного развития России был М. М. Сперанский. Он считал, что для этого необходимо решить вопросы финансов и денежного обращения, а также преобразовать государственное управление. Неудачным в отношении реализации финансовых реформ было пребывание на посту министра финансов Д. А. Гурьева (1810—1823 гг.). Объектом непрекращающихся споров в экономической литературе является деятельность Е. Ф. Канкрина, более 20 лет (1823—1844 гг.) возглавлявшего Министерство финансов России. Признание деятельности Канкрина, как идеолога промышленного и торгового развития России, оспаривается в труде «История русской экономической мысли» (М., 1958 Т. I, ч. 2, стр. 6). В действительности в центре внимания Канкрина было оздоровление финансов страны, и он единственный достиг бездефицитного бюджета в 40-х гг. XIX в.
Заметное влияние на подготовку и проведение реформ в начале того же века оказал адмирал и председатель Вольного экономического общества граф Н. С. Мордвинов. А завершился XIX в. талантливой деятельностью в области финансов С. Ю. Витте. Он был разносторонним экономистом и политиком: написал книгу „Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов», активно содействовал строительству Сибирской железнодорожной магистрали; будучи министром финансов в 1892—1903 гг., С. Ю. Витте занимался экономическими и политическими делами Дальнего Востока; форсировал развитие промышленности, содействовал организации и проведению в 1902 г. Совещания о нуждах сельского хозяйства и промышленности. Им введена винная монополия, заключены таможенные договоры с Германией 1894—1904 гг. Проведенная им денежная реформа 1895—1897 гг. отвечала интересам крупных промышленников в России, тесно связанных с иностранным капиталом, глубоко заинтересованным в твердой валюте, а следовательно, и в денежной реформе, знаменовавшей утверждение золотого монометаллизма.
Развитие финансов в первом десятилетии XX в., не получившее освещения в советской экономической литературе, рассмотрено в разделах „Общество финансовых реформ (1910—1915 гг.). Заботы Государственной думы о расходовании народных денег», „Дискуссия о государственном и частном кредите» и „Министр финансов В. Н. Коковцев о необходимости сохранения бюджетного равновесия». Деятельность Общества финансовых реформ представляет интерес, поскольку проводимый в научных докладах анализ состояния и перспектив финансовой системы страны может стать основой исследования нынешнего состояния финансов.
Авторы предприняли попытку своей работой хоть в малой степени удовлетворить значительно усилившийся в настоящее время интерес молодых предпринимателей и учащейся молодежи к истории русской экономической и финансовой мысли.
Книга первая
В начале XIX в. зарождались предпосылки для экономических преобразований в России — наряду с мануфактурой создавалась машинная индустрия, начало развиваться крупное машинное производство. Этому способствовало в последней четверти XVIII в. расширение роли товарно-денежных отношений. Рост внешней торговли характеризовался следующими цифрами: объем русского экспорта с 29 млн. руб. в начале 90-х г. XVIII в. увеличился до 58 млн. руб. к 20-м гг. XIX в. Расширение роли финансово-денежных отношений выразилось в возросшей потребности денег для покрытия нужд обращения. Количество денег в обращении за последнюю треть XVIII в. возросло с 2.6 до 212
млн. руб.
Начало XIX в. характеризовалось обострением противоречий между капиталистами-предпринимателями и помещиками-земледельцами, богатевшими в результате вывоза за границу сельскохозяйственной продукции, особенно зерна в Англию. Увеличение количества промышленных предпринимателей требовало большего числа вольнонаемных рабочих, чему препятствовала крепостническая система в стране. Если в 1770 г. в России насчитывалось 260 промышленных предпринимателей, на которых работало 50 тыс. человек, то в 1804 г. уже было 2402 предпринимателя, число рабочих в стране составило 95 тыс. человек.
Большинство рабочих были крепостными: в суконной промышленности 90 %, в металлургическом производстве 72 %. Крепостническая система и натуральное хозяйство становились тормозом экономического развития страны. Состояние финансов России в начале XIX в. характеризовалось ростом государственного долга. Расходы на содержание царского двора при Екатерине II увеличились в 5.3 раза, аппарата управления в 5.8, армии в 2.6 раза.Отрицательно воздействовали на финансы страны войны и резкие изменения во внешнеторговой политике.
