Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично.
(наименование организации)
далее именуемый Работодатель, в лице руководителя
(фамилия, имя, отчество)
или его заместителя_
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании_
(устава, положения, доверенности)
с одной стороны, и _
(наименование должности)
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем Работник, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:
а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;
в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества;
г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.
2. Работодатель обязуется:
а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.
3. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.
6. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй у Работника.
7. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:
Работодатель__
Работник__
Дата заключения Договора
Место печати
1. Отличие торговли от других отраслей экономики.
2. Этапы коммерческой деятельности торгового предприятия.
3. Различия между оптовой и розничной торговлей.
4. Задачи бухгалтерского учета в торговых организациях.
5. Содержание договоров: купли-продажи, поставки, розничной купли-продажи, складского хранения товаров.
6. Основные функции складов.
7. Существующие способы хранения товаров в торговых организациях.
8. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств торговой организации.
9. Материальная ответственность работников торгового предприятия в соответствии с Трудовым кодексом.
10. Порядок возмещения материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.
1. Существует ли различие между производственным и торговым ассортиментом товаров?
а) да;
б) нет;
в) существует различие в зависимости от организационноправовой формы торгового предприятия.
2. Работник торгового предприятия может привлекаться к:
а) полной материальной ответственности;
б) ограниченной материальной ответственности;
в) а) и б).
3. Реализация товаров населению производится по договору:
а) поставки;
б) купли-продажи;
в) розничной купли-продажи.
4. При учете товаров на складе с использованием сортового способа хранения регистром складского учета является:
а) партионная карта;
б) Журнал учета движения товаров на складе;
в) лимитно-заборная карта.
5. Порядок и сроки проведения инвентаризаций в торговой организации устанавливаются:
а) налоговыми органами;
б) руководителем организации;
в) учредителями.
6. Выделяют способы хранения товаров на складе:
а) сортовой;
б) партионный;
в) а) или б).
7. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче товаров, определяется работодателем:
а) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, но не ниже стоимости товаров по данным бухгалтерского учета с учетом упущенной выгоды;
б) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, но не ниже стоимости товаров по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества;
в) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, действующих в данной местности на день приобретения товаров.
8. При партионном способе хранения товаров на складе учет товаров в бухгалтерии ведется:
а) в карточках количественно-суммового учета;
б) в партионных картах;
в) в инвентарных карточках.
9. Обязаны ли предприятия розничной торговли заключать договора с ЦТО на обслуживание контрольно-кассовой техники?
а) да;
б) нет;
в) обязаны, если торговые предприятия реализуют продовольственные товары.
10. Оптовые торговые предприятия обслуживают покупателей, которые приобретают товары для:
а) перепродажи и для личного, семейного, домашнего пользования;
б) личного, семейного, домашнего пользования;
в) переработки в собственном производстве или для перепродажи.
Задание 1
Разработать рабочий план счетов розничного торгового предприятия ООО Ладога в части учета товаров, тары, объектов основных средств, издержек обращения, при условии, что учет товаров ведется:
а) по покупным ценам;
б) по продажным ценам.
Задание 2
Разработать рабочий план счетов оптового торгового предприятия ЗАО Олимп в части учета товаров, тары, основных средств, нематериальных активов.
Задание 3
Составить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, который заключается между директором розничного торгового предприятия ООО Ветерок Ильиным Петром Ивановичем и продавцом кондитерского отдела Федотовой Марией Алексеевной. Дата составления договора 20 сентября 200... года.
Задание 4
На основании исходных данных заполнить товарный ярлык по форме ТОРГ-11.
Исходные данные для выполнения задания
Оптовое торговое предприятие ЗАО Метеор расположено по адресу: г. Москва, ул. Задонская, дом 46, строение 2.
На складе ЗАО Метеор находится 1300 детских спортивных костюмов из хлопчатобумажной ткани вишневого цвета. Размер костюмов 34-36, рост 120 см.
Костюмы приобретались у поставщика, стоимость одного костюма 460,2 рубля, включая НДС по ставке 18%.
