ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ имени СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ
Дисциплина Экономика и социология труда занимает важное место в системе подготовки специалистов по управлению персоналом. Она тесно увязывается с дисциплиной Экономика предприятия, является составной частью базового курса Управление персоналом предприятия, развивающей и дополняющей его в области организации, нормирования и социологии труда, и в свою очередь является базовой дисциплиной при изучении таких курсов, как Мотивация трудовой деятельности, Конфликтология, Управление социальным развитием предприятия, Инновационный менеджмент в кадровой работе, Персональный менеджмент, Этика деловых отношений, Управление занятостью, История труда и предпринимательства.
Цель изучения дисциплины Экономика и социология труда - освоение студентами теоретических основ экономики и социологии труда и овладение практическими навыками по разработке мероприятий в части рационального использования и развития человеческих ресурсов, сокращения издержек на рабочую силу.
Переход к рыночным отношением создает совершенно новую обстановку в решении проблем экономики и социологии труда, предполагает необходимость повышения самостоятельности и ответственности организаций и их персонала. Все это требует переосмысления роли и места экономики и социологии труда в системе мер по повышению эффективного управления производством, определения необходимых организационных, экономических, социальных условий и мер, обеспечивающих активное участие работников в поиске новых форм и методов работы в этой области.
В условиях перехода к рынку представляется необходимым вести изложение данного курса в активной, проблемной постановке, проводить со студентами дискуссии, опираясь на опыт передовых отечественных организаций и опыт зарубежных стран, результаты научных исследований, проводимых преподавателями академии.
Изучение дисциплины Экономика и социология труда предусмотрено для 3-летнего срока обучения во 2-м семестре, для 4-летнего срока обучения - в 3-м семестре, для 6-тилетнего - в 5-ом семестре. В качестве промежуточного контроля студенты выполняют курсовой проект.
Изучение дисциплины для студентов 3-хлетнего срока обучения заканчивается зачетом, для студентов 4-х и 6-тилетнего срока обучения - экзаменом.
Наименование темы |
Срок обучения | ||||||
3 года | 4, 6 лет | ||||||
Всего | Лекц. | Сам. раб. |
Всего | Лекц. | Сам. раб. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Предмет и содержание дисциплины Экономика и социология труда | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Раздел 1. Труд и социально-трудовые отношения | |||||||
2 | Труд как социальноэкономическая категория | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
3 | Трудовой потенциал общества, организации, человека. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
4 | Социально-трудовые отношения и их регулирование. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
5 | Качество трудовой жизни. | 5 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
6 | Формирование кадровой политики организации. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
Раздел 11. Экономические основы трудовой деятельности | |||||||
7 | Экономическая сущность организации труда. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
8 | Разделение и кооперация труда. | 4 | 0, 5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
9 | Организация и аттестация рабочих мест. Рационализация трудовых процессов. | 2 | 2 | 3 | 0,5 | 2,5 | |
10 | Изучение затрат рабочего времени. Нормирование труда. | 4 | 4 | 5 | 0,5 | 4,5 | |
11 | Условия труда, охрана и безопасность труда. Режим труда и отдыха. | 4 | 4 | 5 | 0,5 | 4,5 | |
12 | Функционально-стоимостной анализ трудовой деятельности. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
13 | Анализ и планирование трудовых показателей. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
Раздел 111. Социальные основы трудовой деятельности | |||||||
14 | Социология организации. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
15 | Основы трудового поведения личности. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
16 | Социальная политика организации. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
17 | Социологическое исследования в организации. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
Раздел 1У. Оценка эффективности и аудит в социально-т | рудовой сфере. | ||||||
18 | Оценка затрат на персонал. | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
19 | Оценка эффективности и производительности труда. | 4 | 4 | 3 | 0,5 | 2,5 | |
20 | Оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
21 | Аудит в социально-трудовой сфере | 4 | 0,5 | 3,5 | 5 | 0,5 | 4,5 |
ИТОГО | 80 | 8 | 72 | 100 | 10 | 90 | |
Промежуточный контроль | Курсовой проект | ||||||
Итоговый контроль | зачет | экзамен |
Актуальность и необходимость изучения проблем экономики и социологии труда а период формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.
Объект и предмет изучения Экономики и социологии труда. Специфика экономического и социологического подхода к изучению труда.
Взаимосвязь проблем Экономики труда и Социологии труда. Задачи курса Экономика и социология труда.