Подготовка интервенции против революционной Франции и новый договор с Англией обеспечивали России значительную денежную субсидию. Однако после смерти Екатерины II (1729—1796 гг.) сторонники соглашения с Англией были потеснены другой партией, которую возглавлял канцлер А. А. Безбородько (1747—1799 гг.). В силу этого подготовленный в 1796 г. договор лишь два года спустя (в 1798 г.) одновременно был заключен с Англией, Австрией и Турцией против Франции.
Во время царствования Павла I (1796—1801 гг.) планы государственных и финансовых преобразований в конце XVIII — начале XIX в. были нацелены на слом прежних порядков и вначале имели прогрессивные черты. Он освободил из заточения А. Н. Радищева и Н. И. Новикова. В 1797 г. Павел I издал Манифест о непринуждении крепостных крестьян работать в праздничные дни. Для поддержания русской буржуазии в этом же году был установлен протекционистский тариф, приостановлена начатая при Екатерине II перечеканка монет. Вместо прежнего серебряного рубля (1762—1796 гг.), лигатурный вес которого равен 24 г 72-й пробы, чистого серебра 18 г, начали чеканить рубль лигатурным весом 29.25 г из сплава 83'/з пробы, чистого серебра 25.39 г.
На гербовой стороне рубля 1796 г. изображен орел, а в 1797 г.— онограмма Павла I, состоявшая из четырех букв „П», образующих крест, в середине которого цифра,Д». Выпуск этого рубля был узаконен 0 января 1797 г.
Проба нового рубля и монетная стопа полностью соответствовали наиболее полноценным деньгам Западной Европы. С этих пор с русских денег
исчезли портретные изображения, в частности Екатерины II. На рубле выпуска 1798 г. портретную сторону по указанию Павла I заменял
картуш с надписью: „Не нам, не нам, а имени твоему», при этом подразумевалось продолжение: «Да будет хвала!».
В России в 1769—1899 гг. существовал счет на рубли и ассигнации. Царское правительство стремилось укрепить курс бумажного рубля ассигнациями. Для этого при Павле I Указом от 18 декабря 1797 г. было подтверждено, что ассигнации „всегда мы признавали и признаем истинным общенародным долгом при казне нашей», и устанавливался обмен бумажного рубля ассигнациями на медную или золотую и серебряную монеты с лажем (надбавкой) 30 коп. на рубль.
Не долго были открыты банки для исполнения этого указа: спрос на золото и серебро, которые в торговле шли с лажем 40 коп., был так велик, что их запасы истощились в несколько дней. Выпуск новых денег при Павле I был исторически важным, ибо это вводило русский рубль в разряд монет, обращавшихся в Западной Европе, упрощало таможенные расчеты и внешнеторговые операции. Однако начинание это вскоре потерпело провал, а чеканка новых рублей была прекращена. Дело в том, что из-за недостатка серебра в качестве сырья использовались талеры. Наиболее полноценный «альбертов» талер оценивался в 1 р. 40 к. Такое соотношение соответствовало количеству серебра в прежних рублях 1762—1796 гг. Но новые павловские рубли 1796—1797 гг. стоили значительно дороже. Возникла опасность, что новые рубли, приравненные к старым, будут скупаться по старой нарицательной стоимости, перечеканиваться в талеры и продаваться русской казне по 1 р. 40 к. Это могло принести иностранцам 40 % прибыли. Для предотвращения такого положения был введен 3 октября 1797 г. рубль, лигатурный вес которого составлял 20.73 г при пробе 83 '/з.
