Проблема определения платежей за использование ноу-хау, изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности.
Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Так, применение ноу-хау или изобретения дает прирост чистого дохода предприятия за счет таких факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличения объема продаж, увеличения цены за продукцию за счет роста качества. Нужно также иметь ввиду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль.
Далее надо решить, какая часть рассчитанного дохода пойдет в оплату обладателю (автору) ноу-хау или изобретения. Вот эта величина и будет использована в формуле (+) как чистый доход Е.
Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что при оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака.
Кстати, стоимость товарного знака может измеряться значительной суммой. Так, американская компания "Додж" заплатила компании "Крайслер" 74 млрд. Долларов за приобретение ее товарного знака.
Стоимость товарного знака водки "Столичная" оценена экспертами в 400 млн. долларов, что равно десятилетнему объему продаж водки, реализуемой нашими производителями за рубежом.
Особое внимание следует обратить на выбор ставки дисконта. Как уже отмечалось, ставка дисконта складывается из безрисковой ставки rбр и премии за риск rp, то есть r - rбр + rp.
Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в эти объекты отличаются большой рискованностью.
Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности n оценивается предприятием самостоятельно и зависит от сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствовать двадцатилетнему периоду действия патента РФ на изобретение или семнадцатилетнему сроку действия патента США.
При определении срока действия договор на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.
Стоимость деловой репутации предприятия или гудвилла определяется методом избыточной рентабельности, который можно рассматривать как частный случай метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную процедуру оценки стоимости предприятия в целом.
Исходят из того положения, что гудвилл это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую рентабельность. Расчеты выполняют в такой последовательности:
Имеется целый ряд нематериальных активов, стоимость которых может быть оценена только на основе затратного подхода. Методом расчета сметных затрат определяется и учитывается стоимость таких нематериальных активов, как целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, стоимость промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т.д.
Стоимость определяется как итог затрат по схеме расходов плюс прибыль.
Список литературы, рекомендуемой для более подробного и всестороннего изучения оценки нематериальных активов.
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено
волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением
информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России. Вопросы методики и организации учета
данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы один из самых
проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть по сути процесс
коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям.
Первая стадия. - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться
предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это
по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету
04 "Нематериальные активы". В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на
себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя их первоначальной стоимости
и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия (фирмы), затем реализуются и оседают на
расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение
авторам разработок (а также лицам, которые содействовали созданию или использованию этих разработок), и потому не должны
облагаться налогами.
Третья стадия - коммерциализации нематериальных активов заключается:
идеи или разработки;
Хозяйствующему субъекту любой фирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции
(услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную "нишу" и быть
серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений
с партнерами.
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной
способности их продукции на внешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный
механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность
современному предприятию (фирме):
продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности
продукции и услуг.;
которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
В целом проблема коммерческой оценки нематериальных активов явно назрела; нужна классификация нематериальных активов,
определение сущностных характеристик их видов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки
стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы
и т.д. Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на
данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным
рыночным отношениям.
Нематериальные активы весьма неоднородны
Поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу. В практической работе следует учитывать следующие принципы
формирования нематериальных активов:
По срокам полезного использования:
предприятию доход в настоящий период;
каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. По оборачиваемости (долговременности использования):
теряют свою потребительскую стоимость. Они включаются в текущие затраты предприятия;
переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). По степени отчуждения:
По степени влияния на финансовые результаты предприятия:
По степени правовой защищенности:
По степени вложения индивидуального труда работниками данного предприятия:
долевых условиях;
лиц, за плату или безвозмездно.
Для успешного введения нематериальных активов в экономический оборот предприятия любой участник этого действия обязан
разбираться в классификации и сущностных характеристиках каждого объекта нематериальных активов, их особых свойствах, а также в
сопутствующих им патентно-правовых документах.
Авторские свидетельства.
Это второй после патента правовой документ по изобретениям. Выдача авторских свидетельств была предусмотрена законодательством
ряда стран в системе СЭВ. Требования к изобретению в случае получения на него авторского свидетельства были те же, что и при
получении патента. Разница заключалась в том, что изобретение, защищенное патентом, могло использоваться только
патентовладельцем, а в случае защиты его авторским свидетельством исключительным правом на его использование обладало
государство. Положение самого изобретателя было одинаковым: в любом варианте защиты его изобретения (патент или авторское
свидетельство) закон предусматривал справедливое вознаграждение автору со стороны организации, которая использовала данное
изобретение. В настоящее время в государствах, которые образовались на территории бывшего СССР, в соответствии с новым
законодательством изобретения охраняются только на основе патентов.
Авторское право ("копирайт")
Распространяется на произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо
от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Объектом авторского права выступают:
научно-технические, в том числе топология интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для
ЭВМ, базы данных, речи, лекции, доклады и т.д.;
телепроизведения);
искусства;
Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит всем, независимо от
того, образует ли такое произведение целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Авторское право обозначает право на данное произведение, на изготовление и распространение его копий либо самим автором, либо
с разрешения последнего, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50
(пятидесяти) лет после смерти доход, который приносит его произведение.
Авторское право распространяется на оригинальные обнародованные и необнародованные произведения, находящиеся в следующих
объективных формах своего выражения:
Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы. системы, способы, концепции, сообщения о событиях и
фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений. Авторское право на данное произведение не связано с правом
собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Охрана авторского произведения не зависит от его качества: оно может быть плохим или хорошим в эстетическом плане, но любое
незаконное использование такого произведения (за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца
"копирайта") может вызвать различные санкции. Согласно [ 14 ], весь комплекс прерогатив, которые составляют авторское право,
признан и защищен на протяжении жизни автора. После его смерти период сохранения авторских прав равен 50 (пятидесяти) годам, как
наиболее справедливый баланс между сохранением экономических прав, принадлежащих автору, и потребностью общества в доступе к
явлению науки, культуры и искусства.
База данных -
объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли
быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Деловая репутация фирмы ("гудвилл") -
стоимостная категория, представляющая разницу между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового
комплекса и стоимостью всех ее активов. В российской практике цена "гудвилл" законодательно определена пока еще только для
процесса приватизации с аукциона или по конкурсу. В данном случае этот вид нематериальных активов рассматривается как "разница
между покупной и оценочной стоимостью имущества". Однако общепринятой методики оценки "гудвилл" пока нет. Деловая
репутация предприятия (фирмы) складывается годами.
Факторами, определяющими ее являются: эффективность деятельности, высокая кредитоспособность, первоклассные кадры, культура
обслуживания, порядочность руководства.
Фактическая величина "гудвилл" есть сравнение рыночной стоимости материальных и нематериальных активов с контрактной ценой