d9e5a92d

Повторение пройденного


Как по гипнозу, изменение наступает через желание и усилие субъекта; его нельзя привнести извне. Одним из самых многообещающих аспектов практики ролевой игры является развитие большей спонтанности в поведении. Как известно, одной из проблем нашей культуры является раннее подавление спонтанности, непосредственности в поведении.

Творческая драма - один из способов их возрождения; другим может быть более структурированная ролевая игра, нацеленная на специфические обстоятельства. Повторение пройденного
Большинство читателей согласятся с тем, что повторение - одно из самых скучных занятий, с которыми приходится сталкиваться учащимся в процессе обучения. Сама концепция обработки уже пройденного материала несет в себе семена разочарования. Для хорошего студента это скучно тем, что приходится повторять 90 процентов материала, который он уже знает и понимает; уделом менее способных становится фрустрация, вызванная штудированием материала, который они не поняли с первого раза.
Поскольку одной из самых сильных черт ролевой игры является ее способность вовлекать и побуждать, она наверняка окажется хорошим средством в упражнениях на повторение пройденного. Последние могут принять форму проблемных ситуаций, на которые должен отреагировать студент. В преподавании и повторении пройденного можно использовать одни и те же ситуации; это привлекает еще и тем, что студент вспоминает уже знакомую предысторию.

Если в ролевой игре содержится элемент состязания, то повторение становится еще более запоминающимся и приятным.
 
Обучение посредством ведения записей
 
Создавать ролевую игру - веселое занятие. Даже самого скромного и застенчивого человека оно хоть сколько-то да приобщает к творчеству. Она дает возможность создавать новые микромиры, в которых автор волен спровоцировать конфликт и дать жизнь дополнительным персонажам.
Но создание ролевой игры еще и тяжелая работа. Она требует понимания проблемы и ее взаимосвязи с различными внешними обстоятельствами. Она обязывает к проверке фактов и цифр, а также к глубокому обдумыванию последствий того или иного действия.

Для успешного создания ролевой игры также необходимо глубокое понимание темы и вовлеченных в ситуацию персонажей.
В результате написание ролевого упражнения становится и занимательным и познавательным процессом. Известно, что одним из лучших способов усвоения предмета является его преподавание, но последнее включает в себя все виды других навыков, которых может не быть у ученика - например, умения выступать перед классом или поддерживать дисциплину. Написание ролевой игры не требует таких навыков.

Оно не требует даже особенно хорошего стиля или искусного владения письмом.
Написание ролевой игры означает умение оперировать идеями относительно общения людей друг с другом и окружающей средой. В этом помогает определенная природная эмпатия к людям - равно как и гибкость воображения. Главной задачей является сбор информации и осмысленное соотнесение ее с персонажами, которым предстоит ожить в упражнении.

Здесь существуют широкие возможности исследовать материал и обсудить влияние решений и поведения человека в условиях, создаваемых волею автора.
Особенно эффективным является прием, при котором группа учащихся готовит ролевую игру для другой группы. Например, группа А может организовать игру, в которой члены группы Б играли бы команду администраторов, занятых внедрением новых методов работы. Члены группы А, писавшие сценарий и роли, играют рабочих, профсоюзных деятелей и т. д. Пока группа А будет готовить игру, группа Б точно так же займется другим сценарием, после чего можно будет по очереди разыграть обе игры.

Это превосходный способ втянуть в работу тех учеников, которые не отличаются большим энтузиазмом.
 
 
Другие экспериментальные методы
 
 
Одна из трудностей, встающих перед теми, кто интересуется практикой ролевых игр в преподавательской деятельности, состоит в том, что игры относятся к гораздо более обширной группе процедур, которые все вместе могут рассматриваться как экспериментальные техники. (Имеется в виду, что в своем эффекте они опираются на реальные эмоции учеников, их чувства, контакты, ситуации и другие нюансы.) Причина этого затруднения лежит в их сходстве с техниками, которые неизменно смущают непрофессионалов, а иногда приводят в замешательство даже самих практиков. В этой главе предпринимается попытка вскрыть некоторые различия и показать место ролевых игр среди других методик.