Большое влияние на финансовое положение страны в конце XVIII в. оказали подготовка и ведение войны. Предпринятые в 1799 г. Итальянский и Шведский походы под руководством А. В. Суворова при большом героизме русских солдат проходили в небывало трудных условиях, без какой бы то ни было поддержки со стороны союзников — австрийцев и англичан. Хотя цель похода и не была достигнута; однако эта неудачная компания принесла русскому войску и А. В. Суворову больше славы, чем иная блистательная победа. Россия вышла из коалиции против Франции, а Наполеон Бонапарт стал искать сближения с Россией. Союз России с Францией против Англии и Турции, заключенный в 1800 г., существенно не изменил напряженного финансового состояния страны. Главным источником финансовых средств государственной казны в XVIII—XIX вв. было обложение населения прямыми сборами и разного рода налогами. Подушное обложение в России существовало с первой четверти XVIII и до 80-х г. XIX в. и сопровождалось острой классовой борьбой. В 1794 г. была резко повышена подушная подать и дополнена продовольственным (хлебным) сбором. Созданная Павлом I в 1796 г. особая комиссия предложила заменить хлебный сбор деньгами, по 40 коп. с души, что должно было дать казне до 5.6 млн. руб. ассигнациями. К 1801 г. размер подушной подати составлял 56 коп. По росписи доходов на 1801 —1802 гг. подушная подать с крестьян составила 18.5 млн. руб., или 22.5 % так называемых штатных доходов.
Неприглядная сущность фискально-податной политики царизма в конце XVIII в. была раскрыта А. Н. Радищевым. Он выступил с требованием отмены подушной сословной подати и оброчных платежей, ратовал за введение подоходно-имущественного обложения.
Изменения в организации финансовой системы России в начале XIX в. в известной мере были обусловлены новшествами в связи с дворцовым переворотом, произошедшим 11 марта 1801 г. Вступление на престол Александра I (1777—1825 гг.) сопровождалось многими преобразованиями, горячо ожидаемыми всеми слоями русского общества: были восстановлены привилегии дворян, из крепостей освобождены политические заключенные, объявлена амнистия бежавшим при Павле I за границу, разрешен свободный въезд и выезд из страны, ослаблена цензура и открыты частные типографии.
В то же время были сделаны шаги в угоду помещикам, экспортировавшим сельскохозяйственную продукцию и являвшимся потребителями импортных товаров. Буквально в первые дни своего царствования Александр I подписал Манифест от 14 марта 1801 г., отменивший ряд запрещений на вывоз сельскохозяйственного сырья и промышленных товаров, установленный Павлом I при введении тарифа 1797 г. Это наступление на протекционистский тариф вызвало беспокойство в среде буржуазии. 10
Обострилась борьба между сторонниками свободного рынка и протекционизма. Идеологи нарождавшейся русской буржуазии, в их числе председатель департамента государственной экономики Н. С. Мордвинов и министр коммерции Н. П. Румянцев, утверждали, что слабое развитие промышленности по сравнению с мировым уровнем не позволяет встать на путь фритредерства, так как это совершенно подорвет отечественную экономику. Они выступали против преобладавшего мнения, согласно которому следовало „давать полную свободу торговле в урон своих заведений и мануфактур». Россия могла бы встать на путь отмены таможенных пошлин не иначе как в том случае, когда конкуренция иностранной промышленности уже не будет страшна ей. Надо сказать, что ныне, спустя почти 200 лет, Россия на этот путь еще не встала и поэтому призывы к фритредерству, увы, преждевременны.
Экономическая политика просвещенного абсолютизма в 1801 —1804 гг. интенсивно обсуждалась в узком кругу „молодых друзей» нового императора и проявилась в составлении „негласным комитетом» проектов реформ, направленных на приспособление самодержавной монархии к имеющимся общественным условиям. В комитет вошли П. А. Строганов, Адам Чаторыйский, Н. Н. Новосельцев и В. П. Кочубей. Главной обсуждаемой проблемой было государственное переустройство. По отдельным вопросам император советовался с С. Р. Воронцовым, П. В. Зава-довским, Н. С. Мордвиновым, Д. П. Трошинским.
Особым расположением царя пользовался А. А. Аракчеев, возглавлявший Военное министерство.
С 1806 г. кружок друзей царя постепенно потерял свое значение, хотя Александр I еще не расстался со своими конституционными мечтами. В течение войны 1812 г. он придерживался либеральных взглядов. В венском конгрессе русский царь ратовал за конституционное устройство Польши и ввел там представительское правительство. Он не только явился конституционным королем в Польше и в завоеванной у шведов Финляндии, но и объявил, что такие же учреждения готовятся для России. Александр I дал Финляндии конституцию и новое устройство, позволил ей быть в законодательном, судебном и административном отношениях независимой от империи.
