d9e5a92d

Когда, где и как долго


 
ПОДСКАЗКА. Дебрифинг может быть самой важной частью упражнения. Почему бы не обдумать его на стадии планирования?
 
Перечень задач, представленный на рисунке 8.2, познакомит вас с пространством и значимостью действия, известного под названием дебрифинг.
Интересно отметить, что оно выступает под разными названиями, каждое из которых указывает на отдельный аспект процесса. Слово дебрифинг подразумевает процесс, обратный инструктажу - здесь имеется четкая связь между информацией, заложенной в ролевую игру, и информацией, которая была оттуда извлечена. Другим термином является рефлексия; в данном случае подчеркивается возмож
 
 


 
 
ноть для участников оглянуться на происходившие события; третий термин - дискуссия, который означает рассмотрение или обсуждение спорных вопросов. Как отмечалось в главе 3, термин дебрифинг был выбран как самый распространенный. Его достоинством является также подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

Но какой бы ни использовался термин, несомненно то, что должна быть проведена хорошо организованная, тщательно контролируемая сессия, на которой будут выполнены задачи, перечисленные на рисунке 8.2.
Функция
Причина, по которой дебрифинг столь часто проводится неадекватно, лежит в том, что наставник не осознает целого ряда функций, которые он выполняет. Очевидно, что ключевой функцией будет выделить учебные темы и убедиться, что ученик их усвоил, однако существует ряд других функций, которые почти равноценны этой.
 


 
Хорошо поставленная ролевая игра стимулирует глубокое погружение игрока в процесс; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха. Однако, позволив игрокам так глубоко войти в ситуацию, вам следует уделить некоторое время и тому, чтобы помочь им выбраться из нее обратно. В данном случае мы не имеем в виду кратковременные паузы, возникающие в ходе игры, которые наставник использует для анализа и переоценки ситуации.

Речь идет об окончательном выходе игроков из действия.
Этот выход должен быть четким и полным, в противном случае внимание учеников будет обращено к проблемам, не решенным в ходе ролевой игры.
По окончании ролевой игры у игроков возникает естественное желание обсудить и поспорить о происходившем. Фактически они часто хотят проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы или действия. Если они недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней.
Чтобы избежать этой проблемы, наставник должен первым делом удостовериться, что все недоразумения разрешены и концы сведены с концами. Кроме того, должен осуществляться логический процесс постепенного выхода из ролевой игры, когда к ученикам поначалу обращаются как к персонажам и только потом как к учащимся. Действуя таким образом, наставник переходит от обсуждения чувств и эмоций, проявленных игроком в конкретной роли, к более объективному обсуждению проблем.
Контролируемый вывод участников из ролевой игры имеет и другую, не менее важную функцию. Поведение учащихся в процессе ролевой игры несовместимо с их поведением во время анализа. Первое требует полного погружения в проблему, второе является намеренным отступлением от нее. На стадии дебрифинга участники должны быть в состоянии абстрагироваться и проанализировать происходившее, а для этого им, в первую очередь, надо осознать, что предшествующая деятельность завершена.

Другие функции, которые выполняет дебрифинг, относятся к искусству вести наблюдение. Ролевая игра обычно дает возможность учащимся развить способность к самонаблюдению и наблюдению за поведением окружающих, а период дебрифинга предоставляет шанс закрепить эти навыки и исправить ошибки.
Другая важная функция дебрифинга - обеспечение связи ролевой игры с общим учебным процессом. Этого можно достигнуть, обратившись к первоначальным целям и одновременно оценив возможности применения полученных знаний в других ситуациях, а также продолжив изучение заинтересовавших учащихся проблем.
Хотя оставшаяся часть этой главы касается дебрифинга, который происходит после ролевой игры, следует упомянуть, что кое-какую полезную обратную связь можно встроить в саму игру, используя в ней репортеров, радиопередачи, памятные записки, отчеты и газетные статьи.


Когда, где и как долго
Чтобы добиться максимального эффекта, сессия дебрифинга должна вплотную примыкать к самому действию. Как правило, участники стремятся оживить свои установки, чувства и реакции, поэтому не стоит делать большого перерыва между игрой и началом дебрифинга.
На практике, конечно, это не всегда легко устроить. Почти наверняка помешают перерывы на обед и на чашечку кофе и даже сон. Важно, однако, тщательно спланировать дебрифинг и уделить ему достаточное время.