Товарный ярлык 473 составлен 29 сентября 200... года в присутствии зав. складом Андреева Р.Э. и кладовщика Дементьева А.М., который является материально ответственным лицом.
Задание 5
На основании исходных данных заполнить Журнал учета движения товаров (по форме ТОРГ-18) на складе розничного торгового предприятия ЗАО Пегас за первую декаду сентября 200. года.
Исходные данные для выполнения задания
ЗАО Пегас располагается по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 18, строение 2.
Учет товаров на складе в ЗАО Пегас ведется сортовым способом.
Кладовщик Андреев Илья Васильевич является материально ответственным лицом. Наименование товара рис Краснодарский, единица измерения кг.
Остаток риса на 1 сентября 100 кг.
За период с 1 по 10 сентября в ЗАО Пегас поступили следующие бакалейные товары:
1 сентября по накладной 317 200 кг риса и 100 кг гречневой крупы; 300 кг сахарного песка;
2 сентября по накладной 196 250 кг риса и 200 кг макаронных изделий;
3 сентября по накладной 210 70 кг крупы манной и 50 кг гречневого продела;
6 сентября по накладной 275 250 кг муки, 200 кг риса, 100 кг блинной муки;
7 сентября по накладной 143 100 кг крупы манной, 50 кг крупы ячневой, 100 кг гороха, 400 кг сахарного песка;
8 сентября по накладной 418 170 кг риса, 100 кг пшена, 90 кг крупы перловой;
10 сентября по накладной 369 300 кг макаронных изделий, 100 кг риса, 50 кг крахмала, 250 кг сахарного песка.
За первую декаду в торговый зал магазина и для продажи с лотков было отпущено следующее количество риса:
1 сентября по накладной 379 100 кг, по расходно-приходной накладной 153 40 кг;
2 сентября по расходно-приходной накладной 154 50 кг;
3 сентября по накладной 380 100 кг, по расходно-приходной накладной 155 60 кг;
4 сентября по накладной 381 50 кг, по расходно-приходной накладной 156 30 кг;
5 сентября по накладной 382 100 кг;
7 сентября по накладной 383 120 кг, по расходно-приходной накладной 157 50 кг;
9 сентября по накладной 384 120 кг, по расходно-приходной накладной 158 30 кг;
10 сентября по расходно-приходной накладной 158 90 кг.
- основным источником поступления товаров на предприятия оптовой и розничной торговли является приобретение их по договорам купли-продажи у производителей или у посреднических организаций, получение товаров по договорам комиссии;
- порядок приема товаров и его документальное оформление зависят от следующих факторов: условий поставки, места приема, характера приема (по количеству, по качеству), наличия или отсутствия сопроводительных документов;
- предприятия розничной торговли могут вести учет приобретенных товаров по покупным или по продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой с выделением НДС;
- предприятия оптовой торговли учитывают товары только по покупным ценам с выделением НДС;
- стоимость поступающей на торговое предприятие тары может включаться в стоимость приобретенных товаров или выделяться в сопроводительных документах поставщиков, по условиям договора она подлежит возврату поставщикам;
- первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления материально ответственными лицами товарных отчетов;
- отражение в учете результатов уценки товаров зависит от способа оценки товаров и размера уценки;
- способ возмещения ущерба, причиненного торговому предприятию в результате товарных потерь, зависит от вида этих потерь.
уметь:
- решать ситуационные задачи по поступлению товаров на предприятия оптовой и розничной торговли;
- формировать продажную стоимость товаров на предприятиях розничной торговли;
- составлять товарный отчет материально-ответственного лица;
- составлять документацию по проведению уценки товаров.
приобрести навыки:
по отражению на счетах поступления товаров и тары на предприятия оптовой и розничной торговли, по организации расчетов с поставщиками товаров, по отражению на счетах результатов уценки и инвентаризации товаров.