11
Реформаторские увлечения Александра I распространялись и на Россию. Большое влияние на дальнейшие преобразования в финансах России оказали события, последовавшие после заключения Тильзитского мира. Пребывание во Франции, личное знакомство с Наполеоном не прошли бесследно ни для Александра I, ни для сопровождавшего его в роли представителя департамента военных дел Государственного совета М. М. Сперанского, ставшего первым исполнителем финансовых и управленческих преобразований в России начала XIX в.
Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839 гг.) получил образование в Петербургской духовной академии, проявив незаурядный ум и обширные познания. Выдающиеся способности позволили ему в короткий срок пройти путь от преподавателя математики и философии до государственного секретаря. М. М. Сперанский стремительно продвигался по служебной лестнице. В 1803 г. он занял пост директора департамента Министерства внутренних дел. В 1806 г. М. М. Сперанского, во время болезни министра внутренних дел В. П. Кочубея, неоднократно посылали с докладами к Александру I. Личные контакты, как утверждает историк А. Н. Пыпин, стали вскоре очень частыми. М. М. Сперанский оставил министерство и в качестве статс-секретаря работал только по поручениям самого царя. В 1808 г. М. М. Сперанский был во Франции в свите государя, в числе его ближайших доверенных лиц. В 1809 г. ему поручили составить общий проект государственных преобразований, который и был представлен. В проекте „Государственного уложения» он предлагал рассредоточить законодательные, исполнительные и судебные функции. По положению Государственного совета М. М. Сперанский мог контролировать любое министерство. Особенно его внимание было приковано к Министерству финансов. Свои познания М. М. Сперанский расширял в совещаниях с наиболее просвещенными государственными деятелями, особенно с Н. С. Мордвиновым.
Вскоре было претворено в жизнь предложение М. М. Сперанского о преобразовании „Непременного совета», созданного в момент вступления на престол Александра I „для рассуждения и утверждения дел государственных», в Государственный совет в качестве законодательного органа, состоящего не из выборных, а утверждаемых царем лиц. М. М. Сперанский, назначенный секретарем Государственного совета, энергично приступил к реорганизации министерств, изменению их структуры и функций.
М. М. Сперанский предусматривал расширение политических прав людей „среднего состояния». В целях улучшения чиновничьего аппарата им впервые было введено требование наличия университетского образования для чиновников, а также обязательного участия в государственных учреждениях и реальной службе придворных особ. В 1810 г. Государственному совету был представлен „План финансов» М. М. Сперанского, в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам. Российское крепостническое дворянство боялось проявления либерализма в экономической политике и неодобрительно относилось к реформаторской деятельности М. М. Сперанского.
С 1812 г. до середины 20-х гг. XIX в. М. М. Сперанский был устранен от прямого влияния на ход экономических преобразований в стране. Современники вспоминали: „Ни на одного из русских государственных людей не клеветали столько, как на Сперанского, а по разбору фактов он оказывается человеком очень редкого природного благородства». Используя трудности военного времени, противники, объявив шпионом М. М. Сперанского, добились его ссылки в Нижний Новгород, а вскоре еще дальше от столицы — в Пермь.
Но Сперанский не был виноват в том, что был устранен от либеральных преобразований в стране. Наиболее просвещенная часть общества, которая чувствовала потребность в реформах, не имела возможности свободно высказываться, „потому что еще властвовали прежние порядки, между тем для консервативной оппозиции была возможность интриговать и выдавать свои интриги за спасение Отечества». М. М. Сперанский стал жертвой исторического недоверия и недоразумения. К сожалению, огромное большинство общества и не думало ни о каких гражданских улучшениях, „было довольно стариной и не искало никакой свободы».
Возвращен к государственной деятельности М. М. Сперанский был в 1816 г. сначала в должности пензенского губернатора, а затем генерал-губернатора Сибири, где он провел большую работу по разоблачению злоупотреблений властью, казнокрадства и лихоимства.
