При этом проценты, уплаченные после ввода в действие объектов основных средств и поставки на учет нематериальных активов, подлежат отнесению на чистую прибыль (счет 81). Расходы по уплате процентов, превышающих учетную ставку, а также по просроченным ссудам осуществляются также за счет чистой прибыли предприятия.
Формы кредитования могут быть разными. Наиболее часто на практике встречаются следующие:
1) банк перечисляет на расчетный счет предприятия сумму кредита, по истечении срока кредит погашается, т.е. предприятие перечисляет со своего расчетного счета банку соответствующую сумму;
2) банк для предприятия открывает специальный ссудный счет, на который зачисляется выручка предприятия и с которого производится расчет (оплата) поступивших расчетных документов, или средств по обязательствам, банк кредитует его в пределах установленной договором суммы, сумма полученного кредита определяется как разница поступлений и платежей по специальному ссудному счету; расчеты по кредиту производятся в установленный договором период. Такая форма кредитования носит название "контокоррентный кредит";
3) банк открывает предприятию специальный текущий счет под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг, в пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета предприятия; погашение кредита производится по первому требованию банка за счет средств, поступивших на счет предприятия или путем реализации залога. Такая форма кредитования носит название "онкольный кредит";
4) банк предоставляет учетный кредит векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа; владелец векселя получает от банка сумму указанную в векселе, за минусом учетной ставки, комиссионных платежей и других расходов; закрытие учетного кредита производится на основании извещений банка об оплате векселя.
5) банк приобретает у предприятия право на взыскание дебиторской задолженности покупателей продукции, работ, услуг данного предприятия; банк перечисляет предприятию около 80-90% суммы счетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги в момент их предъявления; после получения платежа по этим счетам от покупателей банк перечисляет предприятию оставшиеся 10-20% суммы счетов за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения. Такая форма кредитования носит название "факторинг".
Кредиты банка учитываются на пассивных счетах 90 "Краткосрочные кредиты банков" и 92 "Долгосрочные кредиты банков".
Суммы полученных кредитов банков отражаются по кредиту счетов 90, 92 и дебету счетов 50, 51, 52, 55, 60 и т.д.
На суммы погашенных кредитов дебитуется счет 90 (92) в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты банков, не уплаченные в срок, учитываются отдельно.
Аналитический учет долгосрочных и краткосрочных кредитов ведется по видам кредитов, банкам, предоставившим их, и отдельным кредитам.
На отдельном субсчете к счетам 90,92 учитываются расчеты с банками по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не более одного года.
Операция учета векселей и иных долговых обязательств отражается предприятием-векселедержателем по кредиту счетов 90, 92 и дебету счетов 51, 52 и 80 "Прибыли и убытки" (учетный процент, уплаченный банку).
Струмилина, его можно уподобить "кровеносной системе, по которой распределяются питательные соки народного хозяйства, устремляясь туда, где они всего нужнее в данный момент".
Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". В соответствии с этим законом с предприятий взимаются федеральные, республиканские и местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисляемые в дорожные фонды; гербовый сбор; госпошлина; сбор за использование названия "Россия"; транспортный налог с предприятий; сбор за регистрацию банков и их филиалов.
Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взымаются на всей ее территории.
К республиканским налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.
Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взымаются на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев и областей.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор за право торговли; целевые сборы; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.*
Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ, часть районными и городскими органами власти.
Расчеты предприятия с различными внебюджетными фондами (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию) обобщаются на счет 67 "Расчеты по внебюджетным платежам".
Размер и порядок исчисления взносов регламентируются законодательными и нормативными актами.
К счету 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" могут быть открыты субсчета:
67-1 "Расчеты по налогу на пользователей автодорог"
67-2 "Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств"
67-3 "Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств"
67-4 "Налог на реализацию ГСМ"
67-5 "Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование с граждан"
67-6 "Расчеты с фондом имущества"
67-7 "Расчеты по фонду научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции"
67-8 "Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства".
На субсчетах 67-1, 67-2, 67-3 учитываются расчеты по налогам, предусмотренным Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" от 18.10.91 г. 1759-1 с учетом дополнений и изменений.
Начисление налога отражается по дебету счетов: 26 "ОХР" или 44 "издержки обращения", а по налогу на приобретение автотранспортных средств - по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счета 67 по соответствующим субсчетам.
На счете 67-6 "Расчеты с фондом имущества" отражаются расчеты с Фондом имущества при приватизации предприятий. На сумму платежей, причитающихся к перечислению Фонду имущества, создается задолженность по кредиту счета 67-4 в корреспонденции со счетом 96-2 "Расчеты с фондом за акции".
По мере перечисления платежей делается запись по дебету счета 67, кредиту счетов 51 или 55-3 "Депозит участников подписки".
_______________________________________
* Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Минфин РФ от 20 марта 1992 г. 10 с дополнениями и изменениями от 4 июня 1993 г. 68 и приказ Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. 170)
На субсчете 67-7 "Расчеты по фонду научных исследований, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции" учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.91 г. 60 разрешено создавать межотраслевые внебюджетные фонды в размере 1,5% от себестоимости товарной продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.