Большинство авторов согласны с тем, что дебрифинг должен занимать по крайней мере столько же времени, сколько и сама ролевая игра; на самом деле желательно, чтобы он продолжался в два-три раза дольше. Поэтому типичная ролевая игра на четверть часа должна сопровождаться дебрифингом, продолжающимся три четверти часа. Более длительные игры соответственно требуют пропорционально более продолжительного дебрифинга.
Однако наступает момент, когда упражнение в целом начинает занимать слишком много времени. В этом случае пропорции наверняка изменятся. Если ролевая игра длится дольше получаса, то будет очень тяжело выдержать дебрифинг, занимающий больше полутора часов.

В таких ситуациях рекомендуется пересмотреть упражнение и подумать, нельзя ли преобразовать его в серию более коротких эпизодов.
Существенно, что плохое планирование дебрифинга почти неизбежно приведет к его преждевременному завершению. Время может выйти любой точке дискуссии, и сокращенным окажется не только важнейший отрезок учебного процесса, но будут пропущены важные темы, которые должны были всплыть в конце занятия.
Часто нет понимания того, какой богатый материал можно накопить за относительно небольшой промежуток времени. Возьмите, к примеру, ролевую игру, в которой к начальнице департамента подходит одна из ее сотрудниц и просит о переводе в другой филиал.
За пять-десять минут они могут коснуться загруженности сотрудницы работой, соотношением ее нагрузки с занятостью других работников, ее способности справляться с такой нагрузкой, характера рабочей атмосферы, причин, по которым сотрудница хочет перейти - из карьерных, финансовых соображений, из-за коллег, из-за самой работы и т. д. И любой из этих моментов может вести к более подробным расспросам, которые даже не будут касаться семейных обстоятельств и всего с ними связанного. Следовательно, через короткое время можно будет спросить игроков: Как вам понравилось интервью?, Что вы выяснили?, Какое у вас отношение к собеседнице?, Изменились ли ваши чувства, отношения?, Ощутили ли вы, что собеседница понимает ваши проблемы?, Понимаете ли вы сами ее проблемы?, Почему вы спросили о продолжительности рабочего дня? В результате этой дискуссии может быть принято решение:

  • продолжить интервью;
  • начать заново;
  • повторить или продолжить, изменив параметры игры;
  • остановить действие и перейти к следующему разделу сессии.

Если ролевая игра продолжалась дольше получаса, то участники забудут самое начало, и можно потерять многие детали. Многие подробности и чувства, испытанные игроками, также окажутся сглаженными при большом разрыве между действием и дебрифингом.
Другим способом гарантировать четкую картину происходившего будет обсуждение, организованное в том же помещении и даже там, где проходил перерыв. Физическая обстановка оказывает значительный эффект на способность людей восстанавливать картины прошлого, и если поместить кого-либо в ту же комнату и усадить на тот же стул в той же позе, то часто это помогает вспомнить ранние события.
Можно, разумеется, воспользоваться видеомагнитофоном и записать ролевую игру. Просмотр видеозаписи освежит события в памяти людей, и тем удастся избежать проблемы, связанной с организацией дебрифинга непосредственно после игры. Такое использование телевидения полезно и очень эффективно, но в нем есть и свои недостатки, речь о которых пойдет в конце настоящей главы.
 
 
Логика дебрифинга
 
 
Несмотря на то что у каждого наставника будет свой собственный стиль преподавания и соответственно проведения сессии дебрифинга, полезно иметь перед собой общую картину логики процесса. Это проиллюстрировано рисунком 8.3.
В соответствии с предложенной схемой, процесс дебрифинга включает в себя четыре отдельные части. Сначала идут мероприятия, которые призваны завершить действие и саму ролевую игру так, что происходит своего рода возврат к исходной моделируемой ситуации. За


 
тем наступает очередь основного обсуждения и анализа с целью сделать выводы, зарегистрировать их как факты, которые следует запомнить.



Содержание раздела