d9e5a92d

Договор на приобретение товаров

И хотя такие счета-фактуры выставляются комиссионером от своего имени, это не влечет за собой возникновение у него обязанности по уплате НДС в бюджет (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 08.07.2004 N 24-11/45056).
При этом счет-фактура на сумму комиссионного вознаграждения в адрес комитента комиссионером не составляется, поскольку само вознаграждение комиссионера НДС не облагается.
* * *
При реализации товаров по договору поручения счета-фактуры на стоимость реализованных товаров выписываются покупателям от имени доверителя.
Поверенный же, если он плательщик НДС, от своего имени выписывает счета-фактуры только на сумму своего вознаграждения. Эти счета-фактуры выставляются поверенным на имя доверителя по мере исполнения им своих обязанностей по договору поручения.
Если вознаграждение перечисляется доверителем авансом, то поверенный выписывает доверителю авансовый счет-фактуру.

Договор на приобретение товаров


При приобретении товаров по договору комиссии применяется следующий порядок выставления счетов-фактур.
1. Если комиссионер платит поставщику товаров аванс, то поставщик выписывает авансовый счет-фактуру на имя комиссионера. На основании авансового счета-фактуры, полученного от поставщика, комиссионер уже от своего имени выставляет авансовый счет-фактуру на имя комитента.

В этом счете-фактуре комиссионер отражает показатели счета-фактуры, полученного от поставщика товаров.
В данном счете-фактуре в строке 1 Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры посредник указывает ту дату, которая указана в счете-фактуре, выписанном посреднику поставщиком товаров.
Этот счет-фактура дает комитенту право на вычет НДС по сумме аванса. Оба счета-фактуры (как полученный от поставщика, так и выставленный на имя комитента) у комиссионера в книге покупок и книге продаж не регистрируются.
2. По мере отгрузки товаров поставщик выписывает счет-фактуру на имя комиссионера, приобретающего эти товары. На основании счета-фактуры, полученного от поставщика, комиссионер уже от своего имени выставляет счет-фактуру на имя комитента.

В этом счете-фактуре комиссионер отражает показатели счета-фактуры, полученного от поставщика товаров.
В данном счете-фактуре в строке 1 Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры посредник указывает ту дату, которая указана в счете-фактуре, выписанном посреднику поставщиком товаров (Письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-07-14/08).
Этот счет-фактура дает комитенту право на вычет НДС по приобретенным товарам (см. Письмо Минфина России от 14.11.2006 N 03-04-09/20).

Оба счета-фактуры (как полученный от поставщика, так и выставленный на имя комитента) у комиссионера в книге покупок и книге продаж не регистрируются.
Обратите внимание! Если посредник закупает для комитента большую номенклатуру товаров (работ, услуг) у разных поставщиков, то, по мнению Минфина России, он не имеет права выписать сводный счет-фактуру по всем товарам (работам, услугам), приобретенным для комитента (принципала) (Письмо Минфина России от 06.05.2008 N 03-07-09/09).

То есть посредник должен перевыставлять каждый счет-фактуру отдельно.
3. По мере исполнения своих обязанностей по договору комиссии комиссионер выставляет комитенту отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Один экземпляр этого счета-фактуры передается комитенту (дает комитенту право на вычет НДС по сумме комиссионного вознаграждения), а второй - подшивается комиссионером в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж комиссионера в общеустановленном порядке.
Если комитент перечисляет комиссионеру вознаграждение авансом, то комиссионер выписывает ему авансовый счет-фактуру на сумму вознаграждения.
Если комиссионер не является плательщиком НДС, но закупает товары для комитента - плательщика НДС, то ему необходимо перевыставить на имя комитента счета-фактуры, полученные им от поставщиков товаров. Эти счета-фактуры являются для комитента основанием, чтобы предъявить к вычету суммы НДС по товарам, приобретенным через комиссионера (см.

Письмо УМНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-11/55682).
При этом на сумму комиссионного вознаграждения счет-фактура комиссионером не выписывается, поскольку он не является плательщиком НДС и его услуги налогом не облагаются.
При приобретении товаров по договору поручения счета-фактуры на стоимость приобретенных для доверителя товаров выписываются поставщиками непосредственно на имя доверителя.
Поверенный же от своего имени выписывает доверителю только счет-фактуру на сумму причитающегося ему вознаграждения (если поверенный является плательщиком НДС).