Содержание курса Экономика и социология труда. Место курса в системе подготовки специалистов по менеджменту, его взаимосвязь с другими дисциплинами специализации Управление персоналом.
Формирование школы научной организации труда Ф.Тейлора; вклад в развитие идей организации труда и управления Г.Ганта, Г.Эмерсона, Ф.Гилбрета, Л.Гилбрет, А.Файоля, Г.Форда. Школа человеческих отношений - Э.Мэйо, М.П.Фоллетт; их вклад в развитие социологии труда.
Роль в развитии экономики и социологии труда российских ученых: П.М.Керженцева, А.К.Гастева, П.М.Есманского, Н.А.Витке и др. Характеристика научных разработок и публикаций отечественных и зарубежных авторов по проблемам экономики и социологии труда.
Литература: 2:104-107,118-119; 12:11-16, 373-382; 13:11-36; 15:66-105; 20:16-20; 21:11-22; 26; 28; 33; 35; 37; 38; 41; 54; 56.
Объектом изучения относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин Экономика труда и Социология труда служит труд -целесообразная деятельность людей , направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие между этими науками в предмете изучения, т.е. в том какую сторону труда они изучают.
Экономика труда изучает экономические отношения , возникающие по поводу использования труда, которые охватывают проблемы организации, нормирования, оплаты труда, его планирования и анализа, оценки эффективности.
Предметом изучения социологии труда служат социальные отношения и процессы в сфере труда, которые определяются прежде всего сходством и различие социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников.
На практике проблемы экономики и социологии труда органически взаимосвязаны, поскольку практически все категории этих наук имеют как экономический, так и социальный аспекты.
В содержании курса выделяются несколько частей. В первой части рассматриваются теоретические и методологические вопросы курса, касающиеся сущности и содержания таких основополагающих понятий дисциплины как труд, трудовой потенциал и социально-трудовые отношения.
Содержание второй части составляют основные элементы (направления) экономики труда: разделение и кооперация труда, организация трудовых процессов, организация рабочих мест и др.
Третья часть посвящена социальным аспектам трудового процесса, здесь рассмотрены сущность и основные категории социологии организации и отдельного человека, даны методологические основы проведения социологических исследований в организации.
Завершается курс темой, посвященной достаточно новой проблеме экономики и социологии труда - аудиту в социально-трудовой сфере.
Вопросы для проверки и самоконтроля:
1. Что является объектом и предметом изучения дисциплины Экономика и социология труда?
2. Раскройте содержание понятий труд, экономика труда, социология труда. В чем отличие экономического и социологического подхода к изучению труда?
3. Охарактеризуйте роль экономики и социологии труда как отрасли науки, изучающей проблемы труда; по каким направлениям она решает свои задачи во взаимосвязи с другими научными дисциплинами?
4. Раскройте содержание курса Экономика и социология труда. Назовите его задачи.
5. Назовите и охарактеризуйте основные этапы в развитии научных знаний в области экономики и социологии труда. Поясните, как развивалась Экономика и социология труда в России.
6. Покажите место курса Экономика и социология труда в системе дисциплин по подготовке менеджера по персоналу.
Социально-экономическая сущность труда. Элементы процесса труда: предметы и средства труда, технология, продукт труда.
Особенности процесса труда рабочих и управленческого персонала.
Формы проявления труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства, производственное взаимодействие работников друг с другом.
Классификация видов труда. Основные группы классификационных факторов: характер и содержание труда, предмет и продукт труда, средства и способы труда, условия труда.
Соотношение видов труда.
Труд как основная жизненная потребность человека. Содержательность и привлекательность труда, удовлетворенность трудом, отношение к труду. Труд как потребность в самовыражении и самореализации.
Обогащение социальноэкономического содержания труда, его основные направления: сохранение и развитие личности работника (повышение содержательности труда), изменение основных форм понуждения к труду, развитие производственной демократии, развитие форм компенсации за труд, гарантии занятости, безопасность труда, санитарно-гигиенические условия труда, целенаправленное изменение отношения к труду.
Труд как предмет государственной политики. Основные направления государственной политики в области труда.
Литература: 13: 11-34; 15; 28; 51; 52; 64.
Труд - это объективно присущая человеку сфера деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности человека.
