d9e5a92d

Ефимова О. - Теоретическо-методические аспекты составления и представления финансовой отчетности

Как и на основании чего будут оценивать вас, а вы вашего партнера? Сегодня прошло то время, когда о крутости бизнесмена и его фирмы судили по шикарному автомобилю, офису в центре города, мобильному телефону.

На первое место возвращаются научные подходы при оценке надежности любой фирмы. Но мнение стороннего эксперта не всегда даст исчерпывающую информацию для принятия решения.

Поэтому, любой современный бизнесмен обязан владеть методами финансового анализа и уметь составить и представить финансовую отчетность (ФО) своего предприятия. ФО является по существу лицом фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Но в Украине существует одна особенность, которая связана с нестабильностью законодательной базы и стремлением к совершенствованию и упрощению бухгалтерского учета (б/у) - методика составления и представление ФО меняется по несколько раз в год.

Данные ФО служат основными источниками информации для анализа финансового состояния (ФС) предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой.

С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
Основной целью и задачей нашей выпускной работы, по вопросам отчетности и анализа ФС, предприятия является изучение экономической характеристики предприятия, с отражением механизма составления и представления ФО, рассмотрение внутренних и внешних отношений хозяйственного субъекта, выявление его финансового положения, платежеспособности и доходности.
Основными задачами анализа ФС предприятия являются:
- общая оценка ФС и факторов его изменения;
- изучение соответствия между средствами и источниками, рациональность их размещения и эффективности их использования;
- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
- соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины.
Основными источниками информации при написании нашей выпускной работы будут служить материалы нормативных документов и инструкций КМУ, Минфина Украины, научно-популярной статьи периодических изданий и книги под редакцией Н.М. Ткаченко, В.П. Завгороднего, В.Я. Савченко, О.В.

Ефимовой, А.Д. Шеремета, и Р.С.

Сайфулина.
Известно, что теория хорошо познается только на практике. Поэтому, теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим материалом. Для этого будут использованы реальные материалы действующего предприятия ООО Визит.

С 1991 г. из маленькой фирмы, штат которой состоял из трех человек, она выросла в крупное предприятие численностью более 45 человек, значительную часть деятельности которого, составляет производство безалкогольных (б/а) напитков пяти наименований. Кроме производства, фирма также занимается торгово-посреднической деятельностью. Заслуживает внимания тот факт, что более 100 000 бутылок ежемесячно реализуется санаториям Крыма и населению городов Украины.

В отличие от большинства напитков, изготовленных из химических концентратов, которые торговые организации города завозят из за супердешевизны, продукция фирмы изготовляется только из натуральных реактивов. Объем производства промышленной продукции составил в 1996г. 132272 грн., а сумма торговой наценки в оптовой и розничной торговле ТНП 215565 грн.

Объектами торговли являются семь киосков и магазинов, которые торгуют хлебобулочными изделиями, безалкогольными напитками, продуктами питания и широким ассортиментом ТНП. Себестоимость продукции по сравнению с 1995г. снизилась на 6.4%, а фонд оплаты труда вырос на 34.1%. Стоимость основных фондов на 1/01/97г. составила 75702 грн. и по сравнению с аналогичным показателем за 1995г. возросла на 426.9%.

Но вместо ожидаемой прибыли фирма в 1996г. понесла убытки в размере 7467 грн.
В разделе Дидактика нашей выпускной работы мы представим экономическую тему Порядок составления и представления финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия, как учебную, разработаем дидактические материалы к одному из занятий этой темы. Проанализируем психолого-педагогическую литературу, составим социально-психологическую характеристику группы обучения, разработаем модель усвоения базы знаний, выберем и обоснуем формы и методы проведения занятия.

Теоретическо-методические аспекты составления и представления финансовой отчетности и анализа финансового состояния предприятия.




Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений [ 38 с.17]. Кроме функции источника информации ФО выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе. Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии.

Ими являются акционеры, инвестиционные компании, банки, партнеры и клиенты фирмы.
На сегодняшний день, согласно классификации В.П. Завгороднего существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин бухгалтерская аналогичен финансовой.

Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной. ФО содержит сведения о реализованной продукции, запасах готовой продукции и товаров, о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования, о финансовых результатах работы предприятия.
На основании данных ФО мы осуществляем поиск резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятия, совершенствования деятельности предприятия достижения стабильности фирмы на рынке. Это достигается путем анализа финансового состояния предприятия (ФСП).
ФСП выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств (ДС), поступающих за реализованную продукцию, кредитов банков и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщикам и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов [34]. Анализ ФСП составляет значительную часть финансового анализа. ФСП характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности 1,2,3, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.
В состав квартальной отчетности входят: баланс предприятия, (форма 1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (форма 2). Годовая финансовая отчетность включает три типовые формы: форма 1, форма 2, форма 3 - отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия и пояснительную записку. Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки данных текущего б/у и являются завершающей его стадией.

ФО обязаны составлять и подавать предприятия, объединения и организации, являющиеся юридическими лицами (кроме банков), и выделенными на отдельный баланс филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от видов деятельности и форм собственности [3]. Для заполнения служат единые формы, утвержденные Минфином при согласовании с Минстатом Украины.

Отчетным годом для всех предприятий устанавливается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Для выполнения возложенных на ФО функций она должна отвечать следующим основным требованиям:
- гарантировать реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, придерживания правил оценки статей баланса, распределением прибылей и убытков за соответствующие отчетные периоды;
- обеспечивать своевременность получения данных, на основе регламентации сроков сопоставления отчетных данных для оперативного управления хозяйственной и финансовой деятельностью организаций и предприятий.
Основными условиями правильности составления ФО [35] является:
- полнота отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;
- соответствие данных синтетического и аналитического учета;
- соответствие показателей ФО данным синтетического и аналитического учета.
Если ФО представляет собой завершающую стадию обобщения бухгалтерской информации, то главной задачей аналитика является представить действительность, которая воплощена в изучаемой отчетности. Для этого, он должен обладать способностью логически восстановить хозяйственные операции, суммированные в отчетности, способностью повторить работу бухгалтера в обратном порядке.

Таким образом, анализ ФС основывается: во-первых, на полном понимании бухгалтерского учета; во-вторых, на специальных приемах анализа, с помощью которых изучаются наиболее важные вопросы для получения основных выводов.
Одним из приемов анализа ФС является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее часто используются коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели ФСП. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Существуют такие виды сравнительного анализа:
- горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;
- вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников, путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.
- трендовый, который базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года.
Для количественного измерения уровня влияния факторов на изменения показателей ФСП используются традиционные методы анализа: сравнения, цепных подстановок, долевого участия, детализации.
Отличительной особенностью анализа ФС является роль в нем человеческого фактора и бухгалтерского риска. Методика анализа включает: анализ платежеспособности предприятия, анализ структуры имущества и средств, вложенных в него, анализ оборачиваемости оборотных средств, анализ деловой активности и эффективности управления.

Характеристика нормативных документов. Порядок представления финансовой отчетности предприятия.

При составлении годовой ФО необходимо руководствоваться: - Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденным постановлением КМУ от 3/04/93г. 250, с учетом изменений и дополнений внесенных постановлением КМУ от 05/07/93г. 509, от 24/09/93г.

804, от 21/03/94г. 175, от 26/04/95г.

307 и от 14/08/96г. 951.
- Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Минфина Украины от 18/08/95г. 139 с учетом изменений и дополнений от 23/01/96г. 13, от 28/10/96г. 231, от 20/12/96г.

267, от 10/02/97г. 30.
- Указаниями об организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденными приказом Минфина Украины от 7/05/93г. 25, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами Минфина Украины от 9/08/93г. 55, от 14/10/93г.

78, от 25/03/94г. 29, от 10/05/95г. 68, от 23/01/96г. 13 и от 19/11/96г.

244.
Эти документы регламентируют объем и порядок заполнения ФО предприятия.
Согласно Положения ФО должна отражать нарастающим итогом имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период и основываться на данных синтетического и аналитического учета. Данные вступительного баланса должны отвечать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному, расхождения должны быть объяснены. Изменения данных ФО, вследствие их искажения, которые относятся как к текущему, так и к прошедшему году, проводятся в том отчетном периоде, в котором были обнаружены искажения. Исправление ошибок в ФО подтверждается подписью должностных лиц, подписавших ее ранее, с указанием даты исправления.

Так же в Положении приводится методика оценки статей ФО и порядок представления ФО.
Указание по организации бухгалтерского учета в Украине сообщает порядок применения Положения хозрасчетными предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.
Название Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия говорит само за себя. Форма отчетности заполняется в тысячах гривен, чернилами, пастой ручек, печатными машинками и иными средствами, способными сохранить записи и предупредить незаметные исправления. В случае не заполнения статьи ставится прочерк.