Исполнение функций заказчика-застройщика




Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда организация выполняет функции заказчика по договору со сторонним инвестором, т. е. строительство ведется не для самого заказчика, а для третьего лица (третьих лиц).
В этом случае заказчик в течение всего срока строительства должен собирать входной НДС на счете 19. При этом все счета-фактуры, получаемые им от поставщиков и подрядчиков, должны подшиваться в отдельную папку без регистрации в книге покупок.
После окончания строительства и передачи объекта инвестору (инвесторам) заказчик списывает со своего баланса как затраты, учтенные на счете 08, так и суммы входного НДС, собранные на счете 19. Оба эти счета (и 08, и 19) закрываются в корреспонденции со счетом 86 Целевое финансирование.
Для того чтобы инвестор мог зачесть суммы НДС по товарам (работам, услугам), включая подрядные работы, приобретенным заказчиком для строительства, заказчик на основании всех собранных в течение строительства счетов-фактур выписывает инвестору сводный счет-фактуру, в котором указывается итоговая сумма входного НДС, переданная инвестору *.
* Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах заказчика, принимаются у инвестора к вычету по мере принятия к учету выполненных работ, в том числе на счете 08 Вложения во внеоборотные активы (Письмо Минфина России от 21.11.2008 N 03-0710/11).
При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) следует выделять в самостоятельные позиции по каждому подрядчику и поставщику отдельно (Письмо Минфина России от 05.12.2008 N 03-07-09/40).
К счету-фактуре, который передается инвестору, заказчик прилагает копии счетов-фактур, полученных им от поставщиков и подрядчиков, копии соответствующих первичных документов, а также (при необходимости) копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.
Если инвесторов несколько, то заказчик выписывает счета-фактуры всем инвесторам, распределяя общую сумму входного НДС между ними пропорционально их долям в строительстве.
Выставленные инвесторам сводные счета-фактуры в книге продаж у заказчика не регистрируются. Они просто подшиваются заказчиком в журнал учета выставленных счетов-фактур.
Кроме того, нужно учесть, что заказчик, работающий на инвестора, получает от последнего вознаграждение за свои услуги (за выполнение обязанностей заказчика-застройщика). Это вознаграждение является объектом обложения НДС (см.

Письма Минфина России от 26.10.2004 N 07-05-14/283, МНС России от 21.02.2003 N 03-1-08/638/17-Ж751).
На сумму своего вознаграждения заказчик выписывает инвестору отдельный счет-фактуру. Этот счет-фактура подшивается заказчиком в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж в общеустановленном порядке.
Изложенный выше порядок применения счетов-фактур нашел свое отражение в Письмах Минфина России от 24.05.2006 N 03-04-10/07 и ФНС России от 09.12.2004 N 031-08/2467/17@.

Реализация (приобретение) товаров (работ, услуг) обособленными подразделениями


Если организация имеет филиалы, представительства и другие территориально обособленные структурные подразделения, которые самостоятельно реализуют товары (работы, услуги) сторонним покупателям, то счета-фактуры, как правило, выписываются покупателям именно этими подразделениями.
В соответствии с Письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость в случае, если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета-фактуры оформляются в следующем порядке:
- счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;
- нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;
- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.
По окончании налогового периода указанные разделы книг покупок и книг продаж передаются обособленными подразделениями в головную организацию для оформления единых книг покупок и книг продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.
Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и книг продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.
Правила оформления счетов-фактур, выставляемых обособленными
подразделениями, разъяснены в Письмах Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/15, от 04.05.2006 N 03-04-09/08 и от 09.08.2004 N 03-04-11/127.
При оформлении счетов-фактур нужно исходить из того, что плательщиком НДС признается сама организация, а не подразделение. Поэтому счета-фактуры должны выписываться покупателям от имени головной организации - налогоплательщика, т. е. в строках 2 и 2а счета-фактуры должны быть указаны реквизиты головной организации (наименование и адрес в соответствии с учредительными документами), а в строке 2б -ИНН организации и КПП соответствующего обособленного подразделения.
Если в строках 2 и 2а будут указаны наименование и адрес подразделения, то налоговый орган откажет в вычете по такому счету-фактуре и формально будет прав (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2009 N А33-3064/08-Ф02-729/09, А33-3064/08-Ф02-734/09).
В строке 3 указывается наименование и почтовый адрес фактического грузоотправителя. Если грузоотправителем является обособленное подразделение, то в этой строке указывается его наименование и адрес.
Право подписи счетов-фактур может быть делегировано определенным сотрудникам обособленного подразделения соответствующим приказом по организации или доверенностью, выданной от имени организации (п. 6 ст.

