По строкам отражаются исследуемые переменные:Y зависимая переменная, в нашем примере это показатель выпучки; Х независимые переменные, а именно это:
Х1 заработная плата;
Х2 аммортизация основных средств;
Х3 горюче-смазочные материалы;
Х4 услуги охраны
Х5 электро-энергия
Х6 ремонтные работы
Х7 запчасти
Все числовые данные представлены в тысячах рублей.
Прежде, чем построить модель, необходимо произвести предварительную обработку данных, которая включает в себя получение корреляционной матрицы (см. приложение 6).
Корреляционная матица есть квадратная матрица парных коэффициентов корреляции. Нумерация переменных соответствует приложению 5. Например, показатель 1 это Y, показатель 2 - это Х1 и так далее.
Для проведения исследования взяты составляющие издержек обращения, а именно: заработная плата, амортизация основных средств, ГСМ, охрана, электро-энергия, ремонтные работы, запчасти для автомашин за отчетный период.
В качестве временного интервала для исследования взят период с июля 1998 года по март 2000 года., т.е. после кризисный период , когда произошли большие изменения в экономике страны, повлекшие за собой изменения в экономике и финансах предприятий. Для исследования данный период был взят для того, чтобы не было искажений и скачков в результатах, а также потому, что данный период имеет достаточное количество точек для получения адекватной модели .
Для проведения исследования составляющих выручки от реализации товара на прибыль применялись корреляционный и регрессионный анализ. Выполнение расчетов производилось с использованием стандартного программного продукта СтатЭксперт . Исследование проводилось в 2 этапа:
Корреляционный анализ
Регрессионный анализ с прогнозом.
Корреляционный анализ:
Прежде чем построить модель необходимо провести предварительную обработку данных, которая включает в себя получение корреляционной матрицы исходных данных, используя коэффициенты парной корреляции. Результаты расчетов представлены в приложении 6.
Данная таблица есть корреляционная матрица, где по строкам и столбцам представлены исследуемые параметры, обозначенные как показатели 1,2,3,.11, нумерация которых соответствует порядку параметров, представленных в таблице , то есть показатель 1 есть выручка, показатель 2 заработная плата,.,показатель 8 запчасти.
В корреляционной матрице дается критическое значение на уровне 90 % при 2-х степенях свободы равный 0,2920. Это означает, что надежность получаемых результатов в исследовании составляет 90 %, а две степени свободы это количество исследуемых одновременно параметров.
Критическое значение равное + 0,2920 используется для анализа таблицы . Коэффициенты корреляции , находящиеся в таблице , значение которых ниже 0,2920 (r ij r i крит.) принимаются за величину равная нулю, то есть корреляционная связь между переменными считается не значимой или отсутствует.
На основании неравенства r ij r i крит. корреляционная взаимосвязь отсутствует между следующими независимыми переменными (хi) с зависимыми переменными ( У- выручка). В регрессионном анализе данные показатели не учитываются.
Оценка коэффициентов корреляции осуществлялась на основе шкалы Чеддока:
Таблица 14
Шкала Чеддока
п/п | Критическое значение коэффициента | Показатель связи |
1 | 0,1 0,3 | слабая корреляционная связь |
1 | 2 | 3 |
2 | 0,3 0,5 | умеренная корреляционная связь |
3 | 0,5 0,7 | заметная корреляционная связь |
4 | 0,7 0,9 | высокая корреляционная связь |
5 | 0,9 1,0 | весьма высокая корреляционная связь |
При увеличении электро-энергии на 1% от своего значения выручка уменьшится на 0,186% и при увеличении запчастей на 1% выручка уменьшится на 0,199%, что подтверждает выполненный ранее анализ уравнения.
Шесть факторов, включенные в уравнение регрессии, объясняют 100 % вариации уровня выручки (дельта-коэффициент), если рассматривать 7 составляющих издержек как генеральную совокупность. Наибольшие изменения вариации выручки происходит от амортизации основных ( -0,609%), а наименьшие изменения от ГСМ ( 0,295).
Таким образом, амортизация основных средств оказывает на уменьшение выручки предприятия наибольшее влияние.
Анализ качества регрессионной модели осуществляется по остаточной компоненте, которая определяется по формуле:
^
=i- Yi , ( 33)
где - i-ое значение остаточной компоненты
Yi i-ое фактическое значение выручки
Yi i-ое значение выручки, рассчитанной с помощью модели.
Среднее значение остаточной компоненты равна -0,005. Критерий Дарбина-Уотсона (d расч.) служит для проверки независимостей уровней.
Расчетное значение критерия Дарбина-Уотсона (d расч.)= 1,698. При сравнении данного значения с табличным показателем мы видим:
d1 табл. (а = 0,05, р = 7, n = 17 ) = 0,90
d2 табл. (а = 0,05, р = 7, n = 17 ) = 1,71
Преобразуем d расч. : d расч.= 4 1,698 = 2,302 , то есть d расч. d 2 табл.