Особенно важными для истории финансов являются два периода в деятельности М. М. Сперанского: ранний — когда он выступил составителем „Плана финансов», и поздний — когда он, возвратившись в Петербург, возглавил департамент законов Государственного совета. Уже царем Николаем I (1796— 1855 гг.) ему было поручено составление „Свода законов». Громадный труд М. М. Сперанский выполнил за короткий срок — 1826—1833 гг. Его теоретическими взглядами руководствовался Е. Ф. Кан-крин, который осуществил в 1839—1843 гг. денежную реформу, чему посвящен один из разделов данной книги.
В 30-х гг. М. М. Сперанский принимал активное участие в деятельности Министерства финансов, которое возглавлял Е. Ф. Канкрин, обстоятельно занимался проблемами финансов и денежного обращения. Весной 1831 г. М. М. Сперанский составил проект совершенствования денежного обращения, называвшийся «Мысли о новых билетах казначейства», и направил его министру финансов Е. Ф. Канкрину. Между М. М. Сперанским и Е. Ф. Канкриным возникла оживленная переписка. Последняя крупная работа М. М. Сперанского „Записка о монетном обращении» была также направлена министру финансов. Позже эта работа была издана с замечаниями графа Е. Ф. Канкрина. В 1839 г. М. М. Сперанский был награжден графским титулом.
Наиболее полно финансово-экономические проблемы России М. М. Сперанский изложил в работе „План финансов». Но прежде чем рассмотреть ее содержание, остановимся кратко на событиях, предшествовавших появлению этой работы. Государственные реформы, подготовленные М. М. Сперанским по указу Александра I в тайне в 1809 г., вылились в преобразования Государственного совета, министерства и сената. Манифест 1 января 1810 г., провозгласивший создание Государственного совета и назначение М. М. Сперанского государственным секретарем, был встречен с недоверием среди дворянства и чиновников.
М. М. Сперанским для рассмотрения на Государственном совете были подготовлены два документа: проект „Гражданского уложения» и „План финансов». Обосновывая необходимость преобразований, он указывал две причины: во-первых, тяжелое положение финансов, требовавшее непременно новых и значительных налогов и дошедшее до последней степени беспорядка; во-вторых, смешение в сенате дел суда и управления. Эти документы были написаны в новом стиле, полностью отвергавшем прежний тон безраздельного права абсолютистской власти, присущий екатерининским и павловским временам.
Законопроект, названный „Гражданским уложением», поспешно подготовленный, содержал много недоделок. Но предполагалось, что это лишь проект, который будет отточен и усовершенствован в процессе его принятия. Прогрессивным явилось и то, что был осуществлен шаг от самовластия монарха к власти, основанной на законах. „Два года тому назад умы самые смелые едва представляли возможным, чтобы российский император мог с приличием сказать в своем указе: «Вняв мнению Совета», два года тому назад сие показалось бы оскорблением величества".
Важные преобразования, намеченные в министерствах, первоначально учрежденных Манифестом 8 сентября 1802 г., после нескольких лет практики оказались далеко несовершенными. М. М. Сперанский считал важнейшими минусами недостаточную ответственность министров и неточное распределение дел между министерствами. Большие надежды в преобразовании государственного управления он возлагал на переустройство штатов министерства, упразднение некоторых органов управления и повышения требований к уровню культуры и образования служащих.
Тем не менее М. М. Сперанскому принадлежит в истории финансовых и экономических идей роль мыслителя и теоретика; практически в начале XIX в. он управлял финансами страны.
В отличие от практической деятельности первых министров финансов теоретическими исследованиями в области финансов и экономики занимались граф Н. С. Мордвинов, граф В. П. Кочубей, граф М. М. Сперанский, профессор, первый ректор Петербургского университета М. А. Балугьянский. Они являлись представителями умеренного либерального направления, которому сочувствовал и ряд лиц из высшего военного управления. Особенно способствовали развитию русской финансовой мысли горячие споры в Государственном совете при обсуждении «Плана финансов» М. М. Сперанского.
Содержание раздела