169 НК РФ).
При этом указывать должности этих работников в счетах-фактурах не нужно. Достаточно, если после подписи будут указаны фамилия и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру.
Возможна и другая ситуация, когда обособленные подразделения самостоятельно приобретают на стороне какие-либо товары (работы, услуги). Какие требования предъявляются к счетам-фактурам поставщиков, чтобы организация могла принять предъявленный по этим счетам НДС к вычету?
В строке 4 счета-фактуры должны быть указаны реквизиты грузополучателя. Если грузополучателем является обособленное подразделение, то в этой строке указываются его наименование и адрес.
В строках 6 и 6а счета-фактуры поставщик должен указать реквизиты головной организации - налогоплательщика (наименование и адрес в соответствии с учредительными документами), в строке 6б - ИНН организации и КПП соответствующего обособленного подразделения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо Минфина России от 6 марта 2009 г. N 03-07-15/39
Вопрос: О некоторых вопросах оформления и выставления счетов-фактур при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав); о вычетах НДС по перечисленным суммам предоплаты (частичной оплаты), а также о некоторых вопросах администрирования НДС в части восстановления налога, ранее принятого к вычету.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 марта 2009 г. N 03-07-15/39
В связи с письмом о применении с 1 января 2009 г. норм Федерального закона от
26.11.2008 N 224-ФЗ О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающихся порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), а также на основании обращений, поступивших от налогоплательщиков по данным вопросам, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
1. По вопросам оформления счетов-фактур.
Состав показателей счета-фактуры, выставляемого при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), предусмотрен п. 5.1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции вышеуказанного Федерального закона. При этом специальная форма счетов-фактур, выставляемых в отношении предварительной оплаты (частичной оплаты), не утверждена. Поэтому продавцы товаров (работ, услуг, имущественных прав) при выставлении указанных счетов-фактур используют форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, с отражением в ней показателей, предусмотренных п. 5.1 ст.

169 Кодекса.
В соответствии с пп. 4 п. 5.1 ст.

169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), должно быть указано наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав.
При заполнении данного показателя счета-фактуры следует руководствоваться наименованием товаров (описанием работ, услуг), имущественных прав, указанных в договорах, заключенных между продавцом и покупателем.
Так, например, в случае получения предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, предусматривающим их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты, в этих договорах, как правило, указывается обобщенное наименование поставляемых товаров (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, канцелярские товары и т. п.). Поэтому при оформлении счета-фактуры при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по таким договорам следует указывать обобщенное наименование товаров (или групп товаров).
Если заключаются договоры, предусматривающие одновременно с поставкой товаров выполнение работ (оказание услуг), то в соответствующей графе счета-фактуры указывается как наименование поставляемых товаров, так и описание выполняемых работ (оказываемых услуг).
При получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, налогообложение которых осуществляется по ставкам как 10, так и 18 процентов, в счете-фактуре следует либо указывать обобщенное наименование товаров с указанием ставки 18/118, либо выделять товары в отдельные позиции исходя из сведений, содержащихся в договорах, с указанием соответствующих ставок налога.
При оформлении счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате), полученной по договорам, предусматривающим различные сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы этой оплаты в отдельные позиции выделять не следует.
Согласно п. 3 ст. 168 Кодекса при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), реализуемых на территории Российской Федерации, соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения указанных сумм оплаты (частичной оплаты).
В случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует.
При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) комиссионером (агентом), осуществляющим в рамках комиссионного (агентского) договора реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) от своего имени, счет-фактуру на эту оплату (частичную оплату) покупателю выставляет комиссионер (агент), а комитент (принципал) выдает комиссионеру (агенту) счет-фактуру, в котором отражены показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером (агентом) покупателю. При этом комиссионер (агент) счета-фактуры по оплате (частичной оплате) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), выставленные им покупателю, в книге продаж не регистрирует.
При осуществлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в безденежной форме также выставляются соответствующие счета-фактуры.
По договорам на поставку товаров (оказание услуг), предусматривающим особенности, связанные с непрерывными долгосрочными поставками товаров (оказанием услуг) в адрес одного и того же покупателя (например, поставка электроэнергии, нефти, газа, оказание услуг связи), составлять счета-фактуры по оплате (частичной оплате), полученной в счет таких поставок товаров (оказания услуг), и выставлять их покупателям, по нашему мнению, возможно не реже одного раза в месяц не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом составление счетов-фактур должно производиться поставщиками в том налоговом периоде, в котором получена сумма предварительной оплаты (частичной оплаты).