Следовательно, автокорреляция уровней остаточного компонента отсутствует и остаточная компонента распределена по нормальному закону распределения.
Модель адекватна реальному процессу изменения прибыли в зависимости от увеличения заработной платы (Х1), аммортизации основных средств (Х2), ГСМ ( Х3), электро-энергия (Х5), ремонт (Х6), запчасти (Х7). Об этом свидетельствует высокий показатель критерия адекватности, который равен 89,495%.
Коэффициент детерминации показывает на сколько включенные в модель переменные влияют на изменение прибыль. В нашем случае, критерий детерминации равен 86,7%.
Это означает, что переменные Х1,Х2,Х3,Х5,Х6,Х7 включенные в модель практически на 86,7 % описывают изменение . Данный факт подтверждается критерием Фишера (F-значение). F-значение (n1=6, n2= 14) равен 143,285. Это расчетное значение. Табличное же значение равно 8,74.
Так как Fрасч. F табл., то значение коэффициента детерминации значимо.
Таким образом, полученная в результате расчетов модель адекватна.
Критерий качества составляет лишь 22,374%. Это свидетельствует о низком качестве оценок.
В результате проведенного выше анализа можно сказать, что уравнение (32) значимо с вероятностью 0,95 и может быть применено для получения прогноза прибыли.
Прогнозные значения выручки на ближайшие 3 месяца (апрель- май-июнь 2000 г.) представлены в графике. Для наглядного представления изменения выручки были и описания этого изменения с помощью модели, а также прогнозные значения выручки Приложении 9 представлены на рисунке .
Анализируя данные рисунка , мы видим, что в апреле 1999 года, произошло снижение выручки, когда выросли заработная плата, амортизация основных средств в 2 раза. В декабре 1999 года сумма выручки выросла и достигла наибольшего роста, но в январе 2000 года снизился до минимума. Однако, в феврале 2000 года показатель выручки опять стал расти.
Прогнозное значение прибыли на ближайшие 3 месяца (апрель - июнь 2000г.) снижается .В апреле 2000 года ожидается снижение прибыли с 21772 до 1535,496 руб. (или на 7,05%). В мае 2000 года по сравнению с апрелем 2000г. показатель выручки уменьшится на 324,07% (-4976,136 / 1535,496 * 100).
А в июне ожидается увеличение показателя выручки с 4976,136 до 10896,939 руб. или на 218,98%.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы :
Корреляционная связь зависимой переменной У (выручка) с независимыми переменными Хi изменяется от умеренной (Х3 ГСМ, Х6- ремонт) до слабой (Х1- заработная плата, Х2- амортизация основных средств). В тоже время следует сказать ,что связь между независимыми переменными должна отсутствовать, так как ее наличие отрицательно сказывается на анализе.
Если случайные величины связаны отрицательной корреляцией, это означает, что при возрастании одной случайной величины, другая имеет тенденцию в среднем убывать.
Взаимное влияние независимых переменных не значимо, то есть мультиколлениарность отсутствует.
В результате расчетов получена регрессионная модель зависимости выручки от заработной платы, амортизации основных средств, ГСМ, электро
нергии, ремонта, запчастей. Она имеет вид :
У = 9971,102 2,434 Х1 97,989 Х2 + 123,384 Х3 42,431Х5 + 3,592Х6 - 63,342Х7
Модель имеет среднее качество и может с вероятностью 0,95 применена для прогнозирования значений прибыли.
Включенные в модель регрессии переменные Х1 (заработная плата), Х2 (амортизация основных средств), Х3 (ГСМ), Х5 (электро-энергия), Х6 (ремонт), Х7 (запчасти) на 89,495% описывают изменения выручки. Наибольшее влияние на изменение выручки оказывает амортизация основных средств ( на основании анализа дельта-коэффициента ).
Прогноз прибыли предполагает его дальнейшее снижение.
4.1. Разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов ГУСП Башхлебоптицепрома
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции.
Прибыль это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хзяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.
Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налогов на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из вырчки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше полуит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализаци и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Основные из них можно выделить :
Во ворой главе в третьем параграфе при анализе финансовых результатов был обнаружен убыток от реализации на 01.01.2000г. Как выяснилось при дальнейшем анализе убыток был вызван нарушениями хозяйственной дисциплины на 25781 тыс.руб. это произошло в результате не эффектиной ценовой политики ( убыток составил 48544 тыс.руб.), увеличение объема продаж не рентабельной продукции (убыток составил 1858 тыс.руб.). снижение себестоимости принесло прибыль 40640 тыс.руб. поэтому я в качестве мероприятия по увеличению прибыли на ГУСП Башхлебоптицепром предлагаю ввести ежемесячный факторный анализ торговых структурных подразделений.
Для этого надо в обязанности торгового отдела включить: ежемесячно представлять начальнику торгового отдела факторный анализ прибыли от реализации продукци и расчет влияния различных факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
В современных условиях предприятие имеет возможность организовывать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат по видам изделий.