Рисунок 9.1 является картой территории, которая была создана для отображения взаимосвязи различных компонентов; те тропинки, что ведут к ролевой игре, обозначены заголовками в рамках.
В следующем разделе рассматриваются отношения между этими формами деятельности, после чего следует более подробное описание отдельных сфер, которые представляют большую важность и имеют отношение к ролевой игре.
 
 
 
Взгляд на себя
 
 
 
Хотя сфера учебного моделирования широка и включает в себя модели, имитации и игры, существует тем не менее четкая граница между упражнениями, которыми предусмотрено изображение кого-либо в той или иной форме, и теми, в которых этого нет. В тех упражнениях, в которых предполагается изображение, интересы студентов могут быть личностно ориентированными и нет. В соответствии с левой частью схемы, учеников, изображающих себя, можно стимулировать к недирективному, неструктурированному исследованию собственного поведения и чувств, как это происходит в Т-группе, где фасилита-тор позволяет сессии развиваться под действием ее собственной внутренней динамики или мотивов.

И наоборот - как показано в правой части схемы, сессия может быть более структурированной и включать в себя упражнения, которые заставляют учеников больше следить за своими установками, поведением и чувствами.
Эти структурированные упражнения позволяют ученику измениться. Типичная трансформация будет направлена на приобретение более приемлемых чувств, установок и поведения, но здесь возникает вопрос - приемлемых для кого? В широком смысле можно сказать, что улучшению подвергнется социальное функционирование ученика, однако за этим скрывается разнообразное содержание. Он может лучше продавать холодильники или что-то еще; он может научиться справляться с социальными интеракциями - например, покупать билет на поезд или заказывать еду; он может не так бурно реагировать на стресс; он может просто почувствовать себя лучше.

Приобретение подобных навыков или установок будет классифицироваться как терапия, если субъектом оказывается пациент из психиатрической больницы; образование, если это ребенок в школе, и тренинг, если речь идет о работнике, находящемся на рабочем месте. Разграничения не очень четки.
На практике цель, которая, с одной стороны, обусловлена преподаванием, а с другой - низким уровнем адаптированности ученика, позволяет разделить (как показано на рисунке 9.1) структурированные упражнения на терапевтические и нетерапевтические. Терапевтические упражнения предназначены для тех, кто хочет лучше адаптироваться в пределах своего социального круга, или для тех, кто нуждается в этом согласно заключению специалистов. Однако видно, что даже здесь трудно провести абсолютное различие.
Взгляд на других
Обратимся к другому основному разделению учебного моделирования, отображенному в правой части схемы. Здесь мы можем видеть столь же сложные серии упражнений, что и в левой стороне, только в этом случае они обращены на поведение других людей. В соответствии с задачами данной книги, эти упражнения разделены на две категории: исследовательские и творческие. К творческим относится чрезвычайно удачное применение в школах драмы как способа дать детям возможность сконструировать их собственный фантастический мир с помощью театральных игр и импровизации.

К исследовательским относятся такие приемы, как воспроизведение конкретных случаев, включая фрагменты из фильмов и сцены, разыгранные специально подготовленными актерами; при этом обучение носит опосредованный характер, а ученик участвует в моделировании только как зритель.
С другой стороны, существуют методы исследования, которые вовлекают ученика в процесс либо анализа поведения конкретного индивида, либо анализа социальной группы, напримерсиделок, иммигрантов, учителей и даже целых семей. Первый вид деятельности мы именуем ролевой игрой; последний больше известен под названием социодрама.
Как видно из рисунка 9.1, существует связь между социодрамой, воспроизведением отдельных случаев и уличным театром. Уличный театр - любопытное явление, включающее в себя аспекты многих других форм социальной и политической деятельности. Если воспользоваться терминологией настоящей книги, это техника, которая использует театральную импровизацию для вовлечения аудитории в исследование общества и социальных групп.



Содержание раздела