- товары являются частью материально-производственных запасов и учитываются в составе оборотных активов торговой организации;
- учет товаров в торговых организациях ведется по каждому материально ответственному лицу или бригаде для возможности проверки сохранности товаров;
- торговой организацией самостоятельно выбирается схема учета товаров: натурально-стоимостная, стоимостная;
- учет товаров и тары в торговых организациях ведется на активном счете 41 Товары по покупным или продажным ценам;
- при учете товаров по продажным ценам на предприятиях розничной торговли разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 Торговая наценка;
- в оптовой и розничной торговле НДС по приобретенным товарам отражается на счете 19 НДС по приобретенным ценностям на основании счета-фактуры;
- учет стеклянной посуды в розничных торговых организациях ведется в составе розничного товарооборота;
- уценка товаров производится на основании приказа руководителя торгового предприятия;
- результаты инвентаризации товаров и тары подлежит отражению на счетах бухгалтерского учета торговой организации.
Занятие 1
- Обсуждение вопроса отличия товаров от других материально-производственных запасов.
- Решение ситуационных задач по отражению в учете поступления товаров, формированию их учётной стоимости.
- Составление товарного отчёта работника торгового предприятия.
- Решение ситуационных задач по отражению в учёте уценки товаров.
Занятие 2
- Решение ситуационных задач по организации расчётов по претензиям с контрагентами.
- Обсуждение вопроса учёта тары в торговых организациях.
- Решение ситуационных задач по учёту товарных потерь.
- Решение ситуационных задач по отражению в учёте результатов инвентаризации товаров.
Понятие товаров и их классификация.
Документальное оформление товарных операций.
Учет поступления товаров в организациях розничной торговли.
Учет поступления товаров в организациях оптовой торговли. Тара и тарные операции в торговле.
Учет товарных потерь.
Учет уценки товаров.
На предприятиях торговли товары являются одним из основных объектов бухгалтерского наблюдения в силу специфического характера организации складского и бухгалтерского учета.
В соответствии с ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утвержденным МФ РФ от 09.06.200l г. 44н товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения.
Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, товары, поступающие в торговую организацию, как и другие материально-производственные запасы, принимаются к учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение материальнопроизводственных запасов относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальнопроизводственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные анало-
гичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, произво-
дится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, оценка товаров, списываемых на продажу или при ином выбытии, может производиться различными способами, согласно принятой в организации учетной политике.
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
В соответствии с ФЗ О бухгалтерском учете, все операции, связанные с поступлением и движением товаров, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В настоящее время разработаны и действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету товарных операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.І998 132.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны разрабатываться в самой организации и утверждаться распоряжением или приказом руководителя торговой организации в составе учетной политики. Эти документы в соответствии ФЗ О бухгалтерском учете должны содержать обязательные реквизиты, которые придают документу юридическую силу.
В каждой торговой организации должен быть разработан перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, который утверждается руководителем торговой организации по согласованию с главным бухгалтером.
Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли от 10.07.1996 1-794/32-5, движение товаров от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом, счетом-фактурой).
Поступление товаров оформляется товарной накладной форма ТОРГ-12. Она является входящим документом и оформляется поставщиком при продаже (отпуске) товаров не менее чем в 2-х экземплярах: первый остается у поставщика и является основанием для списания товаров, второй передается торговому предприятию и является основанием для оприходования товара.
Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. В ней должны быть указаны: номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара; его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом НДС) отпуска товара.
Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатями организаций поставщика и получателя.
При доставке товара автомобильным транспортом составляется товарно-транспортная накладная (ТТН). Она составляется грузоотправителем на предъявляемый к перевозке груз для каждого грузополучателя отдельно на каждую партию груза.
Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, то ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя и является основанием для списания ТМЦ с учета у грузоотправителя и их оприходования у грузополучателя.
Транспортный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и АТП, транспорт которого осуществляет услуги по перевозке. Он служит основанием для учета транспортной работы и организации расчетов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах:
- первый экземпляр остается у грузоотправителя, на его основании с материально ответственного лица списываются товары и другие ТМЦ; другие экземпляры, заверенные печатью и подписями грузоотправителя и водителя, передаются водителю;
- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и является основанием для оприходования поступившего груза;