Такой порядок возможен, так как Кодексом не определено понятие оплаты (частичной оплаты), поэтому в данном случае предварительной оплатой (частичной оплатой) можно считать разницу, образовавшуюся по итогам месяца между полученными суммами оплаты (частичной оплаты) и стоимостью отгруженных в данном месяце товаров (оказанных услуг).
В таких счетах-фактурах следует указывать сумму предварительной оплаты (частичной оплаты), полученной в соответствующем месяце, в счет которой в этом месяце товары (услуги) не отгружались (не оказывались).
При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению по нулевой ставке, а также не облагаемых этим налогом, счета-фактуры не выставляются.
2. О вычетах налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 12 ст. 171 Кодекса у налогоплательщика налога на добавленную стоимость, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам.

При этом п. 9 ст. 172 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.
В случае если в договоре на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав) предусмотрено условие о перечислении предварительной оплаты (частичной оплаты) без указания конкретной суммы, то к вычету следует принимать налог на добавленную стоимость, исчисленный исходя из суммы перечисленной предварительной оплаты (частичной оплаты), указанной в счете-фактуре, выставленном продавцом. Если в договоре условие о предварительной оплате (частичной оплате) не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, то налог по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате) к вычету не принимается.
При осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате (частичной оплате) не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение.
Согласно п. 1 ст. 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на налоговые вычеты, установленные данной статьей Кодекса. В связи с этим поддерживается мнение ФНС России о том, что Кодексом предусмотрено право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету.

Таким образом, если налогоплательщик использует свое право на принятие к вычету налога по полученным товарам (работам, услугам), а не по осуществленной предварительной оплате (частичной оплате) указанных товаров (работ, услуг), то это не приводит к занижению налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
Однако, что касается администрирования налога на добавленную стоимость в части восстановления налога, ранее принятого к вычету при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), то в данном случае налоговым органам следует проводить мероприятия налогового контроля, аналогичные тем, которые проводятся при проверках сумм налога, подлежащего восстановлению при использовании ранее приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, подлежащих налогообложению по нулевой ставке, а также операций, не облагаемых этим налогом.
В отношении предложений о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 в части установления порядка принятия к вычету и восстановления сумм налога по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), приобретаемых для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, и операций по реализации товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом, по которым установлен особый порядок вычета налога по материальным ресурсам производственного назначения, полагаем, что данные вопросы целесообразно урегулировать в письменных разъяснениях.
Одновременно отмечаем, что, по нашему мнению, сложности, которые могут возникнуть у налоговых органов при проверках правильности применения указанных вычетов, не являются основанием для невозможности реализации введенной системы на практике и тем более для отказа, как указано в письме, в осуществлении налогового контроля. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ был принят в рамках осуществления антикризисных мер, и введенный указанным Законом порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного в составе оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), направлен на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих такую оплату, и не должен приводить к увеличению нагрузки (как налоговой, так и административной) на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг). В соответствии со ст.

35 Кодекса налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН
06.03.2009
Письмо ФНС России от 23 марта 2009 г. N ШС-22-3/216@ О порядке
применения отдельных положений Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ



Содержание раздела