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Следует обратить внимание на то, что если процесс труда рабочего представляет собой соединение элементов производства: человек, предметы труда, средства труда, технология, продукт труда - изделие, услуга, то процесс труда управленческого персонала - это соединение элементов процесса управления - человек, информация (предмет управленческого труда), технология управления, продукт труда - решение.
Процесс труда следует рассматривать в различных аспектах: с психофизиологической стороны - как затраты человеческой энергии: энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств, которые определяются степенью тяжести труда, уровнем нервно-психологической напряженности;
с позиций организационно-технологического аспекта трудовой деятельности - как взаимодействие работника со средствами производства, которое определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью автоматизации и механизации, технологией, квалификацией работника и пр.;
С организационно-экономической стороны - как производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, которое зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда, от численности работников, от организационно-правовой формы предприятия. При классификации видов труда следует выделять четыре группы отличительных признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.
По характеру и содержанию труда можно выделить труд наемный и частный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуждению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степени сложности.
Классификация видов труда по его предмету и продукту предполагает выделение по профессиональному признаку труда научного, инженерного, управленческого, производственного и др.; предпринимательского и инновационного; по отраслевому признаку - промышленного, сельскохозяйственного, транспортного и коммуникационного.
Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный, автоматизированный, низко-, средне- и высокотехнологичный, с различной степенью участия человека.
В зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда можно выделить труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлекательный, свободный и с различной степенью регламентации.
Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются все четыре группы признаков в их сочетании.
Рассматривая проблему труда как основы жизнедеятельности человека, слушатели должны уяснить, что в современных условиях происходят коренные изменения в социально-экономическом содержании труда. Сущность этих изменений заключается в том, что труд из средства обеспечения материальных потребностей все более перерастает в труд, выражающий самореализацию личности работника.
В связи с этим актуальными направлениями развития сферы труда становятся обогащение содержания труда, развитие тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют более полно использовать интеллектуальные, творческие и организаторские способности человека, использовать высшие человеческие свойства и потребности. Эти изменения должны найти отражение как в социально-трудовой политике организации, так и в государственной политике.
1. Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обусловлена?
2. Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль каждого из них в осуществлении трудового процесса?
3. Назовите классификационные признаки видов труда. Охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности.
4. Раскройте главное изменение в социально-экономическом содержании труда на современном этапе. Как оно отражается на развитии сферы труда?
5. Назовите и охарактеризуйте основные направления обогащения социальноэкономического содержания труда.
6. В чем заключается государственная политика в области труда, каковы ее основные направления?
Трудовые ресурсы как экономическая и планово-учетная категория. Основные характеристики трудовых ресурсов: трудоспособность, трудоспособный возраст. Состав трудовых ресурсов: экономически активное и не активное население.
Формирование, использование и управление трудовыми ресурсами. Человеческий фактор производства; показатели, его характеризующие.
Активизация человеческого фактора на современном этапе развития, причины, ее обусловившие.
Трудовой потенциал работника как основная характеристика персонала организации. Состав трудового потенциала работника: психофизиологический, квалификационный, личностный потенциал.
Формирование и использование трудового потенциала организации. Структура трудового потенциала организации.
Понятие персонал организации. Базовая классификация персонала по категориям. Производственный персонал: основной и вспомогательный. Управленческий персонал (служащие): руководители, специалисты, технические исполнители.
Линейные и функциональные руководители. Категории специалистов: функциональные специалисты, специалисты, другие служащие.
Зарубежные системы классификации персонала: производственный персонал, непроизводственный персонал, административный персонал.
Структура персонала: профессиональная, функциональная, половозрастная, образовательная, социальная и др.
Особенности состава и структуры персонала научных и учебных организаций. Понятие ученого звания и ученой степени.
Почетные звания, действительные члены и члены-корреспонденты академии наук.
Литература: 1:9-13,159-172; 3:12-13, 69-72,180-224; 10:28-46; 12:56-61; 13:36-51; 17:29-46; 21:56-61,272-278; 34; 43; 45; 48;51; 52; 55; 62; 63.
Трудовые ресурсы как экономическая категория отражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы.
К трудовым ресурсам в практике планирования и учета относят население в трудоспособном возрасте, т.е. мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45-54 лет). Кроме того, к трудовым ресурсам относится население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудоспособное население состоит из экономически активного и экономически не активного населения. Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Способность человека к труду находит отражение в понятии рабочей силы - совокупности физических и духовных способностей организма и личности человека, используемых в производстве товаров и услуг.