Основное значение такой системы заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
- объема реализации продукции;
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличения объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.
Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение объема суммы прибыли.
Структура товарной прибыли может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сума прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельноговеса низкорентабельной или убыточной продукци общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменения уровня среднереализационных цен и величина прибылинаходятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличения уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её наболее выгодных рынках сбыта и т.д.
Рассмотрим методику анализа прибыли, основываясь на категории маржинального дохода.
Маржинальный доход представляет собой суумму прибыли и постояных расходов. Суть этой категории в том.
Что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализванном виде маржиныльный доход Dm можно представить двумя основными формулами:
Dm = P + Zc; ( 34 )
Dm = Q Zv, ( 35 )
где Р прибыль;
Zc - постоянные расходы;
Zv - переменные рсходы;
Q - выручка от продаж.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (4.1.) следующим образом:
Р = Dm Zc. ( 36 )
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:
Dy + Dm / Q, ( 37 )
где Dy удельный вес маржинального дохода в выручке отпродаж.
Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода, как
Dm = Q х Dy ( 38 )
И преобразовать формулу ( 36 ), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:
P = Q х Dy Zc. ( 39 ) Формула ( 38 ) используется тогда. Когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции.
Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции и соотношения выручки от продаж каждого вида продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж расчитывается как средневзвешенная величина.
В аналитических расчетах используют ещё одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных еденицах и ставки мардинального дохода в цене за еденицу продукции. маржинальный доход можно представить как:
Dm = g x Dc, ( 40 )
где g количество проданного в натуральных еденицах;
Dc ставка маржинального дохода в цене за еденицу продукции.
Отсюда формула ( 36 ) может быть записана следующим образом:
P = g x Dc Zc. ( 41 )
Рассматриваемое в качестве примера предприятие ГУСП Башхлебоптицепром. Возьмем в качестве исследуемых показателей четыре вида товаров которые реализовываются в розничных магазинах (структурне подразделения ГУСП Башхлебоптицепрома): мясо кур, колбасные изделия утиное мясо, тушенка. Расчет отразим в таблице 15:
Таблица 15
Вид изделий | Отпускная цена | Переменные расходы на единицу | Уд. вес изднлия,% к общ итогу по продажам | |
Фактическ | Предлагаю | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мясо кур | 32 | 19 | 55 | - |
Колбасные изделия | 70 | 39 | 40 | 30 |
Мясо уток | 34 | 13 | - | 50 |
Тушенка | 20 | 10 | 5 | 20 |
И это позволяет считать, что при постоянной структуре проданного не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:
(300-250) х 0,427 = 21,4 тыс.руб.
Зная, что выше точки критического объема продаж и маржинальный доход и прибыль от продаж при увеличении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму можно считать,что за счет увелечения количества проданного прибыль увеличилась также на 21,4 тыс.руб.
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода как в сторону увелечения. Так и в сторону уменьшения. В нашем примере наблюдается прирост абсолютной суммы маржинального дохода:
(0,542-0,427)х 300=34,5тыс.руб.
На такую же велечину возросла и прибыль от продаж за счет изменения структуры проданного.
Проверим, как соответствует влияние обоих факторов общему изменению прибыли:
21,4+34,5=55,9тыс.руб.
При выборе вариантов структуры продаж решается вопрос об установлении цен по каждому виду продукции. При этом во внимание принимается рыночный спрос, цены, по которым аналогичные товары продают конкуренты, общая сумма постоянных расходов складывающаяся для данных условий продаж.
В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от планового как в сторону увелечения, так и в сторону уменьшения, что в свою очередь оказыват влияние на сумму прибыли от продаж.
Предположим, что 8% общего объема продаж тушенки было продано по завышенной цене - по 15 рублей за штуку.Соответственно увеличилась бы общая сумма предполагаемой выручки от продажи и составило бы 360тыс.руб. Чтобы определить влияние этого увелечения цены, дополнительно расчитаем удельный вес моржинального дохода в цене за 1 штуку тушенки проданной по завышенной цене: (15-10) : 15=0,3, и , используя результаты предыдуших расчетов определим средний Dy для нового объема продаж (при завышенной цене):
Dy= 0,44х30+0,3х8+0,62х50+0.5х20/100= 0,566
Прибыль от продаж при предлагаемом объеме выручки, фактических завышенных ценах и сокрашении уровня постоянных расходов равна:
Р=360х0,566- 60=143,76 тыс.руб.
Чтобы определить как повлеяло увелечение цены за чай на прибыль от продаж сопоставим два уровня предполагаемой прибыли: один с учетом увелечения цены, а другой- при условии того , что цены находились на уровне , предусмотренном в плане: 143,76- 102,6=41,16 тыс.руб.
Еще одна переменная рассматриваемой нами формулы (38) постоянные расходы котрой также влияют на сумму прибыли от продаж. Постоянные расходы неизменны лишь услоно и в отдельных случаях их фактический уровень может отклоняться от планового.