В заглавной части заполняются реквизиты: предприятие, территория, форма собственности, отрасль, орган государственного управления, контрольная сумма, адрес предприятия, и количество предприятий. Данные статей баланса должны быть обоснованы результатами тщательной инвентаризации основных средств (ОС), товарно-материальных ценностей, резервов, расчетов и других активов и пассивов.
Состав представляемой ФО, в зависимости от периода отчетов, состоит из баланса предприятия, формы 1, формы 2, формы 3 (Прил.1,2,3) и пояснительной записки. В пояснительной записке поясняются основные факторы, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия, освещается финансовое и имущественное состояние предприятия, какая часть уставного фонда (УФ) на дату составления отчета фактически оплачена учредителями, в каком порядке определена стоимость нематериальных активов (НА), внесенных участниками в УФ, каким органом и когда рассмотрена и утверждена годовая ФО [1].

В пояснительной записке приводятся сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения отдельных хозяйственных операций и включается ведомость результатов инвентаризации имущества, средств и расчетов, приводится курс пересчета иностранной валюты в национальную денежную единицу.
Финансовая отчетность представляется:
- в Государственную налоговую администрацию;
- в органы государственной статистики;
- органу, в ведении которого находится предприятие;
- участникам, учредителям, в соответствии с учредительными документами;
- учреждениям банка, если это предусмотрено кредитным договором.
Квартальная ФО подается предприятиям не позднее 17 числа месяца за отчетным периодом, годовая не позднее 5 февраля следующего за отчетным годом. А предприятиями, в состав которых входят филиалы, представительства, отделения, которые находятся на отдельном балансе - соответственно 20 числа и 10 февраля.

Датой представления ФО для предприятия в пределах одного города считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего - датой ее отправления, указанная на штемпеле предприятия связи.
ФО подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия. Она является открытой для публикаций, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Методика составления и заполнения бухгалтерского баланса.

Важнейшим документом ФО является баланс предприятия - форма 1. Главным его качеством является то, что он определяет состав и структуру имущества предприятия, ликвидность и оборачиваемость оборотных средств, наличие собственного капитала и обязательств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности. Эти сведения баланса служат основой для принятия обоснованных управленческих решений, оценки эффективности будущих вложений капитала и размере финансового риска. Данные в балансе отражаются по принципу баланса-нетто. Это дает возможность не включать в итог сальдо по счетам 02, 13, 42, 81. Некоторые счета, близкие по своему экономическому содержанию, группируются в отдельные статьи, которые отражаются в балансе.

В самом балансе приводятся данные об остатках средств и источников на счетах б/у на начало года и на отчетную дату, в графах 3 и 4 соответственно. Одним из основных принципов составления баланса является механизм контроля.

Для его осуществления, т.е. контроля достоверности отдельных статей баланса, целесообразно использовать результаты инвентаризации расчетов с бюджетом, банками, различными дебиторами и кредиторами.
В зависимости, от формы учета применяемой на предприятии: журнально-ордерной, упрощенной, мемориально-ордерной и с использованием ЭВМ, различается и сама методика техники заполнения баланса. Базовое предприятие применяет журнально-ордерную форму учета. Поэтому, баланс составляется на основе данных текущего б/у, сгруппированных в Главной книге, журналах-ордерах и данных аналитического учета.

Основной источник - Главная книга.
Баланс предприятия содержит характеристику понятий актива и пассива. Активы предприятия отражаются в балансе, как стоимость его имущества и долговых прав, которые контролирует фирма на отчетную дату.

Пассивы - это обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности, уплата которых, приведет к уменьшению стоимости имущества или доходов, которые оно получает [36 стр. 438].

Превышение стоимости активов над пассивами составляет стоимость собственных активов предприятия, которую отражают в пассиве отчетного баланса в разделе источников собственных средств, которые включают и прибыль предприятия. Таким образом, баланс составляется в виде двухсторонней таблицы: актива и пассива.

Как актив, так и пассив в балансе имеет по три раздела.
Первым заполняется первый раздел актива баланса, который называется Основные средства и другие внеоборотные активы По статье Основные средства отражается, на основании дебетового сальдо счета 01, стоимость основных фондов, как действующих, так и находящихся на консервации, отдельно по первоначальной и остаточной стоимости. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой износа, отражаемой кредитовым сальдо счета 02/1.