Более развернутое представление о возможностях и способностях рабочей силы дает понятие трудового потенциала как обобщающая характеристика человеческого фактора производства. Вместе с тем понятия трудовых ресурсов, рабочей силы и трудового потенциала, по существу, не нацелены на изучение индивидуальных качеств человека как работника и личности.
Поэтому более естественным понятием является человек труда как индивидуализированный элемент трудовых ресурсов, владелец рабочей силы, обладатель трудового потенциала.
Трудовой потенциал работника - это совокупная способность физических и духовных свойств отдельного ратника достигать в заданных условиях определенных результатов производственной деятельности, а также совершенствоваться в процессе труда.
Трудовой потенциал работника включает в себя: психофизиологический потенциал - способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, тип нервной системы и т.п.;
квалификационный потенциал - объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, навыков и умений, обусловливающий способность к труду определенного содержания и сложности;
личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал организации составляет совокупность трудоспособных работников, которые могут трудиться а организации при наличии необходимых организационно-технических условий. Формирование и использование трудового потенциала организации, являясь частью процесса воспроизводства рабочей силы, осуществляется в отраслевой и территориальной системах хозяйства.
Структура трудового потенциала организации представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними. Соответственно трудовой потенциал организации включает в себя следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный, организационный потенциал. Термин персонал объединяет составные части трудового потенциала организации.
К персоналу относят всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Следует учитывать, что классификация персонала по категориям осуществляется в соответствии с базовой классификацией НИИ труда (см. Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. 2-е изд.
М.:Экономика,1991).
В персонал современной организации входят: сотрудники предприятия (рабочие, руководители, специалисты, технические исполнители, работники социальной инфраструктуры), управляющие (менеджеры),акционеры, Совет директоров, несущий полную ответственность за деятельность организации и эффективность принятых управленческих решений.
На предприятиях индустриально развитых стран различают следующие категории работников: 1) top managment, то есть высшее звено управления (президент/генеральный директор и другие члены правления); 2) middle managment, -среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов); 3) lovez managment - низшее звено управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений); 4) инженерно-технический персонал и конторские служащие; 5) рабочие, занятые физическим трудом; 6) работники социальной сферы.
1. Раскройте содержание экономической категории трудовые ресурсы. Охарактеризуйте трудовые ресурсы как планово-учетную категорию.
2. Что понимается под термином трудовой потенциал работника? Охарактеризуйте структуру трудового потенциала работника.
3. Что такое трудовой потенциал организации? Какова структура трудового потенциала организации?
Дайте характеристику элементам, входящим в его состав.
4. Раскройте взаимосвязь понятий трудовой потенциал общества - трудовой потенциал организации - трудовой потенциал человека.
5. Дайте определение персонала организации и назовите его основные категории. Прокомментируйте различия в классификации персонала по категориям в России и в странах с развитой рыночной экономикой.
6. В чем заключается принципиальное отличие категорий руководитель и специалист?
Понятие социально-трудовые отношения; необходимость его включения в систему понятий экономики и социологии труда; факторы, обусловившие это включение. Система социально-трудовых отношений, ее структура: субъекты и уровни, предметы; принципы и типы, факторы развития. Субъекты социальнотрудовых отношений: индивидуум, группа индивидуумов (например, наемный работник, предприниматель, государство).
Уровни социально-трудовых отношений: индивидуальный, групповой, отраслевой, организации, рабочего места и т.д.
Предметы социально-трудовых отношений на различных этапах жизненного цикла человека. Структуризация предметов социально-трудовых отношений: социально-трудовые отношения занятости; социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
Принципы формирования различных типов социально-трудовых отношений: принципы солидарности и субсидиарности, принцип господство - подчинение. Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство.
Система регулирования социально-трудовых отношений в России. Программно-нормативная регламентация регулирования социально-трудовых отношений. Генеральные, тарифные и специальные соглашения, коллективные договоры, механизм их подготовки.
Факторы формирования и развития социальнотрудовых отношений в обществе и в рамках отдельной организации.
Литература: 10:460-462; 21: 45-76; 38; 64.
Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязь и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
Система социально-трудовых отношений имеет следующую структуру: субъекты и уровни отношений, предметы отношений и их структура, типы отношений, факторы развития отношений.