На субсчете 67-8 "Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства" учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.
Согласно вышеуказанному Постановлению, разрешено создавать фонд в размере 3% от себестоимости товарной продукции(работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.
Аналитический учет по счету 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" ведется по каждому внебюджетному фонду, плательщиком в который является предприятие.
Остановимся подробнее на некоторых налогах, отражаемых на данном счете.
Налог на пользователей автодорог
Налог на пользователей автодорог уплачивают все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, включая и предприятия с иностранными инвестициями.
Объектом обложения является:
Ставки налога могут изменяться местными органами власти.
Порядок расчетов налога при этом не меняется.
Размере налога на пользователей автодорог (Ндор) рассчитывается:
Ндор= Сдор:100*(В-НДС-А),
где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.
С - ставка налога на пользователей автодорог, %
Для заготовительных, снабженческо-сбытовых организаций размер налога определяется:
Ндор= Сдор:100*(От-НДС),
где От - заготовительный, снабженческий, торговый оборот.
Сумма платеже по налогу на пользователей автодорог включается в состав затрат по производству и реализации продукции. работ, услуг (Д26 К67авт).
Налог на реализацию ГСМ
Плательщиками налога являются предприятия, реализующие данные материалы.
Ставка налога на реализацию ГСМ равняется 25%.
По предприятиям-изготовителям налог на ГСМ определяется:
Нгсм=Сгсм/100*(В-НДС),
По предприятиям, перепродающим ГСМ:
Нгсм=Сгсм/100*(Цр-Цпок),
где Цр - выручка от реализации ГСМ без НДС, Цпок - стоимость приобретения ГСМ без НДС.
По предприятиям, осуществляющим обмен ГСМ на какой-либо товар, работы, услуги:
Нгсм=Сгсм/100*Црын,
где Црын - рыночная цена товара, работ, услуг, на которые произведен обмен ГСМ.
Данные по расчетам должны быть занесены в специальную форму (табл.)
Налог на приобретение автотранспортных средств
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в УК.
Ставка налога зависят от вида транспортных средств:
Расчет налога на приобретение автотранспортных средств производится следующим образом:
1 - при приобретении автотранспортных средств путем мены на какой-либо товар: Нприоб=Срын*Сприоб/100,
2 - при приобретении автотранспортного средства, бывшего в употреблении:
Нприоб=Спрод*Сприоб/100
3 - при приобретении автотранспортных средств путем лизинга:
Нприоб=Сост*Сприоб/100,
где Сост - балансовая стоимость автотранспортного средства
4 - при приобретении автотранспортного средства за валюту:
Нприоб=Спрод*kб*Сприоб/100,
где Спрод - продажная стоимость автотранспортного средства, инвалюта;
кб - курс рубля, котируемый ЦБ РФ на день приобретения автотранспортного средства.
5 - при приобретении автотранспортного средства за пределами РФ:
Нприоб = Стам*Сприоб/100,
где Стам - таможенная стоимость автотранспортного средства
Налог на приобретение автотранспортных средств в учете отражается следующим образом:
А. Налог включается в состав капитальных сложений:
Д08 К67приоб
Б. При вводе в эксплуатацию автотранспортного средства налог включается в его первоначальную стоимость:
Д01 К08
В. Налог включается в затраты на производство через начисление износа автотранспортного средства:
Д25,26 К02
Данные по расчетам заносятся в специальную форму.
Налог с владельцев транспортных средств
Налог с владельцев транспортных средств платят все предприятия, имеющие транспортные средства.
Размер налога с владельцев транспортных средств (Нвл) определяется:
Нвл=Мдв*Свл,
где Мдв - мощность транспортного средства, л.с., Свл - размер годового налога по данному виду транспортного средства.
Ставки налога зависят от вида и мощности транспортного средства и устанавливаются местными органами власти.
Суммы платежей с владельцев транспортных средств включаются в состав затрат про производству и реализации продукции, работ, услуг (Д26 К67).
Основные операции по сч.67 отражены в журнале регистрации хозяйственных операций.
Журнал регистрации хозяйственных операций по счету 67
п/п | Содержание операций |
Корреспондирующие счета дебет кредит |
1 2 3 4 5 6 7 |
Отражены суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные фонды (с сумм капитальных вложений, приобретения материальных ценностей) Отражены суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные фонды и относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) Отражены суммы начисленных взносов во внебюджетные фонды, относимые за счет коммерческих расходов, а также издержек обращения (в торговле) Суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные средства и связанные с потерями от брака Отражены суммы причитающихся взносов во внебюджетные фонды, относимые в затраты продукции, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств, затраты, учитываемые в составе расходов будущих периодов Суммы, причитающихся взносов во внебюджетные фонды начислены за счет внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы, а также за счет распределения прибыли Перечислены во внебюджетные фонды начисленные ранее суммы; погашена задолженность фонду имущества по средства от реализации акций |
08, 15 67 20, 23, 67 25, 26 43, 44 67 28 67 29,31 67 79, 81 67 67 50, 51 52, 55 |
На этом счете учитывается информация о расчетах с бюджетом по налогам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персоналом этого предприятия.
Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими актами, в частности инструкциями Госналогслужбы РФ:
К счету 68 "Расчеты с бюджетом" могут быть открыты субсчета:
68-1 "Расчеты по налогу на прибыль"
68-2 "Расчеты по НДС"
68-3 "Расчеты по налогу на имущество"
68-4 "Расчеты с персоналом " и другие.
По кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" отражаются суммы, причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.
Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, филиалы предприятий.
Не платят налог на прибыль предприятия, производящие и реализующие сульскохозяйственную и сельскохозяйственную продукцию(кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа).
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия:
Пвал = Пр+Двн-Рвн,
где Пр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
Двн - внереализационныее доходы; Рвн - внереализационные расходы.
Пр = В-З-НДС-А,
где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг, иных материальных ценностей; З - затраты на производство; А - акцизы.
Состав затрат на производство продукции, работ, услуг устанавливается правительством России.
Выручка от реализации продукции складывается:
В = Вр+Овв+Кб+Рп,
где Вр - рублевая выручка за продукцию, работы. услуги; Овв - остаток валютной выручка, перечисленной на валютный счет предприятия; Кб - курс рубля к инвалюте, в соответствии с курсом ЦБ РФ; Рп - рублевое покрытие обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке.
Прибыль, облагаемая налогом, рассчитывается следующим образом:
Побл = Пвал-Ср-Дцб-Дду-Ди-Дз-Пп-Дстр-Дб-Псх-Л-Ор,
где Ср - рентные платежи; Дцб - доход по ценным бумагам; Ду - доход от долевого участия в других предприятиях; Ди - доходы от игорного бизнеса, видеосалонов, от проката аудио- и видеокассет и записи на них; Дз - доход от зрелищных мероприятий; Пп - прибыль от посреднической деятельности; Дстр - доход от страховой деятельности; Дб - доход от банковской деятельности; Псх - прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции; Л - льготы по налогу на прибыль; Ор - отчисления в резервный фонд (по АО).
Суммы льгот, исключаемых из облагаемой налогом прибыли, определяется в соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий (общая сумма льгот - не более 50% налога на прибыль). Отчисления в резервный фонд,. не облагаемый налогом, по существующим законам должны производить АО (размер фонда - не более 25% УФ; сумма отчислений в фонд - не более 50% налога на прибыль).
Расчет фактической суммы налога на прибыль производится ежеквартально нарастающим итогом с начала года:
Нприбk = Побл*Сприб/100 - Нприбi,
где Нприбk -сумма налога на прибыль в рассчитываемом k-ом квартале; Побл - размер облагаемой прибыли по всем кварталам с начала года до рассчитываемого периода; Сприб - ставка налога на прибыль; Нприбi - сумма налога на прибыль, уплаченная с начала года по всем кварталам, предшествующим расчетному.
Ставка налога на прибыль по всем предприятиям, в том числе полностью принадлежащим иностранным инвесторам, до принятия органами гос. власти субъектов РФ соответствующих решений установлена в размере 35%; 13% - в республиканский бюджет, до 22% - в местный бюджет.
Принятые два федеральных закона вносят изменения и дополнения в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" вступил в силу с 1 января 1997 г. Внесены поправки в пункт 7 статьи 6.
Согласно этому пункту при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по которым предоставляются льготы, но не более чем на 50% фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот. В общую сумму льгот, подлежащий такому ограничению, входит также льгота, предусматривающая освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в течение последующих пяти лет.
Ранее исключение было сделано только для государственных и муниципальных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, направивших свои средства непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
С 1 января 1997 г. указанное ограничение снято при предоставлении льготы предприятиям за счет собственной прибыли затраты на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава. Эта льгота, как и льгота для образовательных учреждений, может быть предоставлена в размере фактических затрат без ограничения.
Федеральный закон от 10 января 1997 г. 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
Этот закон затрагивает ряд важных положений статей основного закона и в первую очередь существенно изменяет порядок уплаты в бюджет налога на прибыль.
При сохранении основной нормы - уплаты налога в виде авансовых платежей с последующими ежеквартальными перерасчетами по фактически полученной прибыли - всем предприятиям, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц предоставлено право принять решение о переходе с 1 января 1997 г. (ст.2 Федерального закона от 10 января 1997 г. 13-ФЗ) на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Этот порядок должен действовать без изменения до конца календарного года.
Предприятия, перешедшие на вновь предусмотренный порядок расчетов с бюджетом, должны составлять расчеты налога по фактически полученной прибыли ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представлять их в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Одновременно с указанными налоговыми расчетами должны представляться обоснованные расчеты по налоговым льготам и дополнительные материалы по корректированию для целей налогообложения прибыли, определенной согласно бухгалтерскому учету, в частности, на суммы: превышения фактических затрат предприятий, которые должны учитываться при налогообложении исходя из действующих норм и нормативов; средств, полученных безвозмездно от других предприятий; убытков, полученных от реализации и безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества; отклонений от рыночных цен при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости и т.д.