Значение строки 010 определяется арифметическим путем - вычитанием из строки 012 строки 011. В нашем случае, ОС фирмы являются: здания, сооружения, оборудование завода, административное здание фирмы с его оборудованием (Прил.1). Статья Нематериальные активы заполняется на основании дебетового сальдо по счету 04, аналогично отражению стоимости ОС.

Износ нематериальных активов, отражаемый кредитовым сальдо счета 02/3, начисляется ежемесячно по нормам, исходя из установленных сроков их использования. К нематериальным активам относятся средства, которые не имеют физических свойств, но приносят прибыль или средства, которые создают условия для ее получения.
По статье Незавершенные капитальные вложения показываем стоимость незавершенного строительства, затраты по формированию основного стада, на геологоразведочные работы. Для заполнения этой статьи используются данные Главной книги - сальдо по счетам 33, 35 и 61.
По строке 035 Оборудование отражается, согласно сальдо счета 07 субсчета 3 и 4, по фактической себестоимости оборудование, которое подлежит установке и находится на складах предприятия. Статья Долгосрочные финансовые вложения заполняется на основании дебетового сальдо счета 58/1. В нашем случае (Прил.

1) показываем сумму финансовых вложений в АО Констар в размере 50 грн. произведенных в 1992г. В течение 1993-96г. по этой сумме поступали дивиденды путем натуроплаты в форме ТНП. По строке 050 Расчеты с участниками отражаем задолженность учредителей фирмы по взносам в УФ (Прил.

1).
По строке 055 арендодатели отражают стоимость переданных в аренду целостных имущественных комплексов, учет которых ведется на счете 11, в соответствии с Порядком отображения в б/у и отчетности операций, связанных с приватизацией и арендой государственных предприятий. И остаток обязательств арендатора по погашению стоимости взятых в финансовую аренду инвентарных объектов ОС.
По статье Прочие внеоборотные активы отражается стоимость долгосрочных активов, не нашедших отражения по другим статьям раздела первого актива баланса. В частности, сумма дебиторской задолженности (ДЗ) со сроком погашения более одного года, задолженности за проданные ОС и т.д.
Итог по разделу 1 равен сумме строк 010, 020, 030-060 графы 3 и 4 (Прил. 1).
Во второй раздел актива баланса Запасы и затраты включается основная часть оборотных активов предприятия, имеющих материально-вещественную природу, непосредственно включаемых в производственный процесс.
Статья Производственные запасы отражает совокупную сумму дебетовых сальдо по счетам 05-08, 10, а именно фактическую себестоимость запасов сырья, материалов, топлива и других запасов по вышеперечисленным счетам. В нашем случае, показывается стоимость концентратов для производства б/а напитков, пищевые красители, бутылки, тара для бутылок, топливо, крышки, этикетки (Прил. 1).

По строке 090 отражается стоимость на конец отчетного периода взрослых животных на откорме и в нагуле, животные принятые от населения на реализацию - дебетовое сальдо 09 счета [1].
МБП отражаются по первоначальной и остаточной стоимости (строки 100 и 102), согласно суммам дебетового сальдо по 12 счету, соответственно на начало и конец отчетного периода, с учетом начисленного износа (строка 101) сумма, которого отражается кредитовым сальдо 13 счета. Остаточная стоимость определяется, как разница между первоначальной стоимостью (строка 102) и износом (строка 101). На фирме это инструменты, оборудование завода, спецодежда, тара для хранения ТМЦ на складе, приспособления и оборудование административного здания (Прил.

1).
При заполнении строки 110 Незавершенное производство необходимо показывать не только затраты по незавершенному производству, отражаемые сальдо активных счетов 20, 21, 23, 29, 30, 44, но и затраты на незавершенные до конца отчетного года работы по капитальному ремонту ОС - сальдо 03 счета.
В статье Затраты будущих периодов показывается сумма расходов, которые осуществлены в отчетном периоде, но подлежат отнесению на расходы производства и обращения в будущем. Сумма этих затрат сгруппирована на 31 счете, дебетовое сальдо которого мы отражаем в балансе.

Фирма отражает по этой статье расходы на пуско-наладочные работы по запуску новой ленты по производству б/а напитков, суммы по подпискам газет и журналов, затраты на асфальтирование двора (Прил. 1).
Статья 130 Готовая продукция отражает фактическую производственную себестоимость остатков продукции - б/а напитков.



Содержание раздела